Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к основным упражнениям. 4 page





После принятия решения необходимо выбрать средства для его осуществления. Однако цели, как известно, можно достичь разными путями. Вряд ли следует придерживаться такого девиза, пришедшего к нам из средних веков: “Цель оправдывает средст­ва”. Есть пути легкие, но не совсем честные, а есть трудные, но достойные, гуманные. Поэтому можно сказать, что человека ха­рактеризуют не только его цели сами по себе, но и средства, которые он использует для их достижения.

Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение не может быть реализовано и начатое дело не дово­дится до конца. Сущность волевого действия лежит, конечно, не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в исполнении принятого решения. Только тот, кто умеет приводить свои реше­ния в исполнение, может считаться человеком с достаточно силь­ной волей.

Действительно, как бы ни мучился человек, принимая самое сложное решение, каким бы правильным это решение ни было, мы не будем считать его человеком с сильной волей до тех пор, пока это решение не будет выполнено. И, наоборот, тех, кто, выполняя даже чужое решение и зачастую жертвуя собой, стремится к цели, мы называем волевыми людьми.

Исполнение волевого действия также имеет сложную внут­реннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно свя­зано с тем или иным временным отрезком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, говорят о намере­нии.

Намерение — это внутренняя подготовка будущего действия.

Фактически речь идет о воле, разве что акцент переносится с самого действия, его активности, на его удержание, на результат. Отметим, что с практической точки зрения говорить о намерении удобней, поскольку осознание в данном случае имеет дело с работающим эффектом силы, не вдаваясь в постижение сущности этой силы как таковой.

Мы сталкивается здесь с принципом “черного ящика”: известны только предпосылки и условия включения “механизмов” воли и уже конечный результат как итог их действия, характер же самой работы этих “механизмов” остается непостижимым. Если воин правильно намеревается что-либо сделать, он автоматически получает необходимый результат.

Попытки объяснения работы намерения остаются маловразумительными, поскольку подлинная природа намерения, как и самого человеческого существа - энергетична, что делает её необъяснимой для теоретической психологии.

Вот, например, объяснение самого известного авторитета Толтекской традиции - дона Хуана: “Намерение - это вещь, о которой очень сложно сказать что-нибудь вразумительное. Если я или кто бы то ни было попытается объяснить, что такое намерение, его слова будут напоминать идиотический бред. Сейчас я попробую сформулировать. Маг формирует намерение совершить то, что он намерен совершить, просто за счет того, что он намеревается это совершить”.

Эффективность всех наших действий полностью зависит от мотивации и намерения. Мотивация отвечает на вопрос ”зачем?”, а намерение отражает понимание “для чего?” Зачем мы занимаемся, что это нам даст, какая нам от этого польза, как это можно в дальнейшем использовать - все это вопросы к нашей мотивации.

Можно перечислить, к примеру, целый ряд возможных мотивов утренних физических занятий: поправить здоровье, улучшить фигуру, увеличить мышечную массу или растяжку и т. п. В таком же духе можно привести множество вариантов мотивации, приводящий людей на Путь обретения Силы - нас много и каждый вправе иметь собственную мотивацию своих действий. Причем возможны самые различные варианты - от наиболее безобидных до таких экзотических, как, например, “стремление освоить другие линейности и параллельные реальности для осуществления планов мести своим врагам”. Заметим, что подобные мотивы опасны в первую очередь для самого желающего.

Как и в любом другом действии, на этапе исполнения также можно выделить этап планирования достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность. Во время нее мы ищем наиболее рациональные способы и доступные средства, позволяющие быстрее достичь принятого решения. План может быть представлен с разной сте­пенью детализации, с разными подробностями.

Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг, в то время как другие довольствуются самой общей схемой или неясными представлениями. Обычно детальнее разрабаты­вается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечается исполнение действий отдаленных.

Спланированное действие не реализуется автоматически: что­бы решение перешло в действие, необходимо заставить себя это сделать, т.е. предпринять волевое усилие.

Волевое усилие пере­живается как осознанное напряжение, находящее разрядку в волевом действии. В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, помогающего челове­ку преодолеть трудности. Задача волевого усилия — мобилизо­вать внутренние ресурсы человека и создать дополнительные мотивы к действию, к достижению цели.

Немецкий врач Х. Линдеман, отправившись на надувной лодке через Атлантический океан, был твердо уверен в своих силах и в победе над стихией. В трудных ситуациях он поддерживал себя словами самовнушения: “Я справлюсь!”

Волевое усилие характеризуется количеством энергии, за­траченной на выполнение целенаправленного действия и удер­жание от нежелательных поступков. Так, одному очень просто удержаться и не съесть лишнее пирожное на вечеринке, в то время как другому очень трудно удержаться от подобного иску­шения и он затрачивает много энергии, чтобы сдержать себя.

Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения. В испол­нительном звене, когда человек преодолевает не только внутрен­ние, но и внешние трудности, оно становится доступнее для на­блюдения.

Волевое усилие качественно отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее на­пряжение может быть огромным и даже разрушительным для ор­ганизма. Например, боец, остающийся на посту, несмотря на интенсивный обстрел со стороны неприятеля, может испытать сильное нервное потрясение.

Конечно, нельзя утверждать, что мышечное усилие от­сутствует абсолютно — человек может напрягать мышцы лица, сжимать кулаки и т.д., однако качественно оно отличается от содер­жания волевого усилия. Исследованиями установлено, что интен­сивность волевого усилия зависит от следующих факторов:

1) мировоззрения личности (так, например, совершенно раз­личное отношение к смерти будет обусловливать различное по­ведение в бою японского самурая, русского солдата, американского наемника и воина, испо­ведующего ислам);

2) моральной устойчивости личности (ответственные люди пре­одолевают значительные препятствия для достижения цели, в то время как безответственный человек обычно не способен к на­пряжению воли);

3) степени общественной значимости поставленных целей (один и тот же спортсмен будет прилагать разную степень уси­лий, если он будет выступать на районных, республиканских или международных соревнованиях);

4) установки по отношению к деятельности (в зависимости от того, что скажет учитель, задавая урок ученикам: чтобы “они материал только прочитали” или чтобы “хорошенько подготови­лись к сочинению” — усилия, затраченные ими на подготовку, будут совершенно различны);

5) уровня самоуправления и самоорганизации личности (люди, потратившие много усилий для развития своей воли, например спортсмены, профессиональные военные, летчики-космонавты, по­лярники, путешественники и т.д., гораздо легче преодолевают пре­пятствия, чем лица, не занимавшиеся самосовершенствованием).

Однако одного лишь понимания значимости выполняемого дей­ствия или его соответствия моральным принципам недостаточно, чтобы заставить человека бороться с трудностями. Чтобы понима­ние породило стремление, подавляющее и подчиняющее себе мно­гие другие желания, оно должно подкрепляться острыми пережива­ниями, внутренней необходимостью так поступить.

Это хорошо видно на примере чувства долга. Чувство долга является выражением того, что требования морали были усвоены, приняты и стали достоя­нием личности. После этого чувство долга становится внутренним побуждением, внутренним стремлением человека к нравственному поведению в любой ситуации, когда возникает борьба между эгои­стическими устремлениями и общественными интересами.

Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борь­бу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы.

Привычные действия или зависимости как особенности нево­левого поведения можно описать следующим образом.

- Вы не контролируете ЭТО, скорее ЭТО контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как де­лать ЭТО, брать ЭТО, поступать так, как требует ЭТО. Сто­ит только вредной привычке сформироваться, вы сразу по­падаете под ее власть.

- Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас. Окружающие люди вос­принимают ЭТО как вашу защиту, раздражительность, замк­нутость и т.п.

- Вы делаете ЭТО все чаще и чаще, стараясь вызвать все более сильное воздействие.

- Вы начинаете регулярно делать ЭТО, когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, фи­зической боли и т.п.

- Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими жизненными проблемами без помощи ЭТОГО.

- Вы можете потратить значительную часть жизни, сража­ясь с ЭТИМ (даже если ЭТО зацепило вас несерьезно).

- Вы можете потратить драгоценную энергию души, страдая от ЭТОГО и безуспешно пытаясь разделаться с ЭТИМ.

- На ЭТО уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному; в результате вы еще более ненавидите себя за бессмысленные траты.

- Вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угро­за разрушения всего вашего жизненного уклада (семья, карь­ера, друзья), физического и душевного здоровья.

Избавиться от этого можно только самостоятельно, и только если вы сами заинтересованы в этом. Если кто-то другой будет подталкивать вас, то, кроме вашего сопротивления, желания всем отомстить, конфликтов, вряд ли чего-нибудь добьется. Даже если вы понимаете, что о вас заботятся, это может вызвать у вас страх потери свободы. При этом проявления непроизвольной активно­сти нередко носят противоположную направленность по отно­шению к' избранному волевому действию.

Особенно остро чувство усилия над собой осознается при не­обходимости осуществления каких-нибудь редких, идеальных мо­тивов, когда надо преодолеть мотивы более привычные или дей­ствия импульсивного характера. Представьте, что вы схватились за что-то очень горячее. Одно дело, когда вы находитесь одни, и совсем другое, когда рядом присутствует важный гость. На­верняка вы постараетесь не подать виду, хотя вам будет очень больно и неприятно. Или вспомните последнее посещение зуб­ного врача. Наверное, вам также пришлось сдерживаться, пока­зывать себя хорошим пациентом.

В этих случаях человеку кажется, что действие совершается по линии наибольшего сопротивления, хотя он мог направить его и по линии наименьшего сопротивления. Поэтому нравственные люди нередко гордятся победами над своей природой. С другой стороны, тот, кто отдается чувственным на­слаждениям или природным склонностям, никогда не говорит, что победил в себе идеальные стремления.

Например, лентяи не гово­рят, что противодействовали своему трудолюбию, пьяницы не ут­верждают, что боролись с трезвостью, и т.д. Здесь, вероятно, легко обнаружить и влияние личностной направленности и значимо­сти ценностей, потому что интеллигентному человеку так же труд­но оскорбить кого-нибудь, как невеже — не сделать этого.

С помощью волевого усилия человек не уничтожает свои при­вычки или другие формы непроизвольной активности, а только из­меняет их форму или подавляет внешнее проявление. Поэтому воля — это еще и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля — это способность человека управлять собой, осознанно регулировать свое поведение и деятельность.

В ходе стремления к цели, т.е. в процессе волевого действия, и особенно после исполнения, следует его оценка. Оценка дейст­вий может даваться с разных точек зрения. Но нередко оценка может заключать в себе обобщенное, интегриро­ванное отношение к поступку.

В оценке отражено не только личное отношение, но и отношение к данному поступку наиболее близких и значимых для личности людей. Действительно, совершая какое-нибудь действие, мы всегда внутренне оцениваем, как к нему отнесутся близкие нам люди — друзья, родители, учителя и т.д. Именно такая оценка в наибольшей степени способна повлиять на наше поведение. Поэтому групповую оценку или отношение группы к человеку считают сильным средством для изменения его пове­дения.

Оценка действия представляет собой суждения одобряю­щие, оправдывающие или порицающие, осуждающие принятие ре­шения и совершенные действия. Оценка сопровождается особы­ми эмоциональными переживаниями удовлетворения или неудов­летворения совершенным действием.

Волевое действие каждого человека несет свою особую непо­вторимость, так как является отражением его индивидуальности и относительно устойчивой структуры личности. Именно воля как осознанная организация и саморегуляция позволяет чело­веку управлять своими чувствами, действиями, познавательным процессом. В рамках индивидуальных различий волевой сферы можно выделить качества, характеризующие как волевую сферу человека в целом, так и отдельные звенья волевого акта.

Одной из обобщенных характеристик воли является ее сила. Силу воли нельзя выразить в килограммах или каких-то других физических величинах. Скорее ее можно назвать внут­ренней силой личности, хотя она может иметь и внешние прояв­ления.

Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помо­щью волевых действий и какие результаты при этом были по­лучены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством во­левых усилий, являются объективным показателем силы воли. Сила воли проявляется также и в том, от каких соблазнов и искушений отказывается человек, как умеет сдерживать свои чув­ства, не допускать импульсивных действий.

Обобщенной характеристикой волевого действия является и целеустремленность.

Под целеустремленностью понимают осоз­нанную и активную направленность личности на определен­ный результат деятельности.

Целеустремленные люди осознанно и активно добиваются тех целей, которые поставили себе в жиз­ни. Эти цели полностью ясны им, поэтому целеустремленный человек всегда знает, чего он хочет, куда идет и за что борется. По тому, насколько развита целеустремленность в человеке, можно судить и о содержании и уровне развития других волевых качеств, присущих ему: инициативность, решительность, энергичность, вну­шаемость, нерешительность, лень и т.п.

Так как цели, которые человек ставит перед собой, могут быть более или менее отдаленными или непосредственно близкими, то различают целеустремленность стратегическую (т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами) и целеустремленность оперативную (умение ставить ясные цели для отдельных дейст­вий и не отключаться от них в процессе исполнения).

Люди со стратегической целеустремленностью имеют твердые жизнен­ные убеждения и идеалы, от которых не отступают в процессе достижения всех жизненных целей (они достигаются по единому плану действий).

Люди, склонные к оперативной целеустремленно­сти, умеют ставить ясные цели лишь для небольших действий, но при этом четко добиваются их, не отвлекаясь в процессе испол­нения на посторонние дела. Такие люди добиваются цели каж­дый раз по новому плану, хорошо обдуманному и соответствующему ситуации. Они легко меняют средства достижения этой цели.

Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Это люди — одержимые в лучшем смысле этого слова.

Многие согласятся с тем, что начать какое-то действие — это самое трудное. Часто человек не в силах преодолеть инертность или укоренившиеся привычки и заставить себя сделать нечто новое и нужное. Бывает и наоборот: человек полон энергии и готов приступить к обдумыванию ярких, интересных идей, воз­никших у него в голове. Поэтому можно заключить, что первый, пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость.

Инициативность, как правило, основывается на обилии и ярко­сти новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, изменение привычного течения дел, они не могут что-то предпри­нять сами, без стимуляции извне.

Инициативный человек спосо­бен начать любое дело в отличие от безынициативного, который уходит в тень, не предпринимая ничего сам и не меняя жизни вокруг себя. Поэтому именно инициативные люди часто стано­вятся лидерами, объединяя людей своими идеями и предложе­ниями.

Инициативность тесно связана с самостоятельностью. Са­мостоятельность волевого человека проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оцени­вать советы и предложения других людей, действовать на ос­новании своих взглядов и убеждений. Есть люди, которые легко загораются новой идеей и с энтузиазмом готовы бро­ситься воплощать ее в жизнь, но их инициатива быстро гас­нет, столкнувшись с мнениями и советами незаинтересован­ных в данном деле людей.

Самостоятельные люди без посторонней помощи видят про­блему и, исходя из нее, ставят цель, не ожидая подсказок и указа­ний от других людей. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реали­зации. Инициативность, самостоятельность как волевые качест­ва личности, с одной стороны, противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность, но, с другой стороны, их надо отличать от негативизма — немотивированной склонности поступать наперекор другим.

На этапе побуждения к волевому действию нельзя не отме­тить и такое качество воли, как выдержка.

Выдержка позволяет затормозить действия, чувства, мысли, не подходящие в данной ситуации, не нужные в данный момент. Особенно трудно удер­жаться от импульсивного действия в эмоционально напряжен­ной обстановке. Если человек сдержан, т.е. удерживается от от­влекающих действий, то можно сказать, что он обладает выдерж­кой.

Сдержанный человек сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечит успех в достижении поставленной цели. По сути дела, выдержка — это проявление тормозной функ­ции воли.

В обыденной жизни понятие “выдержка” используется лишь применительно к эмоциональной сфере, когда хотят подчеркнуть способность человека внешне не проявлять свои эмоции. Одна­ко здесь мы усматриваем ошибку в терминологии: в данном случае вместо понятия “выдержка” правильно будет сказать “са­мообладание”. Понятие “выдержка” гораздо шире, сюда относят и способность человека отказаться от участия в развлекательной игре до тех пор, пока не сделано дело, и умение взрослого обернуть в шутку недоразумение или конфликт и т.д.

Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы мотивов и принятия решения, является решитель­ность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обос­нованные и твердые решения. Решительность особенно важна там, где от своевременного принятия решения зависит успех де­ла. В жизни часто встречаются ситуации, когда нельзя медлить.

Решительность проявляется в выборе и цели, и правильных дей­ствий, и средств достижения цели. Внешне решительность про­является в отсутствии колебаний, и может казаться, что реши­тельный человек легко и свободно выбирает цель. Однако это не так. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают це­ли действия, способы их достижения, переживая сложную внут­реннюю борьбу, столкновение мотивов. Однако к нужному сроку все переживания отбрасываются, и своевременно принимается правильное решение.

Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения: для решительных людей характерен быстрый и энер­гичный переход от выбора действий и средств к самому выпол­нению действия. Иногда люди, энергично и твердо принимающие решение, не выполняют его, обнаруживая нерешительность при попытке достичь поставленной цели. Существенной предпосыл­кой решительности является смелость как умение противосто­ять страху и идти на оправданный риск, обдумав до этого все плюсы и минусы выбранного пути.

Однако решительность не означает безрассудства. Решитель­ный человек умеет и задержать, и отложить выполнение дейст­вия, если обстоятельства не благоприятствуют этому, ожидая более удобного случая для реализации своих планов.

Поэтому качест­вом, противоположным решительности, с одной стороны, высту­пает импульсивность, торопливость в принятии решения, когда человек не обдумывает возможных последствий своих действий, выбирает первую попавшуюся, иногда самую худшую цель. Не­даром говорят: “Семь раз отмерь — один раз отрежь”.

С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, прояв­ляющаяся как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости в процессе решения. Человек может долгое время перебирать различные варианты действий, вроде бы правильно оценивая все плюсы и минусы, но не может оста­новиться ни на одном из них, так как не хочет брать на себя ответственность.

В некоторых случаях нерешительность и им­пульсивность сливаются в единое действие — торопливость в принятии решения. Человек стремится поскорее снять напряже­ние, сделав хоть какой-нибудь выбор, освободиться от навалившей­ся проблемы, “отмахнуться” от какого бы то ни было действия.

Но так или иначе, инициативные, самостоятельные, решитель­ные люди, выбрав цель, путь и средства ее достижения, приступа­ют к выполнению поставленной задачи. Важнейшей характери­стикой исполнительного этапа являются энергичность и на­стойчивость.

Энергичные люди могут сконцентрировать все свои силы на достижении цели. Однако нередко энергичность наблю­дается лишь на начальных этапах выполнения действия. У чело­века постепенно пропадает интерес к делу, и энергичность про­является слабо. Поэтому иногда, когда требуются длительные уси­лия, энергичность может прогрессивно уменьшаться и проявляться слабо. Подлинно ценным качеством энергичность становится, лишь соединившись с настойчивостью.

Настойчивость — уме­ние постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энер­гии в борьбе с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет дос­тижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимания на упреки или противодействие других людей.

Как и решительность, настойчивость имеет различные степе­ни проявления, которые при чрезмерном развитии становятся противоположными качествами. Так, нередко люди умные и даже талантливые не способны отстаивать свои решения, при встрече с первыми препятствиями они считают их непреодолимыми и предпочитают лучше отступить, не тратить зря силы, чем насто­ять на своем. В русской литературе XIX в. создан особый образ героя — “лишний человек”. Это человек, принимающий хорошие решения, но не способный довести свои начинания до конца.

В то же время настойчивость может утерять необходимую гибкость и перейти в упрямство, когда человек, невзирая ни на что, стремится настоять на своем. На первое место при этом обычно выходит важность, как производная глупости, а не доводы разума, логика, внешние обстоятельства.

Нередко люди продолжают начатое де­ло только потому, что оно уже начато, хотя все доводы против этого. Глупость не позволяет им остановиться. Такие люди об­ладают неразумной волей, идут на поводу важности, ста­вят ее на первое место, а возможность быть полезным окружаю­щему миру — на второе. Упрямые люди могут продолжать начатые действия, даже если они становятся бесполезными. Можно ска­зать, что упрямый человек, по существу, не владеет своей волей, так как это неразумная воля.

Существенную роль в выполнении принятого решения игра­ют самоконтроль и самооценка. Принятые цели лишь тогда бу­дут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность. В противном случае обязательства и конкретное поведение рез­ко расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обес­печивает господство высших мотивов над низшими, общих прин­ципов — над мгновенными импульсами и минутными желания­ми, стремление к цели — над усталостью и т.д. Однако в зави­симости от самооценки проявление и эффективность контроля существенно изменяются.

Самооценка должна соответствовать требованиям самоконтроля: быть не завышенной и не занижен­ной. “Золотая середина” самооценки обеспечивает надежный са­моконтроль. Отрицательная же самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты, потеряет веру в себя и совсем откажется от деятельности. А излишне положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование. Человек перестает замечать все, кроме себя; все, что бы он ни делал, нравится ему, удовлетворяет его.

Люди различаются между собой не только в зависимости от направленности производимых деяний, но также по тому, чему они склонны приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и об­стоятельствам или же, напротив, — собственным усилиям и спо­собностям.

Если человек склонен приписывать причины своего пове­дения и свои деяния внешним факторам (сложившимся об­стоятельствам, случаю, судьбе и т.д.), то говорят о внешней, экстернальной, локализации контроля. Исследования показали, что для лиц с экстернальной локализацией контроля характерна неуверенность в своих спо­собностях, неуравновешенность, стремление откладывать реа­лизацию своих намерений на неопределенный срок, безответ­ственность, тревожность, подозрительность, агрессивность, легкая подчиняемость другим.

Люди с внутренней, интернальной, локализацией кон­троля, как правило, принимают ответственность за свои дея­ния на себя. Выявлено, что люди, обладающие внутренней локализацией контроля, увереннее в себе, последователь­нее и настойчивее в достижении поставленной цели, они склон­ны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжела­тельны, независимы и т.д.

Большинство отрицательных волевых качеств синтезируется в житейском понятии “лень”. У ленивого человека могут отсут­ствовать как соответствующие побуждения к деятельности, так и способность реализовать их на практике. Интересно, что многие люди, очень обидчиво относящиеся к констатации их недостат­ков, весьма легко признают за собой этот дефект, нередко исполь­зуя его как своеобразную психологическую защиту, оправдание своего бессилия и неприспособленности к жизни.

Управлять своими желаниями и эмоциями может только человек, способный к волевому усилию, умеющий владеть собой, властвовать над собой, сконцентрировав всё своё внимание. Внимание оказывается не просто одним из ряда феноменов мотивационно-волевой сферы, а явлением особого рода, занимающим специфическое место в бытии человеческого существа. Описанию природы внимания посвящена следующая глава.

 

Как усилить энергетическое поле?

 

Каждый человек окружен невидимой энергетической оболочкой. Обычный человек не способен ее почувст­вовать, но может представить. Ощутите всю поверх­ность своего тела, как это бывает, когда вы погружае­тесь в горячую ванну. Я не говорю «попробуйте». Просто сделайте это. Когда вы не пробуете, а делаете, получается сразу, и тренировки не нужны. Энергия распространяется как медленная волна из центра ва­шего тела, выходит на поверхность и превращается в шар. Вообразите шар вокруг себя. Это ваша энергети­ческая оболочка. Не важно, что она реально не ощути­ма. Уже одним лишь воображением вы делаете пер­вый шаг к управлению оболочкой. Со временем при­дет и реальное ощущение. Люди с развитыми экстрасенсорными способностя­ми могут видеть как саму оболочку, так и все дефекты на ней. Каждый человек изначально уже имеет экстра­сенсорные способности, просто они не используются, а потому находятся в дремлющем состоянии. Разбудить их можно путем длительных тренировок либо в один момент — это лишь вопрос силы намерения. Конечно, обрести такое намерение довольно трудно. Но для на­ших целей будет вполне достаточно привести свою энер­гетику в здоровое состояние. Слабая оболочка безза­щитна перед насильственным вторжением. Здоровую энергетику можно развить и поддерживать, регулярно выполняя специальную гимнастику. Это очень просто и занимает немного времени. Встаньте прямо, как вам удобно, не напрягаясь. Делайте вдох и представляй­те себе, что энергетический поток выходит из земли, вхо­дит в область промежности, движется вдоль позвоночни­ка (примерно на указанном выше расстоянии), выходит из головы и уходит в небо. Теперь делайте выдох и представляйте, что высоко с неба спускается поток энер­гии, входит в голову, движется вдоль позвоночника и ухо­дит в землю. Вам не обязательно физически ощущать эти потоки. Вполне достаточно просто вообразить себе это. Со временем ваша чувствительность будет натрени­рована так, что вы научитесь их ощущать. Затем представьте, как оба потока одновременно движутся навстречу друг другу, не пересекаясь, каж­дый в своем русле. Поначалу делайте это на вдохе и выдохе, но со временем постарайтесь отказаться от привязки потоков к дыханию. Вы можете силой вооб­ражения (намерения) ускорять потоки, придавать им мощь. Теперь представьте, что восходящий поток вы­ходит и разливается над головой фонтаном. Аналогич­но нисходящий поток выходит и также разливается в противоположном направлении, как раз под ногами. У вас сверху и снизу два фонтана. Мысленно соедини­те брызги обоих так, чтобы оказаться внутри энерге­тической сферы. Затем обратите внимание на поверх­ность вашего тела. Просто почувствуйте поверхность кожи, а затем растяните это ощущение в сферу, по­добно тому, как воздушный шар расширяется, когда его надувают. Когда вы мысленно раздуваете поверхность кожи, сфера замкнутых энергетических фонтанов фик­сируется. Все это делается без напряжения. Не нуж­но изо всех сил стараться что-то почувствовать. Не беспокойтесь, что физически не ощущаете цен­тральные потоки. Вы так к ним привыкли, что пере­стали их чувствовать, как и любой другой здоровый внутренний орган. Регулярно время от времени кон­центрируя внимание на потоках, вы вскоре почувству­ете физическое ощущение. Не такое сильное, как, ска­жем, осязание, недостаточно реальное. Вот это и есть энергетическая гимнастика. Замы­кая потоки друг на друга в сферу, вы создаете вокруг себя защитную оболочку. Растягивая поверхностную энергию тела в шар, вы закрепляете эту оболочку в стабильном состоянии. Пользу от такой гимнастики трудно переоценить. Во-первых, оболочка защищает вас от поражения. Во-вторых, тренируя свою энергетику, вы прочищаете тонкие каналы. Пробки, препятствую­щие движению энергии, вылетают, а дырки в оболочке, через которые она расходуется, затягиваются. Все это происходит не сразу, постепенно. Но зато не нужно постоянно обращаться за помощью к рефлексотерапев­там и экстрасенсам. Вы сами восстанавливаете нор­мальную циркуляцию энергии. Следует отметить, что энергетическая оболочка не может защитить от вампиров и маятников. Эти на­хлебники качают энергию за счет настройки на вашу частоту. Когда маятник пытается зацепить жертву, та отклоняется от равновесия. В этот момент, чтобы про­валить маятник, вам необходимо проснуться и сбро­сить важность. Мышцы расслабятся, энергетика при­дет в равновесие, и маятник провалится в пустоту. Ведь если вы сами не качаетесь, он не сможет забрать энергию. Осознанность необходима для того, чтобы постоянно контролировать те моменты, когда вы не­произвольно отклоняетесь от равновесия. Повышение энергетики Повышение энергетики вовсе не означает ее накопле­ние. Это может показаться странным, потому что мы привыкли к фразам типа «мне не хватает энергии» или «я полон энергии». Накапливать можно только физиоло­гическую энергию в виде калорий. Для этого достаточ­но хорошо питаться и регулярно отдыхать. Свободную энергию человеку накапливать негде. Она приходит в тело из Космоса. Если каналы достаточно широкие — энергия есть, если они узкие — нет. Поэтому высокая энергетика — это прежде всего широкие каналы. Свободная энергия всегда присутствует в каждой точке в неограниченном количестве— бери, сколько унесешь. Необходимо научиться впускать ее в себя и ощущать себя частью Вселенной. Это не должно быть каким-то единовременным актом. Необходимо посто­янно стремиться к ощущению энергетического един­ства с окружающим миром. Человеку кажется, что если он накопит много энер­гии, он станет сильным и сможет добиться успеха. Такое накопление служит лишь подготовкой к воздействию на мир силой внутреннего намерения. Как вам уже известно, попытки изменить или победить мир силовы­ми методами — дело крайне трудное, неблагодарное, неэффективное и, следовательно, требующее больших затрат энергии. Человек, взаимодействуя с миром си­лой внутреннего намерения, слишком много о себе мнит. На самом деле он просто капля в океане. Внешнее намерение не изменяет мир и не борется с ним. Оно просто выбирает в этом мире то, что тре­буется. Внешнему намерению в «магазине простран­ства вариантов» нет необходимости ни выторговывать товары, ни отбирать их у продавцов. Для работы внеш­ним намерением не нужно накапливать энергию. Ее и так навалом повсюду — мы буквально купаемся в ней. Накапливать — все равно что плавать в озере и держать за щеками воду про запас. Не старайтесь накопить энергию, а позвольте ей просто свободно проходить через вас в виде двух встречных пото­ков. Можете иногда замыкать эти потоки в два проти­воположных фонтана. Вот и все, что требуется. Не стремитесь превратиться в сгусток энер­гии, а представьте себя каплей в океане. Признайте и ощутите, что вы едины с Вселенной, вы часть ее, и тогда вся энергия — в вашем распоряжении. Не кон­центрируйте энергию в себе, а слейтесь с энергией Вселенной. Расширьте свою энергетическую сферу и растворите ее в окружающем пространстве, не забы­вая при этом, что вы — отдельная частица. Тогда, лишь пошевелив мизинцем внешнего намерения, вы за не­который промежуток времени сделаете то, что силой внутреннего намерения сделать невозможно никогда. Я говорю о достижении вашей цели, а не о внутрен­нем намерении двинуть кого-нибудь по физиономии. Сиюминутные потребности можно удовлетворить дей­ствительно только силой внутреннего намерения. Свободная энергия будет присутствовать в доста­точном количестве, если энергетические каналы не заужены. Сужение энергетических каналов происхо­дит по двум причинам: засорение организма и посто­янное воздействие стрессов. В зашлакованном орга­низме энергия не может циркулировать свободно. В стрессовых состояниях каналы зажимаются еще силь­нее. Кратковременные всплески энергетического подъ­ема обычно сменяются длительными периодами спада. В такие периоды человек не может жить полноценной активной жизнью, а влачит размеренное существование. Со временем энергетические каналы все больше ат­рофируются. Это вызвано тем, что человек с возрастом перестает развиваться, входит в размеренный ритм жизни, и работа с каналами практически прекращается. Трени­ровка каналов происходит тогда, когда приходится ис­пользовать намерение на максимальном уровне. Доби­ваясь жизненно важных целей, человек стимулирует на­мерение, а следовательно, и каналы. Как только основные вершины взяты, планка намерения начинает постепенно снижаться. Вот и приходит время, когда вечером (и не только) хочется только одного — расплыться в кресле перед телевизором. Энергетические каналы узкие, энер­гии намерения нет, жизнь не в радость, а в тягость. К счастью, все можно легко поправить. Для этого не потребуется заставлять свое намерение брать новые вершины. Энергетические каналы хорошо трениру­ются энергетической гимнастикой. Но будет еще лучше, если ощущение центральных потоков и тонкого тела вы будете по возможности всегда носить с собой. Это состояние несет в себе ряд преимуществ. Вы на­ходитесь в гармонии и равновесии с окружающим ми­ром, чутко реагируете на изменения в окружении и ус­пешно двигаетесь по течению. Вы подключены к ин­формационному полю — неограниченному источнику для творчества. Получаете доступ к энергии Космоса. Транслируете гармоничное излучение, что создает во­круг вас оазис благополучия и успеха. Но главное — действуете на грани единства души и разума, то есть ближе к внешнему намерению. Так ваша способность управлять внешним намерением развивается, а значит, желания начинают исполняться все быстрее и легче. Будет достаточно время от времени в течение дня включать фонтаны энергетических потоков и пытаться мысленно их усилить, но без усердия, не напрягаясь. Если при этом вы ощущаете некоторую тяжесть в голове, значит, восходящий поток по силе превосходит нисходя­щий. В этом случае следует сфокусировать внимание на нисходящем потоке и немного усилить его. Потоки долж­ны быть в равновесии, так, чтобы центральная точка на­ходилась где-то в середине тела. Из этой точки мыслен­но направляйте излучение на всю энергетическую сфе­ру, при этом ощущение тонкого тела явно усиливается. Таким образом, вы должны получить комплексное ощу­щение восходящего и нисходящего потоков, соединенное с ощущением своего энергетического тела. Если сконцентрировать внимание на нисходящем потоке, энергетический центр переместится вниз. И на­оборот, если сосредоточиться на восходящем потоке, энергия будет накапливаться в верхней части тела. Помимо этого физический центр тяжести будет пере­мещаться так же, как и энергетический. Это свойство можно использовать в спорте. Если требуется устой­чивость на ногах, как, например, в горных лыжах, стоит усилить нисходящий поток. А если нужно прыгать, то усилить восходящий поток. Мастерам восточных еди­ноборств хорошо известны эти свойства энергетических потоков. Есть такие специалисты, которых прак­тически невозможно сдвинуть с места, если они скон­центрировались на нисходящем потоке. И наоборот, если мастер сконцентрировался на восходящем пото­ке, он может выполнять невообразимые прыжки. Выполняя физические упражнения, обращайте вни­мание на центральные потоки. Не следует это делать слишком старательно — усердием вы ничего не до­бьетесь. Просто бросайте иногда внутренний взгляд на область перед позвоночником и представляйте, как восходящий поток движется вверх, а нисходящий вниз. Если вы регулярно будете мысленно двигать централь­ные потоки, постепенно разовьется свободный навык их ощущения. Может показаться, что некоторые дви­жения никак не согласуются с визуализацией пото­ков. Не торопитесь, со временем вы научитесь легко соотносить любые движения с ощущением потоков. Если вы занимаетесь силовыми упражнениями, вы можете ощутимо повысить свою энергетику, концент­рируя внимание на центральных потоках. Когда дела­ется движение с напряжением сил, внимание обраще­но на мышцы. Когда делается возвратное движение, при котором мышцы расслабляются, внимание переключа­ется на центральные потоки. Момент расслабления нужно задержать на одну-две секунды и почувство­вать движение потоков. Возьмем для примера подтягивание на переклади­не. В начале подъема дыхание задерживается, выпол­няется подъем, делается выдох, внимание сосредоточе­но на усилии. Затем, при возврате вниз, делается вдох, мышцы расслабляются, и внимание переключается на центральные потоки. Представляйте, как во время рас­слабления энергетические потоки движутся одновре­менно в обоих направлениях. Необходимо до конца разогнуть локти и повисеть на расслабленных руках одну-две секунды. Тогда вы явно почувствуете энерге­тические потоки — они словно освобождаются и на­чинают неторопливо двигаться. В момент расслабления не нужно их ускорять, отпустите их и дайте им возможность двигаться свободно. Выполняя отжимание от пола, центральные потоки можно, напротив, проталкивать с силой. Разогнув лок­ти, одновременно мысленно с силой толкайте потоки на выдохе. Вдох и выдох в упражнениях делайте в таком порядке, как вам удобней, чтобы это не вызыва­ло дискомфорта. Но вообще в большинстве силовых упражнений на фазе усилия дыхание задерживается или делается выдох, а на фазе расслабления — вдох. Обратив внимание на потоки, вы тем самым уже стимулируете их усиление. Чередование напряжения и релаксации стимулирует их еще больше, если пра­вильно направлять внимание. На стадии напряжения они остановились и сжались, как пружины. Во время расслабления пружины распрямляются, и сила пото-коэ возрастает. После напряжения накопленная и сжатая энергия освобождается и буквально с силой проталкивается через центральные каналы. Повышение энергетики не только повысит жизнен­ный тонус, но и сделает вас более влиятельной фигу­рой. Ваше излучение станет более весомым. Это при­годится, когда необходимо будет на кого-либо повли­ять или в чем-то убедить. Известны также силовые методы энергетического воздействия на людей, но они идут вразрез с принципом трансерфинга, который гла­сит, что вы не имеете права что-либо изменять, а може­те только выбирать. С окружающим миром не нужно бороться и давить на него. Это очень малоэффективный способ достижения своих целей. Как вам известно, на силовое давление мир, как правило, отвечает тем же. Чем выше ваша энергетика, тем лучше относятся к вам люди, потому что они подсознательно чувствуют энергию и даже в какой-то мере ее потребляют. Но обычные люди не подпитываются целенаправленно, подобно маятникам. Они словно купаются в чужой энергетике, если энергия в избытке переливается че­рез край ваших «фонтанов». Предоставляя избыток энергии людям, вы добивае­тесь их расположения. Люди так привыкли отдавать энергию маятникам, что их всегда радует источник, сам дающий энергию. К таким источникам относятся так называемые магнетические или харизматичные лич­ности. Про них говорят: они обладают каким-то не­объяснимым обаянием, магнетизмом. Это и неудиви­тельно. Что вызывает у вас большую симпатию: лужа с застойной водой или чистый родник? Не беспокой­тесь, если ваша энергия потребляется окружающими. Тот небольшой избыток энергии, который вы отдаете окружающим, будет работать только в вашу пользу. Допустим, вам предстоит очень значимая встреча. От­кажитесь от важности и включите свои центральные по­токи. Пусть они бьют фонтанами. Вам потребуется гораз­до меньше умных слов и убедительных доводов. Просто включите свои фонтаны. Притягивая и пропуская через себя свободную энергию, вы одариваете окружающих. На подсознательном уровне они это почувствуют и, не отда­вая себе отчета, проникнутся к вам симпатией. Секрет вашего обаяния будет загадкой только для них. Энергия намерения Как уже говорилось, энергия входит в тело человека в виде центральных потоков, формируется мыслями и на выходе приобретает параметры, соответствующие этим мыслям. Модулированная энергия накладывается на со­ответствующий сектор в пространстве вариантов, что приводит к материальной реализации варианта. Моду­ляция имеет место только в том случае, если душа и разум едины. В противном случае мысленная энергия подобна помехам в радиоприемнике. Силой внутреннего намерения вы можете выпол­нять элементарные действия в материальном мире. Однако материальная реализация потенциальной воз­можности в пространстве вариантов происходит только силой внешнего намерения. Оно возникает, когда душа и разум едины в своих устремлениях. Сила егопропорциональна уровню энергетики. Внешнее на­мерение представляет собой абсолютную решимость в сочетании с высоким энергетическим потенциалом. Энергетика повышается тренировкой центральных потоков и очищением организма. Но в трансерфинге имеется еще один замечательный метод, который по­может расширить каналы, — визуализация процесса. Для повышения энергии намерения требуется само намерение. Вы можете дать себе такую установку: мои каналы расширяются, и энергия намерения возрастает. Занимаясь гимнастикой, выполняйте визуализацию этого процесса. Как вы помните, суть визуализации процесса заключается в констатации факта: сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня. Запуская энер­гетические фонтаны, повторяйте в мыслях утвержде­ние, что ваша энергия намерения с каждым днем возра­стает. Так само намерение будет поддерживать само себя и повышать энергетику по нарастающей. Не забывайте, что намерение повысить биополе долж­но быть очищено от потенциалов желания и важности. Старание и усердие в стремлении усилить энергетиче­ские потоки даст обратный эффект закупорки. Любое старание и усердие создает избыточный потенциал, по­тому что вы придаете избыточно важное значение до­стижению цели. Намерение — это не усердие, а со­средоточенность. Имеет значение только сосредото­ченность на процессе. Если вы выполняете упражне­ния с напряжением всех сил, но разум мечтает о посто­роннем, то напрасно тратите силы и время. Ослабьте хватку усердия и просто сосредоточьтесь на действии.

ВНУТРЕННЕЕ ВНИМАНИЕ

Date: 2016-05-16; view: 338; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию