Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция и/или методические рекомендации по выполнению





После выполнения задания рекомендуется познакомиться по литературе (интернету) о форме воздействия на почву которая называется «no-till»? Кто создал эту методику, в каких странах она широко внедрена?

В настоящее время этот метод обработки почвы проводится второй год в некоторых хозяйствах Ставрополья и Средней полосы России.

Критерии оценки:

оценка «зачтено» (0,5 балла по карте дисциплины) выставляется студенту, если студент правильно ответил на вопросы;

- оценка «не зачтено» (0 баллов по карте дисциплины) если на большинство вопросов ответа нет или они неправильные

 

 

Составитель ________________________ Ю.Я.Мягкова

(подпись)

«__10__»_ноября__2012 г.

 

 

Оформление вопросов для коллоквиумов, собеседования

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Академия биологии и биотехнологии им. Дмитрия Иосифовича Ивановского

Кафедра генетики

 

Вопросы для коллоквиумов, собеседования

 

по дисциплине ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

(наименование дисциплины)

Раздел

1. Искусственный отбор

- Какое свойство организмов служит материалом для от­бора?

- Что или кто является отбира­ющим фактором?

- Какие признаки отбираются?

- В чем выражаются результаты отбора?

- На слайдах показаны породы домашних животных, созданные в результате искусственного отбора. В чем разница начальных этапов работы по созданию анконской породы овец и изображённых пород голубей

- Поясните порядок Ваших действий, если бы Вы захотели создать новую породу, предположим породу бесхвостых крыс?

- Участвует ли естественный отбор, наряду с искусственным, в процессе образования некоторых свойств у культурных растений? Приведите примеры

2. Предпосылки эволюции: мутационная изменчивость, наследственность, геометрическая прогрессия размножения организмов, волны жизни, миграции и изоляция

- какая форма изменчивости играет главную роль в эволюции?

- почему возникают мутации?

- мутации направлены или случайны?

- мутации чаще бывают рецессивными или доминантными?

- в чем принципиальное отличие механизмов эволюции прокариот и эукариот?

- что такое генофонд популяции

- каковы источники формирования разнообразия генофонда?

- Ч.Дарвин в течение всей жизни сомневаться могут ли наследоваться приобретённые признаки, то есть какое значение имеют в эволюции модификационные изменения. Как относятся к решению этого вопроса сейчас? Чем обусловлена фенотипическая изменчивость?

- Каково значение миграций в эволюции?

- Каково значение изоляции для эволюции?

- На островах озера Эри (Канада) обитает два типа ужей - полосатые и неполосатые. Неполосатые преобладают, т.к. полосатые более за­метны на светлых известковых скалах и истребляются чайками. Чем можно объяснить длительное совместное существование обоих форм? Почему естественный отбор «не убрал» полосатых полностью?

- Можно ли считать все случаи гибели организмов результатом действия, естественного отбора? Если, например, произошла гибель организмов от землетрясения?

- С точки зрения теории эволюции какие из перечисленных ниже объектов или признаков способны эволюционировать (поясните)? а) мыши в вашем городе; б) окраска популяции бабочек; в) ваш преподаватель биологии; г) стадо овец.

- Что является движущей направляющей силой эволюции?

 

3. Движущие силы эволюции

 

Назовите форму естественного отбора в каждом из следующих примеров:

- современные мухи могут сохранять жизнеспособность при обработке их ДДТ дозой в 400 раз больше, чем мухи 50х годов;

- из исходного вида обыкновенная синица возникло два новых вида: большая синица и синица-лазоревка;

- несмотря на довольно большую внутривидовую изменчивость у лисицы обыкновенной (рождаются детёныши разного размера, разной окраски и т.п.) сохраняется на протяжении последних 3 тысяч лет типичный для лисицы облик. Детёныши с разного рода отличиями погибают

- у стрелолиста существует три типа листьев: подводные, плавающие и воздушные. Форма листьев зависит от освещённости почек, расположенных у дна водоёма

- формирование плоской формы тела у камбалы;

- у человека члены семей, имеющие 3х и более детей, обычно имеют средние параметры (рост, внешность и т.п.);

- в конце ледникового периода из исходного вида оленей сформировалось много разновидностей: изюбр, обыкновенный олень, марал и др.;

- на протяжении многих веков среди лошадей шёл отбор в направлении сохранения более крупных особей, адаптированных к условиям степей: эогипус, мезогипус, гиппарион, лошадь Пржевальского;

- появление у ряда животных покровительственной окраски;

- исчезновение кишечника у ряда па­разитических червей

- В Подмосковье обитают две четко выра­женные популяции серой полевки. Одна популяция полёвки живет на открытых безлесных пространствах (пашни, поля, луга), в условиях обильного летнего корма и благоприятных условиях летней жизни (рыхлые, хорошо прогреваемые почвы). Другая — среди кустарников, перелесков, на лесных полянах, где света, тепла, корма гораздо меньше, чем у первой популяции.

Как, на ваш взгляд, колеблется численность в обеих популяциях? В каких популяциях, и в какие периоды наиболее остры разные формы борьбы за существование?

Предположите, как произошло формирование длинных ушей у зайца. (по теории СТЭ)

Еще сравнительно недавно применение небольших доз варфарина приводило через несколько дней к гибели всей обработанной популяции крыс. В настоящее время крысы поедают варфарин без всякого вреда для себя. Как объяснить появление таких "суперкрыс"?

 

Лещ, щука, плотва почти не изменились за 500 тыс. лет. Объясните это явление, используя знания о механизме эволюционного процесса.

 

Почему даже длительное воздействие стабилизирующего отбора не приводит к полному фенотипическому единообразию особей в популяции?

 

 

Критерии оценки:

 

· оценка «отлично» (3 балла) выставляется студенту, если он правильно отвечал на большинство вопросов, принимал активное участие в обсуждении ряда вопросов, речь была правильной, грамотной, использовал термины в соответствии с темой;

· оценка «хорошо» (2 балла в соответствии с картой дисциплины), если студент правильно отвечал на значительную часть вопросов, допускал отдельные ошибки, которые мог исправить при наводящих вопросах, не всегда правильно использовал термины;

· оценка «удовлетворительно» (1 балла в соответствии с картой дисциплины), если студент правильно отвечал на половину вопросов, даже при наводящих вопросах не всегда мог исправить свои ошибки, не всегда правильно использовал термины

· оценка «неудовлетворительно» (0 баллов в соответствии с картой дисциплины), если студент неправильно отвечал на значительную часть вопросов, допускал ошибки, которые не мог исправить при наводящих вопросах, не владел терминологией по теме

 

Составитель ________________________ Ю.Я.Мягкова

(подпись)

«_17___»__марта_____2015 г.

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Академия биологии и биотехнологии им. Дмитрия Иосифовича Ивановского

Кафедра генетики

 

Вопросы для коллоквиумов, собеседования

 

по дисциплине ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

(наименование дисциплины)

Раздел 2. Структура и функционирование надорганизменных систем

  1. Вспомните и воспроизведите определение популяции. Какие основные критерии используются при расчленении вида на популя­ции?
  2. Назовите основные виды структуры популяций. Покажите при­кладное значение возрастной структуры популяций.
  3. Что понимается под биотическим потенциалом популяции (вида)? Почему он не реализуется полностью в природных услови­ях? Какие факторы препятствуют реализации потенциала? Нари­суйте теоретически возможную и реальную кривую роста числен­ности особей в популяциях. Как называются эти кривые?
  4. Назовите механизмы, за счет которых регулируется числен­ность особей в популяциях. Перечислите механизмы межвидового и внутрипопуляционного регулирования численности особей в попу­ляциях.
  5. Применим ли к популяциям термин «гомеостаз» и в чем он проявляется?
  6. Биоценозы. Понятие. Свойства
  7. Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Почему в этих случаях не происходит вытеснения одним видом другого? Противоречит ли это правилу конкурентного исключения?
  8. Вам необходимо разработать программу биологической защиты растений от какого-либо вредителя. Каких врагов этого вредителя вы будете использовать: специализированных или неспециализированных? Почему?
  9. Идя по лесу некоторые люди сбивают, давят мухоморы. Мотивы: ядовиты, обладают галюционогенными свойствами. Вы согласны с таким поведением людей? Ответ обоснуйте
  10. Назовите организмы, которые являются симбионтами человека. Какую роль они выполняют? Способен ли человек выжить без этих организмов.
  11. Из каких основных блоков (звеньев) состоит экосистема? Вспомните определение понятия «Экосистема»
  12. Что называется «экологической нишей»? Чем это понятие от­личается от «местообитания»?
  13. Что понимается под трофической структурой экосистем? Что называют трофическим (пищевым) звеном и трофической (пище­вой) цепью?
  14. Какие энергетические процессы происходят в экосисте­мах? По каким закономерностям энергия рассеивается и пере­дается в цепях питания? Почему «энергетическая цена» жи­вотной пищи существенно выше «энергетической цены» расти­тельной пищи?
  15. Что называется продуктивностью и биомассой экосистем? Как связаны эти показатели с воздействием экосистем на среду?
  16. Назовите наиболее продуктивные экосистемы суши и океана (пленки жизни и сгущения жизни).
  17. Что называется сукцессией? Назовите виды сукцессий. Приведите примеры первичных и вторичных автотрофных и ге­теротрофных сукцессий.
  18. Как изменяются основные параметры и свойства экосистем в сукцессионном ряду? Перечислите основные закономерности сукцессионного процесса.
  19. Чем создаваемые человеком агроценозы отличаются от естественных экосистем (по видовому богатству, устойчивости, стабильности, продуктивности)? Могут ли агроценозы существо­вать без постоянного вмешательства человека, вложения в них энергии?
  20. Кто такие «продуценты»? Какова их роль? Назовите и охарактеризуйте ключевой процесс, требующий их участия
  21. Как вы думаете, каких видов на Земле больше: продуцентов или консументов?
  22. Кто такие редуценты?
  23. Может ли цепь питания состоять из двух звеньев? Если «может», то напишите такую цепь.
  24. Понятие сукцессии
  25. Как изменится видовое разнообразие организмов в ходе экологической сукцессии? (сообщество микроорганизмов - сообщество лишайников - сообщество мхов).
  26. Что понимается под «Биосферой»? Кто является автором термина и автором науки «Биосфера»? Где проходят границы биосферы?
  27. Попытайтесь кратко сформулировать сущность учения В. И. Вернадского о биосфере? Какое значение учение о биосфере имеет для понимания и решения современных экологических проблем?
  28. Что называется «живым веществом», по В. И. Вернадскому? Какие вещества, кроме живого, В. И. Вернадский выделил в биосфере?
  29. Назовите и раскройте основные свойства живого вещества. Сравните их с не-живым веществом (косным).
  30. Перечислите и раскройте содержание основных функций живого вещества. Ка-ково их значение в процессах планетарного масштаба?
  31. Сформулируйте содержание и раскройте сущность закона биогенной миграции атомов (В. И. Вернадского).
  32. Назовите и раскройте содержание основных свойств биосферы. Как они связаны с живым веществом?
  33. Что является основным условием устойчивости биосферы и других экологических систем?
  34. Приведите примеры саморегулирующей способности биосферы.

 

Раздел 3. Экология как научная основа рационального природопользования.

1. Перечислите глобальные экологические проблемы

2. В чём принципиальное отличие агроценозов от экосистем?

3. Весной обычно пускают палы, поджигая старую, прошлогоднюю траву. Говорят, это ускоряет рост молодой травы и, кроме того, удобряет почву золой. Так ли это?

4. На лугу растет много видов крестоцветных растений, и они не повреждены, хотя кругом летают бабочки-белянки, в том числе и капустницы. Рядом же на небольшом поле капусты все растения сильно поедены гусеницами этой бабочки

5. Мы засеяли большое поле гречихой в пойме реки в одном из северных районов Сибири. Растения хорошо цвели, успели вызреть. - Однако, получился на удивление маленький урожай семян

6. Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Через пять лет урожайность снизилась. Почему через несколько лет на этом поле пшеница расти «не хочет»?

7. Зачем обрабатывают почву? Зачем пашут?

8. Не противоречат ли современные способы обработки почвы от законов экологии?

9. При длительном, в течение 80 лет, применении высоких доз азотных удобрений на одном из лугов, содержавшем ранее 49 видов растений, осталось только три вида. На не удобряемом участке видовое разнообразие сохранилось. Почему такое могло произойти?

10. Экологи убеждены, что использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных, решает не только. экономические, но и природоохранные проблемы. Почему?

11. Конфликт между обществом и приро­дой.

12. Концепции и глобальные модели будущего мира.

13. Программа на XXI век.

14. Роль экологи­ческого образования и воспитание ответственности за будущее человечества и биосферы в целом.

15. Задачи школы в формировании экологического мышления. Преподаётся ли экология в школе в настоящее время?

 

 

Критерии оценки:

 

· оценка «отлично» (3 балла) выставляется студенту, если он правильно отвечал на большинство вопросов, принимал активное участие в обсуждении ряда вопросов, речь была правильной, грамотной, использовал термины в соответствии с темой;

· оценка «хорошо» (2 балла в соответствии с картой дисциплины), если студент правильно отвечал на значительную часть вопросов, допускал отдельные ошибки, которые мог исправить при наводящих вопросах, не всегда правильно использовал термины;

· оценка «удовлетворительно» (1 балла в соответствии с картой дисциплины), если студент правильно отвечал на половину вопросов, даже при наводящих вопросах не всегда мог исправить свои ошибки, не всегда правильно использовал термины

· оценка «неудовлетворительно» (0 баллов в соответствии с картой дисциплины), если студент неправильно отвечал на значительную часть вопросов, допускал ошибки, которые не мог исправить при наводящих вопросах, не владел терминологией по теме

 

Составитель ________________________ Ю.Я.Мягкова

(подпись)

«_17___»__марта_____2015 г.

Date: 2016-06-07; view: 721; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию