Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюция формальных организаций
Проблемы бюрократии — особенно отчуждение, которое она порождает, и ее тяготение к олигархии — проистекают из двух отличительных черт организации: иерархии и ригидности. Для Вебера бюрократия выступала нисходящей системой: правила и установления, разработанные наверху, руководят всеми аспектами жизни людей с помощью цепочки нисходящих приказов. Сто лет назад в США идеи Вебера нашли отражение в организационной модели, названной научным управлением. Начнем с ее рассмотрения, а после опишем три вызова, брошенных ей в течение XX в., которые постепенно привели к рождению новой модели — «гибкой организации». Научное управление Фредерик Уинслоу Тейлор (Taylor, 1911) высказал простую вещь: бизнес в США ведется в основном с прискорбной неэффективностью. Управленцы того времени плохо представляли, как им улучшить результаты деятельности своих фирм, а работники полагались на устаревшие навыки былых поколений. Для повышения эффективности, объяснил Тейлор, бизнес должен строиться исходя из принципов науки. Научное управление — применение научных принципов в работе деловой или другой крупной организации. Это требует трех шагов. Во-первых, управляющие пристально наблюдают за выполнением задачи каждым работником, идентифицируя все сопутствующие операции и замеряя время, необходимое для выполнения каждой из них. Во-вторых, они анализируют данные, стараясь открыть способы более эффективного выполнения каждой задачи. Так, управляющие могут принять решение снабдить работников фабрики другими орудиями труда или скорректировать производственные операции. В-третьих, управление осуществляет руководство и поощряет работников, благодаря чему те исполняют свою деятельность эффективнее. Например, заводскому рабочему, перетаскивающему за день по 20 т чугуна, теперь покажут, как перетаскивать 40, и повысят зарплату за большую продуктивность. Применяя научные принципы подобным образом, Тейлор заключил, что компании стали рентабельнее, у работников выросла заработная плата, а потребители в итоге стали приобретать продукцию по меньшей цене. Как выразился пионер автомобилестроения Генри Форд, «ежедневно экономьте по десять шагов каждого из 12 000 служащих — и вы сэкономите 50 миль напрасной ходьбы и растраченной впустую энергии» (Allen & Hyman, 1999; p. 209). На заре 1900-х гг. советам Тейлора последовали автомобильная компания Форда и многие другие предприятия, в результате чего эффективность их деятельности повысилась. Со временем, однако, формальные организации столкнулись с тремя новыми вызовами, которые были связаны с расовой и тендерной принадлежностью, с усиливающейся конкуренцией со стороны зарубежных производителей и с изменениями в самом производственном процессе. Кратко рассмотрим каждый из них. Вызов первый: раса и тендер В 1960-х гг. критики указывали на неэффективность и несправедливость кадровой политики в крупных деловых и прочих организациях. Вместо того чтобы нанимать служащих исходя, как предполагал Вебер, из их компетентности, они не брали на работу женщин и представителей других меньшинств. В результате подавляющее большинство менеджеров составляли белые мужчины. Формы исключения. В США, как видно из рис. 7.4, даже к концу XX в. 40% трудоспособного населения все еще сохраняли за собой 59% управленческих мест. Белые женщины составляли 42% населения, но занимали всего 28% управленческих постов (U. S. Equal Employment Opportunity Commission, 2001). Представители других меньшинств отставали еще больше. Согласно Розабет Мосс Кантер (Kanter, 1977; Kanter & Stein, 1979), отлучением женщин и представителей меньшинств от работы игнорируются таланты более чем половины населения. Кроме того, люди, недостаточно представленные в организации, нередко ощущают себя членами социально изолированных аут-групп, — к ним относятся с неприязнью, не принимают всерьез и дают мало шансов на продвижение. Кантер утверждает, что предоставление женщинам и другим меньшинствам свободного доступа в организацию улучшит деятельность каждого, мотивируя служащих трудиться усерднее и быть более приверженными интересам компании. Напротив, в организации с большим количеством бесперспективных должностей производительность труда ее работников снижается. Кроме того, открытая организация побуждает лидеров определять личный вклад каждого служащего, что идет ей только на пользу. Именно в ригидных организациях чиновники — те, кому нет оснований быть креативными — ревностно охраняют свои привилегии и держат в узде подчиненных. «Женское преимущество». Некоторые исследователи утверждают, что женщины обладают управленческими навыками, способными укрепить организацию. 70- у\ Процент населения в возрасте от 20 до 64 лет 60-
Процент занимаемых управленческих мест 50- t; 40- 30-20-10- Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины Рис. 7.4. Распределение менеджеров в частном бизнесе США по расовой, половой и этнической innnw1Uv.n. 1000 Мг*тлнинпг II С Гопспг Рмгоаи 9001-11 Q Гпма! Pmnlnwmont rVnnrhinihi Pnmmiccinn 9ПЛ1 248 Часть II. Основы общества Глава 7. Группы и организации 249
Например, Дебора Таннен (Tannen, 1994) заявляет, что женщины больше «сфокусированы на информации» и охотнее задают вопросы, чтобы вникнуть в проблему. Мужчины же «сфокусированы на образе», а потому озабочены тем, как вопросы, задаваемые ими в конкретной ситуации, скажутся на реноме. В другом исследовании, касавшемся женщин, наделенных исполнительной властью, Салли Хельгесен (Helgesen, 1990) обнаружила еще три тенденции, связанные с тендерной принадлежностью. Во-первых, женщины больше, чем мужчины, ценят навыки коммуникации и чаше делятся информацией. Во-вторых, они оказываются более гибкими лидерами, обычно предоставляя своим подчиненным большую автономию. В-третьих, по сравнению с мужчинами женщины склонны подчеркивать взаимосвязанность всех операций, выполняемых в организации. Таким образом, они привносят фактор «женского преимущества», стремясь к большей гибкости и демократичности. Итак, одна из задач традиционной бюрократии — стать более открытой и гибкой, чтобы воспользоваться преимуществом опыта, идей и креативности всех людей. Результат этого очевиден: увеличение прибыли. Второй вызов: организация по-японски В 1980 г. американские корпорации испытали шок, открыв, что самой популярной автомобильной маркой в стране является не Chevrolet, не Ford и не Plymouth, a Honda Accord, сделанная в Японии. Для людей, помнивших 1950-е гг., слова «сделано в Японии» обычно означали дешевый и никудышный продукт. Успех японской автомобильной индустрии (а вскоре после этого компаний по выпуску электронных приборов, фотоаппаратов и прочих изделий) заставил аналитиков заговорить об «организации по-японски». Как вообще такая маленькая страна сумела бросить вызов мировому экономическому гиганту? В японских организациях отражается мощный коллективистский дух этого народа. Если американцы превозносят жесткий индивидуализм, то японцы ценят сотрудничество. По своей сути формальные организации в Японии похожи на очень крупные первичные группы. Уильям Учи (Ouchi, 1981) выделяет пять отличий японских формальных организаций от американских: 1. Наем и продвижение. В США организации подают продвижение по службе и повышение оклада как вознаграждения, которые следует завоевывать в индивидуальном соперничестве. Однако в японских организациях нанимают выпускников школ сразу скопом и всем служащим в группе назначаются одинаковые оклады и предписываются одинаковые обязанности. И только через несколько лет выявляется кто-то один, достойный специального продвижения. 2. Пожизненная гарантия. В США от служащих ожидают, что те будут переходить из компанию в компанию для карьерного роста. Кроме того, американские компании немедленно увольняют лишних работников в периоды экономического спада. Большинство же японских фирм нанимает сотрудников на всю жизнь, воспитывая прочное чувство обоюдной лояльности. Если выполняемые профессиональные процедуры устаревают, то японские компании избегают увольнений, переводя работников на новые места. ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Японская модель: приживется ли она в США? Наша компания хочет, чтобы мы работали, как японцы. По утрам все раскланиваются, будто марионетки, а уходя домой, целуют друг друга в щечку. Работаешь командой, стучишь друг на друга и теряешь контроль над своей судьбой. В нашей стране такое не пройдет. Джон Броди Президент компании United Paperworks Local, 448 Chester, Pennsylvania Конкуренция со странами Азии и - все больше - Европы вынуждает американские компании переосмыслить деятельность корпоративных организаций на мировом рынке. Руководители бизнеса изучают японские промышленные предприятия, построенные здесь, в США. Эти «пересаженные организации», управляемые на американской территории фирмами Honda, Nissan, Toyota, хорошо адаптировались в новой среде, достигнув того же уровня эффективности и качества, который принес им славу в Японии. Они также предоставили свыше 250 тыс. рабочих мест для американских рабочих. И все же в США звучат голоса - рабочих, профсоюзных лидеров и менеджеров, в которых по поводу импорта методики японской организации слышна такая же скорбь, какая высказывалась в связи с ввозом японских автомобилей. В американской корпоративной культуре по-прежнему ценится иерархия, превозносится индивидуализм и сохраняется память о долгой истории конфликта между трудом и управлением. В результате рабочие и менеджеры настороженно относятся к таким традиционным японским обычаям, как подключение рабочих к процессу принятия решений. В США некоторые служащие считают, что участие работников в управлении приведет к увеличению нагрузки на них. Так, продолжая нести ответственность за сборку автомобилей, рабочие должны будут заботиться о контроле за качеством, себестоимости и общей эффективности производства - то, о чем обычно беспокоится администрация. Также, по мнению отдельных работников, всесторонняя подготовка, которую столь ценят японцы, выливается в бесконечные переходы с работы на работу, из-за чего постоянно приходится обучаться новым навыкам. Многие профсоюзные лидеры опасаются, что любая смычка рабочих и менеджеров подорвет могущество профсоюза. И некоторые менеджеры с опаской относятся к программам участия рабочих в управлении. Учитывая былые порядки, можно сказать, что разделение власти при постановке производственных задач или составлении графиков отпусков не всегда дается легко. Наконец, американские корпорации стремятся к немедленной отдаче, что отбивает у них желание вкладывать время и деньги в организационную реструктуризацию. Но под натиском усиливающейся конкуренции в мире американские организации медленно изменяются. Правительство сообщает, что на 70% крупных предприятий в сфере бизнеса начались определенные реформы такого рода. Производительность и прибыли обычно бывают выше там, где рабочие участвуют в принятии решений. Кроме того, создается впечатление, что большинство служащих, привлеченных к программам управления, - даже те, кто, может быть, не желают раскланиваться по утрам на манер марионеток, - получают большее удовольствие от своей работы. Рабочие, издавна занимавшиеся сугубо физическим трудом, теперь имеют возможность заняться и умственным. 250 Часть II. Основы общества Глава 7. Группы и организации 251
3. Всестороннее участие. Если американцы разделяют быт и работу как не связанные друг с другом сферы жизни, то японские компании играют намного более значительную роль в жизни своих сотрудников. Они обеспечивают ипотеку, спонсируют отдых и расписывают социальные события. Такое взаимодействие укрепляет коллективную идентичность и дает почтительным японским служащим возможность неформально высказывать свои предложения и критические замечания. 4. Широкая подготовка. Рабочим в США свойственна высокая специализация, и многие на протяжении всей своей трудовой жизни выполняют одну и ту же процедуру. Однако японская организация готовит работников к участию во всех фазах своей деятельности, рассчитывая, что служащие останутся в компании на всю их трудовую жизнь. 5. Коллективное принятие решений. В США важные решения принимают главные администраторы. Хотя японские лидеры тоже несут ответственность за организационную деятельность, они собирают работников в «кружки качества» для обсуждения касающихся их решений. К более тесным рабочим отношениям побуждает и низкая в Японии разница между окладами начальников и работников: около 10% от той, какая типична в США. Эти особенности позволяют японцам ощутить организационную лояльность. Поскольку их личные интересы увязаны с интересами компании, работники реализуют свои амбиции именно в ней. Ныне японские компании стали больше похожи на свои американские аналоги тем, например, что увольняют некоторых сотрудников. Однако японский акцент на коллективизме служит культурным эквивалентом акцента на индивидуальных достижениях, свойственного американскому обществу. Японские организации повлияли на многие компании в США. Но перенос организационной системы из одной культуры в другую — задача не из легких, как это понятно из врезки «Японская модель: приживется ли она в США?» Третий вызов: изменение характера труда Необходимость модификации традиционных организаций возникает не только из-за набирающей силу мировой конкуренции, но и в силу изменения характера самого труда. В главе 4 («Общество») был описан переход от индустриального производства к постиндустриальному. Все больше людей вместо того, чтобы работать на заводах, где задействуются громоздкие механизмы для производства вещей, теперь прибегают к компьютерным и другим электронным технологиям для создания или обработки информации. Следовательно, для постиндустриального общества характерны организации, действующие на информационной основе. Фредерик Тейлор разработал свою концепцию научного управления в эпоху профессий, которые связаны с выполнением рутинных, хотя и зачастую поистине каторжных, работ. Рабочие добывали уголь, наполняли литейные формы жидким металлом, приваривали автомобильные панели поточным методом или вбивали раскаленные заклепки в стальные балки при строительстве небоскребов. Помимо мигрантов, большинство из которых были малообразованными людьми, плохо знающими английский язык. Рутинный характер индустриальных профессий в сочетании с ограниченными навыками рабочей силы заставил Тейлора относиться к труду как к серии четко обозначенных задач, поставленных управленцами и выполняемых работниками. Многие профессии нынешнего информационного века заметно отличаются от описанных: труд дизайнеров, художников, писателей, композиторов, программистов, держателей бизнеса и других требует креативности и воображения. Что это означает для формальных организаций? Они явно отличаются от тех, которые существовали 100 лет назад: 1. Креативная автономия. Организациям известно, что сотрудники, обладающими навыками информационного века, — ценнейший ресурс. Начальники могут ставить производственные задачи, но не в состоянии диктовать, как именно выполнять те из них, какие связаны с воображением и проницательностью. Поэтому искусные работники обладают креативной автономией, — за ними изо дня в день осуществляется лишь незначительный надзор, пока они в конце концов не представят ценные идеи. 2. Соревнование трудовых команд. Многие организации предоставляют нескольким группам служащих свободу в работе над проблемой, обещая наибольшее вознаграждение тем, кто найдет оптимальное решение. Соревнование трудовых команд — стратегия, впервые использованная в японских организациях — позволяет учесть творческий вклад каждого сотрудника и одновременно ослабить отчуждение, которое часто царит в традиционных организациях (Yeatts, 1991, 1994; Maddox, 1994). 3. Уплощенная организация. Распространяя ответственность за творческое решение проблем на всех сотрудников, организации принимают уплощенную форму. Это означает, что пирамида традиционной бюрократии замещается формой организации с меньшим числом командных уровней в цепи, как это показано на рис. 7.5. 4. Большая гибкость. Типичная организация индустриальной эпохи представляла собой жесткую структуру, руководимую сверху. В подобных организациях удается проделать большую работу, но они не особенно креативны и не способны быстро реагировать на изменения во внешней среде. Идеальной моделью информационной эпохи выступает гибкая организация (та, что одновременно рождает новые идеи и быстро адаптируется к стремительно изменяющимся условиям мирового рынка). Не менее важным, чем эти изменения, оказывается и то, что многие современные профессии вовсе не требуют креативности в работе. Постиндустриальная экономика породила две разновидности труда: творческий, требующий высокого мастерства, и работу в сфере услуг, не предполагающую особых навыков. Например, профессиональная деятельность в сфере быстрого питания однообразная и выполняется под неусыпным надзором, а потому очень похожа на фабричный труд вековой давности в отличие от командной работы в информационных организациях. Если одни организации приняли гибкую, уплощенную форму, другие, как это бу- 252 Часть II. Основы общества Глава 7.Группы и организации
ОТКРЫТАЯ, ГИБКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Рис. 7.5. Две организационные модели. Источник, рисунок автора Традиционная модель бюрократических организаций имеет форму пирамиды с четко обозначенной цепочкой начальников. Директивы спускаются сверху вниз, а доклады об исполнении направляются снизу вверх. В подобных организациях есть множество правил и установлений, а работники выполняют специализированные трудовые операции. Более открытые и гибкие организации имеют уплощенную форму и больше похожи на мяч для игры в американский футбол. Иерархических уровней в них меньше, а ответственность за выработку идей и принятие решений распределяется по всей организации. Многие сотрудники работают в командах и хорошо осведомлены о деятельности всей организации «Макдональдизация» общества1 Как говорилось в начале главы, братья Мак-Дональды добились невероятного успеха, охватив сетью, ныне насчитывающей 28 тыс. ресторанов, Соединенные Штаты и весь мир. В Японии находится свыше 2400 их фирменных вывесок, а самый большой в мире ресторан McDonald's находится в столице Китая Пекине. 9 октября, /Лакао. Обойдя полмира, мы теперь находимся здесь, в португальской колонии /Лакао - на маленьком островке земли, отпочковавшемся от побережья Китая2. Здесь мало кто говорит по-английски, а жизнь на улицах кажется совершенно иной, далекой от городских ритмов Щью-Ыорка. Чикаго и Лос-у1нджелеса. SC поворачиваю за угол и утыкаюсь в (кого же еще?) Рональда АЛ.ак-Т>ональда! Я так долго питался неизвестно чем, и вы, надеюсь, простите меня за то, что я не устоял перед соблазном бигмака. Я-io самое поразительное, что еда - гамбургер, картосрель срри и напиток - выглядит, пахнет и на вкус в точности такая же, как дома, за 10 тыс. миль отсюда! Сегодня McDonald's встречаются почти повсеместно, но в США это нечто большее, чем просто ресторан: это символ американского образа жизни. Дело не только в том, что у людей всего мира McDonald's ассоциируется с Соединенными Штатами, но и в том, что здесь, на родине, один из опросов показал: Рональда Мак-Дональда знают 98% детей, и он не менее знаменит, чем Санта-Клаус.
Становится ли макдональдизация глобальным веянием времени? И да и нет. Шествие McDonald's и других компаний быстрого питания по миру было триумфальным, и свои основные доходы они ныне извлекают не в США, а за рубежом. Но в некоторых странах McDonald's подстроился под местные культурные нормы. Например, эти женщины в торговом пассаже, жительницы города Даран в Саудовской Аравии, заказывают пищу у прилавка с табличкой «Только для женщин»,что отражает традиционные тендерные нормы этого государства Еще важнее, что организационные принципы, на которых зиждется компания McDonald's, начинают господствовать во всем обществе. Американская культура «макдональдизируется», — неуклюжая попытка сказать, что во многих аспектах американцы моделируют свою жизнь с оглядкой на эту ресторанную сеть. Родители покупают игрушки в таких всемирно известных магазинах, как Toys 'Я' Us; мы отправляемся Bjiffy Lube, где нам за 10 минут заменят' машинное масло; непосредственное общение все активнее замещается автоответчиками, электронной перепиской и спамом; отпуска все чаще проводятся по программам курорт- и тур-пакетов; телевидение отмеряет новости 10-секундным звучанием; приемные комиссии оценивают студентов, которых в глаза не видели, по среднему баллу; а профессора рекомендуют учебники, которые написаны «призраками»1, и оценивают студентов при помощи тестов, какие издательскими компаниями выпускаются массовыми тиражами. Этот список можно продолжать и продолжать. Макдональдизация: четыре принципа. Что общею между всеми этими нововведениями? По Джорджу Ритцеру (Ritzer, 1993), макдональдизация общества происходит в соответствии с четырьмя основными организационными принципами: 1. Эффективность. Рэй Крок, гений маркетинга, организовавший экспансию ресторанов McDonald's, выделил на обслуживание заказчика 50 секунд, за которые тому обязаны приготовить гамбургер, картофель фри и молочный коктейль.
Значительная часть материала данного раздела основана на работах Ритцера (Ritzer, 1993,1998,2000). В ряде популярных пособий но социологии не указаны авторы. Дан 254 Часть II. Основы общества Глава 7. Группы и организации 255
Сегодня одним из самых популярных блюд компании является «Эгг Мак-Маф-фин» — полноценный завтрак в одном-единственном сэндвиче. В ресторане заказчики пользуются подносами или отъезжают от раздаточного окошка с готовым пакетом и дальше уже поступают с ним, как заблагорассудится. Сегодня эффективность — средоточие американской жизни. Американцы склонны думать, что если нечто сделано быстро, то, стало быть - исключительно по этой причине, и хорошо. 2. Расчет. В первой инструкции для работников McDonald's говорилось, что сырой гамбургер должен весить 1,6 унции, его поперечный размер равняться 3,875 дюймам, а содержание жира составлять 16%. Кусочек сыра весит ровно пол-унции. Картофель нарезается ломтиками в s/32 дюйма толщиной каждый. Подумайте, как много предметов в вашем доме, на работе и в кампусе разработано и выпущено в массовом порядке, подчиняясь единообразному плану. Сегодня не только окружающая среда, но сами жизненные переживания — от путешествия через штаты до просмотра телепередач дома — стандартизированы больше, чем когда бы то ни было. 3. Единообразие и предсказуемость. Человек, где бы он ни находился, почти повсюду может зайти в ресторан McDonald's и везде получить одни и те же сэндвичи, напитки и десерт, приготовленные по одному и тому же рецепту'. Предсказуемость является результатом работы абсолютно рациональной системы, которая выверяет каждое действие и не оставляет места случайностям. 4. Контроль через автоматизацию. Самым ненадежным элементом в системе McDonald's оказывается человеческий фактор. В конце концов, у всех людей выдаются хорошие и плохие дни, они иногда витают в облаках или просто решают что-нибудь сделать по-своему. Стремясь минимизировать непредсказуемость человеческого фактора, в McDonald's установлено автоматическое оборудование для приготовления пищи при фиксированной температуре в течение четко отмеренных промежутков времени. Даже кассовый аппарат в McDonald's — это практически просто клавиши с нарисованными блюдами, так что процедура заказа упрощается до предела. Таким же образом место банков занимают автоматические говорящие машины; автоматизированные пекарни выпекают хлеб почти без вмешательства человека, а куры и яйца (или яйца и куры?) производятся на автоматизированных инкубаторных станциях. В супермаркетах лазерное сканирование постепенно вытесняет подсчеты стоимости покупок вручную. Большую часть покупок мы делаем в торговых пассажах, где все — от температуры и влажности до ассортимента товаров и продуктов — пребывает под пристальным контролем и надзором (Ide & Cordell, 1994). Когда McDonald's «захватал весь мир», к ассортименту его блюд были добавлены пли изменены в соответствии с местными вкусами некоторые продукты. В Уругвае, например, покупателям нравится Мак-Гуэво (гамбургер с яйцом-пашот на верхушке); норвежцы могут приобрести Мак-Лаке (сэндвич с жареной лососиной); голландцы предпочитают грёнтебургеры (бургер с овощами); в Таиланде McDonald's предлагает самурайские бургеры со свининой (бургеры со свининой с соусом тсрия-ки); японцы могут купить сэндвич «татсута» с цыпленком (цыпленок, приправленный с соевым соусом и имбирем); филиппинцы едят Мак-Спагетти (спагетти в томатном соусе с кусочками хот-TioronV а в Инлии. жители которой не елят говядину. McDonald's предлагает вегетарианский Маха- Может ли рациональность быть иррациональной? В популярности и эффективности ресторанов McDonald's не приходится сомневаться. Но есть и другая сторона монеты. Макс Вебер с тревогой следил за экспансией формальных организаций, опасаясь, что они обуздают воображение и сокрушат человеческий дух. По мнению автора, рациональные системы эффективны, но ведут к дегуманизации, и эту точку зрения подтверждает McDonald's. Каждый из четырех только что рассмотренных принципов ограничивает творчество человека, возможность выбора и свободу. Вторя Веберу, Ритцер констатирует, что «предел иррациональности при макдо-нальдизации выражается в том, что люди могут утратить контроль над системой, и она начнет контролировать нас самих» (Ritzer, 1993; р. 145). Будущее организаций: противоположные тенденции В начале XX в. в США появились неуклонно разраставшиеся организации, большинство из которых приняло описанную Максом Вебером бюрократическую форму. Они напоминали армии, предводительствуемые всесильными генералами, которые отдавали приказы своим капитанам и лейтенантам. Заводская пехота делала то, что ей говорили. С появлением постиндустриальной экономики во второй половине столетия и с ростом конкуренции из-за рубежа многие организации предпочли уплощенную, более гибкую модель, поощряющую общение и творчество. Такие «интеллигентные организации» (Pinchot & Pinchot, 1993) оказались более продуктивными. Не менее важно и то, что для людей высокого мастерства, чья деятельность в информационную эпоху требует креативной автономии, они создали атмосферу меньшего отчуждения, которое столь беспокоило Макса Вебера. Но это только часть истории. Хотя постиндустриальная экономика вызвала к жизни многие профессии, требующие высокой квалификации, она породила еще даже большее количество профессий в сфере услуг, отличающихся монотонными и однообразными операциями, образчиком чего выступает McDonald's, где в свое время довелось поработать каждому восьмому жителю США (Ritzer, 1998). Работа такого рода, которую Ритцер называет «Мак-Джобе»', дает мало преимуществ из тех, которые приносят удовлетворение работникам, занятым деятельностью, требующей высокой квалификации. Напротив, автоматизированные рутинные операции, главные в индустрии быстрого питания, в телемаркетинге и других, схожих областях, очень напоминают то, что столетием раньше описывал Фредерик Тейлор. Кроме того, организационная гибкость, предоставляющая обеспеченным работникам большую автономию, для рядовых служащих таит в себе постоянную угрозу «сокращения штатов» (Sennett, 1998). Это означает, что из-за глобальной конкуренции организации стремятся заполучить креативных сотрудников, а также снизить расходы, сократив как можно больше рабочих мест, предполагающих выполнение рутинных операций. В итоге одни люди начинают еще более преуспевать, а другие обеспокоены тем, как бы им не потерять работу и свести концы с концами. Эта тенденция подробно рассматривается в главе 11 («Социальные классы в США»). 256 Часть II, Основы общества Глава 7. Группы и организации 257
Иными словами, многие аналитики заключают, что американские организации остаются предметом зависти для всего мира, поскольку высокоэффективны. Действительно, можно привести немного примеров, где на земле так быстро и надежно, как в США, доставлялась почта (J. Wilson, 1991). Однако следует помнить, что одним людям будущее видится намного более радужным, чем другим. Кроме того, организации представляют постоянную угрозу праву на частную жизнь — обстоятельство, о котором не следует забывать, заглядывая в будущность американских организаций. Резюме 1. Социальные группы выступают строительными блоками общества, которые связывают индивидов друг с другом и выполняют разнообразные задачи. 2. Первичные группы обычно невелики и ориентированы на личность; вторичные — крупны и ориентированы на достижение целей. 3. Инструментальное лидерство сопряжено с реализацией целей группы; экспрессивное фокусируется на моральном духе и благополучии членов. 4. Поскольку члены группы часто ищут консенсуса, вторые могут воздействовать на людей, добиваясь конформности. 5. Индивиды задействуют референтные группы (как ин-, так и аут-группы) для формирования установок и вынесения оценок. 6. Георг Зиммель охарактеризовал диаду — социальную группу из двух человек — как напряженное, но неустойчивое образование; триада, добавлял он, может легко преобразоваться в диаду путем исключения одного члена. 7. Питер Блау изучал совокупное влияние на поведение участников группы ее величины, гомогенности, а также социального положения и физической обособленности групп. 8. Социальные сети представляют собой паутину связей, соединяющих людей, которые имеют разную идентичность и взаимодействие которых ограничено. Интернет — огромная электронная сеть, объединяющая миллионы людей по всему миру. 9. Формальные организации представляют собой крупные вторичные группы, которые стремятся эффективно выполнять сложные задачи. Они подразделяются на утилитарные, нормативные и принудительные — в соответствии с причинами, по котором к ним присоединяются их члены.
10. В современном обществе бюрократические организации разрастаются, чтобы эффективно выполнять задачи. Бюрократия опирается на специализацию, иерархию, правила и установления, техническую компетентность, безличное взаимодействие и формальные, письменные коммуникации. 11. Технологические, политические и экономические тенденции, демографические характеристики и другие организации — все это в совокупности формирует среду, в которой приходится действовать конкретному деловому В идеале бюрократия способствует эффективности, но она также может привести к отчуждению и рождению олигархии, а также способствовать подрыву права на частную жизнь. 100 лет назад принципы научного управления, указанные Фредериком Тейлором, отразили специфику американских организаций. С тех пор организации приняли более открытую и гибкую форму; среди числа их членов увеличился процент женщин и представителей других меньшинств; они стали реагировать на конкуренцию, особенно со стороны Японии, и смещать фокус внимания с промышленного производства к постиндустриальной обработке информации. Отражая коллективистский дух японской культуры, существующие в этой стране формальные организации в отличие от американских основываются на личных связях. «Макдональдизация» общества сопровождается ростом автоматизации и укреплением обезличенности. Будущее организаций, по-видимому, будет связано с противоположными тенденциями: с одной стороны, стремление к большей автономии для высококвалифицированных работников; с другой — надзор и дисциплина, которые оказываются уделом менее квалифицированных работников, занятых в сфере услуг. Основные понятия Аут-группа — социальная группа, выступающая объектом соперничества или оппозиции. Бюрократическая инерция — тенденция бюрократических организаций к самосохранению. Бюрократический ритуализм — такая озабоченность правилами и установлениями, когда под угрозой оказывается достижение организационных целей. Бюрократия — организационная модель, рационально выстроенная для эффективного выполнения задач. Вторичная группа — крупная и безликая социальная группа, члены которой преследуют определенную цель или занимаются определенной деятельностью. Групповое мышление — тенденция к согласованности между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос. Диада — социальная группа, состоящая из двух членов. Ин-группа — социальная группа, сообщающая своим членам чувство достоинства и преданности. Инструментальное лидерство — руководство группой, которое сосредоточивается на выполнении задач. Научное управление — термин Фредерика Тейлора, касающийся применения на-vuhi.iy ппишгаппв r пябптр прловпй или лттой кпупной ооганизапии. 258 Часть II. Основы общества _________________________________________________________ Олигархия — правление немногих над многими. Организационная среда — совокупность факторов вне организации, влияющих на ее деятельность. Первичная группа — малая социальная группа, члены которой связаны личными и продолжительными отношениями. Референтная группа — социальная группа, которая служит эталоном при оценках и решениях. Сеть — паутина слабых социальных связей. Социальная группа — двое или большее число людей, которые идентифицируются друг другом и взаимодействуют друг с другом. Триада — социальная группа, состоящая из трех членов. Формальная организация — крупная вторичная группа, организованная для эффективного достижения своих целей. Экспрессивное лидерство — руководство группой людей, фокусирующееся на коллективном благополучии. Вопросы на размышление 1. Чем первичные группы отличаются от вторичных? Приведите примеры тех и других из собственного опыта. 2. Назовите шесть отличительных признаков бюрократии по Максу Веберу. Чем отличаются новые, более гибкие, организации? 3. Джордж Ритцер (Ritzer, 1996; р. 1), критик «макдональдизации», предлагает развесить в ресторанах быстрого питания следующие вывески: «Социологи предупреждают, что постоянное посещение ресторанов McDonald's оказывает разрушительное действие на физическое и психологическое здоровье, а также на общество в целом». Согласны ли вы с этим? Почему? 4. В XX в. впервые за всю историю получили широкое хождение аббревиатуры: IRS, IRA, IMF, IBM, CIA, WPA, PLO, NATO, CNN, WB, WWF и CDC. Что говорит это изменение о социальных тенденциях? ГЛАВА 8 Date: 2015-12-13; view: 778; Нарушение авторских прав |