Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование во всемирном масштабе
Повсюду — от Новой Англии до Гавайев, от Аляски до Техаса — люди рассчитывают, что подавляющую часть из первых 18 лет своей жизни их дети будут проводить в школе. Однако еще 100 лет тому назад ситуация была совершенно иной: обуче- В прошлом далеко не все дети в таких бедных странах, как Индия, могли учиться в школе, немало из них были вынуждены работать. Однако за последние несколько десятилетий Индия весьма продвинулась к всеобщему школьному образованию. Однако до сих пор в этой по преимуществу аграрной стране 40% детей посещают лишь начальную школу ние в школе являлось привилегией, которой пользовалась лишь немногочисленная элита. Но и поныне в бедных странах молодые люди посещают школу лишь в течение нескольких лет. Школьное обучение и экономическое развитие Уровень школьного обучения в любом обществе тесно связан с показателями экономического развития. В главе 4 («Общество») уже отмечалось, что наши предки, занимавшиеся охотой и сбором даров природы, жили семьями, у них не было ни правительств, ни церкви, ни школ. Для этих людей «школьное обучение» было всего лишь знаниями и навыками, которые дети получали непосредственно от своих родителей (Nolan & Lensky, 1999). В странах с низким и средним уровнями доходов, а именно там живет большинство населения планеты, мальчики и девочки посещают школу в течение нескольких лет, но получают только те практические знания, которые нужны им для занятия сельским хозяйством или вообще для выполнения традиционных обязанностей. Возможность изучать литературу, искусства, историю и естественные науки есть только у тех немногих счастливчиков, которые настолько богаты, что могут позволить себе не работать. Поэтому нет ничего удивительного, что слово «школа» происходит от древнегреч. слова schola — «отдых». В Древней Греции учениками таких знаменитых учителей, как Сократ, Платон и Аристотель, были почти исключительно молодые аристократы. Аналогичным образом обстояло дело и в средневековом Китае, где знаменитый мыслитель Конфуций делился своей мудростью лишь с немногими избранными. Первые колледжи и университеты были основа- 650 Часть IV. Социальные институты Сегодня в странах с низким уровнем доходов школьное обучение организовано по-разному, ибо оно отражает социальную культуру. Например, в Иране оно тесно увязано с исламом. Оно формируется под очень сильным влиянием различных культурных традиций, что заметно на примере таких стран, как Бангладеш (Азия), Замбия (Африка) и Никарагуа (Латинская Америка). Однако во всех государствах с низким уровнем доходов школьная система имеет одну общую черту: она не обеспечивает общего доступа к знаниям. В беднейших странах, например в странах Центральной Африки, только 50% детей в возрасте, позволяющем пойти в начальную школу, посещают ее; в целом же в мире лишь 50% детей переходят из начального в среднее звено (Najafizadeh & Mennerick, 1992). В результате 15% латиноамериканцев, 30% жителей стран Азии и 40% африканцев неграмотны. Об уровне неграмотности молено судить на основании данных, представленных на карте мира 19.11. В странах с высоким уровнем доходов господствует мнение, что все должны учиться в школе. Во-первых, рабочим, использующим технику или компьютеры, нужно иметь хотя бы базовые навыки чтения, письма и выполнения математических операций. Во-вторых, в этих странах грамотность — необходимое условие для существования демократического устройства общества. Представленный ниже сравнительный анализ школьного обучения в разных странах иллюстрирует связь между таковым и экономическим развитием. Обратите внимание, что в странах, где уровень доходов весьма высок, реализуются различные подходы к системе образования. Школьное образование в Индии Индия — бедная страна. Средний заработок там составляет примерно 7% от американского стандарта, и семьи малоимущих нередко нуждаются в деньгах, которые зарабатывают дети. Поэтому, хотя использование труда последних и запрещено законом, многие из индийских детей (особенно девочки, живущие в сельской местности), работают на фабриках — ткут ковры или занимаются другими ремеслами — до 60 часов в неделю, что практически не позволяет им обучаться в школе. Однако в последние десятилетия система образования в Индии изменилась в лучшую сторону. Начальная его ступень теперь доступна большинству детей, которые, как правило, учатся в переполненных классах, где число учеников (на одного учителя) достигает 60 человек, что в 2 раза превышает средний показатель для США. Это единственное, на что может рассчитывать подавляющая часть индусов. Обучение в классах второй ступени продолжают менее 50% учеников начальной школы, а в колледжи и вовсе поступают единицы. В этой огромной стране грамотных в результате чуть более половины населения. В странах с высоким уровнем доходов подавляющее большинство граждан умеют читать и писать, и доля неграмотных обычно не превышает 5%. В большинстве государств Латинской Америки число таковых значительно выше, что является одним из следствий невысокого уровня экономического развития. В 27 странах, 20 из которых расположены в Африке, неграмотность — скорее правило, 552 Часть IV, Социальные институты Глава 19. Образование 553
На систему образования в Индии также влияют традиции патриархальности. Индусы радуются рождению мальчиков, потому что они и их будущие жены станут зарабатывать деньги для семьи. Девочки же, напротив, воспринимаются как определенное финансовое бремя, поскольку родители должны обеспечить их приданым к свадьбе, после которой дочь уходит в семью мужа. Поэтому многие индусы не видят особого смысла, чтобы дать образование дочерям. Так, до второй ступени доходят лишь 30% девочек (соответствующая доля мальчиков — 45%). Данный образец приводит к тому, что большинство детей, работающих на индийских фабриках, — это девочки; семьи пытаются заработать на дочерях, пока такая возможность у них еще есть (United Nations Development Programme, 1995). Школьное образование в Японии 30 сентября., Кобе.. Японцы отличаются от американцев прежде всего своей большей организованностью, идущие в илколу ллальчики и девочки выделяются своей унисрорлгой, охапкалли книг и серьезнылли, сосредоточеннылли лицалли. Школьное обучение не всегда было частью японского образа жизни. До тех пор пока индустриализация не привела в 1872 г. к введению системы обязательного образования, в школах обучались лишь избранные. Сегодня организация образования в Японии снискала массу сторонников, ибо ей страна обязана своими выдающимися достижениями. В младших классах основное внимание уделяется изучению национальных традиций, особенно ответственности человека перед своей семьей. Однако уже в раннем подростковом возрасте учащиеся сталкиваются с системой жестких конкурсных экзаменов. Будущее каждого учащегося определяют результаты тестирования с помощью Батареи тестов специальных способностей (SATB), которая используется в США для отбора студентов в колледжи. В Японии образование отражает личные способности человека в большей мере, чем в США, где доходы семьи во многом определяют выбор колледжа. Основную часть расходов, связанных с получением высшего образования, несет правительство. Но без высоких экзаменационных баллов даже дети самых богатых родителей не могут попасть в престижный университет. Как показывает статистика, в Японии больше мужчин и женщин со средним образованием (90%), чем в США (84%). Но благодаря конкурсной системе в колледжи поступает лишь 45% выпускников средних школ (в США доля таковых — 63%). Поэтому нет ничего удивительного, что японские выпускники очень серьезно относятся к вступительным экзаменам: примерно половина будущих абитуриентов после окончания уроков в школах отправляются на специальные подготовительные курсы. Поскольку большинство японских женщин — домохозяйки, многие из них видят смысл жизни в том, чтобы их дети успешно закончили школу. Благодаря столь серьезным требованиям, предъявляемым к учащимся, японская система школьного образования добилась впечатляющих успехов. Уровень подготовки учащихся по ряду дисциплин, и в первую очередь по математике и естественным наукам, значительно выше, чем в любой другой стране с высоким уров- цру 7Tr*vr\TTr>D oi/nmuio и Г^ТТТД /Т-Г^лгпотап Я. Т r,vlo\f 1 О.Я'}* DnKlon 1 О.ЯЗ- RnnMn Школьное образование в Великобритании В средневековье школьное обучение было привилегией английской знати, которая изучала классические дисциплины, ибо ее мало интересовали практические навыки, необходимые для того, чтобы зарабатывать на жизнь. Но поскольку индустриальная революция потребовала наличия образованных рабочих, а рабочий класс, в свою очередь, добивался доступа к образованию, доля населения, обучающегося в школах, возросла. Согласно современному британскому законодательству, все дети до 16 лет должны обучаться в школе. Однако в системе британского образования сохранились традиционные социальные различия. Большинство состоятельных родителей посылают своих детей в учебные привилегированные частные заведения (подобные американским закрытым школам-интернатам), которые называются «общественными» {public school). В этих элитных школах, где учатся примерно 7% английских учеников, преподают не только классические дисциплины; там дети богатых родителей (в первую очередь — «новых богачей») обучаются ораторскому искусству, хорошим манерам и социальным добродетелям английского высшего общества. Эти средние учебные заведения недоступны большинству подростков, посещающих поддерживаемые государством дневные школы (Ambler & Neathery, 1999). Однако начиная с 1960 г., благодаря тому что была расширена университетская система и в практику вошли конкурсные вступительные экзамены, социальное происхождение перестало играть определяющую роль. Львиную часть расходов на обучение в колледже тех из студентов, кто получил наивысшие баллы, восполняет государство. Однако эти вступительные экзамены менее важны, чем в Японии. Многие из детей обеспеченных родителей, даже не набравшие высоких баллов, не лишаются права учиться в самых престижных университетах Великобритании — Оксфорде, Кембридже — или в не менее престижных американских университетах, к каким относятся Йельский, Гарвардский, Принстонский. Выпускники «Оксбриджа»1 пополняют ряды правящей элиты: свыше 65% правительственной верхушки Великобритании — обладатели ученых степеней, полученных в «Оксбридже» (Sampson, 1982; Gamble, Ludlam & Baker, 1993). Из этого краткого рассказа о школьном обучении в Индии, Японии и Великобритании понятно, что решающую роль в его организации играет уровень экономического развития страны. В бедных странах работающих детей, особенно девочек, больше, чем тех, которые учатся в школе. В богатых законодательно закреплено всеобщее среднее образование, что является следствием как потребности в грамотной рабочей силе, так и условием равноправия граждан. Но и в странах с высоким уровнем доходов школьное образование не подчиняется какому-то единому стандарту, о чем свидетельствуют чрезвычайно высокая соревновательность в японских школах, британские школы, сформировавшиеся под влиянием традиционной социальной стратификации, и повышенное внимание к прикладным знаниям, присущее американским учебным заведениям. 654 Часть IV. Социальные институты Глава 19. Образование 555
Школьное образование в США США были среди первых стран, поставивших перед собой цель победить неграмотность. К 1850 г. в школах обучалась примерно 50% детей в возрасте от 5 до 19 лет. В 1918 г. не осталось ни одного штата, который бы ни принял Закон об обязательном образовании, согласно которому все американские дети должны учиться в школе или закончить восьмой класс до 16 лет. Таблица 19.1 Достижения СШАв сфере образования, 1919-2000 гг.*
Выпускники средних школ Выпускники колледжей Количество лет учебы (медиана) ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Востребованность на рынке труда: тенденции в специализации бакалавров Никогда еще в США не было такого количества студентов колледжей, особенно - студенток. Однако и мужчины, и женщины подходят к высшему образованию с прагматичных позиций и стремятся получить степени бакалавров и магистров в таких сферах, где, по их мнению, легко найти работу. В постиндустриальной экономике «наибольшим спросом» пользуются дипломы бакалавров в области создания парков и заповедников, индустрии отдыха, фитнесса, организации досуга (см. рисунок).
* Люди в возрасте 25 лет и старше. В число граждан с полным средним образованием включены и студенты колледжей. Доля не закончивших средней школы равна разнице между 100% и долей закончивших се. Источник: U.S. Census Bureau, 2000. Данные, приведенные в табл. 19.1, свидетельствуют, что перелом наступил в середине 1960-х гг. Тогда впервые в истории США большинство взрослых граждан имели среднее образование. Ныне более 80% американцев имеют среднее образование, а 25% — степень бакалавра (они в течение 4 лет обучались в колледже). Рис. 19.1. Доля граждан, имеющих университетские дипломы, в глобальной
5 ^ '
сг. m
О ^ О
-200 Изменения в количестве полученных дипломов бакалавра (%), 1S Число бакалавров в таких областях, как наука о здоровом образе жизни, экология, а также этнография и культурология, также быстро возрастает. Вместе с тем служба подготовки офицеров резерва и военные технологии возглавляют перечень тех сфер, которые утратили популярность в среде будущих бакалавров; следом идут библиотечное дело, коммуникационные технологии и техника и технология. Источник: U. S. National Center for Education Statistics, 2001. На формирование образовательной системы в США повлияли как накопление богатства, так и его демократические принципы. Как считал Томас Джефферсон, новое общество будет демократическим только при условии, если люди смогут «читать о том, что происходит в мире, и понимать происходящее» (цит. по: Honeywell, 1931, р. 13). Как следует изданных, представленных на рис. 19.1, Соединенным Штатам принадлежит выдающийся рекорд в области образования: ни в одной другой стране нет такого количества обладателей университетских дипломов (U. S. Census Bureau, 2000). Часть IV, Социальные институты Глава 19, Образование 657
в масштабах всей страны, свидетельствуют о том, что, по мнению большинства, школьное образование имеет решающее значение для достижения успеха; многие также полагают, что всем предоставляется шанс получить образование, соответствующее личным способностям и таланту (NORC, 2001). По правде говоря, в этом мнении отражены не столько достижения, сколько надежды американцев. Так, в начале XX в. высшее образование было недоступно практически всем женщинам, и даже сегодня многие студенты колледжей — выходцы из семей, чей доход превышает средний. Американская образовательная система делает упор на прикладные знания, имеющие непосредственное отношение к работе и интересам человека. Джон Дыои (1859-1952), философ, занимавшийся проблемами педагогики, ратовал за прогрессивное образование, постоянно модернизирующее учебные программы и приведение их в соответствие с требованиями практики, чтобы знания отвечали запросам жизни. Отражением такого прагматизма стало то, что нынешние студенты колледжей, выбирая специализацию, исходят из возможности найти удовлетворяющую их работу. Подробнее о том, как изменились интересы студентов, рассказано далее (см. «Востребованность на рынке труда: тенденции в специализации бакалавров»). Date: 2015-12-13; view: 348; Нарушение авторских прав |