Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Христианство. Христианство — самая распространенная религия; христиан в мире — 2 млрд человек, т
Христианство — самая распространенная религия; христиан в мире — 2 млрд человек, т. е. примерно треть человечества. Большинство из них проживают в Европе или в Северной Америке: более 85% американцев и канадцев считают себя христианами. Кроме того, как следует из карты мира 18.1, люди, которые хотя бы номинально могут быть отнесены к христианам, составляют значительную часть живущих во многих регионах мира, за исключением — и весьма существенным — Северной Африки и Азии. Европейские колонизаторы распространили христианство на большую часть планеты, что происходило в течение последних 500 лет. О его доминировании в странах Запада свидетельствует тот факт, что новое летоисчисление начинается от Рождества Христова. Христианство начиналось как культ, включавший элементы предтечи — иудаизма. Оно развивалось благодаря харизме Иисуса из Назарета, проповедовавшего идею личного спасения. Иисус прямо не обвинял тогдашнюю, власть в обществе и убеждал своих последователей отдать «кесарю кесарево» (Мф. 22:21). Тем не менее его учение было революционным, ибо в нем содержалось обещание торжества веры и любви над смертью и пороком. Христианство — один из примеров монотеизма (веры в единую божественную силу), чем принципиально отличается от традиционного для Римской империи политеизма (веры во многих богов). Христианство отличается уникальным представлением о едином Боге, существующем в трех ипостасях (Святая Троица): Бога-отца, Бога-сына и Святого духа. Вера в божественное происхождение Иисуса зиждется на сведениях о его последних земных днях. Приговоренный в Иерусалиме после пыток к смертной казни по обвинению в том, что он представляет собой угрозу для властей, Иисус был распят на кресте. Именно поэтому крест и стал священным для христиан символом. Спустя три дня, согласно христианскому учению, Христос воскрес из мертвых, доказав тем самым, что он — сын Божий. Апостолы Христа сделали его учение достоянием всего Средиземноморья. Поначалу в Римской империи христиане подвергались гонениям; но в IV в. христианство стало официальной религией государства, вошедшего в историю под именем Священной Римской империи. Зародившееся как культ, через четыре века оно ШУ-Лг» nr\fU ПШ|-!И'1ИНПН ПГРЧИ lIPnk'ORMO Карта мира 18.1. Распространение христианства в мире. Источник: Peters Atlas of the Word, 1990 UnmtHniv Dntnrr ЛН-эс r,f tho WnrlH 1QQD 626 Часть IV, Социальные институты Глава 18. Религия 627
Со временем в христианстве возникли ответвления: римско-католическая церковь и православная церковь с центром в Константинополе (ныне турецкий Стамбул). К окончанию эпохи средних веков протестантская Реформация в Европе привела к возникновению сотни новых конфессий. Десятки из них (самыми многочисленными являются баптисты и приверженцы методистской церкви) имеют немало последователей в США (Smart, 1969; Kaufman, 1976; Jacquet & Jones, 1991). Ислам Последователей ислама — мусульман — в мире около 1,2 млрд (около 20% населения планеты). Мусульмане — большинство жителей Ближнего Востока, чем и объясняется склонность западного человека ассоциировать ислам с арабами, проживающими в этом регионе мира. Однако множество сторонников ислама живут в других странах: из карты мира 18.2 следует, что это также и большинство населения Северной Африки и Индонезии. Немалые мусульманские общины существуют также в Западной Азии — Пакистане, Индии, Бангладеш и в южных республиках бывшего Советского Союза. Как уже отмечалось в начале этой главы, в Северной Америке проживают от 7 до 10 млн мусульман, что делает ислам важной частью религиозной жизни США (Weeks, 1988; University of Akron Research Center, 1993; Blank, 1998). Ислам — это слово Божье,.открывшееся Мохаммеду, который родился в городе Мекке (ныне это Саудовская Аравия) около 570 г. Для мусульман Мохаммед — пророк, а не Бог, как Иисус для христиан. Через него поведан Коран, священная книга — слово Бога (по-арабски — Аллаха). По-арабски слово «ислам» означает и «покорность», и «мир», и Коран призывает быть покорным Аллаху, ибо таков путь к внутреннему умиротворению. Мусульмане выражают эту свою преданность ритуальными молитвами, которые они возносят 5 раз в день. Многие религии способствуют распространению грамотности, поскольку они требуют от своей паствы изучения священных текстов. Большинство мусульман считают родительским долгом изучение Корана вместе со своими детьми; потом и те будут делать После смерти Мохаммеда ислам быстро распространился по миру, хотя он, как и христианство, тоже дал начало нескольким конфессиям. Вместе с тем все мусульмане подчиняются пяти принципиальным требованиям ислама: • признание Аллаха единственным истинным Богом, а Мохаммеда — его пророком; • ритуальные молитвы; • подаяния бедным; • пост во время месяца Рамадана; • совершение хотя бы однажды хаджа - паломничества в Мекку, в священную обитель Аллаха (Weeks, 1988; El-Attar, 1991). Как и христинство, ислам считает, что люди ответственны перед Богом за свои дела на земле. Праведники будут вознаграждены за добродетель на небе, а грешников ждет вечная мука. Мусульмане также обязаны защищать свою веру - это становилось причиной священных войн против неверных (т. е. они действовали примерно так же, как в средние века христиане-крестоносцы). В последние годы приверженцы исламского фундаментализма в Афганистане, Алжире, Египте, Иране и других странах поставили перед собой цель освободить свое общество от западного влияния, которое они считают тлетворным (Martin, 1982; Arjomand, 1988). Для многих представителей западной цивилизации женщины-мусульманки — едва ли не самые социально угнетенные люди на Земле. Разумеется, в этом мусульманские страны отличаются друг от друга: например, в Тунисе у женщин гораздо больше прав, чем, допустим, в Саудовской Аравии (Ganley, 1998). В целом, у мусульманок значительно меньше прав и свобод, чем у мужчин, однако многие из них, если не большинство, принимают ограничения, накладываемые на них религией, и черпают уверенность в системе, направляющей поведение как мужчин, так и женщин (S. Peterson, 1996). Мусульмане также отмечают, что патриархальность прочно укоренилась на Ближнем Востоке задолго до рождения Мохаммеда, а некоторые защитники ислама утверждают, будто он даже улучшил положение женщин, ибо требует от мужа справедливого отношения к супруге. Более того, хотя ислам и разрешает мужчине иметь до четырех жен, все-таки призывает ограничиться одной, если появление других заставит мужа несправедливо поступать по отношению к какой-либо из его жен (Qur'an, «The Women», v. 3). Иудаизм С позиции чисто арифметической иудаизм, число последователей которого в мире не превышает 15 млн человек, нельзя назвать «мировой» религией в полном смысле этого слова. И только в Израиле евреи составляют национальное большинство. Но для США иудаизм имеет особое значение, потому что в Северной Америке проживает наибольшее число евреев — 6 млн человек. Прошлое для них — руководство к действию и в настоящем, и в будущем. Иудаизм имеет глубокие исторические корни; он возник примерно за 4 тыс. лет до Рождества Христова в Месопотамии. В те времена евреи следовали анимистическим представлениям, но ситуация изменилась после того, как Иаков — внук Авраама, 628 Часть IV. Социальные институты Глава 18. Религия 529
Там евреи на протяжении многих веков жили в рабстве. В XIII в. до н. э. Бог повелел Моисею избавить свой народ от рабства. Исход из Египта ежегодно отмечается евреями праздником Пейсах. Освободившись, евреи стали монотеистами, признающими единого, всемогущего Бога. Для иудаизма характерно ощущение неких особых отношений с Богом, которые приводят к тому, что евреи воспринимают себя «избранным народом». Такой договор означает также и обязательство соблюдать законы божьи и — в первую очередь — Десять заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Слпай. Евреи рассматривают Ветхий Завет и как свою историю, и как свод обязательств, которые берет на себя еврей. Особое значение имеют первые пять книг Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), объединенные общим названием Тора (от древнеевр. «учение» или «закон»). Таким образом, в отличие от христианства, в центре которого — забота о личном спасении после смерти, иудаизм обращает основное внимание на нравственное поведение в этом, земном, мире. Известны три основные иудаистских конфессии. Ортодоксальные евреи (в том числе более 1 млн проживающих в США) строго соблюдают традиционную веру и ритуалы, носят узаконенную одежду, во время религиозных служб не позволяют находиться женщинам вместе с мужчинами и едят только кошерную пищу1. По таким установлениям ортодоксальные американские евреи напоминают секту. В середине XIX в. многие из иудеев стремились к тому, чтобы слиться с американским обществом, в результате чего возник реформированный иудаизм, число сторонников которого в США сейчас достигает 1,3 млн человек. Консервативный же иудаизм представляет собой нечто среднее между ортодоксальным и реформированным; у него около 2 млн приверженцев. Независимо от конфессиональной принадлежности все евреи разделили историю предубеждений и дискримиацни. Принадлежность к этой нации определяется коллективной памятью о веках рабства в Египте, о завоевании римлянами и о преследованиях в Европе. Первыми узниками городского гетто оказались итальянские евреи (слово «гетто» происходит от итал. borgetto — «поселение за городскими стенами»), и вскоре такие районы стали обычным явлением в разных частях Европы. Еврейская иммиграция в США началась в середине XVII в. Многие из первых иммигрантов преуспели, немалое их число ассимилировалось в преимущественно христианских общинах. Но когда к концу Х1Хв. в стране оказалось большое количество евреев, предубеждения и дискриминация, которую называют в данном случае антисемитизмом, стали ощущаться сильнее. Своего пика они достигли во время Второй мировой войны, когда германский нацизм уничтожил 6 млн евреев. В целом американские евреи преуспели, их социальное положение значительно выше среднего. Однако многие из них озабочены будущностью своей религии, потому что в последние годы более 50% евреев, живущих в США, сочетались браком с людьми других национальностей, которые лишь в редких случаях принимают иудаизм. Важно также, что примерно половина еврейских детей не изучают ' Кошерной называется шина, приготовленная по определенным правилам, среди которых - запрет На УПОТПеблрНие К'ПОНН ЖМНОТИМУ и п:\ гмешппание мм пмипми пиши м uu/-i,mm — //.,.<,,/.., „,.,,„„ ни своей культуры, ни обрядов. Подобные тенденции свидетельствуют: усилия евреев, направленные на то, чтобы быть принятыми американским обществом, увенчались успехом. Вместе с тем они внушают некоторую тревогу о судьбе иудаизма в Северной Америке (Bedell, Sandon & Wellborn, 1975; Holm, 1977; Schmidt, 1980; Seltzer, 1980; B. Wilson, 1982; Eisen, 1983; Dershowitz, 1997; Van Biema, 1997a). Индуизм Индуизм, старейшая из всех мировых религий, возник в долине реки Инд примерно 4500 лет назад. Индуистов насчитывается примерно 800 млн человек (14% населения планеты). Карта мира 18.3 показывает, что это религия Востока — преимущественно Индии и Пакистана; также она распространена в Южной Африке и Индонезии. За столетия индуизм и культура Индии настолько тесно переплелись, что сейчас трудно описывать одно в отрыве от другого (хотя в Индии существует и довольно многочисленная мусульманская деноминация). Эта связь также объясняет, почему индуизм в отличие от христианства, ислама и иудаизма не получил широкого признания в мире. Но, поскольку в США проживают 1,4 млн его последователей, индуизм является важной составной частью культурного разнообразия этой страны. Он отличается от большинства других религий тем, что не связан с жизнью ни одной личности. У индуистов также нет священных книг, которые можно было бы сравнить с Библией или Кораном, и Бог не представляется им некой особой ипостасью. Индуизм иногда называют этической религией (в дальнейшем станет понятно, что это распространяется и на другие религиозные представления Востока). Индупсты имеют различные верования и духовный опыт, однако все признают существование во Вселенной некой силы — дхармы, возлагающей на людей определенные обязательства. Например, дхарма призывает людей соблюдать традиционную систему каст, описанную в главе 10 («Социальная стратификация»). Второй принцип индуизма — карма — вера в духовное совершенствование человека. Последователи этой религии считают, что все поступки имеют духовные последствия и нравственное совершенствование требует соответствующей жизни. Карма проявляется через реинкарнацию — цикл, включающий смерть и возрождение, благодаря чему человек возрождается на такой стадии духовности, которая соответствует моральному качеству его предыдущей жизни. В отличие от христианства и ислама индуизм не знает суда всемогущего Бога, хотя в циклах реинкарнации каждый получает то, что заслужил. Мокша — состояние духовного совершенства, и когда человек достигает его, реинкарнации прекращаются. Индуизм служит доказательством того, что не все религии безоговорочно мо-гутбыть названы монотеистическими или политеистическими. Он монотеистичен, поскольку признает Вселенную единой моральной системой, но одновременно считает, что такой порядок проявляется в каждом элементе природы. Более того, многие индусы участвуют в таких публичных обрядах, как Кумбб Мела (Kumbb Mela), который совершается каждые 12 лет и заключается в том, что до 20 млн паломников совершают омовение в священных водах реки Ганг. Одновременно индусы совершают и местные ритуалы, разнообразие которых в деревнях такой ог-ппинпй гтпят,1 кяк Иыгтия чпрявычайно келико. Глава 18. Религия 631 Карта мира 18.3. Распространение индуизма в мире. Источник: Peters Atlas of the World, 1990 В США уже давно существуют культы, которым присущи некоторые элементы индуизма, однако эта религия все еще остается неизвестной на Западе. Тем не менее индуизм — могущественная сила, предлагающая как объяснение смысла жизни, так и руководство ею (Pitt, 1955; Sen, 1961; Embree, 1972; Kaufman, 1976; Schmidt, 1980). Буддизм Буддизм зародился в недрах богатой культуры Индии 2500 лет назад. Сегодня в мире насчитывается около 350 млн буддтистов, т. е. 6% населения планеты, и практически все они живут в азиатских странах. Как следует из карты мира 18.4, буддистами являются более V жителей Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Камбоджи и Японии; широко распространен буддизм в Индии и в Китайской Народной Республике. Из всех мировых религий ближе всего к буддизму по своей доктрине индуизм, однако, подобно христианству, буддизм возводится к жизни одного человека. Сиддхартха Гаутама родился в знатной непальской семье около 563 г. до н. э. С юных лет его интересовало все, что связано с духовной жизнью. В возрасте 29 лет он пережил решительный духовный перелом, за которым последовали годы странствий и медитации. Его странствование закончилось, когда он достиг того, что буддисты называют бодхи, или просветлением. Постигший смысл жизни Гаутама стал Буддой. Последователи Будды, вдохновленные его личной харизмой, распространили это учение — дхарму — во все концы страны. В III в. до н. э. правитель Индии принял буддизм и разослал по всей Азии миссионеров. Буддисты верят, что страдание — неотъемлемая часть жизни. Корни этой идеи лежат в странствовании самого Будды по стране, население которой жило в ужасающей бедности. Однако, как учит Будда, богатство не несет избавления от страданий. Напротив, приверженность материальным ценностям мешает духовному развитию. Вместо того чтобы предаваться своим эгоистичным заботам, нужно преодолевать их через медитацию, цель которой — достижение нирваны (состояния просветления и покоя). Буддизм весьма созвучен индуизму в отрицании Божьего суда и признании того, что каждое мирское деяние имеет свои духовные последствия. Второе, что роднит эти две религии, — вера в реинкарнацию. Буддизм учит, что только просветление прервет череду смертей и возрождений и окончательно освободит человека от страданий (Schumann, 1974; Thomas, 1975; Van Biema, 1997b). Конфуцианство Начиная примерно с 200 г. до н. э. и до начала XX в конфуцианство было государственной религией Китая. Кардинальные перемены произошли после Революции 1949 г., когда коммунистическое правительство Китайской Народной Республики стало жестоко подавлять религию. Ныне, хотя официальная власть и не предоставляет никакой точной информации на этот счет, сотни миллионов китайцев все еще так или иначе следуют конфуцианским установлениям. Почти все сторонники этой религии живут в Китае, хотя эмигрировавшие оттуда позволили ей распространиться и в других странах Южной Азии. В Северной Америке проживают около Каота миоа 18.4. Расппостпянянир. fivnnmMa в мипр Игтпчник- Pptprs Atlas nf thp WnrlH 10ДП 632 Часть IV. Социальные институты Глава 18. Религия 533
Конфуций, или, точнее, Кунг Фу-цзы, жил между 551 и 479 гг. до н. э. Как и Будду, Конфуция волновали людские страдания. Реакцией Будды был похожий на сектантство уход от мира в духовную жизнь; в отличие от него Конфуций призывал своих последователей к участию в мирских делах, следуя моральному кодексу. Именно поэтому конфуцианство тесно переплелось с традиционной китайской культурой. Это еще один пример того, что может быть названо национальной религией: как индуизм во многом синонимичен индийской культуре, так и конфуцианство воплощает в себе образ жизни китайцев. Центральным понятием в конфуцианстве выступает дзен, или человеколюбие. На практике это означает, что необходимо всегда подчинять свои личные интересы моральным принципам. В семейной жизни человек должен быть предан близким и внимателен к ним. Семьи, в свою очередь, не должны забывать о своих обязанностях перед обществом. Таким образом, моральные обязательства позволяют обществу стать едиными целым. Более всего конфуцианство отличается от других религий отсутствием четкого представления о священном. Если вспомнить анализ Дюркгейма, можно сказать, что конфуцианство есть прославление священного характера самого общества как такового. Хотя не исключено и другое определение: это не столько религия, сколько модель нравственной жизни. Действительно, многовековое господство конфуцианства в Китае помогает понять, почему жители этой страны так скептически относятся ко всему сверхъестественному. Но и как модель нравственного образа жизни конфуцианство имеет немало роднящих его с религией положений и правил, которые нацелены на доброту, заботу о ближнем и социальную гармонию (Kaufmann, 1976; Schmidt, 1980; McGuire, 1987). Религия: Восток и Запад Этот обзор мировых религий выявляет два основных различия между системами религиозных воззрений западных и восточных обществ. Во-первых, западные религии (христианство, ислам, иудаизм), как правило, основаны на представлении о Боге. Что же касается восточных (индуизма, буддизма, конфуцианства), то они скорее похожи на свод этических правил, а потому проводят менее четкую границу между сакральным и мирским. Во-вторых, верующие, которые представляют общества Запада, образуют религиозные сообщества: объединяются в организации, совершают коллективные молитвы в определенное время и в определенном месте. Восточные религии неформально «встроены» в сами культуры народов. Именно поэтому, например, иностранец вполне может встретить в японском храме одновременно и туристов, и молящихся, которые приходят туда, совершают необходимые ритуальные действа и уходят, не обращая внимания на окружающих. Но эти расхождения не заслоняют общего, что присуще всем религиям, — концепции высшей нравственной силы или цели, которая возвышается над индивидуализмом и повседневными человеческими заботами. Несмотря на различия путей, все религии дают людям ощущение того, что их жизни служат вые-
Вопрос, который задавался во время социологического опроса: «Дает ли вам религия утешение и силы Рис. 18.1. Религиозность во всемирном масштабе. Источник: Inglehart, 2000 Date: 2015-12-13; view: 1157; Нарушение авторских прав |