Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лидера и команды
В системе социальных технологий, применяемых в различных сферах взаимодействия индивидов, групп и организаций в XXI веке, несомненно, одно из приоритетных мест занимает проблема социально-технологических процедур, способствующих формированию новой генерации лидеров. Это обусловлено коренной трансформацией всех сфер общественной жизни: производства, социальной сферы, политики, культуры, происходящей при переходе к новому типу цивилизации. В условиях крупномасштабной плюрализации социальных позиций, смысложизнен-ных установок, ценностных ориентации, социокультурных и религиозных предпочтений, способов и форм проведения досуга различных индивидов и групп возникает настоятельная потребность в формировании нового типа лидеров во всех сферах общества. А именно лидеров, способных быстро и адекватно улавливать назревшие изменения, эффективно на них реагировать, мобилизовывать и сплачивать людей на решение вновь возникающих нетрадиционных проблем и нетривиальных задач. Именно этим и обусловлено возрастающее значение разработки и практической реализации социальной технологии формирования лидеров, освоения ими разнообразных методов управленческой деятельности. Лидер в своем реальном действии выступает как личность, способная объединить людей ради достижения определенной цели, оказать на них решающее влияние, организовать и направить их коллективные действия в определенных социальных группах, организациях, союзах, движениях. Лидерство существует везде, где есть организация и власть, где осуществляется господство и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуации, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наибольшей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач. Иными словами, в общественной жизни очень часто возникают вполне определенные ситуации в групповых взаимоотношениях, которые приводят к выделению из общей массы вполне определенных членов группы, превосходящих всех других по крайней мере в одном качестве, которое оказывается особенно необходимым в данной ситуации. Таким образом, лидером определенная личность становится вследствие: 1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает опреде 2) определенных ожиданий к потенциальному лидеру со сторо 3) наличия определенных черт личности у потенциального ли В данном случае как раз и возникает потребность в разработке и применении на практике социальной технологии лидерства. Чтобы привести к желаемым результатам, она должна: 1) вычленить основные отличительные черты лидера как лич 2) изучить и принять во внимание личностные образы лидера и 3) определить основные характеристики роли лидера; 4) выявить содержательные (политические, исследовательские 5) перевести все эти показатели, полученные аналитическим его лидирующую, ведущую роль в данной группе или общности более широкого типа. Приоритетное значение в социальной технологии лидерства имеет определение основных функций лидера. Их перечень можно свести к следующему: 1. Глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее разви 2. Доведение до подчиненных своего понимания ситуации. 3. Выслушивание мнений сотрудников и умение их оценивать, 4. Определение направления и программы деятельности дан 5. Интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс. 6. Нахождение, принятие и обоснование оптимальных реше 7. Инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчи 8. Повышение мобильности и гибкости группы, организации, в 9. Соединение заботы о повышении эффективности дела с за 10. Контроль осуществляемых членами группы, организации 11. Мобилизация всех кадровых, организационных, финансо 12. Демонстрация на деле своих знаний, опыта, интуиции, на Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков. Но наиболее типичные, успешно реализуемые в различных сферах деятельности личностные качества лидера таковы: 1) одаренность; 2) стремление к знаниям и высокий уровень развития интеллек 3) высокий профессионализм; 4) активность; 5) инициативность; 6) надежность; 7) впечатляющая внешность; 8) высокая степень уверенности в себе; 9) способность и умение формулировать четкие цели и задачи, 10) умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для Однако для эффективного выполнения функций лидерства структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами, социальными ожиданиями, деятельностью, интересами и задачами его подчиненных. Поэтому эффективно действующий лидер немыслим без способности и навыков работы с подчиненными, что предполагает знание и умение его применять различные социальные технологии, прежде всего обучающие, саморазвивающие личность. Следовательно, для своей эффективной деятельности лидер современного типа нуждается в знании и выработке навыков практического применения социологии и психологии личности, поведения, деятельности и организации. Из всего вышеизложенного вытекает вполне определенный вывод — существует некий набор навыков, которыми желательно владеть, чтобы осуществлять эффективное лидерство. Социальная технология лидерства рекомендует определенный набор следующих навыков.
Первый из них — призыв: «Будьте практичны». Человек в своей деятельности всегда осуществляет определенный выбор, однако лидер отличается от нелидера тем, что первый всегда осуществляет свой выбор: 1) осознанно; 2) активно; 3) целенаправленно; 4) способен убедить других в правильности сделанного выбора; 5) умеет мобилизовать усилия других людей на обеспечение Нелидер же чаще всего стремится отложить выбор на «потом», если выбор сложный, — уклониться от него или переложить его на других. Он рассуждает примерно так: а может быть, обстоятельства изменятся и не придется выбирать, а уж если и осуществлять выбор, то лучше поступить так, как делают другие, как все. Не высовываться, пусть лучше кто-то выберет, а мы примкнем к ним. Умение осуществить верный выбор цели и средств ее достижения, а затем целенаправленно действовать в заданном направлении называется проактивностью. Проактив-ность - - это способность активно осуществлять выбор цели, средства ее достижения, подчинять свои мысли, чувства, действия, инициативу и активность достижению поставленной цели и решаемым задачам. Типичным примером такого проактивного лидера могут быть лидеры национально-освободительного движения (И. Ганди и М. Ганди, Ф. Кастро и др.), своей целеустремленностью и настойчивостью, нравственностью своего примера превратившиеся в национальных лидеров и добившиеся самостоятельности и независимости своей страны. Навык второй, которым должен овладеть каждый лидер, звучит так: «.Начинайте с мыслью о конце». Это означает, что лидер в своих стремлениях, действиях должен руководствоваться не сиюминутными соображениями и успехами, а ориентироваться на перспективную целеустановку, брать за точку отсчета не сегодняшнее достижение, а ту цель, пусть и отдаленную, ради которой создается группа последователей или организация, выбирается направление действий. Исходя из такого подхода и следует строить планы на жизнь. А это означает, что, прежде чем начать действовать, необходимо сначала создать в сознании, в мыслях и убеждениях чертеж, план будущего, в котором будет очевидна ориентация на смысложизненные принципы. Это правило особенно важно для лидера. Если он намеревается эффективно осуществлять лидерскую деятельность, то он обязан четко учитывать изменяющиеся обстоятельства, оперативно и гибко на них реагировать, переориентируя возможности, способности, ресурсы — свои собственные и своей группы — в правильном направлении, которое вело бы в конечном счете к заранее выбранной и спланированной стратегической цели, не отвлекало на второстепенные дела. Лидер, овладевший таким навыком, способен не только целеустремленно вести свою группу к намеченной цели, но, если возникает необходимость, то и переделать в корне сценарий деятельности. Третий навык, это — «Соблюдай приоритеты». Этот навык является естественным следствием первого и второго навыков, основанных на инициативе и воображении, и означает применение в практической деятельности независимой воли и эффективной самоорганизации. Человек, который руководствуется этим навыком, активно действует ради достижения поставленной цели, а не служит объектом действия, умеет правильно спланировать свое время и всю свою жизнедеятельность. Деятельность любого человека, а тем более лидера характеризуется двумя основными параметрами: срочность и важность. В зависимости от этих параметров расходуется и рабочее время лидера. Необходимо при реализации этих параметров учитывать и такой вариант: если срочное отвлекает от важного, то лучше сосредоточить все свои силы и способности, все возможности и ресурсы на важных делах, успех которых продвигает группу (организацию) к намеченной цели, к ее успешному достижению. Навык четвертый гласит: «Руководствуйтесь установкой на выигрыш». В своих взаимодействиях друг с другом люди используют различные модели поведения. Чаще всего лидерами, особенно если лидерство совпадает с функциями руководителя организации, применяется стратегия «Выигрыш-Проигрыш». Ее суть
реализуется в формуле: «Будет по-моему, а не по-твоему». Люди с таким менталитетом и установкой используют любые преимущества: власть, общественное положение, авторитет, связи, собственность, силу характера или воли, чтобы настоять на своем, продемонстрировать свое превосходство. В то же время наибольший эффект оказывает стратегия лидера, ориентированная на «Выигрыш-Выигрыш». Реализация данной стратегии сопровождается чувством радости, оптимизма, личного чувства свершения, переносится во вне, на других людей, окрыляет их, приводит к коллективной победе. Коллективная победа не означает выигрыш одного, пусть даже и лидера, и выигрыш другого, а скорее означает победу всех и каждого над собой, обеспечивает эффективный и взаимный успех общего дела. Навык пятый можно сформулировать следующим образом: «Стремиться сначала понять, а уж потом — быть понятым». Чаще всего в жизни бывает наоборот: лидеры стремятся, чтобы поняли их, пытаются навязать свое мнение, свое суждение, оценки и т.д. Однако гораздо важнее — вникнуть в суть проблемы и научиться понимать других как себя. Навык шестой — это реализация принципа обеспечения единства действий с другими, принцип творческой кооперации. Это высший тип подлинно человеческой деятельности. Он предполагает взаимодействие основных человеческих способностей (самосознания, воображения, совести, независимой воли) с творческой активностью, умением предвидеть, верно выбирать, слушать и сопереживать. Это позволяет создать сплоченный коллектив с высоким уровнем культуры сотрудничества. Навык седьмой — Это умение достигать сбалансированного самообновления. Этот навык обновляет состояние личности: физическое, интеллектуальное, социально-эмоциональное и духовное. 1. Физическое самообновление включает в себя постоянную 2. Духовное обновление — это центр, ядро личности, которое, духовными ценностями (музыка, литература, искусство, религия, общение с природой и т.д.). 3. Интеллектуальное обновление достигается в процессе бес 4. Социально-эмоциональное обновление —оно совершенст Навык восьмой гласит следующим образом: «Самое главное — не терять высоты». Ее утрата — это дорога вниз, потеря своих лидирующих позиций. Поэтому в деятельности лидера очень важно двигаться от одних достижений к другим с верой в свои силы и способности, так как признание и радость жизни подлинного лидера должна быть в этой великой энергии. Итак, овладение названными выше навыками создает благоприятное пространство и условия для формирования у лидера высокой культуры власти. Данные навыки как раз и являются теми социальными технологиями, которые позволяют реализовать руководителю свой профессионализм, ответственность, уважение и заботу об интересах, потребностях, стремлениях своих работников на практике. Наивысшей способностью лидера является умение сплотить вокруг себя заинтересованных людей для достижения общей цели, сформировать команду. В приложении приводится социальная технология формирования работоспособной команды для решения определенного круга задач на основе учета социальных и психологических характеристик личности. В дополнение необходимо выделить также необходимые условия эффективной командной работы. Это: • Поддерживающее окружение. Оно предполагает формирование общих целей, необходимых для совместной работы и веры в способности членов команды. Поэтому вся управленческая деятельность должна быть направлена на создание благоприятной атмосферы для совместной работы и высокий уровень организационной культуры. Квалификация и четкое осознание выполняемых ролей. Члены команды должны иметь необходимую для выполнения задач квалификацию и желание участвовать в процессе труда. При этом каждый член команды способен четко осознавать роль всех членов группы и действовать в соответствии с ситуацией, не дожидаясь приказов сверху. Сверхзадача. Суть ее состоит в том, чтобы удерживать членов команды на «маршруте», ведущем к достижению общей цели. Общая цель или сверхзадача: - объединяет усилия всех сотрудников, - повышает уровень их коллективной ответственности. неприятие сотрудниками отхода от классических форм руководства, - взаимная несовместимость работников, несправедливое распределение работ, - пристрастность руководителя к отдельным членам ко - их знаниям, квалификации и т.д. Все это снижает эффективность групповой работы Безусловно, в процессе формирования и функционирования команды необходимо создавать максимальные условия и возможности для развития самоуправленческих начал и автономии в команде. Такие команды: • полностью несут ответственность за результаты производст • они для этого наделяются властью, • обучаются планированию и управлению, • контролю за собственной деятельностью. Обычно на начальных этапах самоуправления команды отвечают за решение простейших задач (содержание помещения, соблюдение правил безопасности и т.д.), затем задачи усложняются и команде предоставляется полная свобода действий вплоть до исполнения управленческих функций. Date: 2015-12-13; view: 342; Нарушение авторских прав |