Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этиология и патогенез умственной отсталости. Дизонтогении
Этиология умственной отсталости Причиной возникновения психических нарушений при умственной отсталости может быть широкий круг вредный воздействий. С достоверностью этиология установлена приблизительно лишь у 35 % умственно отсталых индивидов. В одних случаях это наследственные факторы (70—90 % действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей. В других это врожденные вредности, действующие на уже развивающийся плод. В третьих это разнообразные приобретенные неблагоприятные воздействия, поражающие ребенка в первые три года жизни. Эндогенные причины Изменение наследственных структур (мутация) — наибе лее частая причина умственной отсталости. Генные мутации — изменения внутренней структуры генов. Хромосомные мутации — изменения структуры хромосом. К ним относятся транслокации (обмен сегментами между хромоссомами), делеции (поломки хромосом с утратой их части), дугликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (две поломки в одной хромосоме с поворотом участка между ними на 180°). Клинически все хромосомные формы умственной отсталости, связанные со структурными перестройками, являются последствиями либо частичных трисомий (трех одноименных хромосом вместо двух), либо частичных моносомий (одной вместо пары хромосом). Геномные мутации — изменение количества хромосом. Встречаются как трисомий (увеличение числа хромосом на одну), так и моносомии (отсутствие одной из хромосом). Распространенность хромосомных болезней среди новорожденных составляет — 0,5%. У человека мутации возникают постоянно — это естественный процесс, происходящий в ходе жизнедеятельности. Кроме того, они происходят под влиянием физических воздействий (ионизирующая радиация: электромагнитные излучения, гамма- и рентгеновские лучи, корпускулярные излучения: быстрые нейтроны, альфа-частицы). Вредоносными могут стать химические вещества (инсектициды, фунгициды, гербициды, формальдегид, ароматические углеводороды, противоопухолевые средства). Опасно также действие некоторых биологических факторов (вирусов гепатита, гриппа, краснухи, кори, ветряной оспы, свинки и др.). Помимо этого, для появления мутаций имеет значение возраст родителей и семейное предрасположение, что может быть связано с нарушением генетического управления делением клеток. Эндокринные заболевания и метаболические дефекты. Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка. Фенил аланиновая эмбриопатия возникает в том случае, если у матери имеет место фенилкетонурия, т. е. содержание фенилаланина в ее крови превышает 30 мг/л. Перезревание половых клеток. Это понятие включает комплекс изменений в яйцеклетках и сперматозоидах, происшедших от момента их полного созревания до момента образования зиготы. Эти изменения могут быть связаны, в частности, с увеличением срока между овуляцией и оплодотворением, гормональными расстройствами, нерасхождением половых хромосом. Возраст родителей. Частота рождений детей с трисомиями 13, 18 или 21 у женщин в возрасте 30—34 лет составляет один случай на 510, в возрасте 35—39 лет 1 на 185, в возраста 40—44 лет 1 на 63, а старше 45 лет 1 на 24. Частота трисомий зависит и от возраста отцов. Основной причиной возрастного фактора является старение половых клеток, увеличение частоты мутаций (из-за снижения устойчивости хромосом химическим мутагенам, падения активности ферментов гормональных нарушений и др.). Врожденные причины Среди причин, вызывающих нарушение созревания плода, известно более 400 внешних факторов. Так как во внутри утробном периоде ЦНС плода особенно чувствительна, то & повреждения встречаются часто и приводят в итоге к психическому недоразвитию (70—90 %). Высокий риск рождения умственно отсталых детей связан с гипоксией плода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями: сердечно-сосудистой не достаточностью, болезнями печени и почек, диабетом, болезнью щитовидной железы. Эти болезни способствуют так же недоношенности и осложнениям во время родов. Нарушение психического развития ребенка может оказаться следствием взаимодействия многих вредностей, действующих как внутриутробно, так и в течение родов. Несовместимость по RH-фактору и по факторам АВО. Примерно у одной из восьми женщин Кп-фактор в крови отсутствует. Дети этих женщин могут пострадать от несовместимости, если у мужей этот фактор имеется. RH -позитивный плод, получивший этот фактор от отца, провоцирует выработку антител в крови матери. Эти антитела, проникая кровоток ребенка, разрушают его эритроциты. Возникающий в результате эритробластоз приводит к нарушению ЦНС, что в дальнейшем может проявиться в умственной отсталости, нарушении слуха и других неврологических симптомах. Эритробластоз встречается у одного из 150—200 новорожденных. Причиной умственной отсталости может стать также несовместимость и по факторам крови АБО. Внутриутробные инфекции. Многие инфекции передаются от матери плоду, однако лишь малая их часть вызывает умственную отсталость. Они становятся причиной поражения ЦНС плода в 4—5 % случаев тяжелой — и 1 % легкой умственной отсталости. Среди микроорганизмов, вызывающих умственную отсталость, чаще всего встречаются вирусы, простейшие (протозоа) и спирохеты. У 5 % беременных инфекционное поражение плода вызывают вирусы. Однако (т. к. только у части инфицированных беременных рождаются дети с умственной отсталостью, то нередко сложно оценить, одна ли только инфекция стала ее причиной. Инфекция, попавшая в материнский организм, в ряде случаев не дает внешних признаков заболевания у беременной, но при этом может поражать плод. Чем раньше действует вредность на плод, тем больше вероятность того, что произойдет выкидыш или возникнут пороки развития. В дальнейшем эти же вредности поражают ткани плода и замедляют его развитие. Вероятность поражения плода зависит также от плаценты, которая не пропускает к нему возбудителей многих острых инфекций. Однако эффективность этого плацентарного барьера различна. Вирусные заболевания. После пандемии 1918 г. было доказано, что вирус гриппа способен вызывать умственную отсталость при внутриутробном заражении. Во время пандемии 1957 г. число детей, рожденных с внутриутробными повреждениями, возросло с 1,6 до 3,6 %. Вирусы западного и восточного энцефалита (конского хвоста), коксеки, ЭКХО, простого вагинального герпеса и, возможно, гепатита проникают через плацентарный барьер. Однако не ясно, какова частота поражения ЦНС плода, приводящая к возникновению умственной отсталости. Краснуха. Если беременная заболевает ею в первые три месяца беременности, то риск умственной отсталости у ребенка составляет от 15 до 20 %. Цитомегалия. Вызывается вирусом слюнных желез, попа дающим от матери к плоду, который приводит к воспалении мозга и его оболочек, что завершается смертью или тяжел заболеванием эмбриона. От 1 до 2 % умерших младенцев обнаруживают цитомегалию. Врожденный сифилис. Сифилитическая спирохета передается плоду через плаценту матерью, зараженной во время беременности. Она не проникает в эмбрион до пятого месяца беременности. Применение антибиотиков для лечения сифилиса резко уменьшает поражение плода. Увеличение десятки раз числа больных сифилисом в последние десятилетия привело к возрастанию риска появления врожденно сифилиса. Листериоз. Листерии, обладающие способностью проходить плацентарный барьер, поражают преимущественна нервные ткани плода. Это может приводить к его гибели или к септицемии и менингоэнцефалиту, оставляя грубые органические поражения ЦНС. После рождения в связи с этим возникает тяжелая умственная отсталость. Токсоплазмоз. Токсоплазма — одноклеточный паразит передается человеку предположительно через мясо животных. Распространенность врожденного токсоплазмоза 5—7 на 10 000 нормальных младенцев. Инфицируются младенцы до рождения и после родов. Примерно 10 % зараженных младенцев умирает через один-два месяца. У многих из выживших детей имеются множественные пороки развития и умственная отсталость. Наиболее частые химические вредности, приводящие интеллектуальному дефекту, — свинец, алкоголь, лека венные препараты. В период органогенеза с начала третьей до конца десятой недели любой вредный фактор может при вести к смерти эмбриона или появлению пороков развита Частота пороков у умерших в пренатальном периоде развития составляет от 21 до 42 %. физические факторы. Радиационные воздействия на беременных женщин при диагностических, терапевтических, профессиональных или случайных рентгеновских облучениях при катастрофах на атомных электростанциях могут вызвать гератогенный эффект и умственную отсталость. Это воздействие зависит не только от стадии развития зародыша, но и от дозы, вида и мощности ионизирующего облучения, а также от индивидуальной чувствительности. Возникновение пороков под влиянием ионизирующего облучения связано с прямым повреждением плода, а также с нарушением метаболизма и проницаемости клеточных мембран в организме будущей матери. Наиболее часто при этом наблюдаются пороки нервной системы, глаз и черепа. Пороки вызывают и такие механические воздействия, амниотические сращения, чрезмерное давление матки или опухоли на плод при маловодий или крупной миоме. Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности могут оказаться причиной пороков развития, малой массы плода и умственной отсталости (С. Drillien, E. Wilkinson ). Влияние недоношенности (менее 1 500 г) и переношенности на психическое развитие ребенка определяется не только недостатком массы тела, но и продолжительностью беременности. Частота неврологических и психических нарушений у таких детей составляет не менее 20 %. Date: 2016-05-17; view: 703; Нарушение авторских прав |