Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История создания печатной продукции, развитие книгопечатания
Книгопечатание — это совокупность различных способов и приемов, используемых для размножения текстовой и иллюстрационной информации (изготовления книг, журналов, газет, листовок и др.). Термин «книгопечатание» применим, когда упоминается о книжном деле прошлых столетий, а в настоящее время используется более широкое понятие — полиграфия, полиграфическое производство [8]. Сущность классического процесса полиграфического воспроизведения изображения состоит в многократном получении одинаковых изображений (оттисков) посредством переноса краски с печатной формы на запечатываемый материал. Основными расходными материалами для этого процесса служат, соответственно, краска и листы бумаги. Не одну тысячу лет человечество шло к изобретению книгопечатания. Изначальная идея печатания была заложена еще в клейме, которым в древности скотоводы метили своих домашних животных. Самым древним образцом напечатанного текста считается глиняный диск со спиралеобразно нанесенными на него с помощью штемпелей значками. Процесс печатания изобретали два раза: первый раз — в древнем Китае, а затем — в средние века в Европе. Как предполагают специалисты, книгопечатание было изобретено в Китае в 581 г. от Рождества Христова, но, в соответствии с китайскими источниками, — между 936 и 993 гг. н.э. Книгопечатание в Европе изобрел Иоганн Гутенберг. Выдающийся немецкий изобретатель разработал способ печатания книг подвижными литерами. Метод Гутенберга отличался от древнекитайского варианта печатания ХI века тем, что он отливал шрифт в металлической литейной форме, дном которой служила матрица с углубленным изображением буквы. Впервые все это было начато в 1440 г. [2]. Изобретение первого печатного станка — достижение китайцев. Самым старым способом механического размножения книг является ксилография, или гравюра на дереве. Впервые она возникла в буддийских монастырях Китая времен династии Тян (618-907). И, именно в Китае изобрели печатание отдельными литерами. На брусочках из глины выдавливались вручную иероглифы, а затем для закрепления обжигались на огне. Известны такие же сведения о начале книгопечатания в Тибете, в Монголии и Корее, в Японии. Сохранились корейские бронзовые литеры, изготовленные в XV веке. Самая древняя в истории ксилографическая книга изготовлена в Китае, хотя более ранние попытки ксилографической печати известны и в Японии. Первая ксилографическая книга названа «Алмазная сутра». Изготовлена она в 868 г. н. э., а впервые обнаружена в 1900 г. в «Пещере тысячи Будд» в Дунхуане. В книге упомянуто, что вырезал ее мастер Ван Чи [7]. В Европе искусство ксилографии появилось и стало развиваться предположительно после Крестовых походов. Быстрое развитие ксилографии было вызвано с большой потребностью в бумажных деньгах и печатных иконах, а также в папских индульгенциях. Одной из первых нерелигиозных ксилографических книг считается «Календарь» Региомонтана из Кёнигсберга. Самая известное ксилографическое издание Европы — «Библия бедных», широко распространившаяся в эпоху Средневековья. Она представляла собой листы большого формата с библейскими сценами, персонажами и пояснительными надписями. Способом ксилографии книги печатались преимущественно в Северной Германии и Голландии [2]. Технология ксилографии была очень простой: на деревянной доске вырезалось в зеркальном виде изображение или текст, на рельеф наносилась краска, накладывался лист бумаги, прижимался и приглаживался специальной подушечкой. Отпечатанные листы склеивались в свиток, а в более поздний период собирались в книжку. Для замены ошибочных букв на деревянной печатной форме приходилось вырезать их из доски, чтобы вставить другие. До изобретения наборного книгопечатания оставался буквально один шаг. Историки сходятся во мнении, что заслуга изобретения книгопечатания в Европе принадлежит Иоганну Гутенбергу. В 1438 году Иоганн Гутенберг сделал первые оттиски с наборных форм, состоящих из литер. Гутенберг пошел по пути создателей алфавитов: набор из отдельных литер позволяет полностью и многократно зафиксировать на бумаге все звуки любого языка. Почти два года он затратил на подготовку набора первого печатного издания Библии, в результате чего был напечатан большой тираж. Иоганн Гутенберг сконструировал первое типографское оборудование, разработал новый способ изготовления шрифта и сделал первую наборную печатную форму. Штампы из твердого металла, вырезанные в зеркальном изображении, вдавливались медную пластину, в результате этого получалась наборная матрица, которая заливалась типографским сплавом (гартом). Буквы можно было отливать в любом количестве. Для производства книжных изданий это принципиально. Чтобы оснастить оборудованием типографию требовался уже не винтовой печатный пресс, а печатный станок и наборная касса-реал (деревянный ящик с расположенными под наклоном ячейками). В ячейках помещались элементы набора: буквы, знаки препинания, пробельный материал (шпации, линейки). Иоганн Гутенберг сконструировал именно такой печатный станок [2]. Разработанный Гутенбергом новый способ печатания книг не мог долго держаться в секрете. Уже в 1460 г. издатель Ментель основал типографию в Страсбурге, а Пфистер — в 1461 г. в Бамберге. После взятия Майнца герцогом Нассауским, когда была уничтожена типография Шеффера и Фуста, работники, последователи Гутенберга, распространили типографское искусство по всей Европе. В Северной Германии прежде всех была основана типография во Франкфурте-на-Майне, а затем в Любеке, Лейпциге, Эрфурте и др. В Вене первая типография основана в 1482 г., но постоянная — лишь в 1491 г. В целом, к концу XV века в Германии насчитывалось свыше 50 типографий, а печатников — более 200 человек. Из Германии новое печатное искусство широко распространилось по всей Европе [4]. Вторая половина XV века характеризуется как время широкого распространения книгопечатания. К 1500 г. в Европе издано более 10 000 000 экземпляров книг, в том числе на разных славянских языках. Самую большую известность приобрел парижский издатель Этьен: его книги благодаря красивым шрифтам, высокому качеству бумаги и краски, изяществу и богатству орнаментальных рисунков заняли достойное место среди выдающихся произведений искусства книгопечатания. Живший в Антверпене знаменитый издатель Христофор Плантен, основал типографию в 1555 г. По поручению Филиппа II он выпустил Библию на латинском, греческом, еврейском, сирийском и халдейском языках (1569-1573). Плантен являлся монопольным издателем церковных книг для всех испанских земель; он издал 60 000 молитвенников, 100 000 требников и 400 000 часословов, а всего — около 1500 наименований; Плантен — родоначальник известнейшей династии печатников, Плантенов – Моретов [5]. В Московском государстве книгопечатание появляется лишь в середине XVI века. Начало книгопечатания в Москве — результат социально-экономического развития феодального строя [1]. Первая российская типография появилась во времена правления Ивана Грозного в 1553 году. Там и была напечатана первая книга — «Апостол», авторами которой стали Иван Фёдоров и Петр Мстиславец. Бурное развитие русских ремесел обеспечило необходимые технические предпосылки для основания в Москве первой типографии и перехода от рукописей и свитков к более совершенному и производительному способу размножения информации — книгопечатанию [3]. В 1798 году Алоиз Зенефельд изобрел литографию (прообраз плоской офсетной печати) — способ плоской печати, при котором печатной формой является поверхность камня. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографским карандашом. Литография, дающая возможность тиражирования большого количества экземпляров, в XIX веке получила распространение в графике. Литография (принцип создания изображения) послужила основой для создания офсетного способа печати, который ХХ веке совсем вытеснил литографию из полиграфического производства. Всё же, литография сохранилась до наших времен, но только в качестве способа изготовления художественных гравюр — эстампов. В 1810-1812 годах Фридрих Кенинг изобрел скоростную печатную машину. Принцип печати состоял в том, что металлический печатный цилиндр давил на плоскую наборную форму, совершающую возвратно-поступательные движения. На такой плоскопечатной машине можно было печатать до 1000 оттисков в час с лица и оборота. При этом формат листа можно было значительно увеличить и сделать на нем 6 или 12- страничный спуск полос набора. На плоскую печатную форму наносилась типографская краска, а металлический печатный цилиндр (вал) соприкасался с печатной формой, перенося с нее краску на бумажный лист. При этом цилиндр соприкасался с листом бумаги только по образующей поверхности, представляющей собой прямую линию. Это позволило значительно уменьшить давление на форму и на бумагу, в отличие от винтового печатного пресса, в котором давление приходилось осуществлять сразу по всей площади бумажного листа. Именно этот фактор и дал возможность увеличить скорость печатания в машине. С тех времен и до наших дней в печатных машинах давление на бумагу осуществляется только с помощью промежуточного печатного цилиндра (классическая плоская печать офсетным способом через промежуточное резинотканевое полотно) [5]. 1865 год известен изобретением ротационной печатной машины, в которой гибкая плоская печатная форма закрепляется на непрерывно вращающемся печатном цилиндре. Принцип ротации во много раз ускоряет процесс печати. Бумага подается в ротационную машину либо последовательно отдельными листами (листовые ротации), либо непрерывно с рулона бумаги — роля (ролевые ротации). Классический ручной набор был широко распространен лишь до конца ХIХ века, в ХХ веке использовался уже значительно реже. В 1886 году О. Мергенталер изобрел наборную строкоотливную машину — линотип, отливающую из горячего типографского сплава (гарта) отдельные строки, которые потом соединялись с наборную форму путем обвязки пеньковым шпагатом. 1892 году Т. Ланстон изобрел буквоотливную наборную машину — монотип, на котором набирается и отливается отдельно каждая литера. Это оборудование относится к наборным машинам горячего набора. Лишь во второй половине XX века горячий набор был постепенно вытеснен сначала фотонабором, а затем компьютерным (электронным) набором текста. Сама идея фотографического набора впервые выдвинута в 1894 г. венгерским изобретателем Е. Порцельтом. Но, построил первую фотонаборную машину в России в 1895 г. В. А. Гассиев [4]. Со времен изобретения книгопечатания и почти до конца XX века его основные процессы практически существовали в неизменном виде. Для получения типографских оттисков необходимо было иметь печатную форму, материал для печатания (обычно бумагу) и печатную краску. Без печатной формы невозможно было напечатать тираж книг, журналов или газет. Изобретенный Гутенбергом способ печати просуществовал до девятнадцатого века практически без существенных изменений. И, хотя задолго до него были изобретены такие способы печати, как ксилография и трафаретная печать, именно печатание с помощью отдельных литер принято считать технической основой классического полиграфического производства [5]. XX век в полиграфии стал революционным периодом перехода от механизации отдельных операций технологического процесса к автоматизированным поточным линиям с непрерывным производственным циклом. В начале ХХ века полиграфические машины переводятся на электрический привод. В 1930-1940-х гг. в полиграфии применяются электрические контрольно-измерительные приборы и защитные блокирующие устройства. В 1950-1960-х гг. в полиграфию приходит электроника. В XXI веке произошли существенные изменения в экономической и производственной сферах. Эти события не обошли стороной и полиграфию. Усовершенствовалось оборудование, улучшилось качество расходных материалов, принципиальные изменения коснулись оперативной полиграфии. В полиграфии стали применяться компьютеры, технологии цифровой обработки информации. На цифровых технологиях сейчас базируется не только допечатная подготовка изданий, но и печатные процессы [6]. К концу XX века на рынок оргтехники вышли лазерные принтеры. Но, одной из самых впечатляющих новинок стали ризографы (дупликаторы). В ризографе используется принцип трафаретной печати: изображение прожигается лазером на мастер-пленке (кальке), закрепленной на печатном цилиндре, а жидкая краска на минеральной или соевой основе продавливается через мастер-пленку (трафарет) на запечатываемый материал. Ризографы сделали возможной эффективную печать тиражей в диапазоне от нескольких десятков до нескольких тысяч копий. В России ризографы появились в конце 90-х годов прошлого века. В настоящее время широко применяются и прочно занимают свою нишу между копировально-множительными аппаратами и офсетными печатными машинами с многотысячными тиражами [28]. Сегодня уровень развития полиграфического производства таков, что заказать в типографии изготовление книг, журналов, календарей, каталогов, буклетов, визиток, листовок и много другого – может не только организация, но и даже частное лицо. Все это стало возможным благодаря развитию цифрового способа печати, который позволяет оперативно изготовить полиграфическую продукцию тиражом от одного до нескольких тысяч экземпляров. Цифровые технологии автоматизируют практически весь печатный процесс. Они быстро развиваются и позволяют исключить многие традиционные для полиграфии технологические стадии (например, трудоемкий процесс изготовления печатных форм). В самых современных цифровых технологиях «Computer-to-Print» полностью отсутствуют печатные формы [28]. При получении каждого оттиска информация, подаваемая с компьютера, заново регистрируется на формном материале в печатной машине. Это делает возможным обновлять информацию в ходе печатания тиража, позволяет печатать персонифицированную продукцию, изменяя содержание каждой полосы в процессе печати. К числу таких технологий, широко распространенных в настоящее время, относятся электрофотография (ксерография) и струйная печать (печать на широкоформатных плоттерах) [28]. Успехи современной электроники, электрофотографии и цифровой вычислительной техники позволили коренным образом усовершенствовать все процессы полиграфического производства. С развитием современных средств связи, цифровых и компьютерных технологий газетам, журналам и книгам постоянно пророчат исчезновение. Однако проходят десятилетия, но печатные издания не уходят в прошлое – человечество все еще хочет читать книги. Сегодня книги, несмотря на внедрение в повседневную жизнь компьютерных технологий, остаются неотъемлемой частью нашей жизни.
Date: 2016-05-14; view: 4046; Нарушение авторских прав |