Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИННОВАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГЛАВА 15. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ 1. Инновационно-практическая направленность 2. Социальные технологии формирования лидера 3. Социальные технологии управления в экстре 4. Социальные технологии повышения эффектив 5. Особенности управления в XXI веке и формиро Вопросы для повторения и обсуждения Возросший в последние десятилетия интерес к социологии и психологии обусловлен как пониманием научной и общественной значимости этих направлений науки, так и усиливающимся в широких кругах общества пониманием того, что с помощью социологических и психологических знаний и их практического использования могут быть даны хорошо обоснованные экспертные заключения, сформулированы практически значимые рекомендации по оптимизации и повышению эффективности управления. А это, в свою очередь, приводит к расширению применимости социологических и психологических знаний, к более активной и масштабной их реализации в социальной инженерии, социотех-нике, в социальных технологиях. Возникает вполне естественный вопрос, в какой степени правомерно применение термина «технология» к изучению социальных процессов и явлений и управления ими? В попытке ответить на него необходимо отметить многогранность понятия «технология», его полуфункциональность. В настоящее время в научном обиходе употребляется значительное количество определений данного понятия. Наиболее распространенным из них является определение, приведенное в «Советском энциклопедическом словаре», изданном в 1979 г. Оно гласит: «Технология (от греч. Тесппе — искусство, мастерство, умение и...логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки — выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов». При достаточно внимательном прочтении этого определения бросается в глаза ограниченное толкование искусства, мастерст- ва, умения, сведения этих чрезвычайно широких понятий к чрезмерно узкому кругу обработки, изготовления и изменения сырья в процессе создания материальной продукции. Между тем мастерство, умение, а тем более искусство — это такие социальные феномены, которые включают в себя не только воздействие на материальные процессы и явления, но и прежде всего на духовный мир, трудовую деятельность людей, их взаимоотношения, ценностные ориентации, мотивы деятельности и установки. Так, еще К. Маркс в своем труде «Капитал» подчеркивал: «Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений». Здесь в состав технологии как активного действия человека включается воздействие его не только на природные процессы, но и на общественные условия его жизни и вытекающие из них духовные представления. Сходную позицию занимает известный американский экономист и социолог Дж. Гэлбрейт, который считает, что технология означает систематизированное применение научного знания для решения практических задач. В данном утверждении явно проскальзывает американский практицизм, когда любое научное знание должно приносить практическую пользу обществу. Американский социолог, специалист в области социологии организаций, описывает технологию как средство преобразования сырья -будь это люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги. Опираясь на подобного рода представления, известные американские специалисты в области менеджмента М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури подчеркивают: «Технология есть любое средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; они охватывают машины, механизмы, инструменты, навыки и знания», а также — «Технология — любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы —для получения желаемой продукции или услуг»1. 1 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело», 1992. —С. 109. Исходя из приведенных трактовок понятия «технология», можно сделать вывод об универсальном характере использования этого термина в любой сфере человеческой активности — будь это в сфере производственной, торговой, предметно-финансовой, медицинской, военной, образовательной, художественной и т.д. А это означает, что технология не просто связана с миром социального и психологического, но и непосредственно вплетена в него, поскольку социальное и психологическое как специфическое качество общества исторически возникает, развивается, совершенствуется, проявляется и функционирует только в результате и в процессе активной человеческой деятельности, направленной на окружающий природный и социальный мир. Сказанное позволяет выявить специфическое место и роль социальных технологий в общей системе технологических процессов, а также дать определение изучаемому феномену. Место социальной технологии в системе социологии и психологии управления определяется тем, что она имеет вполне определенную предметную область и сферу применимости. Роль же ее обусловлена тем, что она позволяет оказывать целенаправленное и активное, главным образом управленческое воздействие на социальные объекты, вскрывать в них скрытые потенции и резервы их развития и совершенствования, определять пути и способы достижения желаемого социального результата. Социальная технология — это умение применять приемы и способы активного воздействия на социальную систему в целом либо на отдельные ее части в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов в целях получения наилучшего социального результата при наименьших управленческих издержках. Как видим, социальная технология представляет собой способ достижения определенной социальной цели в результате развертывания конкретного социального процесса путем аналитического его расчленения на систему последовательных и взаимосвязанных этапов, процедур и операций. При этом процедура понимается как набор действий, посредством которых осуществляется управление соответствующим социальным процессом или явлением, а операция — как непо- средственное действие, способ решения определенной задачи в рамках данной процедуры. Следовательно, социальная технология выступает в качестве специфического элемента сложноструктурированного механизма управления и средства перевода намеченных результатов и поставленных целей. В реальной жизни используются самые разнообразные социальные технологии. Каждой из них присущи свои черты и признаки. В то же время какими бы разнообразными ни казались социальные технологии им присущ ряд общих признаков. Поэтому предоставляется возможность их классифицировать. В зависимости от того, на каком уровне общественных отношений разрабатываются и внедряются социальные технологии, можно выделить следующие две группы: • крупномасштабные, то есть технологии макросистем, вклю • мезотехнологии, включающие общественные институты, • микротехнологии, рассчитанные на небольшие объединения Возможна классификация социальных технологий и по основным сферам общественной жизни. Представляет интерес выделение групп социальных технологий по основным видам человеческой деятельности: • производственно-трудовая, • познавательная, • семейно-трудовая и т.д. Как видим, идет процесс технологизации социальных явлений и процессов. Он чаще всего включает в себя следующие взаимосвязанные этапы, Первый этап — теоретический. Он предполагает определение цели объекта технологизации, аналитическое расчленение соци- ального объекта на составляющие его компоненты, синтетическое изучение его взаимосвязей и взаимодействий, выявление тенденций его развития. Методический этап технологизации представляет собой выбор методов, средств получения информации о социальном объекте, ее обработки, анализа, принципов ее верификации (проверки), способов ее трансформации в конкретные выводы и практически применяемые рекомендации. Процедурный этап технологизации социального объекта составляет практическая деятельность по разработке социальных технологий. Этот этап включает в себя ряд процедур, каждая из которых представляет собой совокупность операций. Наиболее существенное значение имеют четыре основных процедуры формирования социальных технологий. Первая из них — формирование цели развития данного социального объекта. В нее включаются такие операции: • диагноз, • прогноз, • формирование конечной цели, • стратегия действия, • тактика решения конкретных задач. Вторая процедура — принятие решения. Она состоит из следующих операций: • выявление проблемной ситуации, • обоснование вариантов действия, • выбор оптимального варианта, принятие решения. Третья процедура — организация социального действия. Она включает в себя такие операции: • распределение задач между исполнителями, • теоретическое, психологическое и управленческое обеспече • координация и регулирование процесса исполнения, кон Четвертая процедура — анализ результатов. В нее входят следующие операции: • сопоставление затраченных ресурсов финансовых средств, • трудовых усилий с полученным результатом, • сравнение запланированных и достигнутых результатов, • выдвижение новых проблемных ситуаций, ^ • переход к формированию новых или уточнению старых це Наличие всех названных этапов, процедур и операций техно-логизации определенного социального объекта свидетельствует о том, что мы имеем дело с социальной технологией, применяемой в определенной сфере общественной деятельности. Одна из специфических и одновременно наиболее важных особенностей социальной технологии — умение эффективно работать с людьми, раскрывать их потенциальные ресурсы и возможности в целях оптимизации и повышения эффективности их деятельности. А это неразрывно связано с выделением факторов, в наибольшей степени влияющих на индивидуальное поведение и успешную деятельность каждого человека, вовлеченного в соответствующую организацию — производственную, политическую, культурную, спортивную и т.д. Среди этих факторов исходным в управлении людьми является выявление их способностей. У одних определенных способностей больше, чем у других. Например, одни могут заниматься компьютерным программированием или организацией заседаний и собраний, другие — планированием или подготовкой письменных отчетов, третьи — генерировать новые идеи или руководить работой других. Если руководители понимают значимость социальной технологии и умеют ею пользоваться, то они смогут распределить работу по способностям. Однако на практике на поведение человека оказывает влияние целый комплекс и других факторов, которые вынуждают человека вести себя с учетом ситуации. Поэтому разумно развивать конкретные способности работника под определенную задачу и обучать его этому. Так поступают на японских фирмах. В реализации принципов социальной технологии в работе с людьми необходимо принимать во внимание, что со способностями личности тесно связана ее предрасположенность к определенному виду деятельности. Предрасположенность — это фактически имеющийся потенциал человека в отношении выполнения 1 400 вполне определенной работы. Например, предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту. Если руководитель не умеет правильно оценить предрасположенность человека к определенной работе, время, усилия и расходы, понесенные в связи с его обучением, будут потрачены впустую. Одним из важных факторов, влияющих на индивидуальное поведение и успешность деятельности личности в определенной сфере общественной жизни, являются ее потребности. С точки зрения реализации социальной технологии, каждая организация должна стремиться создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к осуществлению задач и достижению целей данной организации. Весьма существенным фактором, влияющим на индивидуальное поведение и успешность деятельности человека, который необходимо использовать в социальной технологии управления, являются ценностные ориентации личности. Они представляют собой совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения, и поэтому приобретают функцию регуляторов социального поведения человека. Именно в ценностных ориентациях находит свое воплощение предрасположенность личности к определенному восприятию и оценке условий жизни и деятельности. Поэтому они выполняют роль опорных пунктов в осуществлении личностью производственной, политической, познавательной и иной деятельности, в ее направленности на повышение ее эффективности. В социальных технологиях широко используется изучение и активное воздействие на интересы людей, включенных в ту или иную сферу деятельности. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма деятельности личности, подталкивающего ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, знаниями в определенной сфере действительности. К активной деятельности в этой сфере в соответствии со своими потребностями, представлениями и целями. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, человек формирует ожидания относительно определенных ре- зультатов своей деятельности. Ожидания людей становятся важным фактором активизации или, напротив, свертывания, угнетения их деятельности. Поэтому в социальной технологии управления социальными процессами очень важно учитывать ожидания людей и активно использовать их для совершенствования их деятельности по достижению целей организации. Еще одним важным аспектом социальной технологии является тщательный анализ и учет точек зрения, отношения людей к тем или иным сторонам социальных процессов, в которые они включены. Известный американский социальный психолог Дэрил Бем определил отношение как то, что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам, к окружающей нас среде. Именно из определенного отношения людей к тому делу, которым они занимаются, или к той организации, в которой они работают, формируется знаменитый «корпоративный дух», когда работники стремятся следовать установленным правилам и нормам организации. И, наконец, важнейшим фактором, влияющим на успешное осуществление людьми деятельности, является их активность -трудовая, общественно-политическая, познавательная и т.д. Активность проявляется как реализуемая способность человека осуществлять социально значимые действия во всех сферах жизнедеятельности. Итак, основными факторами, используемыми социальной технологией в целях управленческого воздействия на людей и обеспечения их успешной деятельности, выступают: способности, предрасположенность, интересы, потребности, ценностные ориентации, ожидания, отношения и активность. То есть социальные технологии как раз и представляют собой такие системы методов и способов деятельности, которые ориентированы на положительный результат, удачное завершение начатого дела. В то же время важное место в социальных технологиях занимает формирование лидера и управленческой команды. Date: 2015-12-13; view: 322; Нарушение авторских прав |