Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приобретенные причины





В 9 % случаев умственной отсталости причиной поражения мозга становятся перинатальные вредности, которые (связывают с гипоксией. Недостаток кислорода в процессе родов может быть обусловлен тяжелыми болезнями матери (сердечно-сосудистая недостаточность, заболевания крови. Асфиксия плода обычно сочетается с родовой травмой, чему способствуют быстрые или затяжные роды, узкий таз, лицевое предлежание, ягодичное предлежание плода, недоношенность и перекошенность плода, упомянуты вредности внутриутробного периода.

В первые годы жизни наиболее частыми причинами поражения ЦНС и умственной отсталости оказываются энцефалиты, тяжелые интоксикации, черепно-мозговые травм» состояния клинической смерти. Заболевания, сопровождающиеся тяжелым истощением (токсическая дизентерия), сменяющие друг друга инфекции (от 5 до 25 %) также могут отражаться причинами отставания в развитии особенно у недоношенных детей или детей, перенесших тяжелую травму родов.

Социальные и культурные факторы. Личный опыт, среда и особенно семейное окружение оказывают серьезное влияние на развитие интеллекта и личности ребенка. Условия, которых ребенок воспитывается и раннем возрасте, во многом предопределяют его дальнейшую жизнь. Для оптимального психомоторного развития формирование навыков должно происходить в чувствительные (критические) период жизни. Обнаружено, что для освоения цвета, формы предметов, звука, который предметы издают, и материала, из которого они сделаны, наиболее подходящее время — от 2,5 до лет. В то же время слишком раннее форсированное обучении навыкам чтения и счета, до того момента, когда ребенок способен их воспринять и получить удовлетворение от своих достижений, в дальнейшем может привести к нарушению способности обучаться или даже к ограничению интеллектуальных возможностей.

Благоприятная атмосфера в семье — непременное условие развития когнитивных функций и формирования эмоциональной сферы. Препятствием для развития ребенка могут стать условия депривации, в которых он не сможет приобрести социальный опыт или этот опыт окажется недостаточным. У ребенка, воспитывающегося в условиях депривации, ограничены возможности для обучения, что влечет за собой отставание формирования речи, моторных, познавательных функций и способности общения.

Все это негативно отража­ется на решении жизненных задач ребенком и ухудшает обу­чаемость (J. Kagan ). В некоторых исследованиях обнаружи­ваются данные об участии этих факторов в происхождении 80—90 % случаев умственной отсталости. Однако получае­мые сведения зависят от критериев депривации, использо­ванных в работах, техники исследования, изучаемого кон­тингента и страны. Наибольшее значение социальные и культурные, а также семейные и психологические факторы (депривация) имеют для возникновения легкой степени ум­ственной отсталости.

Влияние частичной депривации может сказаться на тех детях, которые ослаблены врожденными вредностями или рано перенесенными болезнями, следующими одна за дру­гой. Другая иллюстрация интеграции биологических и соци­альных факторов — воспитание личностно незрелой ма­терью-подростком недоношенного ребенка или рождение ребенка в социально неблагополучной семье. При этом основную опасность для психического развития ребенка представляет не столько сама недоношенность, если его мас­са не слишком мала, сколько сочетание последней с особен­ностями социальных условий, в которых он рождается и вос­питывается.

В происхождении тяжелой степени умственной отсталости участвует комплекс наследственных (хромосомные аберрации, гены большого действия) и серьезных внешних факторов (травмы, нейроннфекции). Эти факторы оказыва­ют сильное негативное воздействие на формирование мозговых структур, а также на развитие плода в целом.

За возникновение легкой степени психического недоразвития ответственно иное сочетание факторов, обычно не под­дающееся разделению: семейно-конституциональные (гене­тические) особенности и комплекс отрицательных воздейст­вий среды: биологических (вредностей, действующих внутиутробно, во время родов и в раннем возрасте) и культур­но-семейных, препятствующих полному раскрытию наследственных задатков, развитию интеллекта в пределах генетических программ. Происхождение одной части легко отсталых связано с генетическими факторами, например, из-за неполного проявления мутантных генов и последующего поражения мозга. У другой части легкая степень умственной отсталости определяется факторами, влияющими на формирование интеллекта в норме, в результате чего оно соответствует крайнему варианту низкого интеллектуального уровня развиваясь у физически благополучных лиц. Подтверждением наследственного происхождения значительного числа умственно отсталых этой группы является то, что у 36 % них один или оба родителя отстают в психическом развитии. Однако в этих семьях часто выявляются и другие неблагоприятные воздействия, поэтому трудно решить, какие из н оказали наибольшее влияние.

2.2. Патогенез

Патогенез умственной отсталости определяется хроногенным фактором, заключающимся в том, что как генетические, так и средовые вредности, воздействуя в один и тот период развития мозга, способны вызывать в нем сходные нарушения. Наряду с этим одинаковые факторы, поражающие мозг плода или ребенка на разных этапах его формования, могут привести к различным изменениям. То, как реагируют структуры мозга, зависит главным образом от анатомической и функциональной зрелости и достаточно характерно для того или иного периода развития. Симптоматика умственной отсталости при поражении плода в первые четыре недели беременности отражает грубые нарушения развития всего организма. Действие вредностей в период от четырех недель до четырех месяцев беременности, когда формируются органы и ткани, может проявиться не только в патологии мозга, но и в дисплазиях сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов и систем, а также в тканевых дисплазиях (например, болезнь Марфана — дефект соединительной ткани). Воздействие вредоносных влияний во второй по­ловине беременности, когда формирование всех органов уже завершено и только ЦНС продолжает интенсивно разви­ваться, проявляется изменениями в наиболее поздно разви­вающихся структурах мозга и местном недоразвитии отдель­ных его долей (лобной, теменной). В последние недели бере­менности и природах гипоксия, интоксикация и грубая трав­ма могут привести к внутримозговым кровоизлияниям в коре и подкорковых отделах. Эти вредности и поражения мозга после родов вызывают очаговые органические повреждения. Чем раньше это происходит, тем более вероятны глобальные нарушения психики, сопровождающиеся замедлением всего психического развития. Нет полной ясности в том, что в процессе созревания мозга определяется генетически, а что — влияниями среды. Генетическая программа со­здает лишь схему возможных нейрональных объединений в коре головного мозга, функциональная же система из нейронов возникает благодаря воздействию внешних раздражителей во время чувствительного периода.

Таким образом, деятельность нейронов меняется под влиянием поступающей в мозг информации, а ее недоста­ток в раннем периоде развития может привести к необрати­мым изменениям и психическому недоразвитию. Отношения между патологическим процессом (изменениями в головном мозге) и клинической картиной умственной отсталости сложны. Одно и то же наследственное заболевание, связанное с нарушениями обмена веществ, может проявиться весьма различно: либо только в форме умственной отсталости, либо в ее сочетании с речевыми, эмоциональ­ными, поведенческими или другими психическими расстройствами. При этом различная выраженность симптомов и их разнообразие определяются степенью недостаточ­ности фермента. При некоторых заболеваниях формирова­ние интеллекта происходит в то время, когда имеет место постоянное расстройство обмена веществ, нарушающее неточный метаболизм в мозге.

Date: 2016-05-17; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию