Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуумы и группы в организациях
Каждый человек учится тому, как себя вести в определенных обстоятельствах. С ранних лет мы наблюдаем за действиями других и делаем попытки интерпретировать то, что видим. Мы смотрим на то, что делают другие, и стараемся объяснить, почему они так поступают. Кроме того, мы пытаемся предвидеть, как другие люди могут поступить при иных обстоятельствах. Понимание всего этого приходит к нам либо непосредственно — путем приобретения собственного опыта, либо опосредованно — через опыт других людей. В некоторых случаях объяснение и предвидение характера по-ведения других людей являются высокоточными. Однако в боль- шинстве случаев прогнозы поведения строятся на.субъективных представлениях, которые зачастую не дают возможности объяснить, почему люди поступают так, а не иначе. Значительная часть субъективных представлений о поведении человека основана на интуиции. Только в результате систематического изучения можно усовершенствовать наши способности объяснять и предвидеть поведение человека. Именно системный подход объясняет взаимоотношения людей и создает базу, позволяющую делать более точные прогнозы их поведения. В основе системного подхода лежит понимание того, что поведение не является случайностью и вызывается определенными причинами. Важную роль при этом играет психологическая зрелость человека, которая характеризуется такими чертами, как автономия (возможность пользоваться определенной свободой и считаться с ограничениями), чувство реальности и способность объективно оценивать факты, ответственность за выполняемые функции, склонность к сотрудничеству с другими. Обычно поведение предсказуемо, если мы знаем, как человек понимает ситуацию и что для него важно. Поведение^ юде и для посторонних может показаться нерациональным, но,г'как правило, намерения людей были таковы, что оно должно было быть рациональным. Постороннему наблюдателю поведение других часто кажется неестественным, потому что наблюдатель лишен доступа к соответствующей информации или по-другому ее воспринимает. Оказавшись в аналогичной ситуации, люди ведут себя по-разному. Однако в основе поведения людей лежит определенная логика, которую можно определить и благодаря этому выявить индивидуальные различия. Именно это дает возможность делать прогнозы. Например, предвидения относительно поведения автомобилистов почти всегда правильны, поскольку единообразные правила вождения автомобиля позволяют легко делать такие прогнозы. Системные исследования призваны дать ответы на вопросы о том, почему человек поступает именно так и что заставляет действовать других соответствующим образом. Вместе с тем они нередко дают научные доказательства, идущие вразрез с нашими представлениями об общепринятом. Одной из задач организационного поведения как научной дисциплины является обеспечение перехода от интуитивного представления о поведении к системному подходу, что позволит повысить точность предвидения и объяснения поведения людей в организациях. Принципиально важным является понимание того, почему люди объединяются в группы. Причинами здесь являются потребности людей в дости- экении определенных целей, усилении власти и влияния, обеспечении безопасности, общении, получении определенного статуса. Следует различать формальные и неформальные, постоянные и временные группы. К формальным относятся группы, которые, являясь составной частью структуры организации, созданы для выполнения конкретных задач. Неформальные группы образуются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы и нередко имеют не менее важное значение, чем группы, формально созданные в составе организационной структуры. Группа как подсистема в составе конкретной структуры определяется следующими условиями функционирования организации: стратегией развития, формально установленными нормами и правилами, ресурсами, системой подбора персонала, системой оценки работников и их поощрения, организационной культурой. Когда речь идет об организационном поведении, то имеются в виду те действия, которые можно наблюдать и которые могут быть оценены. При этом, как уже отмечалось, под организацией понимается сознательно координируемое социальное подразделение, состоящее из двух или более людей, работающих на относительно длительной основе с целью достижения определенной цели или нескольких целей. Производственные компании и компании сферы услуг, безусловно, подпадают под это определение. В равной мере это касается и школ, больниц, церкви, военных подразделений, магазинов розничной торговли, милицейских структур, федеральных, региональных и местных учреждений и организаций и т.д. Один из известных теоретиков в области управления, Г. Минтц-берг (США) среди многообразных индивидуальных ролей в организации специально выделил управленца-руководителя и предложил группировку, охватывающую следующие разновидности ролей. На первом плане находятся роли руководителей, связанные с осуществлением межличностных отношений и взаимодействием работников в организации. К ним относятся такие виды деятельности, как мотивация, координация работы подчиненных, делегирование полномочий, формальное представительство и т.п. К другой группе Минтцберг отнес информационную роль, включающую сбор, обработку и передачу необходимой информации. Что касается третьей группы, то к ней относятся роли по принятию управленческих решений, включающие выполнение цикла работ по постановке целей, разработке альтернативных путей их Достижения, выбору вариантов решений, организации их выполнения, оценке достигнутых результатов. Многие руководители стремятся к пониманию мотивов поведения, они ищут ответ на вопрос, почему люди в организации ведут себя так, а не иначе. Это помогает предвидеть поведение человека. Наиболее распространенной причиной изучения организационного поведения является стремление человека продвигаться по служебной лестнице и применять свои навыки таким образом, чтобы организации работали более эффективно. Чтобы стать успешным руководителем, необходимо понимать своих сотрудников и создать такие условия в организации, чтобы люди работали более эффективно и результативно. РОЛЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Изучение организационного поведения имеет важное практическое применение и предполагает использование закономерностей и положений других поведенческих дисциплин — психологии, социологии, социальной психологии и антропологии. При этом психология используется в основном при изучении индивидуального поведения, тогда как все остальные дисциплину,— при изучении групповых процессов и организации в целом.г'' Психология позволяет оценивать, объяснять и нередко менять поведение людей. Психологи, занимающиеся изучением организационного поведения, специализируются на методах обучения, исследовании индивидуальности, консультировании по организационной психологии. Опираясь на положения и закономерности психологии, они изучают проблемы утомления, монотонности труда и другие проблемы условий труда, препятствующие повышению его эффективности. В последнее время в связи с интенсивным развитием психологии сфера деятельности психологов расширилась, распространилась на проблемы восприятия, работы над личными качествами человека, тренинга, эффективного лидерства, потребностей и мотивации, удовлетворенности работой, принятия решений, оценки работы и отношений в организации. Изучением же поведения людей и их взаимоотношений в рамках социальной системы занимается социология. Речь идет о групповом поведении в организациях. Здесь важными стали разработки в области групповой динамики, процессов социализации, организационной культуры, организационной теории и структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса, власти и конфликтов. В то время как психология и социология пытаются объяснять поведение соответственно отдельной личности и групп, социальная психология изучает межличностное поведение и дает объяснение того, как и почему отдельные люди ведут себя так, а не иначе, когда они работают в группе. Одной из основных сфер, в которую социальные психологи внесли существенный вклад, являются изменения самых разных видов. Как осуществлять изменения и снимать барьеры на пути их введения — одна из центральных проблем, разрешаемых методами социальной психологии. Наряду с этим социальные психологи занимаются проблемами оценки, объяснения системы отношений в организации, разрабатыба-ют коммуникационные модели и исследуют условия, при которых, работая в группах, люди могли бы удовлетворять личные потребности. Следует отметить и влияние на организационное поведение социальной антропологии, предоставляющей данные о связи поведения людей с ценностями и культурой данного общества. С позиций антропологии может быть объяснена разница в фундаментальных оценках, позициях и нормах поведения в разных странах и регионах, в городской и сельской среде. Нельзя не учитывать того, что индивидуальные системы ценностей (т.е. личные приоритеты и восприятие правды и лжи) влияют на отношения и поведение на работе. Изучение организационного поведения с позиций поведенческих наук способствует получению знаний, необходимых менеджеру. Руководители должны знать, каким образом их действия влияют на людей. Поскольку менеджеры достигают результатов, координируя работу коллектива, им необходимо понимать людей. Тем более, что люди действуют по-разному в одной и той же ситуации и поведение человека меняется в различных ситуациях. Наряду с общими закономерностями концепции организационного поведения должны учитывать ситуационные или случайные факторы. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Группы, как и индивидуумы, стремятся обеспечить свою защиту, поддерживать свои позиции и усиливать их. Именно эти цели лежат в основе формирования и развития групп. Основные фазы данного процесса показаны на рис. 12.1. Цели индивидуума и группы совпадают, но они отличаются от целей организации. Конфликт почти всегда неизбежен между индивидуумом и малой группой, индивидуумом и большой организацией, малыми группами и большими организациями. Группы нередко оказывают сопротивление другим группам, которые они воспринимают как угрозу тому, что они ценят и чем владеют. Они же стремятся к овладению такими факторами, которые могут упрочить их положение. ильнер «Теория организации» Начальная фаза формирования группы Члены группы стараются повысить свою роль, контакты осуществляются с осторожностью, соблюдаются общие правила и нормы
Рис. 12.1. Фазы развития группы С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгрупповых отношений горизонтальные системы управления, в которых центры принятия решений широко распределены, являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры. Последние должны быть модифицированы с тем, чтобы обеспечить: • большее участие групп в принятии важнейших решений; • более демократическое отношение высшего звена управления к группам и организации их взаимодействия; • децентрализацию принятия решений в максимально возможной мере; • делегирование прав, меньший упор на иерархию управления; • менее узкую специализацию задач. По данным исследований, отношения между группами колеблются в континууме от гармонии до враждебности и очень часто включают элементы и того и другого. Поведенческие проявления отношений находятся в диапазоне «сотрудничество — соперничество — конфликт». Группы сотрудничают для достижения общих целей, но одновременно часто конкурируют за ограниченные ресурсы и выгоды, которые распределяются между ними. Определяющие характеристики групповых отношений, особенно отрицательные, очень просты. Один симптом — это отсутствие координации или срывы в работе. Таким срывам часто сопутствует другой симптом — плохая коммуникация. Группы, которые не могут обеспечить адекватный обмен информацией, плохо устанавливают отношения друг с другом. Опоздания и ошибки при обмене информацией и коммуникациях, необходимых для работы групп, могут также быть причиной плохих отношений. Эти факторы часто приводят к напряжению в отношениях между группами. Иногда группы конкурируют с другими, но объединяются для обмена информацией и достижения каких-то взаимовыгодных целей. Конкуренция может стимулировать работников к увеличению объема и улучшению результатов работы. В то же время в определенной обстановке ее воздействие может быть разрушительно. Сотрудничество, как и конкуренция, имеет свои преимущества и недостатки. Сотрудничество часто помогает группам и отдельным индивидуумам достичь большего, чем они сумели бы в одиночку. Но оно также может привести к самодовольству, негибкости и сведению на нет всех положительных итогов. Проблема состоит в том, чтобы определить, какой уровень конкуренции или сотрудничества является наиболее функциональным для данной группы в той или иной обстановке. То, что является функциональным для одной группы (например, для больших организаций), может оказаться нефункциональным для другой (например дл КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В литературе представлены три подхода к трактовке конфликтов и их значения в деятельности организации. Согласно первому подходу конфликт рассматривается как негативное, дезорганизующее явление. Отсюда и стремление избегать конфликтов, как можно скорее их преодолевать. В соответствии со вторым подходом конфликт считается нормальным, естественным проявлением жизнеспособности и развития группы. Из этого делается вывод, что группа не может успешно функционировать без конфликтов, которые позитивно воздействуют на эффективность ее работы. Третий подход предполагает, что отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводит к застою, тормозит внедрение инноваций и развитие организации. Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом #ля осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять им для достижения целей организации. Некоторые из конфликтов, которые возникают между группами, порождаются самим характером их целей или задач. Например, первостепенная цель производства очень часто состоит в снижении себестоимости. Для достижения этого необходимо стремиться к стандартизации деталей и изделий и удлинению производственных линий. С другой стороны, торговля имеет главной целью удовлетворение спроса покупателей на товары фирмы, что может потребовать разнообразия производственных линий и выпуска специализированных товаров, которые отвечают предпочтениям покупателей. Другой источник потенциального конфликта может проистекать из личного прошлого опыта и ориентации людей, которые составляют отдельные группы. Некоторые межгрупповые конфликты являются результатом конкуренции групп за долю в пае организации, который включает в себя ресурсы, формальную и личную власть, влияние, статус, вознаграждение, наиболее выгодные производственные задания и др. Одним из полезных аналитических подходов будет «дифференциальный анализ» в приложении к исследованию межгруппового поведения. Это означает выявление как сходных черт, так и различий между группами. Когда определены межгрупповые различия, возникает вопр о том, обязательно ли они приведут к трениям между группам Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, склонны ли члены группы считать эти различия функциональными или дисфункциональными, благоприятными или опасными для их благополучия. Группы людей, как и индивидуумы, стремятся к отношениям, которые они воспринимают как благоприятные. Они остаются пассивными к нейтральным отношениям и избегают или пытаются изменить те, которые опасны для них. Если группы имеют отличные, но дополняющие друг друга цели, успешно работают для их достижения, каждая из них будет воспринимать деятельность другой как благоприятную для себя. Эту ситуацию можно определить как функциональную для обеих групп. Если одна группа может достичь оптимальных производственных результатов за счет другой, но обе желают избежать неприятностей, то они могут договориться, избежать трений, снизив производительность. Такое поведение можно рассматривать как благоприятное, но дисфункциональное, поскольку результаты будут намеренно занижены. При сравнении отношений между группами опасно пользоваться только одной переменной, поскольку на эти отношения обычно оказывает влияние сложная система факторов. Предположим, что небольшая электронная компания состоит из двух основных отделов — производственного и исследовательского. Ясно, что работа каждого отдела очень важна для другого. Однако для компании один из этих отделов должен рассматриваться как более важный. Если производственный отдел имеет большее влияние на принятие решений, которые затрагивают как производственный, так и исследовательский отделы (т.е. во многом определяет, какие проекты должны разрабатываться, распределение фондов, производственные линии), и в то же время исследовательский отдел считает себя более важным в компании, то поведенческим результатом будут трения. С другой стороны, если восприятие исследовательским отделом статуса производственного отдела будет соответствовать его влиянию на принятие решений, то трений, скорее всего, не будет. Вопрос о том, стоит ли рассматривать эти расхождения как Функциональные или дисфункциональные, благоприятные или Угрожающие, должен решаться в зависимости от ситуации. В нашем примере весьма возможно, что расхождение будет рассматриваться как дисфункциональное, так как оба отдела неохотно будут обмениваться информацией, идеями или проблемами, потому что каждый из них будет оспаривать свой приоритет перед Другим. Исследовательский отдел может чувствовать себя в угрожающем положении, поскольку он считает, что производственный
отдел имеет слишком большое влияние на принятие решений, которые относятся к исследовательскому отделу. Производственный отдел может рассматривать свое положение как благоприятное, но одновременно видеть угрозу, связанную с неудовлетворенностью исследовательского отдела своим статусом. То, насколько важными считает группа некоторые параметры другой группы, повлияет на ее поведение по отношению к другой группе. Почти не имеет значения тот факт, воспринимает ли группа данную переменную как функциональную или как дисфункциональную, благоприятную или угрожающую, если она не считает ее важной. Группы могут полностью игнорировать угрозы, если они воспринимают их как незначительные, но вести себя очень агрессивно, если даже небольшую угрозу они считают чрезвычайно опасной для своего положения или роста. Последовательность действий по преодолению конфликтных ситуаций в самом приближенном виде показана на рис. 12.2. Рис. 12.2. Управление конфликтной ситуацией К наиболее часто используемым методам управления конфликтами можно отнести следующие методы: • организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помощи в определении причин конфликта и конструктивных путей его разрешения; • постановка совместных целей и задач, которые не могут быть решены без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон; • привлечение дополнительных ресурсов (в том случае, когда конфликт был обусловлен дефицитом ресурсов — производственных площадей, финансирования, возможностей для продвижения по службе и т.п.); • выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для достижения согласия и примирения; • административные методы управления конфликтом (например, перевод работника из одного подразделения в другое); • изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ; • обучение работников навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного общения, искусству ведения переговоров. Межгрупповой конфликт не всегда является дисфункциональным — по крайней мере, для больших организаций, а иногда даже для отдельных групп и их членов. Также следует иметь в виду, что некоторые межгрупповые конфликты являются нормальными, даже неизбежными, поскольку группы всегда имеют конфликтующие цели и конкурируют за ограниченные ресурсы, достижение более высокого статуса и другие факторы успеха. Поэтому не всегда целесообразно пытаться ослабить межгрупповой конфликт. Одним из наиболее эффективных способов преодоления конфликта является нахождение обоснованных суперординарных целей, которые имеют отношение к обеим группам. Иллюстрацией такого варианта решения межгрупповых проблем может служить пример, когда компания, имеющая плохие отношения со своим довольно сильным профсоюзом, оказывается перед угрозой финансового краха. Если профсоюз знает о положении дел компании, он может изменить свое поведение, направленное на достижение определенных социальных целей (т.е. повышение заработной.платы, сокращение рабочего дня), и перейти к сотрудничеству с администрацией с тем, чтобы компания могла выжить. Выживание компании является суперординарной целью, поскольку крах компании означает, что ни одна из групп не сумеет достичь своих целей. Похожий способ преодоления конфликта сводится к поиску «общего врага» для обеих групп. Имеется множество примеров, когда прежние соперники объединялись против общего врага в бизнесе, спорте и т.п. Часто применяемый подход заключается в том, чтобы высший руководитель компании выступил в качестве арбитра и вынес решение либо в пользу одной из групп, либо ком-, промиссное решение. Еще один вариант решения проблемы — расширение взаимоотношений и коммуникаций между группами. В данном случае исходят из предположения, что, если группы имеют больший диапазон взаимодействий и коммуникаций, они начинают лучше понимать и больше ценить друг друга, а вероятность упрощенных стереотипов поведения снижается. Такое предположение, возможно, оправдывает себя в определенных условиях, но не всегда. Например, когда две группы конкурируют за ограниченные ресурсы или когда их цели противоречивы, расширение сферы взаимоотношений вряд ли будет способствовать развитию положительных эмоций. В некоторых компаниях используется практика сведения обеих конфликтующих групп вместе либо за «круглым столом», либо на «совместном заседании». Цель таких заседаний — дать группам возможность высказать свои разногласия и жалобы. Затем делается попытка преодолеть разногласия путем совместного обсуждения. Этот вид взаимного обмена, конечно, не гарантирует гармоничных взаимоотношений, но он вскрывает разногласия и потому часто способствует лучшему взаимопониманию, которое, в свою очередь, улучшает межгрупповые взаимоотношения. МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ГРУПП ~ Межгрупповой конфликт обычно происходит, когда один или несколько членов группы испытывают раздражение, столкнувшись с препятствиями в достижении групповых целей. В отдельных случаях источник препятствия пытаются найти внутри группы. Зачастую сами члены группы, методы и процедура, оборудование, модели взаимоотношений или аналогичные факторы могут препятствовать группе в достижении ее целей. Модель группового поведения отражена на рис. 12.3. Однако чаще ведется поиск внешних проблем. Какая-то другая группа может рассматриваться как ограничение или даже препятствие в достижении целей данной группы. Группа, ставшая негативным стереотипом для другой группы и воспринимаемая как источник ее неприятностей, совсем не обязательно является таковой. Например, на деле таким источником может быть менее заметная группа или группа, с которой надо поддерживать хорошие отношения (в частности, высшее звено управления). Но группа, создающая стереотип, может перенести источник своей враждебности на группу, с которой пересекаются ее интересы или против которой безопаснее выступать. Следовательно, основными источниками межгруппового конфликта часто могут быть конфликты между взаимно исключающими целями; конкуренция за ограниченные ресурсы, статус,
Рис. 12.3. Модель группового поведения власть и тому подобные блага; различия в ценностях, нормах и личных ориентациях; потенциальные угрозы со стороны другой группы. Некоторые общие модели поведения групп, конкурирующих друг с другом, повторяются с достаточной частотой, что делает их весьма полезными при анализе межгруппового поведения. Если группа конкурирует с другой, она, вероятнее всего, становится более сплоченной. Члены группы, скорее всего, постараются свести до минимума личные разногласия. По мере того как конфликт с другой группой нарастает, члены группы большее внимание уделяют достижению целей группы и, соответственно, меньшее — удовлетворению своих индивидуальных потребностей. В то же время внутренняя структура группы тяготеет к большей жесткости, а ее лидеры — к авторитарности. Рассмотрим процессы взаимоотношений между группами. С нарастанием конфликта у каждой из групп развивается отрицательное отношение к другой, контакты между ними сужаются, они взаимодействуют только при выполнении самых важных задач. Такое отсутствие взаимодействия и коммуникаций укрепляет и сохраняет негативные стереотипы, формируемые группами друг о друге. В ходе конкуренции групповое восприятие может изменяться, если одна из групп «вырывается вперед» или «выигрыва- ет». У членов «побеждающей» группы может возникнуть благодушие, которое, в свою очередь, может снизить внимание к задачам группы и усилить заботу об удовлетворении индивидуальных потребностей. Это обычно случается, когда группа воспринимает себя как преуспевающую в течение длительного периода и надеется на преуспевание в дальнейшем. Этого не происходит в ситуации, когда группа только что добилась преимущественного положения и все еще воспринимает действия соперника как потенциальную угрозу. В любом случае группа, вероятнее всего, останется сплоченной, при этом почти не будет уделяться внимания критической оценке ее методов и способов поведения. Естественно, что поведение «проигравшей» группы будет иным. Члены группы, скорее всего, возложат вину за поражение на какие-то внешние факторы — скажем, «обстоятельства», на руководителя более высокого уровня или на неэтичное поведение другой группы. Они могут обнаружить «безличные» источники, такие, как процедура, методы, оборудование. Могут последовать обвинения в адрес лидера и т.д. Критика в сочетании с отрицательными эмоциями и напряжением делает группу менее сплоченной. Пытаясь улучшить свою работу, группа может сменить руководство. Путем самоанализа она может вскрыть нерешенные конфликты, снять проблемы и найти более эффективные модели поведения. Date: 2015-12-13; view: 988; Нарушение авторских прав |