Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самоактуализационный тест» усовершенствованный
Л.Я.Газман, Ю.Е.Алешина, М.В.Заика, М.В.Кроз) Инструкция: Из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению. 1. А) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас. Б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас. 2. А) Я очень увлечен своим профессиональным делом. Б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь. 3. А) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему обязанным. Б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему. 4. А) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах. Б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах. 5. А) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации. Б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение. 6. А) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. Б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты. 7. А) Способность к творчеству – природное свойство человека. Б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству. 8. А) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостями литературы и искусства. Б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства. 9. А) Я часто принимаю рискованные решения. Б) Мне трудно принимать рискованные решения. 10. А) Иногда я могу дать собеседнику понять. Что он кажется мне глупым и неинтересным. Б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным. 11. А) Я люблю оставлять приятное «на потом». Б) Я не оставляю приятное «на потом». 12. А) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику. Б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне. 13. А) Я стараюсь к достижению внутренней гармонии. Б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо. 14. А) Не могу сказать, что я себе нравлюсь. Б) Я себе нравлюсь. 15. А) Я думаю, что большинству людей можно доверять. Б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит. 16. А) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения. Б) Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда. 17. А) Довольно часто мне скучно. Б) Мне никогда не бывает скучно. 18. А) Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность. Б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны. 19. А) Иногда мне трудно быть искренним. Б) Мне всегда удается быть искренним. 20. А) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим. Б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен. 21. А) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям. Б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать. 22. А) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю. Б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне это не удается. 23. А) Эгоизм – это естественное свойство любого человека. Б) Большинству людей эгоизм не свойственен. 24. А) если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопределенное время. Б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени. 25. А) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги. Б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной. 26. А) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие. Б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие. 27. А) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым. Б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим. 28. А) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие. Б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют. 29. А) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактны. Б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность. 30. А) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. Б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать. 31. А) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю. Б) Я не чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю. 32. А) Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других. Б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе. 33. А) Усилия, которых требует познание истины, - стоят того, или приносят пользу. Б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие. 34. А) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами – это гарантирует успех. Б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения. 35. А) Люди редко раздражают меня. Б) Люди часто меня раздражают. 36. А) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил. Б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять. 37. А) Главное в жизни – приносить пользу и нравиться людям. Б) Главное в жизни – делать добро и служить истине. 38. А) Иногда я боюсь показаться слишком нежным. Б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным. 39. А) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию. Б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию. 40. А) Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной. Б) Я верю в себя даже тогда, когда не способен справиться со своими проблемами. 41. А) Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами. Б) По своей природе люди склоны заботиться лишь о собственных интересах. 42. А) Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере. Б) Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессиональной области. 43. А) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям. Б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие. 44. А) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам. Б) Формируя свою точку зрения ч склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей. 45. А) Секс без любви не является ценностью Б) Даже без любви секс – очень значимая ценность. 46. А) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника. Б) Я не чувствую себя ответственным за настроение собеседника. 47. А) Я легко мирюсь со своими слабостями. Б) Смириться со своими слабостями мне не легко. 48. А) Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому. Б) Успех в общении зависит от умения подчеркнут свои достоинства и скрыть недостатки. 49. А) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг. Б) Мое самоуважение не зависит т моих достижений. 50. А) Большинство людей привыкли действовать «по линии наименьшего сопротивления». Б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны. 51. А) Узкая специализация необходима для настоящего ученого. Б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным. 52. А) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания и творчества. Б) В жизни очень важно приносить пользу людям. 53. А) Мне нравится участвовать в жарких спорах. Б) Я не люблю споров. 54. А) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами. Б) Подобные вещи меня не интересуют. 55. А) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи. Б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания. 56. А) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями. Б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным. 57. А) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства. Б) Главное назначение воли – подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека. 58. А) Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями. Б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями. 59. А) Человеку свойственно стремиться к новому. Б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости. 60. А) Я думаю, что неверно выражение «век живи – век учись» Б) Выражение это я считаю правильным. 61. А) Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве. Б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни. 62. А) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен. Б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми. 63. А) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую. Б) Не могу сказать, что часть жизни моей проходит в пустую. 64. А) Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим долгом. Б) Талант и способности значат больше, чем долг. 65. А) Мне хорошо удается манипулировать людьми. Б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично. 66. А) Я стараюсь избегать огорчений. Б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями. 67. А) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться. Б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться. 68. А) Критика в мой адрес снижает мою самооценку. Б) Критика практически не влияет на мою самооценку. 69. А) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли. Б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть. 70. А) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость. Б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно. 71. А) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области. Б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны. 72. А) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья. Б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья. 73. А) Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь. Б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы. 74. А) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется. Б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков. 75. А) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется. Б)Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы. 76. А) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой. Б) Обычно оценить человека очень легко. 77. А) Для творчества нужно очень много свободного времени. Б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества. 78. А) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте. Б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его. 79. А) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко. Б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации. 80. А) Я считаю себя творцом своего будущего. Б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее. 81. А) Выражение «добро должно быть с кулаками» я считаю правильным. Б) Вряд ли верно выражение «добро должно быть с кулаками». 82. А) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства. Б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки. 83. А) Иногда я боюсь быть самим собой. Б) Я никогда не боюсь быть самим собой. 84. А) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях. Б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах. 85. А) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное. Б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное. 86. А) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу. Б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих 87. А) Я стараюсь не быть «белой вороной». Б) Я позволяю себе быть «белой вороной». 88. А) В доверительной беседе люди обычно искренни. Б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним. 89. А) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства. Б) Я никогда этого не стыжусь. 90. А) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. Б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то что я для них делаю. 91. А) Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно. Б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно. 92. А) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими. Б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство. 93. А) Я мирюсь с противоречиями в самом себе. Б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку. 94. А) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства. Б) Думаю, что в открытом выражении чувств всегда есть элемент несдержанности. 95. А) Я уверен в себе. Б) Не могу сказать, что я уверен в себе. 96. А) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений. Б) Достижение счастья – главная цель человеческих отношений. 97. А) Меня любят, потому что я этого заслуживаю Б) Меня любят, потому что я сам способен любить. 98. А) Неразделенная любовь способна сделать жизнь невыносимой. Б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни. 99. А) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному. Б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невнимательность собеседника. 100. А) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление. Б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле. Обработка результатов ( производится по ключам): Стремление к самоактуализации - 1. Интегративной подход:
Стремление к самоактуализации - 2. Дифференциальный подход:
Примечание: Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10, 11 - содержат по 10 пунктов, в то время как все остальные – по 15 пунктов. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить (*) на 1,5. Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию: 15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет Х%. 15 15=100% 14 13 13,5=90% 12 12=80% 10 10,5=75 9 9=60% 8 7,5=50% 7 6 6=40% 5 4,5=30% 3 3=20% 2 1,5=10% 0 0=0% Шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Ср.
Интерпретация теста: 1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим не откладывая свою жизнь на «потом», и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную (бытийную) ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат показывают люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе. 2. Шкала ценностей. Высокий балл свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает не стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах. 3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая оценка). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность. 4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанным прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, по Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть, и ценит это. 5. Стремление к творчеству – непременный атрибут самоактуализации, который попросту можно назвать творческим отношением к жизни. 6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность и самоподдержка у Ф.Перлза, направляемость изнутри у Д.Рисмена, зрелость у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность – это позитивная «свобода для.....» в отличие от негативной «свободы от....». 7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия. 8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале саомпонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих, - Д.Рисмен называл таких «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри». 9. Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовостприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки. 10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности. 11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склоны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.
Методика № 23. «Механизмы психологической защиты» (Каллерман-Прутчек)
Date: 2016-05-13; view: 532; Нарушение авторских прав |