Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Последствия и ответственность за результаты управления
Социальные последствия — это ожидаемые, планируемые или неожиданные, стихийно возникающие, непредвиденные результаты преобразований в обществе, каких-либо нововведений в ограниченной территориальной социальной системе (регион, город) или социальной организации (предприятие, фирма, учреждение), которые сказываются на социальных отношениях групп, общностей, индивидов. Социальные последствия могут быть положительными и отрицательными, непосредственными и отдаленными (по времени возникновения), прямыми или косвенными (по связи с основным направлением преобразований) и т.д. Социальные последствия, как правило, соотносятся с социальными целями и проблемами и являются важным понятием социального управления. Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия. С психологической точки зрения ответственность — понятие более сложное, выступающее в различных психологических явлениях. Ответственность — это прежде всего осознание личностью тех требований и норм организации трудовой деятельности, последствий их выполнения и невыполнения, которые существуют в коллективе, трудовой организации, обществе. Но одного осознания недостаточно, необходимо активное действенное стремление реализовать эти требования в условиях совместной работы, воплотить эти нормы в конкретных действиях и поступках. Таким образом, когда мы говорим об ответственности, то речь идет не о простом исполнении того, что должно, а об активной жизненной позиции, стремлении добиться того, что должно. При этом важно, что человек отвечает за свои действия прежде всего перед самим собой, перед своей совестью. С другой стороны, ответственность может рассматриваться как психологическая черта личности, устойчиво проявляющаяся в со отношении к трудовой деятельности, к коллективу, самому себе. Наряд}' с этим понятие ответственности включает и эмоционально-чувственный компонент, выражающийся в переживаемом человеком чувстве ответственности, долга и совести. Таким образом, ответственность как психологическое явление есть результат многих психических функций личности: познавательной, эмоциональной и поведенческой. Существенные признаки ответственности, проявляющиеся в поведении, — точность, пунктуальность, обязательность в исполнении своих обязанностей, готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственное поведение предполагает профессионализм, знание своего дела, стремление разобраться в сложных вопросах. Оно не может реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные качества: способность к сопереживанию, чуткое 11, к состоянию другого человека. Осуществление ответственною пот-.щмшя требует волевых качеств: настойчивости, терпе-1||цим Iп. иыдержки, стойкости. <Мит тетю! п. имеет непосредственное отношение к вы- <>111ет<л ценность всегда относилась к определенному субъекту Дчч.' (•( п. ооя нишость человека перед кем-то или перед своей. щи I п.1.1 «и........ |и и (.пицц-! счпюй осознание и переживание от- |ц и........... 1м, п. пни........ю на самооценках исполнения обязан- 1101 11-11. И кпчсстно субъекта ответственности могут выступать: • отдельная личность; • группа как определенная общность людей; • государство как некая макроструктура. Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть: 1) общественно значимое лицо (например, президент, руководитель компании и т.д.); 2) социальная группа (политическая партия, организация, об 3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религи Виды ответственности: юридическая, моральная, профессиональная, социальная и другие. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обуславливающие их. Возможен также выбор и более частных критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие ее виды, как уголовная, административная, материальная, моральная. Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества. Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение. Осознание ответственности — прежде всего отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий. В итоге атрибуция ответственности порождается жизненной необходимостью оценивать результаты деятельности, а также определять уровень успеха или неудачи, налагать взыскания и т.п. Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе. На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты. Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет ответственности за ее сохранность. Поэтому в случае аварии человек обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт — кто виноват? Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и тоже подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники. Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие. Человек должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать. Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных деист-пи и. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, от-истстисниость бывает главным источником психического напряжении и к'чешю времени. Иыиолпин оспонпмс функции управления, руководитель решает сложные чадами, которые по содержанию и структуре не являются одно-порядковыми. Их составными элементами являются экономические, правовые, технологические, социально-психологические, носин га тельные и другие задачи. Руководитель обязан соблюдать ми ударп ценные законы, правовые нормы и одновременно быть • и не к шгпимм '(а спою работу и работу подчиненных. Г.| чип, щи юридическую и социальную ответственность. Л'/'"'1»1'''' '""< |'"/«('шг/№.ч-////туш. означает следование кон-||" (МММ 1,11ю||,1м и нормам государственного регулирования, оп-рг ничнчцпм, 'но может п чего по может делать организация, I руина как отдельный элемент организации, отдельная личность как обьскт управления. II огличие от юридической, социальная ответственность — ••то определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями. Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Пример: пожертвова- ния в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Такое поведение не регулируется юридическими законами и является добровольным. Другой пример: донорская деятельность для оказания экстренной помощи больному. Это пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга. Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, норм, которые усваиваются человеком. Социальные нормы поведения формируются постепенно в процессе взросления, начиная с детского возраста. Постепенно из внешних требований они становятся внутренними, психологическими образованиями. Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (его называют самоконтролем), т.е. деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно. Осознание человеком необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и других. Социальная ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению групповых норм поведения. Когда говорят, что работник нарушает нормы группы, членом которой онПявляется, это значит, что такие нормы существуют и что человек должен им следовать. Под групповыми нормами понимается совокупность требований и правил, вырабатываемых внутри группы как определенного сообщества и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы. Практика формирования и функционирования групп (в социальной психологии их называют «малыми» или «рабочими» группами) свидетельствует, что нормы эти никем извне не задаются, а складываются в процессе совместной деятельности людей. Можно сказать, что групповые нормы создаются спонтанно и становятся стандартами поведения всех членов группы. В сплоченной группе складываются также нормы отношений к другим людям. Ценностно-ориентационное единство группы является одним из сложных социально-психологических явлений, поскольку носит системный характер. До настоящего времени оно недостаточно изучено. Групповые нормы способствуют выполнению определенных действий людьми, выполняющими общую работу. Существование групповых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом. При наличии групповых норм сама группа становится коллективным организатором и координатором деятельности исполнителей. Система групповых норм контролируется самой группой. Поэтому не только руководитель, но и сама группа становятся субъектами управления всеми ее участниками. В любой организации, имеющей развитую структуру, существуют формальные и неформальные группы. Руководитель является ответственным не только за настоящее, но и за будущее, за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. В качестве примера можно взять любое управленческое решение, без которого не может быть решена организационная задача. Так, не рпиая задачи кадрового менеджмента, не отбирая нужный персонал и кадры управления, нельзя решить ни одной управленческой задачи. За любое принятое решение руководитель несет ответственное! •!,. По возможны ситуации, когда руководитель не принимает митра них решений. Непринятие решений может являться на-1> пи-пнем (оппалмюй ответственности руководителя. Например, ч'- приищи рпигшк- о проиерке техники безопасности менедже-рпми, ммгншшми к ному прямое отношение. Результат — гибель ию'п и и I 1.1 шииикшего пожара. 1'умшпдмк.мп, должен мредиидсп, последствия своей бездея-ишлиц 1и и быть готовым нести за это ответственность. Соци-.ип,нам ответственность руководителей может вступать в проти-норсчие с юридической ответственностью. Например, вопреки замшам, руководитель изыскивает средства, сдавая в аренду помещение, находящееся на территории предприятия, для погашения шдшшенности работникам по зарплате. Такое поведение руково-пи юля с чисто человеческих позиций можно расценить как соци-IIIIыю ответственное. Социальную ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. По мнению исследователей, один человек может выступать хозяином своей судьбы, а другой «плывет по воле волн», т.е. одна личность принимает на себя ответственность, а другая — уходит от нее. В связи с этим следует отметить две разные стратегии поведения человека: 1) видеть источник управления своей жизнью во внешней сре 2) в самом себе. В соответствии со взглядами Дж. Роттера, если человек принимает на себя ответственность за события своей жизни, то это означает наличие у личности «интерн ального» контроля. Интер-нальность личности положительно коррелирует с социальной ответственностью, с осознанием смысла и целей жизни. Лица с ин-тернальным локусом контроля (локус контроля — свойство личности определять меру ответственности за свои поступки самому себе или внешним обстоятельствам) берут на себя ответственность за ход жизненных событий, руководствуясь чувством долга, морали и четко осознавая смысла. Социально ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д. Если ответственность приписывается обстоятельствами другим людям или случаю, то это характеризует наличие внешнего, т.е. «жстерналъного» контроля. Интернальность и экстерналь-ность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе социализации (по Дж. Ротте-ру). Социализация -— это результат включения человека в социальные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, а затем воспроизводится в деятельности. В противоположность интервальным, экстернальным личностям свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность и т.д. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ 1. Чем вызвана необходимость управления? 2. В чем сущность управленческого взаимодействия? 3. Что понимается под системой социального управления? 4. Что является ресурсами управления? 5. Что входит в понятие социальная система? 6. Из каких элементов состоит система управления? 7. Что такое ответственность? 8. Чем характеризуется социальная ответственность? 9. Какова связь личности и ответственности?
Date: 2015-12-13; view: 732; Нарушение авторских прав |