Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Девиантность и социальная разнородность
Что именно считается девиантным, во многом зависит от власти и привилегий, которыми располагают те или иные категории людей. В следующих разделах указаны примеры; мотивация преступлений, основанная на расовой ненависти и этнической враждебности, и связь девиантности с тендерной принадлежностью. Преступления из ненависти Преступление из ненависти — преступное действие, направленное против человека или его собственности, которое совершается преступником, побуждаемым расовой или какой-либо иной предвзятостью. В преступлении из ненависти может отражаться враждебность по отношению к чьей-либо расовой, религиозной принадлежности, происхождению, сексуальной ориентации или оЬизичегкпй инвяпилнпсти КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Преступления из ненависти: что карается законом — действия или установки? Холодным октябрьским вечером Тодц Митчел, тинейджер- афроамериканец, стоял с приятелями перед своим жилым комплексом в Кеноша, штат Висконсин. Они только что посмотрели фильм «Миссисипи в огне» и рассвирепели от сцены, где белый мужчина избивал чернокожего паренька, который на коленях молил его о пощаде. «Не хотите заняться белыми?» - спросил Митчел. Через несколько минут они увидели белого мальчика, шедшего в их сторону по другой стороне улицы. Митчел скомандовал: «Вон идет белый пацан; берем его!» Группа окружила мальчишку, избила его до крови и оставила лежать без сознании. В качестве трофея нападавшие забрали его теннисные туфли. Полиция вскоре арестовала напавших и предъявила им обвинение в нанесении побоев. Присяжные признали Митчела виновным в нанесении особо тяжких побоев, побуждаемом расовой ненавистью. Вместо приговора к 2-летнему тюремному заключению Митчел отправился за решетку на 4 года. Как видно из этого случая, закон карает преступления из ненависти более сурово, если преступник исходил из предвзятого отношения к той или иной категории людей. Сторонники выдвигают три аргумента в поддержку закона о преступлениях из ненависти. Во-первых, при оценке уголовной ответственности всегда важен умысел преступника, а потому нет ничего нового в том, чтобы рассматривать ненависть в таком качестве. Во-вторых, преступления на почве расовой или какой-либо иной предвзятости сильнее разжигают страсти в обществе, чем совершенные, скажем, из денежных интересов. В-третьих, жертвам преступлений из ненависти обычно наносятся более тяжелые увечья, чем в иных случаях. Критики возражают, говоря, что хотя некоторые примеры таких преступлений, связаны с закоренелым расизмом, большинство из них представляет собой импульсивные действия, совершенные молодыми людьми. Кроме того, как указывают они, законы о преступлениях из ненависти угрожают свободе слова, гарантированной Первой поправкой. Подобные законы позволяют судам выносить приговоры не за действие, но за установки. Как предостерегает профессор юриспруденции из Гарварда Алан Дершовиц, «я ненавижу фанатизм, но гораздо больше боюсь того, что суд попытается контролировать умы граждан». Иными словами, по мнению критиков, законы о преступлениях из ненависти позволяют наказывать не за поведение, а за убеждения. В 1993 г. Верховный суд США оставил приговор Митчела в силе. В своем единодушном решении судьи констатировали, что правительство не должно наказывать индивида за его убеждения. Но, рассудили они, убеждение лишается защиты, когда становится мотивом для преступления. А как считаете вы: 1. Действительно ли преступления на почве ненависти наносят больший ущерб, чем те, к которым привела, допустим, алчность? Почему? 2. Сторонником или противником законов о преступлениях из ненависти вы являетесь? Почему? 3. Должны ли представители меньшинств - например, афроамериканцы - подпадать под действие законов о преступлениях из ненависти так же, как и белые? Почему? Часть II. Основы общества Глава 8. Девиантность 281
В 1998 г. большинство людей были шокированы зверским убийством Мэтью Шепарда, студента-гея из университета штата Вайоминг, которое совершили двое мужчин, переполненных ненавистью к гомосексуалистам. Государственная оперативная комиссия по проблемам геев и лесбиянок сообщает, что каждый пятый гей и каждая пятая лесбиянка подвергаются оскорблению действием и свыше 90% из них выслушивают в свой адрес оскорбления, связанные с их сексуальной ориентацией (см.: Berrill, 1992; р. 19-20). Жертвами преступлений из ненависти особенно часто становятся люди с многочисленными стигмами — например, геи-афроамери-канцы. Федеральное правительство ежегодно регистрирует свыше 8 тыс. преступлений на почве ненависти. К 2001 г. 43 штата и федеральное правительство ввели закон об ужесточении наказания за преступления, вызванные ненавистью. Сторонники подобных мер удовлетворены, но противники заявляют, будто подобные законы карают не поступки, но мысли. Законы, касающиеся таких преступлений, подробнее рассматриваются выше («Преступления из ненависти: что карается законом — действия или установки?»). Девиантность и тендер Практически во всех обществах женщины связаны более строгими нормативными установлениями, чем мужчины. В США жизнь женщин исторически сосредоточивалась на выполнении домашних обязанностей. Даже теперь возможности для их самореализации на работе, в политике, спорте и на военной службе остаются ограниченными. В других же странах мира перед женщинами воздвигнуты еще большие препятствия. В Саудовской Аравии они лишены права голоса и им запрещено водить машину; в Иране женщину, которая посмеет обнажить свои волосы или прилюдно пользоваться косметикой, могут даже высечь. Тендерный фактор сказывается и в рассмотренных ранее теориях девиантно-сти. Так, предложенная Робертом Мертоном, например, кажется маскулинной тем, что определяет культурные цели с точки зрения финансового успеха. Накопление богатства — по крайней мере в традиционном представлении — преимущественное дело мужчин, тогда как женщины социализируются таким образом, чтобы определять успех с точки зрения отношений и связей, особенно брачных и материнских (Leonard, 1982). Теория, сфокусированная на женщинах, могла бы признать существование напряжения, исходящего из того, что культурный идеал равенства наталкивается на реальность неравенства, обусловленного тендерной принадлежностью. Если говорить о теории ярлыков, следует отметить, что тендер влияет на наше определение девиантности, ибо люди обычно используют различные стандарты при оценке поведения мужчин и женщин. Более того, поскольку общество позволяет мужчинам властвовать над женщинами, первым удается избежать ответственности за виктимизацию второй социальной группы. Так, в прошлом тех мужчин, которые сексуально преследовали женщин или совершали изнасилование, даже не всегда считали преступниками. Вместе с тем женщинам, которые подверглись виктимизации, приходится убеж- преследования. В исследованиях подтверждается важная истина: определение людьми ситуации как девиантной — и причин такого положения — зависит от пола действующих лиц и тендерного состава аудитории (King & Clayson, 1988). Наконец, хотя анализ социального конфликта сфокусирован на социальном неравенстве, значением тендера он пренебрегает. Если, как вытекает из теории социального конфликта, главной причиной преступности является экономическое неблагополучие, почему женщины (экономическое положение которых намного хуже, чем мужчин) совершают гораздо меньше преступлений, чем мужчины? Date: 2015-12-13; view: 378; Нарушение авторских прав |