Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии оценки управленческого труда





Подлинным критерием оценки деятельности управленческого труда служит качественный или количественный конечный ре­зультат труда всего коллектива, в котором органически соедине­ны результаты труда и руководителя, и исполнителей. Результаты труда с экономической точки зрения проявляются как прибыль предприятия, качество и количество продукции, экономичность (себестоимость).

 

Психологические критерии 1   Экономические критерии
удовлетворенность трудом и членством в коллективе прибыльность
психолопг*ескнй климат коллектива мотивация членов   производительность качество экономичность
пя   нововведения
самооценка коллектива   действенность

Рис. 4. Критерии эффективности управленческого труда

Но помимо указанных критериев, эффективность деятельности руководителя оценивается через психологические критерии (Рис.4): 1) удовлетворенность членов коллектива различными аспекта­ми членства в нем (например, удовлетворенность отноше­ниями с коллегами, с руководителем, условиями труда, зара­ботной платой и т.д.), что проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате коллектива, в степени стабильности либо «текучести» кадров; мотивация членов коллектива (желание людей трудиться и сохранять членство в коллективе); авторитет руководителя в коллективе; самооценка коллективом своей сплоченности, своей успеш­ности функционирозания. Основным в экономической теории и хозяйственной практике является принцип соответствия затрат и результатов. Затраты оп-102

2)

3) 4)

ределяются по отношению к экономическим результатам. Резуль­таты характеризуются объемом выпуска продукции, добавленной стоимостью, прибылью и другими показателями. Отношение «ре­зультаты — затраты» в общем называется эффективностью. Мно­гие исследователи приводят следующий набор критериев резуль­тативности:

действенность определяется как степень достижения целей системы. Для производственных систем это означает прежде всего оценку качества продукции и выполнения плана поста­вок по количеству и срокам. Иначе говоря, речь идет об от­ветах на вопросы: что, сколько, когда?

экономичность понимается как соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;

качество — это соответствие характеристик продукции стандартам и требованиям потребителей;

прибыльность — соответствие между доходами и суммар­ными издержками. Это соотношение может быть выражено различными показателями, в том числе рентабельностью;

внедрение новшеств в современных условиях является важ­нейшей характеристикой производственных систем, опреде­ляющей перспективы развития и некоторые другие.

Для повышения эффективности руководства руководителю необходимо осуществлять ряд мер.

В производственной сфере: выпуск продукции, пользующейся спросом; передовое современное оборудование, современные техно­логии для обеспечение высокого качества и производитель­ности;

снижение себестоимости; автоматизация производства; квалифицированные кадры;

контроль качества сырья и комплектующих узлов от по­ставщиков; разумная финансовая политика.

В организационной сфере'.

ясная организационная структура, адекватная особенностям предприятия;

централизация в системе управления, принцип единоначалия; компетентные заместители, разумное делегирование полно­мочий;

четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, от­ветственности сотрудников; четкое разделение труда;

строгая трудовая и производственная дисциплина, основан­ная на соглашении между фирмой и ее работниками; эффективное и гибкое стимулирование работников:

1) справедливое материальное вознаграждение по результа­
там труда (зарплата, дивиденды в зависимости от прибы­
ли предприятия, премии за высокие результаты труда);

2) социальные льготы (жилье, медицинское обслуживание,
детсады, спорт и культурный отдых, санатории и т.д.);

3) обеспечение нормальных условий и организации труда;

4) моральное поощрение: признание ценности, деловой зна­
чимости сотрудника (устная похвала, публичное чество­
вание, печать, кино, Доска почета);

5) признание личностной значимости сотрудника — уважи­
тельное, тактичное, справедливое отношение к подчи­
ненным;

6) возможность личностного роста, продвижение в карьере
для сотрудников и т. д.


В каждой организации должно быть определено, каким коли­чеством подчиненных может управлять руководитель? Число подчиненных в западных фирмах колеблется от 4 до 8 на высших уровнях управления и от 8 до 15, а иногда и больше — на более низких уровнях управления. Это связано с тем, что чем больше количество подчиненных, тем большее количество взаимосвязей между людьми.


К правилам эффективного руководства, проверенным практи­ческим опытом за рубежом и в нашей стране, можно отнести сле­дующие:

• передача (делегирование) соответствующим структурам
полномочий и ответственности за результаты использования
предоставленной власти;

• планирование основных направлений работы с подчиненны­
ми людьми;

• неуклонное стремление к достижению цели и приобщение к
этому всех сотрудников;

• четкость и ясность отдаваемых распоряжений;

• соотнесение возможностей исполнителей со сложностью по­
ставленных задач;

• формирование деловой и доброжелательной атмосферы во
всех подразделениях фирмы, трудовой организации;

• поощрение за лучшие показатели в работе и исключение ка­
рательных мер и санкций;

• гласность и открытость в работе (разумеется, при сохране­
нии коммерческой тайны и других секретов фирмы, трудо-
вой организации);

• строгий контроль за психическим и психологическим со­
стоянием сотрудников;

• материальная и моральная поддержка сотрудников в необхо­
димых случаях;

• регулярные беседы управленцев-руководителей с подчинен­
ными и т.д.

Итак, в данной теме рассмотрен некоторый круг проблем, ко­торые во многом носят междисциплинарный характер. Знание социологии и психологии управления позволит повысить эффек­тивность управленческой деятельности.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Почему управленческая деятельность выступает как разно­
видность управленческого труда?

2. Перечислите основные структурные компоненты управлен­
ческой деятельности.

3. Какую роль играют методы в процессе управления?

4. Какие общенаучные методы применяются в управлении?

5. Каково значение социально-психологических методов уп­
равления?

6. Дайте характеристику организационно-административных и
экономических методов управления.

7. Перечислите основные психологические типы людей и дай­
те им характеристику.

8. Какие вы знаете типы характера?

9. Каковы критерии эффективности управленческого труда?

 

10. Перечислите профессионально-значимые качества, необ­
ходимые управленцу (менеджеру).

11. Назовите критерии управленческого труда и рассчитайте
его эффективность.

12. Каковы правила эффективного руководства?


 







Date: 2015-12-13; view: 865; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию