Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формальные организации





Столетие назад большинство жителей США проживало малыми группами, кото­рые ограничивались кругом семьи, друзей и соседей. Теперь жизнь все более вра­щается вокруг формальных организацийкрупных вторичных групп, организо­ванных для эффективного достижения своих целей.

Они (например, корпорации и правительственные учреждения) отличаются от семей и круга соседей принципиально. Их огромная величина лишает социальные отношения личной окраски и способствует установлению официальной, сплани­рованной атмосферы. Иными словами, формальные организации действуют целе­направленно, но?te ради удовлетворения личных потребностей, а для выполнения сложных работ.

Если задуматься, то организация 285 млн членов общества — невероятное до­стижение, связанное с осуществлением разного рода деятельности (от сбора нало­гов до оказания почтовых услуг). При выполнении большинства из этих задач мы опираемся на крупные формальные организации. В правительстве США, самой крупной из таких организаций в стране, занято свыше 5 млн человек, которые яв­ляются сотрудниками сотен учреждений и служат в вооруженных силах. Крупные организации живут самостоятельной жизнью и вырабатывают собственную куль­туру, так что с приходом и уходом членов их деятельность остается неизменной на протяжении многих лет.

Типы формальных организаций

Амитаи Этциони (Etzioni, 1975) выделил три типа формальных организаций, от­личающихся причинами, по которым люди в них состоят, — утилитарные, норма­тивные и принудительные организации.

Утилитарные организации. Почти любой человек, работающий ради заработ­ка, принадлежит к утилитарной организации — той, что платит людям за их труд. Так, в сфере крупного бизнеса создается прибыль для собственника и заработная плата — для служащих. Вступление в утилитарную организацию обычно оказыва­ется делом индивидуального выбора, хотя понятно, что большинству людей при­ходится так делать, чтобы получить средства к существованию.

Нормативные организации. В нормативные организации люди вступают не ради заработка, но во имя какой-то цели, которую они считают морально достой­ной. К таким организациям, которые иногда называются добровольными ассоциа­циями, относятся общественные группы (например, «Клуб Львов», «Лига женщин-избирателей» и «Красный Крест»), а также политические партии и религиозные организации. В глобальной перспективе жители США тяготеют к добровольным ассоциациям (Curtis, Grabb & Baer, 1992). Рисунок 7.3 позволяет сравнить член­ство в художественных организациях в ряде стран.

Принудительные организации. Членство в принудительных организациях осуществляется насильственными методами. Это означает, что людей вынужда­ют присоединяться к таким организациям в качестве наказания (тюрьмы) или с це­лью лечения (психиатрические больницы). Принудительные организации имеют


 

Рис. 7.3. Членство в художественных организациях. Источник. Inglehart et al., 2000

особые внешние признаки — на­пример запертые двери и зареше­ченные окна, а надзор за их чле­нами осуществляет специальный охраняющий персонал. Люди в них на какое-то время изолируются как «заключенные» или «пациенты», чтобы до­биться радикального изменения их установок и поведения. Вспомните из матери­ала главы 5 («Социализация») о власти тотальных институтов, которые в состо­янии трансформировать человеческое чувство собственного «Я».

При разнице в понимании преимуществ любая отдельно взятая организация может подпадать под все перечисленные категории. Например, психиатрическая больница является принудительной организацией для пациента, утилитарной— для психиатра, нормативной — для человека, добровольно помогающего больни­цам в свободное время.

Истоки бюрократии

История формальных организаций насчитывает не одну тысячу лет. Элиты, кон­тролировавшие первые империи, опирались на чиновников, которые собирали по­дати, вели военные кампании и возводили монументальные строения — от Вели­кой китайской стены до египетских пирамид.

Однако эти древние организации были ограничены в двух отношениях. Во-пер­вых, у них не было технологий для быстрой коммуникации, путешествий на боль­шие расстояния, а также для сбора и хранения информации. Во-вторых, в доинду-стриальных обществах сильна традиция, а потому организационные задачи заклю­чались не в изменении культурных систем, а в их сохранении. Но за последние несколько веков в ряде регионов мира возникло то, что Макс Вебер назвал «рацио­нальным мировоззрением», — процесс, описанный в главе 4 («Общество»). В Ев­ропе и Северной Америке индустриальная революция возвестила рождение новой организационной структуры, озабоченной эффективностью, которую Вебер назвал бюоокпатией.



 


240 Часть II. Основы общества


Глава 7. Группы и организации 241


 


Деятельность Иерархия Нормы Критерии членства Отношения Коммуникации Фокус внимания

Хотя формальные организации крайне важны в современных странах с высоким уровнем доходов, они далеко не новы. 25 веков назад китайский философ Кон­фуций поддерживал идею о том, что в правительственных учреждениях должна работать самая талантливая молодежь. Это повлекло за собой мероприятия, которые,наверное, явились первой в мире системой экзаменов при за­числении на государственную службу. Изображенные на рисунке будущие бюрократы пишут сочинения с целью продемонстрировать свое знание конфуцианских текстов

Отличительные особенности бюрократии

Бюрократия представляет собой организационную модель, рационально выстроен­ную для эффективного выполнения задач. Официальные лица, воплощающие бю­рократию, целенаправленно проводят и пересматривают свою политику, стремясь добиться большей эффективности. Чтобы оценить силу и размах бюрократической организации в XXI в., задумайтесь над следующим: любой из почти 300 млн теле­фонов в США за считанные секунды может связать вас с любым другим аппара­том — в частном доме, на работе, в автомобиле или даже в рюкзаке путешествен­ника, странствующего по далеким тропам в горах Адирондак. Люди Древнего мира и помыслить не могли о столь молниеносной коммуникации.

Конечно, телефонная система зависит от технологических факторов — элект­ричества, волоконной оптики и компьютеров. Но она не могла бы существовать без умения организации отслеживать каждый звонок: с какого телефона он исходит и какому абоненту адресован, когда это происходит и сколько времени продолжает­ся, и после подавать эту информацию в виде телефонных счетов, число которых ежемесячно превышает 100 млн.

Какие же конкретные черты способствуют наращиванию организационной эф­фективности? Макс Вебер (Weber, 1978; 1-е изд. — 1921) выделил шесть ключе-


 

1. Специализация. Наши предки большую часть своего времени проводили в поисках пищи и крова. Бюрократия, напротив, возлагает на индивидов чет­ко специализированные обязанности.

2. Должностная иерархия. Бюрократии организуют персонал в соответствии с должностями, выстроенными по вертикали. Над каждым человеком стоят «вышестоящие» лица в организации, а он, в свою очередь, осуществляет над­зор за теми, кто занимает низшее положение. Как правило, бюрократические организации принимают форму пирамиды, где на верхушке находится не­сколько человек, а масса людей — у подножия.

3. Правила и установления. Культурные традиции мало что значат для бюро­кратии. Ее деятельность направляется рациональным выполнением правил и установлений. В идеале бюрократия стремится функционировать абсолют­но предсказуемым образом.

4. Техническая компетентность. Чиновники и бюрократы обладают техниче­ской компетентностью, позволяющей им выполнять свои обязанности. Бю­рократические организации, как правило, набирают новых членов в соответ­ствии с набором критериев и ведут регулярный мониторинг их деятельно­сти. Такая обезличенная оценка резко контрастирует с древним обычаем ценить родственников больше, чем чужаков, независимо от их талантов.


5. Обезличенность. Бюрократия ставит правила превыше личных прихотей, в результате чего с клиентами обращаются столь же единообразно, как и с работниками. Из этого отстраненного подхода проистекает понятие «безли­кий бюрократ».

6. Формальная, письменная коммуникация. Согласно старому высказыванию, сердце бюрократии принадлежит не людям, но бумагам. Непосредственному собеседованию бюрократия предпочитает формальные, письменные директи­вы и отчеты, которые накапливаются в бесконечных ячейках и управляют деятельностью организации.

Таблица 7.2 Малые группы и формальные организации: сравнительная таблица

Малые группы

Формальные организации

Обычно члены занимаются одними и теми же делами Часто неформальная, или отсутствует вообще Неформальное применение общих норм Переменные, часто основаны наличной привязанности или родстве Переменные: обычно первичные Обычно бессистемная, непосредственная Опиентиоован наличность

Обычно члены выполняют различные, высокоспециализированные операции Четко определенная, соответствующая должностям

Четко расписанные правила и установ­ления

Техническая компетентность в выпол­нении предписанных задач

Обычно вторичные, с отдельными

первичными связями

Обычно формальная, в письменном

виде

Ориентирован на задачу


242 Часть II, Основы общества


Глава 7. Группы и организации 243


 


Бюрократические организации наращивают эффективность благодаря тща­тельному подбору кадров и ограничению непредсказуемого влияния личных вку­сов и мнений. В табл. 7.2 обобщены различия между небольшими социальными группами и крупными формальными организациями.

Организационная среда

Ни одна организация не существует в вакууме. Деятельность любой организации зависит не только от ее собственных целей и политики, но и от организационной среды — совокупности факторов вне организации, влияющих на ее деятельность. К ним относятся технологические, экономические и политические тенденции, на­личествующая рабочая сила и другие организации.

Современный облик организаций сформирован технологией, которая связана с компьютерами, телефонными системами и копировальными аппаратами. Это обес­печивает больший доступ к информации и к людям, о чем и не мыслили в прошлом. Одновременно компьютерные технологии позволяют менеджерам вести присталь­ный мониторинг за деятельностью работников (Markoff, 1991).

На организации влияют экономические и политические тенденции. Повсюду сказываются периоды экономического роста и спада. Кроме того, большинство отраслей экономики имеет дело с зарубежной конкуренцией, а также — с изме­нениями в законодательстве на родине: например, с новыми стандартами охраны окружающей среды.


Помимо сказанного на организации влияют и демографические характеристи­ки, такие как размеры и состав населения вокруг. Средний возраст, средний уровень образования и социальная разнородность местной общины определяют существую­щую рабочую силу, а иногда — рынок сбыта продуктов или услуг организации.

Другие организации также образуют среду. Больнице, чтобы оставаться конку­рентоспособной, приходится реагировать на изменения в страховом бизнесе и на организации, представляющие врачей, сестер и других работников. Она также должна идти в ногу со временем: закупать современное оборудование и обеспечи­вать комплекс процедур на том же уровне, что и в соседних медицинских учрежде­ниях; это же касается и расценок на услуги.

Неформальный аспект бюрократии

Идеальная бюрократия, согласно Веберу, целенаправленно регулирует каждый шаг человека. Однако в реальных организациях люди достаточно креативны (и упрямы), чтобы противостоять бюрократическим шаблонам. Неформальное отношение мо­жет повлечь за собой обычные недоработки, но также обеспечивает необходимую гибкость (Scott, 1981).

Возникновение неформальной атмосферы отчасти связано с личностными особен­ностями лидеров организации. При изучении американских корпораций документаль­но подтверждено, что качества и черты характера индивидов, в том числе личная ха­ризма и навыки межличностного общения, могут оказать огромное влияние на резуль­таты деятельности организации (Halberstam, 1986; Baron, Hannan & Burton, 1999).

В лидерстве авторитарного, демократического и попустительского типов (опи­санных выше) любой организационный план отражается так же, как и отдельная


личность. Кроме того, в реальном мире бывает, что лидеры и их сподвижники зло­употребляют организационной властью ради своей выгоды. И чаще даже возника­ет ситуация, когда лидеров уважают за успехи их подчиненных. Например, неко­торые заместители пользуются намного более высоким авторитетом и имеют не­сравнимо больше обязанностей, чем это видно по их окладам и официальному названию должностей.

Коммуникация демонстрирует еще один пример неформального положения в крупных организациях. Директивы и другие письменные извещения выступают официальным способом распространения информации. Обычно, однако, люди со­здают неформальные сети, или «системы тайного сообщения», по которым момен­тально расходятся различные известия, хотя и не всегда достоверные. Такие си­стемы, где в ходу не только электронная переписка, но и устное слово, особенно важны для подчиненных, ибо вышестоящие лица могут утаивать от них важную информацию.

Распространение электронной переписки несколько «сплющило» организаци­онные иерархии, так как этот способ общения позволяет даже служащим самого низкого уровня обходить непосредственных начальников и обращаться напрямую к руководителю организации или даже ко всем сослуживцам сразу. Некоторые организации возражают против такой связи по «открытому каналу» и ограничи­вают использование электронной почты своими сотрудниками. Корпорация Micro­soft (адрес основателя которой, Билла Гейтса, нигде не указан, но ему, тем не менее,

Джордж Тукер. Правительственное бюро (1956). Яичная темпера, гипсовая панель

Картина Джорджа Тукера «Правительственное бюро» убедительно показывает, сколь бесчеловечна бывает бюрократия. Художник изображает удручающе однообразную публику, низвергнутую с человеческого пьедестала и низведенную до заурядных «дел», подлежащих скорейшей сортировке. Обособившиеся на своих постах от других,

чиновники являются «безликими бюрократами», озабоченными больше цифрами, чем оказанием реальной

помощи (обпятитр. йнимянир что хулп*ник пдгпппагярт mnuiu uwunnuu*np ua vanuirvna-rnnavl



Часть II. Основы общества


Глава 7. Группы и организации 245


 


поступают сотни электронных писем в день) разработала «экраны», которые по­зволяют достигать конкретного компьютерного терминала письмам, исходящим лишь от желательных адресатов (Gwynne & Dickerson, 1997).

Располагая новой информационной технологией и извечной человеческой изобретательностью, члены организаций стараются персонализировать свои дея­тельность и среду. Подобные попытки вынуждают пристальнее взглянуть на не­которые проблемы бюрократии.

Проблемы бюрократии

Мы полагаемся па бюрократию, когда речь заходит о направлении различных жиз­ненных перемен, по многим людям крупные организации не по душе. Бюрократия способна дегуманизировать людей и манипулировать ими, а потому говорят, что она представляет угрозу для политической демократии.

Бюрократическое отчуждение. Макс Вебер расписывал бюрократию как мо­дель производительности. Несмотря на это, он остро осознавал исходящую от нее опасность дегуманизации людей, служить которым бюрократия предназначена. Та самая обезличенность, что ведет к повышению эффективности, одновременно не позволяет чиновникам и клиентам реагировать на уникальные, личные нужды че­ловека. Наоборот: чиновники должны обращаться с каждым клиентом одинаково, как со стандартным «делом».

По Веберу, формальные организации порождают отчуждение тем, что прирав­нивают человеческое существо к «маленькому винтику в непрестанно движущем­ся механизме» (Weber, 1978:988; первое изд. — 1921). Хотя формальные организа­ции призваны служить на благо человечества, автор опасался, что в конечном ито­ге люди сами превратятся в обслугу этих формальных организаций.

Бюрократическая неэффективность и ритуализм. Неэффективность, т. е. не­способность организации осуществлять деятельность, ради которой она существу­ет. — проблема известная. По материалам одного доклада Администрация общих служб (General Services Administration) — государственное учреждение, которое закупает оборудование для федеральных служащих, по три года кряду рассматри­вает заявки на новый компьютер. Эта проволочка гарантирует, что к тому време­ни, когда компьютер прибудет, он уже успеет устареть (Gwynne & Dickerson, 1997).

Проблема неэффективности отражена в понятии о красной ленте (в память о той, которой английские управленцы в XVIII в. перевязывали официальные до­клады: Shipley, 1985). Подлей понимается нудная поглощенность организацион­ной рутиной и процедурами. Роберт Мертон (Merton, 19G8) отмечает, что представ­ление о «красной лепте» позволяет по-новому взглянуть на знакомое понятие о групповой конформности. Он ввел термин бюрократический ритуализм, имея в виду такую озабоченность правилами и установлениями, когда под угрозой оказы­вается достижение организационных целей.

Ритуализм парализует творчество человека и тормозит деятельность организа­ции. Он возникает отчасти в силу того факта, что те организации, в которых вы­плачиваются скромные, фиксированные оклады, не позволяют чиновникам опе-

штовать гЫш'шгоиымм пымягамп t-aic чтобы пбргприить'эгЬгЬ.ртггТ'ттчл пэ^т-л/ Kiv-ivt^


того, бюрократический ритуализм выступает еще одной формой отчуждения, ко­торая, по опасениям Вебера, должна народиться из бюрократической жесткости (Whyte, 1957; Merton, 1968; Coleman, 1990; Kiser & Schneider, 1994).

Бюрократическая инерция. Хотя иногда бюрократы не слишком побуждаемы к эффективной работе, у них есть все основания держаться за свои места. Осознав цели организации, чиновники могут даже активно способствовать ее, организации, сохранению. По словам Вебера, «как только бюрократия оказывается полностью сформированной, она попадает в число социальных структур, которые крайне трудно разрушить» (Weber, 1978; р. 987; 1-е изд. — 1921).

Бюрократическая инерция — тенденция бюрократических организаций к само­сохранению. Формальные организации начинают жить своей собственной жизнью, не имеющей отношения к официально стоящим перед ними задачам. Например, Министерство сельского хозяйства США имеет офисы почти во всех округах, хотя работающие фермы существуют лишь в одном округе из семи (Littman, 1992).

Обычно сохранению организации способствует переопределение ее целей. Сей­час, например, министерство сельского хозяйства выполняет ряд задач, которые не имеют непосредственного отношения к фермерству, включая изучение влияний наследственности и среды.

Олигархия

На заре XX в. Роберт Михельс (1876-1936) указал на связь между бюрократией и политической олигархией, правлением немногих над многими (Michels, 1949; 1-е изд. — 1911). Согласно тому, что Михельс назвал «железным законом олигар­хии», бюрократическая пирамида вручает немногочисленным лидерам ответствен­ность за организационные ресурсы.

Макс Вебер относил высокую организационную эффективность на счет стро­гой иерархии ответственности. Но Михельс возражал, отмечая, что эта иерархиче­ская структура также сосредотачивает в своих руках власть и потому подвергает опасности демократию, так как чиновники могут — а зачастую так и поступают — воспользоваться своим доступом к информации, ресурсам и СМИ в собственных интересах.

Кроме того, бюрократия отгораживает чиновников от общественности, как это бывает в случаях, когда президент корпорации или должностное лицо «не­доступны для комментариев», которых от них ждет местная пресса, или когда президент США утаивает документы от конгресса, пользуясь «привилегией ис­полнительной власти». Таким образом, олигархия благоденствует в иерархи­ческой структуре бюрократии и уменьшает степень подотчетности лидеров на­селению (Tolson, 1995).

Политическая конкуренция, ограничение сроков пребывания у власти и систе­ма проверок и балансов защищают правительство США от превращения в откро­венную олигархию. Но даже при этом должностные лица пользуются значительны­ми преимуществами в политической жизни страны. На выборах в конгресс в 2000 г. из 437 конгрессменов, добивавшихся переизбрания, проиграли всего 15 человек (Giroux, 2000; Pierce, 2000).


246 Часть II. Основы общества


Глава 7. Группы и организации 247


 








Date: 2015-12-13; view: 1330; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию