Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианство. Христианство — самая распространенная религия; христиан в мире — 2 млрд че­ловек, т





Христианство — самая распространенная религия; христиан в мире — 2 млрд че­ловек, т. е. примерно треть человечества. Большинство из них проживают в Евро­пе или в Северной Америке: более 85% американцев и канадцев считают себя хри­стианами. Кроме того, как следует из карты мира 18.1, люди, которые хотя бы но­минально могут быть отнесены к христианам, составляют значительную часть живущих во многих регионах мира, за исключением — и весьма существенным — Северной Африки и Азии.

Европейские колонизаторы распространили христианство на большую часть планеты, что происходило в течение последних 500 лет. О его доминировании в странах Запада свидетельствует тот факт, что новое летоисчисление начинается от Рождества Христова.

Христианство начиналось как культ, включавший элементы предтечи — иуда­изма. Оно развивалось благодаря харизме Иисуса из Назарета, проповедовавшего идею личного спасения. Иисус прямо не обвинял тогдашнюю, власть в обществе и убеждал своих последователей отдать «кесарю кесарево» (Мф. 22:21). Тем не ме­нее его учение было революционным, ибо в нем содержалось обещание торжества веры и любви над смертью и пороком.

Христианство — один из примеров монотеизма (веры в единую божественную силу), чем принципиально отличается от традиционного для Римской империи политеизма (веры во многих богов). Христианство отличается уникальным пред­ставлением о едином Боге, существующем в трех ипостасях (Святая Троица): Бога-отца, Бога-сына и Святого духа.

Вера в божественное происхождение Иисуса зиждется на сведениях о его по­следних земных днях. Приговоренный в Иерусалиме после пыток к смертной каз­ни по обвинению в том, что он представляет собой угрозу для властей, Иисус был распят на кресте. Именно поэтому крест и стал священным для христиан симво­лом. Спустя три дня, согласно христианскому учению, Христос воскрес из мерт­вых, доказав тем самым, что он — сын Божий.

Апостолы Христа сделали его учение достоянием всего Средиземноморья. По­началу в Римской империи христиане подвергались гонениям; но в IV в. христи­анство стало официальной религией государства, вошедшего в историю под име­нем Священной Римской империи. Зародившееся как культ, через четыре века оно

ШУ-Лг» nr\fU ПШ|-!И'1ИНПН ПГРЧИ lIPnk'ORMO


Карта мира 18.1. Распространение христианства в мире. Источник: Peters Atlas of the Word, 1990

UnmtHniv Dntnrr ЛН-эс r,f tho WnrlH 1QQD


626 Часть IV, Социальные институты


Глава 18. Религия 627


 


Со временем в христианстве возникли ответвления: римско-католическая церковь и православная церковь с центром в Константинополе (ныне турецкий Стамбул). К окончанию эпохи средних веков протестантская Реформация в Европе привела к возникновению сотни новых конфессий. Десятки из них (самыми многочислен­ными являются баптисты и приверженцы методистской церкви) имеют немало по­следователей в США (Smart, 1969; Kaufman, 1976; Jacquet & Jones, 1991).

Ислам

Последователей ислама — мусульман — в мире около 1,2 млрд (около 20% населе­ния планеты). Мусульмане — большинство жителей Ближнего Востока, чем и объяс­няется склонность западного человека ассоциировать ислам с арабами, проживаю­щими в этом регионе мира. Однако множество сторонников ислама живут в других странах: из карты мира 18.2 следует, что это также и большинство населения Север­ной Африки и Индонезии. Немалые мусульманские общины существуют также в Западной Азии — Пакистане, Индии, Бангладеш и в южных республиках бывшего Советского Союза. Как уже отмечалось в начале этой главы, в Северной Америке проживают от 7 до 10 млн мусульман, что делает ислам важной частью религиозной жизни США (Weeks, 1988; University of Akron Research Center, 1993; Blank, 1998). Ислам — это слово Божье,.открывшееся Мохаммеду, который родился в городе Мекке (ныне это Саудовская Аравия) около 570 г. Для мусульман Мохаммед — про­рок, а не Бог, как Иисус для христиан. Через него поведан Коран, священная книга —

слово Бога (по-арабски — Ал­лаха). По-арабски слово «ис­лам» означает и «покорность», и «мир», и Коран призывает быть покорным Аллаху, ибо та­ков путь к внутреннему умиро­творению. Мусульмане выража­ют эту свою преданность риту­альными молитвами, которые они возносят 5 раз в день.

Многие религии способствуют распростра­нению грамотности, поскольку они требуют от своей паствы изучения священных текстов. Большинство мусульман считают родитель­ским долгом изучение Корана вместе со своими детьми; потом и те будут делать



После смерти Мохаммеда ислам быстро распространился по миру, хотя он, как и христианство, тоже дал начало нескольким конфессиям. Вместе с тем все мусуль­мане подчиняются пяти принципиальным требованиям ислама:

• признание Аллаха единственным истинным Богом, а Мохаммеда — его про­роком;

• ритуальные молитвы;

• подаяния бедным;

• пост во время месяца Рамадана;

• совершение хотя бы однажды хаджа - паломничества в Мекку, в священную обитель Аллаха (Weeks, 1988; El-Attar, 1991).

Как и христинство, ислам считает, что люди ответственны перед Богом за свои дела на земле. Праведники будут вознаграждены за добродетель на небе, а грешни­ков ждет вечная мука.

Мусульмане также обязаны защищать свою веру - это становилось причиной священных войн против неверных (т. е. они действовали примерно так же, как в средние века христиане-крестоносцы). В последние годы приверженцы исламско­го фундаментализма в Афганистане, Алжире, Египте, Иране и других странах по­ставили перед собой цель освободить свое общество от западного влияния, кото­рое они считают тлетворным (Martin, 1982; Arjomand, 1988).

Для многих представителей западной цивилизации женщины-мусульманки — едва ли не самые социально угнетенные люди на Земле. Разумеется, в этом мусуль­манские страны отличаются друг от друга: например, в Тунисе у женщин гораздо больше прав, чем, допустим, в Саудовской Аравии (Ganley, 1998). В целом, у му­сульманок значительно меньше прав и свобод, чем у мужчин, однако многие из них, если не большинство, принимают ограничения, накладываемые на них религией, и черпают уверенность в системе, направляющей поведение как мужчин, так и жен­щин (S. Peterson, 1996). Мусульмане также отмечают, что патриархальность проч­но укоренилась на Ближнем Востоке задолго до рождения Мохаммеда, а некото­рые защитники ислама утверждают, будто он даже улучшил положение женщин, ибо требует от мужа справедливого отношения к супруге. Более того, хотя ислам и разрешает мужчине иметь до четырех жен, все-таки призывает ограничиться од­ной, если появление других заставит мужа несправедливо поступать по отношению к какой-либо из его жен (Qur'an, «The Women», v. 3).

Иудаизм

С позиции чисто арифметической иудаизм, число последователей которого в мире не превышает 15 млн человек, нельзя назвать «мировой» религией в полном смы­сле этого слова. И только в Израиле евреи составляют национальное большинство. Но для США иудаизм имеет особое значение, потому что в Северной Америке проживает наибольшее число евреев — 6 млн человек.

Прошлое для них — руководство к действию и в настоящем, и в будущем. Иуда­изм имеет глубокие исторические корни; он возник примерно за 4 тыс. лет до Рож­дества Христова в Месопотамии. В те времена евреи следовали анимистическим представлениям, но ситуация изменилась после того, как Иаков — внук Авраама,


628 Часть IV. Социальные институты


Глава 18. Религия 529


 


Там евреи на протяжении многих веков жили в рабстве. В XIII в. до н. э. Бог повелел Моисею избавить свой народ от рабства. Исход из Египта ежегодно отме­чается евреями праздником Пейсах. Освободившись, евреи стали монотеистами, признающими единого, всемогущего Бога.

Для иудаизма характерно ощущение неких особых отношений с Богом, кото­рые приводят к тому, что евреи воспринимают себя «избранным народом». Такой договор означает также и обязательство соблюдать законы божьи и — в первую очередь — Десять заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Слпай. Евреи рассматривают Ветхий Завет и как свою историю, и как свод обязательств, кото­рые берет на себя еврей. Особое значение имеют первые пять книг Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), объединенные общим названием Тора (от древнеевр. «учение» или «закон»). Таким образом, в отличие от христианства, в центре которого — забота о личном спасении после смерти, иудаизм обращает основное внимание на нравственное поведение в этом, земном, мире.


Известны три основные иудаистских конфессии. Ортодоксальные евреи (в том числе более 1 млн проживающих в США) строго соблюдают традиционную веру и ритуалы, носят узаконенную одежду, во время религиозных служб не позволяют находиться женщинам вместе с мужчинами и едят только кошерную пищу1. По та­ким установлениям ортодоксальные американские евреи напоминают секту. В се­редине XIX в. многие из иудеев стремились к тому, чтобы слиться с американским обществом, в результате чего возник реформированный иудаизм, число сторонни­ков которого в США сейчас достигает 1,3 млн человек. Консервативный же иуда­изм представляет собой нечто среднее между ортодоксальным и реформирован­ным; у него около 2 млн приверженцев.

Независимо от конфессиональной принадлежности все евреи разделили исто­рию предубеждений и дискримиацни. Принадлежность к этой нации определяет­ся коллективной памятью о веках рабства в Египте, о завоевании римлянами и о преследованиях в Европе. Первыми узниками городского гетто оказались италь­янские евреи (слово «гетто» происходит от итал. borgetto — «поселение за город­скими стенами»), и вскоре такие районы стали обычным явлением в разных час­тях Европы.

Еврейская иммиграция в США началась в середине XVII в. Многие из первых иммигрантов преуспели, немалое их число ассимилировалось в преимущественно христианских общинах. Но когда к концу Х1Хв. в стране оказалось большое коли­чество евреев, предубеждения и дискриминация, которую называют в данном слу­чае антисемитизмом, стали ощущаться сильнее. Своего пика они достигли во вре­мя Второй мировой войны, когда германский нацизм уничтожил 6 млн евреев.

В целом американские евреи преуспели, их социальное положение значитель­но выше среднего. Однако многие из них озабочены будущностью своей религии, потому что в последние годы более 50% евреев, живущих в США, сочетались бра­ком с людьми других национальностей, которые лишь в редких случаях прини­мают иудаизм. Важно также, что примерно половина еврейских детей не изучают

' Кошерной называется шина, приготовленная по определенным правилам, среди которых - запрет


На УПОТПеблрНие К'ПОНН ЖМНОТИМУ и п:\ гмешппание мм пмипми пиши м uu/-i,mm — //.,.<,,/.., „,.,,„„


ни своей культуры, ни обрядов. Подобные тенденции свидетельствуют: усилия ев­реев, направленные на то, чтобы быть принятыми американским обществом, увен­чались успехом. Вместе с тем они внушают некоторую тревогу о судьбе иудаизма в Северной Америке (Bedell, Sandon & Wellborn, 1975; Holm, 1977; Schmidt, 1980; Seltzer, 1980; B. Wilson, 1982; Eisen, 1983; Dershowitz, 1997; Van Biema, 1997a).

Индуизм

Индуизм, старейшая из всех мировых религий, возник в долине реки Инд пример­но 4500 лет назад. Индуистов насчитывается примерно 800 млн человек (14% на­селения планеты). Карта мира 18.3 показывает, что это религия Востока — пре­имущественно Индии и Пакистана; также она распространена в Южной Африке и Индонезии.

За столетия индуизм и культура Индии настолько тесно переплелись, что сейчас трудно описывать одно в отрыве от другого (хотя в Индии существует и довольно многочисленная мусульманская деноминация). Эта связь также объясняет, почему индуизм в отличие от христианства, ислама и иудаизма не получил широкого при­знания в мире. Но, поскольку в США проживают 1,4 млн его последователей, инду­изм является важной составной частью культурного разнообразия этой страны.

Он отличается от большинства других религий тем, что не связан с жизнью ни одной личности. У индуистов также нет священных книг, которые можно было бы сравнить с Библией или Кораном, и Бог не представляется им некой особой ипос­тасью. Индуизм иногда называют этической религией (в дальнейшем станет понят­но, что это распространяется и на другие религиозные представления Востока). Индупсты имеют различные верования и духовный опыт, однако все признают существование во Вселенной некой силы — дхармы, возлагающей на людей опре­деленные обязательства. Например, дхарма призывает людей соблюдать традици­онную систему каст, описанную в главе 10 («Социальная стратификация»).

Второй принцип индуизма — карма — вера в духовное совершенствование че­ловека. Последователи этой религии считают, что все поступки имеют духовные последствия и нравственное совершенствование требует соответствующей жизни. Карма проявляется через реинкарнацию — цикл, включающий смерть и возрожде­ние, благодаря чему человек возрождается на такой стадии духовности, которая соответствует моральному качеству его предыдущей жизни. В отличие от христи­анства и ислама индуизм не знает суда всемогущего Бога, хотя в циклах реинкар­нации каждый получает то, что заслужил. Мокша — состояние духовного совер­шенства, и когда человек достигает его, реинкарнации прекращаются.

Индуизм служит доказательством того, что не все религии безоговорочно мо-гутбыть названы монотеистическими или политеистическими. Он монотеистичен, поскольку признает Вселенную единой моральной системой, но одновременно считает, что такой порядок проявляется в каждом элементе природы. Более того, многие индусы участвуют в таких публичных обрядах, как Кумбб Мела (Kumbb Mela), который совершается каждые 12 лет и заключается в том, что до 20 млн па­ломников совершают омовение в священных водах реки Ганг. Одновременно ин­дусы совершают и местные ритуалы, разнообразие которых в деревнях такой ог-ппинпй гтпят,1 кяк Иыгтия чпрявычайно келико.


Глава 18. Религия 631




Карта мира 18.3. Распространение индуизма в мире. Источник: Peters Atlas of the World, 1990


В США уже давно существуют культы, которым присущи некоторые элементы индуизма, однако эта религия все еще остается неизвестной на Западе. Тем не менее индуизм — могущественная сила, предлагающая как объяснение смысла жизни, так и руководство ею (Pitt, 1955; Sen, 1961; Embree, 1972; Kaufman, 1976; Schmidt, 1980).

Буддизм

Буддизм зародился в недрах богатой культуры Индии 2500 лет назад. Сегодня в мире насчитывается около 350 млн буддтистов, т. е. 6% населения планеты, и прак­тически все они живут в азиатских странах. Как следует из карты мира 18.4, будди­стами являются более V жителей Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Камбоджи и Япо­нии; широко распространен буддизм в Индии и в Китайской Народной Республи­ке. Из всех мировых религий ближе всего к буддизму по своей доктрине индуизм, однако, подобно христианству, буддизм возводится к жизни одного человека.

Сиддхартха Гаутама родился в знатной непальской семье около 563 г. до н. э. С юных лет его интересовало все, что связано с духовной жизнью. В возрасте 29 лет он пережил решительный духовный перелом, за которым последовали годы странствий и медитации. Его странствование закончилось, когда он достиг того, что буддисты называют бодхи, или просветлением. Постигший смысл жизни Гаутама стал Буддой.

Последователи Будды, вдохновленные его личной харизмой, распространили это учение — дхарму — во все концы страны. В III в. до н. э. правитель Индии при­нял буддизм и разослал по всей Азии миссионеров.

Буддисты верят, что страдание — неотъемлемая часть жизни. Корни этой идеи лежат в странствовании самого Будды по стране, население которой жило в ужа­сающей бедности. Однако, как учит Будда, богатство не несет избавления от стра­даний. Напротив, приверженность материальным ценностям мешает духовному развитию. Вместо того чтобы предаваться своим эгоистичным заботам, нужно пре­одолевать их через медитацию, цель которой — достижение нирваны (состояния просветления и покоя).

Буддизм весьма созвучен индуизму в отрицании Божьего суда и признании того, что каждое мирское деяние имеет свои духовные последствия. Второе, что роднит эти две религии, — вера в реинкарнацию. Буддизм учит, что только просвет­ление прервет череду смертей и возрождений и окончательно освободит человека от страданий (Schumann, 1974; Thomas, 1975; Van Biema, 1997b).

Конфуцианство

Начиная примерно с 200 г. до н. э. и до начала XX в конфуцианство было государ­ственной религией Китая. Кардинальные перемены произошли после Революции 1949 г., когда коммунистическое правительство Китайской Народной Республики стало жестоко подавлять религию. Ныне, хотя официальная власть и не предостав­ляет никакой точной информации на этот счет, сотни миллионов китайцев все еще так или иначе следуют конфуцианским установлениям. Почти все сторонники этой религии живут в Китае, хотя эмигрировавшие оттуда позволили ей распростра­ниться и в других странах Южной Азии. В Северной Америке проживают около


Каота миоа 18.4. Расппостпянянир. fivnnmMa в мипр Игтпчник- Pptprs Atlas nf thp WnrlH 10ДП


632 Часть IV. Социальные институты


Глава 18. Религия 533


 


Конфуций, или, точнее, Кунг Фу-цзы, жил между 551 и 479 гг. до н. э. Как и Будду, Конфуция волновали людские страдания. Реакцией Будды был похожий на сектантство уход от мира в духовную жизнь; в отличие от него Конфуций при­зывал своих последователей к участию в мирских делах, следуя моральному кодек­су. Именно поэтому конфуцианство тесно переплелось с традиционной китайской культурой. Это еще один пример того, что может быть названо национальной ре­лигией: как индуизм во многом синонимичен индийской культуре, так и конфуци­анство воплощает в себе образ жизни китайцев.

Центральным понятием в конфуцианстве выступает дзен, или человеколюбие. На практике это означает, что необходимо всегда подчинять свои личные интере­сы моральным принципам. В семейной жизни человек должен быть предан близ­ким и внимателен к ним. Семьи, в свою очередь, не должны забывать о своих обя­занностях перед обществом. Таким образом, моральные обязательства позволяют обществу стать едиными целым.

Более всего конфуцианство отличается от других религий отсутствием четкого представления о священном. Если вспомнить анализ Дюркгейма, можно сказать, что конфуцианство есть прославление священного характера самого общества как такового. Хотя не исключено и другое определение: это не столько религия, сколь­ко модель нравственной жизни. Действительно, многовековое господство конфу­цианства в Китае помогает понять, почему жители этой страны так скептически относятся ко всему сверхъестественному. Но и как модель нравственного образа жизни конфуцианство имеет немало роднящих его с религией положений и пра­вил, которые нацелены на доброту, заботу о ближнем и социальную гармонию (Kaufmann, 1976; Schmidt, 1980; McGuire, 1987).

Религия: Восток и Запад

Этот обзор мировых религий выявляет два основных различия между системами религиозных воззрений западных и восточных обществ. Во-первых, западные ре­лигии (христианство, ислам, иудаизм), как правило, основаны на представлении о Боге. Что же касается восточных (индуизма, буддизма, конфуцианства), то они скорее похожи на свод этических правил, а потому проводят менее четкую грани­цу между сакральным и мирским.

Во-вторых, верующие, которые представляют общества Запада, образуют рели­гиозные сообщества: объединяются в организации, совершают коллективные мо­литвы в определенное время и в определенном месте. Восточные религии нефор­мально «встроены» в сами культуры народов. Именно поэтому, например, иностранец вполне может встретить в японском храме одновременно и туристов, и молящихся, которые приходят туда, совершают необходимые ритуальные действа и уходят, не обращая внимания на окружающих.

Но эти расхождения не заслоняют общего, что присуще всем религиям, — концепции высшей нравственной силы или цели, которая возвышается над ин­дивидуализмом и повседневными человеческими заботами. Несмотря на раз­личия путей, все религии дают людям ощущение того, что их жизни служат вые-


 

 

Вопрос, который задавался во время социо­логического опроса: «Дает ли вам религия утешение и силы Рис. 18.1. Религиозность во всемирном масштабе. Источник: Inglehart, 2000







Date: 2015-12-13; view: 1157; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию