Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образец размышления 2
Речь — это, несомненно, бесценный дар. Подумайте сами, о чем можно говорить, используя ее саму? Обо всем, в том числе и о речи. Только она одновременно может быть талантливой и бездарной, умной и пустой, безупречной и корявой, безукоризненной и ошибочной, бессмысленной и толковой, возвышенной и низкой. Наша речь, вразумительная, действенная, убедительная, призывная, увлекающая, зовет за собой. Речь — живая, задорная, искренняя — заводит, веселит и радует. А идеальная, гениальная, талантливая — заставляет взяться за ум, служит образцом, к которому следует стремиться. Речь нежная — ласкает, окрыляющая — дает силы, афористичная — нравится, артистичная — привлекает. Наша речь не только ласкает. Она может быть гневной, безжалостной, дерзкой, циничной. Речь передает и состояние души, и человеческий опыт, и мудрость, и ограниченность. Такое количество эпитетов, раскрывающих различные стороны речи, говорит само за себя. Речь воистину бесценный дар, человеку врученный. Акопян Светлана, студентка Донского педагогического колледжа
2. Прочитайте высказывания о языке. Прокомментируйте их. Развитие родного языка начинается со свободного спонтанного пользования речью и завершается осознанием форм и овладением ими. (Л.С. Выготский) Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т.е. понимания человеком действительности и себя в ней. (А.А. Реформатский) Язык по своей цели — прежде всего знаковая система; чтобы полностью удовлетворять этой цели, он всегда должен быть готов к образованию новых знаков, новых слов или новых корней. При условии неограниченного числа знаков это достигается тем, что все знаки строятся из незнаков, число которых ограничено. Такие незнаки, входящие в знаковую систему как часть знаков, мы называем фигурами... Таким образом, язык организован так, что с помощью горстки фигур и благодаря их все новым и новым расположениям можно построить легион знаков... (Л. Ельмслев) Язык творит речь и в то же время сам творится в речи. (Ф. де Соссюр) Умен ты или глуп, велик ты или мал, Не знаем мы, пока ты слова не сказал. (Саади) Речь есть нечто больше, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь — это человек в целом. (П. Сопер) Умейте же беречь хоть в меру сил в дни злобы и страданья наш дар бесценный — речь. (И. Бунин) Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей лишь тем самым существующее и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Процесс мышления так же социален, как и речь. Мысль зарождается не внутри человеческого мозга, а в социальном окружении. Ситуация и аудитория заставляют мысль, а затем и речь выстраиваться в определенную внешнюю форму. (Ч. Далецкий) Язык не замкнут в себе и не статичен, он не готовое, раз и навсегда сделанное, а творимое, динамичное, проявляющееся в своем постоянном движении, в своем развитии. (Е.С. Истрина) 3. Докажите, что речь ситуативна. Приведите примеры из художественной литературы. 4. Объясните положение, согласно которому речь представляет собой психофизиологическое явление, будучи видом свободной творческой деятельности. 5. Докажите взаимосвязь лингвистических понятий «язык» и «речь» на конкретных примерах. 6. Обоснуйте правильность суждений, свидетельствующих о неоднозначности понятий «язык» и «речь». 7. Проведите аналогию между словами, закрепленными в системе языка, и словами, имеющими своего автора (авторскими окказионализмами). Сделайте вывод о возможностях языковой системы. Зелень — краснень, голубень. Крикун — орун, плакун. Галчата — стишата. Бездумье — бессонье, безночье, безмыслье. Разболеться — рассинеться. Бездонность — бессонность, невымышленность. Вечность — млечность. Взойти — взорлить. Обезуметь — ососулеть.
Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли... Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, — мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника — издавна именуются одним и тем же словом.
Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу.
Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то и пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света... Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.
В. И. Даль превосходно изучил местные говоры. Однажды он вышел во двор, а тут собралось несколько нищих и сборщиков на церковное строение. Впереди всех стоял белокурый чистотелый монах. Даль обратился к нему: — Какого, батюшка, монастыря? — Вологжанин я, родненький, — отвечал монах. — Да вы давно в том краю? — спросил Даль. — Давно, я все там. — Да откуда же вы родом? — Я тамодний. Только что успел он произнести это слово — тамодний вместо тамошний, как Даль поглядел на него с улыбкой и сказал: — А не ярославские вы, батюшка? Монах побагровел, потом побледнел, переглянулся с товарищем и отвечал: — Не, родимый... — О, да еще ростовский! — произнес Даль, рассмеявшись. В этом «не, родимый» Даль узнал коренного ростовца. Монах повалился в ноги: — Не погубите!.. Оказалось, что под монашеской рясой скрывался ростовский продавец, укравший выручку и сбежавший. Язык выдал его Далю с головой. (А. и К. Махровы)
Знаменитый баснописец был рабом философа Ксан-фа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народа. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. Другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. А Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? — это весь народ. Это его культура. Это его язык. (А.Н. Толстой)
Date: 2016-01-20; view: 1957; Нарушение авторских прав |