Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И управления ею





В системе социологии и психологии управления определяю­щее место занимают социальные организации. Это положение обусловлено тем, что подавляющее большинство людей, вклю­ченных в какую-либо деятельность, осуществляют ее в органи­зациях. Поэтому изучение и анализ современных социальных технологий невозможен вне организации. Социальная организа­ция подробно рассматривалась в главе 4, где она характеризо­валась как система социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределе­ния функциональных обязанностей. В социальной технологии, ориентированной на обеспечение движения организации к на­меченной цели, существенную роль выполняет определение и применение оптимальных технологических подходов к привле­чению и успешному использованию каждого из ресурсов. По­скольку каждая организация — это в первую очередь люди, ра­ботающие в ней, постольку в технологии использования ресур­сов главенствующую роль играет формирование трудовых ре­сурсов и управление ими.

Нередко случается так, что при определении целей своей ор­ганизации руководство обращает основное внимание на привле­чение необходимых денежных средств, оборудования и материа­лов, оставляя на втором плане потребность в людях, необходи­мых для достижения намеченных целей, и заботу о них. Давно из­вестно, что никакие финансовые, материальные и иные ресурсы не дадут желаемого результата, если организация не будет обес­печена квалифицированными, эффективно работающими кадра­ми. Социальная технология управления трудовыми ресурсами включает в себя изучение и оценку наличных ресурсов, разработ­ку программы удовлетворения в будущих ресурсах, набор на ра­боту квалифицированного персонала, создание необходимого ре­зерва кандидатов на все должности и специальности, определение


перспектив роста и служебного продвижения каждого работника. Важным компонентом технологии управления трудовыми ресур­сами является также обеспечение профессиональной ориентации и повышение квалификации персонала, создание рациональной мотивации трудовой деятельности, повышение или понижение работников по службе соответственно качеству их трудовой дея­тельности, совершенствование организации труда, обогащение содержания выполняемых работ, создание условий для личност­ного развития работников. Чтобы занятый в организации персо­нал работал в полную силу и эффективно продвигался к достиже­нию ее цели, и необходимо соблюдать несколько простых, но важных в управлении правил, которые представляют собой эле­менты организационной технологии:

• люди предпочитают цели и идеи, в которых они могут разо­
браться;

• прежде чем действовать, необходимо добиться согласия во­
влеченных в действие людей;

• без согласия почти ничего нельзя изменить;

• когда Вы советуетесь с людьми, то тем самым укрепляете
согласие;

• создание коллектива необходимо связывать с организацион­
ной работой;

• в организации должны быть четко и ясно определены долж­
ностные обязанности всех сотрудников;

• организационная деятельность требует времени;

• невыполнение обещания дискредитирует Вас;

• помните, что неизвестное пугает людей больше, чем извест­
ное;

• делегирование полномочий обычно означает развитие и спо­
собствует рост эффективности деятельности организации,
помните, что «Вы можете загнать лошадь в воду, но не мо­
жете заставить ее пить»;

• в случае необходимости признавайте свою неправоту и учи­
тесь на ошибках;

• регулярно анализируйте ход дела в организации и поощ­
ряйте обратную связь, помятуя, что честная обратная связь


— самое ценное, которое Вам может дать коллектив по ра­боте;

• дела говорят сами за себя.

Соблюдение этих достаточно несложных правил помогает приводить в движение как производственный, так и духовно-творческий потенциал объединенных людей, интегрировать их разные интересы и сплачивать вокруг общих целей организации. В процессе реализации социальных технологий работы с персо­налом необходимо иметь в виду, что в современном социально-экономическом развитии-общества возрастает роль социальных и интеллектуальных начал в организации всех видов трудовой дея­тельности. Поэтому стимулирование активной трудовой деятель­ности, получение планируемого результата, его высокого качест­ва и надежности достигаются не только технико-организацион­ными мерами и материальным поощрением работников, но и по­вышением уровня социальной зрелости организации, развитием ее самоуправления, включением социальных и духовных куль­турных стимулов не только в сферу труда, но и в развитие кол­лектива и личности.


Чтобы добиться этого в деятельности и взаимодействии лю­дей, объединенных в организации, необходимо соблюдать сле­дующие условия:

• все члены группы (организации) четко представляют себе
цели совместной работы;

• умения каждого известны остальным и функции распределе­
ны;

• организационное строение группы соответствует выполняе­
мой задаче;

• в группе интересуются методами работы и пытаются их со­
вершенствовать;

• группа поддерживает своих членов и создает тесные взаимо­
отношения.

• отношения в группе открытые, и она готова встретить любые
трудности и преграды на пути эффективной работы1.

1 Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. — М.: Дело, 1991 — с. 249.


Следующим существенным компонентом социальной техно­логии повышения результативности деятельности организации является определение критерия эффективности. Он может быть определен следующим образом: если два способа действий дают одинаковые результаты относительно целей организации, то предпочесть следует наименее затратный. Следовательно, эффек­тивность деятельности организации — это конечный результат, полученный при наименьших издержках в оптимальные сроки и характеризующийся возможно более высоким качеством. Есть и другие точки зрения по определению эффективности организа­ции. Ознакомиться с ними можно в книге Ричард X. Холл. «Орга­низации: структуры, процессы, результаты»1.

Если этот критерий применить к определению эффективности социальных технологий, используемых для обеспечения высокой результативности тех или иных организаций (производственных, внепроизводственных и т.п.), то названные технологии должны обладать определенными свойствами:

• привлекательность цели;

• простота и понятность ее обоснования;

• гибкость внедрения предлагаемых процедур и операций;

• надежность теоретического и методического обоснования,
профессиональность применимости;

• экономичность достижения цели воспроизводства (произ­
водственная, социально-психологическая, организационная
и др.).

Еще одним важным компонентом социальной технологии, ис­пользуемой в целях обеспечения эффективности деятельности ор­ганизации, является разработка и четкое применение общеобяза­тельных «правил игры» — требований, предъявляемых ко всем без исключения сотрудникам организации независимо от их ин­дивидуальных личных особенностей каждого. Это означает, что цели и задачи организации распределяются среди всех сотрудни­ков в качестве их официальных обязанностей независимо от лич­ностных особенностей. Поэтому должностные лица в своих кон-

1 Ричард X. Холл. Организации: структуры, процессы, результаты. — СПб. Питер, 2001. — с. 396-432.


тактах с другими должностными лицами и клиентами обязаны руководствоваться требованиями организации. Беспристраст­ность в отношениях и взаимодействиях сотрудников организации друг с другом призваны сохранить рациональность их суждений и действий при выполнении ими своих обязанностей, не осложнять эти действия влиянием личных чувств и эмоций. Повышение эф­фективности деятельности организации зависит от ее требований к персоналу и удовлетворения набора требований сотрудников. Соблюдение взаимных требований индивида к организации и ор­ганизации к своим сотрудникам является одним из важнейших принципов социальной технологии.


Одним из важнейших требований эффективной технологии управления организацией и обеспечения высокой эффективности ее деятельности является неуклонное проведение в жизнь ее ру­ководством принципа государственной законности системы управления предприятием, фирмой учреждением и т.п. Суть его такова: организационно-правовая форма каждой организации должна отвечать нормам и требованиям государственного зако­нодательства. А строгое соблюдение этого принципа создает со­циально-правовое пространство успешной деятельности данной организации и позволяет обеспечить внутреннюю правовую рег­ламентацию ее создания, функционирования и развития.

Еще одним важным компонентом эффективного управления организацией является обеспечение принципа единства руково­дства и распоряжения. Сущность его можно выразить в следую­щей форме: в одной организации должны функционировать один руководитель и одна программа, преследующие общую цель. Это означает, что работнику может давать два распоряжения относи­тельно каких-либо действий только один начальник.

Осуществление эффективной технологии управления органи­зацией предполагает также:

• своевременное и справедливое вознаграждение персонала,
соотнесенное с количеством, качеством и эффективностью
труда;

• объективное и доброжелательное отношение руководителя к
личным взглядам, служебным ожиданиям, притязаниям и
пожеланиям, профессиональным мнениям подчиненных;


• учет, действующей в организации формальной (официаль­
ной) и неформальной структуры коллектива и т.д.

Применение социальных технологий, ориентированных на по­вышение эффективности управления организациями, предполага­ет выработку у руководителей ряда обязательных личностных и профессиональных качеств. К числу наиболее важных из них от­носятся:

• умение внимательно выслушивать сослуживцев и подчинен­
ных, использовать их мнения и предложения для результа­
тивного определения возможных способов и путей решения
проблемы;

• способность налаживать деловые контакты с работниками
независимо от занимаемой должности;

• уверенность в своих возможностях, позволяющая вырабаты­
вать свой собственный стиль в управленческой деятельности;

• способность быстро и эффективно адаптироваться к меняю­
щейся ситуации как во внешней среде, так и внутри своей
организации;

• способность квалифицированно анализировать информацию
и использовать ее при выработке и осуществлении решений;

• умение распознавать перспективные нововведения и активно
внедрять их в деятельность возглавляемой организации;

• способность выбирать основные приоритеты деятельности ор­
ганизации и организовывать намеченные действия с привле­
чением минимального количества требуемых исполнителей;


• готовность поддерживать и развивать инициативу, творчест­
во своих подчиненных;

• обладать способностью выявлять зоны непредсказуемости и
риска при разработке и реализации проектов и планов дея­
тельности организации.

Социальная технология эффективной деятельности организа­ции ставит перед руководителем непростые в социально - психо­логическом плане задачи:

• более или менее систематическое обновление персонального
состава работающего в ней коллектива;

• неизбежная замена опытных, но пожилых работников, при­
влечение на освобождающиеся места новых сотрудников;


 

• удаление из организации плохо работающих сотрудников;

• использование индивидуальных способностей и профессио­
нальной компетенции работников в соответствии со страте­
гическими целями организации;

• интеграция интересов, потребностей, стремлений и запросов
сотрудников с целями и задачами организации;

• использование кооперативного стиля работы, когда возни­
кающие проблемы в организации решаются совместными
усилиями коллектива или причастными к этому делу работ­
никами;

• основой продвижения по службе управленцев является их
кадровая грамотность.

Одним из основных требований социальной технологии к эф­фективной управленческой деятельности является следующее: нельзя подстраивать организацию к способностям и умениям раз­личных людей, необходимо строить ее как инструмент для дос­тижения четко обозначенной цели и подбирать людей, способных обеспечить достижение этой цели. Обобщая основные концепту­альные подходы в различных теориях управления и практический опыт управленческих действий ведущих фирм и корпораций мира, известный японский специалист в области менеджмента М. Огава пришел к выводу, что наибольшим эффектом обладает не та управляющая система, во главе которой находится управ­ляющий-администратор, а та, которую возглавляет менеджер-лидер, обладающий хорошо развитым «социальным умом» и на­выками демократического управления.

Итак, эффективность управления следует оценивать по спо­собности лидера-менеджера устанавливать для подчиненной группы людей общие цели и задачи, сплачивать группу на их дос­тижение, давать людям уверенность в непременном достижении целей, учитывать их мнение, изменять эти мнения и требования в зависимости от изменения требований окружающей социальной среды, и тем самым увязывать усилия подчиненных людей с по­ложительным практическим опытом. Именно совокупность на­званных качеств, соединенная органично с современными соци­альными технологиями, обеспечивает эффективность деятельно­сти организации и управления ею.


5. ОСОБЕННОСТИ

УПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ

И ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Как и все общественные дисциплины, социология и психоло­гия управления переживает существенные изменения. Объектив­ные условия, в которых приходится действовать человеку в XXI веке, диктуют новые формы мышления поведения и сотруд­ничества людей. Соответственно по-новому должен быть развит и организован субъективный фактор. XXI век — век информатиза­ции и глобализации всех явлений, время динамичных перемен, когда все процессы развиваются быстро и противоречиво. Созда­ется определенная ситуация, которая таит в себе как громадные возможности, так и угрозы, тревожные тенденции. Среди тревож­ных тенденций особенно опасны следующие:

а) происходят планетарные изменения в природной среде (бы­
строе сокращение биологического разнообразия, нарастание
«парникового эффекта» и грядущее изменение климата, исто­
щение озонового слоя, сокращение площади лесов и деграда­
ция почв, нарастание ее загрязнения, загрязнение воды и атмо­
сферы токсичными отходами человеческой деятельности);

б) резко растущая социальная дифференциация как между раз­
личными странами, так и внутри отдельных стран, что в со­
четании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локаль­
ным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального
потрясения;

в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении
ресурсных возможностей планеты;

г) расточительный режим расходования не возобновляемых
природных ресурсов, пренебрежение интересами будущих
поколений1.

1 Основы современного социального управления: теория и методология. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Иванова — М.: Экономика, 2000. — с. 184. 428


Эти и некоторые другие тревожные тенденции несут угрозу разрушения человека, его связей с обществом, оскудения духов­ности и культуры. В результате разбалансированности мира на­растает противоречие между личностью и обществом. Углубле­ние этого противоречия ведет к деградации личности, усилению апатии и отчаяния человека, подмене истинных ценностей лож­ными, что в конечном итоге становится причиной антисоциально­го поведения, нарастающей агрессивности, межнациональной розни, терроризма и т.д.

Осознание этого противоречия происходит трудно, болезнен­но. Да и управленческая революция XX века позволила добиться серьезных социальных результатов, за счет преодоления кризис­ных явлений, совершенствования рыночных отношений. Посте­пенно приходит осознание того факта, что в мире не может быть достигнута стабильность за счет разрушения природных, соци­альных и духовных факторов. Понимание проблемы, выявление текущих тенденций развития порождают и новые методы их ре­шения. Они появляются в сфере социологии и психологии управ­ления, носят стратегический и тактический характер. Органы управления вырабатывают систему адаптации человека к меняю­щимся жизненным условиям, социальной защиты населения и т.п., которые позволяют еще в большей мере социально регули­ровать рынок.

Предъявляются новые требования к развитию субъекта управления — государству, которое вынуждено делегировать многие функции хозяйственного регулирования своим гражда­нам, территориям, союзам и ассоциациям, малым и средним предприятиям. Это, в свою очередь, укрепляет материально-финансовую и правовую базу органов местного самоуправле­ния, которые все более активно влияют на правильное исполь­зование природных, социальных, духовно-культурных, управ­ленческих и других ресурсов. Они позволяют разгружать верх­ние этажи власти и управления от несвойственных им функций и дают возможность сосредоточиться на современных методах управления. То есть постепенно идет процесс создания новой управленческой культуры, а программно-целевые, прогностиче-


ские методы управления становятся постепенно нормой управ­ленческой деятельности на всех ее уровнях.

В то же время обостряется и такое противоречие, как резкое отставание темпов социального прогресса от научно-техничес­кого. Современные научно-технические достижения, с одной сто­роны, открывают перспективу все большей власти человека над природой, а с другой, не способствует росту ответственности че­ловечества перед жизнью на Земле. Сегодня главным условием выживания мира является ускорение темпов социального про­гресса, повышение его социальной зрелости, включение коллек­тивного разума, инновационных ресурсов в регулирование соци­ального пространства.

Однако от требований XXI века серьезно отстают главные субъекты управления — политические институты, органы власти, отдельные политические лидеры, формирование которых проис­ходит не в едином информационном пространстве, требований мировой культуры, норм мирового права, а в коридорах бюрокра­тии, отключенной в силу целого ряда причин от современных ценностей мировой цивилизации. Совершенно очевидно, что их действия и стиль мышления требуют кардинальных перемен.

Анализ показывает, что бюрократическая власть расширяет сферу своего влияния в мире, уровень ее профессиональной ком­петентности и нравственной ответственности снижается. Она не только не способна поднять активность своих граждан в решении нарастающих глобальных проблем, но, наоборот, отключает их от адекватного реагирования, притупляет бдительность, что грозит миру непредсказуемыми последствиями. Этот особый вид власти должен быть поставлен под особый контроль, в том числе и сред­ствами информационных технологий, позволяющих уже сегодня разрабатывать и контролировать выполнение всемирной инфор­мационной программы. Проблемы информатизации и технологи-зации мирового пространства должны быть выведены за пределы бюрократической власти, политического давления, за рамки от­дельных дисциплин.

Сегодня система управления должна учитывать и геополити­ческие факторы. Геополитика (наука о методах воздействия поли-


тической, экономической и физической географии на внутрен­нюю и внешнюю политику государства) и глобалистика (наука о закономерностях и тенденциях развития глобальных процессов) позволяют наиболее полно понять совокупность тех внешних воздействий, которые сегодня испытывают все в большей мере страны мирового сообщества. Без: их анализа ж учета трудно пе­нять и те внутренние изменения, которые происходят в каждой отдельно взятой стране.

Главным субъектом управления выступает государство. Чтобы решать новые задачи российской государственности^ необходимо:

а) наполнить политические властные отношения властью ду­
ховной, нравственной, идеологической, информационно -
аналитической правовой, без которых невозможно сегодня
объединить общество и обеспечить его целостность на осног
ве системного управления;

б) в приоритетном порядке российскому государству в первую
очередь необходимо четко и ясно сформулировать социам*-
ную доктрину развития общества как составную часть обще­
ственной доктрины развития общества в целом.

Одним из возможных способов организации общественной жизни сегодня может выступать корпоративизм, при котором пи­рамида общественной жизни, наконец, приобретает устойчивое положение— не только центр инициирует развитие, но и сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в ак­тивную общественную жизнь. Став совладельцами собственно­сти, акционерами, они сами создают властные структуры, зараба­тывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культу­ру, образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы, располагая необходимыми полномочиями и ресурса­ми. Таким образом, корпоративизм понимается как способ орга­низации общественной жизни, при котором вся пирамида обще­ственной жизни приобретает устойчивое положение, так как высшей целью корпоративного пути развития являются:

• высокие доходы большинства населения;

• постоянное, улучшение сервиса и комфортности жизни, вы­
сокое качество и продолжительность жизни;


• саморазвитие и творческое совершенствование личности как
высшая ценность;

• перспективы для самореализации подрастающего поколе­
ния;

• обеспечение высокого уровня и качества жизни как рабо­
тающим гражданам, так и пенсионерам, инвалидам, много­
детным семьям и т.д.

То есть корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать вы­шеобозначенные цели, а реально воплощать их в жизнь. Очевид­но, что корпоративный путь развития может способствовать вы­ходу России из кризиса, он как бы представляет собой объеди­няющуюся всех идею, самобытную модель общественного разви­тия, инновационную управленческую культуру XXI века.

Современная социология и психология управления еще далеки от рациональности. Управленческая деятельность осуществляется пока по старой устоявшейся традиции и не отвечает требованиям времени. Назрела потребность сформировать новую управленче­скую культуру, учитывая, что роль культурного фактора постоян­но возрастает и будет возрастать. Главная проблема культуры — воспроизводство самого человека, его знаний, навыков, матери­альных и духовных ценностей. Очевидно, что это возможно толь­ко в системе определенных общественных отношений через раз­личные виды деятельности и прежде всего творческой.

Выступая органической частью общей культуры общества, управленческая культура включает в себя следующие элементы:

• управленческие знания (теория управления, менеджмента),
соответствующие сознание, чувства, настроения;

• общественные отношения, прежде всего управленческие, ор­
ганизационные, которые материализуют знания, нормы, об­
разцы в своем содержании и в процессе социализации лич­
ности передают ей нормы и ценности общества, в том числе
управленческие, делая их устойчивым элементом культуры
человека;

• управленческая деятельность, носящая творческий характер,
позволяет переводить знания, ценности общества в процессе
социализации в устойчивые черты личности, творить как са-


му личность, так и ее культуру, нормы ее поведения, мотивы к инновационно-управленческой деятельности. Механизм формирования управленческой культуры может быть представлен следующим образом:

• формирование знаний, управленческих концепций, проектов
программ и т.д.;

• развитие управленческих отношений;

• мотивация творческой деятельности в сфере управления;

• воспитания утверждения уважения в обществе к обществен­
ным институтам, государству, законам, морали, праву;

• разработка и внедрение управленческих технологий, кото­
рые оптимизируют сам процесс управления и объединяют в
одно целое управленческие знания, отношения и творческую
деятельность, работу общественных институтов.

Итак, нам всем предстоит впереди путь освоения теории и практики управления путем формирования новой управленческой и организационной культуры XXI века. Носителями такой куль­туры выступает как общество, так и его социальные группы, лич­ности. Они подвержены культурным влияниям в опережающем режиме. Поэтому весьма перспективной является идея формиро­вания современной управленческой элиты, которая способна бы­ла бы влиять на общественную жизнь упреждающе, прогностиче­ски, опираясь на профессиональные знания, творческое вообра­жение, нетрадиционное восприятие.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Что такое социальная технология?

2. Каковы условия и признаки технологизации социальных
процессов?

3. Каковы основные принципы социальных технологий управ­
ления людьми?

4. Что необходимо, чтобы социальная технология была ус­
пешной?

5. Что включает в себя технология лидерства?

6. Каковы основные качества и навыки лидера?

7. Перечислите основные условия эффективной командной
работы.

8. Что такое экстремальная ситуация?

9. Каковы компоненты управленческого анализа риска и какие
требования должны предъявляться к социальным технологиям в
условиях риска?

 

10. Каковы особенности социальной технологии управления
трудовыми ресурсами?

11. Какие требования социальная технология эффективности
организации предъявляет к личностным и профессиональным ка*
чествам руководителя?

12. Какие глобальные изменения произошли в мире и стали
наиболее заметными и угрожающими?

13. Перечислите элементы, составляющие управленческую
культуру.

14. Раскройте общий механизм формирования управленческой
культуры.


:







Date: 2015-12-13; view: 343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию