Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составление «поведенческого портрета» по данным наблюдения





Задания:

  1. Какое место в методах педагогической психологии занимает наблюдение, каковы его возможности?
  2. Проведите наблюдение ( в течение 2-х недель) за предложенным преподавателем студентом.
  3. Составьте по предложенной схеме «поведенческий портрет».
  4. Сравните получившиеся портреты, какие стороны поведения испытуемых нашли свое отражение в описаниях, в чем заключается психологический смысл отмеченных сторон поведения.

 

Основные линии наблюдения и параметры «поведенческого портре­та». Как уже отмечалось, предметом наблюдения в этом задании явля­ется поведение взрослого человека в естественных жизненных усло­виях. Однако данных наблюдения только за поведением оказывается недостаточно для психологического анализа поведения и понимания смысла последнего [Басов, 1975]. Ведь поведение человека невозмож­но отделить от контекста той ситуации, в которой оно разворачивает­ся. А это означает, что в рамках полевого наблюдения само наблюде­ние осуществляется одновременно по двум линиям: как за поведени­ем человека, так и за ситуацией, в которой последнее имеет место. Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить те обстоя­тельства, при которых происходило наблюдавшееся им поведение, тем более достоверны и надежны полученные им результаты.

Сложность предмета наблюдения, задачи охвата с помощью по­левого наблюдения различных аспектов поведения взрослого челове­ка в его многообразных формах заставляют отказаться от заранее ус­тановленной четкой системы категорий и единиц наблюдения, свой­ственной систематизированному наблюдению. Она может оказаться недостаточно гибкой для адекватного описания наблюдаемого инди­видуального поведения человека. Нестандартизованное наблюдение, при котором исследователь руководствуется лишь самым общим пла­ном наблюдения и не ограничен в выборе единиц наблюдения и язы­ка описания, представляется более пригодным в данном случае.

В качестве такого плана нестандартизованного наблюдения пред­лагаются основные параметры «поведенческого портрета»:



* Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему виду или придает ему особое значение). Какие эле­менты поведения это подтверждают, в каких ситуациях?

• Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).

• Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразитель­ность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживлен­ной, в каких — скованной).

• Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многосло­вие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи).

• Поведение по отношению к другим людям — положение в кол­лективе и отношение к этому, способ установления контакта, харак­тер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собе­седника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пас­сивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении — демонстрация различных, про­тивоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуаци­ях (в каких?).

• Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам).

• Поведение в основной деятельности (учеба).

• Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизнен­ный опыт.

Таким образом, решение задачи, поставленной в данном зада­нии, предполагает использование нестандартизованного по форме скрытого включенного полевого наблюдения. Приведем в качестве иллю­страции пример «поведенческого портрета», включающего парамет­ры, аналогичные изложенным.

 

«Витя К. Отличается от других учеников класса крайней ленью и несамостоятельностью во всех своих суждениях, мнениях и отноше­ниях. В любом разговоре, в споре, особенно в спорах и конфликтах, он по многу раз меняет свое мнение, принимает то одну, то другую сторону, и убедить его в чем угодно очень нетрудно (...). За всеми шатаниями и внешней изменчивостью у Вити четко проходит одна линия, одно желание: быть среди сильных, принадлежать к той груп­пе, с которой считаются, завоевать уважение и внимание сильных. Поэтому в любом споре Витю никогда не интересует существо дела. Он всегда принимает сторону сильнейшего, а если в ходе спора или конфликта начинает побеждать другой, Витя переходит на его сторо­ну, если соотношение сил опять изменится, он может еще раз пере­метнуться. То же самое происходит и в драках: он всегда на стороне сильного против слабого. По этой же причине Витя старается быть возле учителей, взрослых, старается обратить на себя внимание, не остановится и перед тем, чтобы соврать о себе что-либо возвышаю­щее его.



Однажды в классе была очень трудная контрольная по арифмети­ке, почти никто не решил ее, а Витя, который специально сел сзади Володи П., списал у Володи все от первой до последней строчки. На перемене все очень огорченно обсуждали задачи, Витя же ходил име­нинником и, совершенно не стесняясь, ликуя, хвалился, что он все решил, что задачи были ерунда, что все дело в том, что "надо сообра­жать". Он подошел со своей радостью и к учительнице арифметики. На вопрос, сам ли он решил, без всякого смущения ответил, что сам. Когда ему сказали, что видели, как он списывал у Володи, Витя не обиделся, но очень горячо стал доказывать, что он решил все сам, знал, как решать, а заглядывал к Володе, чтобы только посмотреть, правильно ли Володя (!) решает, ну и заодно, чтобы проверить себя.

... И в школе и дома Витя рассказывает, как его все боятся, какой он непобедимый. В действительности же Витя ведет себя иногда даже заискивающе, особенно в группе Валерия Б., где он больше всего стремится показать себя, всегда подхихикивает и старается что-то вставить о своих победах. Но когда Юра К. организовал ребят против Валерия и его компании и когда мальчики прорабатывали Валерия, Витя тоже выступил против него очень запальчиво и резко, а на следую­щий день опять заискивал перед ним.

... Ребята на него не надеются и ничего ему не поручают, но сам он постоянно проявляет какую-то активность, всегда при ком-то дей­ствует и хотя больше говорит, чем делает, но все-таки что-то делает. Пристраивается, как правило, к тому, кто делает наиболее видную работу, заметную, и при этом сам обязательно старается быть на виду. Нередко Витя приписывает себе чужую работу. Например, Юра К. ходил в совет дружины и к вожатой, а потом к директору улаживать вопрос о переписке с кубинскими пионерами и о посылке им книг. Витя ходил с ним, ждал его возле кабинета директора, а когда все было улажено, прибежал в класс раньше Юры и сказал: "Все в порядке, мы все сделали". — "Кто?" — "Ну, я... и Юрка, он тоже ходил со мной"» [Божович, Благонадежина, 1972, с. 233].






Date: 2015-12-13; view: 2216; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию