Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А в том, что мудрый не говорит, не действует и не мыслит, он отличается от других людей»





ВСЕ ПРЕХОДЯЩЕ

Одного старца однажды спросили

- «Как распознать время прихода мастерства?»

Старец ответил

- «Если хотите понять это, сначала уподобьтесь яблоку, висящему на дереве. Оно висит и созревает, никак не проявляя себя в движении. Но когда созревает, то стремительно падает вниз. И делает это неожиданно быстро, в один миг. Никто не знает, когда оно упадет».

- «Так и человек, просто честно делая свое дело, также внезапно осознает мастерство».

Тогда его снова спросили -

- «Когда осознается мастерство, как увидеть путь?»

- «Сам поиск мастерства приводит к неправильному пониманию пути. А распознание ведет к его полной потере. Точная причина падения яблока не известна, но если оно было червивым или больным, значит знания не получили качественную основу».

Старый мастер задумался и добавил

- «Существует тонкая разница в получении и использовании знаний. Знания ничего не стоят без способности их применить. Разница эта пуста изначально и не имеет большого значения. Но если яблоко останется под деревом, оно либо сгниет, либо его семена дадут новую жизнь, жизнь знаниям. Такой выбор стоит перед каждым, кто хочет начать идти по пути. Но дойдет только, тот у кого хватит сил пойти до конца, начиная свой путь освобождения с первых шагов…»

ОСОЗНАННАЯ ДИНАМИКА ЭНЕРГИИ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ

Путь воина - личное самосовершенствование и безупречное стремление к полному освобождению от какой бы то ни было обусловленности - учитывает все достижения воинских искусств. Понимая истинную природу человеческого существа как независящую в своей сути от национально-культурной обусловленности, на своем Пути мы стремимся по возможности наиболее полно вобрать практические наработки разных культур, народов, школ и учений для усиления внутренней энергии и интеграции осознания.

Для более полного понимания того, о чем мы будем говорить в данной главе, внесем ясность в некоторые современные определения спортивных видов единоборств, боевых и воинских искусств.

1) Спортивные виды единоборств (СВЕ) направлены на достижение результата – набрать как можно больше очков в спарринге, раунде - любой ценой, даже в ущерб здоровью. Кроме того, в СВЕ обязательно существуют правила, нарушать которые ни в коем случае не разрешается, вплоть до дисквалификации спортсмена, а самое главное, эти правила ограничивают свободу действий занимающегося, лишают творческого подхода к предмету занятий.

2) Боевые искусства включают в себя более широкое представление о технике ведения боя, о реальности поединка, по сравнению с СВЕ, так как занимающийся на ранних этапах тренировок осваивает различные стили и направления боя только для того, чтобы впоследствии во время реального боя действовать адекватно именно той ситуации в тот момент времени. И насколько быстро, ловко, эффективно боец победит своего или своих противников, настолько высок его уровень мастерства или искусства.

3) Воинские искусства, в отличие от вышеописанных видов, центральным стержнем обучения ставят работу занимающегося со своим физическим телом, оздоравливая и тренируя его, со своей энергоструктурой, выстраивая и укрепляя ее, со своими эмоционально-ментальными программами, выявляя мешающие внутреннему росту и заменяя их программами, дающими свободу и наполненность жизни. Таким образом, цель воинских искусств – победить себя, свое “эго”, не важно каким видом деятельности, в конце концов, занимаясь. Боец – не обязательно воин, но воин обязан быть бойцом. Как сказал один из индийских мудрецов: “Если один в битве победил тысячу противников, а другой победил самого себя, то именно тот, другой и есть настоящий воин и высочайший победитель в битве”.

Воинские искусства можно одновременно толковать и как “гигиеническую гимнастику”, и как “способы продления жизни” или “технику экстаза”, иногда - как “искусство боя”, реже - в качестве “уникального средства достижения сверхвозможностей человеческих существ”. По нашему пониманию, культура воинских искусств включает в себя различные техники “боевых искусств” Китая, как и других цивилизаций Азии, Африки и Америки в качестве одной из важных составных частей, но не сводится полностью к боевым техникам.

Более того, зачастую сами “боевые искусства” вырождаются в нехитрый набор “приемов самообороны” или спортивную дисциплину, где обучение сводится к достижению быстрых, хотя и малозначимых успехов. Понятие “воинских искусств” предусматривает очень глубокую установку специфического отношения к жизни - “Пути воина”, которую мы будем постепенно раскрывать по ходу всего изложения книги. В данной главе рассмотрим некоторые представления о психоэнергетическом взаимодействии только в традиции “боевых” искусств, как неотъемлемой составной части искусств “воинских”.

Будучи непривычными по форме и обладая не до конца понятным содержанием, знания и умения восточных “боевых искусств” на протяжении всей своей многовековой истории были объектом вульгарных заблуждений и нападок. Во многом это обусловлено европоцентристской установкой при восприятии опыта иной цивилизации, что оказалось весьма кстати, когда в ХХ веке появилась возможность реализации восточной экзотики в коммерческих масштабах.

В современной “массовой культуре” боевые искусства стали трактоваться как изысканная техника мордобоя, донельзя усовершенствованная древней китайской мудростью. Но даже непредвзятых исследователей ставит в тупик глубочайшая взаимосвязь “всего со всем” в феномене синкретической целостности - практик психофизического самосовершенствования, сохранения и приумножения жизненных ресурсов человека с религиозно-мистическими мотивами приобщения к высшим силам мироздания.

Современная наука, изучающая динамику тела человека, признает только мышечное движение и передачу силы по принципу рычага. Скелет человека представляет собой сложную систему рычагов. Каждый из рычагов и промежут­ки между ними снабжены мышцами, фиксирующимися с помощью сухожилий.

Мышцы связаны между собой и управляют друг другом. Они по команде, пос­тупающей из головного мозга, и под воздействием инстинктов способны вызы­вать движения за счет своего напряжения и расслабления, образуя, таким обра­зом, вместе со скелетом сложную двигательную систему. В этой системе сила пе­редается по принципам механической динамики.

Например, во время нанесения удара, который является действием, объ­единяющим усилия всего тела, соответствующее количество силы концентриру­ется в кулаке и переносится в место удара. Какой бы высокий уровень подго­товки ни был у спортсмена, в каждом из сочленений тела происходит рассеива­ние некоторого количества силы, которое передается внутрь тела и во внешнее пространство, что в совокупности приводит к ее огромным потерям.

Увеличение темпа и продолжительности выполнения упражнений умножает эти потери в со­тни раз. Неслучайно главными составляющими современной физической подго­товки являются сила, скорость и выносливость.

Китайским боевым искусствам удалось совершить настоящий прорыв в вопросе передачи силы и управления ею. То, чего удалось добиться боевым ис­кусствам в этой области, нашло отражение в некоторых теоретических положе­ниях, например: “одна энергия, проникающая повсюду”, “прохождение всех со­членений последовательно”, “перемещающаяся сила” (все это различные формы передачи силы).

Этот способ сохраняет необходимые элементы передачи мус­кульной силы с помощью системы рычагов, но придает ей (силе), “проникаю­щий” характер, благодаря которому появляется возможность устранить ограни­чения, создаваемые наличием отдельных суставов и сочленений и тем самым зна­чительно сократить потери мускульной силы, которые происходят при обычном способе ее передачи.

Здесь могут возникнуть недоуменные вопросы. Как это возможно, чтобы мышца, будучи сокращенной у одного конца, в то же время была расслаблена у другого? Более того, когда мышца последовательно сокращается и расслабляет­ся, невозможно осуществлять передачу силы по законам гидро- или газодинамики.

Такие представления основываются на современных анатомических знани­ях. Представления в боевых искусствах отличаются от них. Установлено, что внутреннее внимание может передавать определенный мышечный тонус в виде потока, подчиняясь намерению, последовательно, сантиметр за сантиметром, или сразу, минуя несколько сочленений. Такое явление и обозначается термином “перемещаю­щаяся сила”.

Когда внимание передвигается от одного участка к соседнему, на предыдущем участке происходит расслабление. При этом такой способ передачи силы не ограничивается никакими анатомическими элементами, будь то суставы, мышцы или любые другие ткани. Соответственно каждая частичка тела челове­ка, как и все тело целиком, становится проводником силы, точно так же, как ме­талл является проводником электрического тока, а труба — проводником воды.

Именно с этого начинается одно из основных упражнений в “совершен­ствовании осознания”. Многие считают осознание чем-то загадочным и таинствен­ным, рассматривают его как нечто сверхъестественное, непостижимое разумом. В действительности же осознание, как мы его понимаем, есть не более чем обыч­ное сознание, прошедшее особую подготовку с целью установления более высо­кой степени контроля над физическими, энергетическим и эмоциональными процессами в динамике человеческого развития.

Это отправная точка, основа осозна­ния. Именно здесь расходятся пути боевых искусств и других видов физической подготовки. Продвижение человека по этому пути от одного уровня к другому, от простого знания к умению, от умения к высокому мастерству, туда, где он обрететспособность постигать бесконечность, вполне соответствует принципам любой сферы человеческой деятельности, связанной с достижением высот мастерства, будь то производство или искусство, где человек стремится достичь передовых рубежей и способен демонстрировать сверхгениальность, проникая в сущностные глубины творчества.

 

Передвижение внимания и мышечного тонуса через большое количество препятствий не­возможно без мысленного анализа и волевого стимулирования, поскольку это напряжение при обычной реакции (двигательной реакции на команду осознания) не поддается осознанному контролю. Именно взаимное воздействие намерения и “проникающей силы”, беспрепятственно преодолевающей все сочленения и связки, порождает “изначальное осознание”, возникающее в тесном единстве с жизнеспособностью, энергией и духом (означающими в данном контексте мышечный тонус).

Когда человек достигает такого осознания, напряжение его мышц уподоб­ляется жемчужине, свободно перекатывающейся по телу, как по трубке. В ре­зультате может сформироваться эластичная целостная система, передающая уси­лие из ног в руки без всяких потерь, а, наоборот, с нарастанием. Подобный способ передачи силы возможен не только в пределах тела че­ловека, но и может быть использован для передачи силы другому человеку. Бо­лее того, этот процесс всегда находится под контролем воли носителя силы, ос­таваясь незамеченным рецепиентом, поскольку обычный человек не способен распознать это явление.

В таком состоянии двигательный аппарат человека перестает быть просто системой рычагов и трансмиссией. Новая схема передачи усилия изменяет всю структуру. В результате формируется двойная двигательная система, обеспечива­ющая передачу силы. Оба аппарата могут заменять друг друга и функциониро­вать совместно.

Аналогичные изменения можно вызывать и у других людей даже помимо их воли. Возникает ситуация, когда человек, выступающий движущей силой, оста­ется не известным другим, когда только он осведомлен об истинном состоянии ок­ружающих, т.е. ситуация, в которой люди не имеют выбора, подчиняются побуж­дениям и действуют, не отдавая себе отчета, почему они действуют именно так.

Объединение намерения с жизнеспособностью — энергией — духом (т.е. в данном случае напряжение и расслабление мышц), составляющее содержание тренировки по передаче “проникающей силы”, является важной предварительной ступенью в выработке уже продвинутого “осознанного восприятия”. Поскольку “осознанное восприятие” особым способом проникает вглубь той сферы контроля за функционированием мышц, которая обычно неподвласт­на осознанию, оно формирует новый объединяющий намерение и силу способ пе­редачи осознания.

Итак, превращение тела человека в своего рода “проводник” позволяет передавать силу другому человеку и по своей воле регулировать ее перемеще­ние. Эта способность значительно расширяет функции двигательного аппарата человека по реализации его физических сил, а также выводит на новый уровень возможности их свободного и активного применения. Вместе с тем такая способ­ность является одной из ступеней в едином процессе комплексного “совершен­ствования осознания и тела”, которая достаточно наглядно иллюстрирует то, как эта особая функция осознания формируется.

“Изначальное осознание” должно пройти многие ступени, прежде чем в нем произойдут определенные качественные изме­нения. Это такое осознание (являющееся сочетанием осознания и силы), которое может перемещаться по телу человека и передаваться другим, т.е. которое стано­вится неисчерпаемым резервом постоянного расширения и практического приме­нения возможностей двигательного аппарата и энергетических сил человека.

В боевых искусствах, когда речь идет о “проникающей силе”, “силе, ис­ходящей из рук”, “энергии, покидающей тело”, всегда имеется в виду то, что сила вместе с осознанием может передаваться человеком во внешнюю среду и к внешним объектам. “Сила осознания” способна проникать сквозь тело человека, а также дей­ствовать и видоизменяться в пространстве после освобождения от пут физичес­кого строения человека. Это особое явление, характерное для боевых искусств и энергетики.

Осознание должно пройти длительный путь тренировки через “разделение”, “прерывание” и “сочетание”. Можно доба­вить, что также существует воздействие мысли на осознание, реализуемое через намерение, и прямое, непосредственное воздействие мысли на осознание. Объеди­няя эти возможности с возможностями “силы осознания”, в теле человека и вне его пределов можно формировать различные виды “полей осознания”.

На этой основе осознание, взаимодействуя с мыслью или мыслью и наме­рением, может произвольно образовывать сплошное “поле осознания”, поддающе­еся управлению. Благодаря этому могут возникать соответствующие динамичес­кие эффекты, или так называемые “эффекты поля”.

Когда тело человека, ставшее “проводником” силы, передает (высвобож­дает) силу в пространство, она полностью освобождается от ограничений, обус­ловливаемых физическим строением “проводника”. Более того, в результате оп­ределенных процессов эта сила полностью отрывается от физического тела и пе­реходит под непосредственный контроль мысли.

Когда такая освободившаяся сила оказывается в открытом пространстве, она становится, по сути, “энергией”, существующей в виде “поля осознания и энергии”, или “поля энергии осознания”. Она может концентрироваться, рассеиваться, приобретать форму точки, линии, плоскости или объемного тела, т.е. су­ществовать в любой форме движения и в любом пространственном измерении.

В случае энергии требуется акт уравновешивания, чтобы два энергетических потока были равны по величине. Иначе она будет фактически идти в одном направлении, и в этом не будет силы. Многим людям кажется, что максимальное напряжение — это максимальная сила. Очевидно, что напряженное поведение является результа­том каких-то не находящих себе выхода эмоций, которые не имеют ничего общего с силой.

Это все равно как кантовать холодильник: вы приподнимаете его так, что он стоит только на одном нижнем углу и уравновешен в таком положении, его передвижение легко контролировать. Он большой и тяжелый, но, поскольку он уравновешен на поворотной точке, нет никаких проблем. Весь фокус в том, чтобы поддерживать его в равновесии по мере передвижения, чтобы он не упал.

Сила приходит из взаимодействия инь и ян, из качества этого взаимодействия, этого равновесия. Это внутренняя сила. Внешняя сила должна, наоборот, зависеть от количества ян, противопоставляемого инь. Существует предел количества ян, которое вы можете иметь. Но нет предела для совершенства равновесия между инь и ян.

Структура взаимодействия инь и ян дает нам нашу силу. Например, два семени одинакового размера имеют разный по­тенциал — семя дерева и семя кустарника. Их генетическая структура дает им различные потенциалы роста. Мы можем достичь контроля над качеством равновесия входящей и исходящей энергии. Прежде всего, мы должны почувствовать и узнать его. Во-вторых, мы должны уравновесить взаимодействие энергий, и, в-третьих, мы можем экспериментировать со специфически­ми структурами этого взаимодействия. Чтобы делать это, мы должны узнать внутренние механизмы нашего бытия.

Один из таких внутренних механизмов — это динамика внимания, взаимодействие внимания и творчества (См. подробнее в гл. 8). Можно научиться сильно концентрироваться при помощи медитации — фокусированного внимания. Можно научиться направлять внимание сплошным потоком. Можно научиться разбивать внимание на несколько частей, каждая из которых будет следить за различными событиями в среде (внешней или внутренней), и отслеживать несколько ве­щей сразу. Можно экспериментировать с отношениями между от­дельными такими вниманиями. При этом целостное внимание становится более сложным. Мы можем осознавать больше происходящего вокруг и внутри нас.

Когда мы уравновешиваем энергии инь-ян и уверены, что этот баланс поддерживается, то любые нарушения равновесия мы можем считать событиями в “энергетической окружающей среде”.

Например, когда кто-то что-то говорит, вы должны слы­шать и понимать сказанное, а также прислушиваться к вашим собственным реакциям и мнениям. Вы должны впустить слова этого человека в свое сердце, а взамен выпустить слова своего сердца.

У древних евреев внутреннее помещение храма, самое свя­тое место, было совершенно пустым. Но многие из нас подобны охраннику у двери во внут­реннюю часть храма, который сражается со всеми нападающи­ми, защищая то великое сокровище, которое находится за дверью. Нам никогда не говорили, что за той дверью нет золота. Мы всю жизнь защищаем то, что представляем себе великим материальным сокровищем, — даже ценой своей жизни или здоровья. Но если бы мы имели возможность хотя бы заглянуть в святую комнату, мы бы поняли, что сражаться нет необходи­мости. Такую возможность заглянуть туда дает медитация.

Настрой пустоты, пустая фокальная точка внимания, ста­новится мощной силой в вашей жизни и позволяет расцвести вашему счастью. Когда вы пестуете свой безмолвный, пустой центр, вы можете чувствовать, как этот импульс дергает вас, заставляя повторять привычное. Но, оставаясь центрированным, можно от привычек избавиться.

По мере того как вы будете развивать этот пустой центр, окружающие вас люди начнут замечать это. Они будут бояться его. Затем они попытаются вытащить вас из него, потому что они, конечно же, хотят, чтобы центром вашего внимания были они сами. Ваши собственные привычки будут точно так же вытаскивать вас из этого центра. Очень трудно продолжать развивать безмолвный центр, потому что вы можете почувствовать, что разочаровываете своих друзей, не подчиняясь их воле или воле их привычек. Но такова жизнь.

Вместе с ростом собственных способностей человека реагировать на условия ок­ружающей среды и в контексте конкретного применения в боевых искусствах и в области медицины “энергия осознания” может создавать “эффект поля”, имею­щий большое практическое значение.

Причины, по которым современная наука считает изучение этого явления чрезвычайно сложной задачей, наряду с фундаментальными методологическими проблемами, состоят еще и в том, что в настоящее время методы исследования мозга находятся на невысоком уровне развития, не позволяющем обнаруживать и замерять уровни взаимного воздействия мысли, намерения, осознания и жизнес­пособности — энергии — духа.

Компьютер недостаточно чувствителен для ре­шения таких задач, да и сущностная природа сознания и энергии еще не имеют четкого определения. Многие явления, уже признанные и реально существую­щие, не находят пока объяснения в рамках современных научных теорий. Это тот самый случай, когда применима китайская поговорка “собака старается укусить дикобраза, но никак не мо­жет к нему подступиться”.

Как бы там ни было, появление всех этих трудностей и противоречий со­здало хорошие предпосылки для поистине революционных изменений во всей на­уке. Рано или поздно они произойдут, и наука сделает небывалый рывок, может быть самый грандиозный за всю свою историю: раскроет тайны человеческой жизни и мышления.

Оригинальный подход, собственная теоретическая и практическая методо­логии, которые направлены на преодоление обособленности осознания и тела, яв­ляются значительным вкладом китайских воинских искусств в науку о двигатель­ной активности человека и в ее совершенствование.

О теории и методологии бо­евых искусств мы уже говорили, поэтому, подходя более конкретно, можно от­метить, что проблема состоит в переходе от одновременного совершенствования осознания и тела к психофизической координации.

Рассмотрев традиционные теории, понятия “осознание”, “перемещающая сила”, “проникающая сила” и ряд других, мы представили в общем плане картину одновременного совершенствования со­знания и тела и совершенствования собственно осознания. Теперь можно попы­таться, пусть на элементарном уровне, обрисовать содержание подготовки, на­правленной на переход от одновременного совершенствования осознания и тела к психофизической координации, представить пути преодоления недостатков, свя­занных с действием условных рефлексов.

Чтобы более четко показать эффективность психофизической координации, начать следует с определения главной цели. С точки зрения психофизической координации высшего уровня, учитывая принцип “единства без двойственности”, такая цель состоит в полном устранении условных рефлексов. Как бы невероятно это не звучало, но высшая цель воинских искусств заключается именно в этом. Высшая цель Пути воина практически всеобъемлюща. Мы же проследим ее только в одном из проявлений — в боевом искусстве.

Характерным принципом боевого искусства высокого уровня является полное отсутствие времени и пространства для размышлений или действий у противников. Иными словами, ни у одной из сторон нет ни малейшей возможности сделать первое движение.

Происходит это потому, что все процессы, со­ставляющих действие условного рефлекса, полностью отключены, а соперники находятся в состоянии абсолютной скоординированности. Когда один из них только подумает о том, чтобы, сделать движение рукой, второй, используя силу “скоординированной интуитивной реакции”, заставит его отказаться от своих мыслей. В таких условиях у соперников нет никаких возможностей пошевелить даже пальцем.

Теперь давайте спустимся сразу на несколько ступеней вниз, на уровень, который уже демонстрировался некоторыми современными мастерами боевых искусств, и попытаемся разобраться в том, что же дает в результате одновремен­ное совершенствование осознания и тела.

Одним из минимальных результатов действия “проникающей силы” является то, что поле осознания человека получает возможность моментально реагировать на силовое поле противника. Сюда входит и реакция на движение осознания соперника, вызывающая скоординированный ответ собственного осознания. При этом, конечно, степень скоординированности ниже, чем на высшем уровне, о ко­тором говорилось ранее, но и значительно выше,. чем уровень последовательного взаимодействия осознания и тела во время срабатывания условного рефлекса.

Движение или задействование осознания в данном случае связаны с намере­ниями соперников, в результате чего возникает взаимная координация движения осознания у обеих сторон. В то же время осознание одной из сторон, т. е. осознание, объединяющее в единое целое намерение и силу, координируется с задействованием собственного осознания, а также с задействованием осознания противной сторо­ны.

В результате, сила первого соперника координируется с движением осознания второго, в то время как сила и задействование осознания второго раскоординированы и функционируют относительно самостоятельно. Поскольку скорость ско­ординированного действия выше, чем скорость последовательных действий, то первый соперник способен предвосхитить даже скрытое движение второго. Это скрытое движение есть осознание, а способность его предвосхитить означает дейст­вие силы человека до того, как начнет действовать сила противника.

В этом и состоит теоретический и фактический ответ на вопрос, что озна­чает принцип “побеждает тот, кто действует последним”.

Психофизическая координация не является абсолютной, она ограничена рамками соответствующего уровня одновременного совершенствования осознания и тела. Каждая новая ступень совершенствования позволяет сократить и даже полностью устранить один из шести процессов, составляющих действие условно­го рефлекса, в связи с чем скорость реагирования каждый раз становится выше.

На определенном уровне совершенствования человеком осознания и тела его со­перники полностью лишаются возможности даже задействовать собственное осо­знание, поскольку первое же их движение будет означать поражение. При этом вам нет никакой необходимости направлять какие-либо команды своей мускула­туре.

В теории боевого искусства это называется “разгадать человека до того, как он начал действовать”. Другими словами, когда противник только собирается нанести удар, вы уже упредили его ударом, не дав ему даже пошевелить рукой.

Поднявшись еще на несколько ступеней, вы будете иметь дело непосредственно с задействованием или движением осознания соперника, т.е. противостоять осознанием осознанию. В этом случае нет необходимости делать какие-либо те­лесные движения.

Благодаря так называемой “проникающей энергии” или “проникающей силе”, тело человека превращается в своего рода “дирижера”, способного управлять физической энергией вне его пределов вплоть до формирования видоизменяюще­гося поля осознания, подчиняющегося воле человека. Такое поле способно оказывать реальное физическое действие.

Через свое поле осознания человек влияет на функционирование осознания оппонента, затем постепенно поднимается до уровня, позволяющего действовать с ним в унисон, и, в конце концов, выходит на совершенно новую стадию, где механизм реагирования не использует физические движения, а действует за счет “эффекта поля”. Так выглядит процесс постепенного развития от одновременного совершенствования осознания и тела до психофизической координации.

Этот процесс является хорошей иллюстрацией применения к теории и практике одновременного совершенствования осознания и тела для решения задачи вторичного познания и переработки условных рефлексов, а также классическим примером использования принципов боевых искусств и достижений классической философии в современною научном знании. В тоже время это можно рассматривать, как своего рода эксперимент по “переводу” древних теорий на современный язык.

Давайте обратимся к некоторым частным вопросам теории боевых искусств на примерах одного из древних текстов. “Когда совершен­ствование мастерства достигает высокого уровня, даже беспредельно малое пред­ставляет собой пространство”. Здесь имеется в виду то бесконечно малое, что уже ничего в себя не может вместить. “Следовать от формы к бесформенному”, “форма превращается в ничто”. “Бесформенное” и “ничто” означает, что тело не движется, а движется только динамическая мысль и по достижении уровня “из­начального (истинного) мышления” она сама утрачивает форму.

 

Динамический процесс отвечает ряду условий, позволяющих квалифициро­вать его как вид мыслительной деятельности. Иными словами, динамическое мышление имеет ту же природу, что и мышление как таковое, как и другие особые формы мышления. Динамическому мышлению присуща высочайшая универ­сальная сила абстрагирования и обобщения, которая отличается от общепринято­го понимания силы и представляет собой “бесформенную силу”, сохраняющую чувствительность и динамическую эффективность силы как таковой. Эта сила не обладает направленностью, но способна оказывать воздействие на явления, кото­рые недоступны для восприятия с помощью органов чувств.

Если исходным материалом в логическом мышлении являются понятия, в знаковом представлении — звук и форма, то в динамическом процессе таким мате­риалом выступает сила внутренней энергии.

Другими словами, динамическое мышление имеет собственную природу и мо­жет использоваться в качестве самостоятельного инструмента в практических це­лях в том смысле, что оно может выступать в качестве направляющей силы в практической области.

Динамическое мышление обладает собственной уникальной абстрактной репрезентативной логикой, позволяющей реагировать на динамичес­кие отношения в рамках физического движения самого высокого уровня, а так­же на постоянные изменения, происходящие в объективной действительности. Вместе с тем, динамическому мышлению присущи собственная направленность и уникальная способность решения тех или иных проблем.

Динамическое мышление своими собственными методами может дать от­веты на многие вопросы, существующие в биодинамике. Используя собствен­ную парадигму (параллельное задействование тела и мышления), динамичес­кое мышление способно ставить проблему, квалифицировать ее, выдвигать пути решения, проверять их и т.д. Оно многослойно и многоярусно и облада­ет высочайшей продуктивностью. Динамическое мышление не только пассив­но отражает действительность, но и представляет собой функцию активного воздействия на нее.

Динамическое мышление, объединяя философию и методологию боевых ис­кусств и используя специфическую способность к реагированию, открывает но­вые возможности по раскрытию и познанию скрытых физических и умственных способностей, в том числе ауры человека и различных энергетических полей, ко­торые недоступны для обычного мышления.

Несомненно, что динамическое мышление, понимаемое как разновидность скрытых способностей человека, развитие которых возможно только через заня­тия боевыми искусствами, является неоценимым вкладом в биодинамику, в науку о человеке и мышлении. Конкретные способы выработки динамического мышле­ния содержат важный исходный материал для развития других видов скрытых способностей тела и мышления человека.

Что, казалось бы, общего между восприятием мира, т.е. умственнной, и мышечной деятельностью? Оказывается, такая связь существует. Русский ученый И.М.Сеченов считал, что всякую мысль, какого бы порядка она ни была, можно рассматривать как сопоставление мыслимых объектов друг с другом в каком-либо отношении. Это сопоставление вначале регистрировалось только мышечными объектами, которыми одаривался человек при взаимодействии с внешним миром. Поэтому в мыслительной деятельности человек оперирует фактически теми же схемами, которые приобретены благодаря мышечной активности.

Процесс познания окружающего мира и самого себя происходит как результат мышечно-зрительных, мышечно-слуховых, мышечно-тактильных и т. д. ассоциаций. Везде на первом месте стоит мышечный компонент. Мы никогда не думаем напрямую словами и понятиями, а опосредуем их мышечными ощущениями, сопровождающими мысль в форме разговора. Например, мы не можем мысленно пропеть себе одними звуками, а поем всегда мышцами, при этом проявляются и сами звуки. При ходьбе также в осознании является определенная “песня”, выстроенная не из звуков, а из немых для слуха, но ясных для осознания кожно-мышечных ощущений.

Эти связанные с мышечным чувством ощущения откладываются в структуре памяти. Поэтому средоточием памяти, нервно-мышечных ощущений является не только кора головного мозга, но и весь организм в целом. Таким образом, мысленные и мышечные компоненты в осознании человеческого существа просто неразрывны, что и позволило выдвинуть гипотезу о динамическом мышлении.

 

Если и воинские искусства, и современная наука воспримут идею взаимного изучения и согласованного развития, создадут условия для диалога, исполь­зуя друг друга в качестве объектов и инструментов для изучения, т.е. если они будут строить отношения на основе равенства и взаимной помощи, сотрудничая в исследованиях любых проблем и используя на равных плоды этих исследова­ний, то появится хорошая возможность реального взаимодействия между ними. Только в этом случае можно надеяться на реальную эффективность использова­ния всего лучшего, что заложено в боевых искусствах и науке, на их высокоэф­фективное творческое развитие.

В воинских искусствах основными объектами воздействия (т.е. “сырьем”) являются цзин, ци и шень, то есть жизнеспособность, энергия и дух, а орудием воздействия (т.е. “ин­струментом”) — осознание. Рассмотрим всю систему подготовки, включая “со­бирание концентрированной силы” и воли, моторные навыки, символическое обозначение движений, овладение движениями и т.д., и для удобства сведем все эти элементы к понятию “осознанное намерение к движе­нию”, которое для краткости назовем “осознанным намерением”.

Используя орудие труда, работник тоже действует осознанно в обычном понимании этого слова, включая логическое и абстрактное мышление. Эту мысль мы выразили с позиций общепринятого понимания содержания и форм мысли­тельной деятельности.

Теперь давайте рассмотрим результат взаимодействия работника, орудий труда и сырья. “Мысль” порождает “намерение” воздействовать на жизнеспо­собность, энергию и дух. Изменения, происходящие в объектах воздействия, вызывают соответствующие изменения в осознанных намерениях работника. И те, и другие изменения находят отражение в мыслительном процессе, вызывая со­ответствующие изменения в нем.

В процессе такого взаимодействия все три участвующие в нем элемента являются источником тех или иных изменений. Если выбран правильный спо­соб взаимодействия, то все изменения происходят по нарастающей, улучшаясь качественно и количественно, вместе с чем происходит и расширение возмож­ностей взаимодействия этих элементов.

В боевых искусствах присутствует результат, который коренным образом отличает их от других видов подготовки, а именно: в процессе взаимодействия жизнеспособности, энергии и духа, осуществляемого намеренно, возникает “осо­знание”, в котором жизнеспособность, энергия и дух сливаются с намерением: осознание, которое стимулирует намерение продвигаться вперед в гармонии с жизнеспособностью, энергией и духом.

Этот особый вид осознания, будучи однажды порожденным, способен одно­временно воздействовать и на намерение, и на жизнеспособность, энергию и дух, способен расширяться и подниматься, получая от них постоянную подпит­ку. Когда мы говорим о “совершенствовании осознания”, то имеем в виду именно такое осознание.

Осознание, таким образом, выступает в качестве четвертого элемента “про­изводственного процесса”. Какое же место занимает каждый из элементов в этом процессе, и каковы их функции? Под постоянным воздействием всех элементов, участвующих в “производстве” мысли: намерения, осознания и “жизнеспособности — энергии — духа”, — мысль, или мыслительный процесс, подвергается глубоким изменениям, ведущим к трансформированию форм и способностей мыслительной работы индивидуума.

Любое изменение трех других компонентов, связанное с повышением их уровня, поднятием уровня их взаимодействия, неизбежно оказывает влияние на образ мысли человека. Более того, продвижение по ступеням мастерства невозможно без изменения образа мысли. Без этого нет продвижения вперед.

Совершенствование внимания осознания занимает чрезвычайно важное положение в теории и практике воинских искусств. Оно пронизывает как начальный этап подготовки, так и содержание воинских искусств высшего уровня.

Совершенствование внимания осознания — это стержень и квинтэссенция техники и теории воинских искусств. Отказ от него равносилен лишению воинских искусств живой души и самих основ техники и теории. Воинские искусства без совершенствования осознания превратятся во всего лишь “внешние упражнения” низкого уровня с присущими им частными особенностями внешнего характера, ничем не отличающимися от спортивного вида единоборств.

Внутренние энергетические упражнения в воинских искусствах неотделимы от “тренировки внимания осознания”. Без прохождения через процесс совершенствования внимания осозна­ния внутренние и внешние упражнения будут не способны обеспечить продвижение на более высокие уровни эффективности занятий и духовных состояний.

Совершенствование внимание осознания — не только необходимая составная часть воинских искусств, но и ключевая проблема для исследований в этой области. Она требует большого внимания, глубокого проникновения и тщательного изучения. Она должна стать объектом специальных исследований и изучаться с помощью системного подхода.

Выявить сущность воинских искусств можно лишь тогда, когда будет вскрыта их природа. И только тогда можно будет говорить о придании воинским искусствам современного характера и их широкой популяризации в обществе. Только в этом случае станет возможным понимание человечеством истинного значения воинских искусств и будет обеспечено их существование в будущем. Можно даже предсказать, что совершенствование внимания осознания станет наиболее тонким инс­трументом, который позволит осуществлять научный поиск во многих областях, лежащих на стыках наук.

В пользу такого предположения говорят следующие факты. Во-первых, не­прерывно совершенствуется научная техника. Во-вторых, экспериментально до­казано существование особых состояний у конкретных мастеров боевых и воинских искусств, достигших высокого уровня.

Что еще более ценно, во многих научных трактатах, относящихся к классиче­ским натурфилософским текстам, литературе по китайской медицине и цигун, можно обнаружить немало материала, который можно использовать для углубления в предмет изучения. Основная задача в отношении этого специфического научного и культурного на­следия состоит в том, чтобы выработать новую методологию, встав на конструк­тивный путь сочетания древнего и современного, собственного и иностранного, и за счет этого осуществить прорыв в теории и научных исследованиях.

В области взаимодействия с современной научной мыслью главной зада­чей является, прежде всего, осуществление наглядной систематизации, упорядоче­ние традиционных теорий и практических результатов с привязкой этого к совре­менной науке и адаптация к современной терминологии настолько, насколько это возможно. Необходимо осуществить соответствующую интерпретацию этих теорий, “перевести” их, если можно так выразиться, на современный язык.

Существует множество школ боевых искусств высокого уровня, но все они, в конечном итоге, неизменно стремятся к одной цели, хотя и разными путями. Поэтому в этом смысле обо всех боевых искусствах можно говорить как об одной школе. Когда мы заводим речь о боевых искусствах высшего уровня и, в частности, о совершенствовании внимания осознания, оказывается, что употребляемые нами понятия, несмотря на то, что в разных школах они выражаются по-разному, тем не менее несут одну и ту же смысловую нагрузку, имеют одно и то же содер­жание.

Поэтому подробное обсуждение проблем, связанных с совершенствованием внимания осознания, будет весьма полезным и с той точки зрения, что позволит преодолеть различные религиозно-сектантские предрассудки, сформировавшиеся в процессе историче­ского развития, и избежать ненужных споров.

ОСОЗНАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ

 

В предыдущих главах мы, конечно же, рассмотрели далеко не всё из того, что касается энергетической сущности природы человека. Но даже рассмотренные положения, представленные нами в самых общих чертах, могут существенно изменить традиционные воззрения о том, что есть человек и каковы его возможности. Теперь нам предстоит попытка понять, за счет чего могут совершаться изменения в человеческом существе, из каких источников воин черпает Силу для развития своих умений и способностей, и почему Путь воина, остающийся открытым для любого, тем не менее, так непрост в своем практическом воплощении.

До сих пор мы рассматривали по большей части теоретические предпосылки этого Пути, стараясь показать, что такой путь вообще возможен. Вкратце мы коснулись и другой обширной темы: с помощью каких средств человек может двигаться на этом Пути и действовать в нем. Нам пришлось существенно пересмотреть природу человеческого существа, показав его энергетическую суть, тесно связанную с психофизическими структурами.

Можно даже сказать, что в реальности человек представляет собой сложную энергетическую систему, целостную и гибкую, но утратившую большую часть своей подвижности в результате определенной эволюции его психологического устройства. Можно также предположить, что ограничения, наложенные результатами этой психологической эволюции на природу человека, не абсолютны.

Более того, благодаря древним и некоторым новейшим практикам, мы имеем сейчас возможность познакомиться с конкретными техниками, ведущими к раскрытию целостного энергетического потенциала человека как существа подлинной Реальности. Существенное место среди этих практик занимают технологии “работы с энергией” - цигун.

Основным элементом цигунской практики является проведение энергии вниманием вначале по малому (каналы жень-май и ду-май), а затем и по большому кругу циркуляции ци. Считается, что, выполняя только этот прием, можно добиться полного очищения энергетичес­кого тела, которое в результате начинает усиливать потоки энергии в теле, превращая ее затем в духовную энер­гию шень.

Тогда человек становится магом (по Стругацким, “человек — промежуточная ступень между неан­дертальцем и магом”), поскольку духовная энергия иерархически выше любой другой.

Далее, как пишет один из выдающихся мастеров цигуна Лу Куаньюй, следует учиться управлять этой энергией, выпуская ее из себя через “дыру Брамы” (макушку), сначала ненадолго и не­далеко, только днем, не позволяя встречаться с живыми существами (эта разумная энергия может проявлять са­мостоятельность и непослушание, поэтому овладевать ею нужно постепенно), в конце концов “можно будет про­являться в тысяче миров”.

Превращая человека в мага, цигун постепенно от­крывает в нем различные паранормальные способности, в древней литературе об этом говорится “стало действо­вать шесть органов”:

1. Открытие “небесных глаз” — человек может увидеть то. чего не видят другие, например, энергетическую сущность вещей и живых организмов. Иногда также говорят, что этот глаз позволяет видеть “основную реальность”.

На Востоке считалось, что за телесной реальностью и за реальностью основной кроется еще один вид реальности, по отношению к которой пер­вые две являются ее производными. Эта реальность обозначается санскритским словом “Пара” (за или сверх). Область Пара, в которой духовное и физи­ческое слиты воедино, несет в себе непосредствен­ное, глубинное знание, поэтому ее видение само себя объясняет и не нуждается в дополнительных интер­претациях.

2. Острота “небесного слуха” — человек приобретает воз­можность воспринимать диапазон звуков, на воспри­ятие которых нормальные органы слуха не рассчи­таны. Возможно, что здесь речь идет не только о слухе как таковом, таккак к этому разряду возможностей относят также такие феномены, как прямое слы­шание иероглифов, написанных на бумаге.

3. “Пробуждение телесного духа” - человек начинает ощущать удивительную легкость в движениях, ста­новится более ловким и выносливым.

4. Пророчество - восприятие прошлого и будущего.

5. Возможность “соединения с душой другого челове­ка” — так в древних текстах говорится о телепатии.

6. “Контроль над всеми отверстиями своего тела” - это одно из самых высших достижений цигуна, когда у мастера “не растрачиваются попусту ни дух, ни ци, ни уверенность, не возникает никакой нелепой мысли”.

Заметим, что и сейчас есть мастера, которые могут демон­стрировать все перечисленные феномены. Кроме того, человек, достигший определенного уровня развития в воинском искусстве, становится в состоянии “видеть” систему дзинло или энергетических каналов, “силовых линий” тела.

В принципе, способность такого “видения” человеческое существо может получить не только в результате длительного самосовершенствования, но и в качестве “побочного проявления” некоторых органических или психических травм головного мозга. Вопрос лишь в том, сможет ли такое существо направить это “приобретение” на собственное развитие и помощь другим, или даже просто остаться человеком здравомыслящем.

Мастера цигуна при­обретают способность осуществлять “перенос ци”, то есть управлять как внешними, так и внутренними потоками энергии, что используется как в боевом, так и в меди­цинском направлении цигуна. Благодаря этому также воз­можен телекинез.

Сосредоточение внимания на ощущениях движения энергии в теле является не только целью цигуна, но и средством погружения в измененные состояния осознания. Без этого погружения невозможно явственно почувствовать движение ци.

Та­ким образом, оба эти элемента неразрывно связаны друг с другом - сосредоточение на ощущениях движения энер­гии влечет за собой смолкание ума, а внутреннее без­молвие - ключ к достижению любых состояний осознания. Первоначаль­ный объект концентрации позволяет выбрать те из них, в которых движение энергии в теле является реальнос­тью, и поэтому желаемые ощущения впоследствии под­держиваются без всякого усилия.

Наличие опыта пребывания в некоторых состояниях осознания мо­жет сильно помочь в занятиях цигуном. Большинство упражнений этой практики выполняются на фоне суженных состояний.

В старинном трактате традиционной медицины “Хуанди Нейцзин” говорится: “Когда мысль пребывает в состоянии покоя и она свободна, это означает, что вы можете покорить себе ци. Человек, который владеет здо­ровой мыслью, сможет отвратить опасность возникнове­ния болезни”.

Если перевести основную мысль, выраженную в этой цитате, на язык современной медицины, то ее смысл, возможно, станет для нас более понятным. Идея тут зак­лючается в том, что кора головного мозга, пребывая в особом состоянии покоя, способствует более качествен­ной работе вегетативной нервной системы, которая не­посредственно регулирует и согласовывает деятельность всех органов.

Спокойное уравновешенное состояние - это гарантия более гармоничного протекания физиоло­гических и энергетических процессов в организме. Все мы по-своему реагируем на ту или иную негативную ситуацию.

Процесс переживания у каждого протекает по-разному. У одних он сопровождается очень сильными мышечными напряжениями, у других они выражены слабее. У одних по окончании эмоционального стресса не остается мышечных напряжений, у других они остаются и оказывают свое пагубное воздействие.

В результате поток восприятия и энергии уже не может литься свободно - нас уже не трогает общение с природой и искусством, не удовлетворяет общение с родными и близкими нам друзьями. Мы утрачиваем способность сопереживать радость и боль других людей, делаемся черствыми, бесчувственными и уже не можем любить, словно кто-то загипнотизировал нас.

В итоге сужается круг интересов. Став “слепыми” и “глухими”, мы не воспринимаем мир во всем его единстве и многообразии, не радуемся жизни и чувствуем себя глубоко несчастными. Что же происходит с бедными человеческими существами?

Дело в том, что все процессы, происходящие в жизнедеятельности человеческого организма, проявляются в движении. Осуществляется движение благодаря согласованному сокращению мышц в результате условно-рефлекторной работы нервно-мышечного аппарата.

Психическая деятельность представляет собой один из видов мышечного движения. Радость, гнев, огорчения и другие эмоциональные состояния сопровождаются чрезмерно сильными мышечными сокращениями. Мышцы не расслабляются, а напряжение в них сохраняется и после того, как ситуация, которая их породила, уже перестает существовать.

Так в результате негативных эмоциональных переживаний образуются мышечные “зажимы”. Со временем, по мере роста нашего негативного опыта, они развиваются и складываются в определенные характерные структуры, которые впоследствии становятся хроническими.

Эти структуры мышечных напряжений, сформировавшиеся в результате чрезмерных психоэмоциональных переживаний, существенно затрудняют регуляцию и приводят к образованию патологической условно-рефлекторной связи. Причем для каждой эмоции характерен свой конкретный стереотип мышечных напряжений, и каждая эмоция избирательно воздействует на наши органы.

Например, депрессивные состояния, как правило, сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры, при страхе наблюдается спазм мышц артикуляции, что приводит к затруднению речи. Недаром в старинных китайских книгах говориться: “От раздумий страдает селезенка, от тревоги - легкие, от гнева - печень, а чрезмерное веселье сказывается на сердце”.

В течение веков опытным путем была установлена взаимосвязь между психоэмоциональным состоянием, мышечным движением и скоростью циркуляции жизненной энергии в организме человеческого существа. Древние ученые заметили, что когда нами овладевают негативные эмоции, мышцы напрягаются, и при этом замедляется течение энергии ци. Когда же нами овладевают приятные эмоции - мышцы расслабляются, поток энергии двигается легко и естественно. Также было установлено, что поток мыслей препятствует движению ци.

Опыт собирания ци показал - направленность внимания на себя, то есть созерцание внутреннего мира, приводит к мышечному расслаблению. Удалось выявить такие зоны в нашем теле, остановка внимания на которых уже приводит к мышечному расслаблению. Йоги называют эти места зонами-переключателями. Это, например, точка между бровями, кончик носа, кончики пальцев рук и ног, локти, плечи, колени, лодыжки.

Экспериментально было также установлено, что проще и эффективней всего управлять мыслями и вниманием через дыхание. Направить энергию в любую часть тела проще, когда представляешь, что дышишь именно этой частью. Поскольку процессы осознанного управления жизненной энергией осуществляются через дыхание, то энергию ци зачастую отождествляют с дыханием.

Итак, мысли и внимание способны оказывать влияние на состояние нашего нервно-мышечного аппарата, от чего, в свою очередь, зависит циркуляция жизненной энергии, её свободное течение. Таким образом, путь к управлению энергетическими потоками лежит через умение управлять своими мыслями и вниманием. Мы уверены, что практически любой психически нормальный человек способен управлять своими мыслями и вниманием, а следовательно, состоянием мышц и скоростью потоков ци.

Соблюдение фундаментального принципа “внимание управляет движением ци, ци следует движению внимания” способствует улучшению проходимости энергии не только по всем частям биологического организма человеческого существа, но и вне его, по “внешним” путям движения энергий. В древнем трактате говориться: “Когда ум спокоен и чист, “истинная” ци подчиняется всем вашим командам”.

Отсюда все практики, включающие работу с жизненной энергией, относя к системам психофизической саморегуляции. Поскольку управление энергией осуществляется через дыхание, то эти практики получили название медитативно-дыхательных. В основе любой системы психофизической саморегуляции лежит медитация. Что понимается под этим термином?

Медитация - очень широкое понятие, в переводе с латыни означающее “размышление”. Для состояния медитации характерны особая сосредоточенность и отрешенность. Это такое состояние души, когда нами овладевают приятные мысли, что позволяет почувствовать себя немного счастливее.

Под термином “медитация” в системе психофизической саморегуляции подразумевается в первую очередь умственное действие, особого рода сосредоточенность, которая дает возможность создать такой мышечный тонус, при котором жизненная энергия движется максимально свободно.

В состоянии медитации на фоне общей расслабленности нарушается привычный комплекс телесно-мышечных ощущений, связанных с той или иной позой. Мышцы тела даже в состоянии полного покоя никогда полностью не расслабляются, они находятся в состоянии небольшого напряжения или в тонусе.

Такое состояние мышц называют мышечным тонусом, и выражается оно в определенной упругости мышц. Тонус основных мышц поддерживает позу тела. Его распределение в разных мышцах и регуляция осуществляются системой рефлекторных реакций. Эта связь осуществляется при помощи импульсов, которые идут от мышц и суставов в головной мозг и обратно. Импульсы дают мозгу информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата, а сигналы мозга управляют деятельностью мышц, помогая сохранить позу тела.

Но вот, привычный комплекс ощущений нарушился - мышцы расслабились, поступающая в мозг информация непривычна и непонятна. При этом может возникать чувство существования как бы вне границ своего физического тела. На фоне общей расслабленности расслабляются и хронически зажатые мышцы. Это, в свою очередь, устраняет барьеры на пути потоков жизненной энергии, в результате чего её движение ускоряется.

Иными словами, медитация позволяет добиться такого мышечного тонуса, такой его “золотой середины”, при которой нормализуется вся работа нервной системы, а жизненная энергия движется максимально свободно. При этом осознание не отключается, как в некоторых трансовых состояниях, а, наоборот, становится ярче и насыщенее.

Сохранение связи с окружающим миром - обязательное условие любой медитации. Таким образом, медитация - это особая отрешенность: если мы медитируем с закрытыми глазами, мы все слышим, но не слушаем, если медитируем с открытыми глазами - все видим, но не смотрим.

Прекрасный пример таких состояний демонстрируют нам животные. Посмотрите на свою любимую кошку или собаку - они лежат, как безвольные, мягкие тряпочки, но стоит вам переступить порог дозволенного, как они тут же ответят молниеносной реакцией. Поскольку наши мысли сопровождаются мышечным движением, то эти мышечные движения, в свою очередь, затрудняют движение жизненной энергии. Главная задача медитации - избавиться от посторонних мыслей.

Медитация в цигун - высшее искусство управления энергией ци, а дыхание - его главный инструмент. Каждому из нас по собственному опыту известно, как тесно дыхание связано с чувствами и сильными эмоциями. Если вы тщательно понаблюдаете за своим дыханием, то заметите, что когда вы в гневе, у вас определенный ритм дыхания, когда испытываете чувство любви, появляется совершенно другой ритм. Когда вы расслаблены, то дышите одним определенным образом, когда напряжены - другим.

Дыхание отображает любое эмоциональное или физическое усилие, и способно вызывать определенные настроения и управление. Поэтому дыхание можно использовать как эффективный способ контроля эмоционального состояния.

В древних трактатах китайской медицины указывалось, что дыхание помогает создать предпосылки для устойчивого настроения: “...дыхание должно быть непрерывным, ненапряженным, спокойным и тонким, как будто его нет... нужно иметь комфортное состояние, тогда дыхание станет тише и тоньше, а настроение ровным и спокойным....Хорошее настроение делает разум сильным, а мозг разумным”. То есть, задавая определенный ритм дыхания, вы можете создать определенное настроение и наоборот. В результате выполнения медитативно-дыхательных упражнений происходит снижение возбудимости многих нервных центров, что приводит к расслаблению и стабилизации психоэмоционального состояния человека.

Регуляция дыхания и контроль за ним погружают кору головного мозга в особое защитное заторможенное состояние. При этом наступает состояние особой успокоенности, т.е. состояние медитации. Путь к этому лежит через созерцание внутренних ощущений, мыслей и чувств. Это процесс развития ощущений внутреннего мира, или “Дао осознания”.

В любой медитативно-дыхательной технике очень важно научиться наблюдать за дыханием. Это первое умение на пути к мастерству овладения энергией. Чтобы извлечь максимум возможного из любой техники дыхания, необходимо практиковать медитативную осознанность.

Не вмешивайтесь в процесс дыхания. Пусть он идет сам по себе, будьте лишь пассивным наблюдателем. Внимательно следите за каждым вдохом, прочувствуйте каждый выдох. Попробуйте воспринять тонкое ощущение, вызываемое потоком воздуха, обратите внимание на то, как он проходит сквозь ноздри или между губами. Ощутите движения грудной клетки, возникающие при вдохе и выдохе. Отследите дыхание от начала вдоха до конца выдоха. Если ваше осознание отвлеклось, снова сконцентрируйте внимание на вдохе или выдохе.

Не переставайте чувствовать дыхание и вслушиваться в него, в каждый вдох и выдох. Когда дыхание свободно, оно становится силой и средством исцеления, урегулирования и оживления всех систем организма, и способно творить чудеса.

Чтобы дыхание было легким и свободным, вдохи и выдохи должны быть мягкими, плавными, тонкими, ровными, продолжительными и глубокими. Под легкостью подразумевается отсутствие усилий при дыхании, его беззвучность, под плавностью - медленное и равномерное проникновение ци в легкие. “Тонкость” означает, что поток вдыхаемого воздуха должен идти тонкой струйкой - это требование является ключом к соблюдению таких условий, как мягкость, плавность и продолжительность вдохов и выдохов. Под равномерностью подразумевается ритмичность и постоянство характеристик вдохов и выдохов - без ускорений и замедлений. Их продолжительность подразумевает уменьшение частоты дыхания, т.е. приближение к “зародышевому дыханию”.

Наиболее важный шаг в направлении цигун-медитации — выработка “надлежащего дыхания”. Базо­вым в практике цигуна является так называемое “зародышевое”, или буддийское, дыхание. Оно используется для получения дополнительной ци, а также для стимуляции ее циркуляции в теле.

Свое первое название та­кой тип дыхания получил из-за того, что ребенок в пер­вые несколько лет своей жизни активно использует для дыхания брюшные мышцы, совершая колебательные дви­жения низом живота. Но постепенно, по мере взросления, акцент дыхания перемещается все выше и выше по туловищу, так что к концу детства люди воспринимают себя как дышащие грудью и частично теряют контроль над мышцами брюшной полости.

Практикующие цигун возвращаются к дыханию ре­бенка, причем не только на время занятий медитацией, а начинают использовать его постоянно. Но происходит это далеко не сразу. Возвращение контроля и трениров­ка мышц брюшной полости осуществляются постепенно. Этот процесс на Востоке условно называют “назад в детство”. Считается, что это способствует долголетию.

Благодаря тысячелетней практике китайцы откры­ли, что такое дыхание способно усиливать энергетическую проводимость по каналам и меридианам тела.

Такое действие дыхание низом живота име­ет еще и потому, что здесь находится важнейший энерге­тический центр нашего тела - нижний дань-тянь. Этот центр рассматривается в качестве первоначального источника индивидуальной энергии, так как эмбрион использует именно низ живота для получения питания и кислорода из организма матери.

Техника этого дыхания проста. Нормальное дыхание при этом не задерживается, не усиливается, оно лишь сильно углубляется. Медленно вдыхайте через нос, делайте это легко и плавно, при этом мышцы живота расслабляются, живот расширяется не только вперед, но также в стороны и назад, то есть равномерно во все стороны, формируя, так называемый, “пояс ци”. Когда лег­кие будут наполнены, начинайте легко выдыхать.

Вдох соответствует инь, выдох - ян. Они должны действо­вать вместе подобно кругу инь-ян, без усилия плавно переходя один в другой в кругообразном движении. Сначала расширение “пояса ци” на вдохе может ока­заться незначительным, но с практикой мышцы становятся эластичными все больше и больше. Особое внимание необходимо обратить на диафрагму: при вдохе диафрагма давит вниз, на выдохе, расслабляясь, поднимается вверх.

С продолжением практики это упражнение позволя­ет проводить все больше и больше энергии. Иногда практикующие чувствуют на определенном этапе практики тепло, вибрацию, давление или другие энергетические проявления, это очень хорошо, и не стоит по этому поводу беспокоиться.

Через какое-то время должна рас­шириться теплеющая от энергии нижняя об­ласть живота. Впоследствии в этой облас­ти появится ощущение, как будто там “приходит в дви­жение теплая вода”, а по всему телу разольется ощущение тепла и комфорта, во рту — скапливаться боль­шое количество слюны. Бывает, что в нижней части живота чувствуются пульсация и толчки. Подобные ощущения называют “огонь разгорается в дань-тяне” — это важный признак того, что в организме происходит процесс усиления проводимости ци.

Это упражнение желательно выполнять в сидячей или стоячей позе для медитации.

В результате систематических, настойчивых упраж­нений по системе цигун может быть достигнута частота дыхания во время покоя 4 - 6 вдохов в минуту, в то время как обычно нормальной считается 15 - 16 - у мужчин, 18—20—у женщин. Начинающие не должны стремиться, как можно раньше добиться такого урежения дыхания. Этот эффект от занятий приходит сам со­бой и является результатом, а не целью этой практики. Вместе с тем следует стремиться, чтобы дыхание было естественным, непрерывным и бесшумным. Во время упражнений в цигуне обычно требуется дышать носом.

Однако целью цигуна является не только увеличе­ние ци в нижнем дань-тяне, но и ее перераспределение по всему телу, по другим дань-тяням, а также прочищение всех меридианов и облегчение циркуляции энергии в теле.

Когда в результате выполнения вышеописанных уп­ражнений внизу живота начинается вибрация, это озна­чает, что наступило время начала циркуляции ци. Кон­центрация на этом моменте очень важна. Занимающийся должен стать очень спокойным, он не должен поддаваться возбуждению, чувствуя движение ци. Это явление, од­нако, происходит не с каждым занимающимся. У неко­торых начальные участки круга уже открыты, и ци мо­жет двигаться по ним без проявления отмечаемых в обычном состоянии осознания ощущений. Перед тем, как двигаться дальше, занимаю­щийся, прежде всего, должен осознать дви­жение ци.

Как уже отмечалось, имеются два главных канала, идущих спереди и сзади тела, - это жэнь-май и ду-май - эти каналы соединяются в области рта. Если язык касается неба, то инь и ян-каналы проводят энергию хорошо и беспрепятственно, круг завершается.

Язык действует подобно выключателю в электричес­кой сети. Если “моста” нет, то цепь не замкнута, цирку­ляция ци будет неполной. Следовательно, во время ме­дитации язык должен быть прижат к небу, здесь посто­янство цепи - основной фактор. Язык должен быть рас­слаблен и касаться неба. Если язык напряжен, то нет должной проводимости энергии.

Во время медитации выделяется слю­на. Ее нужно проглатывать, чтобы горло было влаж­ным. Когда занимающийся становится в состоянии провести ци по двум главным каналам, говорят, что он осуществляет “малый круговорот ци”.

Малый круговорот ци - первый период на занятиях упражнениями “нэй-дан” - одного из направлений древ­него цигуна. Эти упражнения направлены на превраще­ние цзин в ци. Его еще называют “сто дней на закладку фундамента”. Согласно этому учению взрослый человек истощает свою силу на разные страсти. Его нужно ра­зогреть и таким образом заполнить благоприобретенной ци и восстановить врожденную ци.

Во время малого круговорота также задействуются и активируются, кроме нижнего дань-тяня, расположен­ного под пупком, другие “энергетические резервуары” - некие внутренние зоны, или области, - вместилища оп­ределенного вида ци. Их называют “киноварными поля­ми”, так как в даосской алхимии киноварь считается одним из основных ингредиентов “пилюли бессмертия”, “самым изменчивым” из всех. Именно в них, в этих полях внутри тела, проходит, по ее представлениям, различ­ные стадии развития “бессмертный зародыш”.

В различных традициях китайской медицины выде­ляют разное количество дань-тяней. Классический вари­ант насчитывает их три (См. рис.1).

1. Нижний расположен в области пупка, немного вглубь тела. Нижний дань-тянь известен также как “котел”, потому что на более высоких уровнях медитации он служит местом, где “собираются, смеш

Date: 2016-05-16; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию