Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Манипулятивные метафоры в повседневной жизни
Одним из важнейших аспектов языка является использование различных метафор. Они помогают нам внедрить абстрактные понятия в обсуждение повседневных событий. Метафоры могут воздействовать на наше сознание. Например, эвфемизмы не только «смягчают» значения слов, но и могут делать их совершенно противоположными. Например, «waterboarding» – звучит как нечто, чем вы бы с удовольствием занялись на жарком пляже Средиземного моря. На самом же деле это слово относится к форме пытки, при которой голова допрашиваемого насильственно погружается в воду. В том же ключе звучат такие термины, как «сопутствующий урон» (мирные граждане, убитые во время военных операций), «допрос с пристрастием» (пытка), «дружественный огонь» (смерть от рук своих собственных солдат), «окончательное решение» (геноцид европейских евреев). Существует так называемая «беговая дорожка» эвфемизмов, при котором каждый новый как бы «пропитывается» негативным смыслом явления, к которому относится, а поэтому необходимо придумывать следующий эвфемизм ему на замену. «Сбор» мусора становится «санитарными работами», что затем трансформируется в «экологические услуги». «Туалет» становится «ванной» (будто бы там моются), а затем превращается в «комнату отдыха» (будто бы там можно вздремнуть). «Трущобы» превращаются в «гетто», а затем – во «внутренний город», а слово «гетто» теперь используется для обозначения культуры чернокожих американцев («Он такой типичный гетто»). Мы словно убегаем от негативных коннотаций слов, но ассоциация с отрицательным значением скоро восстанавливается и нам приходится убегать снова. Каждый из нас смог бы вспомнить пару примеров. Во время моей молодости слово «неполноценный» постепенно стали заменять фразой «умственно отсталый», а теперь это уже человек «с особенностями психофизического развития». «Школьный охранник» трансформировался в «школьного агента по безопасности», а на днях я слышал, как один телефонный оператор назвал себя «информационным ассистентом». Не знаю, какую выгоду он от этого получил, но заметьте, что эвфемизм обычно длиннее, чем изначальное слово или фраза, а с точки зрения эффективности речи это весьма затратно. В основе подмены эвфемизмов лежат несколько важных аспектов. Один из них – то, что изменяются слова, но не концепт, лежащий в основе фразы (см. главу 13 о культурной антропологии). Это также означает, что мы должны иметь чувствительность к происходящим изменениям смысла – иначе зачем их проводить? Но любое изменение всегда временно. Подмена эвфемизмов также означает, что мы ищем возможности уменьшить психологическое напряжение по поводу некоторых щекотливых вопросов: расовых, сексуальных предубеждений и тому подобного. Иногда мы не просто «убегаем» от негативных смыслов. Да, по-испански «negro» означает всего лишь цвет – «черный», но это слово слишком близко по звучанию к оскорбительному «nigrah». Зачастую в качестве протеста угнетаемые группы людей используют для самоназывания такие слова, которые усиливают коннотационный эффект. «Черный» выбирается не для того, чтобы достичь равенства с «белым», а чтобы вызвать у расистов их самые страшные ассоциации: «черные», получившие свободу, – это «Черные пантеры», их не видно во тьме ночи, за исключением их сияющих желтых глаз. Поэтому во время революционных изменений среди людей происходят призывы к расовой солидарности: «Все мы „черные“ братья и сестры». Но при переходе на следующую эволюционную ступень общества в названиях упор делается уже на своих корнях, происхождении: американцы итальянского происхождения, китайского, японского. Как же теперь называть «черных»? «Американец, предки которого были черными рабами»? Из трудного положения нашелся изящный выход: «афроамериканцы» – это слово намекает на происхождение. На этом примере мы наблюдаем различные стадии развития самосознания определенной общественной группы. Явление подмены эвфемизмов также зачастую проходит в обратном направлении – то есть слово приобретает негативные коннотации. Так, слово «тенденциозный» (tendentious) изначально использовалось для характеристики меньшинства с устоявшимися взглядами. В Соединенном Королевстве и Австралии это значение все еще сохраняется, но в США оно приобрело негативные коннотации: мнение меньшинства, скорее всего, неправильно, а поэтому указанное слово применяется к человеку, имеющему сомнительные взгляды. Возможно, тот факт, что «tendentious» рифмуется с «pretentious», облегчил трансформацию смысла. Критику Израиля в США зачастую называют «тенденциозной», так как она считается прерогативой меньшинства. СМИ активно участвуют в закреплении негативных коннотаций за отдельными словами. Вот пример из статьи: «трагедия эпидемии недостатка витамина D» – видимо, это относилось к небольшому увеличению количества людей с недостатком витамина D. А вот выдающийся пример словесной трансформации. Во многих науках за последние 50 лет наметилась тенденция использовать вместо слова «пол» (sex) слово «род» (gender) для обозначения половых различий. С незапамятных времен (по крайней мере в течение тысячи лет) слово «пол» использовалось для обозначения различия между самцом или самкой. За последние сто лет оно приобрело дополнительное значение (секс). Слово «род» было строго лингвистическим термином. Оно использовалось для обозначения слов в некоторых языках, обладающих категорией рода. Да-да, в некоторых языках слова могут быть различного рода. Например, слово «солнце» в немецком языке – женского рода, в испанском – мужского, в русском – среднего, а «луна» в испанском и русском – женского рода, а в немецком – мужского. В немецком языке рот, шея, грудь, локти, пальцы, ногти, ступни и тело – мужского рода, а нос, губы, плечи, груди, кисти и пальцы на ногах – женского; волосы, уши, глаза, подбородок, ноги, колени и сердце – среднего. Местоимения используются согласно роду слова, поэтому, например, можно сказать о репке: «Он на кухне». Я как биолог с сорокапятилетним стажем не вижу никакого смысла в этой системе. Присуждение рода слову кажется абсолютно произвольным и бессмысленным. За последние сорок лет в научных кругах наблюдается необычайный энтузиазм относительно замены слова «пол» (sex) на слово «род» (gender). То есть «род» теперь используется для обозначения не лингвистических различий между словами, а биологических различий между мужчинами и женщинами, самцами и самками. В основе этого явления лежат два аспекта: во-первых, есть необходимость отделить обозначение пола от «сексуального поведения», а во-вторых, снять акцент с биологических различий между полами во благо различий, налагаемых формой выражения, символизируемых родом слов. Чем более произволен род слов, тем более произвольно присвоение половых различий. Эффект «предпочтения букв своего имени» Давайте рассмотрим лингвистические явления бытового уровня, например пристрастное отношение к буквам своего имени. Многие люди предпочитают буквы, из которых состоят их имя и фамилия. Когда их просят быстро и не думая выбрать одну из двух букв, основываясь на их привлекательности, они последовательно выбирают те, которые содержатся в их именах. Особенно это касается их первого имени и фамилии, но также может относиться и к буквам второго имени. Такой эффект проявляется при различных методах обнаружения и возникает, по-видимому, совершенно бессознательно – обычно люди не осознают, что выбирают буквы, основываясь на их присутствии в своем имени. В экспериментах принимали участие представители разных стран, и результаты справедливы для всех языков: одиннадцати европейских, использующих латиницу, а также греческого и японского. Подобный же эффект проявляется в отношении цифр своей даты рождения – люди выбирают из предложенных чисел те, которые встречаются в их датах рождения. Этот эффект проявляется и у восьмилетних детей и у студентов университета, что говорит о его независимости от того, имеет ли человек в повседневной жизни необходимость сталкиваться с множеством букв или цифр. Простейшее объяснение: предпочтение букв собственного имени происходит вследствие того, что свое имя кажется человеку более «близким», «знакомым», что повышает его привлекательность. Но не все так просто. Например, молодые японки демонстрировали большую склонность к буквам своего имени, но не своей фамилии (фамилию они должны менять при замужестве); что касается молодых японцев, то у них эффект был противоположным. Это говорит о том, что важно личностное значение имени. Частота использования букв также не имеет ничего общего с их популярностью: самые часто встречающиеся не являются более популярными. Однако что касается букв, завершающих алфавит, есть в этом доля истины: те, которые встречаются реже – W, X, Y, Z, Q, – кажутся менее привлекательными. Но даже если они используются часто, как, например, W среди валлонцев в Бельгии, это не добавляет им популярности. Главное то, что эффект предпочтения букв своего имени усиливается при наличии таких параметров, как позитивный стиль воспитания родителями (см. ниже), который ассоциируется с положительной самооценкой. Поэтому можно сказать, что он имеет нарциссическую природу: нам нравятся буквы наших инициалов не потому, что они в жизни встречаются чаще, а потому, что это буквы нашего имени. Стоит упомянуть занятную особенность. Кажется, что эффект предпочтения букв имени подспудно оказывает влияние и на наше поведение: слишком много Ларри и Лаур, становящихся юристами (Larry, Laura – lawyer), слишком много Джеффри, публикующихся в области геоисследований (Geoffrey – geoscience). Нередко бывает так, что фамилия человека (первые четыре ее буквы) совпадает с названием города, улицы или штата, в котором он живет. Неужели мы принимаем важные жизненные решения, основываясь на банальном созвучии слов? Эта причинно-следственная связь была подкреплена многочисленными свидетельствами того, что люди склонны переезжать в штаты, названия которых совпадают с их фамилиями. К счастью, наверное, вся эта теория «рассыпалась» благодаря тщательному анализу и появлению доказательств неправильных логических построений. Например, около сорока лет назад имена Джеффри, Лаура и Ларри стали особенно популярными и очень многие дети получили именно их. Сегодня люди с такими именами часто встречаются не только среди юристов и геофизиков, но также и среди других профессий. Точно так же место рождения при исследовании миграций считалось зачастую местом жительства человека несколькими годами позже (место, в котором человек получил свой первый номер социального страхования), в то время как он уже мог из него уехать. А так как люди имеют склонность возвращаться в место своего рождения, одно это уже могло создать иллюзорную взаимосвязь (миграция в штат, название которого совпадает с именем). Однако то, что мы знаем о выгоде или потерях, связанных с эффектом выбора букв имени, удивительно. Предпочтение букв своих собственных инициалов может нанести человеку реальный ущерб. Например, некоторые демонстрируют меньшую умственную продуктивность, если их инициалы совпадают с символами меньшей продуктивности (хотя обратная зависимость не наблюдается). Нарциссизм в этой ситуации приносит вред, а не пользу. В США в школах буквы C и D являются оценками низкой успеваемости, а A и B – высокой. Ученики, в именах которых присутствуют буквы C и D, демонстрируют худшую успеваемость, чем те, в именах которых есть A, B или другие. Заметьте, что себялюбие не приносит особой пользы вторым, так как они учатся не лучше прочих учеников, но оно заметно вредит тем, в чьих именах присутствуют буквы C и D. Если вас зовут Чарльз Дарвин (Charles Darwin), то, скорее всего, вы будете учиться несколько хуже, чем остальные ученики. И это не единственное проявление такого эффекта в жизни. Например, когда было проведено ранжирование юридических колледжей по признаку качества, оказалось, что в школах, получивших низкую оценку, было больше студентов с инициалами C или D. Что касается учебной успеваемости, есть такое подозрение, что учителя неосознанно занижают оценки ученикам с буквами C или D в инициалах. Однако эксперименты показывают, что и сами ученики могут провоцировать свой провал. Находясь перед выбором, – не справившись с попыткой разгадать десять сложных анаграмм (две из которых были невозможными), – участники эксперимента были склонны нажимать кнопку, ассоциирующуюся с поражением, если буквы совпадали с их инициалами, причем эта зависимость не «работала» в обратную сторону. Повторю, себялюбие в данном случае способствует поражению, а не успеху. Возможно ли, что у некоторых из нас такого искажения восприятия нет и мы действуем более успешно, так как воспринимаем окружающий мир более объективно? Откуда могут появляться такие индивидуальные искажения? Есть некоторые доказательства того, что стиль воспитания в семье может быть связан с появлением эффекта предпочтения букв имени, а также, в некоторых случаях, – чисел даты рождения. Воспитание в более теплом и позитивном ключе способствует развитию позитивного себялюбия, и наоборот. Эта переменная воздействовала на явную самооценку, измеряемую с помощью опроса: участников просили оценить себя на предмет наличия у них определенных качеств: «Я думаю, что обладаю большим числом положительных качеств» по шкале от 1 до 7 (полностью правда, полностью неправда). Недавние исследования показывают, что повседневные события могут оказывать влияние на эффект предпочтения букв имени, но только у тех людей, чья явная самооценка является заниженной: большее количество негативных событий за предыдущие двадцать четыре часа понижает скрытую самооценку, а значит, предпочтение букв своего имени. Date: 2015-12-13; view: 665; Нарушение авторских прав |