Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 15 деловая репутация
В организациях должны поощряться высокие стандарты поведения сотрудников и развитие у них этических критериев. Управление этими процессами, сдерживание некорректного поведения сотрудников являются важнейшей обязанностью любого руководителя, а нравственные и ценностные установки приобретают практически важное значение в программах корпоративного обучения. Необходимость обеспечивать соблюдение этических норм организации диктуется целью не допустить нравственной анархии. Во многих компаниях проводятся семинары сотрудников по вопросам этики, цель которых состоит в повышении их восприимчивости к этическим проблемам, недопущении нарушения нравственных принципов. Программа обучения более привлекательна для сотрудников при условии, что в ней принимает участие руководитель. Каждому участнику программы надлежит активно включаться во взаимный обмен мнениями при рассмотрении типичных дилемм этического характера. В рамках корпорации руководители должны служить примером морального авторитета. Когда речь идет об установленных стандартах и ценностях, их пример определит, насколько серьезно сотрудники будут относиться к проводимой политике. В целом ряде компаний практикуется введение в штат должности эксперта по разрешению конфликтов или создание специальных комитетов по этике. С точки зрения организации эксперт по разрешению конфликтов выступает одним из гарантов того, что проблемы этического поведения выявляются своевременно и не усиливают негативного настроения у сотрудников. Для организации лучше самой выявлять свои проблемы, чем узнавать об их наличии со стороны. Эксперт по разрешению конфликтов выполняет роль предохранительного клапана компании, смягчающего последствия нарушений. Что касается деятельности комитета по этике, то он включает руководителей высшего ранга, представителей сотрудников и даже директоров других корпораций. Регулярно рассматривая факты нарушений корпоративной этики, комитет формирует и пересматривает политику в данной области, а также выполняет роль третейского судьи, разбирая сложные случаи такого рода нарушений. Сотрудники организации, которым надлежит проявлять дисциплинированность, должны прежде всего знать о принятых нормах, регламентируемых кодексами поведения. В кодексе поведения обычно даются толкование проводимой компанией политики и принятые в ней стандарты. Кодекс поведения может служить показателем дисциплинированности персонала, стремящегося к адекватным действиям. Основная его идея заключается в создании в коллективе здорового морального климата, обеспечение строго правового соблюдения предписаний и этичного поведения сотрудников. Своды принципов и правил делового поведения — корпоративные кодексы, по опубликованным данным, имеют почти все крупные современные корпорации и около половины малых компаний. В октябре 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) принял Хартию корпоративной и деловой этики. Поддерживающие хартию члены союза принимают на себя добровольные обязательства в практике предпринимательской деятельности следовать провозглашаемым нормам корпоративной и деловой этики. Вот некоторые их этих обязательств. 1. Вести предпринимательскую деятельность, основьГВаясь на принципах добропорядочности и справедливости, честности во взаимоотношениях с партнерами и конкурентами. 2. Способствовать укреплению основ института собственности, не предпринимать действий, направленных на подрыв его принципов. 3. Руководствоваться реальным смыслом законов, избегать применения различных толкований, не соответствующих духу законодательных актов, не использовать формальные процедуры для достижения целей, несовместимых с нормами корпоративной этики. 4. Отказываться от совершения действий, направленных на усиление социальной напряженности в обществе. 5. Не оказывать незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных или иных официальных органов для достижения корпоративных целей. 6. С уважением относиться к конкурентам, не прибегать к незаконным формам борьбы, использовать только корректные методы, соответствующие корпоративной этике. 7. Заботиться о поддержании как собственной деловой репутации, так и репутации российского бизнеса в целом, избегать участия в распространении напрямую либо через третьих лиц заведомо ложной и непроверенной информации. 8. В ситуации конфликта интересов добиваться разрешения споров путем переговоров, использовать механизмы внесудебного разрешения споров. В последние годы получили широкое распространение международные своды правил ведения бизнеса, принятые Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития.«Осо-бую популярность в международном деловом сообществе получили этические стандарты, изложенные в «Принципах ведения бизнеса Круглого стола Ко». Они были приняты в 1994 г. в швейцарском городке Ко лидерами бизнеса США, Западной Европы и Японии. В декларации «Круглого стола Ко» провозглашены следующие принципы отношения компании к своим сотрудникам: «Мы придаем большое значение уважению достоинства всех работников, серьезному отношению к их интересам. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства: • обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни; • создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их здоровью и человеческому достоинству; • быть честными в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченной лишь рамками закона и условиями конкуренции; • прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы; • в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками; • избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; • стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу; • обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний; • поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы»*. Цит. по: Этические принципы ведения дел в России / Под общ. ред. С.А. Смирнова. — М.: Финансы и статистика, 1999. С. 156. В современных условиях доверительные отношения становятся важной предпосылкой долгосрочных хозяйственных связей, выходят за рамки взаимодействия между компаниями и оказывают влияние на экономические взаимоотношения на макроуровне. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение руководителей и рядовых работников. В фокусе внимания этики — цели и средства, используемые для их достижения. Организации предпринимают разные меры в целях обеспечения этичности поведения руководителей и рядовых работников. В разрабатываемых ими этических нормативах приводятся система общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники в своей деятельности, в том числе и в процессе принятия решений. К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, подарки, выплата незаконно полученных денег, конфликты на почве столкновения интересов, нарушение законов, мошенничество, раскрытие секретов компании, противоправное поведение ради интересов фирмы. Служебные отношения влияют на настроение людей, создают здоровый нравственный микроклимат в коллективе. Нормальные служебные отношения формируются на основе двух основных требований — ответственности за дело и уважения к коллегам. Ответственность предполагает честное и обязательное отношение к своему слову и делу. Необязательный человек приносит вред не только личным поведением, но и создает вокруг себя атмосферу безответственности, недисциплинированности. Деловая обстановка в немалой степени зависит и от уважения к коллегам, принципиальности и вместе с тем готовности к поиску компромисса, способности разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам проявляется в умении учитывать их интересы, проявлять заботу. Успех дела во многом зависит от того, сумеет ли руководитель обеспечить соблюдение этических норм сотрудниками фирмы, каковы его отношения с деловыми партнерами, как он умеет вести дело. Особые требования предъявляются к взаимоотношениям начальника и подчиненного. Обычно руководитель — ключевая фигура в коллективе. От того, как он ведет себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что делает для подчиненных, зависит многое. Деловая жизнь связана со сложными, быстро меняющимися ситуациями, значительным риском, что вызывает значительную вероятность возникновения различных конфликтов — межличностных и межгрупповых. Для достижения делового успеха важно предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать, как из них выходить. Если избежать конфликта не удалось, то нужно уметь безболезненно, с достоинством выходить из него и с минимальными потерями разрешать возникающие проблемы. Российским институтом директоров совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ разработан профессиональный стандарт корпоративного директора, являющийся рекомендательным документом и своего рода развитием кодекса корпоративного поведения. Профессиональный стандарт может служить в качестве ориентира при формировании совета директоров, оценке и регулировании их деятельности. Например, в стандарте корпоративного директора характеризуются черты, присущие деятельности профессионала: • на осуществление своей деятельности он тратит столько времени, сколько необходимо для надлежащего исполнения обязанностей. При этом он никогда не возьмет на себя больше обязанностей, чем может исполнить, не снижая качества работы. Более того, если профессионал понимает, что в силу сложившихся обстоятельств не может исполнять свои обязанности с должным качеством, то он откажется от их исполнения, даже если при этом у него будут финансовые потери; • постоянно совершенствуется в своей деятельности, стремится повышать квалификацию, осваивать смежные области деятельности и т.д.; • дорожит личной репутацией, репутацией компании; • обладает качествами, соответствующими высоким морально-этическим требованиям; • не допускает в своей деятельности отступления от законодательных норм и норм, сформулированных профессиональным сообществом. В стандарте корпоративного директора требования к кандидату на занятие руководящей должности в компании формулируются таким образом: • базовое образование в одном из вузов, имеющих высокий рейтинг; • профессионализм; • соответствие корпоративной культуре предприятия-нанимателя; • лояльность компании; • личностные качества, устраивающие работодателей; • обучаемость, гибкость, т.е. способность быстро приобретать Дополнительные навыки, решать новые задачи. Наряду с квалификацией работников, их ответственностью, умением работать с партнерами и клиентами соблюдение этических норм вносит существенный вклад в формирование высокой деловой репутации компании. Гармоничное сочетание профессионально-деловых, нравственных и эстетических характеристик сотрудников обеспечивает доверие к фирме со стороны клиентов и партнеров, создает у них уверенность в надежности, стабильности и кредитоспособности фирмы,, гарантирует ей длительную успешную деятельность. На практике деловая репутация означает «доброе имя» фирмы, учитывающее ее историю и давность основания, имидж, авторитет учредителей, качество управления. Разумеется, репутация фирмы зависит от итогов ее работы, находящих выражение как в статистической отчетности, так и в качественных характеристиках деятельности. В этой связи принципиальное значение имеет вопрос о достоверности и открытости данных о деятельности организации. Компания может быть достаточно привлекательной для потенциальных инвесторов, обеспечивать высокие дивиденды акционерам, но при этом испытывать трудности с получением денежных ресурсов только потому,.что необходимая информация о ней не доходит до заинтересованных лиц вследствие закрытой информационной политики фирмы. Кодекс корпоративного поведения, разработанный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ, в интересах повышения привлекательности акционерных обществ для инвесторов предусматривает предоставление информации акционерам и раскрытие информации заинтересованным лицам. Гарантии качества раскрываемой информации обеспечиваются ведением учета и отчетности в соответствии с международными стандартами, составлением консолидированной отчетности, позволяющей судить о реальном положении дел в компании, наличием кодекса корпоративного управления — своего рода декларации готовности компании следовать наилучшим образцам практики. Своевременность раскрытия информации рассматривается с точки зрения выполнения соответствующих нормативных сроков для предоставления отчетности и информирования акционеров, а доступность информации определяется прежде всего наличием собственного веб-сайта и подразделения компании, отвечающего за связи с инвесторами. Соблюдение всех этих условий непосредственно отражается на деловой репутации компании. Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Вопросы для обсуждения 1. Каковы требования к руководителям компаний в современных условиях? 2. Охарактеризуйте круг знаний и умений руководителя. 3. Что такое профессиональное управление? 4. Каковы сущность, основные проявления и элементы организационного поведения? 5. Назовите пути преодоления межфункциональных и межгрупповых конфликтов. 6. Что такое организационная культура, каковы ее компоненты? 7. В чем суть проблемы доверия в деятельности организаций? 8. Каковы источники доверия в организациях? 9. По каким направлениям складываются отношения доверия?
10. Дайте определения функционального и дисфункционального конфликтов. 11. Какие методы используются для налаживания благоприятных межгрупповых отношений? 12. Какие факторы определяют возможности возникновения конфликта в организации? 13. Как можно предвидеть и предотвращать межгрупповые конфликты? 14. В чем состоит суть организационных методов разрешения межгрупповых конфликтов? 15. Дайте характеристику составных частей деловой репутации. 16. Что собой представляют нормы корпоративной этики и кодекс корпоративного поведения? 17. Охарактеризуйте принципы ведения бизнеса на основе принятых этических стандартов. ЧАСТЬ IV. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ Глава 16 Date: 2015-12-13; view: 577; Нарушение авторских прав |