Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к основным упражнениям. 2 page





Наибольшее распространение среди методик самовнушения в начале XX в. получила система Эмиля Куэ, названная им “школой самообладания путем сознательного самовнушения”. Куэ одним из первых предложил использовать методы контроля мысли и подчеркивал роль позитивной мысли в изменении поведения. Он считал, что главной причиной болезней является вообра­жение человека.

Воображение, или как мы говорим мыслеобраз, тесно связано с работой внутрен­них органов, что позволяет управлять ими. Однако управлять здесь означает не приказывать, а представлять. Например, нельзя себе приказать, чтобы началось слюноотделение или успокои­лось сердце. Но если закрыть глаза и представить себе картину, что вы медленно режете лимон и дольку за долькой кладете в рот, то можно ощутить присутствие слюны во рту. Точно так же, если представить себя лежащим на зеленой лужайке под теплым солнцем, слушающим пение птиц и ощущающим приятный запах цветов, то сердце успокоится и будет биться ровно и сильно.

Таким образом, в зависимости от того, что мы себе представ­ляем, в такие состояния мы и можем входить. Если мы будем представлять себе и окружающим, что мы больны, то мы обязательно заболе­ем.

Исходя из этих представлений, Куэ предлагал пациентам еже­дневно, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом 20—30 раз повторять формулы самовнушения вроде: “Мне становится лучше и лучше... Мое зрение (или слух) улучшает­ся” и т.д. Такие сеансы, по несколько минут каждый, рекомендо­валось проводить 3—4 раза в день, особенно перед сном в со­стоянии покоя и расслабления. Общий курс лечения составлял от 2—3 месяцев до года.

Самовнушение должно осу­ществляться легко и естественно. Если вы осознанно внушаете себе что-либо, делайте это естественно, просто, с убежденностью и без всякого усилия. Если бессознательное са­мовнушение, часто дурного характера, бывает очень успешным, то это оттого, что оно осуществляется без усилий. Здесь очень важно переместить или “сдвинуть” свое внимание в состояние, которое вам необходимо, и удерживать себя в нем.

Если некоторые не добиваются удовлетворительного результата с помощью самовнушения, то потому, что не доверяют себе, или чаще потому, что совершают чрезмерные усилия.

В настоящее время эти методы хотя и менее популярны, но их элементы мы можем встретить в любой системе самовнушения. Поэтому каждый человек может придумать и использовать свои формулы-внушения, каждая из которых будет основываться на его жизненной философии. Приведем наиболее популярные примеры формул самовнушения, направленных на регу­ляцию психического состояния.

- Я МОГУ ИЗМЕНИТЬ СВОЙ ВЗГЛЯД НА ОКРУЖАЮ­ЩИЙ МИР, НО ДЛЯ ЭТОГО Я ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ: НИ­КТО МНЕ НЕ УГРОЖАЕТ, И МНЕ НЕ ОТ КОГО ЗАЩИ­ЩАТЬСЯ.

- Сегодня я осознаю, что мое негативное отноше­ние к окружающим оборачивается против меня самого. Если я считаю, что претензии к окружающим позволяют мне добиваться желаемого, мне стоит вспомнить, что таким образом я, прежде всего, предъявляю претензии к самому себе. Я больше не хочу причинять себе боль.

На протяжении дня, когда у вас возникнут мысли, причиняю­щие боль вам самим, решительно скажите: “В данный момент я хочу испытывать внутреннее равновесие. Я с радостью отбрасы­ваю все негативные мысли и выбираю умиротворение”.

- Я НЕ ЖЕРТВА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Все перипе­тии, происходящие во внешнем мире, принимают ту или иную окраску в зависимости от моего внутреннего состоя­ния. Я всегда проектирую во внешний мир те мысли, ощу­щения и чувства, которые свойственны мне самому. Сего­дня я хочу увидеть мир по-иному, изменив свое отношение к тому, что вижу. Переводите свое внимание в состояние, которое желаете достичь, и удерживайте его там.

- СТРАХ НЕ ОПРАВДАН НИ В КАКОЙ ФОРМЕ. В мо­их мыслях могут присутствовать страхи из прошлого или мечты о будущем, но жить я могу только в настоящем. Любой момент настоящего уникален, ибо он отличен от всех других моментов. И для меня никогда не будет лучше­го места, чем здесь. Когда меня посетят печальные мысли о прошлом или будущем, перейду в состояние: “Я живу здесь и сейчас, и мне нечего бояться”.

- Я ВЫБИРАЮ УМИРОТВОРЕНИЕ.

Повторяйте себе всякий раз, когда вам кажется, что вашему спокойствию кто-то или что-то угрожает: “ Вместо растерянно­сти и страха я выбираю любовь и покой”.

Одним из эффективных методов обретения навыка владения собственной эмоциональной сферой, несомненно, является аутогенная тренировка (сокращен­но АТ). Аутогенную тренировку лишь условно можно назвать новым методом саморегуляции, ведь по своему ха­рактеру она является синтетическим методом, объединившим в се­бе ряд практических и теоретических открытий, сделанных в самых различных областях психотерапии.

Основные моменты методики АТ можно обозначить так: умение глубоко и быстро вызывать полное расслабление мышц тела, ощущение тепла в конечностях с помощью произвольного влияния на тонус кровенос­ных сосудов; произвольная регуляция ритма сердечной деятель­ности; воздействие на глубину и ритм дыхания; умение вызывать чувство тепла в области живота и прохлады в области лба.

В основе АТ лежит самовнушение. Как показывает практика, наиболее яркие представления можно вызвать в состоянии рас­слабления. В связи с этим наиболее благоприятным временем для самовнушения, естественным автогипнозом является момент после ночного сна и перед засыпанием.

Обучаться АТ следует в позе, способствующей расслаблению. Наиболее удобно заниматься лежа на спине, руки при этом слег­ка согнуты в локтях, лежат ладонями вниз вдоль туловища, а ступни раздвинуты на 20—30 см. Второе положение — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые занимающийся кладет расслабленные руки.

Однако такие усло­вия не всегда бывают в вашем распоряжении, и наиболее дос­тупной для занятий в любой ситуации может считаться так на­зываемая “поза кучера”. Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все скелетные мыш­цы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расстав­лены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены — словом, харак­терная поза для извозчика, дремлющего в ожидании седока.

АТ можно использовать не только как самостоятельную мето­дику саморегуляции, но и сочетать с другими психотерапевтически­ми и психофизическими методами. Можно заниматься как индивидуально, так и в группе. Диапазон использования АТ очень широк. Она применяется для восстановления трудоспособно­сти после утомления, для регуляции эмоционального состояния и упражнения воли. Этим методом с ус­пехом пользуются спортсмены, а также люди профессий, где требу­ется постоянное нервно-психическое напряжение.

Итак, если вы решили приступить к занятиям, помните, что гарантией вашего успеха являются уверенность в своих силах и конечном результате, позволяющая преодолеть сомнения и коле­бания, внутренняя готовность и искреннее стремление выпол­нять упражнения безупречно.

Используя формулы и образы, вы должны вводить себя в необходимые эмоциональные состояния, которые, в свою очередь, вызывают у вас нужные ощущения. Мы не будем детально описывать формулы АТ, они все очень просты. Важно, чтобы вы четко знали, чего хотите, и ясно выражали свои желания. Основываясь на это, вы можете самостоятельно строить любые необходимые вам формулы. В другом случае достаточно приобрести в магазине книгу по аутогенным тренингам (как правило, они все однотипны) и, изучив ее, приступить к практике, не забывая наши советы.

ВОЛЯ И НАМЕРЕНИЕ

Мотивационно-волевая сфера занимает особое место во всех проявлениях жизнедетельности человеческого существа. Феномены этой сферы в связи с их особой значимостью подверглись наибольшему количеству толкований и получили наибольшее количество разночтений. Поэтому перед тем как показать их реальную роль в интеграции человеческого сознания, мы должны будем от популярного описания работающих практик обратиться к более наукообразному изложению теоретических понятий, необходимых для более ясного осознания Пути.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда мы совершенно четко видим свою цель и сразу, непосредственно переходим к действиям, при этом нам не требуется выходить за пределы сложившейся ситуации, говорят о простом волевом акте. Так, например, когда мы просыпаемся, то обычно сразу встаем с кро­вати. Даже если вставать очень не хочется, нам не потребуется предпринимать слишком много усилий и действий, чтобы дос­тичь такой простой цели.

Сложное волевое действие предполагает, что между побужде­нием и непосредственным действием вклиниваются дополни­тельные звенья. Получение образования можно считать слож­ным волевым действием: ведь чтобы получить аттестат хотя бы о среднем образовании, необхо­димо в течение многих лет ежедневно ходить в школу, готовить домашние задания, писать контрольные работы, сдавать экзаме­ны и т. п.

Основными ступенями, или фазами, сложного волевого про­цесса выступают:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие реше­ния;

4) исполнение.

Рассмотрим их последовательно.

На первой ступени развития сложного волевого действия у чело­века возникает побуждение, которое ведет его к пониманию того, что он хочет, к осознанию цели. Конечно, не всякое побуждение носит осознанный характер. Вспомните слова из сказки: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что”. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, причиной побуждения может быть влечение или желание.

Если мы осознаем лишь не­удовлетворенность сложившейся ситуацией, а сама потребность осоз­нается недостаточно четко, т.е. мы не осознаем пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение.

Влечение обычно смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то не хватает или что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. В таких случаях гово­рят: “Он сам не знает, что ему нужно”.

Влечение — наиболее примитивная биологическая форма ак­тивизации личности, так как в данном случае потребность не осознана. Влечение непостоянно, изменчиво.

Чтобы потребность воплотилась в действие, человек должен каким-то образом ощутить, узнать ее. Это не всегда просто. Ино­гда острейшая потребность остается “не узнанной”, хотя и легко достижимой при желании. Так, например, в свое время на остро­вах Тихого океана была распространена мучительная болезнь. Страдания туземцев были вызваны тем, что, употребляя в пищу свое традиционное блюдо — очищенный рис, они лишали себя витамина В. Но этот витамин в избытке содержался в шелухе риса, которую туземцы выбрасывали как му­сор.

Но чаще нас тянет к тому, чего нам не хватает: например, ребенок, которому не хватает в пище кальция, с удовольствием грызет мел или штукатурку; больная кошка чувствует, какие травы мо­гут ей помочь. Когда маленьким детям в виде эксперимента разрешили есть все, что они захотят, то они вполне гармонично построили свое питание: то они наедались одними бананами, то ели только кашу, то вообще отказывались от еды. В результате в их недельном рационе оказались все необходимые элементы.

Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Человек не понимает, чего ему нужно достичь и как это сделать. Поэтому же влечение — преходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознает­ся, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.

Однако желать еще не означает действовать. Отражая потреб­ность, желание не содержит активного элемента.

Желание — это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает, сравнивает все условия, помогающие и мешающие ее достиже­нию.

Для желания как мотива деятельности характерна четкая осознанность тех причин, которые его породили. Имея высокую побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будуще­го действия, заставляет строить планы ее достижения. Кроме того, при этом также осознаются возможные пути и средства достижения цели. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением.

Стремление тесно связано с волей. Оно про­является в том, что человек способен преодолеть все препятст­вия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стрем­ление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, о том, дос­тигнута ли цель, вызывая у человека чувство удовольствия или неудовольствия. Тем самым присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действо­вать) оказывается неразрывно связанным с внутренне испыты­ваемыми чувствами.

Однако далеко не всякие стремления и желания сразу претво­ряются в жизнь. У человека может возникнуть одновременно несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать первым. Например, окончив школу, человек может долго колебаться, в какое высшее учебное заведение ему посту­пить или куда пойти работать. В результате каждое желание как бы стремится подчинить себе остальные, выйти на первое место среди всех потребностей человека. Такое состояние называют борьбой мотивов.

Борьба мотивов — это как бы широкое мыс­ленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят обо всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении; внутреннее обсуждение им того, как именно надо действовать. Человек пытается самому себе объяснить, какое из желаний на­до реализовать в первую очередь.

Борьба мотивов нередко со­провождается значительным внутренним напряжением и пред­ставляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и эмоциональными зависимостями, мотивами личного порядка и общественными интересами, между “хочу” и “должен”.

Представьте себе ваши два самых любимых желания, которые нельзя осуществить одновременно. Какое из них вы бы хотели получить первым? Задумались? Это и есть борьба мотивов.

В традиционной психологии борьба мотивов и последующее решение, которое принимает человек, рассматривались как ос­новное звено, ядро волевого акта. При этом и внутренняя борьба, и конфликт, который как бы переживает человек со своей собст­венной, раздвоенной душой, и выход из него в виде внутреннего решения противопоставлялись исполнению, т. е. сама деятельность, само достижение цели выступало как второстепенная состав­ляющая волевого акта.

Справедливости ради отметим и проти­воположную тенденцию, когда ученые стремятся вообще выключить из волевого действия внутреннюю работу осознания, связанную с выбором, обдумыванием и оценкой. Отрывая моти­вацию от самого волевого акта, они превращают его в чистую импульсивность, лишают осознанного контроля.

В действительности борьба мотивов как звено, составляющее волевой акт, не может быть отброшена, как не может считаться и самым главным. Подлинно волевое действие является самостоя­тельным, избирательным актом, включающим осознанный вы­бор и решение, основанное на ясности осознания. Задержка действий для того, чтобы обдумать и обсудить последствия принятого решения, так же существенна для волевого акта, как и побуждение к нему. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный, мыслительный.

Мысленное моделирование ситуаций обнаруживает, что жела­ние, порожденное одной потребностью или определенным инте­ресом, может осуществиться лишь за счет другого желания. Так, стремясь пойти на дискотеку, мы пропускаем интересный фильм или вместо фильма смотрим финальный матч футбольного чем­пионата.

Задержка действия из-за нерешительности может длиться недели, даже месяцы. Мотивы к действию, еще вчера казавшиеся столь яркими, убедительными, сегодня уже представ­ляются бледными, лишенными живости. Но ни сегодня, ни завтра действие не совершается нами. Что-то подсказывает нам, что все это не играет решающей роли. Это колебание между двумя возможными в будущем альтернативами напоминает колебания ма­ятника, пока плотина не будет прорвана и решение не будет принято.

Принятие решения является заключительным моментом борь­бы мотивов: человек решается действовать в определенном на­правлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и от­вергая другие. Тут нередко мы говорим себе: “Сделаю так, а там будь, что будет”. Принимая решение, человек чувствует, что даль­нейший ход зависит от него, и это порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Рассматривая процесс принятия решения, выделим несколько типов реши­мости:

1. Разумная решимость появляется тогда, когда противодейст­вующие мотивы начинают понемногу стушевываться, оставляя место какому-то одному решению, которое воспринимается спокойно, без всякого усилия. Переход от сомнения к уверенно­сти происходит совершенно пассивно, без переживаний, и чело­веку кажется, что разумные основания для действия вытекают из самого дела. Именно на этом основаны механизмы моды. Поэто­му, если все вокруг советуют нам надеть именно это или по­стричься только так, то мы нередко считаем, что так и нужно сделать.

2. Если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неудачное решение, чем не принимать никакого. При этом не­редко какое-нибудь случайное обстоятельство нарушает равно­весие, сообщив одной из перспектив преимущество перед другими, и человек как бы преднамеренно подчиняется судьбе, то есть принимает решения, основанные на эмоциональной зависимости.

3. В некоторых случаях, при отсутствии реальных решений выхода из сложной ситуации, желая избежать неприятного ощу­щения нерешительности, человек начинает действовать автома­тически, просто стремясь к движению вперед. Что будет потом, в данный момент его не заботит. Этот тип решимости характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности, с сильным эмо­циональным темпераментом. Именно о таком человеке расска­зывали свидетели происшествия, когда зимой одна из машин уго­дила в полынью и водитель пытался, бросая в воду камни и роя новое русло ручья, повернуть течение вспять. Хотя в этой ситуа­ции более эффективно было бы оставить машину и найти трак­тор или еще какое-нибудь средство, которое бы вытащило маши­ну из воды.

4. Прекратить колебания способно и изменение внутренней цен­ности побуждения. К этому типу решимости относятся все случаи нравственного перерождения, пробуждения совести и т.д. У человека как бы происходит внутренний перелом и сразу появляется реши­мость действовать в известном направлении.

5. Иногда, не имея рациональных оснований, человек считает более предпочтительным какой-то определенный образ дейст­вий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.

Таким образом, становится ясно, что процесс принятия решения достаточно сложен и внутреннее напряжение, сопровождающее его, может постепенно нарастать. В результате человек будет целыми днями ходить погруженным в себя, думать о том, как поступить лучше, какой путь избрать.

Но после того, как принимается какое-либо решение, он испытывает облегчение. Это связано с тем, что мышление переключается на другое — на мысли о том, как выполнить задуманное; борьба мотивов прекращается, и внутренняя на­пряженность, вызванная этой борьбой, начинает снижаться.

После принятия решения необходимо выбрать средства для его осуществления. Однако цели, как известно, можно достичь разными путями. Вряд ли следует придерживаться такого девиза, пришедшего к нам из средних веков: “Цель оправдывает средст­ва”. Есть пути легкие, но не совсем честные, а есть трудные, но достойные, гуманные. Поэтому можно сказать, что человека ха­рактеризуют не только его цели сами по себе, но и средства, которые он использует для их достижения.

Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение не может быть реализовано и начатое дело не дово­дится до конца. Сущность волевого действия лежит, конечно, не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в исполнении принятого решения. Только тот, кто умеет приводить свои реше­ния в исполнение, может считаться человеком с достаточно силь­ной волей.

Действительно, как бы ни мучился человек, принимая самое сложное решение, каким бы правильным это решение ни было, мы не будем считать его человеком с сильной волей до тех пор, пока это решение не будет выполнено. И, наоборот, тех, кто, выполняя даже чужое решение и зачастую жертвуя собой, стремится к цели, мы называем волевыми людьми.

Исполнение волевого действия также имеет сложную внут­реннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно свя­зано с тем или иным временным отрезком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, говорят о намере­нии.

Намерение — это внутренняя подготовка будущего действия.

Фактически речь идет о воле, разве что акцент переносится с самого действия, его активности, на его удержание, на результат. Отметим, что с практической точки зрения говорить о намерении удобней, поскольку осознание в данном случае имеет дело с работающим эффектом силы, не вдаваясь в постижение сущности этой силы как таковой.

Мы сталкивается здесь с принципом “черного ящика”: известны только предпосылки и условия включения “механизмов” воли и уже конечный результат как итог их действия, характер же самой работы этих “механизмов” остается непостижимым. Если воин правильно намеревается что-либо сделать, он автоматически получает необходимый результат.

Попытки объяснения работы намерения остаются маловразумительными, поскольку подлинная природа намерения, как и самого человеческого существа - энергетична, что делает её необъяснимой для теоретической психологии.

Вот, например, объяснение самого известного авторитета Толтекской традиции - дона Хуана: “Намерение - это вещь, о которой очень сложно сказать что-нибудь вразумительное. Если я или кто бы то ни было попытается объяснить, что такое намерение, его слова будут напоминать идиотический бред. Сейчас я попробую сформулировать. Маг формирует намерение совершить то, что он намерен совершить, просто за счет того, что он намеревается это совершить”.

Эффективность всех наших действий полностью зависит от мотивации и намерения. Мотивация отвечает на вопрос ”зачем?”, а намерение отражает понимание “для чего?” Зачем мы занимаемся, что это нам даст, какая нам от этого польза, как это можно в дальнейшем использовать - все это вопросы к нашей мотивации.

Можно перечислить, к примеру, целый ряд возможных мотивов утренних физических занятий: поправить здоровье, улучшить фигуру, увеличить мышечную массу или растяжку и т. п. В таком же духе можно привести множество вариантов мотивации, приводящий людей на Путь обретения Силы - нас много и каждый вправе иметь собственную мотивацию своих действий. Причем возможны самые различные варианты - от наиболее безобидных до таких экзотических, как, например, “стремление освоить другие линейности и параллельные реальности для осуществления планов мести своим врагам”. Заметим, что подобные мотивы опасны в первую очередь для самого желающего.

Как и в любом другом действии, на этапе исполнения также можно выделить этап планирования достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность. Во время нее мы ищем наиболее рациональные способы и доступные средства, позволяющие быстрее достичь принятого решения. План может быть представлен с разной сте­пенью детализации, с разными подробностями.

Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг, в то время как другие довольствуются самой общей схемой или неясными представлениями. Обычно детальнее разрабаты­вается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечается исполнение действий отдаленных.

Спланированное действие не реализуется автоматически: что­бы решение перешло в действие, необходимо заставить себя это сделать, т.е. предпринять волевое усилие.

Волевое усилие пере­живается как осознанное напряжение, находящее разрядку в волевом действии. В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, помогающего челове­ку преодолеть трудности. Задача волевого усилия — мобилизо­вать внутренние ресурсы человека и создать дополнительные мотивы к действию, к достижению цели.

Немецкий врач Х.Линдеман, отправившись на надувной лодке через Атлантический океан, был твердо уверен в своих силах и в победе над стихией. В трудных ситуациях он поддерживал себя словами самовнушения: “Я справлюсь!”

Волевое усилие характеризуется количеством энергии, за­траченной на выполнение целенаправленного действия и удер­жание от нежелательных поступков. Так, одному очень просто удержаться и не съесть лишнее пирожное на вечеринке, в то время как другому очень трудно удержаться от подобного иску­шения и он затрачивает много энергии, чтобы сдержать себя.

Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения. В испол­нительном звене, когда человек преодолевает не только внутрен­ние, но и внешние трудности, оно становится доступнее для на­блюдения.

Волевое усилие качественно отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее на­пряжение может быть огромным и даже разрушительным для ор­ганизма. Например, боец, остающийся на посту, несмотря на интенсивный обстрел со стороны неприятеля, может испытать сильное нервное потрясение.

Конечно, нельзя утверждать, что мышечное усилие от­сутствует абсолютно — человек может напрягать мышцы лица, сжимать кулаки и т.д., однако качественно оно отличается от содер­жания волевого усилия. Исследованиями установлено, что интен­сивность волевого усилия зависит от следующих факторов:

1) мировоззрения личности (так, например, совершенно раз­личное отношение к смерти будет обусловливать различное по­ведение в бою японского самурая, русского солдата, американского наемника и воина, испо­ведующего ислам);

2) моральной устойчивости личности (ответственные люди пре­одолевают значительные препятствия для достижения цели, в то время как безответственный человек обычно не способен к на­пряжению воли);

3) степени общественной значимости поставленных целей (один и тот же спортсмен будет прилагать разную степень уси­лий, если он будет выступать на районных, республиканских или международных соревнованиях);

4) установки по отношению к деятельности (в зависимости от того, что скажет учитель, задавая урок ученикам: чтобы “они материал только прочитали” или чтобы “хорошенько подготови­лись к сочинению” — усилия, затраченные ими на подготовку, будут совершенно различны);

5) уровня самоуправления и самоорганизации личности (люди, потратившие много усилий для развития своей воли, например спортсмены, профессиональные военные, летчики-космонавты, по­лярники, путешественники и т.д., гораздо легче преодолевают пре­пятствия, чем лица, не занимавшиеся самосовершенствованием).

Однако одного лишь понимания значимости выполняемого дей­ствия или его соответствия моральным принципам недостаточно, чтобы заставить человека бороться с трудностями. Чтобы понима­ние породило стремление, подавляющее и подчиняющее себе мно­гие другие желания, оно должно подкрепляться острыми пережива­ниями, внутренней необходимостью так поступить.

Это хорошо видно на примере чувства долга. Чувство долга является выражением того, что требования морали были усвоены, приняты и стали достоя­нием личности. После этого чувство долга становится внутренним побуждением, внутренним стремлением человека к нравственному поведению в любой ситуации, когда возникает борьба между эгои­стическими устремлениями и общественными интересами.

Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борь­бу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы.

Привычные действия или зависимости как особенности нево­левого поведения можно описать следующим образом.

- Вы не контролируете ЭТО, скорее ЭТО контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как де­лать ЭТО, брать ЭТО, поступать так, как требует ЭТО. Сто­ит только вредной привычке сформироваться, вы сразу по­падаете под ее власть.

- Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас. Окружающие люди вос­принимают ЭТО как вашу защиту, раздражительность, замк­нутость и т.п.

- Вы делаете ЭТО все чаще и чаще, стараясь вызвать все более сильное воздействие.

- Вы начинаете регулярно делать ЭТО, когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, фи­зической боли и т.п.

- Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими жизненными проблемами без помощи ЭТОГО.

- Вы можете потратить значительную часть жизни, сража­ясь с ЭТИМ (даже если ЭТО зацепило вас несерьезно).

- Вы можете потратить драгоценную энергию души, страдая от ЭТОГО и безуспешно пытаясь разделаться с ЭТИМ.

- На ЭТО уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному; в результате вы еще более ненавидите себя за бессмысленные траты.

Date: 2016-05-16; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию