Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения процессов ощущения и восприятия





Ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот ядерный симптом оказывает влияние на все психическое развитие (С. Я. Рубинштейн).

Замедленность и суженный объем зрительного восприя­тия доказаны, в частности, К. И. Вересотской, которая ис­пытуемым предъявляла на короткое время картинки. Суже­ние объема восприятия изучалось также по числу отмечае­мых в пейзаже предметов (М. М. Нуделъман). То, что норма­льные лица воспринимают сразу, умственно отсталые вос­принимают последовательно. Это затрудняет ориентирова­ние. Умственно отсталые не усматривают связей и отноше­нии между объектами (И. М. Соловьев). Им не удается разли­ть выражения лиц на картинках, уловить светотени, понять перспективу и значение частичных перекрытий предметов из-за их разной удаленности на картинках (Э. А. Евлахова).

Недифференцированность восприятия проявляется в неспособности различить сходные предметы при попытке их узнать (Е. М. Кудрявцева). Кошка ими не отличается от белки, а компас воспринимается как часы. В одну и ту же группу отсталыми детьми объединяются множество малосходных оттенков (Ж. И. Шиф). Большие затруднения возникают при специфическом узнавании предметов. Они легче относят предмет к категории рода, чем вида (И. М. Соловьев). Для них вошедший человек — просто дядя, а не сосед, почтальон или садовник. К квадратам относят и треугольники, и ромбы, прямоугольники, т. к. у всех у них имеются углы.

Инактивность восприятия умственно отсталых лиц обнаруживается по отсутствию стремления рассмотреть, разобраться в деталях и во всех свойствах предъявляемой картинки, игрушки или другого предмета. Примером может быть неспособность ими опознать известные, но перевернуты перед показом картинки.

Нарушение ими константности восприятия выявляете: по затруднению сохранить восприятие определенной вели чины предмета по мере его удаления (Э. С. Бет). Эта особенность перцепции усложняет ориентировку в пространственном расположении предметов. Нарушение сложного восприятия проявляется в том, что они недостаточно воспринимают глубину изображений на картинках.

Распознавание объемных и контурно выполненных предметов ощупыванием (осязанием) происходит хуже, чем в норме, что может вызвать затруднения в трудовом обучении. Имеющиеся затруднения в кинестетическом восприятии (ориентировке своего тела в пространстве) приводят плохой координации движений. Недифференцированность мышечных ощущений обнаруживается при неудачных па пытках сравнить предметы на вес руками.

Развитие различения звуков происходит замедленно затруднениями, сказываясь на формировании речи, ориентировке на звук (упавшего предмета, местонахождения гово­рящего человека и т. д.).

Указанные особенности восприятия сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания. От класса к классу происходит совершенствование, разви­тие ощущений и восприятий. Облегчает этот процесс совер­шение действий с предметами (В. Г. Петрова).

Нарушение (изменение или отсутствие) мотивационного компонента восприятия, т. е. личностного отношения, как это имеет место у умственно отсталых людей, сказывается на перцептивной активности. Восприятие включает в себя основную характеристику человеческой психики — при­страстность (А. Н. Леонтьев). Однако отсутствие устойчивых предпочтений у умственно отсталых субъектов лишает их этой черты восприятия. В зависимости от мотивов личности различно строится перцептивная деятельность. Слабость мотиваций у отсталых лиц приводит к тому, что у них пер­цепция принципиально не отличается от субъекта к субъек­ту. Восприятие зависит от структуры деятельности, реализу­емой субъектом (Е. Т. Соколова). Отсутствие разнообразия в активности приводит к примитивизации восприятия.

Таким образом, эти изменения зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых восприятий, а также затруднения анализа и синтеза воспри­нимаемого препятствуют созданию адекватной ориентиров­ки в окружающей и внутренней среде и установлению наи­более полных связей и отношений между объектами реаль­ного мира.







Date: 2016-05-17; view: 486; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию