Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6





ТЕХНИКА РЕЧИ

Надо уметь правильно произносить зву­ки, слова, фразы. Научившись этому так, чтоб все это вошло в привычку, — можно творить.

К.С. Станиславский

План

1. Понятие техники речи в современной лингвис­тике.

2.Дыхание как основа звучащей речи. Виды дыха­ния. Этапы тренировки фонационного дыхания.

3. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом.

4.Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией.

5. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания.

Культура звучащей речи определяется тем, как че­ловек владеет техникой речи, и степенью ее вырази­тельности.

Под техникой речи понимают совокупность уме­ний и навыков, с помощью которых говорящий осу­ществляет речевое воздействие на слушателя. Речь человека, по сути, представляет собой звучащий вы­дох. Поэтому первым компонентом речевой техники является фонационное (речевое) дыхание. Дыхание представляет собой основу, базу речеобразования. Ведь для образования звуков необходим воздух, ко­торый, в момент выдоха выталкиваясь из легких, озву­чивается голосом. Голос — второй компонент речевой техники. Голос рождается в гортани, когда вы­дыхаемый воздух походит через вибрирующие голо­совые связки и, усиливаясь с помощью резонаторов (носоглотки, полости рта), выходит наружу. Однако звучащий голос — это еще не речь. У человека дол­жен возникнуть волевой импульс даже для того, что­бы голос зазвучал. А чтобы он превратился в речь, в систему членораздельных звуков, носителей смысла, в речевую технику вторгается и дикция. Движение звука оформляется в ротовой полости, где он вопло­щается в слова в процессе работы артикуляторов — языка, зубов, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. Речевая техника — это физиологическая основа речи. При этом техника речи напрямую связана с мышлением и психикой человека, в первую очередь, и с его эмоционально-волевой сферой. Выразитель­ность звучащей речи зависит от интонации, ее ритмико-мелодической организации.

Рассмотрим подробнее каждый из вышеназванных компонентов. Итак, дыхание. Правильное речевое ды­хание является основой звучащей речи. Оно обеспечи­вает нормальное голосо- и звукообразование, сохраня­ет плавность и музыкальность речи. Для специалис­та, чьим профессиональным инструментом является речь, владение речевым дыханием — основополагаю­щее. Различают дыхание непроизвольное: вдох — вы­дох — пауза и произвольное, фонационное (звукообразовательное): вдох — пауза — выдох. От объема выдыхаемого воздуха зависит сила и продолжитель­ность звука, активность же речевого дыхания обеспе­чивает плавное звучание голоса. В отличие от выдоха при произвольном дыхании, речевой выдох направ­ленный, так называемый организованный. Еще одна особенность фонационного дыхания — распределение воздуха, которая предполагает умение распределять весь объем выдыхаемого воздуха на приблизительно равномерные порции. Владение этим умением освобо­дит от необходимости увеличивать объем, постоянно добирая воздух, и поможет экономичнее и рациональ­нее использовать уже имеющийся. Следующее необхо­димое умение для фонационного дыхания — добирать воздух в процессе речи. Это нужно делать незаметно для слушателя в каждой удобной для говорящего пау­зе. Ко всему сказанному также можно добивать: не следует задерживать дыхание в паузах, а также рас­ходовать в процессе речи весь набранный воздух, что­бы не захлебнуться.

Специалисты различают следующие виды дыха­ния: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное), реберно-диафрагменное. Этот последний тип дыхания называют правильным, или поставленным, так как оно помогает наилучшим об­разом и незаметно для окружающих реализовать ра­боту голоса. Правильное дыхание — это дыхание сво­бодное (лишенное напряжения), глубокое, частое (но не учащенное), незаметное, автоматически подчинен­ное воле говорящего.

Для постановки и совершенствования фонационно­го дыхания существуют специальные упражнения. Пер­вый (подготовительный) этап разработки фонационно­го дыхания представлен комплексом физических упраж­нений для выработки активного реберно-диафрагмен-ного дыхания, так называемая дыхательная гимнасти­ка. На следующем этапе ставится цель развивать ак­тивность фонационного дыхания.







Date: 2016-01-20; view: 2236; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию