Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составление «поведенческого портрета» по данным наблюдения





Задания:

  1. Какое место в методах педагогической психологии занимает наблюдение, каковы его возможности?
  2. Проведите наблюдение ( в течение 2-х недель) за предложенным преподавателем студентом.
  3. Составьте по предложенной схеме «поведенческий портрет».
  4. Сравните получившиеся портреты, какие стороны поведения испытуемых нашли свое отражение в описаниях, в чем заключается психологический смысл отмеченных сторон поведения.

 

Основные линии наблюдения и параметры «поведенческого портре­та». Как уже отмечалось, предметом наблюдения в этом задании явля­ется поведение взрослого человека в естественных жизненных усло­виях. Однако данных наблюдения только за поведением оказывается недостаточно для психологического анализа поведения и понимания смысла последнего [Басов, 1975]. Ведь поведение человека невозмож­но отделить от контекста той ситуации, в которой оно разворачивает­ся. А это означает, что в рамках полевого наблюдения само наблюде­ние осуществляется одновременно по двум линиям: как за поведени­ем человека, так и за ситуацией, в которой последнее имеет место. Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить те обстоя­тельства, при которых происходило наблюдавшееся им поведение, тем более достоверны и надежны полученные им результаты.

Сложность предмета наблюдения, задачи охвата с помощью по­левого наблюдения различных аспектов поведения взрослого челове­ка в его многообразных формах заставляют отказаться от заранее ус­тановленной четкой системы категорий и единиц наблюдения, свой­ственной систематизированному наблюдению. Она может оказаться недостаточно гибкой для адекватного описания наблюдаемого инди­видуального поведения человека. Нестандартизованное наблюдение, при котором исследователь руководствуется лишь самым общим пла­ном наблюдения и не ограничен в выборе единиц наблюдения и язы­ка описания, представляется более пригодным в данном случае.

В качестве такого плана нестандартизованного наблюдения пред­лагаются основные параметры «поведенческого портрета»:



* Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему виду или придает ему особое значение). Какие эле­менты поведения это подтверждают, в каких ситуациях?

• Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).

• Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразитель­ность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживлен­ной, в каких — скованной).

• Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многосло­вие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи).

• Поведение по отношению к другим людям — положение в кол­лективе и отношение к этому, способ установления контакта, харак­тер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собе­седника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пас­сивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении — демонстрация различных, про­тивоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуаци­ях (в каких?).

• Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам).

• Поведение в основной деятельности (учеба).

• Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизнен­ный опыт.

Таким образом, решение задачи, поставленной в данном зада­нии, предполагает использование нестандартизованного по форме скрытого включенного полевого наблюдения. Приведем в качестве иллю­страции пример «поведенческого портрета», включающего парамет­ры, аналогичные изложенным.

 

«Витя К. Отличается от других учеников класса крайней ленью и несамостоятельностью во всех своих суждениях, мнениях и отноше­ниях. В любом разговоре, в споре, особенно в спорах и конфликтах, он по многу раз меняет свое мнение, принимает то одну, то другую сторону, и убедить его в чем угодно очень нетрудно (...). За всеми шатаниями и внешней изменчивостью у Вити четко проходит одна линия, одно желание: быть среди сильных, принадлежать к той груп­пе, с которой считаются, завоевать уважение и внимание сильных. Поэтому в любом споре Витю никогда не интересует существо дела. Он всегда принимает сторону сильнейшего, а если в ходе спора или конфликта начинает побеждать другой, Витя переходит на его сторо­ну, если соотношение сил опять изменится, он может еще раз пере­метнуться. То же самое происходит и в драках: он всегда на стороне сильного против слабого. По этой же причине Витя старается быть возле учителей, взрослых, старается обратить на себя внимание, не остановится и перед тем, чтобы соврать о себе что-либо возвышаю­щее его.



Однажды в классе была очень трудная контрольная по арифмети­ке, почти никто не решил ее, а Витя, который специально сел сзади Володи П., списал у Володи все от первой до последней строчки. На перемене все очень огорченно обсуждали задачи, Витя же ходил име­нинником и, совершенно не стесняясь, ликуя, хвалился, что он все решил, что задачи были ерунда, что все дело в том, что "надо сообра­жать". Он подошел со своей радостью и к учительнице арифметики. На вопрос, сам ли он решил, без всякого смущения ответил, что сам. Когда ему сказали, что видели, как он списывал у Володи, Витя не обиделся, но очень горячо стал доказывать, что он решил все сам, знал, как решать, а заглядывал к Володе, чтобы только посмотреть, правильно ли Володя (!) решает, ну и заодно, чтобы проверить себя.

... И в школе и дома Витя рассказывает, как его все боятся, какой он непобедимый. В действительности же Витя ведет себя иногда даже заискивающе, особенно в группе Валерия Б., где он больше всего стремится показать себя, всегда подхихикивает и старается что-то вставить о своих победах. Но когда Юра К. организовал ребят против Валерия и его компании и когда мальчики прорабатывали Валерия, Витя тоже выступил против него очень запальчиво и резко, а на следую­щий день опять заискивал перед ним.

... Ребята на него не надеются и ничего ему не поручают, но сам он постоянно проявляет какую-то активность, всегда при ком-то дей­ствует и хотя больше говорит, чем делает, но все-таки что-то делает. Пристраивается, как правило, к тому, кто делает наиболее видную работу, заметную, и при этом сам обязательно старается быть на виду. Нередко Витя приписывает себе чужую работу. Например, Юра К. ходил в совет дружины и к вожатой, а потом к директору улаживать вопрос о переписке с кубинскими пионерами и о посылке им книг. Витя ходил с ним, ждал его возле кабинета директора, а когда все было улажено, прибежал в класс раньше Юры и сказал: "Все в порядке, мы все сделали". — "Кто?" — "Ну, я... и Юрка, он тоже ходил со мной"» [Божович, Благонадежина, 1972, с. 233].






Date: 2015-12-13; view: 1468; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию