Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование во всемирном масштабе





Повсюду — от Новой Англии до Гавайев, от Аляски до Техаса — люди рассчитыва­ют, что подавляющую часть из первых 18 лет своей жизни их дети будут проводить в школе. Однако еще 100 лет тому назад ситуация была совершенно иной: обуче-


В прошлом далеко не все дети в таких бедных странах, как Индия, могли учиться в школе,

немало из них были вынуждены работать. Однако за последние несколько десятилетий Индия

весьма продвинулась к всеобщему школьному образованию. Однако до сих пор в этой

по преимуществу аграрной стране 40% детей посещают лишь начальную школу

ние в школе являлось привилегией, которой пользовалась лишь немногочислен­ная элита. Но и поныне в бедных странах молодые люди посещают школу лишь в течение нескольких лет.

Школьное обучение и экономическое развитие

Уровень школьного обучения в любом обществе тесно связан с показателями эко­номического развития. В главе 4 («Общество») уже отмечалось, что наши предки, занимавшиеся охотой и сбором даров природы, жили семьями, у них не было ни правительств, ни церкви, ни школ. Для этих людей «школьное обучение» было всего лишь знаниями и навыками, которые дети получали непосредственно от сво­их родителей (Nolan & Lensky, 1999).

В странах с низким и средним уровнями доходов, а именно там живет большин­ство населения планеты, мальчики и девочки посещают школу в течение несколь­ких лет, но получают только те практические знания, которые нужны им для заня­тия сельским хозяйством или вообще для выполнения традиционных обязанно­стей. Возможность изучать литературу, искусства, историю и естественные науки есть только у тех немногих счастливчиков, которые настолько богаты, что могут позволить себе не работать. Поэтому нет ничего удивительного, что слово «шко­ла» происходит от древнегреч. слова schola — «отдых». В Древней Греции ученика­ми таких знаменитых учителей, как Сократ, Платон и Аристотель, были почти ис­ключительно молодые аристократы. Аналогичным образом обстояло дело и в сред­невековом Китае, где знаменитый мыслитель Конфуций делился своей мудростью лишь с немногими избранными. Первые колледжи и университеты были основа-


650 Часть IV. Социальные институты



Сегодня в странах с низким уровнем доходов школьное обучение организовано по-разному, ибо оно отражает социальную культуру. Например, в Иране оно тесно увязано с исламом. Оно формируется под очень сильным влиянием различных культурных традиций, что заметно на примере таких стран, как Бангладеш (Азия), Замбия (Африка) и Никарагуа (Латинская Америка).

Однако во всех государствах с низким уровнем доходов школьная система име­ет одну общую черту: она не обеспечивает общего доступа к знаниям. В беднейших странах, например в странах Центральной Африки, только 50% детей в возрасте, позволяющем пойти в начальную школу, посещают ее; в целом же в мире лишь 50% детей переходят из начального в среднее звено (Najafizadeh & Mennerick, 1992). В результате 15% латиноамериканцев, 30% жителей стран Азии и 40% аф­риканцев неграмотны. Об уровне неграмотности молено судить на основании дан­ных, представленных на карте мира 19.11.

В странах с высоким уровнем доходов господствует мнение, что все должны учиться в школе. Во-первых, рабочим, использующим технику или компьютеры, нужно иметь хотя бы базовые навыки чтения, письма и выполнения математиче­ских операций. Во-вторых, в этих странах грамотность — необходимое условие для существования демократического устройства общества.

Представленный ниже сравнительный анализ школьного обучения в разных странах иллюстрирует связь между таковым и экономическим развитием. Обра­тите внимание, что в странах, где уровень доходов весьма высок, реализуются раз­личные подходы к системе образования.

Школьное образование в Индии

Индия — бедная страна. Средний заработок там составляет примерно 7% от аме­риканского стандарта, и семьи малоимущих нередко нуждаются в деньгах, которые зарабатывают дети. Поэтому, хотя использование труда последних и запрещено законом, многие из индийских детей (особенно девочки, живущие в сельской мест­ности), работают на фабриках — ткут ковры или занимаются другими ремеслами — до 60 часов в неделю, что практически не позволяет им обучаться в школе.

Однако в последние десятилетия система образования в Индии изменилась в лучшую сторону. Начальная его ступень теперь доступна большинству детей, ко­торые, как правило, учатся в переполненных классах, где число учеников (на од­ного учителя) достигает 60 человек, что в 2 раза превышает средний показатель для США. Это единственное, на что может рассчитывать подавляющая часть индусов. Обучение в классах второй ступени продолжают менее 50% учеников начальной школы, а в колледжи и вовсе поступают единицы. В этой огромной стране грамот­ных в результате чуть более половины населения.


В странах с высоким уровнем доходов подавляющее большинство граждан умеют читать и писать, и доля неграмотных обычно не превышает 5%. В большинстве государств Латинской Америки число таковых значительно выше, что является одним из следствий невысокого уровня экономического развития. В 27 странах, 20 из которых расположены в Африке, неграмотность — скорее правило,


552 Часть IV, Социальные институты


Глава 19. Образование 553


 


На систему образования в Индии также влияют традиции патриархальности. Индусы радуются рождению мальчиков, потому что они и их будущие жены ста­нут зарабатывать деньги для семьи. Девочки же, напротив, воспринимаются как определенное финансовое бремя, поскольку родители должны обеспечить их при­даным к свадьбе, после которой дочь уходит в семью мужа. Поэтому многие инду­сы не видят особого смысла, чтобы дать образование дочерям. Так, до второй сту­пени доходят лишь 30% девочек (соответствующая доля мальчиков — 45%). Дан­ный образец приводит к тому, что большинство детей, работающих на индийских фабриках, — это девочки; семьи пытаются заработать на дочерях, пока такая воз­можность у них еще есть (United Nations Development Programme, 1995).

Школьное образование в Японии

30 сентября., Кобе.. Японцы отличаются от американцев прежде всего своей большей организованностью, идущие в илколу ллальчики и девочки выделяются своей унисрорлгой, охапкалли книг и серьезнылли, сосредоточеннылли лицалли.

Школьное обучение не всегда было частью японского образа жизни. До тех пор пока индустриализация не привела в 1872 г. к введению системы обязательного образования, в школах обучались лишь избранные. Сегодня организация образо­вания в Японии снискала массу сторонников, ибо ей страна обязана своими выда­ющимися достижениями.

В младших классах основное внимание уделяется изучению национальных тра­диций, особенно ответственности человека перед своей семьей. Однако уже в ран­нем подростковом возрасте учащиеся сталкиваются с системой жестких конкурс­ных экзаменов. Будущее каждого учащегося определяют результаты тестирования с помощью Батареи тестов специальных способностей (SATB), которая использу­ется в США для отбора студентов в колледжи.

В Японии образование отражает личные способности человека в большей мере, чем в США, где доходы семьи во многом определяют выбор колледжа. Основную часть расходов, связанных с получением высшего образования, несет правитель­ство. Но без высоких экзаменационных баллов даже дети самых богатых родите­лей не могут попасть в престижный университет.

Как показывает статистика, в Японии больше мужчин и женщин со средним образованием (90%), чем в США (84%). Но благодаря конкурсной системе в кол­леджи поступает лишь 45% выпускников средних школ (в США доля таковых — 63%). Поэтому нет ничего удивительного, что японские выпускники очень серьез­но относятся к вступительным экзаменам: примерно половина будущих абитури­ентов после окончания уроков в школах отправляются на специальные подгото­вительные курсы. Поскольку большинство японских женщин — домохозяйки, многие из них видят смысл жизни в том, чтобы их дети успешно закончили школу.


Благодаря столь серьезным требованиям, предъявляемым к учащимся, япон­ская система школьного образования добилась впечатляющих успехов. Уровень подготовки учащихся по ряду дисциплин, и в первую очередь по математике и ес­тественным наукам, значительно выше, чем в любой другой стране с высоким уров-

цру 7Tr*vr\TTr>D oi/nmuio и Г^ТТТД /Т-Г^лгпотап Я. Т r,vlo\f 1 О.Я'}* DnKlon 1 О.ЯЗ- RnnMn


Школьное образование в Великобритании

В средневековье школьное обучение было привилегией английской знати, которая изучала классические дисциплины, ибо ее мало интересовали практические навы­ки, необходимые для того, чтобы зарабатывать на жизнь. Но поскольку индустри­альная революция потребовала наличия образованных рабочих, а рабочий класс, в свою очередь, добивался доступа к образованию, доля населения, обучающегося в школах, возросла. Согласно современному британскому законодательству, все дети до 16 лет должны обучаться в школе.

Однако в системе британского образования сохранились традиционные соци­альные различия. Большинство состоятельных родителей посылают своих детей в учебные привилегированные частные заведения (подобные американским закры­тым школам-интернатам), которые называются «общественными» {public school). В этих элитных школах, где учатся примерно 7% английских учеников, преподают не только классические дисциплины; там дети богатых родителей (в первую оче­редь — «новых богачей») обучаются ораторскому искусству, хорошим манерам и социальным добродетелям английского высшего общества. Эти средние учебные заведения недоступны большинству подростков, посещающих поддерживаемые государством дневные школы (Ambler & Neathery, 1999).

Однако начиная с 1960 г., благодаря тому что была расширена университетская система и в практику вошли конкурсные вступительные экзамены, социальное происхождение перестало играть определяющую роль. Львиную часть расходов на обучение в колледже тех из студентов, кто получил наивысшие баллы, воспол­няет государство. Однако эти вступительные экзамены менее важны, чем в Япо­нии. Многие из детей обеспеченных родителей, даже не набравшие высоких бал­лов, не лишаются права учиться в самых престижных университетах Велико­британии — Оксфорде, Кембридже — или в не менее престижных американских университетах, к каким относятся Йельский, Гарвардский, Принстонский. Выпуск­ники «Оксбриджа»1 пополняют ряды правящей элиты: свыше 65% правительствен­ной верхушки Великобритании — обладатели ученых степеней, полученных в «Оксбридже» (Sampson, 1982; Gamble, Ludlam & Baker, 1993).


Из этого краткого рассказа о школьном обучении в Индии, Японии и Великоб­ритании понятно, что решающую роль в его организации играет уровень экономи­ческого развития страны. В бедных странах работающих детей, особенно девочек, больше, чем тех, которые учатся в школе. В богатых законодательно закреплено всеобщее среднее образование, что является следствием как потребности в грамот­ной рабочей силе, так и условием равноправия граждан. Но и в странах с высоким уровнем доходов школьное образование не подчиняется какому-то единому стан­дарту, о чем свидетельствуют чрезвычайно высокая соревновательность в япон­ских школах, британские школы, сформировавшиеся под влиянием традиционной социальной стратификации, и повышенное внимание к прикладным знаниям, при­сущее американским учебным заведениям.


654 Часть IV. Социальные институты


Глава 19. Образование 555


 


Школьное образование в США

США были среди первых стран, поставивших перед собой цель победить неграмот­ность. К 1850 г. в школах обучалась примерно 50% детей в возрасте от 5 до 19 лет. В 1918 г. не осталось ни одного штата, который бы ни принял Закон об обязатель­ном образовании, согласно которому все американские дети должны учиться в школе или закончить восьмой класс до 16 лет.

Таблица 19.1 Достижения СШАв сфере образования, 1919-2000 гг.*

Год

Выпускники средних школ Выпускники колледжей Количество лет учебы (медиана)


ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Востребованность на рынке труда: тенденции в специализации бакалавров

Никогда еще в США не было такого количества студентов колледжей, особенно - студенток. Однако и мужчины, и женщины подходят к высшему образованию с прагматичных позиций и стремятся по­лучить степени бакалавров и магистров в таких сферах, где, по их мнению, легко найти работу. В постиндустриальной экономике «наибольшим спросом» пользуются дипломы бакалавров в области создания парков и заповедников, индустрии отдыха, фитнесса, организации досуга (см. рисунок).


 


2,7 3,3 3,9 4,6 6,0 7,7 11,0 17,0 21,3 25,6
8,1 8,2 8,4 8,6 9,3 10,5 12,2 12,5 12,4 12,7
Создание парков и заповедников индустрия отдыха, организация досуга и фитнесс

I I I—I I I I I I 7 Биологические науки и науки о жизни

  13,5
  16,4
  19,1
  24,1
  33,4
  41,1
  55,2
  68,7
  77,6
  84,1

* Люди в возрасте 25 лет и старше. В число граждан с полным средним образованием вклю­чены и студенты колледжей. Доля не закончивших средней школы равна разнице между 100% и долей закончивших се.

Источник: U.S. Census Bureau, 2000.

Данные, приведенные в табл. 19.1, свидетельствуют, что перелом насту­пил в середине 1960-х гг. Тогда впервые в истории США большинство взрос­лых граждан имели среднее образова­ние. Ныне более 80% американцев имеют среднее образование, а 25% — степень бакалавра (они в течение 4 лет обучались в колледже).

Рис. 19.1. Доля граждан, имеющих университетские дипломы, в глобальной


 

Сельское хозяйство и природные ресурсы

5 ^ '

Мульти- и междисциплинарные науки

сг. m

-40 f

Служба подготовки офицеров резерва и военные технологии
тттг 200 -1998.
::■

О ^

О

 
-300
-100
 

-200

Изменения в количестве полученных дипломов бакалавра (%), 1S

Число бакалавров в таких областях, как наука о здоровом образе жизни, экология, а также этнография и культурология, также быстро возрастает. Вместе с тем служба подготовки офи­церов резерва и военные технологии возглавляют перечень тех сфер, которые утратили по­пулярность в среде будущих бакалавров; следом идут библиотечное дело, коммуникаци­онные технологии и техника и технология. Источник: U. S. National Center for Education Statistics, 2001.

На формирование образовательной системы в США повлияли как накопление богатства, так и его демократические принципы. Как считал Томас Джефферсон, но­вое общество будет демократическим только при условии, если люди смогут «читать о том, что происходит в мире, и понимать происходящее» (цит. по: Honeywell, 1931, р. 13). Как следует изданных, представленных на рис. 19.1, Соединенным Штатам при­надлежит выдающийся рекорд в области образования: ни в одной другой стране нет такого количества обладателей университетских дипломов (U. S. Census Bureau, 2000).



Часть IV, Социальные институты


Глава 19, Образование 657


 


в масштабах всей страны, свидетельствуют о том, что, по мнению большинства, школь­ное образование имеет решающее значение для достижения успеха; многие также по­лагают, что всем предоставляется шанс получить образование, соответствующее лич­ным способностям и таланту (NORC, 2001). По правде говоря, в этом мнении отраже­ны не столько достижения, сколько надежды американцев. Так, в начале XX в. высшее образование было недоступно практически всем женщинам, и даже сегодня многие студенты колледжей — выходцы из семей, чей доход превышает средний.

Американская образовательная система делает упор на прикладные знания, имею­щие непосредственное отношение к работе и интересам человека. Джон Дыои (1859-1952), философ, занимавшийся проблемами педагогики, ратовал за прогрессивное образование, постоянно модернизирующее учебные программы и приведение их в со­ответствие с требованиями практики, чтобы знания отвечали запросам жизни.

Отражением такого прагматизма стало то, что нынешние студенты колледжей, выбирая специализацию, исходят из возможности найти удовлетворяющую их работу. Подробнее о том, как изменились интересы студентов, рассказано далее (см. «Востребованность на рынке труда: тенденции в специализации бакалавров»).







Date: 2015-12-13; view: 348; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию