Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность организации





Управленческие отношения складываются в определенной со­циальной общности, в организации. Поэтому важное значение в теории социологии и психологии управления имеет изучение в качестве объекта управления организации. Организация пронизы­вает всю нашу жизнь. Поэтому анализ как таковой организации необходим. Особенно, если учесть, что большинство людей вхо­дит в различные трудовые организации, где происходит их фор­мирование и становление как органически всесторонне развитых

личностей.

Организация (от лат. ог§ашзагю — формирую, создаю, сооб­щаю стройный вид) характеризуется как:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодейст­
вия отдельных элементов или частей системы в соответствии
со структурой целого. Она выступает как предпосылка и как
результат управления. С одной стороны, управляющее воз­
действие в сложных иерархически построенных системах (к
которым относится и деятельность в органах управления)
должно иметь организованный характер. С другой, процесс
управления, возникающий уже на этом уровне, протекает в
рамках определенной организации. Поэтому ни одна из кате­
горий — «организация» или «управление» — не являются
первичной по отношению к другой, а обе они взаимодопол-
няют друг друга.

2. Объединение людей для совместного достижения постав­
ленной цели, действующих в рамках определенной структу­
ры и на основе правил, установленных для этой организации
(в данном случае — орган, подразделение управления). Раз­
личают формальную и неформальную структуру организа­
ции. Неформальная — спонтанно развиваемая членами дан­
ной организации система неформализованных отношений,
направленная на решение организационных задач, способа­
ми, отличными от формально предписанных. Можно выде­
лить три основные черты этого явления:

а) спонтанность, то есть незапланированность возникнове­ния; 108


б) существование и функционирование наряду, параллельно
с организацией формальной;

в) главная особенность — служебное, «деловое» содержа­
ние при совпадении или расхождении направления дея­
тельности с целями формальной организации. Нефор­
мальная структура организации возникает как реакция
социальной (человеческой) организации на ограничен­
ность формальной организации.

Формальная структура организации — один из типов органи­зованности социальных систем, возникающий и существую­щий наряду с организацией. Это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систе­му отношений, зафиксированных должностными инструк­циями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива. Во многих формальных организациях существуют неформаль­ные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом. Поэтому искусством управления является следующее: руководитель должен знать объективные законы возникновения и функционирования неформальной структуры организации и уметь использовать их так, чтобы сама она выступала частью формальной струк­туры организации и работала на нее.

3. Определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию организационной структуры управления, совершенствованию взаимосвязей ее элементов и обеспечению эффективного функционирования (организаторская деятельность). В сфере организации управ­ления ее обычно связывают с действиями, направленными на формирование (основание, учреждение, создание, совершен­ствование) каких-либо организационных структур, на подго­товку и налаживание работ, на объединение и упорядочение совместной работы исполнителей.

•I.

Результат обеспечения функционирования системы управле­ния, отражающий ее состояние, то есть организованность.

юу


Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная организация.

Трудовая организация — это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для дос­тижения значимой для всех членов организации цели и для соз­дания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организа­ция значительно шире производственной и охватывает работни­ков производственных, научных, учебных, медицинских, куль­турно-просветительских, административных и других организа­ций.


Производственная организация относится только к сфере ма­териального производства, в ней объединяются работники с це­лью производства материальных благ. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям: 1) по форме собственности. В настоящее время можно выде­лить следующие формы собственности:

а) государственная;

б) кооперативная;

в) акционерная;

г) собственность трудового коллектива;

д) частная;

е) совместная с иностранным капиталом;

ж) иностранная;

2) по сферам деятельности'.

— организации, действующие в сфере материального про­
изводства (в промышленности, строительстве, транспор­
те, сельском хозяйстве и т.д.),

— организации, функционирующие в непроизводственной
сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образо­
вания и т.д.).

Роль и значение трудовых организаций в развитии общества огромны. От эффективности и качества труда работников в ко­нечном счете зависят процветание общества, уровень и качество


жизни людей. Путь к успеху каждой трудовой организации — это снижение себестоимости и издержек производства, повышение его эффективности, технического и технологического уровня и уровня организации производства; повышение объемов и качест­ва выпускаемой продукции и оказываемых услуг; максимальный учет запросов потребителя и снижение цен с целью завоевания рынка сбыта, улучшение системы внутрипроизводственного управления и т.д.

Прежде чем перейти к систематическому рассмотрению управленческих аспектов в организации, в том числе и трудовой, необходимо охарактеризовать тот общеорганизационный кон­текст, в котором они реализуются. Им является структура органи­зации в целом, содержание процессов ее функционирования. Раз­личия в структуре организации, особенности ее функционирова­ния накладывают существенный отпечаток на управленческую деятельность. В этой связи необходимо определить, каковы ос­новные типы организационных структур управления, какими по­нятиями они оперируют и как они влияют на управленческую деятельность.

Понятие организации, как об этом говорилось выше, примени­тельно к системе управления имеет два основных значения. Во-первых, это процесс согласования множества индивидуальных деятельностей в плане достижения определенных общегрупповых целей; это — самая деятельность управления.

Во-вторых, организация — это одновременно и определен­ная структура, состоящая из ряда основных компонентов и ус­тойчивых, стабильных связей между ними. В этом плане она яв­ляется и результатом управленческой деятельности, и одновре­менно основой ее осуществления.

В основе построения любой организации лежит сочетание двух основных принципов — иерархического {субординационно­го, «вертикального») и координационного (паритетного, ((гори­зонтального»). По отношению к управленческой деятельности первый отражен в понятии «континуума руководства» (протяжен­ности), представляющего всю управленческую вертикаль, начи­ная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и.«жчая высшим уровнем руководства. Содержание управленче-


ской деятельности существенно изменяется «вдоль» этого конти­нуума, зависит от конкретного уровня руководителя.

Второй принцип — координационный — является воплощени­ем другого важнейшего атрибута совместной деятельности — функционального разделения труда. Функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя и исполнителей. Его учет также необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает), а также его взаимодействий с другими подраз­делениями и их руководителями. Эта — «горизонтальная состав­ляющая» — во многом определяет коммуникативное пространст­во организации. При помощи горизонтального разделения созда­ются подразделения, за которыми закрепляются только им при­сущие задачи которые добиваются только им присущих целей. Например, производственный отдел, отдел маркетинга, финансо­вый отдел, бухгалтерия выполняют закрепленные за ними виды деятельности горизонтального разделения труда, от успешного выполнения которых зависит эффективность работы всей органи­зации. Отделы и службы — группы людей с направленной коор­динацией деятельности для достижения общих целей. Сама же координация является следствием разделения труда по вертикали, что по сути представляет собою само управление. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности.


Итак, организация (трудовая, в частности) может иметь ие­рархические структуры, когда организация делится на отдель­ные блоки, а управленческие полномочия передаются по верти­кали, образуя цепь команд управления. Чем выше место в управленческой структуре, тем больше и масштабнее управлен­ческие функции. В основу данной системы управления положен субординационный признак. Иерархическое строение в чистом виде присуще, в частности, линейно-функциональным структу­рам управления.

Дальнейшее развитие производственной деятельности, появ­ление эффективных методов решения управленческих задач и рост специализации управления привели к появлению нового класса структур. Так, наряду с традиционными иерархическими


структурами широкое распространение в настоящее время полу­чили следующие:

 

 

• проектная организация,

• матричная структура,

• организация конгломератного типа,

• свободная структура.

Проектная организация — это временная структура, созданная для решения конкретной задачи и объединяющая наиболее ква­лифицированных сотрудников организации для максимально эф­фективного ее решения. Главные ее преимущества — концентра­ция лучших сил на каком-либо участке работы, задачах, создание «ориентированной на цель команды». Матричная организация -это двойное подчинение рабочей группы. Эти группы подчиня­ются одновременно и руководителю проекта, и руководителю то­го функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители функциональных служб сохраня­ют свои линейные полномочия. Организация конгломератного типа характеризуется тем, что в пределах одной организации со­четаются две или более рассмотренных выше структур. Напри­мер:


• в одном отделении фирмы может использоваться продукто­
вая дивизиональная структура,

• в другом — линейно-функциональная,

• в третьем — матричная организация.

Свободная структура не имеет жесткой и стабильной органи­зации, постоянно изменяет ее и приобретает тот или иной ее вид в зависимости от меняющихся внешних условий и стоящих в тот или иной момент основных задач. Главным достоинством и ос­новным назначением свободных структур является способность быстро и гибко отвечать на высококонкурентные, сложные и бы­стро меняющиеся условия. Главный недостаток — слабая адми­нистративная управляемость, а также возможность использования только в узком диапазоне условий — лишь при наличии высокого уровня профессиональной компетенции исполнителей.

Все рассмотренные классы и типы организационных структ> р широко используются в системе управления, поэтому их необхо-


димо знать, применять и модернизировать в процессе трудовой деятельности.

Структура организации характеризуется степенью диффе­ренциации: горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная дифференциация обусловлена принципом функционального разделения труда в организации и характеризуется степенью специализации ее структурных подразделений, а также их коли­чеством. Вертикальная дифференциация — это мера разделения организации на иерархически соподчиненные уровни управле­ния. Например, для учебных заведений типичная иерархия име­ет следующий вид: ректор — проректор — декан — заведую­щий кафедрой — преподаватель — студент (т.е. включает шесть соподчиненных уровней).

Формализованность структуры определяется как степень же­сткости, нормативной предписанности, институциональной рег­ламентированности и методологической базой. Структура орга­низации определяется такими понятиями, как централизация и децентрализация. Эти понятия измеряются через организацию функции принятия управленческих решений. Чем в большей мере эта функция сконцентрирована на высшем уровне, тем выше централизация. Наоборот, чем большей свободой приня­тия решений обладают иные, чем высшие уровни, тем выше де­централизация.

 








Date: 2015-12-13; view: 506; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию