Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Насилие и жестокость





В понятийном аппарате Закона термины "насилие" и "жестокость" не раскрываются, равно как нет их легального определения в российском законодательстве. Поэтому приходится опираться на доктринальные определения, сформулированные учеными на основе анализа научной литературы, социальных явлений, законодательства, практики его толкования и применения. Следует помнить о многогранности категории насилия, его делении не только на психическое и физическое, но и, по другим основаниям, на информационное, экономическое, социальное, государственное и другие разновидности. Данная категория рассматривается не только в юридическом, но также в психологическом, политологическом, социально-философском аспектах.

Ю.В. Радостева определяет "насилие" в уголовно-правовом значении как умышленное общественно опасное противоправное воздействие на организм человека, осуществляемое против или помимо воли потерпевшего, направленное на нарушение физической и психической неприкосновенности <52>. В уголовном праве принято разделять собственно насилие и угрозу его применения, а также насилие, не опасное для жизни или здоровья, к которому относятся побои или иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.); и насилие, опасное для жизни или здоровья, т.е. повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности <53>.

--------------------------------

<52> Радостева Ю.В. Уголовно-правовое понятие насилия: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург: УрГЮА, 2006. С. 10.

<53> Галахова А.В. Толкование Особенной части УК РФ в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: РАП, 2008. С. 26, 60, 61, 121, 132.

 

Традиционным для уголовного права является деление насилия на психическое и физическое. Первое заключается в информационном воздействии на потерпевшего, второе предполагает воздействие на его физиологическую составляющую. Этого подхода придерживаются и в нормах международного права. В соответствии со статьей 19 Конвенции о правах ребенка, как разъясняется в Руководящих принципах политики Совета Европы по вопросу комплексных национальных стратегий защиты детей от насилия, насилие включает все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежное обращение, грубое обращение или эксплуатацию, включая сексуальное злоупотребление.

Четкого водораздела между насилием и жестокостью уголовно-правовая наука, похоже, не выработала, о чем свидетельствуют диссертационные исследования двухтысячных.

Д.Т. Шайкенова применительно к составу убийства, совершенного с особой жестокостью, выделяет простую жестокость - умышленное совершение любых насильственных действий в отношении потерпевшего с целью причинения вреда его жизни и здоровью и особую жестокость - противоправные умышленные действия (бездействия), направленные на причинение чрезвычайных страданий и мучений потерпевшему, с применением садистских методов либо в присутствии близких ему лиц и соединенные с причинением вреда жизни и здоровью потерпевшему <54>. С этих позиций, быть может, целесообразно рассматривать жестокость как понятие, используемое для нравственной оценки насилия и оценки его интенсивности.

--------------------------------

<54> Шайкенова Д.Т. Убийство, совершенное с особой жестокостью: уголовно-правовые и криминологические аспекты (по материалам Республики Казахстан): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Москва: ВНИИ МВД России, 2011. С. 14.

 

М.Б. Чабанянц определяет насилие и жестокость как единое понятие, означающее применение силы (угрозу ее применения) в нарушение норм закона, с целью причинить максимально возможные физические и (или) психологические мучения и страдания <55>. По мнению В.В. Картавченко, жестокость представляет собой человеконенавистничество, главный признак жестокости составляет причинение мучений и страданий другим людям, это многогранное явление, которое по своей сущности изначально широко настолько, что включает в себя понятие "насилие (физическое и психическое)" <56>. Думается, мнения Чабанянц и Картавченко подтверждают высказанное предположение о смысле понятия "жестокость". Будучи всегда связанным с насилием оно существует, чтобы характеризовать акт насилия, имеющий место в конкретном случае.


--------------------------------

<55> Чабанянц М.Б. Указ. раб. С. 4.

<56> Картавченко В.В. Уголовно-правовые аспекты жестокого обращения с несовершеннолетними: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар: КубГАУ, 2008. С. 14.

 

В уголовном законодательстве зарубежных стран жестокость определяется как особая болезненность или унизительность, как истязание, носящее систематический характер, но чаще не определяется и наполняется содержанием в ходе судебного толкования. В некоторых странах юридическое понятие жестокости не используется совсем.

Новые грани рассматриваемых понятий можно увидеть в работах, подготовленных юристами других (не уголовных) специальностей, а также неюристами.

М.А. Мостовюк в диссертации, посвященной феномену государственного насилия, доказывает, что насилие - это социальная форма принуждения, предполагающая волевые отношения между субъектом и объектом насилия, а среди неодушевленных предметов это невозможно (кстати, по мнению Ю.В. Радостевой, некорректно говорить и о насилии по отношению к животным). Автор разделяет угрозу насилия как средство духовного принуждения, реализуемое посредством пропаганды, общественного мнения и т.п. (объектом воздействия в данном случае является сознание людей, а последствия его состоят в изменении сознания), и реальные акты насилия, вызывающие физические последствия: повреждения, травмы и даже смерть людей. Инструменты насилия - это оружие и сила человеческого тела <57>.

--------------------------------

<57> Мостовюк М.А. Легитимность государственного насилия: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15 - 16.

 

С.С. Цокуренко, рассматривая насилие с философских позиций как применение физической силы или разного рода воздействий в отношении индивидуума или социального класса для навязывания своей воли или устранения противников, обращает внимание на то, что в современном обществе насилие включает все формы физического, психического и экономического подавления, из которых самая крайняя - террор. Элементами насилия являются агрессия, тревожность, алармизм, ксенофобия, геноцид. Разделяется агрессия позитивная, служащая жизненным интересам, обеспечивающая индивиду, группе и обществу возможность выживания и безопасности, и агрессия негативная <58>.

--------------------------------

<58> Цокуренко С.С. Насилие в процессе этнических конфликтов на Юге России: Автореф. дис.... канд. философ. наук. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2008 // URL: http://www.krdu-mvd.ru/dissovet12867619.html?template=print.

 

Теперь же, возвращаясь к Закону об информационной защите детей, постараемся обнаружить в нем грани насилия и жестокости, непосредственно влияющие на классификацию информационной продукции. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится любая информация, способная вызвать у ребенка желание:

1) совершить насилие над собой, выражаясь дословно, "побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству" (пункт 1 части 2 статьи 5);


2) совершить насилие над кем-либо другим, в том числе животным, выражаясь дословно, "обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом" (пункт 3 части 2 статьи 5).

Таким образом, законодатель не просто отказался от описания недопустимых сцен насилия и жестокости, он ушел от обязанности четко объяснить правоприменителю, по каким содержательным критериям показ насилия детям запрещается. Описав последствия и обозначив силу воздействия контента, ничего не сказал о его наполнении. Не исключено, что, оставшись один на один с подобными критериями, эксперты будут вынуждены либо гадать на кофейной гуще, либо давать неопределенные ответы, благодаря которым можно будет оспорить любое классификационное решение.

Критерии, ориентированные на последствия, в которых решающее значение имеет не показ насилия, а насилие как результат, как осознанная или неосознанная модель поведения, избранная гипотетическим юным зрителем, изначально позволяют экспертам манипулировать ответами, выбирая подходящий. Результат экспертного исследования может быть абсолютно тупиковым во всех случаях, если учитывать вероятность существования некоего эмоционально неуравновешенного, впечатлительного ребенка, приходящего в панику от любого намека на насилие. При принятии классификационных решений эксперты вынуждены будут либо учитывать интересы такого юного гражданина и запрещать к просмотру детям любой контент, либо исходить из усредненного показателя, который в действительности сможет соответствовать зрительской аудитории только статистически. Оценочный, субъективный характер классификации подчеркивается формулировкой пункта 3 части 2 статьи 6, в соответствии с которой при проведении исследований в целях классификации оценке подлежит вероятность причинения информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

В своего рода вакууме оказалось сексуальное насилие. Данный вид насилия специальными оговорками исключен из допустимых видов насилия для всех детских возрастных групп и в то же время не упоминается в перечне информации, запрещенной для распространения среди детей. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что показ сексуального насилия разрешен только для взрослой аудитории при условии, что при этом не нарушены другие нормы законодательства Российской Федерации. Законодателям следовало бы тем не менее внести соответствующие корректировки в перечень части 2 статьи 5, а также в статью 2, закрепив легальное определение сексуального насилия.

Законом изображение или описание жестокости, физического и (или) психического насилия изначально отнесены к группе под названием "информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено". Насилие, физическое и психическое, - единственный элемент группы, разрешенный к показу самым маленьким - детям, не достигшим возраста шести лет. Разрешенный при одновременном соблюдении следующих условий:


1) жанровая и (или) сюжетная оправданность;

2) эпизодичность;

3) ненатуралистичность;

4) торжество добра над злом;

5) выражение сострадания к жертве насилия и (или) осуждение насилия.

Аудитория зрителей, достигших возраста двенадцати лет, может рассчитывать на изображение или описание не только насилия, но и жестокости при одновременном соблюдении следующих условий:

1) жанровая и (или) сюжетная оправданность;

2) эпизодичность;

3) ненатуралистичность показа процесса лишения жизни или нанесения увечий;

4) торжество добра над злом;

5) выражение сострадания к жертве и (или) осуждающее, отрицательное отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства).

Итак, в категории "с двенадцати лет" к насилию добавляется жестокость, вместе с тем установленные условия показа сохраняются за одним исключением. Появляется возможность положительной оценки насилия, в зависимости от целей его применения. Если стоит цель защиты прав граждан, законных интересов общества и государства, то сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к насилию не выражается. При этом жестокость по-прежнему недопустима.

В категории "с шестнадцати лет" установлено только три обязательных условия подачи жестокости и (или) насилия:

1) жанровая и (или) сюжетная оправданность;

2) ненатуралистичность показа процесса лишения жизни или нанесения увечий;

3) выражение сострадания к жертве и (или) осуждающее, отрицательное отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства).

Таким образом, два ограничителя - требования эпизодичности и торжества добра над злом - сняты.

Подведем итог.

В контексте Закона жестокость и насилие являются парными, но не взаимозаменяемыми понятиями, в отдельных случаях, как, например, с возрастной категорией "до шести лет", они существуют отдельно. Закон оперирует понятиями психического и физического насилия, однако их разделение не имеет значения для классификации, и то и другое разрешено к показу самой юной аудитории при соблюдении установленных ограничений, одинаковых для обеих разновидностей насилия. Исключение состоит в том, что жестокость должна осуждаться в любой детской продукции, где она разрешена к показу, в то время как продукция, разрешенная "с двенадцати лет", может показывать социально полезное, не осуждаемое насилие. Абсолютно запрещен показ детям сексуального насилия, однако в Законе отсутствует его легальное определение, равно как нет в нем определений собственно насилия и жестокости.







Date: 2016-02-19; view: 1466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию