Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самопреуменьшение и игра под дурачка
Как мы уже убедились, обычно целью обмана является повышение самооценки, при котором образ себя в глазах других людей «раздувается», – индивид хочет казаться больше, ярче, привлекательнее, чем он есть на самом деле. Но существует также и обман «в противоположном направлении», при котором индивид старается казаться меньше, глупее, уродливее, получая, таким образом, определенную выгоду. Например, у серебристых чаек и других морских птиц детеныши активно стараются казаться меньше и менее агрессивными, так как это позволяет им дольше оставаться рядом с родителями, имея доступ к пищевым ресурсам. У многих видов рыб, лягушек, насекомых (см. главу 2) самцы преуменьшают такие видимые характеристики, как размер, яркость окраса, агрессивность, чтобы мимикрировать под самок. Эти факты говорят о том, что тактика обманного «преуменьшения» используется живыми существами уже очень давно и люди – не исключение. Например, если вы кажетесь безобидным, это позволит вам подобраться ближе к объекту. Такая стратегия обязана своим успехом тому факту, что мы привыкли как раз к противоположному – к агрессии извне, а поэтому «защиты от беззащитности» у нас нет. Я помню, что на занятиях те студенты, которые казались тихими и сдержанными, умудрялись отнимать гораздо больше моего времени, чем их более заметные и талантливые сокурсники. Но в данном случае трудно сказать, присутствовал ли у них самообман. Одним из самых ярких примеров использования обманной тактики «преуменьшения» является игра под дурачка у афроамериканцев. Это относится к ситуациям, когда человек притворяется, что ничего не знает, – например, присутствовал при совершении преступления, но не способен предоставить свидетельские показания. Но также может относиться к общему стилю поведения. Такой человек создает имидж себя как менее умной и сознательной личности, чем есть на самом деле. Делается это с целью уменьшить рабочую нагрузку. Например, сотрудник может нарочно «выставляться дурачком», чтобы ему не поручали ответственных заданий. Я часто наблюдал нечто подобное среди испаноговорящих жителей Панамы и США: они делают вид, что понимают английский гораздо хуже, чем на самом деле, таким образом пожиная плоды своего обмана. Англоязычные американцы с удивительной готовностью верят им – наглядный пример того, как люди становятся жертвами собственных предрассудков. Однажды я спросил Хьюи Ньютона, как он поступает, если замечает, что с ним играют под дурачка (а с этой проблемой ему наверняка приходилось сталкиваться часто, так как он был главой большой организации – «Черные пантеры»). В качестве примера он привел такую ситуацию: официант в ресторане нарочно не замечает ваших призывов и притворяется, что работает, хотя на самом деле бездельничает. Вот как Хьюи поставил бы его на место: «Ах, так ты настолько глуп, что всегда смотришь в другую сторону, когда я зову тебя? Ты настолько глуп, что когда видишь, что я наблюдаю за тобой, начинаешь полировать серебро, которое в этом не нуждается? И ты настолько глуп, что всегда уходишь в кладовую, но так и не доходишь до нее? Нет, черт возьми, – ты не настолько глуп!» – за этим следует словесное оскорбление или физическая расправа. Пожалуй, квинтэссенцией нашего понимания этого явления служат рассказы некоторых африканских народностей о поведении шимпанзе, живущих рядом с ними: обезьяны понимают человеческую речь, но притворяются, что нет, чтобы человек не заставил их работать. «Лице-изм» Достаточно много говорилось о том, что изображения человека, на которых лицо занимает относительно большую площадь по сравнению с остальными частями тела – то есть кажется ближе и имеет большую степень «лице-изма», – оказывают влияние на наше восприятие. И действительно, зачастую люди воспринимают изображенных таким образом личностей как более доминирующих. Даже слово «лицо» используется в выражениях, обозначающих различные аспекты конфронтации: «лицом к лицу», «прямо в лицо», «потерять лицо» и т. д. Иными словами, чем больше я «выдвигаю» вперед свое лицо, тем более доминирующим кажусь. С этой концепцией согласуется то, что при изображении представителей дискриминированного меньшинства – афроамериканцев – в американских газетах, в портретной традиции, на марках, «лице-изм» наблюдается в меньшей степени по сравнению с изображениями лиц европейских американцев. И только если художником является афроамериканец, никакой дискриминации по этническому признаку нет. Степень понимания художником этого эффекта неизвестна, но я полагаю, что и он, и зрители в основном не осознают его проявлений. То же мы наблюдаем и в отношении изображений представителей разного пола (в таких газетах, как «Time» и «Ms.»). Было изучено 3500 изображений из 11 стран (включая Кению, Мексику, Индию, Францию) начиная с XV века – портреты, автопортреты, фотографии, любительские рисунки. Причем везде изображения мужских лиц демонстрировали больший «лице-изм», чем женских. Это удивляет, так как у женщин наблюдается несколько больший размер головы относительно тела. С другой стороны, тот факт, что женская грудь больше, мог повлиять на то, что, изображая женщину, художник/фотограф стремится показать меньше головы и больше тела. Как бы там ни было, это соотношение было справедливо для всех стран и всех веков начиная с XVII. Похоже, что эффект «лице-изма» универсален, проявляется он везде – в детских книжках, на веб-сайтах крупнейших промышленных компаний, на телевидении. И только феминистский журнал «Ms.» оказался чуть менее пристрастным в изображении лиц мужчин и женщин, чем вся остальная американская периодика. Возможно, существует некая связь между степенью «лице-изма» и интеллектуальностью изображенного человека. На фотографиях из американской прессы изображения мужчин, занимающихся интеллектуальной деятельностью, демонстрировали большую степень «лице-изма», чем изображения женщин; в случае с более «физическими» профессиями эффект был противоположным. Даже в самопрезентации политиков можно наблюдать действие этого эффекта (фотографии, которые они помещают на свой веб-сайт) – по крайней мере, это справедливо для США, Канады, Австралии и Норвегии. Более высокий уровень «лице-изма» для мужчин проявляется и там, где в деятельности законодательных органов власти задействовано в два раза больше женщин, чем мужчин (Норвегия), и там, где женщин в десять раз меньше, чем мужчин (США). И опять же в США афроамериканские политики являются исключением, демонстрируя самый высокий уровень «лице-изма» по сравнению с представителями других этнических групп. Возможно, они осознают, что большая степень «лице-изма» ассоциируется с большим влиянием и, возможно, с большим интеллектом. Что касается политиков-женщин, чем больше взгляды политика интерпретируются как «проженские», тем больше она склонна делать акцент в изображении на своем лице. Неизвестно, насколько люди осознают воздействие на себя этого эффекта, а также неясны механизмы его действия в мозге человека. Предположим, есть некий белокожий редактор фотографий – он сидит и выбирает картинки. Для афроамериканцев он старается отобрать изображения с меньшей степенью выделения лица на снимке, так как они подсознательно кажутся ему «подчиненными». Или же темнокожие лица ему неприятны и он старается уменьшить их на изображении. А если этот редактор сам афроамериканец, лица собратьев не покажутся ему отталкивающими и он будет выбирать те снимки, где они кажутся больше. Или как бы будет утверждать: «Я хочу, чтобы я и похожие на меня люди выглядели не менее доминирующими». Все это только догадки. Приведу интересный пример с изображениями Джорджа У. Буша. Кому-то пришло в голову проанализировать его индекс «лице-изма» в карикатурах, опубликованных за 78 дней до и через 134 дня после начала обеих его войн. Авторы исследования предположили: поскольку он является влиятельным лидером, этот индекс увеличится с началом войны. На самом же деле он уменьшился в обоих случаях. При крупных военных конфликтах в США американские президенты всегда склонны были создавать видимость, будто их вынудили развязать войну. Инициаторы исследования предположили, что это не могло способствовать уменьшению видимой характеристики доминирования Буша. Или же карикатуристы заранее знали что-то об исходе каждой войны, что было не известно нам. Более вероятно то, что карикатуристы подсознательно «раздували» имидж своей страны (и ее лидера) до начала войны, как бы желая впечатлить противников, но в процессе военных действий эта тенденция угасла. Date: 2015-12-13; view: 346; Нарушение авторских прав |