Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В экстремальных ситуациях





Социология и психология управления, как и управление во­обще, часто сталкивается с особыми трудностями в экстремаль­ных, стрессовых ситуациях, когда управленческое воздействие на поведение людей существенно затруднено. Экстремальная си­туация представляет собой резкий, скачкообразный переход раз­нообразных систем из-за состояния чрезмерного нарастания внутренней или внешней напряженности из устойчивого в неус­тойчивое, угрожающее распадом этой системы.

Если в многоаспектной экстремальной ситуации выделить ее социальную составляющую, связанную с самоощущением инди­видов и групп, оказавшихся в ней, то на первый план неизбежно выдвигается опасность, актуализирующая потребность самосо­хранения. Потребность же самосохранения оказывается нераз­рывно связанной с понятием риска, которое обозначает меру ожидаемого индивидом или группой лиц неблагополучия в случае неуспеха деятельности (авария, катастрофа и т.д.) самого данного субъекта или какого-либо другого, определяемую сочетанием ве­роятности чрезвычайной ситуации и степени ее неблагоприятных последствий.

Понятие «риск» в социальной технологии управленческой дея­тельности в экстремальных ситуациях конкретизируется в катего­риях «восприятие риска» и «допустимый риск». Именно послед­няя становится ключевой при разработке и реализации социаль­ной технологии управления в экстремальных ситуациях. Обычно допустимый риск является тем пределом, за который не может заходить ни одно действие по управлению. Система анализа ос­новных составляющих определения риска и его оценки управ­ляющей системой была предложена американским социологом У. Роувом(Рис. 21).

С учетом названных категорий экстремальную ситуацию мож­но определить как ситуацию неприятия опасности людьми. Как


раз дело управленца — зарегистрировать уровень и параметры неприемлемости риска, сформулировать предложения по сниже­нию этого уровня, а затем принять активные управленческие дей­ствия в плане управления нововведениями и поступками людей в пределах наименьшего риска.

 

Определение риска Оценка риска
Идентифика­ция риска Измерение риска Предотвращение риска Допустимый риск
1. Опознание нового риска. 2. Уточнение изменений в параметрах. 1. Определе­ние вероятно­сти риска. 2. Определе­ние величины последствий. 1. Определение возможности уст­ранения риска. 2. Определение степени упразд­нения риска. 1. Установле­ние отноше­ния к риску. 2. Установле­ние референ­тов риска.

Рис. 21. Система анализа риска управленческой системы

Приведенные характеристики экстремальных ситуаций позво­ляют сделать вывод, что они неизбежно порождают стрессовые ситуации, охватывающие в некоторых случаях огромные массы людей. Об этом говорят и различные мониторинговые исследова­ния. Например, до настоящего времени 75% людей, перенесших Чернобыльскую катастрофу, до сих пор испытывают стрессовое состояние'.

Из общего круга всех сложностей и трудностей, с которыми сталкивается управленческая деятельность в экстремальных си­туациях и которые необходимо учитывать и преодолевать, мож­но выделить следующие. Одна из них заключается в том, что любая самоорганизующая система, попадая в экстремальную ситуацию, неизбежно сталкивается с дефицитом управленческо­го потенциала. Вторая состоит в том, что для эффективного управления системой и ее компонентами в экстремальной си­туации необходимы дополнительные, зачастую весьма значи­тельные ресурсы — материальные, финансовые, людские и т.п.,

Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. — Мн.: Тетра Сис­теме, 2000. — с. 426.


а их, как правило, в таких условиях катастрофически не хватает. Чтобы справиться с нарастающими в чрезвычайной ситуации трудностями, система должна совершить качественный скачок в управленческой деятельности и адекватно отреагировать на из­меняющиеся условия.

Необходимо также отметить, что в экстремальных ситуациях особенно резко проявляется дефицит компетентности. У управ­ленцев, как правило, обнаруживается недостаточное количество знаний, умений и навыков в быстром принятии оптимальных ре­шений. Умение принять оптимальное решение в исключительно динамичной и напряженной, быстро меняющейся ситуации тре­бует специальной подготовки и высокого профессионализма. По­этому для овладения социальной технологией управленческой деятельности необходима организация специальной профессио­нальной и морально-психологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях тех людей, которые занимаются управ­лением. Поскольку в чрезвычайных ситуациях всегда возникает большая или меньшая степень опасности, то управление такими ситуациями сводится в основном в управлению опасностью. В нем различаются три основных компонента:


• предупреждение об опасности;

• борьба с опасностью, возникающей в условиях экстремаль­
ной ситуации;

• ликвидация опасных последствий экстремальной ситуации.
Первым шагом в управлении чрезвычайной ситуацией должно

стать осознание и предупреждение опасности. Если речь идет о технологических системах, то этот принцип должен быть приме­нен и воплощен на стадии разработки проекта. Самая главная и чаще всего встречающаяся ошибка в управленческой деятельно­сти состоит в недооценке опасности, что снижает эффективность предаварийной управленческой деятельности.

Второй причиной, резко снижающей эффективность управ­ленческой деятельности в экстремальных ситуациях, является небрежность персонала и самих управленцев. Можно констати­ровать, что почти во всех несчастных случаях, происшедших на производстве и с транспортными средствами в послевоенный


период (свыше 50 лет), причины были связаны главным обра­зом не с техническими неисправностями, а с ошибками и нару­шениями, совершенными людьми, обслуживающими техниче­ские средства.

Третье причиной, препятствующей эффективной управленче­ской деятельности в экстремальных ситуациях, становится почти полное неведение людей, особенно управленческих работников, попадающих в такие ситуации, относительно наиболее целесооб­разных действий в случае аварий, катастроф и т.д.

С учетом этих причин, которые, как правило, действуют, уси­ливая друг друга, в большинстве катастрофических случаев мож­но предложить несколько направлений разработки и применения социальных технологий управленческой деятельности в экстре­мальных ситуациях.

Первое из них заключается в осознании специалистами и пре­жде всего работниками властных структур и органов управления возрастающей степени риска от деятельности современных, мощ­ных по своим основным параметрам технологических систем, тем более, что такие системы располагаются чаще всего вблизи урба­низированных пространств с большой плотностью населения, а нередко и в самих этих пространствах. Атмосфера секретности, существующая вокруг этих объектов, лишает не только населе­ние» но и многих специалистов, в том числе работающих в орга­нах управления, возможности как участвовать в принятии реше­ний, как в принципе ориентироваться в ситуации. Поэтому одним из существенных направлений в процессе оптимизации управлен­ческой деятельности в экстремальных ситуациях становится рез­кое снижение пресса секретности вокруг технологически слож­ных и обладающих высокой степенью риска для окружающих промышленных объектов, а также связанное с этим разъяснение окружающему населению степени реального риска от их эксплуа­тации и обучение основным приемам поведения в случае возник­новения опасности. Заслуживает изучения и заимствования опыт в этой области Франции, где уже почти два десятка лет функцио­нирует Национальный совет информации по ядерной энергетике, в работе которого, наряду с учеными, предпринимателями, проф-416


союзными деятелями участвуют представители ассоциаций по­требителей и защитников окружающей среды.


Второе направление оптимизации управленческой деятельно­сти в экстремальных ситуациях состоит в обеспечении безопасно­сти функционирования потенциально опасных технологических систем, предупреждении аварий и катастроф. В ряде высокораз­витых странах — в Германии, Англии, Франции, Канаде, Японии и др. — разработаны принципы оценки безопасности атомных объектов и других технически сложных сооружений, которые должны быть спроектированы, построены и эксплуатироваться так, чтобы в случае сбоя или ошибки в работе персонала сущест­вовала возможность обеспечения адекватной защиты, обеспечи­вающей поддержание объекта в безопасном состоянии. Оконча­тельные действия системы защиты при этом достигаются с по­мощью средств, о которых обслуживающему персоналу должно быть заранее известно и которые непосредственно связаны с же­лательными конечными результатами работы в нормальном ре­жиме, в условиях повреждений и возможных аварий. В последнем случае предусмотрены: выяснение причин аварийной ситуации, ее последствий и следующих за этим изменений. В этих докумен­тах предусмотрены профилактические меры по предотвращению ошибок управления, регулярное обучение персонала.

Третье направление оптимизации управленческой деятельно­сти в экстремальных ситуациях включает в качестве основного компонента повышенное внимание специалистов, управленческих кадров ко всем случаям технологических аварий и катастроф. Ибо только таким образом можно найти эффективные способы пре­дотвратить катастрофу в аналогичных или сходных ситуациях. Когда речь идет об оптимизации управленческой деятельности в экстремальных ситуациях, то имеется в виду не только знание то­го, как лучше поступать в случаях аварии или катастрофы, сти­хийного бедствия, но и выработка соответствующих навыков и умений. Именно они должны формироваться на специальных за­нятиях. Например, при подготовке космонавтов пользуются сле­дующим упражнением, чтобы избежать допущения ошибок в принятии какого-либо решения или действия. Учитывая слож-


ность работы в космосе, будущих, космонавтов помещают в замк­нутое пространство (это может быть макет космического кораб­ля). Пока один из них управляет, то другие отдыхают (чаще всего спят). В случае неправильно принятого управленческого решения и неправильных управленческих действий по причине первого на отдыхающих выливается душ холодной воды. Так используется эффект общественного воздействия на управленца, который, в свою очередь, более ответственно принимает управленческие ре­шения. Такой эксперимент оправдан, так как ошибочные управ­ленческие действия в космосе могут привести к непоправимым трагическим последствиям.

Важнейшим направлением управленческой деятельности в ус­ловиях возрастающего технологического риска становится свое­временное, хорошо продуманное принятие мер по предупрежде­нию экстремальных ситуаций. Один из основных компонентов здесь -- социально-экологически и социально-демографически обоснованное размещение потенциально и экологически опасных производств. Данная сторона управленческой деятельности до последнего времени слабо соблюдалась. Это и строительство го­родов и населенных пунктов в пойме рек, после дамб, строитель­ство химических предприятий и поселков для рабочих без учета розы ветров, добыча нефти без учета природной и человеческой безопасности Севера и т.д.


Оптимизация управленческой деятельности в экстремальных ситуациях может осуществляться только в том случае, когда в практику организации производства и управления входит прин­цип: «Пока не доказана безопасность любого проекта, на него должно быть наложено вето». А чтобы создать предпосылки для такого гуманного принципа, необходимо создавать вневедомст­венную, законодательно закрепляемую технологическую, эколо­гическую, экономическую, медико-биологическую, социальио-психологическую и демографическую экспертизу. Она должна включать в себя оценку не только безопасности (или степени опасности) технологии, системы машин и оборудования, но и возможных экологических и социально-психологических послед­ствий, а также соответствия принимаемых конструкторских ре-


шений по управлению производственным процессом эргономиче­ским требованиям, профессиональным и функциональным воз­можностям человека.

Итак, при разработке социальных технологий управления в экстремальных условиях необходимо как минимум учитывать следующие требования.

Во-первых, при решении всех проблем еще на предэкстре-мальной стадии должен быть обеспечен бесспорный приоритет личностных интересов человека по отношению к техническим, технологическим, экономическим и иным материальным факто­рам современного, высокотехнизированного производства.

Во-вторых, разработка социальной технологии управления в экстремальных ситуациях предполагает в качестве неотъемлемого компонента проведение гуманитарной, преимущественно соци­ально-психологической экспертизы и оценки последствий для че­ловека того или иного события чрезвычайного характера. Объек­тивная необходимость в такого рода экспертизе возникает всякий раз, когда индивиды, социальные группы и общности, а также со­циальные институты сталкиваются с критической ситуацией, со­провождаемой различными опасностями и рисками. Значимость социально-психологической экспертизы состоит в том, что она призвана сформулировать рекомендации и решения главным об­разом в интересах людей, которые попали или могут оказаться в данной ситуации, а не защиту каких-нибудь ведомств, других групп людей.

В-третьих, социальная технология управления в чрезвычайных ситуациях должна быть ориентирована на разработку методов, способов и путей адаптации людей, испытавших на себе негатив­ное воздействие чрезвычайных обстоятельств, к новому, необыч­ному для них состоянию.

В-четвертых, управленческая деятельность в экстремальных ситуациях подразделяется на два различных по задачам, содержа­нию и формам действия периода. Первый из них — совокупность управленческих действий по минимизации опасных для людей, их здоровья и жизни последствий катастрофы, аварии, несчастного случая и т.д. Второй — активные действия по социально-психологической реабилитации пострадавших людей.


В-пятых, эффективное управленческое действие в экстремаль­ных ситуациях возможно только в тех случаях, когда оно базиру­ется на оперативной, достоверной и правдивой информации о масштабах, угрозах и последствиях чрезвычайных обстоятельств, в которых оказались люди. В данных случаях как самим управ­ленческим структурам, так и людям, на которых распространяет­ся их влияние, необходима правда о происшедшем и построенная на ее основе рационально организованная и эффективно дейст­вующая информационная политика.

В-шестых, управленческая деятельность в экстремальных си­туациях способна достичь своей цели и стать вполне эффектив­ной только в том случае, если она ориентирована на формирова­ние у пострадавших от чрезвычайного происшествия людей вы­сокой катастрофной культуры, ориентирующей каждую личность на выработку активной стратегии поведения. Это позволит в воз­можно короткие сроки преодолеть негативные последствия экс­тремальной ситуации.








Date: 2015-12-13; view: 933; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию