Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Девиантность и неравенство: анализ социального конфликта





Парадигма социального конфликта показывает, каким образом в девиантности отражается социальное неравенство. Согласно данному подходу, объявление кого-либо или чего-либо «девиантным» зависит от категории людей, которые распола­гают властью.

Девиантность и власть

Александр Л иазос (Liazos, 1972) указывает, что общая черта людей, которых мы обыч­но считаем девиантными («психов», «шлюх» и «извращенцев») бесправие. Подоб­ное клеймо несут на себе уличные женщины (но не корпоративные деятели, загрязня­ющие окружающую среду) и безработные бродяги (но не торговцы оружием).

Теория социального конфликта объясняет данный феномен трояким образом. Во-первых, нормы — и особенно законы — любого общества отражают, как прави­ло, интересы богатых и властных слоев. Люди, посягающие на их состояния -- от­нимая собственность, призывая к более равноправному обществу — объявляются «обычными ворами» или «политическими радикалами». Как отмечалось в главе 4 («Общество»), Карл Маркс утверждал: закон — и все социальные институты — защищают интересы богатых. Или, как подает это Ричард Квинни, «капиталисти­ческое правосудие осуществляется классом капиталистов — для класса капитали­стов и против рабочего класса» (Quinney, 1977; р. 3).

Во-вторых, даже если их поведение оспаривается, власть имущие располагают ресурсами, позволяющими воспротивиться навешиванию девиантных ярлыков. Руководители корпораций, отдающие приказы о сбросе ядовитых отходов, редко несут за это персональную ответственность. Более того: как выяснилось в суде над О. Дж. Симпсоном, богачи, даже будучи обвиненными в насильственных преступ-


В-третьих, широко распространенная убежденность в естественном и благом характере норм и законов маскирует их политическую суть. По этой причине мы можем порицать неравноправное применение законов, но не задумываемся над их якобы изначальной справедливостью (Quinney, 1977).

Девиантность и капитализм

В марксистских традициях Стивен Спитцер (Spitzer, 1980) утверждает, что деви-антные ярлыки навешиваются на тех людей, которые препятствуют капитали­стической деятельности. Во-первых, поскольку капитализм опирается на частный контроль над материальными благами, те люди, которые угрожают чужой собствен­ности (особенно бедные, крадущие у богатых), оказываются основными кандида­тами на статус девиантных. Напротив, таковыми вряд ли назовут богачей, эксплу­атирующих неимущих. Так, лендлорды, облагавшие бедных арендаторов непосиль­ной рентой и изгонявшие всех, кто не мог заплатить, не считались угрозой для общества; это был всего лишь «бизнес».

Во-вторых, коль скоро капитализм зависит от производительного труда, те люди, которые не могут или не хотят работать, рискуют быть причисленными к катего­рии девиантных. Многие члены нашего общества полагают, что все безработные, пусть и не по своей вине, девиантны.

В-третьих, капитализм зависит от уважения к властным фигурам, а потому на­рушающими нормы считаются те, кто так не поступает. Примерами здесь высту­пают дети, которые прогуливают школу или дерзят родителям и учителям, а также взрослые, не сотрудничающие с работодателями или полицией.

В-четвертых, девиантным наверняка назовут любого, кто открыто оспаривает капиталистическое status quo. В эту категорию попадают активисты антивоенных движений, радикальные защитники окружающей среды и профсоюзные лидеры.

Вместе с тем общество определяет позитивным все, что служит процветанию капиталистической системы. Например, чемпионы в различных видах спорта считаются знаменитостями, так как они выражают ценности индивидуальных достижений и конкуренции, столь важные для системы капитализма. Спитцер отмечает, что мы осуждаем употребление наркотиков, содействующих бегству от реальности (марихуаны, психоделиков, героина и крэка), но одобряем те нар­котические средства, которые способствуют приспособлению к status quo (ал­коголь, табак и кофеин).

Капиталистическая система стремится также контролировать людей, в нее не вписывающихся. Старики, инвалиды по психическим и соматическим заболевани­ям, а также изгои, по классификации Роберта Мертона (люди, пристрастившиеся к алкоголю или другим наркотикам), считаются «излишним, но сравнительно без­обидным» общественным бременем. Такие люди, по словам Спитцера, контроли­руются службами социального обеспечения. Но и те люди, которые открыто бро­сают вызов капиталистической системе (скажем, низшие слои городского общества и революционеры) — инноваторы и бунтари, согласно Мертону, — контролируют­ся системой уголовного права, а в острые периоды — и вооруженными силами: на-


276 Часть II. Основы общества


Глава 8. Девиантность 277


 


И система социального обеспечения, и система уголовного права обвиняют в социальных проблемах не само общество, а человека. Лица, живущие на пособие, считаются недостойными иждивенцами; бедняков, которые дают выход своей ярости, клеймят как мятежников; любого, кто критикует правительство, называ­ют радикалом или коммунистом, а тех, кто пытается незаконным путем приобре­сти то, чего им не получить иначе, отлавливают, как обычных уголовников.

Преступность среди «белых воротничков»

В 1987 г. Майкл Милкен, биржевой маклер с Уолл-стрит, попал на первые полосы газет как самый высокооплачиваемый работник за полувековой отрезок истории США. Его годовое жалование и премии составили $550 млн, около $1,5млн в день. Такая сумма ставила Милкена сразу после Аль Капоне, чьи заработки, говорят, в 1927 г. достигли $600 млн в нынешнем эквиваленте (Swartz, 1989). У Милкена было нечто общее с Капоне: его посадили за мошенничество в бизнесе.

Милкен совершил преступление «белых воротничков»совершаемое людьми высокого социального положения в их профессиональной деятельности (Sutherland & Cressey, 1978). Как показывает это дело, подобная преступность не связана с наси­лием, и в ее случае вооруженные полицейские едва ли будут нужны. Такого рода преступники используют свое могущественное профессиональное положение, что­бы обогатить себя и других, в результате чего обществу причиняется немалый ущерб (Hagan & Parker, 1985; Void & Bernard, 1986). По этой причине социологи иногда называют эти деяния «белых воротничков» (совершаемые представителями власти и управляющими корпораций) преступлениями в костюмах {in the suites) в противо­вес уличной преступности {in the streets).

Наиболее частые преступления «белых воротничков» — банковские хищения, мошенничество в бизнесе, взяточничество и нарушения антимонопольного зако­нодательства. Конечно, некоторые из таких правонарушений приносят обществу незначительный ущерб. Но многие дела — например, скандал вокруг ссуд и сбере­жений в 1980-е — привлекают к себе огромное внимание и причиняют колоссаль­ный вред (Weisburd et al, 1991). Государственная программа по спасению вкладов обошлась налогоплательщикам США в $600 млрд, — по $2500 на человека.

Сазерленд (Sutherland, 1940) объясняет, что преступления «белых воротнич­ков» обычно заканчиваются не в зале суда, а гражданскими слушаниями. Граждан­ское право регулирует деловые отношения между частными сторонами, тогда как уголовное определяет моральную ответственность индивида перед обществом. На практике, таким образом, тот, кто проигрывает гражданское дело, оплачивает на­несенный ущерб, но не называется преступником. Кроме того, корпоративные чи­новники защищены тем, что чаще всего в такого рода преступлениях обвиняют организацию, а не конкретных людей.

В редких случаях, когда все-таки обвинение предъявляется и выносится при­говор, существует один шанс из двух, что преступники так и не окажутся за ре­шеткой. По некоторым данным, к тюремному заключению были приговорены всего 54% расхитителей, признанных виновными федеральными судами США; остальных отпустили на поруки или заставили выплатить штраф {U. S. Bureau of


Корпоративная преступность

Иногда закон нарушают не отдельные люди, а целые компании. Корпоративное пре­ступление — это незаконные действия корпорации или лиц, действующих от ее имени.

Диапазон таких правонарушений — от продажи заведомо дефектной или опасной продукции до сознательного загрязнения окружающей среды (Benson & Cullen, 1998). Если удается доказать злой умысел со стороны руководителей или их аген­тов, эти люди подвергаются уголовному преследованию. Однако, как и в случае с преступностью «белых воротничков», большинство такого рода действий остается безнаказанным, а многие никогда не предаются широкой огласке.

Однако подобная преступность угрожает жизни людей, причем дело не толь­ко в долларах. Так, угледобывающие компании десятилетиями подвергают шах­теров риску, вынуждая их дышать угольной пылью, из-за чего сотни людей еже­годно умирают от легочных заболеваний. Смертность от всех известных ком­паниям профессиональных факторов, представляющих опасность для жизни, превышает 100 тыс. случаев в год (Reiman, 1998; Carroll, 1999; Jones, 1999b). He так давно компания Bridgestone Firestone выбросила на рынок бракованные авто­мобильные покрышки, утаив сведения об опасности их использования, пока ей все-таки не пришлось отозвать обратно 6,5 млн единиц этого товара. При экс­плуатации шин Bridgestone Firestone в США отслоение протекторов привело к ги­бели 271 человека, а в судах рассматривались многочисленные иски (Eisenberg, 2000; Morris & Lavelle, 2000).

Организованная преступность

Организованная преступностьбизнес, поставляющий незаконные товары или услуги. Иногда криминальные организации принуждают людей к сотрудничеству, как это бывает, когда банда вымогает деньги у мелких торговцев ради «их же защи­ты». Однако в большинстве случаев организованная преступность связана с про­дажей желающим незаконных товаров и услуг, включая секс, наркотики и азарт­ные игры.

В США она процветала более 100 лет. Ее деятельность расширилась, когда по­токи иммигрантов обнаружили, что это общество не собирается открывать для них свои возможности. Поэтому некоторые амбициозные представители меньшинств (подобно Аль Капоне, о котором было сказано выше) добились успеха на свой ма­нер, особенно в годы «сухого» закона, когда с 1920 по 1933 г. на всей территории США запретили продажу алкогольных напитков.

Известным образчиком организованной преступности является итальянская мафия. Но есть и другие криминальные организации, в которые входят афроаме-риканцы, китайцы, колумбийцы, кубинцы, гаитяне, русские и представители по­чти всех остальных расовых и этнических категорий. Более того: сегодняшняя орга­низованная преступность занята разнообразнейшей деятельностью, включая нар­которговлю, проституцию, подделку кредитных карточек и торговлю фальшивыми документами для нелегальных иммигрантов (Valdez, 1997),

Критическая оценка. Согласно теории социального конфликта, имуществен­ное и властное неравенство руководит изданием и применением законов и про-

uitv ur\n\4 rTc^-rnA/fv гигтрми v гп гтл r нп гп ПП и йпг v 7т м я и гот г ия it ккпгп обеспечения


278 Часть II. Основы общества


Глава 8. Девиантность 279


 


выступают в роли политических агентов, контролируя те категории людей, кото­рые угрожают существованию капиталистической системы.

Однако, как и другие представления о девиантности, теория социального кон­фликта имеет своих противников. Во-первых, из нее следует, что законы и прочие культурные нормы непосредственно создаются в кругах людей, располагающих властью и богатством. Такое представление чересчур упрощенное, ибо законы помимо прочего защищают рабочих, потребителей и окружающую среду, иногда расходясь с интересами толстосумов.

Во-вторых, из анализа социального конфликта следует, что преступность — явление, зависящее от того, насколько высока степень экономического неравен­ства. Однако, как отметил Дюркгейм, девиантность существует повсюду, незави­симо от экономической системы.

В табл. 8.1 суммированы рассмотренные нами социологические объяснения преступности и других типов девиантности.

Таблица 8.1 Социологические объяснения девиантности: резюме

Теоретическая Основные представления

парадигма

Структурный Девиантность определяется по-разному, но обнаруживается во всех

функционализм обществах; девиантность и та социальная реакция, которую она влечет
за собой, укрепляют моральные устои общества; девиантность также
может задавать направление социальному изменению
Символический Ничто не бывает девиаптным изначально, но может быть названо тако-
интеракциопизм вым в силу реакции других людей; эти реакции весьма вариативны;
причисление кого-либо к девиаптным личностям может привести
к развитию вторичной девиантности и девиантных карьер
Социальный Законы и прочие нормы отражают интересы власть имущих; тех, кто

конфликт угрожает status quo, обычно причисляют к девиаптным личностям; со

циальный ущерб, причиненный власть имущими, реже расценивается как криминал, чем ущерб, нанесенный людьми, не облеченными властью

Date: 2015-12-13; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию