Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции девиантности: структурно-функциональный анализ
Главное, что выявила структурно-функциональная парадигма: девиантность — необходимая составляющая социальной организации. Это соображение было выска- 264 Часть II. Основы общества Глава 8. Девиантность 265
Эмиль Дюркгейм: функции девиантности В своем новаторском исследовании девиантности Эмиль Дюркгейм (Durkheim, 1964а, первое изд. — 1893; 1964b, 1-е изд. — 1895) высказал поразительную идею: в девиантности нет ничего анормального. По сути, она выполняет четыре важнейшие функции: 1. Подтверждает культурные ценности и нормы. Будучи носителями морали, люди предпочитают какие-то установки и формы поведения другим. Но понятие о добродетели опирается на противоположное — о пороке: не может быть добра без зла, а правосудия без преступления. Девиантность, следовательно, нужна для определения и поддержания нравственности. 2. Реакция на девиантность уточняет границы морального. Считая отдельных людей девиантными, общество разграничивает должное и недолжное. В колледжах, например, четко различаются честная учеба и обман, — это выражается в наказании тех, кто списывает. 3. Реакция на девиантность способствует социальному единению. Как правило, реакция людей на существенную девиантность — общее возмущение. Таким образом, по мнению Дюркгейма, они постоянно подтверждают связывающие их моральные узы. Например, после атаки террористов на Всемирный торговый центр и Пентагон в 2001 г. чувство боли и ярости объединило не только пострадавших, но всю нацию. 4. Побуждает к реализации социальных изменений. Девиантные люди сдвигают моральные границы общества, предлагая альтернативы существующему положению дел и побуждая к изменениям. Как заявлял Дюркгейм, то, что девиантным расценивается в данный период времени, завтра может стать моральной нормой (Durkheim, 1964b; р. 71). Например, в 1950-х рок-н-ролл заклеймили как морально упадническую музыку, но всего через несколько лет он превратился в многомиллиардную индустрию. Иллюстрация: пуритане в Массачусетс-Бей. Жизнеспособность теории Дюркгейма доказывается изучением пуритан из Массачусетс-Бей, которое предпринял Кай Эриксон (Erikson, 1966). Автор показывает, что даже пуритане, столь дисциплинированная и глубоко религиозная группа, имеют представление о девиантности, что позволяет им четко обозначить границы моральных норм. Слова Дюркгейма вполне могут касаться пуритан: Представьте себе сообщество святых, совершенный монастырь, где собрались образцовые люди. Там ничего не будут знать о так называемых преступлениях, но провинности, которые мирянину показались бы [незначительными], произвели бы тот же скандал, какой порождает обычное преступление в обычных умах... По той же самой причине совершенный и честный человек судит свои малейшие прегрешения с суровостью, которую большинство приберегает для деяний, в большей мере заслуживающих называться преступлениями (Durkheim, 1964b; p. 68-69). Иными словами, девиантность имеет отношение не только к нескольким «паршивым овцам»; это необходимое условие «добропорядочной» социальной жизни. Девиантность бывает универсальной, но ее характер зависит от моральных оказывались захваченными «волнами преступности», например, таковым стал всплеск «охоты на ведьм» в Салеме в 1692 г. Реагируя на каждый случай «колдовства», они отшлифовывали свои представления о важнейших моральных проблемах. Когда речь заходила о надлежащих верованиях, они чествовали одних своих членов и проклинали других, девиантных. Наверное, самое интересное из открытого Эриксоном — то, что хотя характер преступлений изменялся, процент людей, которых пуритане считали девиантными, оставался неизменным. Эта устойчивость, по мысли исследователя, подтверждает точку зрения Дюркгейма, согласно которой девиантные лица нужны для уточнения изменяющихся границ морали в обществе. Иными словами, постоянно относя небольшое число людей к девиантным, пуритане очерчивали моральный контур своего сообщества. Теория напряжения Мертона Возможно, что девиантность важна для функционирования общества, но Роберт Мертон (Merton, 1938, 1968) утверждал: избыточное ее проявление оказывается следствием определенных общественных порядков. Точнее говоря, степень и характер девиантности зависят от того, какие средства (скажем, возможность учиться и работать) предоставляет общество для достижения культурных целей (например, финансового успеха).
Конформность, по словам Мертона, — преследование традиционных целей одобренными средствами. Поэтому в американских историях о людях, которые достигли успеха, прославляются те, кто приобретает состояние и престиж благодаря своему таланту и упорному труду. Но не у всех, стремящихся добиться таких традиционных форм успеха, есть возможность его достичь. Люди, выросшие в бедности, имеют мало шансов, если действуют по правилам; они могут попытаться заполучить деньги преступным путем — торгуя, допустим, кокаином. Этот тип девиантности Мертон назвал инновацией: использование нетрадиционных средств (наркоторговли) для достижения культурно одобренной цели (приобретения состояния). На рис. 8.1 показано, что инновация сопряжена с принятием культурной цели и отказом от традиционных средств к ее достижению. Рис. 8,1. Мертоновская теория девиантности.
Мг*тпии1л1г Martnn 1 Qfifl 266 Часть II, Основы общества Глава 8. Девиантность 267
По Мертону, напряжение между акцентом, который делает американская культура на богатстве, и ограниченной возможностью разбогатеть порождает воровство, наркоторговлю и прочую уличную преступность, особенно среди бедноты. Так, печально известный гангстер Аль Каноне в чем-то был вполне традиционной фигурой: он гнался за славой и удачей, составляющими самую суть «американской мечты». Но, как и многие представители меньшинств, которым не удалось открыть дверь, ведущую к «законному успеху», Капоне двинулся к вершине своим путем. Как сказал один из исследователей: Типичным преступником в эпоху Капоне был мальчик, видевший, какие вещи считаются признаком успеха в обществе, в котором ему приходится пробираться па-верх, — «кадиллак», крупный счет в банке, первоклассная квартира. Как же добиться столь узнаваемого статуса? Это был мальчик с незаурядными способностями, воображением и инициативой; окажись он в иных условиях, то стал бы капитаном индустрии или важной политической фигурой своего времени. Но у пего не было возможности поступить в Йельский университет и стать банкиром или брокером; диплом юриста, окончившего Гарвардский университет, был для него за семью печатями. Однако имелся сравнительно простой способ приобрести все эти блага, которые, как ему постоянно твердили, были доступны для него, американского гражданина, и без которых он ощутил бы, что не является таковым в полном смысле этого слова. Он мог стать гангстером (Allsop, 1961; р. 236). Наверное, не стоит удивляться тому, что Капоне, у которого было мало шансов поступить в Йельский или Гарвардский университет, избрал своей первой профессией сотрудничество с гангстером, называвшим себя мистером Фрэнки Йейлем и владевшим ночным клубом под названием Harvard Inn. («Гарвард Инн»). Невозможность оказаться на вершине успеха с помощью нормативных средств влечет за собой и другую разновидность девиантности, которую Мертон назвал ритуализмом (см. рис. 8.1). Бюрократы, занимающие низкие ступени на своей служебной лестнице, зная, что они добьются лишь небольшого финансового успеха, цепко держатся за правила, чтобы чувствовать себя уважаемыми людьми и казаться таковыми в глазах посторонних. Еще одна реакция на неспособность преуспеть — ретретизм', отказ и от культурных целей, и от средств. По сути, индивид «выпадает» из культуры мэйнстри-ма. Изгоями оказываются некоторые алкоголики, наркоманы и бездомные. Их де-виантность заключается в нетрадиционном стиле жизни и, что, может быть, еще серьезнее — в их добровольном выборе именно такой жизни. Реакцией на фиаско является также и бунт. Подобно изгоям, бунтари отрицают как культурное определение успеха, так и нормативные средства его достижения. Бунтари — такие, как радикальные «борцы за выживание» — идут дальше, формируя контркультуру и отстаивая альтернативы существующему социальному порядку. Date: 2015-12-13; view: 540; Нарушение авторских прав |