Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные элементы и функции книги
Функции книги Объясняя понятие «книга», необходимо учитывать все многообразие ее функций и восприятие издания читательской аудиторией. Обязательным условием функционирования книги в обществе является ее чтение. Основной задачей в процессе изучения книги — выделение ее функций (идеологической, информационной и др.). Именно такой подход помогает осмыслить многоплановую роль книги на всех этапах исторического развития общества, определить ее место и назначение в наше время, ее идеологические, пропагандистские и организаторские функции. Понятие «функция книги» выражается в ее воздействии на каждого человека и общество в целом в процессе ее существования. Функции книги: коммуникативная, идеологическая, познавательная, информационная, эстетическая, этическая. Книга отражает исторического развитие информации и связи, является его продуктом. То есть, неизменной характеристикой всех разновидностей письменности на всех стадиях их развития считается информационно-коммуникативная функция. Коммуникативная функция универсальна и способствует фиксированию, сохранению и передаче информации. Книга проявляет себя прежде всего как инструмент социальной коммуникации, и именно поэтому основной функцией книги в обществе и в культуре является ее коммуникативность. На всех этапах развития общества письменность сохраняла мысли и слова для передачи их от автора читателю, посредством чего и осуществлялась одна из основных функций книги — коммуникативная. Именно благодаря этому происходит своего рода диалог через эпохи, поколения и расстояния, позволяющий нам получать сведения непосредственно от автора на его языке, с дословной передачей его мыслей и суждений. Только такая прямая передача информации открывает читателю образы и символы минувших эпох и других стран, делая доступным их непосредственное восприятие. Ярким примером коммуникативной функции книги могут служить дошедшие до нас сквозь века произведения прошлого такие как «Физика» Аристотеля и «Божественная комедия» Данте. Эти труды были популярны еще при жизни их авторов, но и сейчас они находят своих читателей. Сейчас стиль и изложение этих произведений могут быть не совсем понятны нашим современникам и даже сложны для восприятия, но, именно благодаря тому, что в свое время они были помещены в книгу и переданы нам, наследникам минувших эпох, перед читателем предстает живой язык прошлого со всеми своими особенностями. Это возможно только благодаря книге, в которую заключена первозданная информация, как в одно из важнейших средств осуществления коммуникации. По словам М.Ф. Яновского, всякий, кто видит в книге средство сохранения, допускает, что книга рано или поздно передаст сохраненное содержание. И, наоборот: книга может передать только то, что в ней сохранено. Главная черта книги, отличающая ее от других видов документов, — это ее активная роль в формировании общественной идеологии, науки, искусства, морали, общественного мнения и т.д. В этом проявляется ее идеологическая функция, т.е. воздействие книги на наше сознание. Книга стимулирует участие человека в преобразовании внешнего мира и самого себя. Именно с этой функцией книги связано то, что она может быть не только произведением литературы, но и продуктом общественного сознания. На всех этапах своего развития книга всегда являлась орудием идеологии стоящих у власти. Взгляды авторов часто формировали идеологию определенного класса, что также определялось не только мировоззрением самого автора, но и тем, кому принадлежали и в какой политической, социальной, экономической обстановке находились издательства, типографии, библиотеки и другие средства производства и распространения книги. Как правило, именно содержание книги, ее способность передавать информацию играли существенную роль и определяли дальнейший путь развития общества. Книга является не только неотъемлемой частью исторического развития человека, но и фактором, неизменно направляющим или регулирующим его путь. В качестве примера выполнения книгой своей идеологической функции можно назвать такие произведения как «Молот Ведьм», имеющий большой значение в средневековой Европе и отправивший из-за содержания книги на костер инквизиции не одну тысячу людей; «Сталин» Льва Троцкого, стоивший жизни автору и раскрывший тайные аспекты жизни советского руководителя. Среди современных книг, несущих явную идеологическую функцию, можно назвать учебник по обществознанию для учеников средней школы, передающий знания о социальном устройстве мира и стимулирующий формирование личности школьника как важной ячейки социума. Рассмотрим познавательную, информативную функцию книги. По словам Е.Л. Немировского, функциональное назначение книги состоит в фиксировании с целью хранения и передачи во времени и пространстве какой-то вполне определенной информации. Информативность заключается уже в самом факте существования книги, а также в этическом, моральном, психологическом воздействии как на потребителей, так и на с производителей информации, в общественной ценности книги. Таким образом, одной из самых важных является познавательная функция книги, которую практически невозможно отделить от информационной функции. Во все времена книга неизменно служила учебником: школьным, университетским, и в косвенном смысле являлась средством познания истины, идей, фактов, была «учебником жизни». Не только с идеологической, но и с познавательной целью издатели стали вводить в модель книги вспомогательный аппарат: библиографические материалы, предисловия, послесловия, комментарии, указатели, таблицы, схемы, иллюстрации. С одной стороны это усиливало информационную емкость книги, а с другой – позволяло быстрее ориентироваться в напечатанном материале. Стремление широко использовать познавательные возможности книги привело к созданию таких классических ее типов, как учебник, справочник, хрестоматия, монография, учебное пособие, энциклопедия и др. Примером выполнения книгой информационной и познавательной функций являются многочисленные энциклопедические издания. Книга в значительной мере выполняет эстетическую функцию. Как указывали И.Е. Баренбаум и А.И. Барсук, книга влияет на поведение и определенным образом дисциплинирует личность. Это важная функция книги выражается в характере оформления внешних и внутренних элементов (внешняя форма), и форме литературного произведения, содержательности текста (внутренняя форма). Примерами эстетической функции книги могут служить сборники кулинарных рецептов, в которых часто печатают цветные изображения готовых блюд для улучшения восприятия информации читателем, при этом оформление и качество предлагаемых изображений имеет большое значение; а также различные путеводители, призванные не только рассказать о различных туристических объектах, но и создать им соответствующую рекламу. В наше время эстетическая функция книги имеет большое значение в подарочных изданиях и художественных альбомах, и в связи с современным развитием информационных технологий и графических систем приобретает все большее значение, как для читателей, так и для издателей. Книга — кладезь знаний, памятник духовной и материальной культуры, хранитель памяти поколений. Но чаще всего она не только сообщает читателю какие-либо сведения посредством текста, но и настраивает на особый лад, показывает моральные принципы и устои того или иного общества, передает идеи и достижения различных исторических эпох. С помощью книг во многом формируются идеалы правды и добра. Это и есть этическая функция книги, примерами которой может служить Псалтырь, передающий современному человеку базовые устои и поведенческие ориентиры через учения святых; а также некоторые фольклорные пособия, призванные вызвать у читателя интерес и уважение к духовному наследию предков, переданному нам через обряды и традиции. Без сомнения, в реальной жизни книга выступает как многофункциональная система, воздействующая на читателя всей совокупностью функций. Книга создается автором в ответ на общественную потребность на определенном историческом этапе развития общества. Широкое распространение книги становится возможным только в результате общественного признания ее ценности. Кроме того, каждой книге присущи, функции, общие для всех документов в отличие от других способов коммуникации. Кроме того, каждая книга имеет функции, характерные только для неё. Существуют функции, присущие только определенным группам, категориям книг, они изучаются типологией книги.
Date: 2016-05-14; view: 2984; Нарушение авторских прав |