Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осмысление сексуальности





Сколько времени в день вы проводите без тени мысли о сексуальном? Если вы не слишком отличаетесь от большинства людей, то ответите: «Не так уж и много». Это происходит потому, что сексуальность не сводится исключительно к «сексу». Она — лейтмотив, пронизывающий все общество; эта тема поднимается повсюду — в кампусе, на работе, и особенно в средствах массовой информации. Кроме того, индустрия секса — включая порнографию и проституцию — самостоятельный биз-


302 Часть II. Основы общества


Глава 9. Сексуальность 303


 




Мы говорим, что красота бывает таковой только в глазах наблюдателя, поэтому очень важна культура

в установлении стандартов привлекательности. Все люди, изображенные здесь - жители Марокко, Южной

Африки, Нигерии, Бирмы, Японии и Эквадора, - считаются красивыми в своих странах. Социобиологи также

отмечают, что всех людей на земном шаре, где бы они ни жили, привлекает юность, поскольку это

касается нашего выбора для воспроизводства: оно легче всего дается в начале периода зрелости

нес с многомиллиардным оборотом. Как показывает история Даны Риверс, сексу­альность — важная составляющая наших мыслей о себе самих, а также оценки нас окружающими. Поистине, в жизни найдется немного сфер, где сексуальность не играла бы вообще никакой роли.

Но, невзирая на такую ее значимость, понимают ее немногие. Почти всегда секс выступал культурным табу, и потому люди не говорили о нем — по крайней мере в благопристойных беседах. В результате, хотя секс способен доставить немало удо­вольствия, он вызывает стыд, а иногда — откровенный страх. Даже ученые долгое время считали его запретной темой для научного исследования. И только в сере­дине XX в. исследователи обратили внимание на жизненно важный аспект соци­альной жизни. С тех пор, как будет видно из дальнейшего, мы очень много узнали о сексуальности человека.

Пол: биологический аспект

Полом называется биологическое различие между мужчинами и женщинами. Оно предназначено для репродуктивное™ человека. Яйцеклетка женщины и сперма­тозоид мужчины, содержащие в себе по 23 хромосомы (биологические коды, кото­рыми зашифровано развитие организма), сливаются, чтобы образовать оплоло-


творенное яйцо. Одна из этих хромосомных пар определяет пол ребенка. С материн­ской стороны в ней представлена Х-хромосома, а с отцовской — X или Y. Если отцовская Х-хромосома соединится с материнской Х- хромосомой, то образуется зародыш женского пола (XX), а если отцовская - Y, зародыш мужского пола (XY). Через несколько недель пол эмбриона начинает определять его развитие. Если эмбрион мужского иола, то тестикулярная ткань начинает вырабатывать тестосте­рон - гормон, запускающий развитие мужских гениталий. Если данного гормона нет, у эмбриона возникают женские гениталии. В США на каждые 100 девочек рождается примерно 105 мальчиков, но, поскольку уровень мужской смертности выше, ситуация оказывается обратной: женщины образуют некоторое большин­ство, когда люди достигают 35-летнего возраста (U. S. National Center for Health Statistics, 2001).

Пол и тело

Мужчин и женщин отличает друг от друга разница в строении тела. С самого рож­дения у них наблюдаются разные первичные половые признаки, к которым от­носятся гениталии, репродуктивные органы. В период полового созревания у них развиваются вторичные половые признакителесные отличия помимо генита­лий, которые характерны для биологически зрелых мужчин и женщин. Перспекти­ва беременности, родов и кормления грудью приводит к тому, что у зрелых жен­щин развиваются более широкие бедра, увеличивается грудь и образуется мягкая жировая ткань как резервный запас питательных веществ. У зрелых мужчин обыч­но увеличивается мышечная масса в верхней половине туловища, кожные покро­вы обрастают волосами и становится низким голос. Конечно, это обобщенные раз­личия, так как бывают мужчины, у которых волос на теле меньше, а голос тоньше, чем у иных женщин.

Гермафродиты. Пол не всегда обозначен так четко, как мы только что описали. В редких случаях гормональный дисбаланс, возникающий еще до рождения, при­водит к появлению на свет гермафродита (от Hermaphroditus - потомка древне­греческих богов Гермеса и Афродиты, в котором объединились оба пола) — чело­веческого существа, у которого в той или иной комбинации представлены мужские и женские половые органы.

Поскольку в нашей культуре не предусмотрена половая двойственность, неко­торые люди реагируют на гермафродитов со смущением или даже отвращением. Однако в других культурах реакция окружающих оказывается совершенно иной. Например, представители племени покота в Восточной Африке не обращают вни­мания на то, что им кажется простой биологической ошибкой, а представители племени навахо взирают на гермафродитов с почтением, видя в них полноту жен­ского и мужского начала (Geertz, 1975).

Транссексуалы. Некоторым гермафродитам делают хирургические операции на гениталиях, чтобы они выглядели (а иногда и функционировали) как сексуаль­но нормальные мужчины и женщины. Другие люди намеренно изменяют свой пол: транссексуалами называются те, кто ощущает свою принадлежность к какому-либо из полон, хотя биологически принадлежит к противоположному. Именно это про-


304 Часть II, Основы общества


Глава 9. Сексуальность 305


 


Как и многое в наше жизни, представления о поцелуях различаются в зависимости от места проживания. Маори, жители Новой Зеландии, трутся носами, когда хотят выразить любовные чувства

изошло с Даной Риверс. На самом деле в США десятки тысяч людей ощущают себя пойманными в капкан чужого тела. Большинство из них становятся трансгендер-ными (трансвеститами), т. е, перестают придерживаться традиционных представ­лений о внешнем виде и поведении мужчин и женщин. Многие идут на шаг даль­ше и превращаются в транссексуалов после хирургического изменения своих ге­ниталий (Tewksbury & Gagne, 1996; Gagne, Tewksbury & McGaughey, 1997).

Пол: культурный аспект

Сексуальность имеет биологическую основу. Но у нее, как и у всех аспектов чело­веческого поведения, есть и выраженная культурная подоплека. Биологии доста­точно для объяснения захватывающих брачных ритуалов в животном мире, одна­ко у людей нет аналогичной биологической программы. У нас существует своеоб­разный «сексуальный драйв»: люди находят секс приятным занятием и хотят его, а вот наше биологическое устройство диктует нам специфику сексуального пове­дения не больше, чем желание что-либо съесть определяет выбор каких-то особых продуктов или манеры поведения за столом.

Культурные вариации. В разных обществах почти любой сексуальный обычай отличается широкой вариативностью. В своем ярком исследовании сексуальности в США Альфред Кинзи (Kinsey, 1948) показал, что большинство пар, по их соб­ственному признанию, совершают половой акт лишь в одной позиции: лицом к лицу, когда женщина находится снизу, а мужчина — сверху. На другом конце све­та, в Южных Морях, большинство пар никогда не занимаются сексом в подобной манере. Когда жители тех мест узнали от западных миссионеров об этом обычае, они посмеялись над странной «миссионерской позой».

Разнятся в культурах даже самые простые обычаи выражать любовные чувства. Если большинство американцев целуются на людях, то китайцы позволяют себе сделать это только в приватной обстановке. Французы, не стесняясь, обменивают-

га пппрnvgmu u-.i rrvfinuK-p unurp urnrn — np.pi пязя (r o,f\o трки^ л бе ль питы — тпое-


кратно (тоже в щеки, попеременно). Маори, коренные жители Новой Зеландии, трутся носами, а в Нигерии большинство людей не целуются вообще.

Столь же зависит от культурных традиций и чувство стыдливости. Если по­тревожить женщину, когда она принимает ванну, то какие части тела она прикро­ет? Поданным Элен Колтон (Colton, 1983), исповедующая ислам закрывает лицо; жительница Лаоса — грудь, островов Самоа — пупок; женщина с Суматры — ко­лени, а европейская женщина одной рукой прикрывает грудь и другой — область гениталий.

В каких-то обществах сексуальность ограничивают, в других — проявляют боль­шую снисходительность. В Китае, например, нормы строго ее регулируют, чтобы люди реже вступали в добрачные половые связи. В США — по крайней мере в по­следние десятилетия — добрачная половая жизнь стала нормой, и люди могут зани­маться сексом, даже если между ними нет никаких серьезных отношений.

Табу на инцест

Существуют ли какие-то культурные представления о сексе, которые были бы уни­версальными для всех стран? Ответ утвердительный. Универсальным культурным законом, обнаруживаемым во всяком сообществе, является табу на инцест (куль­турная норма, запрещающая сексуальные связи и браки между близкими родствен­никами). В США закон и культурные нравы не дозволяют близким родственникам (братьям и сестрам, родителям и детям) заниматься сексом и заключать браки. Однако конкретный состав членов семьи, на которых распространяется такое табу, различен в зависимости от того или иного общества. У некоторых народов (напри­мер, у североамериканских индейцев навахо) табу на инцест касается матери и дру­гих родственников по ее линии. Известны и такие сообщества (включая древние Перу и Египет), где среди знати одобрялись браки между братьями и сестрами (Murdock, 1965; первое изд. — 1949).

Почему на инцест повсеместно накладывается запрет? Отчасти дело объясня­ется биологией: у всех животных спаривание родственных особей чревато рожде­нием потомства с отклонениями. Но этим фактом не объясняется, почему это табу существует только у людей. Иначе говоря, контроль над сексуальностью в среде близких родственников представляется обязательным элементом социальной орга­низации. Во-первых, подобный запрет ограничивает сексуальное соперничество в семьях, допуская секс только для супругов (и запрещая половые контакты, напри­мер, между родителями и детьми). Во-вторых, поскольку семейные узы определя­ют права и обязанности людей по отношению друг к другу, воспроизводство в ре­зультате сексуальных контактов между близкими родственниками привело бы к безнадежной путанице в родственных отношениях; если, например, у матери и сына родится дочь, то кем она им будет приходиться? В-третьих, требуя от людей заключать браки вне родных семей, табу интегрирует общество, поскольку люди ищут себе партнеров для создания новых семей.

Табу на инцест было устойчивой сексуальной нормой в США и в других стра­нах мира. Однако со временем многие принятые в нашей стране подобные нормы изменились. В XX в., как мы сейчас увидим, общество пережило сексуальную ре­волюцию, а впоследствии — сексуальную контрреволюцию.


306 Часть II. Основы общества

Date: 2015-12-13; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию