Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга
Идеи Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Ф. Херцберга. Она основывается на независимых факторах, обнаруженных в ходе исследования, одинаково сильно влияющих на поведение людей в организации. 1. «Мотивационные» факторы, присущи самому процессу ра 2. «Гигиенические» факторы, внешние по отношению к про Таким образом, Херцберг считает, что отношение к работе следует рассматривать с двух точек зрения. Необходимо выяснить, к чему стремится работник, что делает его счастливым. Другой вопрос, вытекающий из первого, — чего работник хочет избежать, что делает его несчастливым. Следовательно, средства для удовлетворения этих отдельных и параллельных групп потребностей также должны быть различными. Херцберг заключает, что с целью увеличения положительной мотивации персонала на предприятиях администрация должна заботиться о благоприятном воздействии не только «гигиенических» факторов, но главным образом факторов «мотивационных». Последнего можно достичь путем «обогащения» работы — наделяя работников дополнительной властью и ответственностью, предоставляя им больше инициативы, более полно используя их способности и опыт, отмечая их заслугу продвижением по служебной лестнице и т.п. Херцберг считает также, что люди, сильно мотивируемые самим характером работы, легче переносят неблагоприятные «гигиенические» факторы и получают удовлетворение от своей работы. «Обогащение» работы должно быть постоянной функцией управления. На этой основе, по его мнению, можно эффективнее использовать способности, заложенные в человеке. Он сделал интересный вывод, что люди работают за деньги до определенного предела, границами которого является удовлетворение личного представления о том, что такое «хорошая жизнь». То есть, по его мнению, не человека надо приспосабливать к работе, а работа должна отвечать его индивидуальным способностям. 7. Теория стилей руководства Мак Грегора Широкую известность получила «Теория X» и «Теория У» Д. Мак Грегора, разработанная им в 1957 г. «Теория X» описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах. «Теория У» характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении. Выделив два противоположных стиля управления Д. Мак Грегор по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. Если раньше господствовал стиль «X», то в настоящее время наступила эпоха «У». Полная реализация теории «У» может вызвать серьезные изменения в организационной структуре, побудить отказаться от пирамидальной структуры, где вся власть и ответственность сосредоточены только наверху. Мак Грегор говорил: «Успех менеджмента — не наверняка, но в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение.» Он выделяет два главных поворота, касающихся средств контроля за поведением людей в организации: • переход от физического насилия к опоре на формальную • переход от формальной власти к лидерству. 1) характеристика лидера, 2) позиции и потребности его последователей, 3) характеристики организации (такие, как цель, структура, 4) социальная, экономическая и политическая среда. 8. Шкала лидерского поведения Американские ученые Р. Танненбаум и В. Шмидт попытались проранжировать все многообразие стилей руководства и получили некоторую шкалу руководства. Крайние точки на шкале обозначают: 1) лидера авторитарного типа, ориентированного на задачу, 2) лидера демократического типа, ориентированного на кол Между ними расположены все другие типы поведения. 9. Теория стилей руководства Р. Лаикерта Р. Лайкерт разработал собственную теорию стилей руководства и расположил их на некоторой протяженности от 1 до 4. • В модели 1 руководитель не доверяет подчиненным, редко • Модель 2 предполагает, что руководство удостаивает подчи шений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительнее, а наказание — потенциальное. В модели 3 руководство проявляет большое, но не полное доверие к подчиненным. Общие вопросы решаются наверху, частные делегируются вниз. Кроме систематического вознаграждения и случайных наказаний для мотивации используется ограниченное включение в принятие решений. Модель 4 характеризует полное доверие. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только вверх-вниз, но и горизонтально. Достигнуто полное взаимодействие с высоким уровнем доверия. 10. Стратегия модификации Модификация делает акцент на наблюдаемом поведении людей в организации. Выделяются четыре уровня модификации, или изменения: знания, установки, поведение и групповая деятельность. Первый уровень легко поддается изменению в зависимости от уровня и требований работы. Установка человека включает в себя еще и эмоциональную компоненту, поэтому её менять сложнее. Еще труднее изменить поведение. Человек знает об опасности курения, чувствует ухудшение здоровья, но не в состоянии изменить свое поведение в силу долговременной привычки. И самое трудное — изменение групповой деятельности. Группа представляет собой самовосстанавливающуюся форму совместной деятельности, поэтому изменить поведение отдельного его члена без предварительного изменения групповых норм и ценностей — дело чуть ли не безнадежное. Изменить можно, насильно вводя инновации и путем привлечения работников к этим изменениям. Есть и каши отечественные модели управления организацией (Р.В. Рывкина, А.И. Пригожина), но они слабо внедряются в производство и особенно не доказали свою эффективность и жизненность. Все эти управленческие аспекты и действия совершаются в социальной организации. Современное состояние теории управления направлено на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений об управлении. Спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен. Разработаны новые направления и течения, введены новые конструктивные понятия, сформировались перспективные тенденции развития теории управления. В частности, это концепции «стратегического управления» и управления персоналом», «инновационного менеджмента», «производственного менеджмента», понятия «организационная культура» и «управленческие способности». Можно выделить также основные тенденции современного этапа развития теории управления. Первая связана с повышением уровня материально-технической базы современного производства и услуг. Управленческая мысль концентрирует свои усилия на управлении операциями и поднятии уровня производительности с помощью синтеза дея» тельности людей и использования технических возможностей (компьютерной техники). Вторая состоит в дальнейшей демократизации управления, участия в доходах и собственности организаций рядовых работников, в осуществлении ими управленческих функций, участия в собственности. Третья тенденция — интернационализация управления, бизнеса. В 90-е годы большинство развитых стран перешло к открытой экономике, что резко повысило международную конкуренцию, а она, в свою очередь, усилила кооперацию производства, вызвала рост транснациональных компаний. Международный опыт управления подсказывает ряд новых проблем, стоящих перед теорией и практикой социологии и психологии управления. Сегодня все более широкое распространение получает теория, получившая название «демократия на рабочих места». Суть этой теории состоит в расширении полномочий всех низовых звеньев. Она созвучна теории партисипативного управления. Партисипативное управление направлено на раскрепощение инициативы и творческой активности работника, создание про- стора для индивидуальных достижений талантливых людей; обеспечивает необходимое интегрирование оценочных усилий на единое коллективное действие. Партисипативность -- это вовлечение работников в управление путем делегирования им управленческих полномочий. Партисипативный стиль руководства применим в управлении деятельностью подчиненных при следующих условиях: а) если руководитель уверен в себе, имеет высокий образова б) если подчиненные имеют высокий уровень знаний, потреб в) если задача, стоящая перед сотрудниками, предполагает Партисипативный стиль руководства предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда выслушивают и конструктивно используют их мнение, организуют широкий и всесторонний обмен информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их достижением, широко используя в качестве средства стимулирования разнообразные формы поощрения. Такой стиль управления может быть признан целесообразным для руководства аналитическими, научно-исследовательскими подразделениями, группами разработчиков и других подобных подразделений органов управления, в которых важен новаторский подход к решению задач.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ 1. Расскажите, как идет процесс гуманизации образования. 2. Какова сущность управления? 3. Каковы объективные и субъективные факторы управления? 4. Как соотносится социология и психология управления с другими дисциплинами? 5. Что является объектом и предметом социологии и психоло 6. Каковы основные задачи социологии и психологии управ 7. Какими принципами руководствуется современное управ 8. Какие термины входят в понятийный аппарат социологии и 9. Когда возникла теория научного управления?
10. Чем известна «школа человеческих отношений»? 11. Кто является классиками управления? 12. Какой вклад внес в теорию управления Тейлор?
13. Когда и кем впервые были сформулированы принципы 14. В чем суть теории потребностей А. Маслоу? 15. Почему теория Ф. Херцберга называется двухфакториой?
16. Чем характеризуется «Теория X» и «Теория У» Д. Мак 17. Какое значение имеет для управления теория Р. Лайкерта?
Date: 2015-12-13; view: 554; Нарушение авторских прав |