Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ваша будущая профессия





Инструкция: вам предлагается перечень предложений, характеризующих работу по вашей будущей профессии. Выберите один из вариантов окончания предложений, который подходит вашему мнению и отметьте в бланке ответов нижеследующей таблицы.

Материалы: анкета «Ваша будущая профессия», таблица противоречивых связей.

ТАБЛИЦА ПРОТИВОРЕЧИВЫХ СВЯЗЕЙ

№ вопроса А Б В Г
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
7.        
8.        
9.        
10.        
11.        
12.        
13.        
14.        
15.        
16.        
17.        

1а — 13в

16—13а,4в,6а, 13г

1в —2а, 9а, 13г, 16а,г, 17в

1г —2а, 13г, 16г, 17в

2а — Зв, г, 4г, 5г, 7г, 8г, 10б,в,г, 11в,г, 12в,г

26 —9г, 11г, 13в,г, 15г, 16в, 176

2в— 13б,г, 16а,г, 17а,в

2г— 13 г, 16а,г, 17а,в

За — 4г, 6г, 13б,в

36—13гЗв—13г, 17а,в

Зг—13г, 17а,в

4а —5г, 8г, 11г, 12г, 13а

46 — 5в,г, 8г, Ив, г, 12г, 13а,г

4в — 5 г, 6а,г, 7г, 8г, 9в, 10а, 11а,в, 12а,б, 13а,б,в, 14а, 15а, 16в

4г— 12г

5а—10а, 12б,г, 13а,б

56—10а, 13а,б

5в—10а

5г —6а,г, 10а, 116, 13г, 14а, 15а, 16а,г

6а —8г, 12г, 13а,в

66— 12г, 13а

6в —7г, 8а,б,г, 106, Ив, 12в,г, 13а,б

6г — 8а, 11а,в, 12а,в,г, 13а

7г—13г, 15а, 16а,г

8а —9а,8в—13г

8г— 10а, 11б,в, 13г, 14а, 15а, 16а,г

9а—11в,г, 12в, 13в

10а—11а, 12г, 13а,б, 15б,в,г

106—13г, 15а, 16а,г

10в—11в,г, 12в,г, 13а,б,г

10г—11б,в, 12в,г, 13г

11а — 12в, 13а,б,в

116—12а, 13а

11в—13г, 15а, 16а,г

11г — 13г, 14а, 15а, 16г 1

126— 13г, 16в

12в—13г, 15а, 16а,г

12г—13г, 14а, 15а, 16а,г

13а—14а, 15а, 16а,г

136—14а, 15а, 16а,г

13в— 15а, 16а,г, 17а,в

13г—15б,в,г, 16б,в, 17б,г

146—15а, 16а,г

14в— 15а, 16а,г

14г— 15а, 16а,г

15а—16б,в

156—16а,г

15в—16а,г, 17а

15г—16а,г, 17а

16а—17б,г

16г—176

АНКЕТА «ВАША БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

1. Мне хотелось бы работать...

а — в помещении;

б — на открытом воздухе;

в — в необычных условиях (в горах, лесу, на море, под землей...);

г — с чередованием условий.

2. Я предпочитал(а) бы, чтобы режим рабочего дня был...

а — четким, систематическим (начало и конец работы не менялся);

б — посменным (то утро, то вечер);

в — свободным, гибким (начало и конец определяются работником); г — ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства...).

3. Мне удобнее работать...

а — сидя (за столом, пультом и др.);

б — стоя (у станка, за прилавком и т.д.);

в — в разъездах;

г — чередуя постоянное место работы с разъездами.

4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с...

а — простейшими механизмами, ручными операциями;

б — с машинами и механизмами с ручным управлением;

в — автоматическим и автоматизированным оборудованием;

г — функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции

человека, функциональные возможности организма).

5. Мне хотелось бы всю работу выполнять...

а — в одиночку;

б — самостоятельно, но чтобы вокруг были люди;

в — в коллективе, совместно с другими;

г — с людьми, общаясь и управляя ими.

6. Мне больше нравится работа, в которой необходимы...

а — точные, мелкие движения;

б — координация движений;

в — быстрота движений;

г — большая сила.

7. В моей будущей работе важны...

а — устойчивость внимания;

б — наблюдательность;

в — память на числа, даты, события;

г — воображение.

8. Успех в моей будущей работе зависит от...

а — технической сообразительности, оперативного технического мышления;

б — способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и

их соотношение;

в — самоконтроля и самообладания;

г — эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми.

9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять...

а — по заданному плану;

б — по плану, но получать в процессе новую информацию;

в — по плану, но иметь возможность изменить его;

г — оперативно, когда работа ставит все новые задачи, проблемы.

10. В своей работе лучше отвечать...


а — только за себя, за выполнение своего задания;

б — за выполнение задания группы;

в — за работу механизмов, технику безопасности;

г — общественные, материальные ценности.

11. Мне нравится работа, в которой нужно...

а — распознавать, определять свойства предметов, их качества;

б — преобразовывать, обрабатывать предметы;

в — изображать, придумывать новые образцы продукции;

г — оказывать влияние на других людей.

12. Мне нравится...

а — оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов;

б — обслуживать людей;

в — находить как новые варианты решения задач, так и новые результаты;

г — организовывать новые процессы, деятельность.

13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая профессия была связана с...

а — руководством людьми, трудовыми коллективами;

б — воспитанием и обучением людей;

в — преодолением стихийных сил природы;

г — комфортным, спокойным положением.

14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были...

а — малозаметны, известны только узкому кругу специалистов;

б — известны коллективу, широкому кругу специалистов;

в — известны всей стране, широко освещались прессой;

г — всемирно признаны.

15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы...

а — зависела в основном только моя зарплата;

б — непосредственно зависело выполнение производственного задания це­ха, группы;

в — зависела бы жизнь и здоровье людей;

г — зависел бы мир на Земле.

16. После окончания работы...

а — хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами;

б — интересно было бы продолжать думать о ней и дома;

в — ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься;

г — и не вспоминал бы о работе до следующего дня.

17. Хотел бы, чтобы работа была...

а — рядом с домом;

б — интересная, а далеко или близко от дома — неважно;

в — не связанная с командировками;

г — подальше от дома.

Чем больше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профессии, имеет весьма противоречивое представление о работе, связанной с предполагаемой профессией. В этом случае пред­стоит серьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самооп­ределения в выборе будущей профессии.

Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предполагаемой профессии. Наиболее опти­мальный вариант — отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей».

 

«У ВХОДА В НАУКУ»

(тест на выявление склонности к творчеству)

После ориентации школьников в мире профессий, после определения предпочи­таемого типа профессий целесообразно подумать о необходимых качествах, которые понадобятся в будущем. Литературы по этим проблемам выпущено много, в том числе и пятитомная энциклопедия «Мир профессий». В завершающей методике предлагаем материал, который может помочь тем, кто собирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Профессия эта, относящаяся к типу «человек—знаковая сис­тема», — не самая распространенная и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не более 6—8% населения. Успешно сданные когда-то экзамены всего-навсего (зачастую) подтверждают умение выучить математику и в нужный момент вспомнить необходимое (что, впрочем, тоже полезно). Чтобы из­бежать ошибки, можно попытаться разобраться с помощью предлагаемого далее теста в наличии или отсутствии склонности к творчеству.


КАЧЕСТВА СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ
А В С
       
I. Любопытство
1. Меня все интересует с первого взгляда да нет Смотря по обстоятельствам
2. У меня есть интересы помимо основного занятия да нет Иногда
3. В свободное время у меня тоже есть серьезные дела (общественная работа, спорт и т.д.) да нет Время от времени
4. Я стараюсь расширить ту область, которой занимаюсь да нет Иногда
5. Я всегда хочу знать больше обо всем да нет Некоторые темы меня интересуют
6. Я с удовольствием собираю материалы и информацию да нет иногда
7. Читать для меня … Необходимость скука Удовольствие
II. Упорство
1. Когда я берусь за дело, то намерен довести его до конца Да Нет Зависит от цели
2. Я заканчиваю то, что начал Да Нет Иногда
3. Неудача меня обескураживает Нет Да Я смеюсь над этим
4. Неудача побуждает к размышлениям Да Нет Немного задумываюсь
5. Ради дела я готов пожертвовать удовольствием да нет Время от времени
III. Честолюбие
1. В профессии для меня важно … Возможность творчества спокойствие Хорошая зарплата
2. Есть великие люди, которыми я восхищаюсь да нет Вызывает лишь интерес
3. Если представится случай, я переменю профессию на более интересную да нет Все зависит от выигрыша
4. Ради новых знаний я бы охотно посещал специальные курсы да нет Надо, чтобы меня заставляли
5. Я люблю встречи и дискуссии очень нет Умеренно
6. Я люблю коллективную рабту да нет Могу приспособиться
IV. Изобретательность
1. Я размышляю о механизмах мышления Да Нет Иногда, если вынужден
2. Меня интересует устройство прибора, которым я пользуюсь Да Нет Иногда
3. Я представляю, как можно его улучшить Да Нет Иногда
4. Думаю, что у меня умелые руки Да Нет Кое-что умею
5. Меня интересует логика в рассуждениях Очень Не задумы- ваюсь над этим Предпочитаю занимательность
6. Размышляя, я готов отказаться от своих старых представлений Если убежден иногда Это слишком трудно
V. Мои сильные стороны
1. Здоровье позволяет мне напряженно работать Да Нет Умеренно
2. В общем мне везет Да Нет Иногда
3. Моя память … Хорошая Плохая Средняя
4. Меня привлекает необычное Да Нет Если это касается моих интересов
5. Я убежден в ценности квалификации Да Нет В некоторой степени
6. Я выбрал профессию … По призванию Случай-но Из практических соображений
7. Я люблю мечтать и фантазировать Да Нет Иногда
8. Не люблю одиночества Да Нет Немного
9. Люблю размышлять в уединении Да Нет Зависит от ситуации
10. Когда нужно, я умею отрешиться от хлопот да Нет Не всегда успешно

Анализ результатов. Если большинство ответов в колонке «А», то вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпераментом и ваши таланты проявляются в изобретательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального? Возможно, это отто­го, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже проявилось.


Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы довольно безразличны к твор­честву. Может, дело в чрезмерной скромности и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо.

Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо известно, что у вас нет способностей к науке. Вы же помните основной принцип психодиагностики: нет людей бесталанных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть, хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? По­милуйте, какой может быть престиж у плохого ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, постоянно комплексовать на эту тему... Нет, незавидная судьба.

Большинство ответов в колонке «С» свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. А.Эйнштейн, например, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретения для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.

Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможностях, то теперь по­лезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают творческую личность. Точнее, речь пойдет как бы о нескольких лич­ностях, объединенных в одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.

1. Открыватель. Он способен решать такие задачи, которые требуют открытия
каких-то закономерностей, свойств, отношений.

2. Созидатель. Обладает умением создавать, конструировать новые материалы,
машины технологии и др.

3. Нарушитель границ. Для него характерно очень существенное для исследо­вателя качество: способность переходить из своей узкой сферы в смежные области
науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с
комплексными проблемами, на стыке наук.

4. Независимый. Умеет противостоять сложившимся традициям и взглядам,
мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным ус­таревшим представлениям и методам работы.

5. Фантазер. В отличие от обычных фантазеров, к его научным фантазиям
предъявляется жесткое требование: они должны быть достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной информации о нынешнем состоянии предмета предска­зать его будущее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое ценное каче­ство фантазера — способность подниматься над реальностью.

6. Системщик. Его задача — видеть предмет в целом, со всеми его связями и по­следствиями, если связи нарушатся. Этого качества не хватает многим специалистам,
обслуживающим ведомственную науку. Многочисленные прожекты вроде поворота
северных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строительства Туруханской
ГЭС с затоплением огромных территорий имеют общий недостаток: узость профессио­нального мышления, неумение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы
затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобросовестности.

7. Разрушитель. Способен диалектически, не теряя того, что полезно, отказы­ваться от старых систем знания, если они тормозят развитие науки.

8. Искатель. Принимает и критически осмысливает с точки зрения своих про­блем любые идеи, независимо от источника.

9. Диалектик. Может находить общее в противоречащих друг другу фактах, яв­лениях, событиях.

10. Синтезатор. От него требуется умение за конкретными частностями разгля­деть общие закономерности.

Все эти качества объединим в понятии «открытый интеллект», которому проти­востоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:

открыватель — методист

созидатель — потребитель

нарушитель — «патриот»

независимый — конформист

фантазер — педант

системщик — «зашоренный»

разрушитель — охранитель

искатель — догматик

диалектик — прямолинейный

синтезатор — интерпретатор

В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и ка­ждый человек в какой-то степени обладает и теми и другими качествами. Но они отра­жают два края широкого спектра способностей к научной работе.

Левая сторона — качества, необходимые для производства нового знания.

Правая — чтобы сделать это знание приемлемым для всех.

Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по деся­тибалльной системе. Наиболее выраженное качество (их может быть и два-три) опре­деляет вашу интеллектуальную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств ха­рактеризует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних — «закрытого».Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете гра­мотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности ближе всего вам. Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно прописан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я сози­датель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доми­нанты и справа: потребитель и педант. По степени проявления все это выглядит так: Я — созидатель — нарушитель — потребитель — системщик — педант».

Подобную характеристику самому себе составьте и вы. В заключение скажем, что к работе с применением описанных методик учителю надо готовиться, так как если ими воспользуется неспециалист, то он вместо пользы может принести вред. Весьма полезна корректирующая беседа-консультация по следующей схеме: а) профессио­нальные намерения; б) интересы; в) способности; г) личные качества; д) готовность к выбору профессии; е) советы и рекомендации ученику. Это тем более необходимо в современных условиях (новые экономические условия, процесс компьютеризации, экологическая ситуация и др.), когда требования к любой деятельности претерпели существенные изменения, когда кардинально изменилась «карта мира профессий», когда подростки и юноши формируются и делают выбор в этом изменившемся мире.

 








Date: 2015-12-13; view: 852; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию