Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка к основным упражнениям. 2 pageНаибольшее распространение среди методик самовнушения в начале XX в. получила система Эмиля Куэ, названная им “школой самообладания путем сознательного самовнушения”. Куэ одним из первых предложил использовать методы контроля мысли и подчеркивал роль позитивной мысли в изменении поведения. Он считал, что главной причиной болезней является воображение человека. Воображение, или как мы говорим мыслеобраз, тесно связано с работой внутренних органов, что позволяет управлять ими. Однако управлять здесь означает не приказывать, а представлять. Например, нельзя себе приказать, чтобы началось слюноотделение или успокоилось сердце. Но если закрыть глаза и представить себе картину, что вы медленно режете лимон и дольку за долькой кладете в рот, то можно ощутить присутствие слюны во рту. Точно так же, если представить себя лежащим на зеленой лужайке под теплым солнцем, слушающим пение птиц и ощущающим приятный запах цветов, то сердце успокоится и будет биться ровно и сильно. Таким образом, в зависимости от того, что мы себе представляем, в такие состояния мы и можем входить. Если мы будем представлять себе и окружающим, что мы больны, то мы обязательно заболеем. Исходя из этих представлений, Куэ предлагал пациентам ежедневно, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом 20—30 раз повторять формулы самовнушения вроде: “Мне становится лучше и лучше... Мое зрение (или слух) улучшается” и т.д. Такие сеансы, по несколько минут каждый, рекомендовалось проводить 3—4 раза в день, особенно перед сном в состоянии покоя и расслабления. Общий курс лечения составлял от 2—3 месяцев до года. Самовнушение должно осуществляться легко и естественно. Если вы осознанно внушаете себе что-либо, делайте это естественно, просто, с убежденностью и без всякого усилия. Если бессознательное самовнушение, часто дурного характера, бывает очень успешным, то это оттого, что оно осуществляется без усилий. Здесь очень важно переместить или “сдвинуть” свое внимание в состояние, которое вам необходимо, и удерживать себя в нем. Если некоторые не добиваются удовлетворительного результата с помощью самовнушения, то потому, что не доверяют себе, или чаще потому, что совершают чрезмерные усилия. В настоящее время эти методы хотя и менее популярны, но их элементы мы можем встретить в любой системе самовнушения. Поэтому каждый человек может придумать и использовать свои формулы-внушения, каждая из которых будет основываться на его жизненной философии. Приведем наиболее популярные примеры формул самовнушения, направленных на регуляцию психического состояния. - Я МОГУ ИЗМЕНИТЬ СВОЙ ВЗГЛЯД НА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, НО ДЛЯ ЭТОГО Я ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ: НИКТО МНЕ НЕ УГРОЖАЕТ, И МНЕ НЕ ОТ КОГО ЗАЩИЩАТЬСЯ. - Сегодня я осознаю, что мое негативное отношение к окружающим оборачивается против меня самого. Если я считаю, что претензии к окружающим позволяют мне добиваться желаемого, мне стоит вспомнить, что таким образом я, прежде всего, предъявляю претензии к самому себе. Я больше не хочу причинять себе боль. На протяжении дня, когда у вас возникнут мысли, причиняющие боль вам самим, решительно скажите: “В данный момент я хочу испытывать внутреннее равновесие. Я с радостью отбрасываю все негативные мысли и выбираю умиротворение”. - Я НЕ ЖЕРТВА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Все перипетии, происходящие во внешнем мире, принимают ту или иную окраску в зависимости от моего внутреннего состояния. Я всегда проектирую во внешний мир те мысли, ощущения и чувства, которые свойственны мне самому. Сегодня я хочу увидеть мир по-иному, изменив свое отношение к тому, что вижу. Переводите свое внимание в состояние, которое желаете достичь, и удерживайте его там. - СТРАХ НЕ ОПРАВДАН НИ В КАКОЙ ФОРМЕ. В моих мыслях могут присутствовать страхи из прошлого или мечты о будущем, но жить я могу только в настоящем. Любой момент настоящего уникален, ибо он отличен от всех других моментов. И для меня никогда не будет лучшего места, чем здесь. Когда меня посетят печальные мысли о прошлом или будущем, перейду в состояние: “Я живу здесь и сейчас, и мне нечего бояться”. - Я ВЫБИРАЮ УМИРОТВОРЕНИЕ. Повторяйте себе всякий раз, когда вам кажется, что вашему спокойствию кто-то или что-то угрожает: “ Вместо растерянности и страха я выбираю любовь и покой”. Одним из эффективных методов обретения навыка владения собственной эмоциональной сферой, несомненно, является аутогенная тренировка (сокращенно АТ). Аутогенную тренировку лишь условно можно назвать новым методом саморегуляции, ведь по своему характеру она является синтетическим методом, объединившим в себе ряд практических и теоретических открытий, сделанных в самых различных областях психотерапии. Основные моменты методики АТ можно обозначить так: умение глубоко и быстро вызывать полное расслабление мышц тела, ощущение тепла в конечностях с помощью произвольного влияния на тонус кровеносных сосудов; произвольная регуляция ритма сердечной деятельности; воздействие на глубину и ритм дыхания; умение вызывать чувство тепла в области живота и прохлады в области лба. В основе АТ лежит самовнушение. Как показывает практика, наиболее яркие представления можно вызвать в состоянии расслабления. В связи с этим наиболее благоприятным временем для самовнушения, естественным автогипнозом является момент после ночного сна и перед засыпанием. Обучаться АТ следует в позе, способствующей расслаблению. Наиболее удобно заниматься лежа на спине, руки при этом слегка согнуты в локтях, лежат ладонями вниз вдоль туловища, а ступни раздвинуты на 20—30 см. Второе положение — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые занимающийся кладет расслабленные руки. Однако такие условия не всегда бывают в вашем распоряжении, и наиболее доступной для занятий в любой ситуации может считаться так называемая “поза кучера”. Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все скелетные мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены — словом, характерная поза для извозчика, дремлющего в ожидании седока. АТ можно использовать не только как самостоятельную методику саморегуляции, но и сочетать с другими психотерапевтическими и психофизическими методами. Можно заниматься как индивидуально, так и в группе. Диапазон использования АТ очень широк. Она применяется для восстановления трудоспособности после утомления, для регуляции эмоционального состояния и упражнения воли. Этим методом с успехом пользуются спортсмены, а также люди профессий, где требуется постоянное нервно-психическое напряжение. Итак, если вы решили приступить к занятиям, помните, что гарантией вашего успеха являются уверенность в своих силах и конечном результате, позволяющая преодолеть сомнения и колебания, внутренняя готовность и искреннее стремление выполнять упражнения безупречно. Используя формулы и образы, вы должны вводить себя в необходимые эмоциональные состояния, которые, в свою очередь, вызывают у вас нужные ощущения. Мы не будем детально описывать формулы АТ, они все очень просты. Важно, чтобы вы четко знали, чего хотите, и ясно выражали свои желания. Основываясь на это, вы можете самостоятельно строить любые необходимые вам формулы. В другом случае достаточно приобрести в магазине книгу по аутогенным тренингам (как правило, они все однотипны) и, изучив ее, приступить к практике, не забывая наши советы. ВОЛЯ И НАМЕРЕНИЕ Мотивационно-волевая сфера занимает особое место во всех проявлениях жизнедетельности человеческого существа. Феномены этой сферы в связи с их особой значимостью подверглись наибольшему количеству толкований и получили наибольшее количество разночтений. Поэтому перед тем как показать их реальную роль в интеграции человеческого сознания, мы должны будем от популярного описания работающих практик обратиться к более наукообразному изложению теоретических понятий, необходимых для более ясного осознания Пути. Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда мы совершенно четко видим свою цель и сразу, непосредственно переходим к действиям, при этом нам не требуется выходить за пределы сложившейся ситуации, говорят о простом волевом акте. Так, например, когда мы просыпаемся, то обычно сразу встаем с кровати. Даже если вставать очень не хочется, нам не потребуется предпринимать слишком много усилий и действий, чтобы достичь такой простой цели. Сложное волевое действие предполагает, что между побуждением и непосредственным действием вклиниваются дополнительные звенья. Получение образования можно считать сложным волевым действием: ведь чтобы получить аттестат хотя бы о среднем образовании, необходимо в течение многих лет ежедневно ходить в школу, готовить домашние задания, писать контрольные работы, сдавать экзамены и т. п. Основными ступенями, или фазами, сложного волевого процесса выступают: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение. Рассмотрим их последовательно. На первой ступени развития сложного волевого действия у человека возникает побуждение, которое ведет его к пониманию того, что он хочет, к осознанию цели. Конечно, не всякое побуждение носит осознанный характер. Вспомните слова из сказки: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что”. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, причиной побуждения может быть влечение или желание. Если мы осознаем лишь неудовлетворенность сложившейся ситуацией, а сама потребность осознается недостаточно четко, т.е. мы не осознаем пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Влечение обычно смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то не хватает или что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. В таких случаях говорят: “Он сам не знает, что ему нужно”. Влечение — наиболее примитивная биологическая форма активизации личности, так как в данном случае потребность не осознана. Влечение непостоянно, изменчиво. Чтобы потребность воплотилась в действие, человек должен каким-то образом ощутить, узнать ее. Это не всегда просто. Иногда острейшая потребность остается “не узнанной”, хотя и легко достижимой при желании. Так, например, в свое время на островах Тихого океана была распространена мучительная болезнь. Страдания туземцев были вызваны тем, что, употребляя в пищу свое традиционное блюдо — очищенный рис, они лишали себя витамина В. Но этот витамин в избытке содержался в шелухе риса, которую туземцы выбрасывали как мусор. Но чаще нас тянет к тому, чего нам не хватает: например, ребенок, которому не хватает в пище кальция, с удовольствием грызет мел или штукатурку; больная кошка чувствует, какие травы могут ей помочь. Когда маленьким детям в виде эксперимента разрешили есть все, что они захотят, то они вполне гармонично построили свое питание: то они наедались одними бананами, то ели только кашу, то вообще отказывались от еды. В результате в их недельном рационе оказались все необходимые элементы. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Человек не понимает, чего ему нужно достичь и как это сделать. Поэтому же влечение — преходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д. Однако желать еще не означает действовать. Отражая потребность, желание не содержит активного элемента. Желание — это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает, сравнивает все условия, помогающие и мешающие ее достижению. Для желания как мотива деятельности характерна четкая осознанность тех причин, которые его породили. Имея высокую побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия, заставляет строить планы ее достижения. Кроме того, при этом также осознаются возможные пути и средства достижения цели. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Стремление тесно связано с волей. Оно проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, о том, достигнута ли цель, вызывая у человека чувство удовольствия или неудовольствия. Тем самым присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) оказывается неразрывно связанным с внутренне испытываемыми чувствами. Однако далеко не всякие стремления и желания сразу претворяются в жизнь. У человека может возникнуть одновременно несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать первым. Например, окончив школу, человек может долго колебаться, в какое высшее учебное заведение ему поступить или куда пойти работать. В результате каждое желание как бы стремится подчинить себе остальные, выйти на первое место среди всех потребностей человека. Такое состояние называют борьбой мотивов. Борьба мотивов — это как бы широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят обо всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении; внутреннее обсуждение им того, как именно надо действовать. Человек пытается самому себе объяснить, какое из желаний надо реализовать в первую очередь. Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и эмоциональными зависимостями, мотивами личного порядка и общественными интересами, между “хочу” и “должен”. Представьте себе ваши два самых любимых желания, которые нельзя осуществить одновременно. Какое из них вы бы хотели получить первым? Задумались? Это и есть борьба мотивов. В традиционной психологии борьба мотивов и последующее решение, которое принимает человек, рассматривались как основное звено, ядро волевого акта. При этом и внутренняя борьба, и конфликт, который как бы переживает человек со своей собственной, раздвоенной душой, и выход из него в виде внутреннего решения противопоставлялись исполнению, т. е. сама деятельность, само достижение цели выступало как второстепенная составляющая волевого акта. Справедливости ради отметим и противоположную тенденцию, когда ученые стремятся вообще выключить из волевого действия внутреннюю работу осознания, связанную с выбором, обдумыванием и оценкой. Отрывая мотивацию от самого волевого акта, они превращают его в чистую импульсивность, лишают осознанного контроля. В действительности борьба мотивов как звено, составляющее волевой акт, не может быть отброшена, как не может считаться и самым главным. Подлинно волевое действие является самостоятельным, избирательным актом, включающим осознанный выбор и решение, основанное на ясности осознания. Задержка действий для того, чтобы обдумать и обсудить последствия принятого решения, так же существенна для волевого акта, как и побуждение к нему. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный, мыслительный. Мысленное моделирование ситуаций обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, может осуществиться лишь за счет другого желания. Так, стремясь пойти на дискотеку, мы пропускаем интересный фильм или вместо фильма смотрим финальный матч футбольного чемпионата. Задержка действия из-за нерешительности может длиться недели, даже месяцы. Мотивы к действию, еще вчера казавшиеся столь яркими, убедительными, сегодня уже представляются бледными, лишенными живости. Но ни сегодня, ни завтра действие не совершается нами. Что-то подсказывает нам, что все это не играет решающей роли. Это колебание между двумя возможными в будущем альтернативами напоминает колебания маятника, пока плотина не будет прорвана и решение не будет принято. Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов: человек решается действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Тут нередко мы говорим себе: “Сделаю так, а там будь, что будет”. Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход зависит от него, и это порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Рассматривая процесс принятия решения, выделим несколько типов решимости: 1. Разумная решимость появляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу стушевываться, оставляя место какому-то одному решению, которое воспринимается спокойно, без всякого усилия. Переход от сомнения к уверенности происходит совершенно пассивно, без переживаний, и человеку кажется, что разумные основания для действия вытекают из самого дела. Именно на этом основаны механизмы моды. Поэтому, если все вокруг советуют нам надеть именно это или постричься только так, то мы нередко считаем, что так и нужно сделать. 2. Если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неудачное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное обстоятельство нарушает равновесие, сообщив одной из перспектив преимущество перед другими, и человек как бы преднамеренно подчиняется судьбе, то есть принимает решения, основанные на эмоциональной зависимости. 3. В некоторых случаях, при отсутствии реальных решений выхода из сложной ситуации, желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек начинает действовать автоматически, просто стремясь к движению вперед. Что будет потом, в данный момент его не заботит. Этот тип решимости характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности, с сильным эмоциональным темпераментом. Именно о таком человеке рассказывали свидетели происшествия, когда зимой одна из машин угодила в полынью и водитель пытался, бросая в воду камни и роя новое русло ручья, повернуть течение вспять. Хотя в этой ситуации более эффективно было бы оставить машину и найти трактор или еще какое-нибудь средство, которое бы вытащило машину из воды. 4. Прекратить колебания способно и изменение внутренней ценности побуждения. К этому типу решимости относятся все случаи нравственного перерождения, пробуждения совести и т.д. У человека как бы происходит внутренний перелом и сразу появляется решимость действовать в известном направлении. 5. Иногда, не имея рациональных оснований, человек считает более предпочтительным какой-то определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля. Таким образом, становится ясно, что процесс принятия решения достаточно сложен и внутреннее напряжение, сопровождающее его, может постепенно нарастать. В результате человек будет целыми днями ходить погруженным в себя, думать о том, как поступить лучше, какой путь избрать. Но после того, как принимается какое-либо решение, он испытывает облегчение. Это связано с тем, что мышление переключается на другое — на мысли о том, как выполнить задуманное; борьба мотивов прекращается, и внутренняя напряженность, вызванная этой борьбой, начинает снижаться. После принятия решения необходимо выбрать средства для его осуществления. Однако цели, как известно, можно достичь разными путями. Вряд ли следует придерживаться такого девиза, пришедшего к нам из средних веков: “Цель оправдывает средства”. Есть пути легкие, но не совсем честные, а есть трудные, но достойные, гуманные. Поэтому можно сказать, что человека характеризуют не только его цели сами по себе, но и средства, которые он использует для их достижения. Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение не может быть реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит, конечно, не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в исполнении принятого решения. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей. Действительно, как бы ни мучился человек, принимая самое сложное решение, каким бы правильным это решение ни было, мы не будем считать его человеком с сильной волей до тех пор, пока это решение не будет выполнено. И, наоборот, тех, кто, выполняя даже чужое решение и зачастую жертвуя собой, стремится к цели, мы называем волевыми людьми. Исполнение волевого действия также имеет сложную внутреннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иным временным отрезком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, говорят о намерении. Намерение — это внутренняя подготовка будущего действия. Фактически речь идет о воле, разве что акцент переносится с самого действия, его активности, на его удержание, на результат. Отметим, что с практической точки зрения говорить о намерении удобней, поскольку осознание в данном случае имеет дело с работающим эффектом силы, не вдаваясь в постижение сущности этой силы как таковой. Мы сталкивается здесь с принципом “черного ящика”: известны только предпосылки и условия включения “механизмов” воли и уже конечный результат как итог их действия, характер же самой работы этих “механизмов” остается непостижимым. Если воин правильно намеревается что-либо сделать, он автоматически получает необходимый результат. Попытки объяснения работы намерения остаются маловразумительными, поскольку подлинная природа намерения, как и самого человеческого существа - энергетична, что делает её необъяснимой для теоретической психологии. Вот, например, объяснение самого известного авторитета Толтекской традиции - дона Хуана: “Намерение - это вещь, о которой очень сложно сказать что-нибудь вразумительное. Если я или кто бы то ни было попытается объяснить, что такое намерение, его слова будут напоминать идиотический бред. Сейчас я попробую сформулировать. Маг формирует намерение совершить то, что он намерен совершить, просто за счет того, что он намеревается это совершить”. Эффективность всех наших действий полностью зависит от мотивации и намерения. Мотивация отвечает на вопрос ”зачем?”, а намерение отражает понимание “для чего?” Зачем мы занимаемся, что это нам даст, какая нам от этого польза, как это можно в дальнейшем использовать - все это вопросы к нашей мотивации. Можно перечислить, к примеру, целый ряд возможных мотивов утренних физических занятий: поправить здоровье, улучшить фигуру, увеличить мышечную массу или растяжку и т. п. В таком же духе можно привести множество вариантов мотивации, приводящий людей на Путь обретения Силы - нас много и каждый вправе иметь собственную мотивацию своих действий. Причем возможны самые различные варианты - от наиболее безобидных до таких экзотических, как, например, “стремление освоить другие линейности и параллельные реальности для осуществления планов мести своим врагам”. Заметим, что подобные мотивы опасны в первую очередь для самого желающего. Как и в любом другом действии, на этапе исполнения также можно выделить этап планирования достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность. Во время нее мы ищем наиболее рациональные способы и доступные средства, позволяющие быстрее достичь принятого решения. План может быть представлен с разной степенью детализации, с разными подробностями. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг, в то время как другие довольствуются самой общей схемой или неясными представлениями. Обычно детальнее разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечается исполнение действий отдаленных. Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо заставить себя это сделать, т.е. предпринять волевое усилие. Волевое усилие переживается как осознанное напряжение, находящее разрядку в волевом действии. В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, помогающего человеку преодолеть трудности. Задача волевого усилия — мобилизовать внутренние ресурсы человека и создать дополнительные мотивы к действию, к достижению цели. Немецкий врач Х.Линдеман, отправившись на надувной лодке через Атлантический океан, был твердо уверен в своих силах и в победе над стихией. В трудных ситуациях он поддерживал себя словами самовнушения: “Я справлюсь!” Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия и удержание от нежелательных поступков. Так, одному очень просто удержаться и не съесть лишнее пирожное на вечеринке, в то время как другому очень трудно удержаться от подобного искушения и он затрачивает много энергии, чтобы сдержать себя. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения. В исполнительном звене, когда человек преодолевает не только внутренние, но и внешние трудности, оно становится доступнее для наблюдения. Волевое усилие качественно отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Например, боец, остающийся на посту, несмотря на интенсивный обстрел со стороны неприятеля, может испытать сильное нервное потрясение. Конечно, нельзя утверждать, что мышечное усилие отсутствует абсолютно — человек может напрягать мышцы лица, сжимать кулаки и т.д., однако качественно оно отличается от содержания волевого усилия. Исследованиями установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: 1) мировоззрения личности (так, например, совершенно различное отношение к смерти будет обусловливать различное поведение в бою японского самурая, русского солдата, американского наемника и воина, исповедующего ислам); 2) моральной устойчивости личности (ответственные люди преодолевают значительные препятствия для достижения цели, в то время как безответственный человек обычно не способен к напряжению воли); 3) степени общественной значимости поставленных целей (один и тот же спортсмен будет прилагать разную степень усилий, если он будет выступать на районных, республиканских или международных соревнованиях); 4) установки по отношению к деятельности (в зависимости от того, что скажет учитель, задавая урок ученикам: чтобы “они материал только прочитали” или чтобы “хорошенько подготовились к сочинению” — усилия, затраченные ими на подготовку, будут совершенно различны); 5) уровня самоуправления и самоорганизации личности (люди, потратившие много усилий для развития своей воли, например спортсмены, профессиональные военные, летчики-космонавты, полярники, путешественники и т.д., гораздо легче преодолевают препятствия, чем лица, не занимавшиеся самосовершенствованием). Однако одного лишь понимания значимости выполняемого действия или его соответствия моральным принципам недостаточно, чтобы заставить человека бороться с трудностями. Чтобы понимание породило стремление, подавляющее и подчиняющее себе многие другие желания, оно должно подкрепляться острыми переживаниями, внутренней необходимостью так поступить. Это хорошо видно на примере чувства долга. Чувство долга является выражением того, что требования морали были усвоены, приняты и стали достоянием личности. После этого чувство долга становится внутренним побуждением, внутренним стремлением человека к нравственному поведению в любой ситуации, когда возникает борьба между эгоистическими устремлениями и общественными интересами. Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы. Привычные действия или зависимости как особенности неволевого поведения можно описать следующим образом. - Вы не контролируете ЭТО, скорее ЭТО контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как делать ЭТО, брать ЭТО, поступать так, как требует ЭТО. Стоит только вредной привычке сформироваться, вы сразу попадаете под ее власть. - Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас. Окружающие люди воспринимают ЭТО как вашу защиту, раздражительность, замкнутость и т.п. - Вы делаете ЭТО все чаще и чаще, стараясь вызвать все более сильное воздействие. - Вы начинаете регулярно делать ЭТО, когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, физической боли и т.п. - Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими жизненными проблемами без помощи ЭТОГО. - Вы можете потратить значительную часть жизни, сражаясь с ЭТИМ (даже если ЭТО зацепило вас несерьезно). - Вы можете потратить драгоценную энергию души, страдая от ЭТОГО и безуспешно пытаясь разделаться с ЭТИМ. - На ЭТО уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному; в результате вы еще более ненавидите себя за бессмысленные траты.
|