Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация решений, принимаемых организацией





 

Критерий Классы решений
Степень структури­рованности Слабоструктурированные (незапрограммированные) Высокоструктурированные (запрограммированные)
Содержание Экономические Социальные Организационные Технические Научные
Количество целей Одноцелевые Многоцелевые
Длительность действия Стратегические (долгосрочные) Тактические, (среднесрочные) Оперативные (краткосрочные)
Лицо, прини­мающее решение Индивидуальные Групповые

Окончание табл. 16.1

 

Критерий Классы решений  
Уровень принятия Организации в целом Структурных подразделений Функциональных служб Отдельных работников  
Глубина воздействия Одноуровневые Многоуровневые  
Направления решения Внутри организации как системы Выходящие за ее пределы  
     

Решения можно оценивать как хорошие или плохие по любо­му из двух общих критериев: 1) соответствие объективным тре­бованиям к хорошему решению в то время, когда оно принима­ется; 2) правильность решения, выявляемое позднее. Соответствие решения общему критерию предполагает, что указанное решение:

• действенное и прагматичное, четко определяет, что, когда и как будет сделано по проблеме;

• выработано в интересах достижения целей организации;

• осуществлено эффективно, т.е. его реализация приносит орга­низации определенную выгоду.

Процесс принятия решений включает следующие стадии: 1) вы­явление и определение проблемы; 2) поиск информации и альтер­натив решения; 3) выбор среди альтернатив; 4) принятие реше­ния. Общая модель принятия решений приводится на рис. 16.1.

Необходимость принятия того или иного управленческого ре­шения возникает при следующих условиях:

• имеется разрыв между желаемым и существующим уровня­ми развития (определенное несоответствие деятельности органи­зации ее целям);

• разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным, а сле­довательно, заслуживает внимания;

• лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв;

• лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокра­щения разрыва.

На промышленных фирмах выявление и определение проблемы, требующей решения, происходит, в частности, в случаях, когда:

• эффективность фирмы или подразделения снижается по срав­нению с прошлым периодом;

• результаты не соответствуют запланированным целям;

• результаты сравнений со сходными предприятиями оказыва­ются неудовлетворительными.


Рис. 16.1. Модель принятия решений

На необходимость принятия соответствующих мер указывают вероятные отрицательные последствия того, если данная пробле­ма останется нерешенной.

За выявлением проблемы и установлением ее причин следует стадия поиска информации и альтернатив решения. Допустим, вы­ясняется, что размер прибыли предприятия в. определенный пе­риод сокращается, разрыв между себестоимостью продукции и ценой продажи начинает сужаться. Собранная руководителем информация указывает на то, что причиной сокращения разрыва является увеличивающаяся себестоимость продукции за счет рос­та затрат на сырье, эксплуатацию оборудования и оплату труда работников. Возможные альтернативы решений могут быть сле­дующими:

• уменьшение стоимости сырья посредством рационализации методов его приобретения;


уменьшение стоимости сырья путем перехода к собственной его добыче;

• сокращение производственных затрат благодаря использова­нию более эффективного оборудования;

• наем более дешевой рабочей силы.

Масштаб поиска необходимой информации зависит от того, является ли проблема повторяющейся, рутинной или новой. Если проблема старая, то руководитель может использовать прежние программы и модели решения. Если проблема новая, следует ак­тивизировать поиск и вырабатывать достаточное число альтерна­тив с тем, чтобы обеспечить наибольшую обоснованность наме­чаемого пути. Существенную помощь в накоплении и учете не­обходимой информации должен оказать анализ внешней среды предприятия в текущем и перспективном периодах (рис. 16.2).

Рис. 16.2. Анализ рыночной ситуации

Способы выбора решения среди альтернатив делятся на удовлет­ворительные и максимизационные. В первом случае решение при­звано просто удовлетворить возникшую потребность, во втором — из большого числа альтернатив выбирается наилучшее решение. Процесс выбора может опираться на рациональные доказатель­ства, интуитивные представления, комбинацию того и другого. За актом принятия решения следуют передача его для реализации, организация его поддержки, ассигнование необходимых ресурсов, создание системы обратной связи.



Описанные выше стадии выявления проблемы и принятия ре­шения испытывают на себе влияние разных факторов внутренней и внешней среды организации. Укажем прежде всего на факторы непосредственной ситуации, вызывающей принятие решения. Это значимость решения и давление времени. Неверно считать, что вес решения имеют одинаковую значимость. На самом деле некото­рые из них имеют наибольшую важность, другие — незначитель­ны, третьи — средние по важности.

Относительная значимость решения определяется на основе та­ких, например, критериев, как число людей, подвергшихся воз­действию данного решения; количество затраченных средств и степень влияния решения на выживание или прибыльность пред­приятия; время, которое руководители затрачивают на обоснова­ние и реализацию решения.

Другой фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, — это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени). Когда давление времени значитель­но, руководители могут быть не в состоянии получать достаточ­ную информацию или рассматривать необходимое число альтер­натив. Давление времени влияет также на сам процесс принятия решения. Например, как показывают исследования, руководите­ли при нехватке времени больше внимания обращают на негатив­ные, чем на позитивные, обстоятельства и рассматривают всего несколько факторов при принятии решения.

Влияющими факторами являются также условия, в которых действует лицо, принимающее решение. Для описания окружа­ющих условий используются такие понятия, как «определенность — неопределенность». В условиях определенности лицо, принима­ющее решение, знает все альтернативы и последствия каждой из них. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максими­зирует ожидаемый результат. В таких случаях могут эффективно применяться линейное программирование и модели.

Другое дело — учет возможных рисков, связанных с приняти­ем того или иного решения. В управленческой литературе наибо­лее распространенной является классификация, предусматрива­ющая такие риски, как капитальный, селективный, временной, риск законодательных изменений, риск ликвидности, кредитный, инфляционный, процентный. Естественно, что в условиях риска можно предвидеть результаты различных альтернатив. Неизвест­на лишь вероятность достижения каждого результата. Задача в том и состоит, чтобы выявлять вероятность каждого результата и на этой основе принимать решения, имея в виду конечный жела­емый результат. В ситуации большой сложности и риска приня-


тйю решения могут помочь методы, связанные с использованием математического аппарата. Попытки оптимизации решений при­вели к разработке нового специфического математического аппа­рата и возникновению таких областей математики, как линейное и динамическое программирование, теория игр, теория управле­ния запасами, теория больших систем, общая теория систем и др. (табл. 16.2).

В конфликтно-конкурентных условиях некоторые результаты находятся под контролем конкурентов или других групп. В усло­виях неопределенности вероятность различных результатов неиз­вестна.


Существует много других способов ранжирования окружающих условий. Например, используются характеристики «простой — сложный», «статика — динамика» и др. К простым относятся те условия, при которых имеется несколько рассматриваемых фак­торов и небольшое число возможных решений. В сложных усло­виях приходится иметь дело со многими факторами и большим числом альтернатив. В статических условиях рассматриваемые факторы остаются в основном одинаковыми в течение длитель­ного времени, изменяются предсказуемо и постепенно. В дина­мических условиях степень изменения факторов весьма значитель­на. Как показали исследования, факторы «статика — динамика» оказывают большее влияние на лицо, принимающее решение, чем факторы «простой — сложный». В табл. 16.3 приведены характе­ристики степени неопределенности в «простых» и «сложных» усло­виях, оказывающие влияние на методы и процесс принятия управ­ленческих решений.

Если в условиях определенности используются в основном стандартные, оправдавшие себя на практике методы и приемы принятия решений, то при неопределенности чаще всего привле­каются опыт, интуиция, творческие способности руководителей.

Лица, принимающие решения, используют несколько страте­гий:

• избегать неопределенности (игнорировать источники неопре­деленности и делать ставку на лучший вариант);

• сводить неопределенность к определенности (представлять, что будущее будет таким же, как и прошлое, и принимать реше­ния, как в прошлом);

• сокращать неопределенность внешней среды (вести перего­воры с источниками неопределенности, последовательно прояс­нять неизвестные обстоятельства и т.п.).


Этапы и методы принятия решений


Таблица 16.2


 

Основные этапы процесса выработки решений Информация Организация Методы и модели, применяемые для принятия решений Виды и типы решений
Распознавание проблемной си­туации Определение целей Определение критериев Формулировка проблемы Анализ и уточнение проблемы Подтверждение целей и критериев Поиск возможных решений Оценка альтернативных решений и анализ последствий каждого Выбор решения (принятие решения) Согласование решения Утверждение решения Передача решения для выполнения (делегирование ответственности, прав и обязанностей) Выполнение решения (действие, регулирование, распоряжение) Контроль за выполнением решения (наблюдение) Оценка результатов Проверка соответствия полученных результатов ожидаемым Оценка эффективности решения О внешней среде О внутренней среде О проблеме О целях и критериях О результатах ана­лиза проблемы О возможных реше­ниях О ходе выполнения решения О результатах Установление от­ветственности Установление полномочий Установление порядка про­хождения ре­шения по уров­ням и испол­нителям Установление необходимой точности, сро­ков и форм представления информации Изменение орга­низационной структуры Теория игр Теория вероятностей Математическая статистика Линейное программирова­ние Нелинейное программиро­вание Дискретное программиро­вание Имитационные модели Теория очередей Теория массового обслужи­вания Теория управления запасами Теория информации Теория автоматов Теория графов Теория поиска Теория автоматического регулирования Теория алгоритмов Теория больших систем Теория оптимизации Эвристика Общая теория систем Методы сетевого планиро­вания и управления Системотехника Теория организаций Наука о поведении Групповая динамика Распознавание образов Теория статистических ре­шений Таблицы решений Рутинные Эвристические В условиях опреде­ленности В условиях неопре­деленности В условиях риска Конкурентные Количественные Качественные Точные Приближенные Одношаговые Многошаговые Оптимальные Субоптимальные Локальные Глобальные Плановые Прогнозные Перспективные Индивидуальные Групповые Социальные Экономические Военные Оперативные Практические Стратегические

Таблица 16.3 Ранжирование условий принятия решений


 

Состояние Простые условия Сложные условия
  Слабоощущаемая Умеренно-слабоощущаемая
  неопределенность неопределенность
Статика 1) небольшое число факторов 1) большое число факторов и
  и компонентов окружающих компонентов окружающих
  условий; 2) факторы и компоненты условий; 2) факторы и компоненты не
  сходны друг с другом; 3) факторы и компоненты сходны друг с другом; 3) факторы и компоненты ос-
  остаются в основном одина­ковыми и не изменяются таются в основном прежними
  Умеренно-слабоощущаемая Слабоощущаемая
  неопределенность неопределенность
Динамика 1) небольшое число факторов 1) большое число факторов
  и компонентов окружающих условий; окружающих условий; 2) факторы и компоненты не
  2) факторы и компоненты сходны; 3) факторы и компоненты сходны друг с другом; 3) факторы и компоненты
  окружающих условий нахо- окружающих условий находят-
  дятся в постоянном процессе ся в постоянном процессе
  изменений изменений

Принято различать способы принятия решений в зависимости от того, на что ориентировано лицо, принимающее решение: а) ра­циональный, когда весь процесс обоснования решения нацелен на максимальный результат; б) административный, когда в рамках полномочий руководителя принимается решение, удовлетворяю­щее минимальным требованиям; в) интуитивный, когда при при­нятии решений руководствуются аналогиями, словесными кон­цептуальными ассоциациями, предвидением.

Рациональный способ предусматривает, что рассматриваются все альтернативы, как и последствия, которые могут возникнуть в каждом возможном случае. Выбор падает на ту альтернативу, ко­торая обеспечивает максимальный выигрыш. Для того чтобы ра­ционально принимать решения, субъект решения должен:

• знать свои цели и ранжировать их по степени важности;

• знать все возможные альтернативные варианты решения про­блемы;

• знать относительные «за» и «против» каждой альтернативы;

• всегда выбирать альтернативу, которая максимизирует до­стижение цели.



Рациональный способ принятия решений в общей форме но представить следующим образом (рис. 16.3).

Рис. 16.3. Рациональная модель принятия решений

Использование административного способа принятие решения выражается в том, что руководитель исследует альтернативы до тех пор, пока не обнаруживает удовлетворительного решения, т.е. обес­печивающего достижение цели на минимальном уровне. Он вы­бирает первую альтернативу, которая отвечает поставленным целям. Этот выбор ограничен ценностями, опытом и уровнем подготовки лица, принимающего решение. Если у руководителя нет альтернатив, которые удовлетворяют минимальному уровню поставленных целей, он снижает значение этого уровня и прини­мает первую альтернативу. Он руководствуется только конкретны­ми обстоятельствами ситуации и своими полномочиями.

При интуитивном способе принятия решения отсутствует сис­тематический подход к выбору альтернатив. Этот способ часто используется творческими личностями. Исследования показыва­ют, что характеристики этих индивидуумов включают большую потребность в независимости, деловой эгоизм, эрудицию, широкие интересы. Это не значит, что только такие руководители являются творческими личностями. Ими могут быть и те, кто использует другие способы принятия решений. Интуитивная форма встреча­ется, когда решение принимается по случаю. Большинство же решений обосновывается с использованием сочетания рациональ­ного и интуитивного способов.

Кто должен принимать решение: индивидуум или группа. W" шествует несколько возможных схем: 1) руководитель может при


мать решение один; 2) решение может быть принято руково-дителем после консультации с другими; 3) те, на кого влияет ре-шение, могут принимать его как группа (руководитель при этом вытупает как один из членов группы). Во всех случаях важно соблюдать установленные процедуры, выполнение которых обес­печивает необходимую обоснованность и надежность того или иного решения (табл. 16.4).

Таблица 16.4







Date: 2015-12-13; view: 488; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию