Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дебют в Лужниках





31 мая 1965 года... Во Дворце спорта Центрального стадиона имени В. И. Ленина начались соревнования XIV чемпионата Европы. В нашей команде сразу шесть дебютантов — Модестас Паулаускас, Зураб Саканделидзе, Амиран Схиерели, Николай Баглей и два новых цент­ра— Анатолий Сушак (210 см) и Висвалдис Эглитис (213 см). Это было многовато и стало понятно нам с Озе­ровым уже, конечно, после первенства. То ли моя при­вязанность к Круминыпу и его стабильность долгие годы заставляли искать гигантов и надеяться на них, то ли действительно лучших центров у нас не было, не знаю. Сейчас не боюсь признаться: уже во время соревнований я понял, что ошибся в обоих центрах. Они играли в бас­кетбол вчерашнего дня. С Сушаком мы еще долго рабо­тали, надеялись, что он разыграется, станет техничнее. Да и сам он старался. Но, видимо, не всем, даже гиган­там, дано стать игроками сборной СССР.

В группу «А», которая играла в Москве, по жребию попали команды СССР, ГДР, Румынии, Израиля, Ита­лии, Чехословакии, Венгрии и Финляндии. Группа «Б» соревновалась в Тбилиси. Туда полетели баскетболисты Болгарии, Польши, Швеции, Греции, Испании, ФРГ, Франции и Югославии. Мы все помнили успех венгров в Будапеште в 1955 году и всегда с особой тщательностью относились к встречам с ними. И хотя это было десять лет тому назад, костяк сборной Венгрии не изменился. Правда, погрузнел Я. Шиман, но он по-прежнему был техничен, результативен и очень разнообразен. Его об­манные движения, трюки заставляли ошибаться против­ников и всегда вызывали гул одобрения на трибунах. В паре с Шиманом по-прежнему играл второй гигант —

Жиро, которого довольно трудно было столкнуть с места. Великий и техничный Гремингер, лучший защитник 50-х годов, играл в паре с Цинканом В неизменившейся пятер­ке по-прежнему играл Банхеди.

Против сборной Венгрии мы выставили пятерку в сос­таве А. Травина, 3. Саканделидзе, Г. Вольнова, А. Пет­рова и Я. Липсо. Наши ребята ошеломили скоростью соперников, почему-то игравших в неторопливый баскет­бол. В итоге крупная победа — 75: 45.

Из предварительных матчей запомнилась последняя игра с румынами, которых вновь готовил к чемпионату опытный тренер В. Попеску. Сборная Румынии оказалась своеобразной, интересной командой, без гигантов, но очень хитрой и быстрой. Благодаря высокому искусству таких уникальных игроков, как Д. Носевич, А. Новачек, X. Демьян, М. Албу, А. Саву, сборная Румынии весь матч шла, что называется, очко в очко с нами. Этот матч уже не влиял на распределение мест в подгруппе, но проиг­рать у себя дома перед финалом нам совсем не хотелось. При ничейном счете за 37 секунд до конца румыны вла­дели мячом и могли добиться успеха. На последних се­кундах Александр Травин принес команде победные два очка — 62:60. Мы, очевидно, были сильнее румын, но не настроились по-настоящему на матч и едва не поплати­лись за это. А соперник играл свободно, раскрепощен­но— ведь матч для него ничего не решал, и, как часто бывает в таких случаях, у него получалось буквально все.

В полуфинале мы победили в нелегкой борьбе поля­ков — 75:61. А вот югославы весь матч проигрывали сбор­ной Италии. Тренер итальянцев Параторе, хитрющий и опытный стратег, сумел создать очень хороший игровой ансамбль. Маленький, еще меньше меня, лысоватый, в очках, сердитый и молчаливый до игры, он буквально преображался в игре. Он отлично знал баскетбол и умел заставить гигантов делать все, что ему нужно. Итальян­цы заслуженно вышли в полуфинал. Их игра нравилась москвичам. Они показывали быстрый, открытый баскет­бол, чуть хуже защищались, быстрее уставали, но зато в атаке были превосходны.

Югославы уже тогда представляли собой отличную команду. Их лидеры Р. Корач, Н. Джурич, И. Данеу, Г. Джерджа демонстрировали рациональный, высокоре­зультативный баскетбол. В команде было достаточно вы­соких игроков: 3. Петрикевич (214 см), Т. Райкович (205 см), П. Сканси (205 см), М. Бойович (200 см).

Поражало спокойствие, хладнокровие югославских игроков даже тогда, когда они проигрывали. В этом уга­дывалась сила, уверенность в победе. И они действитель­но победили сборную Италии с перевесом, правда, всего в одно очко.

И вот наступил решающий день. Наши играют со сборной Югославии. Многие в Москве тогда еще мало знали о силе югославского баскетбола. Мы тоже счита­ли, что проиграли югославам в Рио-де-Жанейро в 1963 го­ду случайно. Но жизнь показала, что мы жестоко оши­бались. Проигрыш сильному сопернику был тогда совсем не случайным. Югославы начали своим лучшим соста­вом: Р. Корач, Н. Джурич, Т. Райкович, И. Данеу и Джер- джа. У нас стартовали Г. Вольнов, А. Петров, А. Травин, А. Алачачян и Я. Липсо. Накануне, во время установки на игру, наш капитан Г. Вольнов, безусловно лучший тогда игрок команды и чемпионата, сам вызвался опе­кать неудержимого Р. Корача. Мы подробно обсудили различные варианты опеки лучшего снайпера югославов. Задача состояла в том, чтобы не дать Корачу получить Мяч под щитом. Геннадий должен был держать его спе­реди, а в случае перекидки мяча за спину Г. Вольнова на помощь к нему обязаны были прийти либо А. Петров, опекавший Т. Райковича, либо Я. Липсо, державший Н. Джурича.

Матч получился по-настоящему финальным: было в нем и достаточное количество обоюдных ошибок, и доста­точно страсти. В первой половине игры Вольнов дал Ко­рачу только дважды добиться результата, зато Данеу и Джурич неожиданно больно «кусали» нашу оборону и добивались результата. Райкович не уступал Петрову борьбу у щита. Но не по-юношески смело, остро и ре­зультативно играл Модест Паулаускас. На его счету в этом матче было больше всех очков — 26. Это был при­ятный сюрприз.

Итак, вся первая половина игры идет очко в очко. Во втором тайме снова напряженная, ровная борьба. Юго­славы все время у нас на пятках. Разыгрывается Корач, еще раз подтверждая свое баскетбольное величие. Но в защите ему приходится опекать молодого Модеста Пау- лаускаса, которого Корач еще совсем не знает. К тому же Модя, как его звали друзья, играет совсем не по шабло­ну. Смелый юнец выходит на больших скоростях к щиту, и удержать его без фола невозможно. Корач, получив четвертый штрафной, временно садится отдохнуть. Тре­нер «югов» Николич решил приберечь его на последние минуты. Уход Корача дал нам возможность спокойнее и увереннее сыграть в защите и оторваться на 5—7 очков. Корач снова в игре и снова, как говорится, делает пого­ду. Разрыв в счете снова сократился до двух очков. И здесь Корач, останавливая Паулаускаса, получает пос­ледний, пятый, фол. Но «юги» все же не прекращают борьбы. В игру удачно входит молодой П. Скайси, и наш перевес снова минимальный. В последние пять минут Паулаускас, Вольнов и Травин закрепляют успех коман­ды. Победа — 58:49.

Мы снова чемпионы Европы. Гаснет свет во Дворце спорта, и советский флаг в лучах прожектора медленно поднимается вверх. И так хочется продлить этот радост­ный, счастливый миг победы, остановить его хоть на день. Но нет, все проходит. Снова нужно сражаться, идти впе­ред.

Паулаускас стал самым результативным советским игроком на этом чемпионате. Модест заявил о себе в баскетболе сразу мощной, уверенной игрой. Заставил с собой считаться, говорить о себе, писать. Десять лет имя Паулаускаса, одного из самых выдающихся наших бас­кетболистов, не сходило со страниц спортивной прессы всего мира. Модест дважды чемпион мира, пять раз чем­пион Европы, чемпион олимпийских игр, победитель мно­гих международных турниров. Он начал играть в Клай­педе в шесть лет у тренера Ионаса Урвикиса. Первый его тренер, большой энтузиаст спорта, учитель физкультуры в школе, дал Модесту первую путевку в спорт. Затем Паулаускас попадает в спортивную школу к тренеру Владасу Кнашюсу. Окончив школу в 1962 году, Модест пе­реезжает в Каунас. Его принимают в команду «Жальгирис», с которой тогда работал пытливый, ищущий тре­нер Витаутас Бимба.

В 1975 году, через десять лет после московского чем­пионата, я задал Модесту несколько вопросов:

— Почему ты выбрал баскетбол?

— Дома, в семье, оба старших брата играли в баскет­бол, да и вся Литва играет в баскетбол.

— Доволен ли ты своей судьбой?

— Да, очень! Люблю баскетбол безмерно, поэтому никак не могу с ним расстаться: уже в третий раз возвра­щаюсь в команду.

— Был ли у тебя эталон в баскетболе?

— Учился у Геннадия Вольнова. Он нравился больше всех.

— Какая сборная была самой сильной?

— 1967—1970 годов.

— Почему же мы тогда проиграли в Любляне?

— Вы не обижайтесь, Александр Яковлевич, мне всег­да было радостно работать в сборной с Вами. Вы с Озе­ровым создавали хороший настрой на победу, на борьбу, не щадя себя. Но в 1970 году, мне кажется, в команде не лучшим образом использовали всех игроков, много, но не всегда правильно маневрировали.

— Хочешь ли стать тренером?

— Пока не хочу. Себя не могу удержать, а как же всю команду?

Ответ на последний вопрос нуждается в дополнении. Отказаться от активной жизни в баскетболе по заверше­нии спортивной карьеры Паулаускас все же не смог и в 1977 году занял пост второго тренера мужской молодеж­ной сборной команды СССР. Ну что же! Как говорится, в добрый путь, Модест!

На московском чемпионате большое впечатление на всех нас произвело судейство уругвайца Марио Опенхей- ма. Высокий, быстрый, предельно корректный, несколько суховатый в обращении с игроками, Марио не допускал ни малейших возражений. Да и возражать не приходи­лось. Марио на площадке всегда был собран, все видел и успевал фиксировать. Марио Опенхейм отлично пони­мал игру, не зря ведь сам играл за сборную Монтевидео и за клуб «Табаре». У себя дома он открыл маленькую фабрику по изготовлению лака и мастики для натирки пола. Однако он не порвал с баскетболом и вошел в чис­ло лучших арбитров мира.

В 1967 году после уругвайского чемпионата мира мы были в гостях у Марио. Он принял нас от души. Жена и три дочери старались изо всех сил, чтобы приготовить «русский» стол. Но перцу и острых приправ в том, чем нас угощали, было, пожалуй, больше, чем в фирменной грузинской солянке.

 

Date: 2016-02-19; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию