Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение художественных требований к непериодическим печатным изданиям





Художники и дизайнеры, разрабатывающие художественное оформление книжной продукции, выполняют в более сложную и многоплановую задачу, чем художники в традиционном понимании этого слова. Они в не только выражают идею автора, интерпретируя ее для читательской аудитории, но и визуализируют информацию, то есть придают форму содержанию авторского произведения. Для выполнения такой непростой задачи нужны помимо таланта и глубокие профессиональных знаний, хороший вкус и, бесспорно, уважение к читателю.

Полиграфическая продукция являются для потребителя товаром, и прежде чем приобрести то или иное издание, читатель оценивает не только его содержание, но и как оно выглядит. Безусловно, первое, что воспринимает читатель, — это цветовое оформление обложки. Влияние цветового оформления на восприятие издания еще недостаточно исследовано. В первую очередь, оформление должно соответствовать содержанию издания и требованиям, предъявляемым к изданию его целевой аудиторией. Например, книга, рассчитанная на читателей старшего возраста, но оформленная как книга для молодежи — ярко, с обилием разноцветных фонов и цветным шрифтом основного текста, — не будет пользоваться спросом у своей целевой аудитории. Все это обязательно необходимо учитывать при проектировании художественного оформления изданий [17].

Нужно отметить, что вся последующая работа над изданием будет основываться именно на художественной составляющей, куда входят: композиционное решение обложки, разворотов с текстовыми блоками и иллюстрациями, титульных элементов, а также шмуцтитулов и прочих элементов книги. Первое знакомство читателя с изданием начинается с обложки. Если этот этап пройден успешно, читатель переходит ко второму этапу — листает книжные страницы. Одна из основных задач цветового решения издания — помочь читателю ориентироваться в содержании книги. Главы должны быть четко обозначенными, а текстовые фрагменты —удобочитаемыми.

Оформление книги диктуется не только характером целевой аудитории, так и направленностью самого издания. Например, учебное издание оформляется иначе, чем развлекательная литература, хотя аудитория у обоих изданий может быть одна и та же [22].

Следовательно, цветовая организация издания должна подчиняться определенным правилам. Дизайнер должен учитывать настроение, которое создает тот или иной цвет (цвет — носитель информации, как текст и иллюстрации), психологию цвета, функцию цвета помогать читателям быстро и просто ориентироваться в книге. Перед тем, как выбрать цветовое решение для оформления издания необходимо знать следующее: во-первых — для какой цели будет использоваться цвет в книге, во-вторых — какое психологическое воздействие окажут различные цвета на читателя. Это нужно для того, чтобы цвет был не только вспомогательным декоративным элементом, а стал бы единым целым с содержанием, неотъемлемой частью восприятия авторского текста [26].

Дизайн должен быть функциональным. Именно поэтому выбор средств и приемов художественного оформления не должен быть случайным. Дизайнеру нужно иметь четкое представление о том, что, для чего и почему именно он делает. Очевидно, что культура и менталитет значительно влияют на мнения и вкусы людей. То, что нас окружает, и с чем мы постоянно сталкиваемся в окружающей нас действительности, оказывает воздействие на наши взгляды и поведение. Цвет выполняет в печатных изданиях коммуникативную, познавательную, эмоциональную и эстетическую функции. Прежде всего, проявляется самая простейшая коммуникативная функция цвета — различительная. В повседневной жизни мы часто встречаемся с объектами, цветовое сравнение которых на какое-то время имеет для нас только различительное значение (например, светофоры, указатели). Так же обстоит дело и с восприятием читателем печатного издания. Например, колонтитулы, содержащие названия разделов или глав, могут различаться по цвету. Читатель, листая книгу и еще не обращая внимания на названия глав, понимает, что в данном издании имеется несколько разделов. Или, например, когда на странице располагаются несколько блоков текста, для которых используются фоны или шрифты заголовков разного цвета. Читатель может определить, что на странице находится помимо основного — вспомогательный текст, и в этих видах текста представлена разная информация [26].

Если ставится цель привлечь к какой-либо информации из текста, то очень часто прибегают к помощи цвета. Выделительная функция цвета указывает не только на сам факт отличия, но и на особый характер этого отличия. Обычно цветом выделяют заголовок, название главы, выноски из основного текста. При сравнении цветовых объектов обнаруживаются устойчивые цветовые различия, выполняющие функции противопоставления, чаще всего это цветовые контрасты. Контрасты подразделяются на два типа: ахроматические (световые) и хроматические (цветовые). Смысл ахроматического контраста заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется более светлым, а темное пятно на светлом фоне — более темным, чем есть на самом деле. Эффект цветового контраста возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или при сопоставлении ахроматического и хроматического цвета. Чаще всего для усиления контраста прибегают к сочетанию дополнительных цветов (например, красный и зеленый, синий и оранжевый). Благодаря цветовому контрасту информацию можно не только выделить, но и усилить ее значимость. Световой контраст характерен для всех страниц издания. Примером светового контраста может служить традиционный черный текст на белом фоне [9].

Иногда возникает необходимость разграничения цветом групп объектов. В этом случае прибегают к помощи цветовых разделителей. Ими могут быть, например, различные цветные линии. Часто цветными линиями отделяют друг от друга текстовые блоки, если на полосе не используются цветные фоны или иллюстрации, которые также могут выполнять функцию разделения.

Цветовые коммуникативные обозначения помогают восприятию основного содержания издания, привлекают внимание читателей и обеспечивают удобную навигацию по изданию. Устойчивые ассоциации, как правило, вызываются чистыми, яркими цветами. Сложные, малонасыщенные и светлые цвета вызывают неопределенные ассоциации. Свойства цвета как элемента эстетического, психофизического и эмоционального воздействия объективно закономерны, потому что сформированные цветные зрительные образы функционируют в воображении и активно воздействуют на зрительное восприятие читателей [17].

Графические конструкции текста облегчают восприятие информации, подчеркивая характер литературного материала. Определение количества вертикалей в наборе и их положения — важнейший момент оформления издания. Число вертикалей должно быть по возможности ограничено. Существенное значение имеют вертикали в акцидентном наборе, особенно, в титульных элементах. Рассматривая композиционное построение, можно отметить две основные схемы: симметричную (центральную) композицию и асимметричную (эксцентричную) композицию.

По своему воздействию на зрителя симметричная и асимметричная композиции отличаются. Симметричная композиция дает очень устойчивую и гармоничную форму, но несколько ограничивает возможности расположения отдельных строк по вертикали. Эта композиционная схема считается классической — на ее основе оформляются большинство книжных изданий, начиная с XV века и по настоящее время [14].

Асимметричная композиция чаще встречается у художников-конструктивистов, позиционирующих асимметричную вёрстку как один из основных принципов оформления. Преимущество асимметричной формы в том, ее внешний вид оптически более динамичен, чем в случае симметричной. Одна из основных характеристик при этом — беглость, подвижность.

В современном книжном дизайне симметричная и асимметричная формы одинаково востребованы. Применение той или иной формы определяется содержанием книги и целевым назначением издания. Например, научная литература чаще требует более строгой, симметричной формы, в то время как беллетристика или научно-популярное издание иногда нуждаются в асимметричном дизайнерском решении. В каждом отдельном случае графический дизайнер должен выбрать наиболее целесообразный вариант.

Таким образом, разные виды литературы и типы изданий,
зависимости от их назначения и целевой читательской аудитории, будут иметь разный формат, тираж, характер оформления и количество иллюстративного материала.

Иллюстрации в издании, особенно в литературном произведении, должны составлять единое целое с текстом и участвовать в восприятии авторского текста при чтении. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, порой становятся малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по своей сути, они тесно связаны с содержанием литературного произведения. При этом они способны как обогатить авторское содержание, так произвести обратный эффект. Необходимо, чтобы художник стал соавтором книги, сделал зримыми авторские идеи и образы, созданные писателем, помогая тем самым лучше понять содержание произведения, лучше представить себе эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не предполагает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста произведения [11].

Иллюстрации помогают понять авторский текст, показывая определенный зрительный образ, что дает возможность еще до чтения текста сориентироваться в содержании книги, привлечь читателя.

Книжным иллюстраторам приходится считаться со специфическими особенностями книжных изданий, с двухмерностью книжной полосы, форматом, с характером шрифта, способом вёрстки, с качеством, цветом и другими характеристиками печатной бумаги, с цветом печатной краски [10].

Таким образом, иллюстрации могут быть:

— пояснительным изображением к тексту, дополняющим текст;

— самостоятельным изображением, иногда преобладающим над текстом.

Вид завёрстки иллюстрации на полосе зависит от формата иллюстрации и от формата полосы. Выделяют открытую вёрстку (иллюстрация устанавливается вверху или внизу полосы и соприкасается с текстом одной или двумя сторонами). Закрытая вёрстка, при которой иллюстрация завёрстывается внутрь текста и соприкасается с текстом двумя (завёрстка иллюстрации вразрез) или тремя сторонами (завёрстка в оборку). Глухая вёрстка, при которой иллюстрация закрыта текстом с четырёх сторон (двухсторонняя оборка). Иллюстрационно – полосная — занимает всю полосу. Форматная — весь формат.

Особо важную роль играет пояснительная иллюстрация в изданиях справочных, научно-технических и учебных. Познавательные иллюстрации могут быть двух видов: правдоподобное воссоздание внешнего облика объекта или рисунок-схема. В первом случае художник-иллюстратор воздействует на наглядно-чувственное восприятие, во втором — обращается к логическому мышлению читателя. Познавательная иллюстрация обязательно должна быть документальной и точной [11].

В учебниках активно используются игровые иллюстрации, при помощи которых учащиеся выполняют задания в игровой форме. Художественно-образная иллюстрация не является обязательным элементом книги. Предназначение образной иллюстрации не сводится только к пояснительной функции: она должна воздействовать на зрителя как полноценное художественное произведение и должна иметь высокий уровень графического исполнения.

Как для цветных, так и для однокрасочных иллюстраций существуют способы их наилучшего и размещения в тексте издания. Сейчас для этого созданы мощные графические программные средства, современные программы для дизайна и вёрстки. По сравнению с теми временами, когда компьютерных технологий еще не было, у нас намного больше возможностей быстро и качественно сверстать иллюстрации и текст, оперативно изготовить оригинал-макет издания [23].

Воспроизведение иллюстративных материалов является одним из важнейших компонентов работы над изданием, так как фотографии и графический материал имеют наибольшую информативность.

Методы и технологии художественного оформления непериодических изданий, характер их оформления тесно связаны с видом литературы и функциями, которые должен выполнять каждый конкретный вид книжной продукции.

 

 

Глава III. Дизайн-проект учебно-методического пособия «Ознакомительный курс техники и технологии монументальной живописи»

Date: 2016-05-14; view: 880; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию