Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Киберцерковь: религиозные логины





В течение многих десятилетий единственной связующей нитью между христианским монас­тырем в мексиканской пустыне и остальным миром была ухабистая дорога, покрытая красно­ватой пылью. От монастыря, коричневого глинобитного сооружения, затерянного в глуши на северо-западе Нью-Мексико, до ближайшей линии электропередачи не менее 20 миль, а до ближайшего телефона - и все 50. Каждого, кто совершает 2-часовое путешествие в автомо­биле из Альбукерка, встречает потемневшая от времени надпись, вырезанная на дереве: «Позвоните в колокольчик».

Но в конце XX в. для живущих в монастыре братьев началась информационная эра. Располо­женная на крыше дюжина солнечных батарей снабжает электричеством персональный ком­пьютер, связанный с сотовым телефоном, что позволяет монахам донести свои слова до по­сетителей их сайта, живущих в разных уголках Земли.

Как же расценивает эту высокотехнологичную религию социология? Можно начать с того, что мы не впервые сталкиваемся с ситуацией, когда новая технология изменяет религиозные формы. 600 лет назад в средневековой Европе личная беседа была единственным способом распростра­нения религиозных идей. Церковники собирались в университетах крупнейших городов своего вре­мени, а прихожане ходили на службы в храмы. Число экземпляров Библии и других священных текстов было небольшим, они представляли редкость; обитатели монастырей тратили годы на со­здание рукописных копий. Но религиозное последование стало другим, после того как в 1456 г. Иоганн Гуттенберг, немецкий изобретатель, создал специальный пресс и издал первую печатную книгу - Библию. (В 1999 г. Биографический телеканал признал его человеком, оказавшим самое большое влияние на развитие человечества за последнюю 1000 лет.) В течение полувека в разных странах Европы были напечатаны миллионы книг, большинство из которых имели религиозное содержание. Нет ничего удивительного, что вслед за этим вскоре последовала серьезная транс­формация религиозных представлений: началась Реформация. Распространение религиозных идей подтолкнуло многих переосмыслить укоренившиеся принципы и обычаи. В XX в. благодаря радио (начиная с 1920-х гг.) и телевидению (после 1950 г.) возможности священнослужителей донести свою веру значительно расширились, и стало ясно, что «медиа-конгрегация» более не ограничена стенами одного какого-нибудь здания. В 1990-е, когда на тысячах веб-сайтов оказались размещены основные положения традиционных церквей, не­известных культов и групп «новой эпохи», Интернет усилил эту тенденцию. Как компьютерные технологии повлияют на религиозную жизнь? Поскольку сейчас людям доступно больше информации, чем когда бы то ни было раньше, их духовные воззрения не обязательно должны ограничиваться религиозными организациями, как ранее. Это может положить начало постконфессиональному обществу. Новые информационные технологии так­же знаменуют собой начало эпохи «киберцерквей». Телевидение доказало свою способность «передавать» и личную харизму, и духовные послания религиозных лидеров самой большой аудитории из всех, когда-либо существовавших. Возможно, Интернет приведет к возникно­вению «виртуальных конгрегации», которые будут превосходить те, что были раньше, и по численности, и по культурному разнообразию.

Источник: Ramo, 1996

Какие религиозные течения называют «фундаменталистскими»? В США боль­ше всего оснований для признания таковыми дают консервативные христианские евангелические организации, в том числе Пятидесятники, Баптисты Юга, Адвен­тисты седьмого дня и Ассамблеи Бога. Некоторые национальные социальные дви-


______________________________________________________________ Глава 18. Религия 645

жения, например движение мужчин «Держащие слово» (Promise Keepers) и движе­ние женщин «Избранные женщины» (Chosen Women), имеют фундаменталистскую ориентацию. Результаты общенациональных опросов свидетельствуют, что 32% взрослых американцев считают свое религиозное воспитание «фундаменталистс­ким», 40 — «умеренным», а 23% — либеральным (NORC, 2001, р. 148).

Электоронная церковь. Некоторые современные религиозные организации, особенно фундаменталистского толка, превратились в «телевизионные» церкви, характерной особенностью которых стали «проповеди в прайм-тайм», и этим они сильно отличаются от маленьких деревенских конгрегации минувших лет (Hadden & Swain, 1981). Такая религиозная форма существует только в США. Благодаря ей Билли Грэм, Орэл Роберте, Пэт Робертсон, Роберт Шуллер и другие добились большей известности, чем подавляющее большинство проповедников прошлого. Около 5% американской телевизионной аудитории (около 10 млн человек) регу­лярно смотрят религиозные передачи, а около 20% (около 40 млн) еженедельно выбирают одну из религиозных программ (NORC, 2001).


В последнее время возрастает число религиозных организаций, пользующихся для пропаганды своих взглядов компьютерными технологиями. Эту тенденцию папа римский Иоанн Павел II назвал «новым евангелизмом». Социологический взгляд на он-лайновый поиск Бога отражает материал под названием «Киберцер­ковь: Религиозные логины».

Резюме

1. Религия — один из важнейших социальных институтов — основана на раз­граничении мирского и священного. Она не имеет отношения к научным до­казательствам, а представляет собой вопрос веры, которую люди выражают в различных ритуалах.

2. Социологи анализируют последствия религиозных верований для жизни об­щества, но ни одно научное исследование не может оценить истинность ка­кой бы то ни было религии.

3. Эмиль Дюркгейм утверждает, что благодаря религии люди ощущают силу общества, в котором живут. Как показывает структурно-функциональная парадигма, религия способствует социальной сплоченности и конформиз­му, а также придает смысл жизни и определяет ее цель.

4. Исходя из парадигмы символического интерекционизма Питер Бергер объяс­няет создание религиозных верований необходимостью реагировать на жи­тейские трудности и невзгоды.

5. Парадигма социального конфликта позволила Карлу Марксу утверждать, что религия способствует социальному неравенству и сохранению существующего положения вещей. Но есть и другая точка зрения: проанализировав вклад каль­винизма в становление индустриального капитализма, Макс Вебер пришел к выводу, что религия может и благоприятствовать социальным переменам.

6. Церкви как религиозные организации, хорошо встроенные в общества, в ко­торых они функционируют, делятся на два типа — на государственные церк­ви и деноминации.


646 Часть IV. Социальные институты


Глава 18. Религия 647


 


7. Секты, возникающие из-за религиозных разногласий, отличает харизмати­ческое лидерство; со стороны же остальных членов общества отношение к ним подозрительное.

8. Культы — это религиозные организации, основанные на новых и нетрадици­онных верованиях и обычаях.

9. Основной религией технологически примитивных человеческих обществ был, как правило, анимизм, причем он составлял органическую часть семей­ной жизни; в более сложных обществах религия оформилась в самостоятель­ный социальный институт.

 

10. Последователи шести мировых религий — христианства, ислама, иудаизма, индуизма, буддизма и конфуцианства — составляют 75% человечества.

11. Почти все взрослые американцы заявляют о своих религиозных предпочте­ниях; 61% идентифицируют себя с религиозными организациями, причем большинство составляют приверженцы разных протестантских конфессий.

12. Насколько религиозной мы считаем свою нацию, зависит от того, какой смысл вкладывается в само понятие «религиозность». Большинство людей говорят, что верят в Бога, но лишь пятая часть американцев регулярно посе­щает церковь.

13. Секуляризация — ослабление значимости сверхъестественного и сакрально­го. Некоторые признаки религиозности (такие, например, как принадлеж­ность к основным религиозным организациям) стали теперь в США менее заметными, зато другие (например, сектантство) явно на подъеме. Поэтому маловероятно, что секуляризация означает конец религиозности.


14. Гражданская религия — это квазирелигиозный патриотизм, скрепляющий связи людей с обществом.

15. Для постконфессионального общества характерна тенденция, суть которой в том, что люди ищут пути к духовному совершенствованию вне традицион­ных религиозных организаций.

16. Фундаментализм выступает против приспособления религии к миру и ра­тует за возрождение верований, сосредоточенных на потустороннем. Хрис­тиане-фундаменталисты защищают буквальное толкование библейских тек­стов, отрицают религиозный плюрализм и стремятся к личному пережива­нию Божественного присутствия. Некоторые христианские организации фундаменталистского толка поддерживаю политиков-консерваторов.

Основные понятия

Анимизм — представление, согласно которому элементы природного мира явля­ются разумными формами жизни, влияющими на людей.

Вера — представление, опирающееся скорее на убежденность, чем на научные факты.

Государственная церковь — церковь, официально объединенная с государством.

Гражданская религия — квазирелигиозная лояльность, объединяющая индивидов


Деноминация — церковь, независимая от государства, принимающего религиоз­ный плюрализм.

Культ — религиозная организация, находящаяся в основном вне культурных тра­диций общества.

Мирское — то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседнев­ной жизни. Монотеизм — вера в единую божественную силу. Политеизм — вера во многих богов. Религиозность — значимость религии в жизни индивида.

Религия — социальный институт, включающий верования и ритуалы, основанные на представлении о сакральном.

Ритуал — формальное, церемониальное поведение.

Сакральное — то, что люди почитают за экстраординарное, приводящее в чувство трепета и благоговения.

Секта — тип религиозной организации, стоящей особняком от общества.

Секуляризация — историческое снижение значимости сверхъестественного и сак­рального.

Теология освобождения — смешение христианских принципов с политической деятельностью, нередко марксистского содержания.

Тотем — объект природного мира, определенный всеми как священный.

Фундаментализм — консервативная религиозная доктрина, оппозиционная к ра­ционалистичности и приспособлению к миру, отстаивающая возрождение тра­диционной, иномирной религии.

Харизма — исключительные личные качества, способные превратить аудиторию людей в последователей.

Церковь — тип религиозной организации, успешно встроенной в общество как таковое.

Вопросы для размышления

1. В чем заключается принципиальная разница между мирским и божественным, лежащая в основе всех религиозных верований?

2. Объясните смысл утверждения Карла Маркса о том, что религия способствует сохранению существующего положения вещей. Исходя из анализа кальвиниз­ма, выполненного Максом Вебером, сформулируйте контраргументы в пользу того, что религия может быть важной силой, изменяющей общество.

3. Чем отличаются друг от друга церкви, секты и культы? Можно ли сказать, что религиозные организации какого-то одного типа по самой своей сути лучше других? Пожалуйста, поясните свой ответ.

4. Существуют ли свидетельства того, что в США религия становится менее зна­чимым социальным институтом? Почему складывается впечатление, что она,


Глава 19. Образование 649

ГЛАВА 19







Date: 2015-12-13; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию