Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятия художественным творчеством в детском образовательно-оздоровительном лагере
После длинного учебного года наконец-то наступают долгожданные всеми детьми летние каникулы. Все разъезжаются: кто-то едет к бабушке в деревню, а большинство ребят едут в детские оздоровительные лагеря или посещают городские оздоровительные лагеря при школах и учреждениях дополнительного образования. Процент детей, которым в лагере не нравится, очень мал, так как над тем, чтобы каждому ребёнку было здесь хорошо трудится большое количество взрослых людей, включая студентов, которые здесь выполняют роль старших братьев и сестёр, то есть вожатых. Лагерь - это новый мир ребёнка, который за короткое время позволяет расширить опыт творческого общения с новыми друзьями – сверстниками и взрослыми, так как в лагере каждый день происходят мероприятия: конкурсы, спортивные игры, фестивали, где ребёнок принимает непосредственное участие. А самое главное, лагерь ставит детей в равное положение, не так как в учебной деятельности, которая «разводит ребят по разные стороны баррикад». В каждом ребёнке ценится активность, желание участвовать в мероприятиях, искреннее желание помочь своему отряду быть лучшим, а сфер для проявления себя более чем достаточно. Концепция художественного образования в нашей стране определяет искусство как необходимую базу для духовного возрождения России. Знакомство подрастающего поколения с культурой обеспечивает познавательное развитие детей и подростков, их социальную адаптацию, раскрытие их творческого потенциала, развитие общей культуры. Приобщение детей и молодежи к искусству в системе непрерывного образования является социально значимым и востребованным. Изучение традиций художественной культуры и многообразного проявления искусства развивает личностные, психологические качества, эмоционально-ценностные отношения, формирует художественно-познавательные способности, активизирует творческую самостоятельность детей. Развитие у детей мотиваций к творчеству, воплощенному в деятельности, и осознании себя как человека-творца, привитие коммуникативных способностей служит средством его социализации и самореализации. Развитие креативности (творческого отношения) в мышлении и деятельности детей являются сегодня первостепенными задачами непрерывного процесса художественного образования детей. Изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, обладающие специфическими, художественно-образными средствами воздействия на личность, имеют огромный воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. В содержание образовательной области «Искусство» входят эстетическое восприятие действительности и искусства, теоретическое изучение основ искусства, практическая художественная деятельность детей. Основными задачами занятий художественным творчеством с детьми в детском образовательно-оздоровительном лагере являются: - формирование целостного мироощущения детей и подростков; - формирование чувства самосознания; - развитие культурно-исторической памяти; - развитие эстетического сознания; - знакомство с традиционной культурой и искусством своего региона, России, мира; - формирование художественно-творческой активности в процессе изучения основ изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Образовательная среда детского оздоровительного лагеря в системе дополнительного образования создает благоприятные условия для формирования личности. В отличие от общеобразовательного процесса это обеспечивает: - познавательное развитие личности ребенка; - социальную адаптацию, включающую межличностные отношения; - раскрытие творческого потенциала; - развитие общей культуры детей и подростков. Организация занятий предполагает реализацию краткосрочных образовательных программ на базе городских и загородных детских образовательно-оздоровительных лагерей. Такие программы классифицируются: - по возрасту (для детей 7 – 10 лет, для подростков, разновозрастные); - по полу (смешанные, для мальчиков, для девочек); - по формам реализации (групповые, индивидуальные); - по способам реализации (репродуктивные, эвристические, креативные). Специфика организации образовательного процесса в детском оздоровительном лагере (краткосрочность, случайный набор детей, преобладание практикоориентированных работ) детерминирует использование программ общекультурного уровня, который предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в области искусства и культуры, обогащение опыта общения, совместной творческой деятельности.
Кружок художественного творчества в детском образовательно-оздоровительном лагере
Летние занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству являются важным звеном в эстетическом воспитании, художественном образовании, нравственном, патриотическом и трудовом воспитании детей и подростков. Они воспитывают культуру мышления и эстетических суждений, целеустремленность, самоконтроль, чувство ответственности за порученное дело, здесь глубже и ярче проявляются индивидуальные склонности и способности. Такую работу с детьми можно условно разделить на три группы: 1. индивидуальная работа обучающихся с периодической консультацией у педагога; 2. групповая работа (кружки, студии, клубы и другие объединения обучающихся); 3. массовая работа (организация тематических вечеров, лекториев, экскурсии в мастерские, картинные галереи и музеи). Кружок – это добровольное объединение учащихся. Занятия носят преимущественно практический характер. Студии позволяют экспериментировать в области обработки разных материалов. Клубы любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства объединяют несколько секций или кружков. Наряду с практическими занятиями содержание внешкольной работы включает в себя такие формы работы, как лекции, беседы, тематические вечера, встречи с художниками и народными мастерами, праздники, экскурсии, походы, экспедиции, слеты, конференции, фестивали. Эффективная работа в данном направлении возможна только при условии грамотного планирования системы занятий с учетом: · проникновения в строй художественного мышления художника или народного мастера; · ощущения его связи с природой, окружающим миром; · выявление и овладение его творческими достижениями; · собственной практики преодоления этого опыта. Наиболее популярной формой работы художественно-эстетического направления в детском оздоровительном лагере является кружок. Кружок организовывается не только для детей, умеющих хорошо рисовать, а для всех кто хочет проявить свою фантазию и кто желает работать с бумагой и красками. Краткосрочная программа кружка художественного творчества в детском образовательно-оздоровительном лагере составляется в соответствии с основными требованиями: - идейно-воспитательная направленность занятий; - соответствие возрастным особенностям художественного творчества детей и подростков; - систематичность и последовательность усложнения учебного материала и творческих заданий; - наличие тесных связей между занятиями; - использование широкого спектра изобразительных материалов; - соответствие природному и праздничному календарю общелагерных мероприятий; - учет особенностей региональной культуры и искусства; - предполагаемое развитие и совершенствование ее содержания. В результате освоения краткосрочной программы по изобразительному, декоративно-прикладному и основам народного искусства в детском оздоровительном лагере обучающиеся должны: Иметь представления: об изобразительном искусстве, о народном и декоративно-прикладном искусстве, как видах искусства, о их роли в жизни человека; об основных понятиях изобразительной грамоты; о естественности многообразия понимания и выражения в искусстве красоты природы, строений, одежды, традиционных трудовых и других празднеств, высших нравственно-эстетических ценностей; о взаимосвязи изобразительного и других видов искусства. Различать (узнавать) произведения традиционного искусства своего народа. Различать произведения школ народного мастерства своего региона и страны. Использовать при выполнении творческих работ на доступном для их возраста уровне: образный язык пластических искусств; основы цветоведения (три основных цвета, черный, белый, их смеси, теплые и холодные цвета, цветовой контраст и нюанс), основы изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении); основы изображения лица и фигуры человека порции частей, передача движения); ритм, силуэт, цвет, композицию как основные средства художественной выразительности художественного образа. Передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, образ художественной вещи. Иметь опыт: работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при создании графических, живописных работ; работы с художественными материалами: гуашь, акварель с белилами, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастер, аппликация (вырезанная и обрывная), пластилин; коллективной творческой работы. Применять творческий опыт в практической работе по оформлению кабинета, создавая изделия декоративно-прикладного искусства из доступных материалов, участвуя в эстетическом преобразовании среды. Высказывать оценочные впечатления о шедеврах русского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, о произведениях народных мастеров различных народных промыслов России, о работах товарищей. Отслеживание результатов реализации программ проходит в процессе анализа и оценки детских работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей, через анкетирование и интервьюирование детей и родителей, при организации выставок детского творчества. Оценка творческих работ происходит по следующим критериям: - Раскрытие заданной темы различными способами или выполнение задания. - Оригинальность. - Культура работы в материале. - Аккуратность. - Собственное отношение автора к работе. Подготовка к работе с детьми начинается задолго до летних дней. Педагогу необходимо продумать и согласовать основную тематику занятий художественного творчества с общим планом работы всего лагеря. Заранее можно подготовить наглядный, методический материал, дополнительную литературу, образцы творческих работ, материалы и инструменты. Составляется предварительная краткосрочная программа деятельности кружка в нескольких вариантах с учетом возраста, направленности (изобразительное или декоративно-прикладное искусство или художественный труд). В первый день работы кружка необходимо провести «день открытых дверей», рассказывать интересующимся детям, чем руководитель собирается их занять, какого профиля будут занятия и записывать всех желающих. Именно в это время возможна корректировка программы с учетом произведенного набора, запросов детей и воспитателей. В обычной лагерной смене 21 день, из них для занятий в кружке выбывает день приезда, день знакомства и день заезда, из восемнадцати оставшихся дней, примерно пять уйдут на общелагерные мероприятия, в которых участвуют все дети лагеря (олимпиада, бизнес-день, и т. д.). Остается организовать двенадцать занятий, плюс один день оформлять работы кружковцев на выставку. Занятия в кружке рекомендуется проводить два - три раза в неделю, по два часа, а количество занимающихся не должно превышать пятнадцать человек. Занятия лучше проводить в специальном помещении, а в хорошую погоду на открытом воздухе. Помещение должно хорошо проветриваться и иметь хорошее освещение. В нём должны быть столы и стулья, стенды или навесные конструкции для размещения образцов и наглядного методического материала, шкаф для хранения инструментов, материалов и готовых изделий. Каким бы не было помещение, руководитель может сделать его уютным: столы с красивыми баночками для воды, шторы, наглядные пособия, репродукции, книги. Обязательно должны быть полки для материалов (кистей, красок, мелков и так далее) и для готовых работ. Работы нужно на каждом занятии подписывать, чтобы не было путаницы, где чьи. Это поможет при оформлении выставки. Очень важна расстановка столов. Хорошее положение, когда столы примыкают друг к другу, все сидящие повернуты друг к другу лицом. Краски общие, баночки с водой тоже, это еще и помогает наладить контакт детей друг с другом, так как они приходят из разных отрядов. Если в один ряд поставить столы не удается, то по 2 стола, чтобы дети опять же сидели друг к другу лицом, это помогает и в коллективных работах. Рекомендуется максимально использовать работы детей для оформления комнат, залов. Именно подчеркивание практической значимости их работ позволит заложить основу для повышения художественно-творческой активности детей и подростков. Для подведения работы кружка в конце каждой смены целесообразно организовать отчетную выставку работ кружковцев. Каждая работа должна иметь этикетку с указанием фамилии, имени и возраста кружковца. Организующим моментом выставки является его девиз, выражающий основную идею. Девиз можно дополнить макетом, символом, фотографией. Лучшие работы целесообразно отметить памятными подарками.
Date: 2016-05-16; view: 786; Нарушение авторских прав |