Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предварительные выводы. 1 page





Таким образом, можно констатировать, что вредные информационные потоки уже не первый год бьют по самому слабому звену российского общества - детям, а государство, признавая проблему, не справляется с ней. Сможет ли Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", вступающий в силу с 1 сентября 2012 года, вписаться в существующую систему норм российского права, принятых в тех же целях? Будет ли полезен правоприменителям или создаст дополнительные терминологические, организационные и финансовые барьеры?

В поисках ответов на эти и другие вопросы была подготовлена настоящая работа.

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Итальянский писатель Джанни Родари считал, что

советский фильм "Неуловимые мстители"

показывать детям нельзя, поскольку в этом

фильме дети убивают.

 

Общеизвестный факт

 

1.1. Информация как угроза

 

Рассматривая информацию как продукт массового потребления и ключевое понятие Закона об информационной защите детей, совершенно разумно в интересах потребителей предъявлять к ней требования качества и безопасности по аналогии с медикаментами, продуктами питания, промышленными товарами и услугами.

Только вот если вредное воздействие последних предполагается и не вызывает сомнений в обществе - взять, к примеру, побочный эффект лекарств, то опасность информации для человека все еще служит предметом споров и предположений.

Исследования природы и механизмов воздействия информации на детскую психику проводились как в России, так и за рубежом, по проблеме высказывались не только ученые, но и судьи, однако ситуация на сегодня такова, что каждый, высказывающийся по проблеме, остается при своем мнении.

Психиатры Американской академии детской и подростковой психиатрии со своего сайта сообщают, что американские дети смотрят телевизор в среднем до четырех часов в день (по другим источникам, до 5 и более часов в день), телевидение формирует у детей и подростков систему ценностей и влияет на поведение.

Одних ужасы насилия не задевают, других повергают в шок. Воздействие ТВ может проявиться сразу, а может и несколько лет спустя. Угроза состоит в том, что медианасилие превращается в наркотик, вызывающий у детей привыкание, ему подражают, воспринимают как способ решения проблем, происходит отождествление ребенка с персонажем-жертвой либо с персонажем-истязателем <11>.

--------------------------------

<11> Children And TV Violence // American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. No. 13; Updated March 2011 // URL: http://www.aacap.org/cs/root/facts_for_families/children_and_tv_violence.

 

Вот позиция одного высокого судьи, высказанная им по делу, буквально встряхнувшему всю Великобританию. Т., 1982 года рождения, 12 февраля 1993 г., когда ему было 10 лет, и еще один десятилетний мальчик, В., прогуляли школу и похитили двухлетнего мальчика в торговом центре, ушли с ним за две мили, а затем избили его до смерти и оставили на рельсах железной дороги, чтобы его переехал поезд. Судебное рассмотрение по их делу, занявшее более трех недель в ноябре 1993 года, проводилось публично в Суде короны Престона (Соединенное Королевство) при участии судьи и 12 присяжных заседателей. Судья, характеризуя личности подсудимых, в числе прочего отметил: "Я не сомневаюсь, что оба мальчика часто смотрели фильмы со сценами насилия и аберрантного поведения" <12>.

--------------------------------

<12> Постановление Европейского суда по правам человека от 16.12.1999 "Дело "T. против Соединенного Королевства" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Между тем, как в США, так и в России, есть иная точка зрения, согласно которой указанная прямая причинно-следственная связь между экранным и реальным насилием отсутствует <13>.

--------------------------------

<13> Федоров А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США // США - Канада: Экономика, политика, культура. 2004. N 1. С. 77 - 93.

 

Ее приверженцы называют иные причины агрессивности и преступлений: бедность, расовые конфликты, доступность оружия (характерно для США), беспризорность, школьное и домашнее насилие.

В июне 2011 года Верховный Суд США отменил норму, ограничившую доступ несовершеннолетних к жестоким видеоиграм. "Научные исследования не доказывают, что жестокие видеоигры побуждают несовершеннолетних действовать агрессивно, - отметил Верховный Суд. - Исследования страдают недостатками в методологии, основаны на корреляции и не свидетельствуют о причинности" <14>.


--------------------------------

<14> Fact Sheets MEDIA VIOLENCE // The Free Expression Policy Project (FEPP) // URL: http://www.fepproject.org/factsheets/mediaviolence.html.

 

Официальная позиция Коллегии Минобразования РФ по этому вопросу в 1997 году звучала не менее категорично: "Систематических социологических исследований, анализирующих параметры и направления негативных воздействий СМИ на духовную сферу детей и юношества, нет". При всем этом Коллегия признавала: "Социологический анализ ценностных ориентаций учащихся и студентов свидетельствует, что нравственная и мотивационная сферы личности подвержены деградации, резко смещены в сторону бездуховности, индивидуализма и космополитизма, субкультурных и контркультурных предпочтений" <15>.

--------------------------------

<15> Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 "О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Производители информационной продукции, содержащей сцены насилия, секса и общественно опасных поступков, склонны объяснять высокую концентрацию подобных образов тем, что они всего лишь отражают реальную действительность. Кроме того, по мнению представителей индустрии, ответственность за просмотр детьми тех или иных программ должны нести их родители, а не медиакомпании.

В отношении информационного "меню" телевизионных каналов можно говорить как минимум о двух подходах. В соответствии с первым любые программы имеют право на существование, и родители сами должны решать, чего их ребенку смотреть не следует. Второй основан на убежденности в социальной ответственности вещателей, поскольку именно вещатели формируют нравственные ценности поколения, а родители не всегда могут проанализировать и спланировать информационный досуг своего ребенка, если родители есть вообще.

Много написано и сказано о качественном изменении отечественного телевидения и кино, в основной своей массе делающих ставку на коммерциализацию и криминализацию сознания, уход от семейных ценностей и замену их ценностями другого порядка (престиж, успех, комфорт). Изображение российского общества как общества повальной коррупции и власти денег стало своего рода нормой. Стандартами кинопродукции стали голливудские зрелищность и развлекательность, независимо от того, на каких струнах души зрителя играют режиссер и актеры, к каким чувствам - чаще инстинктам - обращаются создатели фильма.

Понимание проблемы находим у М.Б. Чабанянц: "Проповедуемый в голливудских фильмах, практически ежедневно демонстрируемых российским телевидением, стиль жизни, основанный на власти денег, наживы, силы, стал в короткий срок как бы общепризнанным, как бы "официальным" в среде нашего общества, особенно в молодежном его спектре" <16>. На закономерный вопрос "Почему это стало возможным?" автор отвечает, что повышенная потребность в социальном общении; необходимость самоутверждения, усиление авторитета друзей на фоне падения авторитета родителей - все это приводит к повышенной внушаемости подростков, формирует в них склонность к подражанию кумирам в выборе одежды, стиля жизни, поведения.


--------------------------------

<16> Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних: Автореф. дис.... канд. юрид. наук / СГУ. Ставрополь: СГУ, 2002. С. 8.

 

Примерно о том же писала в 90-х годах XX века Мэри Пайфер, сравнивая жизнь современных девочек и девочек более ранних поколений: "Девочки сегодня подвергаются значительно большему угнетению. Они вырастают в более опасной, сексуализированной и медианасыщенной культурной среде. Предъявляемое им обществом требование быть красивыми и нетривиальными является сегодня более жестким, чем раньше. Это требование означает, что они должны использовать больше химических продуктов и выглядеть сексуально привлекательно" <17>.

--------------------------------

<17> Цит. по: Барчунова Т., Парфенова О.С. Shift-f2: интернет-фактор, масс-медиа и интимное поведение молодых сибирячек // Laboratorium. 2010. N 3. С. 155 // URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/02/1214893970/09_Барчунова и Парфенова.pdf.

 

Исследователи утверждают, что острые сюжеты, реализованные в популярных жанрах боевика, ужастика или фантастики, у маленьких детей вызывают эффект сопереживания, многим нравится пугаться, обладать запретным плодом, получать интересный опыт, например умение защищаться, отвлекаться от собственных страхов и трудностей, ожидать эффектной развязки <18>. А.В. Спирина в диссертации "Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста" отмечает, что высокоагрессивные дошкольники не проявляют эмпатии к жертвам насилия, после просмотра телепередач с элементами насилия ведут себя агрессивно; дети с высоким уровнем чувства страха предпочитают персонажей-жертв, называют большое количество объектов страха, проявляют неуверенность в своих силах, во время просмотра вздрагивают, дрожат, плачут, после просмотра боятся находиться одни, в темноте, засыпать, так как им снятся фрагменты с элементами насилия из просмотренных ранее телепередач.

--------------------------------

<18> Федоров А.В. Там же.

 

Все дети, подчеркивает автор, после просмотра телепередач с элементами насилия отражают увиденное в игровой и творческой деятельности, видят во сне персонажей-агрессоров и сцены с элементами насилия из телепередач, идентифицируют себя с экранными персонажами и копируют их поведение <19>. О том же в сущности говорил бывший руководитель Британского Совета по классификации фильмов Джеймс Ферман: "Общественность Англии опасается, что молодые могут копировать неуместные поведенческие модели, подстрекающие к совершению преступлений" <20>.


--------------------------------

<19> Спирина А.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста: Автореферат дис.... к.п.н. по специальности 19.00.07. Нижний Новгород, 2009.

<20> Christian Buttner, The Protection of Minors Against Harmful Media Content in Europe. How European Film Classifiers View childhood and Adolescence // Nordicom Review 1/2005. S. 123 // URL: http://www.nordicom.gu.se/common/publ_pdf/180_121-130.pdf.

 

По мнению А.Б. Мартыненко, регулярное созерцание на телеэкране сцен жестокости формирует нередко убежденность у людей, что только с помощью насилия можно добиться жизненного успеха. Государство, допустившее такое огромное количество насилия в государственных информационных каналах, само превращается в насильника, деформирует правовое сознание граждан, в результате чего в обществе культивируется отрицательное отношение к действующему праву, законности, правопорядку <21>.

--------------------------------

<21> Мартыненко А.Б. Воздействие госнасилия на правосознание российских граждан // Общество и право. 2008. N 3.

 

В Канаде, Великобритании, Австралии и многих европейских странах телевидение и радио наравне с государством несут социальную ответственность за то, что происходит в эфире. Канада, например, уже давно является крупнейшим импортером американских телевизионных программ, что обусловлено и географической близостью к США, и неспособностью производить рентабельные программы для своего небольшого внутреннего рынка.

Вопрос защиты детей от насилия в этих программах был поставлен еще в семидесятых годах прошлого века прежде всего потому, что в США на тот момент детские передачи не цензурировались, к тому же в 80-х канадские семьи активно обзаводились видеомагнитофонами, и дети могли смотреть все, что угодно.

В начале 90-х Канадская радиотелевизионная и телекоммуникационная комиссия (CRTC) начала совещания со специалистами различных отраслей знаний, а также масс-медиа о насилии на телеэкране. В 93-м году на базе Института психического здоровья детей (C.M. Hincks Institute for Children's Mental Health) был проведен симпозиум, на нем сформирована Отраслевая инициативная группа по проблеме насилия на ТВ (AGVOT), которая инициировала разработку Кодекса по вопросам насилия в вещании.

Кодекс этики Канадской ассоциации вещателей (CAB Code of Ethics) действует по настоящее время в редакции 2002 года <22>. Кодекс, в частности:

--------------------------------

<22> Текст Кодекса размещен на сайте неправительственной организации "Канадский совет вещательных стандартов" (The Canadian Broadcast Standards Council (CBSC)) // URL: http://www.cbsc.ca/english/codes/cabethics.php.

 

1) признает необходимость соблюдения этических стандартов в работе телевидения и радио, а также отмечает, что частное коммерческое вещание удовлетворяет потребности бизнеса и политики, развлекает и обучает потребителей - прежде всего для получения прибыли, при этом находится в условиях жесткой конкуренции;

2) возлагает на вещателей обязанность обеспечить, чтобы их программы не содержали оскорбительных или чрезмерно дискриминационных материалов или комментариев на почве расы, национального или этнического происхождения, цвета кожи, религии, возраста, пола, сексуальной ориентации, семейного положения или физических или психических недостатков;

3) признает отрицательный эффект стереотипов в показе половых ролей, ссылаясь на Кодекс изображения сексуальных ролей в телевизионных и радиопрограммах (Sex Role Portrayal Code for Television and Radio Programming) <23>, в соответствии с которым показ мужчины и женщины должен максимально соответствовать их разнообразным жизненным ролям и один из принципов которого гласит, что вещатели воздерживаются от негативного представления моделей мужского или женского поведения детской аудитории и не допускают "сексуализации" детей в программах, за исключением случаев, когда данный аспект обсуждается в информационной передаче;

--------------------------------

<23> С текстом Кодекса можно ознакомиться по ссылке: http://www.cbsc.ca/english/codes/sexrole.php.

 

4) признает воздействие детских программ на разум ребенка, его социализацию и способности, учитывает силу детской фантазии и любовь ребенка к приключениям и поэтому предъявляет высокие требования к мастерству изготовления таких программ, к их содержанию: они должны отражать моральные и этические нормы современного канадского общества, поощрять социальное поведение и отношения;

5) запрещает: радиотрансляцию программ, содержащих беспричинную жестокость и которые поощряют, способствуют героизации актов насилия; излишне откровенные материалы сексуального характера, излишне грубые и оскорбительные выражения;

6) вводит на ТВ "час водораздела", что соответствует девяти вечера и означает запрет на показ материалов взрослого содержания до девяти вечера и после шести утра, к материалам взрослого содержания отнесены программы, изображающие насилие, откровенно сексуального содержания или содержащие грубую или ненормативную лексику, аналогичные правила распространяются на рекламу;

7) обязывает вещателей предупреждать зрителей о нежелательном содержании транслируемого материала в начале и после каждой рекламной паузы в течение первого часа показа программы, данное правило распространяется и на ночные программы недетского содержания, в которых уведомления должны появляться без ограничения повторов после каждой рекламной паузы;

8) дает установку на сотрудничество вещателей с учреждениями образования в целях подготовки качественных и полезных передач познавательной и обучающей направленности.

Приведенные восемь положений позволяют взглянуть на проблему защиты детей от информационных угроз, исходя из необходимости поддержания оптимального баланса интересов бизнеса, государства, родителей и отдельно взятого ребенка.

Вспоминая одну из вышеприведенных позиций, согласно которой прямая причинно-следственная связь между жестокостью на экране и насилием в жизни не доказана, и даже не возражая ей, вполне разумно рассматривать проблему с чисто этической стороны. В этом случае научные доказательства не требуются, основу правового регулирования будут составлять нравственные ценности, а не результаты экспериментов, анкетирования и наблюдений.

Не случайно в некоторых странах, в том числе и тех, речь о которых пойдет в разделе втором, выработка возрастных критериев, используемых при классификации информационной продукции, основывается на опросах общественности или мнении экспертов, имеющих собственных несовершеннолетних детей. Объективизм правового регулирования достигается благодаря сочетанию субъективных мнений, которое репрезентативно отражает систему семейных ценностей общества на данный момент.

Кроме того, огромное значение имеет контекст, цель показа той или иной информации. Иными словами, что вредно в одном контексте, может оказаться полезным в другом.

Так, во Франции изготовление, распространение или передача любыми средствами и при любой поддержке сообщения, содержащего сцены насилия, порнографии или серьезных посягательств на человеческое достоинство, либо коммерческое использование такого сообщения уголовно наказуемы, если существует реальная вероятность того, что сообщение будет увидено или замечено несовершеннолетними. Запрет, как показала судебная практика, не абсолютен. За рамки преступного вынесена трансляция любой сцены, содержащей насилие, порнографию или серьезное посягательство на человеческое достоинство, проведенная с целью информирования, объяснения, напоминания или предупреждения. Например, показ художественных и документальных фильмов о концентрационных лагерях времен Второй мировой войны <24>.

--------------------------------

<24> Решение Апелляционного суда в Версале, 7-й палаты, от 13 октября 2003 г. по делу AAPE de Viroflay, Alicia Delamarre против D.B. et N.GT // Франция: Телепрограммы, запрещенные к показу лицам моложе 18 лет и детям, не достигшим определенного возраста // URL: http://www.medialaw.ru/publications/zip/115/9.htm.

 

Оценка информационных угроз в том или ином обществе зависит от многих присущих ему особенностей: географических, национальных, политических, культурных и т.д. Есть такие особенности и в России, условно назовем их "номенклатурные". В качестве примера хочу привести оценку Коллегией Минобразования РФ проекта "Половое воспитание российских школьников" <25>. Проект, подготовленный Российской академией образования, основывается, в частности, на следующих принципиальных положениях:

--------------------------------

<25> Половое воспитание российских школьников. Концепция Российской академии образования (проект) // URL: http://www.eduhmao.ru/info/1/3813/24366/.

 

1) половое воспитание должно противостоять бездуховному сексу;

2) интимная жизнь человека уязвима и легко ранима, поэтому те, кто эти сведения сообщает школьникам, обязаны проявить сдержанность, чувство меры, такт;

3) формирование таких способностей, как черты личности, необходимо рассматривать в качестве базисной задачи полового воспитания учащихся, начиная с младших классов;

4) половое воспитание старшеклассников должно затрагивать более специфические вопросы, включая различные аспекты психологической и физиологической совместимости будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи, а также соотношение биологических, физиологических, психо-сексуальных качеств человека с определенными явлениями общественной жизни;

5) при решении вопросов полового воспитания необходимо считаться также с особенностями отечественной (евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим отношением к вопросам пола, учитывать национально-религиозную специфику.

Коллегия Минобразования РФ в отношении Концепции "Половое воспитание российских школьников" безапелляционно и без какой-либо конкретной мотивации высказалась следующим образом: "Нельзя не видеть, что основные идеи проекта противоречат традициям полового воспитания в России" <26>.

--------------------------------

<26> Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 "О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Исходя из анализа нормы, содержащейся в части 1 статьи 14 Закона о правах ребенка, информация, пропаганда и агитация могут в равной степени наносить вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Так, например, содержанием незаконной пропаганды могут выступать социальное, расовое, национальное и религиозное неравенство, насилие и жестокость (в Законе о СМИ - культ насилия и жестокости), информация порнографического характера, наркомания, токсикомания, антиобщественное поведение. К сожалению, критериев и других вариантов разграничения этих трех смежных понятий в Законе о правах ребенка даже при наличии статьи 1 "Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе", увы, не содержится. Использование их в цепочке, которая изображена в части 1 статьи 14 Закона о правах ребенка, может лишь запутать правоприменителя, поскольку допускает смешение смыслов. Понятие информации универсально, оно охватывает собой сведения любого содержания, представленные в какой угодно форме, в то время как агитация и пропаганда представляют собой информационные, технологические и даже политические процессы, а потому ставить их в один ряд с информацией без четких разграничительных критериев нежелательно.

Разработчики Закона об информационной защите детей отказались от использования понятий "пропаганда" и "агитация", ограничившись более ясным и конкретным понятием "распространение" в контексте распространения среди детей. Упрощение терминологии не случайно, потому что пропаганда и агитация представляют собой не столько распространение информации, сколько целенаправленный способ воздействия на психику, применяемый для побуждения адресатов к совершению определенных действий, принятию решений или к воздержанию от действий и решений, что в большей степени актуально для избирательных правоотношений и рекламы. Следовательно, для доказывания факта агитации или пропаганды одного только факта распространения информации, на наш взгляд, недостаточно. Сказанное означает, что информация, по смыслу Закона угрожающая детям, представляет для них опасность независимо от целей распространения - агитационных, пропагандистских или чисто коммерческих. При этом распространение рекламы, содержащей информацию, угрожающую детям, Законом не регулируется (пункт 4 части 2 статьи 1).

Необходимость установления информационных барьеров и ограничений четко осознается российскими исследователями, в этом видится способ решения многих проблем нашего общества, в том числе проблемы распространения криминальной идеологии и криминализации сознания. Следует отметить, что предложения, которые вносились до принятия Закона об информационной защите детей, в настоящее время обретают силу критики его положений и всего законотворчества соответствующей направленности. Рассмотрим некоторые из них.

Например, в публикации 2009 года А.А. Тирских предлагал:

1) подготовить федеральный закон, предусматривающий введение ограничений на демонстрацию на телеканалах киновидеопродукции со сценами насилия, жестокости, порнографии, передач, пропагандирующих противоправный образ жизни;

2) сформировать при каждом телеканале независимый общественный совет, осуществляющий функции надзора и контроля над редакционной политикой в сфере нравственности;

3) подготовить и опубликовать специальные правила поведения для государственных служащих, в которых бы вводились запрет на употребление жаргонных выражений и меры ответственности за его нарушение;

4) ввести повышенную административную ответственность для лиц, употребляющих блатную, уголовную терминологию в СМИ;

5) создать специальный орган для координации действий по противодействию криминальной идеологии;

6) ввести ограничения и запреты на продажу продукции с уголовной терминологией, нецензурными выражениями и меры ответственности за их нарушение;

7) запретить выход в эфир радиостанций, пропагандирующих криминальные традиции и нравы (радио "Шансон");

8) ввести ограничения на продажу литературы, пропагандирующей преступный, антиобщественный образ жизни <27>.

--------------------------------

<27> Тирских А.А. Преступная идеология: понятие, содержание и меры противодействия // Российский следователь. 2009. N 3.

 

В целях защиты детей от негативного влияния СМИ, компьютеров и сети Интернет Е.М. Никитина годом ранее выступала за:

1) ежегодную диспансеризацию несовершеннолетних;

2) запрет трансляции телепередач и работы сетевых ресурсов (в дневное и вечернее время), содержащих сцены насилия, пропагандирующие безнравственное поведение, нарушающие нормы общественной морали и нравственности;

3) запрет ресурсов, созданных представителями тоталитарных сект;

4) создание полиции общественной нравственности, привлечение к работе в сети онлайн детских правозащитников;

5) установление административной либо уголовной ответственности за нарушение норм Закона о СМИ представителями СМИ, нарушающими права детей;

6) возрождение детских и молодежных организаций, строительство и открытие клубов детского и молодежного досуга;

7) поддержку, строительство и открытие физкультурно-оздоровительных комплексов в целях вовлечения детей и молодежи в занятия физкультурой и спортом;

8) формирование и поддержку общественных объединений, ориентированных на сбережение физического здоровья детей и подростков, их нравственное и психологическое развитие;

9) круглосуточное дежурство психологов и социальных педагогов в сети онлайн с целью профилактики возникновения агрессии и погашения конфликтов в среде игроков, подавляющее большинство которых составляют несовершеннолетние;

10) привлечение для работы с детьми на популярных молодежных ресурсах педагогов-организаторов с целью организации досуга детей и молодежи в группах по интересам;

11) повышение оплаты труда специалистов, работающих с детьми и молодежью, материальное стимулирование указанных работников за достигнутые успехи <28>.

--------------------------------

<28> Никитина Е.М. Как уберечь наших детей от негативного влияния СМИ? // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. N 4.

 

По мнению А.В. Спириной (2009), защита детской психики от негативного воздействия СМИ помимо принятия законодательных мер по ограждению детей от распространения медиапродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, включает также:

1) отказ от показа телепередач и анонсов телепередач, содержащих сцены насилия, нецензурную брань, сцены эротического содержания, хотя бы с 6 до 22 часов;

2) возобновление создания высокохудожественной телепродукции для детей;

3) формирование культуры телевосприятия начиная с дошкольного возраста, сенситивного периода развития, для чего автор предлагает использовать разработанную им технологию нивелирования отрицательных эмоциональных состояний, возникших под воздействием телепередач с элементами насилия, путем повышения уровня культуры телевосприятия;

4) ограничение родителями времени телепросмотра, выбор вместе с детьми телепередачи для просмотра, обсуждение и оценку увиденных сцен с точки зрения нравственности и эстетики, формирование у детей культуры телевосприятия <29>.

--------------------------------

<29> Спирина А.В. Указ. раб.

 

А.В. Федоров на страницах монографии, опубликованной в 2004 году, опираясь на международную практику, предлагал классификацию возрастных рейтингов по отношению к аудиовизуальной продукции любого типа, установление временного диапазона демонстрации фильмов, систему оповещающих знаков возрастных рейтингов, а также обращал внимание на необходимость принятия таких мер, как:

1) разработка эффективной модели государственной политики в области регулирования отношений несовершеннолетней аудитории с медиатекстами, содержащими сцены насилия;

2) развитие медиаобразования; активное использование педагогами возможностей медиаобразования, экранных искусств, Интернета, компьютерной анимации, интерактивных игр для развития творческих и коммуникативных способностей детей, их критического мышления (в том числе по отношению к медиатекстам на тему насилия), эстетического восприятия и вкуса;







Date: 2016-02-19; view: 402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию