Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности эмпирич уровня познания. Методы эмпирического исследования. Наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение
На эмп уровне преобладает живое созерцание, рац-ый момент и его формы (суждение, понятие,…) здесь присутствуют, но имеют подчинит значение (т.е. мыслит деят сводится к разл комбинациям того материала, кот даётся в опыте).Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и эксп-ых данных, их {Ия, классиф-ия – хар-ые признаки эмп поз-я. Эмп исс-ие направлено на объект, исс-ие при помощи описание, сравнение, набл-ие, экспер-т, измерение, индукция, важнейший эл-т факт (лат сделанное, свершившееся). Факт – некот фрагмент действительности, объе-ые события, рез-ты, относящиеся к объ-ой реальности или к сфере сознания и познания; знание о каком-то соб-ии, яв-нии, достоверность кот доказана, т.е. подобно истине; предложение, полученное в ходе наблюдения и эк-тов. (2 и 3 наз «научный факт», 3, если оно яв-ся элем-ом логич структуры конкрет { науч знания). В науч познании факты играют 2 роли:1) [ть фактов образ-ет эмпир-ю основу для выдвиж гипотезы и построения теорий;2) факты имеют решающее знач в подтверж теории или опроверж. В " Н следует исходить из данных фактов, а не из части,! в этом случае они станут «хлебом Н». Не стоит гнаться за ¥ фактов, а, собрав опред-ое кол-во, необх-мо вкючить их в концептуальную {, ч/б придать им смысл и значение. Ученый не вслепую ищет факты, а руков-ся опред-ми целями, задачами и идеями. Т.о., эмпир опыт никогда не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда теор-и нагружены Структура эмпирич знания делится на 4 уровня: 1. един-ые эмпир высказывания кот фиксируют рез-ты единичных наблюдений. 2. факты, кот представ собой индуктивные обобщения протоколов. 3. эмпирич законы разл-ых видов (# тела при нагр расшир) 4. феноменологические теории, кот имеют дело лишь с яв-ми, но не сущностью изучаемых предметов. Все эти уровни представляют чаще всего гипотетическое, вероятностное знание в отл от теор познания. Наблюдение – имеет общенаучное значение. Исторически - важную роль, т.к до становления эксперимент естествознания Набл – гл средство получения опытных данных. Наблюдение – исследоват-ая ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окр мира. Сущ-т и Набл внутр мира психич-х состояний – самонаблюдение, применяемое в ψ (интроспекция). Функции наблюдения: дает ученому прирост информации, необх для постановки проблем, выдвижения гипотез, проверки теорий. Набл сочетается с др видами и методами исслед-я: набл+экспер\экспер+набл; входит в др исслед ситуации как существ составляющая: Набл осущ-ся в ходе экспер, составляет часть процесса моделирования. Структура наблюдения: 1.наблюдатель (S, осуществл набл) 2.наблюдаемый объект 3.условия и обстоятельства наблюдения (конкр условия времени и места, технич средства, теор контекст). Классификация наблюдений. 1.по воспринимаемому О – прямое Н (исслед-ль изучает св-ва непосредственно наблюдаемого О) и косвенное Н (воспринимают не сам О, а эффекты, кот он оказывает). 2.по исследоват-м средствам -непосредственное Н (инструментально не оснащенное, с п органов чувств) и опосредованное Н (инструментальное). 3.по воздействию на О – нейтральное Н (не влияющее на структуру и поведение О) и преобразующее Н (при кот происходит некот изменение изучаемого О и условий его функционирования). 4.по временным параметрам – прерывное Н (периодическое\непериодическое) и непрерывное Н (в гуманит Н – нарративное) – исследование идет в теч длит времени непрерывно. Основные х-ки Н наблюдения. Набл имеет акт х-р, т.е наблюдатель не просто регистрирует эмпирич данные, а проявляет исслед инициативу. Научное Набл хорошо организовано. Результаты Н Набл фиксируются в виде графиков, таблиц, схем. Эксперимент (лат experimentum – опыт, проба, испытание) занимает важнейшее место в методологии совр Н. Эксперимент – исслед ситуация изучения явления в специально создаваемых, контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом данного процесса. Задача исследователя: изолировать изучаемое явл от несуществ-х влияний, выделить интересующий его феномен в «чистом виде» => в Э, в отличие от Набл, создаются условия для более интенсивного анализа, для акт т сознат воздействия на исслед-й О, часто с глубоким вмешательством в те\иные процессы. Цель Экспер – достижение макс возможного уровня управления данным процессом. Достоинства Экспер – воспроизводимость данного явл, кода требуется; варьируемость Экспер среды; возможность добиваться достаточно высокой достоверности получаемых рез-в. Истрия Экспер. Сущ-е неких зачатков Э в античной Н, Ср века. Но! Лишь в эпоху Возрождения и с началом Нового времени Э деят-сть достигает ↑ степени активности (в искусстве – перспектива, Э в обл музыки). Как методологич принцип – Н Экспер – начало Нового времени (Галилей – соединил Э подход с матем мышлением, Ф.Бэкон – дает развернутое изложение Э метода как программы создания новой Н) Структура Э: 1.экспериментатор 2.исследуемый О 3. условия и обстоятельства Э (конкрет условия времени, места, технич средства, теор контекст) Классификация Э 1.по условиям проведения - ест\искусств 2. по целям исслед-я – преобразующие (акт изменение структуры и функций изучаемого О, преднамеренное создание условий, кот д способ-ть появлению его новых качеств; контролирующие,костатирующие (проверка какого-л исходного предположения), поисковые. 3. по количеству факторов – однофакторные\многофакторные. 4. по степени контролируемости факторов - акт\пассивные. Этапы Э исследования: 1.разработка программы Э (научная задача → рабочая гипотеза) разработка методики, план Э. 2. проведение Э иссл-я. 3. анализ и обобщение результатов Э.
Date: 2016-06-09; view: 581; Нарушение авторских прав |