Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоактуализационный тест» усовершенствованный





Л.Я.Газман, Ю.Е.Алешина, М.В.Заика, М.В.Кроз)

Инструкция:

Из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.

1. А) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас.

Б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.

2. А) Я очень увлечен своим профессиональным делом.

Б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь.

3. А) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему обязанным.

Б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему.

4. А) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах.

Б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.

5. А) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации.

Б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение.

6. А) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

Б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

7. А) Способность к творчеству – природное свойство человека.

Б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству.

8. А) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостями литературы и искусства.

Б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.

9. А) Я часто принимаю рискованные решения.

Б) Мне трудно принимать рискованные решения.

10. А) Иногда я могу дать собеседнику понять. Что он кажется мне глупым и неинтересным.

Б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным.

11. А) Я люблю оставлять приятное «на потом».

Б) Я не оставляю приятное «на потом».

12. А) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику.

Б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне.

13. А) Я стараюсь к достижению внутренней гармонии.

Б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо.

14. А) Не могу сказать, что я себе нравлюсь.

Б) Я себе нравлюсь.

15. А) Я думаю, что большинству людей можно доверять.

Б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

16. А) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.

Б) Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда.

17. А) Довольно часто мне скучно.

Б) Мне никогда не бывает скучно.

18. А) Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность.

Б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны.

19. А) Иногда мне трудно быть искренним.

Б) Мне всегда удается быть искренним.

20. А) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим.

Б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

21. А) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

Б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать.

22. А) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

Б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне это не удается.

23. А) Эгоизм – это естественное свойство любого человека.

Б) Большинству людей эгоизм не свойственен.

24. А) если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопределенное время.

Б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени.

25. А) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги.

Б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.

26. А) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие.

Б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие.

27. А) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым.

Б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим.

28. А) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

Б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют.

29. А) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактны.

Б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность.

30. А) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

Б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.

31. А) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю.

Б) Я не чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.


32. А) Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других.

Б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.

33. А) Усилия, которых требует познание истины, - стоят того, или приносят пользу.

Б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие.

34. А) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами – это гарантирует успех.

Б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.

35. А) Люди редко раздражают меня.

Б) Люди часто меня раздражают.

36. А) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил.

Б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.

37. А) Главное в жизни – приносить пользу и нравиться людям.

Б) Главное в жизни – делать добро и служить истине.

38. А) Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

Б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

39. А) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию.

Б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.

40. А) Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной.

Б) Я верю в себя даже тогда, когда не способен справиться со своими проблемами.

41. А) Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами.

Б) По своей природе люди склоны заботиться лишь о собственных интересах.

42. А) Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере.

Б) Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессиональной области.

43. А) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям.

Б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие.

44. А) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам.

Б) Формируя свою точку зрения ч склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.

45. А) Секс без любви не является ценностью

Б) Даже без любви секс – очень значимая ценность.

46. А) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника.

Б) Я не чувствую себя ответственным за настроение собеседника.

47. А) Я легко мирюсь со своими слабостями.

Б) Смириться со своими слабостями мне не легко.

48. А) Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому.

Б) Успех в общении зависит от умения подчеркнут свои достоинства и скрыть недостатки.

49. А) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

Б) Мое самоуважение не зависит т моих достижений.

50. А) Большинство людей привыкли действовать «по линии наименьшего сопротивления».

Б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны.

51. А) Узкая специализация необходима для настоящего ученого.

Б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

52. А) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания и творчества.

Б) В жизни очень важно приносить пользу людям.

53. А) Мне нравится участвовать в жарких спорах.

Б) Я не люблю споров.

54. А) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами.

Б) Подобные вещи меня не интересуют.

55. А) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи.


Б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.

56. А) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями.

Б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным.

57. А) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства.

Б) Главное назначение воли – подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека.

58. А) Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями.

Б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

59. А) Человеку свойственно стремиться к новому.

Б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.

60. А) Я думаю, что неверно выражение «век живи – век учись»

Б) Выражение это я считаю правильным.

61. А) Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве.

Б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.

62. А) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен.

Б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.

63. А) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую.

Б) Не могу сказать, что часть жизни моей проходит в пустую.

64. А) Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим долгом.

Б) Талант и способности значат больше, чем долг.

65. А) Мне хорошо удается манипулировать людьми.

Б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.

66. А) Я стараюсь избегать огорчений.

Б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями.

67. А) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться.

Б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться.

68. А) Критика в мой адрес снижает мою самооценку.

Б) Критика практически не влияет на мою самооценку.

69. А) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли.

Б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

70. А) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость.

Б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.

71. А) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области.

Б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны.

72. А) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья.

Б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

73. А) Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь.

Б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

74. А) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется.

Б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.

75. А) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

Б)Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы.

76. А) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой.

Б) Обычно оценить человека очень легко.


77. А) Для творчества нужно очень много свободного времени.

Б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества.

78. А) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте.

Б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.

79. А) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко.

Б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации.

80. А) Я считаю себя творцом своего будущего.

Б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.

81. А) Выражение «добро должно быть с кулаками» я считаю правильным.

Б) Вряд ли верно выражение «добро должно быть с кулаками».

82. А) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

Б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.

83. А) Иногда я боюсь быть самим собой.

Б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

84. А) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях.

Б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах.

85. А) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное.

Б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное.

86. А) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

Б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих

87. А) Я стараюсь не быть «белой вороной».

Б) Я позволяю себе быть «белой вороной».

88. А) В доверительной беседе люди обычно искренни.

Б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.

89. А) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства.

Б) Я никогда этого не стыжусь.

90. А) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

Б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то что я для них делаю.

91. А) Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

Б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно.

92. А) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими.

Б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство.

93. А) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

Б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.

94. А) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства.

Б) Думаю, что в открытом выражении чувств всегда есть элемент несдержанности.

95. А) Я уверен в себе.

Б) Не могу сказать, что я уверен в себе.

96. А) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений.

Б) Достижение счастья – главная цель человеческих отношений.

97. А) Меня любят, потому что я этого заслуживаю

Б) Меня любят, потому что я сам способен любить.

98. А) Неразделенная любовь способна сделать жизнь невыносимой.

Б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.

99. А) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному.

Б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невнимательность собеседника.

100. А) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление.

Б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле.

Обработка результатов ( производится по ключам):

Стремление к самоактуализации - 1. Интегративной подход:

1 б 26 б 51 б 76 а
2 а 27 а 52 а 77 б
3 б 28 а 53 а 78 б
4 б 29 б 54 б 79 б
5 б 30 а 55 б 80 а
6 б 31 б 56 б 81 б
7 а 32 а 57 б 82 б
8 б 33 б 58 а 83 б
9 а 34 б 59 а 84 а
10 а 35 а 60 б 85 а
11 а 36 б 61 а 86 а
12 б 37 б 62 б 87 б
13 а 38 б 63 б 88 а
14 б 39 а 64 б 89 б
15 а 40 б 65 б 90 а
16 б 41 а 66 б 91 а
17 б 42 а 67 б 92 а
18 а 43 б 68 б 93 а
19 б 44 а 69 а 94 а
20 б 45 а 70 б 95 а
21 а 46 б 71 б 96 б
22 б 47 а 72 а 97 б
23 б 48 а 73 а 98 б
24 б 49 б 74 б 99 а
25 а 50 б 75 а 100 б
Общее количество совпадений с ключом (в баллах=%):  

 

 

Стремление к самоактуализации - 2. Дифференциальный подход:

Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами: Балл
1. Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б, 73а, 80а. *
2. Ценности: 2а,16б,18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б.  
3. Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а *
4. Потребность в познании: 8б, 24б, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б. *
5. Стремление к творчеству: 9а,13а,16б,25а,28а,33б,34б,43б,52а,55б,61б,64б,70б, 71б, 77б  
6. Автономность: 5б, 9а,10а,26б, 31б,32а,37б,44а,56б, 66б, 68б,74б,75а, 87б, 92а.  
7. Спонтанность: 5б, 21а, 31б,38б,39а,48а,57б,67б,74б, 83б,87б,89б,91а,92а, 94а.  
8. Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а, 66б, 79б, 93а. *
9. Аутосимпатия: 6б,14б,21а,22б,32а,40б,49б, 58а,67б,68б,79б,84а,89б,95а, 97б.  
10. Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а,53а, 62б, 78б, 90а, 92а. *
11. Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а. *

Примечание:

Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10, 11 - содержат по 10 пунктов, в то время как все остальные – по 15 пунктов. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить (*) на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию: 15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет Х%.

 
 


15 15=100%

14

13 13,5=90%

12 12=80%

10 10,5=75

9 9=60%

8 7,5=50%

7

6 6=40%

5 4,5=30%

3 3=20%

2 1,5=10%

0 0=0%

Шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Ср.

 

Интерпретация теста:

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим не откладывая свою жизнь на «потом», и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную (бытийную) ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат показывают люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей. Высокий балл свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает не стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая оценка). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанным прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, по Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть, и ценит это.

5. Стремление к творчеству – непременный атрибут самоактуализации, который попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность и самоподдержка у Ф.Перлза, направляемость изнутри у Д.Рисмена, зрелость у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность – это позитивная «свобода для.....» в отличие от негативной «свободы от....».

7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.

8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале саомпонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих, - Д.Рисмен называл таких «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри».

9. Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовостприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.

11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склоны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

 

Методика № 23. «Механизмы психологической защиты»

(Каллерман-Прутчек)

 

 







Date: 2016-05-13; view: 532; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.043 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию