Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к основным упражнениям. 1 page





Перед выполнением движения энергии по малому кругу (“микрокосмической орбите”) же­лательно выполнить легкий разогревающий массаж, а также потягивание и вытягивание. Далее слегка разотрите лицо, так, как будто вы умываетесь. Это способствует расслаблению мимических мышц, и вследствие этого такое “умывание” имеет успокаивающее действие.

Ведение внимания по “малому небесному кругу”.

1. Во время медитации сконцентрируйте свое внимание на области пупка, без этого циркуляция не будет устойчивой и плавной. Ваше внимание перемещается по кругу сознательно. Воля должна вести внимание активным усили­ем.

2. Очень мягко втягивайте живот, “поднимая анус” (приводя в тонус сфинктеры - запирательные мышцы заднего прохода), проводя внимание из нижней области живота к точке хуэй-инь в промежности и далее через “заставы” чан-цян, мин-мэнь, цзи-чжун, чжэ-нян, да-чжуй, юй-жэнь к бай-хуэй.

3. Возвращайте внимание в нижнюю об­ласть живота, проводя энергию через “заставы” инь-тан, сюань-цзи, шань-чжун, чжун-вань в цзи-чжун.

Вначале выполняйте упражнение девять раз, затем постепенно увеличивайте количество повторений.

Дыхание должно быть естественным, плавным и мягким. Область да-чжуй между последним шейным и первым грудным позвонками несколько “подайте вверх”, чтобы “освободить” заднесрединный канал ду-май и обеспечить беспрепятственный проход по нему энергии.

После выполнения перемещения внимания по малому небесному кру­гу, следует некоторое время раскрепощенно и спокойно подышать.

В завершение каждой медитации или же, если она была неожиданно прервана, разведите руки немного в стороны и, как бы собирая рассеян­ную внешнюю ци, сложить их в положении тайцзи.

Тайцзи — “Великий предел”, символизирующий состояние полной гармонии инь и ян. Руки складываются в поло­жение тайцзи в завершение любых упражнений стати­ческого цигуна. При этом руки лежат на области дань-­тянь.

Мужчины накладывают на живот ладонь левой руки, а ладонь правой кладут на левую сторону левой кисти так, чтобы точки лао-гун в центрах ладоней проецирова­лись на цзи-чжун. Женщины, наоборот, накладывают на живот кисть правой руки, накрывая ее левой. При этом у женщин сверху лежит правый большой палец, а у мужчин - ле­вый. Совершая это движение, мысленно опускают внимание в дань-тянь и сосредотачиваются на этой области.

Осуществляя в ходе медитации циркуляцию энергии по малому небесному кругу, человек совершенствует и уплотняет свое энергетическое “тело”, а также очищает меридианы от “закупорок” и аномалий. Вместе с этим занимающийся усиливает в себе допол­нительный энергетический потенциал. В результате этих изменений активизируется циркуляция энергии по большому небесному кругу человеческого энергетического “тела”, то есть по всем каналам и меридианам.

Эта циркуляция осуществляется как самопроизвольно, так и мысленным ведением по каналам.

Ведение ци по “макрокосмической орбите”.

 

1. Сделайте один круг медитации по “микрокосмической орбите”. Приостановитесь в пупке (цзи-чжун), чтобы сконцентрировать сильнее внимание, а затем еще раз направьте энергию в хуэй-инь.

2. После хуэй-инь направьте внимание по внешним задним сторонам левого и правого бедер к “заставам” вэй-чжун, расположенным в сгибах под коленками.

3. Далее направьте внимание вниз вдоль задних сторон икр до точек юн-цюань на подошвах ступней. Юн-цюань – первая застава на меридиане почек, ее еще называют “бьющим родником”, то есть в этом месте энергия инь, бьющая из земли, входит в стопы ног. Концентрация внимания на этой заставе укрепит почки, снизит кровяное давление, поможет уменьшить усталость ног.

4. После этого направляйте внимание в большие пальцы ног. Через них проходят меридианы печени и селезенки (точки да-дунь и инь-бай), и концентрация в этом месте укрепляет соответствующие органы.

5. Затем внимание ведите вдоль костей голени к передней части коленей. Через эту область проходят меридианы желудка и селезенки, поэтому вследствие медитации будут укрепляться не только колени, но и эти органы.

6. Вдоль внутренних сторон бедер проведите внимание до хуэй-инь.

7. После этого пошлите внимание через заставы чан-цян, мин-мэнь, цзи-чжун к чжэ-нян.

8. От чжэ-нян внимание опустите по внутренним сторонам верхних частей рук вниз к предплечьям и далее вдоль середины ладоней к точкам лао-гун.

9. Затем направьте внимание вдоль средних пальцев рук к внешним сторонам предплечий и далее вдоль внешних сторон верхних частей рук до уровня лопаток в чжэ-нян.

10. Продолжайте вести внимание через все заставы микрокосмической орбиты сначала вверх к бай-хуэй, а затем вниз к пупку.

Практика намеренного усиления тока энергии в малом и большом кругах ее циркуляции, в конечном итоге, приво­дит не только к очищению всех энергетичес­ких каналов, но и к общему укреплению энергетической структуры. По убеждениям даосских практиков цигуна, глав­ной задачей этой практики является развитие и закалка так называемого “энергетического двойника”, который после смерти дол­жен стать самостоятельным и самодостаточным носите­лем человеческой индивидуальности.

Если человек в те­чение жизни не сможет в достаточной степени развить этот свою энергетическую структуру, то его дух подвергается практически полной дезинтеграции за исключением раз­розненных осколков памяти, доступ к которым может впоследствии получить кто-либо из живущих. Целост­ная индивидуальность этого человека уже никогда не будет возрождена.

Физическое тело при жизни стабилизирует энерге­тическое. В свою очередь, все аномалии энер­гетического тела в том или ином виде негативно сказы­ваются на психофизических функциях человека. Физи­ческое и энергетическое тела взаимосвязаны и взаимоза­висимы. Чем лучше выполняет свои функции физичес­кое тело, тем более благоприятная ситуация складывает­ся для развития энергетической структуры.

Развившись до определенного уровня, это образование начинает оберегать свою физическую оболочку. Для энергетического тела это является важной задачей. В ракурсе традицион­ного западного мировоззрения, энергетическое тело, дей­ствуя в энергетической Реальности и частично в мире физически реальных объектов, заботясь о своем физическом собрате, у обыч­ного человека обеспечивает всплески интуиции.

И даже более того, мастера цигуна утверждают, что “энергети­ческий двойник”, обладая достаточными ресурсами ци, может непосредственно воздействовать на течение событий в реальном мире физических объек­тов, являясь чем-то вроде “духа-хранителя”.

Таким образом, в концепции цигуна энергетическое тело является столь же реальным объектом мироздания, как и тело физическое. Энергетическая структура являет­ся связующим звеном между миром проявленного и непроявленного, в то время, как энергия любого объекта материального мира всегда ограничена, непроявленное в любой своей абстрактной точке является ее неисчерпа­емым источником.

Энергетическое “тело” можно сравнить с ручьем, по которому энергия непроявленного перетекает в наше физическое тело, превращаясь из потенциализированной формы в актуализированную, что делает ее реально действующим началом материального мира.

Чем больше энергии приходится преобразовывать энергоструктуре, тем больше она укрепляется. Для нее это яв­ляется своеобразной тренировкой. И наоборот, чем боль­ше развито энергетическая структура, тем больше энергии получает его материальная основа.

Актуализировать потенциальное можно только че­рез реальное действие. Поэтому для развития энергети­ческого “тела” в цигуне его побуждают мыслью к действию, но задействовать энергетическое “тело” этим способом не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ментальное усилие может не найти точки приложения, и останется не более, чем игрой фантазий в простран­стве ума. Поэтому новички должны строго придержи­ваться специально разработанных и проверенных прак­тикой методов тренировки.

Для выполнения конкретных прагматических задач, которые могут осуществляться энергетическим “телом”, таких как телекинез, видение и тому подобное, оно должно быть подконтрольно воле человека. Поэтому техники работы с энергетической структурой в цигуне направлены также на приобретение навыков точного управления его деятельностью.

Такую цель имеют описываемые нами в следующей книге упражнения на выстраивание и развитие энергетической структуры, а также на развитие способности намеренного отделения “двойника” от “тела”.

Некоторые оккультисты указывают, что практика намеренного разделения физического и энергетического тел невероятно энергоемка. На самом деле, это вовсе не так. Мы считаем, что “двойник” - это не­сколько абстрактное понятие, очередная метафора, позволяющая наглядно и без излишнего теоретизирования описать результат действия проверенных веками практик и их энергетический эффект. Иногда, начиная рабо­ту с ним, человек может “заблудиться” в условностях, отягощая свою психику неверными установками.

Усталость в результате подобных тренировок может возникать только из-за неверно направленного психи­ческого усилия. Привыкая в обычной жизни иметь дело только с физическим телом, во время медитации, наце­ленной на задействование энергетической структуры, человек непроизвольно концентрируется и воздействует на свои соматические функции.

Для волевой инициали­зации энергетического “тела” усилие должно быть направ­лено на изменение восприятия, а значит - на изменение состояния осознания. В нужном состоянии осознания манипуляции с энер­гетическим “телом” удаются без значительных усилий и не вызывают усталости, которая бы наблюдалась в обычном состоянии.

Таким образом, каждому медитирующему необходимо четко усвоить правило — любой вид медитации по воз­вращении в нормальное состояние осознания должен вы­зывать улучшение самочув­ствия. Это является основным критерием правильности выбора направления сдвига состояния осознания.

В системе занятий Тай-чи-чуань одного из сильнейших мастеров современности, ушедшего от нас в начале 2001 года, Ши Мина есть серия упражнений для осознанного развития и выстраивания энергетической структуры человека. Смысл этих упражнений заключается в том, чтобы на начальных этапах научиться перемещать вниманием импульс энергии по центральной линии тела сверху вниз, затем по тому же принципу снизу вверх.

Далее развивается умение перемещать импульс энергии в горизонтальной плоскости.

После этого внимание выносится из физической структуры, и происходит обучение управлению энергией вокруг физического тела в “энергетическом яйце” и т. д., пока занимающийся не подберется к искусству формирования энергетического мыслеобраза на любом расстоянии в любом заданном месте с любой скоростью. Сам Ши Мин в совершенстве владел этим искусством. В Америке в 90-х годах прошлого века на протяжении нескольких лет показывали документальный фильм, снятый в Пекине, где 5 китайских мастеров Тай-чи-чуань демонстрируют свое искусство владения энергией. Мастерство Ши Мина в этом фильме (фильм так и называется “Пять народных мастеров”) ни с чем не сравнимо, и это дает огромную пищу для размышлений и понимания того, что человеческие возможности безграничны. Свое искусство Ши Мин успел передать своему ученику и последователю господину Сяо Вэй Цзя, который, в свою очередь, передал эти знания Вашему покорному слуге, одному из авторов этой книги.

Полное описание упражнений на развитие энергоструктуры мы опишем в одной из следующих книг серии “Человеческие существа, ясность осознания”.

Для занятия цигун следует исключить употребление любых стимулято­ров, так как они нарушают ровное гармоничное течение процессов энергообмена в организме, ведут к неконтро­лируемому выбросу энергии. Причем эффективность использования высвобождаемой таким образом энергии сильно падает. К таким стимуляторам относят никотин, алкоголь, кофеин, содержащийся в крепком чае, кофе, шокола­де, а также любые наркотические вещества.

Практикующим энергетические практики рекомендуется внимательно от­носиться к режиму сна и бодрствования. Продолжитель­ность сна должна быть достаточной для восстановления сил. Но в то же время излишний сон не увеличивает эффективности занятий, а лишь осложняет вхождение в нужные состояния осознания во время медитации.

Проявляйте тщательность в выборе места, не медитируйте, где попало. Мастера рекомендуют заниматься на вершинах естественных возвышенностей, которые создают благоприятный гео­магнитный фокус, что позволят усиливать энергетический потенциал.

Каждый занимающийся усилением энергоструктуры должен заботиться о своем “семени” (половой энергии). При полноте “се­мени” ци обретает настоящую силу, при сильном ци гораздо легче развить намерение и волю, которые являются главной организующей силой в жизни каждого человека.

Сексуальные отношения создают условия для ее об­мена, способствуют гармонизации внутренней энергети­ческой среды организма. Секс не должен отнимать энергию, наоборот, занятия сексом должны приводить нас в состояние большей силы и усиления энергетического потенциала, здесь многое зависит от индивиду­альных особенностей организма конкретного человека.

В индийской йоге, как и в даосской, существуют методики, которые позволяют мужчине приобрести полный контроль над семяизвержением, что дает возможность уменьшить расход ци вместе со спермой, но в то же время не уменьшает по­ступления женской энергии в результате секса.

Таким образом, энергопотенциал может быть значитель­но увеличен из-за того, что инь-ян уравновешиваются только через поступление дополнительной инь. С точки зрения китайской медицины, в молодом воз­расте чувственные влечения и потенция сильнее, поэто­му можно вести более интенсивную половую жизнь, после 40 лет следует стремиться к умеренности, но все это, опять-таки, условности, и в каждом отдельном случае нужно подходить индивидуально.

Течение энергии в организме может осложняться чрезмерно развитой мускулатурой, поэтому в восточных единобор­ствах бойцы специально применяли ряд мер, которые препятствовали наращиванию избыточной мышечной массы, так как владение ци в условиях единоборства дает большее преимущество, чем лишние килограммы мышц.

Так что некоторым читателям, возможно, при­дется сделать выбор между чрезмерными занятиями с тяжестью и внутренними практиками. Остальные виды спорта на уровне любителя вряд ли могут стать помехой в занятиях цигуном.

У большинства людей энергетическое тело всю жизнь может находиться в неразвитом, “младенческом” состоянии, и поэтому многие из тех, кто серьезно возьмет­ся за практику цигуна, обязательно отметят разитель­ные перемены в своей жизни. Развитое энергетическое тело становится главной организующей силой в жизни каждого человека, иногда полностью изменяя ее каче­ственное наполнение.

 

ЭМОЦИИ И САМОКОНТРОЛЬ

Пытаясь воссоздать целостную картину человеческого существа, выделим главное: физическая структура нашего тела функционирует и развивается благодаря биоэнергетическим процессам. Управление этими процессами обеспечивает нервная система человека, буквально на всех уровнях организующая функционирование организма.

Со всей очевидностью можно сказать, что единство всех элементов человеческого существа как целостной системы не только в их естественной согласованности, но прежде всего в их взаимовлиянии. Любой акт, связанный с мышечным напряжением, сначала моделируется в клетках головного мозга. Величина этого напряжения задается величиной биоэлектрического возбуждения, генерируемого в нейронных ансамблях.

Поэтому тренируя выработку сигналов, управляющих двигательной активностью, мы тренируем энергетику мозга, а в конечном итоге - энергетику осознания. Без такой тренировки, без осознания всех проявлений воли, намерения, внимания, а также многообразных феноменов эмоциональной сферы, невозможна целостная интеграция осознания.

Энергетические и медитационные практики, описанные в предыдущих главах, а также в последующих книгах, существенно расширяют наши психофизические ресурсы и предоставляют возможность добиться реальной интеграции всех состояний и форм осознания. Однако для того, чтобы эта возможность стала действительностью, необходимо четко представлять себе природу и взаимообусловленность мотивационно-волевой и эмоциональной сфер человеческого существа.

Восточная традиция, с её богатейшим опытом психофизического самосовершенствования, не утруждала себя довольно энергоёмкими попытками скрупулёзного анализа всех многочисленных и разнообразных проявлений этих сфер. Поэтому мы вынуждены будем в данной и последующей главе обратиться к наработкам современной западной психологии, которые помогут нам глубже уяснить сущность и взаимосвязи эмоциональных и волевых феноменов.

Итак, что же такое эмоции и как ими управлять?

За ставшими уже привычными каждому словами “эмоции”, “чувства”, “переживания”, “настроение”, “стресс” стоят вполне определенные явления, которые любой человек испытывает на протяжении всей своей жизни. В результате этого постепенно накапливается опыт эмоционального отражения окружающего мира, формируется определенная программа, которая в соединении с эмоциональной структурой создает индивидуальные пристрастия.

Поэтому кто-то конфеты предпочитает мороженому, а кому-то нравятся фрукты или овощи. Здесь невозможно обойтись без умения анализировать себя и свое отношение к тому, что нас окружает.

Задумайтесь на минутку, почему вам нравится то и не нравится другое? Есть огромное множество предметов, процессов и явлений, к которым у нас сформировалось определенное отношение. Можно сказать, что наша жизнь состоит из сплошного выбора по принципу “нравится - не нравится”. Причем объекты наших пристрастий могут сильно отличаться от того, что нравится другим людям, порой даже очень близким.

В наших переживаниях отражается физическое и психическое состояние организма. Здоровый человек, который достиг того, к чему стремился, испытывает удовлетворение и положительные эмоции, в то время как человек, которому не здоровится, у которого не получается реализация задуманного, будет чувствовать себя гораздо хуже.

Таким образом, все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные эмоции. Если попытаться дать более строгое определение, эмоции - это форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям реальности.

Отдельного разговора заслуживают сами эти формы переживания и типы реальности, к которым выражает свое отношение человек. Эти темы будут затронуты далее, в последней главе, а более подробно - рассмотрены нами в следующих книгах серии.

Эмоции - это состояния психики в процессе оценки ситуации, отношение субъекта к конкретному раздражителю. Сам термин происходит от французского emotion (лат. emovere), означающего возбуждение, волнение, переживание, возникающее у человека в результате воздействия на него внешних или внутренних раздражителей.

Эмоции носят личностный характер, ведь в них отражается значимость предметов и явлений для конкретного человека в определенной ситуации. Так, пища, предложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них различные состояния. Не зря говорят: “Запах пищи приятен только голодному”. За каждой эмоцией стоит конкретная потребность, нужда в чем-либо. А сама эмоция в ответ на воздействие различных факторов порождает физиологические реакции, автоматически запускаемые осознанием смысла поступающей или перерабатываемой информации.

Эмоциональные явления разделяют на две группы. Первую составляют переживания, относящиеся к самим предметам потребностей. Делая эти предметы привлекательными или непривлекательными, переживания побуждают нас к определенным действиям, мотивируют наше поведение. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения какой-нибудь потребности. Ко второй группе эмоциональных явлений относятся те, которые выражают личное отношение человека к сложившимся или возможным ситуациям, к условиям достижения и т. п.

Таким образом, эмоции порождаются двумя причинами: потребностями человека и его способностью отразить и понять собственное отношение к процессам и явлениям. Возможно возникновение противоречия между несколькими потребностями с последующим преобладанием одной из них, доминирующей. Привлекательность мотива, его близость личности направляет ее деятельность.

Для возникновения эмоций необходима физиологическая активация, но только восприятие ситуации определяет направленность эмоции. Поэтому деятельность нервной системы рассматривается как следствие процессов, происходящих в головном мозге. В отличие от животных человек может осознавать свои эмоции и вызвавшие их причины.

Доказано, что именно кора больших полушарий головного мозга регулирует протекание и выражение эмоций, держит под контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при опьянении, переутомлении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры.

При этом центры оказываются как бы предоставлены самим себе, вследствие чего исчезает обычная сдержанность, что приводит либо к постоянному эмоциональному возбуждению по любому поводу, либо к распространению широкого торможения с соответствующим угнетением и скованностью всех мышечных движений.

На любое событие осознание и тело реагируют совместно. Обычно сначала возникает какая-нибудь эмоция, под влиянием которой мы совершаем определенные действия. Но нередко мы сначала совершаем какие-либо поступки, а затем испытываем эмоциональные состояния, которые связаны с этими действиями, сопровождают их: сначала вздрогнем, потом испугаемся, сначала “обмякнем”, “повешаем голову”, затем замечаем, как у нас упало настроение. Начинаем со слабой, неяркой улыбки, затем эмоционально разогреваемся и, наконец, чувствуем, что настроение приподнялось.

Наше эмоциональное состояние влияет на физическое и наоборот. Психическое напряжение рождает напряжение в мышцах и других частях тела. Физическое напряжение при больших усилиях, тяжелых двигательных нагрузках приводит к эмоциональному напряжению. Мы уже отмечали, что отрицательные эмоциональные реакции всегда сопровождаются напряжением скелетной мускулатуры. Соответственно, произвольное расслабление мускулатуры сопровождается снижением нервно-эмоционального напряжения и оказывает успокаивающее влияние. На этой закономерности основаны широко известные методы “прогрессирующей релаксации” Е. Джекобсона и “внутренней улыбки” Мантэк Цзя.

Джекобсон установил, что каждой эмоциональной реакции соответствует напряжение определенной группы мышц. Например, депрессия сопровождается напряжением дыхательной мускулатуры; при эмоциях страха возникает спазм мышц языка и гортани и т.п. Эти исследования позволили предложить новый метод изменения силы эмоции - по степени напряжения мышц.

Позже появилась “моторная“ теория эмоций, в основе которой лежало предположение, что в эмоциях нет ничего, что бы ни проявлялось в мышечных, сосудистых и других изменениях организма. Все это привело Джекобсона к идее использовать изменение регуляции мышечного тонуса как метод, основным содержанием которого являлись упражнения на расслабление, релаксацию.

Релаксация рассматривалась не просто как расслабление мышц, а как состояние, противоположное психической активности. Снижая нервно-мышечную активность путем релаксации определенных групп мышц, можно снизить чрезмерную психическую активность.

Техника релаксации заключается в выработке умения произ­вольно расслаблять мышцы. Знакомство с этой техникой может во многом обогатить и дополнить технологию цигун. Процесс обучения проводится в три этапа.

Первый этап.

Главная задача этого этапа — научиться осоз­навать и чувствовать даже слабое мышечное напряжение, а так­же обучиться целенаправленному расслаблению мышц-сгибате­лей. Для этого обучаемый, лежа на спине, сгибает и разгибает руки в локтевых суставах, резко напрягая мышцы рук. Затем следует быстрое расслабление — руки должны свободно падать, как плети. Упражнение повторяется несколько раз. После этого упражнения переносятся на другие поперечно-полосатые мышцы — шеи, туловища, плечевого пояса, ног, а позднее — мышцы лица, глаз, языка и гортани.

Второй этап.

Здесь формируется умение расслаблять мыш­цы, участвующие в различных видах деятельности. Обучаемый в положении сидя должен выделить и расслабить мышцы, не участвующие в поддержании вертикального положения тела. Ана­логичным способом тренируется расслабление мышц при пись­ме, чтении, других занятиях.

Подобные упражнения нередко используются и в спорте, где они получили название идеомоторной тренировки. Благодаря та­кой тренировке гимнаст представляет себе сложный прыжок, штан­гист мысленно поднимает штангу, а легкоатлет пробегает стомет­ровку. Тренеры рекомендуют своим спортсменам перед выполне­нием упражнения проделать его в уме, представив от начала до конца.

При идеомоторной тренировке происходят те же процессы, что и при обычных занятиях: мозг передает команды мышцам, но само движение не наблюдается, хотя его можно обнаружить. Для этого надо провести простой опыт: взять в руку самодельный ма­ятник-нитку, к которой привязан небольшой грузик. На листе бума­ги следует нарисовать круг, разделенный пересекающимися под пря­мым углом линиями. Затем надо поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нити большим и указательным пальцами. Закрыть глаза и представить себе как можно ярче в течение не­скольких минут, что маятник совершает движения по одной из ли­ний. Открыв глаза, можно убедиться, что маятник действительно совершает движения, хотя специально такая цель не ставилась.

Третий этап.

Усложнение тренировки сводится к тому, что теперь обучаемый должен постоянно наблюдать за собой и от­мечать, какие мышцы напрягаются у него при волнении, страхе, тревоге, смущении и других эмоциональных состояниях. После этого он должен научиться постепенно уменьшать, а затем и пол­ностью снимать напряжение мышц. Это позволяет значительно снизить проявление нервно-эмоциональных реакций.

Необходимо постоянно контролировать мышечное напряже­ние и устранять его. Обнаружить мышечное напряжение можно по болевым ощущениям, по неестественной позе, положению рук и ног, по различиям ощущений в свободной и напряженной мышце после того, как вы напряжете и быстро расслабите сравнивае­мые мышцы. Лицо и руки — наиболее частые области напряже­ния. Периодически медленно перемещайте луч вашего внимания по лицу, а затем по всему телу и отмечайте места напряжения.

Учитесь смотреть на себя как бы со стороны. Для этого надо запомнить все мышечные ощущения, присущие приятному выра­жению лица, следить за тем, чтобы в процессе работы не хму­рился лоб, не сдвигались брови, не жмурились глаза, не опуска­лись углы губ. Все это так или иначе влияет на нервно-пси­хическую активность и настроение.

Специальные упражнения, заставляющие произвольно напрягаться и расслабляться, позво­лят строже контролировать тонус мимической мускулатуры, сохра­нять то выражение, которое наиболее благоприятно для общения с окружающими и для удержания положительных эмоций.

Вот некоторые из таких упражнений.

1. Наморщите лоб, представьте себе, как кожа собирается в “гармошку”, а затем расправляется. Ощущения расслабленности надо удерживать в памяти. Проверяйте, насколько хорошо разгла­дились морщинки на лбу. Для этого можно слегка погладить по коже лба ладонью руки. Упражнение повторяется 10—15 раз — до появления приятного ощущения легкого утомления в мыш­цах лба.

2. Отклоните голову назад. При этом кожа лица как бы натя­гивается. Подбородок немного выдвигается вперед, мышцы челю­сти слегка напрягаются. Затем голову опустите, мышцы лица при этом расслабляются.

3. Чтобы отвыкнуть щурить глаза и хмурить брови, рекоменду­ется такое упражнение. Закройте глаза. Как можно сильнее сомк­ните веки. Не раскрывая глаз, ослабьте сжатие. Как бы потяните кожу лица в стороны. При этом могут слегка напрягаться ви­сочные мышцы. Проверьте, насколько эффективны ваши усилия, положив на виски пальцы рук. Это упражнение помогает отдох­нуть глазам, его можно делать довольно часто, особенно тем, кому приходится постоянно напрягать зрение.

4. Очень полезно время от времени поднимать углы губ. Сле­дите за тем, чтобы при этом не щурились глаза и под ними не появлялись морщинки. Это упражнение исправляет выражение лица, устраняя выражение печали и скорби.

5. Специальная гимнастика для мышц щек. Щеки надо слегка надуть, а затем выпустить воздух с некоторым сопротивлением. Можно слегка поглаживать кожу щек. Это улучшает кровообра­щение и позволяет контролировать состояние мышц лица.

6. Сбросить напряжение лица можно “маской релаксации”: все мышцы лица расслаблены, рот полуоткрыт, веки опущены.

Когда условия не позволяют проделать это, то достаточно задер­жать внимание на бесполезно напряженных мышцах и спокойно ожидать их расслабления. Метод прогрессирующей мышечной релаксации рекомендуется использовать людям при устойчивых реакциях тревоги, страха и при депрессивных состояниях. Постоянное приме­нение метода способствует исчезновению различных болезненных симптомов, в частности снижению артериального давления.

В некоторых случаях мы недостаточно внимательно относим­ся к своей речи. А ведь человек вполне может излечить себя сам с помощью слов. Этот метод называется самовнушением. Един­ственное условие, которое необходимо соблюдать при этом: ве­рить в свои силы.

Date: 2016-05-16; view: 328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию