Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формальные организации
Столетие назад большинство жителей США проживало малыми группами, которые ограничивались кругом семьи, друзей и соседей. Теперь жизнь все более вращается вокруг формальных организаций — крупных вторичных групп, организованных для эффективного достижения своих целей. Они (например, корпорации и правительственные учреждения) отличаются от семей и круга соседей принципиально. Их огромная величина лишает социальные отношения личной окраски и способствует установлению официальной, спланированной атмосферы. Иными словами, формальные организации действуют целенаправленно, но?te ради удовлетворения личных потребностей, а для выполнения сложных работ. Если задуматься, то организация 285 млн членов общества — невероятное достижение, связанное с осуществлением разного рода деятельности (от сбора налогов до оказания почтовых услуг). При выполнении большинства из этих задач мы опираемся на крупные формальные организации. В правительстве США, самой крупной из таких организаций в стране, занято свыше 5 млн человек, которые являются сотрудниками сотен учреждений и служат в вооруженных силах. Крупные организации живут самостоятельной жизнью и вырабатывают собственную культуру, так что с приходом и уходом членов их деятельность остается неизменной на протяжении многих лет. Типы формальных организаций Амитаи Этциони (Etzioni, 1975) выделил три типа формальных организаций, отличающихся причинами, по которым люди в них состоят, — утилитарные, нормативные и принудительные организации. Утилитарные организации. Почти любой человек, работающий ради заработка, принадлежит к утилитарной организации — той, что платит людям за их труд. Так, в сфере крупного бизнеса создается прибыль для собственника и заработная плата — для служащих. Вступление в утилитарную организацию обычно оказывается делом индивидуального выбора, хотя понятно, что большинству людей приходится так делать, чтобы получить средства к существованию. Нормативные организации. В нормативные организации люди вступают не ради заработка, но во имя какой-то цели, которую они считают морально достойной. К таким организациям, которые иногда называются добровольными ассоциациями, относятся общественные группы (например, «Клуб Львов», «Лига женщин-избирателей» и «Красный Крест»), а также политические партии и религиозные организации. В глобальной перспективе жители США тяготеют к добровольным ассоциациям (Curtis, Grabb & Baer, 1992). Рисунок 7.3 позволяет сравнить членство в художественных организациях в ряде стран. Принудительные организации. Членство в принудительных организациях осуществляется насильственными методами. Это означает, что людей вынуждают присоединяться к таким организациям в качестве наказания (тюрьмы) или с целью лечения (психиатрические больницы). Принудительные организации имеют
Рис. 7.3. Членство в художественных организациях. Источник. Inglehart et al., 2000 особые внешние признаки — например запертые двери и зарешеченные окна, а надзор за их членами осуществляет специальный охраняющий персонал. Люди в них на какое-то время изолируются как «заключенные» или «пациенты», чтобы добиться радикального изменения их установок и поведения. Вспомните из материала главы 5 («Социализация») о власти тотальных институтов, которые в состоянии трансформировать человеческое чувство собственного «Я». При разнице в понимании преимуществ любая отдельно взятая организация может подпадать под все перечисленные категории. Например, психиатрическая больница является принудительной организацией для пациента, утилитарной— для психиатра, нормативной — для человека, добровольно помогающего больницам в свободное время. Истоки бюрократии История формальных организаций насчитывает не одну тысячу лет. Элиты, контролировавшие первые империи, опирались на чиновников, которые собирали подати, вели военные кампании и возводили монументальные строения — от Великой китайской стены до египетских пирамид. Однако эти древние организации были ограничены в двух отношениях. Во-первых, у них не было технологий для быстрой коммуникации, путешествий на большие расстояния, а также для сбора и хранения информации. Во-вторых, в доинду-стриальных обществах сильна традиция, а потому организационные задачи заключались не в изменении культурных систем, а в их сохранении. Но за последние несколько веков в ряде регионов мира возникло то, что Макс Вебер назвал «рациональным мировоззрением», — процесс, описанный в главе 4 («Общество»). В Европе и Северной Америке индустриальная революция возвестила рождение новой организационной структуры, озабоченной эффективностью, которую Вебер назвал бюоокпатией.
240 Часть II. Основы общества Глава 7. Группы и организации 241
Хотя формальные организации крайне важны в современных странах с высоким уровнем доходов, они далеко не новы. 25 веков назад китайский философ Конфуций поддерживал идею о том, что в правительственных учреждениях должна работать самая талантливая молодежь. Это повлекло за собой мероприятия, которые,наверное, явились первой в мире системой экзаменов при зачислении на государственную службу. Изображенные на рисунке будущие бюрократы пишут сочинения с целью продемонстрировать свое знание конфуцианских текстов Отличительные особенности бюрократии Бюрократия представляет собой организационную модель, рационально выстроенную для эффективного выполнения задач. Официальные лица, воплощающие бюрократию, целенаправленно проводят и пересматривают свою политику, стремясь добиться большей эффективности. Чтобы оценить силу и размах бюрократической организации в XXI в., задумайтесь над следующим: любой из почти 300 млн телефонов в США за считанные секунды может связать вас с любым другим аппаратом — в частном доме, на работе, в автомобиле или даже в рюкзаке путешественника, странствующего по далеким тропам в горах Адирондак. Люди Древнего мира и помыслить не могли о столь молниеносной коммуникации. Конечно, телефонная система зависит от технологических факторов — электричества, волоконной оптики и компьютеров. Но она не могла бы существовать без умения организации отслеживать каждый звонок: с какого телефона он исходит и какому абоненту адресован, когда это происходит и сколько времени продолжается, и после подавать эту информацию в виде телефонных счетов, число которых ежемесячно превышает 100 млн. Какие же конкретные черты способствуют наращиванию организационной эффективности? Макс Вебер (Weber, 1978; 1-е изд. — 1921) выделил шесть ключе-
1. Специализация. Наши предки большую часть своего времени проводили в поисках пищи и крова. Бюрократия, напротив, возлагает на индивидов четко специализированные обязанности. 2. Должностная иерархия. Бюрократии организуют персонал в соответствии с должностями, выстроенными по вертикали. Над каждым человеком стоят «вышестоящие» лица в организации, а он, в свою очередь, осуществляет надзор за теми, кто занимает низшее положение. Как правило, бюрократические организации принимают форму пирамиды, где на верхушке находится несколько человек, а масса людей — у подножия. 3. Правила и установления. Культурные традиции мало что значат для бюрократии. Ее деятельность направляется рациональным выполнением правил и установлений. В идеале бюрократия стремится функционировать абсолютно предсказуемым образом. 4. Техническая компетентность. Чиновники и бюрократы обладают технической компетентностью, позволяющей им выполнять свои обязанности. Бюрократические организации, как правило, набирают новых членов в соответствии с набором критериев и ведут регулярный мониторинг их деятельности. Такая обезличенная оценка резко контрастирует с древним обычаем ценить родственников больше, чем чужаков, независимо от их талантов. 5. Обезличенность. Бюрократия ставит правила превыше личных прихотей, в результате чего с клиентами обращаются столь же единообразно, как и с работниками. Из этого отстраненного подхода проистекает понятие «безликий бюрократ». 6. Формальная, письменная коммуникация. Согласно старому высказыванию, сердце бюрократии принадлежит не людям, но бумагам. Непосредственному собеседованию бюрократия предпочитает формальные, письменные директивы и отчеты, которые накапливаются в бесконечных ячейках и управляют деятельностью организации. Таблица 7.2 Малые группы и формальные организации: сравнительная таблица
Формальные организации
Обычно члены выполняют различные, высокоспециализированные операции Четко определенная, соответствующая должностям Четко расписанные правила и установления Техническая компетентность в выполнении предписанных задач Обычно вторичные, с отдельными первичными связями Обычно формальная, в письменном виде Ориентирован на задачу 242 Часть II, Основы общества Глава 7. Группы и организации 243
Бюрократические организации наращивают эффективность благодаря тщательному подбору кадров и ограничению непредсказуемого влияния личных вкусов и мнений. В табл. 7.2 обобщены различия между небольшими социальными группами и крупными формальными организациями. Организационная среда Ни одна организация не существует в вакууме. Деятельность любой организации зависит не только от ее собственных целей и политики, но и от организационной среды — совокупности факторов вне организации, влияющих на ее деятельность. К ним относятся технологические, экономические и политические тенденции, наличествующая рабочая сила и другие организации. Современный облик организаций сформирован технологией, которая связана с компьютерами, телефонными системами и копировальными аппаратами. Это обеспечивает больший доступ к информации и к людям, о чем и не мыслили в прошлом. Одновременно компьютерные технологии позволяют менеджерам вести пристальный мониторинг за деятельностью работников (Markoff, 1991). На организации влияют экономические и политические тенденции. Повсюду сказываются периоды экономического роста и спада. Кроме того, большинство отраслей экономики имеет дело с зарубежной конкуренцией, а также — с изменениями в законодательстве на родине: например, с новыми стандартами охраны окружающей среды. Помимо сказанного на организации влияют и демографические характеристики, такие как размеры и состав населения вокруг. Средний возраст, средний уровень образования и социальная разнородность местной общины определяют существующую рабочую силу, а иногда — рынок сбыта продуктов или услуг организации. Другие организации также образуют среду. Больнице, чтобы оставаться конкурентоспособной, приходится реагировать на изменения в страховом бизнесе и на организации, представляющие врачей, сестер и других работников. Она также должна идти в ногу со временем: закупать современное оборудование и обеспечивать комплекс процедур на том же уровне, что и в соседних медицинских учреждениях; это же касается и расценок на услуги. Неформальный аспект бюрократии Идеальная бюрократия, согласно Веберу, целенаправленно регулирует каждый шаг человека. Однако в реальных организациях люди достаточно креативны (и упрямы), чтобы противостоять бюрократическим шаблонам. Неформальное отношение может повлечь за собой обычные недоработки, но также обеспечивает необходимую гибкость (Scott, 1981). Возникновение неформальной атмосферы отчасти связано с личностными особенностями лидеров организации. При изучении американских корпораций документально подтверждено, что качества и черты характера индивидов, в том числе личная харизма и навыки межличностного общения, могут оказать огромное влияние на результаты деятельности организации (Halberstam, 1986; Baron, Hannan & Burton, 1999). В лидерстве авторитарного, демократического и попустительского типов (описанных выше) любой организационный план отражается так же, как и отдельная личность. Кроме того, в реальном мире бывает, что лидеры и их сподвижники злоупотребляют организационной властью ради своей выгоды. И чаще даже возникает ситуация, когда лидеров уважают за успехи их подчиненных. Например, некоторые заместители пользуются намного более высоким авторитетом и имеют несравнимо больше обязанностей, чем это видно по их окладам и официальному названию должностей. Коммуникация демонстрирует еще один пример неформального положения в крупных организациях. Директивы и другие письменные извещения выступают официальным способом распространения информации. Обычно, однако, люди создают неформальные сети, или «системы тайного сообщения», по которым моментально расходятся различные известия, хотя и не всегда достоверные. Такие системы, где в ходу не только электронная переписка, но и устное слово, особенно важны для подчиненных, ибо вышестоящие лица могут утаивать от них важную информацию. Распространение электронной переписки несколько «сплющило» организационные иерархии, так как этот способ общения позволяет даже служащим самого низкого уровня обходить непосредственных начальников и обращаться напрямую к руководителю организации или даже ко всем сослуживцам сразу. Некоторые организации возражают против такой связи по «открытому каналу» и ограничивают использование электронной почты своими сотрудниками. Корпорация Microsoft (адрес основателя которой, Билла Гейтса, нигде не указан, но ему, тем не менее, Джордж Тукер. Правительственное бюро (1956). Яичная темпера, гипсовая панель Картина Джорджа Тукера «Правительственное бюро» убедительно показывает, сколь бесчеловечна бывает бюрократия. Художник изображает удручающе однообразную публику, низвергнутую с человеческого пьедестала и низведенную до заурядных «дел», подлежащих скорейшей сортировке. Обособившиеся на своих постах от других, чиновники являются «безликими бюрократами», озабоченными больше цифрами, чем оказанием реальной помощи (обпятитр. йнимянир что хулп*ник пдгпппагярт mnuiu uwunnuu*np ua vanuirvna-rnnavl Часть II. Основы общества Глава 7. Группы и организации 245
поступают сотни электронных писем в день) разработала «экраны», которые позволяют достигать конкретного компьютерного терминала письмам, исходящим лишь от желательных адресатов (Gwynne & Dickerson, 1997). Располагая новой информационной технологией и извечной человеческой изобретательностью, члены организаций стараются персонализировать свои деятельность и среду. Подобные попытки вынуждают пристальнее взглянуть на некоторые проблемы бюрократии. Проблемы бюрократии Мы полагаемся па бюрократию, когда речь заходит о направлении различных жизненных перемен, по многим людям крупные организации не по душе. Бюрократия способна дегуманизировать людей и манипулировать ими, а потому говорят, что она представляет угрозу для политической демократии. Бюрократическое отчуждение. Макс Вебер расписывал бюрократию как модель производительности. Несмотря на это, он остро осознавал исходящую от нее опасность дегуманизации людей, служить которым бюрократия предназначена. Та самая обезличенность, что ведет к повышению эффективности, одновременно не позволяет чиновникам и клиентам реагировать на уникальные, личные нужды человека. Наоборот: чиновники должны обращаться с каждым клиентом одинаково, как со стандартным «делом». По Веберу, формальные организации порождают отчуждение тем, что приравнивают человеческое существо к «маленькому винтику в непрестанно движущемся механизме» (Weber, 1978:988; первое изд. — 1921). Хотя формальные организации призваны служить на благо человечества, автор опасался, что в конечном итоге люди сами превратятся в обслугу этих формальных организаций. Бюрократическая неэффективность и ритуализм. Неэффективность, т. е. неспособность организации осуществлять деятельность, ради которой она существует. — проблема известная. По материалам одного доклада Администрация общих служб (General Services Administration) — государственное учреждение, которое закупает оборудование для федеральных служащих, по три года кряду рассматривает заявки на новый компьютер. Эта проволочка гарантирует, что к тому времени, когда компьютер прибудет, он уже успеет устареть (Gwynne & Dickerson, 1997). Проблема неэффективности отражена в понятии о красной ленте (в память о той, которой английские управленцы в XVIII в. перевязывали официальные доклады: Shipley, 1985). Подлей понимается нудная поглощенность организационной рутиной и процедурами. Роберт Мертон (Merton, 19G8) отмечает, что представление о «красной лепте» позволяет по-новому взглянуть на знакомое понятие о групповой конформности. Он ввел термин бюрократический ритуализм, имея в виду такую озабоченность правилами и установлениями, когда под угрозой оказывается достижение организационных целей. Ритуализм парализует творчество человека и тормозит деятельность организации. Он возникает отчасти в силу того факта, что те организации, в которых выплачиваются скромные, фиксированные оклады, не позволяют чиновникам опе- штовать гЫш'шгоиымм пымягамп t-aic чтобы пбргприить'эгЬгЬ.ртггТ'ттчл пэ^т-л/ Kiv-ivt^ того, бюрократический ритуализм выступает еще одной формой отчуждения, которая, по опасениям Вебера, должна народиться из бюрократической жесткости (Whyte, 1957; Merton, 1968; Coleman, 1990; Kiser & Schneider, 1994). Бюрократическая инерция. Хотя иногда бюрократы не слишком побуждаемы к эффективной работе, у них есть все основания держаться за свои места. Осознав цели организации, чиновники могут даже активно способствовать ее, организации, сохранению. По словам Вебера, «как только бюрократия оказывается полностью сформированной, она попадает в число социальных структур, которые крайне трудно разрушить» (Weber, 1978; р. 987; 1-е изд. — 1921). Бюрократическая инерция — тенденция бюрократических организаций к самосохранению. Формальные организации начинают жить своей собственной жизнью, не имеющей отношения к официально стоящим перед ними задачам. Например, Министерство сельского хозяйства США имеет офисы почти во всех округах, хотя работающие фермы существуют лишь в одном округе из семи (Littman, 1992). Обычно сохранению организации способствует переопределение ее целей. Сейчас, например, министерство сельского хозяйства выполняет ряд задач, которые не имеют непосредственного отношения к фермерству, включая изучение влияний наследственности и среды. Олигархия На заре XX в. Роберт Михельс (1876-1936) указал на связь между бюрократией и политической олигархией, правлением немногих над многими (Michels, 1949; 1-е изд. — 1911). Согласно тому, что Михельс назвал «железным законом олигархии», бюрократическая пирамида вручает немногочисленным лидерам ответственность за организационные ресурсы. Макс Вебер относил высокую организационную эффективность на счет строгой иерархии ответственности. Но Михельс возражал, отмечая, что эта иерархическая структура также сосредотачивает в своих руках власть и потому подвергает опасности демократию, так как чиновники могут — а зачастую так и поступают — воспользоваться своим доступом к информации, ресурсам и СМИ в собственных интересах. Кроме того, бюрократия отгораживает чиновников от общественности, как это бывает в случаях, когда президент корпорации или должностное лицо «недоступны для комментариев», которых от них ждет местная пресса, или когда президент США утаивает документы от конгресса, пользуясь «привилегией исполнительной власти». Таким образом, олигархия благоденствует в иерархической структуре бюрократии и уменьшает степень подотчетности лидеров населению (Tolson, 1995). Политическая конкуренция, ограничение сроков пребывания у власти и система проверок и балансов защищают правительство США от превращения в откровенную олигархию. Но даже при этом должностные лица пользуются значительными преимуществами в политической жизни страны. На выборах в конгресс в 2000 г. из 437 конгрессменов, добивавшихся переизбрания, проиграли всего 15 человек (Giroux, 2000; Pierce, 2000). 246 Часть II. Основы общества Глава 7. Группы и организации 247
Date: 2015-12-13; view: 1330; Нарушение авторских прав |