Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭТАП: Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по семи шкалам с помощью ключа № 1





Показатели (Шкалы)

1. Шкала общей интернальности - Ио

2. Шкала интернальности в области достижений – Ид

3. Шкала интернальности в области неудач – Ин

4. Шкала интернальности в семейных отношениях – Ис

5. Шкала интернальности в производственных отношениях – Ип

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений – Им

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни – Из

Для подсчета «сырых» баллов необходимо суммировать ответы по пунктам в соответствие с ключом №1. При этом ответы в столбцах «+» остаются со своим знаком, а ответы по пунктам в столбцах «-» меняют знак к противоположный.

 

Ключ № 1:

Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
+ - + - + - + - + - + - + -
                           

 

2 ЭТАП: Перевод «сырых» баллов в стандартные оценки (стены)

Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

 

Таблица перевода «Сырых» баллов в «Стены» (стандартизированные баллы)

Шкала интернальности Сырые баллы Стены
Ио От – 132 до -13 -12 -2 -1 +10 11 22 23 33 34 45 46 57 58 69 70 80 81 132  
Ид От – 36 до -10 -9 -6 -5 -2 -1 +2 +3 +6 +7 +10 +11 +15 +16 +19 +20 +23 +24 +36  
Ин От – 36 до -7 -6 -3 -2 +1 +2 +5 +6 +8 +9 +12 +13 +16 +17 +20 +21 +24 +25 +36  
Ис От -30 до -11 -10 -7 -6 -4 -3 0 +1 +4 +5 +7 -8 -11 -12 +14 +15 +18 +19 +30  
Ип От – 30 до -4 -3 0 +1 +4 +5 +8 +9 +12 +13 +16 +17 +20 +21 +24 +25 +28 +28 +30  
Им От -12 до -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +5 +6 +7 +8 +9 +10 +11 +12  
Из От -12 до -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10 +11 +12  

 

 

3 ЭТАП: Построение «Профиля УСК»:

Для построения «Профиля УСК» необходимо отложить свои стандартизированные значения интернальности по всем 7 показателям (Ио, Ид, Ин, Ис, Ип, Им, Из) на графике.

Показатель нормы – 5,5 баллов по стенам.

Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует от интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях.

Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

 

Шкалы

интернальности:

Из

Им

Ип

Ис

Ин

Ид

Ио

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Стены

Экстернальный тип Норма Интернальный тип

 

Методика №38. «Личностная биография»

(О.И.Мотков)

В методике подобраны вопросы, касающиеся некоторых важнейших сторон личности и жизнедеятельности человека. К ним относятся особенности жизненного самоопределения, самореализации, трансформации и гармонизации личности. В совокупности все эти характеристики образуют интегральный фактор «общая конструктивность личности».

В нем учитываются как гармоничность личности, т.е. оптимальность организации и протекания жизненного процесса, так и общая результативность жизни, жизненная самореализация личности. Высокому уровню общей конструктивности соответствует наличие этих обеих главных составляющих: высокой гармоничности организации личности и процесса ее жизни, хорошей самореализации.

Высокий результат по показателю «гармоничность личности» интегрирует в себе следующие аспекты: достаточно частое ощущение полноты и гармоничности своей жизни; хорошее самочувствие (здоровье) в течение года; здоровый и разнообразный образ жизни; малое число внутренних противоречий в личности и обстоятельств, мешающих переживать внутреннюю гармонию; преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом; положительная оценка изменений в личности с возрастом; наличие размышлений над «вечными» вопросами; прикладывание значительных усилий, чтобы активно и конструктивно прожить желаемое число лет.

Ряд вопросов касается проявлений личности в прошлом и в ближайший год, что придает мелодике дополнительный биографический характер и позволяет изучать динамику изменений в личности, возникающих в ходе ее жизни.

При разработке опросника автор опирался на представление о психологической и личностной гармонии.

Под «Психологической гармонией» понимается:

1) Во-первых, наличие у человека психического и личностного, социального и духовно-психологического здоровья. В общих чертах это:


- отсутствие выраженных психических заболеваний (психическое здоровье);

- оптимальная внутренняя согласованность, сбалансированность различных изначально генетических заданных (базовых) и прижизненно образующихся мотиваций, характерологических и культурологических черт разного уровня и содержания друг с другом, а также с познавательными, психофизиологическими и физическими возможностями построения поведения (личностное здоровье или «согласие с собой» - оптимальные Я-ориентации, самопринятие своей природы, высокая самооценка, хорошая психическая саморегуляция как проявление качественной работы «внутреннего программиста», ориентация на высокие, а не на максимальные достижения, преимущественно положительный эмоциональный тонус, и т.д.);

- оптимальная внешняя сбалансированность личности с окружающими социальными условиями, микро- и макросоциальной средой (социально-психологическое здоровье или «согласие с другими людьми» - оптимальный баланс между осуществлением в поведении внутренних требований своей природы, самости, и построением жизнедеятельности с учетом внешних социальных требований, доброжелательность, толерантность, гибкость в общении, принятие в целом и уважение других людей независимо от их национальности, религии, расы, пола, характера, и т.п.; хорошее функционирование аппарата программирования поведения);

- оптимальная внешняя сбалансированность личности с естественными природными средствами, с Миром в целом (духовно-психологическое здоровье или «согласие с природой» - хорошая адаптация в различных природных средах, к различному климату и к погодным условиям, принятие законов устройства Мира, чувство единства со всей природой, бережное отношение к ней, и т.п.).

2) Во-вторых, с функциональной точки зрения, психологическая гармония может быть определена как оптимальная организация и функционирование основных компонентов психики и поведения:

- личности – потребностно-мотивационной сферы – системы изначальных потребностей, прижизненно образующихся на их основе мотиваций, черт темперамента и характера, эмоций – и аппарата программирования и самоконтроля;

- познавательной и психомоторной сферы – процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, осознания, речи, организации движения, связанных с ними способностей;

- поведения человека – целостного, интегрального проявления функционирования психики и тела в виде схем, последовательностей различных действий.

3) В-третьих, гармоничность процесса жизни человека может быть рассмотрена с точки зрения развития психологической культуры личности – т.е. эффективности осуществления основных видов функционирования личности, таких как самопознание и самоопределение, общение, саморегуляция эмоций и действий, творчество, ведение дел, саморазвитие в основных сферах жизнедеятельности (вся природа, социум, тело, психика, личность). Оптимальные уровни выраженности этих аспектов личностной активности будут говорить о высокой психологической культуре личности.

4) В-четвертых, одним из критериев гармоничности жизни человека может быть оптимальность ее образа жизни, т.е. качество осуществления основных, адаптивно необходимых, видов жизнедеятельности человека. Наличие у человека активно осуществляемой, достаточно разнообразной, системы таких жизненно необходимых занятий (умственных и физических, творческих и рутинных, общения и уединения, занятий в цивилизованной и в естественной природной среде, и т.д.) также указывает на гармоничность его жизненного функционирования.


Второй, третий и четвертый критерии психологической гармонии фактически являются различными процессуальными аспектами психологического функционирования человека.

Психологическая гармония в целом выражается в оптимальной психической организации и функционировании индивидуума (в пределах заданных природой возможностей). Она является синонимом здоровой, разнообразной и интересной жизни («хорошей жизни», по К.Роджерсу), с элементами «своей игры», наличием своего дела и творчества, с высоким самопринятием и принятием в целом окружающего социального и природного мира.

В чем же заключается психологическая оптимальность?

Психологическая гармония – это не абсолютно положительное по всем параметрам состояние, функционирование и организация психики и личности. Уже полученные экспериментальные данные, а также здравый смысл и теоретические соображения позволяют утверждать, что в психологии личности «золотым сечением», оптимальным балансом большинства полярных, адаптивных и неадаптивных, «положительных» и «отрицательных» личностных характеристик скорее следует считать усредненный диапазон их соотношений (2: 4): 1, то есть в среднем 3 (+): 1 (-). Это означает, что примерно одна треть или четверть наших особенностей могут и должны быть в минусе, в разбалансированном и неадаптивном, несовершенном состоянии, чтобы способствовать дальнейшему развитию и саморазвитию личности. Когда все в плюсе, развивать уже нечего, развитие останавливается (такая, по выражению Л.Толстого, «неподвижная праведность фарисея», менее угодна Природе, Богу, «чем раскаяние блудницы и вора на кресте»). Не существует полного совершенства. Стремиться нужно не к полному, а к оптимальному совершенству (Д.Бернс).

«Личностную биографию» можно рассматривать как целостную, итоговую методику по отношению к остальным методикам пакета «Гармония», как своего рода внутренний эмпирический критерий их валидности и надежности, так как в ней обобщено и содержательно охватываются многие их аспекты. Она предназначена для быстрого опроса и простого количественного анализа результатов, может применяться как самостоятельный инструмент, так и в пакете с другими авторскими методиками, направленными на изучение степени гармоничности различных аспектов базовой личности и ее функционирования (это методики «Психологическая культура личности», «Базовые стремления», «Жизненное предназначение», «Культурологические тенденции», «Образ жизни личности»).

Отвечая на вопросы, испытуемый задумывается о своем предназначении и жизненном пути, об оптимальности своего образа жизни, о степени сбалансированности своих стремлений и поведения. Такая работа активизирует процесс жизненного самоопределения и постановку целей гармонизации своей жизни. Методика имеет, таким образом, еще и стимулирующий процессы самопознания и самоопределения характер.


«Личностная биография» представляет собой чисто балльный экспресс-вариант авторской методики «Биографические вопросы». В последней предлагалось не только давать балльные ответы по пятибалльной школе, но и отвечать на ряд вопросов письменно и давать объяснение, почему выбран именно такой балльный ответ. При этом раскрывается содержание жизненных задач и планов, смысла жизни, крупных достижений в самореализации и др. Т.е. организуется углубленный самоанализ особенностей личности и своей жизни во временном биографическом плане.

Для серьезной работы над собой испытуемому рекомендуется примерно один раз в полгода обращаться к обеим биографическим методикам, чтобы уточнить или скорректировать представление о себе, о смысле своей жизни, самооценку прошлых и настоящих важных событий, наметить новые задачи и планы по саморазвитию и гармонизации личности и жизнедеятельности.

Для получения более надежных и точных данных о степени гармоничности личности испытуемого его следует обследовать по нескольким методикам пакета «Гармония», обязательно включая и биографические.

Методику «Личностная биография» рекомендуется применять с 14-15 лет. При групповом предъявлении каждый испытуемый должен получит бланк со всеми вопросами.

Инструкция:

Вам предлагается спокойно поразмышлять о себе и ответить на вопросы, касающиеся Вашей биографии, жизненных задачи и достижений, других важных сторон личности. Не пропускайте ни одного вопроса. Свободно выражайте свое мнение. Долг проводящего – сохранять в тайне Ваши данные. Ответом по каждому пункту методики является условный балл, цифра, которая обозначает один из пяти возможных ответов общей Шкалы.

Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь выбрать наиболее предпочтительный для Вас ответ. Иногда может помочь сравнение себя с обычным среднестатистическим человеком Вашего возраста.

Следите за соответствием места записи ответа с номером вопроса, на который Вы в данный момент отвечаете.

Не стремитесь произвести благоприятное впечатление! Анализируется не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов. В случае непонимания смысла вопроса или способа работы обращайтесь к проводящему исследование. Работа с методикой поможет Вам углубить понимание своей личности и жизненного пути.

 

Шкала возможных ответов:

1 – «Нет»; 2 – «Скорее, нет»; 3 – «Что-то среднее»; 4 – «Скорее, да»; 5 – «Да».

Пример работы отвечающего:

Вопрос 5: «Есть ли у Вас четкое понимание смысла своей жизни?»

Допустим, Вы выбрали ответ «Скорее, да». В таком случае в своем Бланке ответов напротив вопроса 5 нужно записать цифру 4.

Таким образом, нужно отвечать на все пункты и подпункты методики.

 

А теперь, сделайте глубокий вдох и расслабьтесь. Желаем продуктивной работы!

Перед началом работы с опросником обязательно ответить на следующие пункты:

Общие данные:

Дата работы с методикой: ______________________________________________

Ф.И.О.________________________________________________________________

Дата рождения_______________________________ Пол____________________

Место учебы, работы _________________________________________________

Образование _________________________________________________________

Состав семьи в настоящее время________________________________________

Социальное положение родителей (рабочие, служащие и т.п.)_______________

Образование родителей_________________________________________________

Для взрослых дополнительно:

Должность ____________________________________________________________

Семейное положение (женат/замужем; не женат/не замужем; в разводе)______

Наличие детей (сколько)________________________________________________

Ваши добавления к этим данным________________________________________

Краткая инструкция:

Отвечайте, выбирая ответ по шкале возможных ответов и записывая его цифрой напротив соответствующего пункта опросника. Если в вопросе есть подпункты, например, 9.1, 9.2 и т.д., то нужно давать ответы обязательно по каждому подпункту.

 

Бланк методики:

п/п Вопросы методики Баллы
  Попробуйте вспомнить самые приятные и самые неприятные переживания до школы и в период обучения в школе:  
  1.1 Много ли удалось вспомнить приятных переживаний? Нет 1 2 3 4 5 Да
  1.2 Много ли вспомнилось неприятных моментов жизни? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Верно ли, что Ваши главные жизненные планы осуществлялись так, как было намечено:  
  2.1 В прошлом… Нет 1 2 3 4 5 Да
  2.2 В ближайший год…. Нет 1 2 3 4 5 Да
  Могли бы Вы точно указать события, людей, собственные переживания и мысли, которые сильно повлияли на развитие Вашей личности (стремления; отношения к себе, к людям, к Миру)? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Удовлетворены ли Вы:  
  4.1 Отношениями в семье Нет 1 2 3 4 5 Да
  4.2 Отношениями с друзьями Нет 1 2 3 4 5 Да
  4.3 Вашим положением в классе (группе, в рабочем коллективе) Нет 1 2 3 4 5 Да
  4.4 Своей жизнью в целом Нет 1 2 3 4 5 Да
  Можете ли Вы уверено определить, кем и каким хотели бы стать?  
  5.1 В прошлом Нет 1 2 3 4 5 Да
  5.2 В настоящее время Нет 1 2 3 4 5 Да
  Много ли усилий Вы вкладывали в прошлом и тратите сейчас на реализацию главных жизненных целей:  
  6.1 В прошлом (школьный период) Нет 1 2 3 4 5 Да
  6.2 В ближайший год Нет 1 2 3 4 5 Да
  Вы живете полной и гармоничной жизнью?  
  Можете ли Вы ясно сформулировать интересы и увлечения ближайшего года своей жизни? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Становитесь ли Вы с возрастом:  
  9.1 Разумнее, мудрее Нет 1 2 3 4 5 Да
  9.2 Эмоционально уравновешеннее, спокойнее Нет 1 2 3 4 5 Да
  9.3 Добрее Нет 1 2 3 4 5 Да
  9.4 Внутренне сильнее, мужественнее Нет 1 2 3 4 5 Да
  9.5 Гармоничнее Нет 1 2 3 4 5 Да
  9.6 Терпимее к людям Нет 1 2 3 4 5 Да
  9.7 Умереннее и реалистичнее в желаниях Нет 1 2 3 4 5 Да
  Размышляете ли Вы над духовными, вечными вопросами (жизнь и смерть, добро и зло, истина, Бог, красота и гармония Мира, устройство Космоса и т.п.) Нет 1 2 3 4 5 Да
  Часто ли Вы ощущаете себя гармоничным человеком? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Есть ли у Вас четкое понимание смысла своей жизни? Нет 1 2 3 4 5 Да
  У Вас достаточно высокий уровень жизненных успехов и достижений (сравнительно со средним представителем Вашего возраста)? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Прикладываете ли Вы усилия для того, чтобы прожить желаемое число лет? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Чувствуете ли Вы внутреннее единство:  
  15.1 Со своим телом Нет 1 2 3 4 5 Да
  15.2 С близкими людьми, родственниками Нет 1 2 3 4 5 Да
  15.3 Со своей нацией Нет 1 2 3 4 5 Да
  15.4 Со страной, в которой живете Нет 1 2 3 4 5 Да
  15.5 Со всем человечеством Нет 1 2 3 4 5 Да
  15.6 Со всей живой природой Нет 1 2 3 4 5 Да
  15.7 С нашей планетой Нет 1 2 3 4 5 Да
  15.8 Со всем Миром, Космосом Нет 1 2 3 4 5 Да
  Могли бы Вы точно сказать, в чем состоит Ваше жизненное предназначение? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Как правило, Вам удается осуществлять свои жизненные планы и цели? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Попробуйте оценить, много и противоречий в Вашей личности? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Состояние Вашего здоровья ближайший год было хорошим (по преобладающему самочувствию) Нет 1 2 3 4 5 Да
  Вы уже достаточно ясно определили свои жизненные задачи и планы:  
  20.1 Ближайшие Нет 1 2 3 4 5 Да
  20.2 Дальние Нет 1 2 3 4 5 Да
  Вы проявляли сильную волю?  
  21.1 В школьный период жизни Нет 1 2 3 4 5 Да
  21.2 В ближайший год Нет 1 2 3 4 5 Да
  Много ли в Вашей жизни обстоятельств, которые мешают переживать внутреннюю гармонию и жить гармонично (в согласии с собой и окружающим миром)? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Вы ведете здоровый и гармоничный образ жизни? Нет 1 2 3 4 5 Да
  Сколько лет Вы хотели бы прожить? (Выберите ответ по специальной шкале ответов)  
  24.1 Менее 55 лет  
  24.2 56 -64 года  
  24.3 65 -74 года  
  24.4 75 -84 года  
  24.5 85 и более лет.  
  Оцените (по специальной шкале ответов) преобладающий эмоциональный тон Ваших переживаний:  
  25.1 В школьный период жизни Нет 1 2 3 4 5 Да
  25.2 В ближайший год Нет 1 2 3 4 5 Да






Date: 2016-05-13; view: 1252; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию