Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процессы в трудовой организации
Рассматривая организацию с точки зрения социального объекта, социальной группы, дадим следующую формулировку. Социальная организация (от позднелатинского ог§ашге — сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления. В ней взаимодействуют ^различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности. Социальная организация промышленного предприятия представляет собой систему социальных групп, выполняющих определенные производственные функции, которые способствуют достижению общей цели или целей. Это обычно работники (организационно оформленная общность людей), объединяющиеся для создания или производства определенной продукции с помощью материальных средств и предметов труда. Социальная организация характеризуется обычно следующими основными признаками: • наличие единой цели (производство продукции или оказание • формализация значительной части целей данной организа • существование системы власти, управления, которые подра • распределение функций (полномочий и обязанностей) между • совокупность правил и норм, регулирующих отношения ме Социальная организация относится к наиболее сложному типу организационных систем, поскольку в ее природе заложена известная двойственность: • во-первых, она создается для решения определенных задач, • во-вторых, выступает социальной средой общения и пред На заранее созданную социальную организацию накладывается целая система межличностных отношений. Перед трудовой социальной организацией, как правило, ставятся две задачи: 1) повышение экономической эффективности производства и 2) социальное развитие коллектива или работника как лично Производственный тип структуры социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как: а) функциональную (содержание труда); б) профессиональную (подготовка и переподготовка кадров); в) социально-психологическую (межличностные отношения); г) управленческую (система управления). Непроизводственный тип структуры социальной организации возникает тогда, когда члены трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы время работников. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций. Общая структура социальной организации промышленного предприятия возникает и развивается как в рабочее время (в ходе производственного процесса, в процессе труда), так и в свободное от работы время. Эти социальные организации взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Схематично данный процесс можно представить следующим образом (см. Рис. 5). А — производственный тип структуры СО В — непроизводственный тип структуры СО С — зона пересечения структур социальных организаций
Непроизводственный тип структуры социальной ___ организации трудового \ I / коллектива. 1 Социальные процессы и явления. 1 Решение задач по повышению -------------------»• Решение задач по социальному эффективности производства и ч------------------- развитию коллектива и личности. качества труда. Рис.5. Структура социальной организации трудового коллектива В социальную структуру трудовой организации (коллектива) входят и социальные процессы и явления, знание которых, так же как и структуры социальной организации, крайне необходимо для эффективного и качественного управления социальной организацией предприятия. В ходе функционирования социальная организация вырабатывает два ряда требований: 1. Требования организации к индивидам: • активная и эффективная деятельность, направленная на ус • требования к индивидам, сформулированные безотноситель • требования к индивидам как к членам определенной общно 2. Организация также должна отвечать определенному на • обеспечение устойчивости и социального положения данно • возможности самоутверждения индивида в обществе как • обеспечение условий для его саморазвития как личности. а) достижения поставленной цели путем повышения упорядо б) хорошо налаженной системы коммуникации между ее чле в) создания реальных условий для служебного продвижения ее г) формирования и целенаправленного осуществления в ней Кроме того, эффективность деятельности социальной организации в решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой. В трудовой организации как целостной системе происходит непрерывное движение всех ее структурных элементов, их воспроизводство и более или менее значительные изменения. Эти изменения представляют собой совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других, они называются социальным процессом. Под социальным процессом в трудовой организации понимается последовательная смена социальной организации в целом или отдельных ее структурных элементов. Эта смена может быть прогрессивной, когда она отвечает требованиям общественного прогресса и направлена на реализацию прогрессивных задач и целей; регрессивной, когда идет разрушение имеющихся структур и не предлагается ничего нового взамен; и оставаться без изменения в рамках сохранения исходного состояния (застойные явления). Все эти процессы можно сгруппировать и классифицировать в трудовой организации по трем основным группам. I группа — Процессы формирования и развития организации как целостной социальной общности. Она включают в себя следующие моменты: 1. Прогнозирование потребности в кадрах. Трудовая организа 2. Подбор и расстановка кадров. В широком смысле слова это: с потребностями трудовой организации; б) профессиональный отбор, осуществляемый трудовой ор в) подбор для работы в трудовой организации только таких г) адаптация работников, создания всех необходимых усло д) расстановка кадров с учетом способностей и склонностей е) высвобождение и переподготовка кадров, когда не справ 3. Стабилизация коллектива, социальной организации. В данном случае постоянно изучаются и анализируются причины миграции (увольнения) работников из трудовой организации. Если количество увольняемых превышает 7-8%, то необходимо принимать меры по устранению причин увольнения. Причины необходимо рассматривать всесторонне. Они могут быть как внешние, так и внутренние, как объективные, так и субъективные. II группа — Процессы изменения условий, качества труда и жизни членов коллектива. Сюда входят следующие процессы: 1. Условия использования трудового потенциала. Все работни 2. Условия удовлетворения первичных жизненных потребно нельзя допускать уравниловки, с одной стороны, и необходимо снять все ограничения с заработка, с другой. 3. Условия труда, развитие социально-производственной ин - социально-психологические условия; - организационно-технические (уровень механизации и ав - психофизиологические; — эстетические (особенности формирования эмоций, удобство рабочего места и т.д.). 4. Условия быта, развитие социально-бытовой инфраструкту 5. Условия удовлетворения духовных потребностей. Трудовой 6. Условия удовлетворения трудовых и гражданских прав. Без 7. Условия участия трудящихся в управлении делами коллек и т.д. Очевидно, что новая философия взаимоотношений внутри предприятий, фирм должна формироваться и в российской экономической среде. III группа — Динамика формирования и развития социальных качеств людей. Данная группа включает следующие процессы: 1. Изменения в системе потребностей и ценностных ориента- - постоянный, возобновляемый источник экономического развития. 2. Динамика состояния дисциплины и правопорядка в трудовой 3. Изменения в уровне и направленности трудовой, социальной 4 Изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников. Необходимо постоянно измерять средний уровень образования работников трудовой организации и принимать меры по его повышению. Учеными уже давно на эмпирическом уровне выведена закономерность: чем выше образовательный и культурный уровень работника, тем выше его эффективность и качество труда. Поэтому в трудовых организациях должна существовать система непрерывного развития образовательного и культурного уровня работников. 5. Формирование готовности работников к инновационной деятельности. В условиях рынка, жесткой конкуренции работники должны быть предрасположены к инновационной деятельности, научиться искать и находить новые пути улучшения производственной деятельности при наименьших затратах труда, сырья, материалов и т.д. Все эти три группы процессов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Классификация является чисто условной. В науке есть и такая классификация социальных процессов, выделенная американскими социологами Р. Парку и Э. Берджесу, которые в той или иной степени относятся и к трудовой организации. Среди них: • кооперация, • конкуренция, • приспособления, • конфликты, в ассимиляция, в амальгамизация. К ним обычно добавляются социальные процессы, происходящие только в группах. Это поддержание границ и систематические связи. Влияя и изменяя эти процессы, можно ими управлять. В идеальном варианте в каждой трудовой организации должна существовать система самоуправления. Date: 2015-12-13; view: 450; Нарушение авторских прав |