Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С п и с о к л и т е р а т у р ы





Частный институт управления и предпринимательства

О. М. Овечкина

А.Б. Ткачев

МАРКЕТИНГ

(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ)

Минск

УДК 339.138

ББК 65.051

О-31

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Частного института управления и предпринимательства

 

 

С о с т а в и т е л и:

О.М. Овечкина, кандидат экономических наук, доцент

А.Б. Ткачев, магистр экономических наук

 

 

Р е ц е н з е н т ы:

В.А.Воробьев, заведующий кафедрой экономической теории БГЭУ, доктор экономических наук, профессор;

И.В. Махоркина, старший преподаватель кафедры международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь

 

Рассмотрено и одобрено на заседании

кафедры мировой экономики и экономической теории УО ЧИУиП

Протокол № 5 от 16.12.2011г.

Овечкина, О.М. Ткачев, А.Б.

О-31 Маркетинг (основные понятия и термины): Учеб.-метод. пособие./

О. М. Овечкина, А.Б. Ткачев – Минск: Частный инст-т упр. и

предпр., 2012. – 19 с.

 

Изложены основные понятия и термины по маркетингу. Предназначено студентам экономических специальностей Частного института управления и предпринимательства для более глубокого усвоения дисциплины, подготовки к практическим и семинарским занятиям, экзаменам и зачетам.

 

УДК 339.138

ББК 65.051

Ó О. М. Овечкина, Ткачев А.Б., 2012

ISBN 985-6639-45-Х Ó Частный институт управления и предпринимательства, 2012


Введение

Учебно-методическое пособие дает представление об основных наиболее употребляемых в маркетинге терминах. В условиях изучения самостоятельных дисциплин, таких как «Маркетинг», «Маркетинг и ценообразование», «Маркетинг предприятия», «Международный маркетинг», студентами различных экономических специальностей понятийный аппарат повышает степень восприятия и усвоения знаний по основным направлениям маркетинговой деятельности.

Классики мировой науки утверждали, что искусство мыслить – это умение оперировать понятиями и категориями, устанавливать между ними взаимосвязи и взаимозависимости, для формирования правильной оценки явлений и процессов.

Составители поставили задачу – дать краткое и доступное толкование основных категорий маркетинга, наиболее часто встречающихся в различных публикациях отечественных и зарубежных авторов, сохраняя при этом их научность.

Термины расположены в алфавитном порядке.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам для подготовки к практическим и семинарским занятиям, экзаменам и зачетам.


А

Абсолютные экономические преимущества страны – совокупность уникальных природно-климатических, сырьевых и трудовых ресурсов, которыми располагает страна.

Агент – посредник, выступающий в качестве представителя или помощника другого, основного по отношению к нему лица (принципала), представляющий интересы покупателя или продавца, выполняющий лишь небольшое количество функций и не принимающий на себя права собственности на товар.

Агент поставщика – представитель производителя, может работать на несколько предприятий-производителей, обеспечивая поставку не конкурирующих между собой взаимодополняющих товаров.

Агент торговый – лицо, действующее от имени предприятия и выполняющее одну или несколько функций, таких как выявление потенциальных клиентов, налаживание коммуникаций, осуществление сбыта, организацию обслуживания.

Агентство – учреждение, которое ведает делами торгово-промышленного предприятия (главного учреждения) по его полномочию или поручению.

Агентство рекламное – посредническая организация, которая предоставляет своим клиентам полный или ограниченный объем услуг по планированию, организации, осуществлению и размещению рекламы. Рекламное агентство существует на средства от комиссионных вознаграждений со стороны владельцев средств массовых коммуникаций и гонораров, получаемых от клиентов, рекламодателей.

AIDA (Аttention, Interest, Desire, Actionвнимание, интерес, желание, действие) – 1) принятое в маркетинге выражение, соответствующее последовательности реакции на рекламу потенциального покупателя, используется как одна из самых распространенных моделей рекламного обращения; 2) основной принцип деятельности маркетолога, предложенный в 1896 г. Э. Левисом (США).

Анализ – процесс исследования, систематизации и сопоставления фактов с последующим использованием и применением результатов для принятия управленческого решения.


Ассортимент товаров – 1) группа товаров, объединенная назначением, диапазоном цен и отношением потребителя к данным товарам; 2) группа товаров, которые используются вместе, продаются одной и той же группе потребителей, распределяются через один и тот же тип торговых точек и (или) находятся в заданном диапазоне цен.

Ассортиментная группа – это набор то­варов, взаимосвязанных рядом общих признаков.

Ассортиментная позиция – это конкретный продукт (марка или размер продукции), вхо­дящий в ассортиментную группу.

Аудит маркетинга – независимая проверка всех или отдельных видов маркетинговой деятельности организации в целом (или отдельных хозяйственных единиц) для выявления существующих проблем или резервов.

Аукцион – публичный вид реализации товаров (публичные торги), основанный на конкурсе покупателей за приобретение товара по цене, либо наивысшей («английский»), либо наименьшей («голландский»).

Б

 

Баннер – рекламный носитель, представляющий собой графический файл, помещаемый на web-страницу издателя и имеющий ссылку на web-сайт рекламодателя.

Биржа – коммерческое предприятие, организационно оформленная, регулярно функционирующая форма оптовой купли-продажи по стандартам или образцам.

Брокер – 1) вид посредника, заключающего сделки продажи или покупки за счет доверителя (продавца или покупателя); 2) торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке купли-продажи, а только обеспечивает установление контакта между возможными продавцами и покупателями и содействует в проведении переговоров.

Брэнд – комплекс ассоциаций, формирующих в сознании потребителя положительное восприятие товара.

Брэндинг – деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя упаковки, товарного знака, рекламных обращений и других элементов рекламы, объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, выделяющий товар среди конкурентных и создающих его образ.

Бюджет – финансовая возможность, основанная на соотношении доходов и расходов.

 

В

Внешнеэкономическая деятельность – сфера предпринимательства, связанная с выходом предприятий (фирм) на внешний рынок.

Выставка – 1) кратковременное мероприятие, периодически проводимое, как правило, в одном и том же месте, в рамках которого значительное число предприятий (фирм) одной или нескольких отраслей, представляют образцы своих товаров для их демонстрации, ознакомления и заключения торговых сделок; 2) форма продвижения продукции и коммуникации с контрагентами (определенная местом и временем), основанная на демонстрации продукции.

Д

Дилер – вид посредника – частное лицо или фирма, занимающееся перепродажей (куплей-продажей) товаров (чаще всего от своего имени и за свой счет). Дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки.

Дистрибьютор – независимый посредник, осуществляющий деятельность по закупке продукции с целью ее перепродажи, ведущий операции от имени производителя, но за свой счет.

Доля рынка – 1) удельный вес товара определенной фирмы в общем объеме реализации этого товара на конкретном рынке (часть рынка, охваченная продукцией конкретной фирмы); 2) отношение объема продаж продукта организации к суммарному объему продаж продуктов определенного типа всех организаций, действующих на конкретном рынке.


Е

Емкость рынка – 1) объем (количество) конкретного товара, который может быть реализован на данном рынке за определенный промежуток времени (месяц, год); 2) суммарный объем конкретного продукта, который может быть куплен определенной группой потребителей, в течение определенного периода на данном рынке.

Ж

 

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – период пребывания (обращения) определенного товара на рынке от его появления до его ухода, совокупность этапов жизнеспособности товара на рынке (внедрение, рост, зрелость, упадок).

И

 

Имидж (товара, фирмы) – представление покупателей о престиже предприятия, качестве изготавливаемых ею товаров и оказываемых услуг, репутации руководителей; формирование и поддержание устойчивого положительного образа товара, предприятия.

Информация маркетинговая – совокупность данных, получаемых в ходе исследования рыночной системы, используемых в сфере маркетинга.

Информация вторичная – 1) данные или факты, собранные для целей, не связанных с маркетинговой деятельностью, но используемые в маркетинговых целях; 2) обработанная ранее информация, которая включает в себя данные, опубликованные в открытых источниках, официальных изданиях государственных учреждений, книгах, отчетах организаций, СМИ, Интернет.

Информация первичная – 1) достоверные (точные) данные, связанные с конкретной маркетинговой проблемой (полученные через опрос, анкетирование, наблюдение, имитацию, опыт, эксперимент); 2) информация, целенаправленно собранная маркетологами с помощью специализированных методик и технологий.

Информационная система маркетинга – организация маркетинговой деятельности, включающая субъектов, оборудование и процедуры сбора, сортировки, анализа и оценки оперативной и достоверной информации, используемой при принятии маркетинговых решений.

Интернационализация экономики – процесс вовлечения предприятий в международную деятельность, в экономическую жизнь мирового сообщества.

К

 

Каналы распределения (товародвижения, сбыта ) – 1) пути и способы передвижения товаров, совокупность фирм и лиц, принимающих на себя право собственности на товар (услугу) при передвижении его от производителя к потребителю; 2) совокупность организаций и отдельных лиц, включенных в процесс доведения продукции до конечного потребителя.

Канал распределения прямой – система товародвижения без посредников, с использованием прямых договорных связей, когда производители и конечные потребители непосредственно взаимодействуют друг с другом.

Канал распределения косвенный – система товародвижения через посредников, действующих на различных уровнях системы сбыта (оптовом, розничном) и выполняющих, в зависимости от уровня, определенные функции.


Канал распределения вертикальный – канал, состоящий из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система.

Канал распределения горизонтальный – канал, состоящий из независимых производителей и посредников, каждый из которых представляет собой автономную организацию и стремится обеспечить себе максимальную прибыль, иногда в ущерб другим участникам сбыта (или всей системе в целом).

Канал рекламы − комплекс рекламных средств одного вида, способствующих распространению рекламной информации.

Качество товара – совокупность свойств и характеристик товара, наиболее полно удовлетворяющая определенные потребности в соответствии с его назначением.

Коммивояжер – сбытовой посредник, который по поручению продавца, ищет покупателей его товара по имеющимся у него образцам или их описанию.

Комиссионер – посредник, ведущий операции от своего имени, но за счет производителя, он не является собственником продаваемой продукции, так как собственником остается продавец (комитент) до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера, а вознаграждение ему выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации.

КМК (комплекс маркетинговых коммуникаций) – система средств (действий) по установлению и поддержанию прочных и постоянных связей с целевыми сегментами потребителей (реклама, пропаганда, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, связь с общественностью).

Коммуникационная политика – 1) система мер и мероприятий по установлению и укреплению связи с потребителями и партнерами по бизнесу; 2) целенаправленное использование комплекса коммуникативных средств (рекламы, СТИС, прямого маркетинга, PR и др.) для организации взаимодействия со всеми субъектами маркетинговой системы фирмы, которая обеспечивает стабильную и эффективную деятельность по формированию спроса и продвижению товаров и услуг на рынок.

Комплекс маркетинга («маркетинг-микс») – 1) совокупность факторов (элементов) системы маркетинга, контролируемых и используемых субъектом хозяйствования для достижения целей (товар, цена, продвижение, рынок); 2) концепция “4P”, предложенная Н. Борденом в качестве системы маркетинга: (product, price, promotion, place).

Конкурентоспособность – совокупность характеристик (критериев), обеспечивающая преимущества.

Конкуренция – соперничество, процесс состязания за превосходство (преимущество), внешний побудитель стремления к преимуществу.

Контактная аудитория – группа людей, активно проявляющая интерес к организации или (и) оказывающая влияние на ее способность достижения целей.

Контроль – процесс проверки, оценки и коррекции промежуточных и конечных результатов деятельности.

Контроль маркетинга – это систематическая и непредвзятая проверка, оценка и коррекция процессов в области маркетинга.

Конъюнктура рынка – 1) рыночная ситуация (активность) – влияние взаимодействия спроса и предложения на динамику цены в определенный период времени; 2) состояние рынка, характеризуемое соотношением между спросом и предложением на товары, услуги и другие ценности, уровнем инвестиционной и предпринимательской активности, динамикой цен, курсов ценных бумаг, процентных ставок по депозитам и кредитам, другими показателями.

 

Л

Лизинг – форма сотрудничества по предоставлению (получению) долгосрочной аренды в производственных (сбытовых) целях с сохранением права собственности арендодателя до конца сделки.

Лицензия – 1) документ (разрешение) на право осуществления юридическим лицом хозяйственной деятельности.

Лицензионное соглашение – договор (соглашение) о передаче прав на использование лицензии.

Лицензирование – 1) процесс выдачи государством разрешения на право (предоставление права) субъектам хозяйствования заниматься определенным видом деятельности; 2) форма контроля государством бизнеса.

Логистика – 1) система управления формированием, обработкой, хранением и перемещением потоков материальной и нематериальной продукции, основанная на оптимизации средств и ресурсов; 2) координация перемещения и хранения сырья, полуфабрикатов и готовых изделий с целью минимизации совокупных издержек и коммерческих расходов.

Логотип – графический знак фирмы, позволяющий идентифицировать фирму и (или) ее продукцию, включает графическое изображение, шрифт и (или) комбинацию надписей.

М

 

Маркетинг – 1) система управления и организации деятельности по разработке, производству и сбыту продукции или предоставлению услуг с целью получения прибыли через удовлетворение потребностей на основе учета комплексных процессов, происходящих на рынке; 2) рыночная стратегия управления производством, сбытом, потреблением; 3) теория и практика эффективного управления рыночной деятельностью предприятия по удовлетворению потребностей потребителей с целью получения прибыли.

Маркетинговое исследование – 1) целенаправленный, системный процесс сбора и обработки информации, связанный с решением или предотвращением проблем рыночной деятельности предприятия; 2) целенаправленное изучение существующей проблемы и разработка рекомендаций по обеспечению ее наилучшего решения на основе систематического сбора, отображения и анализа данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.

Маркетингмикс – комплекс составляющих маркетинг (товар, цена, продвижение, рынок, потребитель), а также комбинация связанных с ним мер, вызывающая желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Маркетинговая система – совокупность взаимодействующих социально-экономических элементов рынка, определяющих возможности маркетинга хозяйствующего субъекта (целевые потребители и контактная аудитория, поставщики, посредники, конкуренты).

Маркетинговая среда – 1) среда, представленная совокупностью активных факторов и условий, в рамках которых осуществляется маркетинг предприятия.

Макросреда маркетинга – совокупность независимых факторов, создающих возможность или представляющих угрозу деятельности фирмы (факторы: экономические, политико-правовые, научно-технические, географические, демографические, социально-культурные).

Микросреда маркетинга – 1) непосредственное окружение фирмы, обеспечивающее ее жизнедеятельность и возможности по обслуживанию потребителей (контактные аудитории, поставщики, посредники, конкуренты).

Маркетинговая стратегия – 1) основной курс и комплекс средств (теоретических и практических) достижения главной цели маркетинговой деятельности; 2) система мер по достижению цели, основанная на учете существующих возможностей и условий.

Маркетолог – специалист по маркетингу.

Медиаплан – документ, в котором определяются цели, задачи, содержание, направленность, сроки, способы и прогноз эффективности рекламных мероприятий.

Методы маркетинга – специализированные приемы и способы, используемые в маркетинге, применяемые для достижения маркетинговых целей, в первую очередь, формирующие желаемый спрос на продукцию.

Международный маркетинг – концепция и инструмент международного предпринимательства во взаимоотношениях между фирмами (странами), вовлеченными в процесс международного бизнеса; стратегия выхода, закрепления и упрочения конкурентных позиций предприятия (государства) на международных и мировом рынках.

Международные экономические отношения (МЭО) – система хозяйственных отношений между странами, базирующаяся на международном разделении труда.

Международные экономические связи (МЭС) – международная система взаимодействия и коммуникаций между странами (организациями).

Мирохозяйственная среда – 1) совокупность активных субъектов МЭО, действующих за пределами страны; 2) комплексная система средств и организаций, обеспечивающая интеграционные процессы национальных и мирового рынков.

Мотивация потребностей – формирование (обоснование) потребностей, побуждение потребителей к выбору определенного вида товаров (услуг).

Мотив – побудительная причина, довод.

 

Н

Научно-техническая среда – комплекс факторов, влияющих (вызывающих необходимость) на создание новых технологий, благодаря которым возникает новая продукция и возможности, определяющие условия существования людей, фирм, государств.

Нужда – недостаток в необходимом, базовая составляющая потребности и спроса.

О

 

Оптовая торговля – купля-продажа больших партий товара с целью использования в производстве или для последующей перепродажи.

Организация маркетинга – структурное построение для управления маркетинговыми функциями, устанавливающее подчиненность и ответственность за выполнение тех или иных заданий.

Относительные (сравнительные) экономические преимущества страны – преимущества, обусловленные сопоставлением величин альтернативной стоимости изготовления однородной (аналогичной) продукции в разных странах.

Охрана прав потребителей – общественное движение и административно-правовая деятельность государства по защите интересов и прав потребителей.

П

 

План маркетинга – документ, в котором определяются цели, задачи и мероприятия по всем элементам комплекса маркетинга, а также последовательность, сроки и ответственность за их достижение и выполнение.

Планирование – 1) функция управления, посредством которой определяются и достигаются цели деятельности организации; 2) процесс разработки и выполнения плана, установления и соблюдения пропорций в достижении определенной цели.

Планирование маркетинга – разработка плана мероприятий по определению и осуществлению конкретных действий достижения рыночных целей в определенный период времени.

Позиционирование (товара, фирмы) – совокупность действий по обеспечению конкурентного положения товара на рынке, а также создание в сознании покупателей положительного образа (имиджа) фирмы, товара, предпочтительных стимулов к его приобретению.

Покупатель – физическое или юридическое лицо, приобретающее товар (услугу) за оплату.

Политическая среда – совокупность государственных учреждений, структур и инструментов, которые влияют на деятельность физических и юридических лиц в данном обществе.

Полезность – субъективная оценка потребителем совокупности свойств (характеристик) товара и удовлетворенности им.

Посредник – 1) физическое или юридическое лицо, содействующее обращению товаров (услуг); 2) физическое или юридическое лицо, содействующее компании в продвижении, распространении и сбыте товаров (услуг).

Потребитель – физическое или юридическое лицо, домохозяйство, являющееся пользователем продукта, услуги, «главное звено маркетинговой деятельности» [Ф. Котлер].

Потребность – нужда, принявшая специфическую, конкретизированную форму в соответствии с личностными особенностями человека, его опытом и уровнем культуры.

Правовая среда – правовое поле государства или государств, в котором взаимодействуют отдельные правовые системы и хозяйствующие субъекты (т. е. правовые условия, регулируемые нормами права).

Правовая система – совокупность субъектов и объектов правовой деятельности и механизмов ее организации.

Предложение – готовность производителя продать определенное количество товара по определенной цене за определенный период времени (весь товар на рынке в определенное время).

Программа маркетинга – основополагающий документ, определяющий управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия рыночных целей, возможностей и ресурсов фирмы.

Продвижение товаров – 1) распространение информации о продукции, ее отличительных характеристиках, преимуществах, цене, способах и местах продажи, а также о производителе продукции. Конкретные формы продвижения определяются коммуникационной политикой предприятия. 2) совокупность мер по увеличению спроса и расширению рынка, а также система управления распределением готовой продукции с целью удовлетворения запросов потребителя и получения прибыли производителем.

Продажа – 1) договор, сделка, согласно которой осуществляется передача товара продавцом покупателю; 2) акт передачи товара продавцом покупателю в обмен на его оплату, предусматривающий последовательный процесс демонстрации, информации, представления, убеждения, осуществления сделки и обслуживания.

Продажи личные – одна из форм продвижения продукции, осуществляется путем непосредственного контакта продавца с покупателем, реализуется через устное представление продукции в беседе с потенциальным потребителем непосредственно перед предполагаемым совершением покупки.

Производитель – физическое или юридическое лицо, создающее продукцию (потребительские ценности) с целью реализации.

Пропаганда (publicity)– распространение в обществе сведений (разъяснение знаний) о продукции и ее производителе, одна из форм продвижения продукции (фирмы).

Прямое владение – универсальная стратегия международного маркетинга, основанная на вложении капитала в создание за рубежом собственных предприятий с полным контролем над ними.

Прямой маркетинг – 1) маркетинг, направленный непосредственно на заключение торговой сделки с потребителем; 2) интерактивная форма продвижения продукции, в которой используется одно или несколько средств коммуникаций в целях получения прямого ответа на предложение покупки.

Р

 

Ранжирование рынка – метод определения степени (уровня) значимости и важности рынка (рынков) для его освоения.

Реклама – 1) оплаченная форма продвижения товара и связи с потребителями; 2) оплаченная форма односторонних массовых коммуникаций, основанная на неличном представлении информации о товарах, работах, услугах или идеях от имени определенного заказчика.

Рекламная кампания –система взаимосвязанных рекламных и других маркетинговых мероприятий, реализуемых в течение определенного периода времени, объединенных единой идеей, целью и стратегией.

Рекламное обращение − форма единовременного рекламного послания через конкретное средство распространения рекламной информации.

Рекламное средство − материальное средство (буклет с рекламной информацией, объявление в СМИ, стенд, упаковка, баннер, интернет и проч.), которое служит для распространения рекламных сообщений и способствует достижению необходимого рекламного эффекта.

Рекламный цикл − период воздействия на потребителя рекламных обращений фирмы через различные средства рекламы.

Риск – 1) вероятностная угроза, совокупность факторов, сокращающих возможность деятельности (или усиливающая ее опасность); 2) опасность возникновения потерь в связи с изменениями условий.

Розничная торговля – купля-продажа товаров нестандартными (разукомплектованными, разрозненными) партиями или штучно.

Рынок – 1) совокупность экономических, политико-правовых и социальных отношений в сфере обмена; 2) система экономического взаимодействия субъектов, основанная на взаимном удовлетворении потребностей сторон в сфере товарно-денежного обмена; 3) экономическая система товарно-денежного обращения.

Рыночная ниша – сегмент рынка с незначительной конкуренцией, т.е. активно не освоенный хозяйствующими субъектами.

Рыночный потенциал – 1) количество потребителей конкретного рынка в определенный период времени, имеющих желание и возможность приобрести конкретный продукт; 2) максимально возможный объем продаж конкретного товара на данном рынке за определенный период времени.

С

 

Сбыт – система реализации товаров (услуг).

Связь с общественностью (public relations) – форма продвижения товара через создание благоприятного общественного мнения о фирме и ее продукции.

SWOT-анализ – 1) выявление и разделение влияющих на стратегическое развитие фирмы ключевых факторов: внешних – внутренних и позитивных –негативных; 2) интегрированная оценка деятельности (возможностей и угроз).

Сегментация – выделение части из целого по определенным признакам (сегментируются товары (объекты продаж), потребители, рынки, конкуренты); рынки сегментируют по географическому, демографическому, психологическому и поведенческому критериям.

Селекция рынков – метод (процесс) отбора рынка (рынков) по признаку значимости для дальнейшего освоения.

Сервис – 1) система обеспечения, позволяющая покупателю выбрать оптимальный вариант приобретения и потребления товара (услуг); 2) коммерческие или технические дополнительные услуги изготовителя или продавца, предоставляемые потребителю для повышения привлекательности (конкурентоспособности) товара и условий его эксплуатации.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие производимого или реализуемого товара определенным нормам и стандартам.

Скидка – уменьшение цены товара или услуги в установленных размерах.

Совместная деятельность – универсальная стратегия международного маркетинга, предусматривающая интеграционно-хозяйственную деятельность бизнес-партнеров двух или более стран на основе международной кооперации труда.

Социально-культурная среда – комплекс социо-культурных элементов и социальные институты, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов и норм поведения в обществе.

Спрос – платежеспособная потребность (т.е. потребность, подкрепленная денежной (финансовой) возможностью приобретения продукции), показатель способности приобретения потребителем товара или услуг во всем диапазоне цен в течение определенного периода времени.

Стимулирование сбыта – комплекс побудительных мер и мероприятий, способствующих повышению спроса на товар (услугу) и активизации сбытовой деятельности.

Стиль потребления – привычки и приемы выбора и использования продукции, вырабатываемые опытным путем или под влиянием социально-культурной среды.

Стратегии целевого маркетинга (СЦМ) – разработка и формирование альтернативных курсов и направлений деятельности в отношении целевых рынков, используемых фирмами для достижения устойчивых конкурентных позиций: стратегии массового, концентрированного, дифференцированного маркетинга.

Т

 

Тактика маркетинга – способ выполнения среднесрочных задач по достижению поставленных целей маркетинговой деятельности.

Товар – 1) продукт труда, созданный для обмена и потребления; 2) объект купли-продажи, удовлетворяющий потребности.

Товарная номенклатура – систематизированный перечень товаров с классификацией и разделением на группы и подгруппы.

Товарная политика – курс действий, обеспечивающий эффективность и конкурентоспособность продукции фирмы (предусматривает разработку или снятие с производства товаров, формирование ассортимента и товарного портфеля, сегментирование, позиционирование).

Товарная стратегия – целенаправленная система мер и мероприятий, обеспечивающая конкурентоспособность продукции субъекта хозяйствования (например, увеличение объемов производства, инновация (создание товара рыночной новизны), дифференциация (расширение ассортимента), диверсификация (разработка альтернативных версий продукции).

Товарный знак – 1) зарегистрированный в установленном порядке и оригинально оформленный знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенный для отличия предприятия и его товаров и услуг от конкурентных; 2) фирменное обозначение (графическое изображение + название), зарегистрированное в установленном порядке, формирующее образ продукции, проставляемое на товаре или упаковке для отличия от аналогов другой фирмы (один из видов промышленной собственности, закрепленных Парижской конвенцией 1883г.).

Товарный знак ассортиментный – символ, предназначенный для идентификации групп товаров, схожих по назначению.

Товарный знак фирменный – символ, предназначенный для идентификации производителя или продавца товара.

«Товарный портфель» – оптимальный набор товаров, выпускаемых фирмой, обеспечивающий производственную цикличность и рыночную стабильность субъекта хозяйствования.

Товародвижение – 1) деятельность по планированию, организации и контролю процесса передвижения товара от производителя к потребителю; 2) система управления механическим процессом передвижения продукции от производителя потребителю, целью которой является оптимизация затрат обеих сторон (во времени и пространстве).

У

 

Управление маркетингом – система организации и руководства, направленная на выполнение задач по достижению желаемого уровня обмена с целевыми потребителями.

Услуга – 1) нематериальная форма продукции; 2) деятельность, производимая людьми, фирмами, государственными органами по удовлетворению потребностей.

Ф

 

Фирменный стиль – совокупность приемов (характерных особенностей), обеспечивающих определенное единство выпускаемой и продаваемой продукции, имеющей отличие от изделий конкурентов, своеобразное обращение к покупателям.

Формирование спроса – целенаправленные информационно-контактные действия, вызывающие ее узнавание фирмы и ее продукции.

ФОССТИС (формирование спроса, стимулирование сбыта) – система взаимодействия производителя и потребителя, целью которой является обращение потенциального потребителя в постоянного клиента фирмы.

Франчайзинг – льготная форма лизинга, предоставляющая право арендатору (франчайзи) использовать продукцию и торговую марку «родительской» фирмы (франчайзера), обязывающая арендатора приобретать и продавать продукцию «родительской» фирмы (арендодателя).

Ц

 

Целевой рынок – совокупность реальных и потенциальных покупателей, определенного рынка, обладающих схожестью потребностей и характеристик, которых фирма намерена обслужить.

Целевой сегмент потребителей – группа потребителей, объединенная общностью характеристик, на которую направлены целевые действия фирмы.

Цена – денежное выражение стоимости единицы товара, выполненных работ или оказанных услуг.

Цена мировая – денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.

Цена потребителя – совокупность затрат потребителя на приобретение и потребление (использование) продукции в течение нормативного срока ее эксплуатации.

Ценовая политика – система экономических мер и действий, обеспечивающая прибыльность фирмы и адаптацию ее продукции на рынке.

Ценовая стратегия – долгосрочная система управления ценой продукции с целью обеспечения ее сбыта (стратегии: ценового позиционирования, конкурентных цен, очередности цен, ценовой динамики, ценовой дифференциации и т.д.).

Э

 

Экономическая среда – совокупность факторов и условий, влияющих на хозяйственную деятельность фирмы, покупательскую способность и структуру потребления.

Экспорт – универсальная стратегия международного маркетинга, предполагающая вывоз продукции из страны производства с целью ее продажи на зарубежных рынках.

Я

 

Ярмарка – 1) крупные периодически действующие торги, неизменно организуемые в определенном месте, в определенные сроки и время; 2) форма продвижения и реализации товаров (услуг) на основе демонстрации образцов.


С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. – Минск:МФЦП, 2002. – 1008 с.

Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Книжн. мир, 2008. – 860 с.

Гавриленко, В.Г. Экономика. Энциклопедический словарь / В.Г. Гавриленко. – Минск: Право и экономика, 2009. – 716 с.

Вечканов, Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика: Энциклопедический словарь / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова; под общ. ред. Г.С. Вечканова. – СПб.: Лань, 2000. – 352 с.

Маркетинг: словарь-справочник / Л.В. Бедрицкая [и др.]. – Минск: Выш. шк., 1993. – 333 с.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под. ред. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус.яз., 1984. – 797 с.

Словарь иностранных слов / главн. науч. ред. А.Г. Спиркин. – 12-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1995. – 608 с.

 







Date: 2016-05-15; view: 533; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.066 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию