Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные группы





Каждый человек стремится обрести чувство принадлежности к целому, выражаю­щееся в опыте групповой жизни. Социальная группа образуется двумя или боль­шим числом людей, которые идентифицируют себя друг с другом и взаимодействуют.


 

Будучи людьми, мы являемся членами

групп, которые могут быть большими

и малыми, временными или длительно

существующими. США считаются

страной, где люди в особенности

склонны образовывать группы,

связанные родством, наследством


 



или каком-либо интересом

Люди объединяются в пары, семьи, становятся друзьями, собираются в церкви, образуют клубы, деловые предприятия, являются соседями и составляют крупные организации. Вне зависимости от формы группа возникает из людей с общими опытом, объектами симпатий и интересами. Иными словами, участники соци­альных групп, сохраняя свою индивидуальность, также видят в себе особое «мы».

Не каждое собрание индивидов можно назвать группой. Люди с одинаковым статусом — женщины, домовладельцы, гомосексуалисты, солдаты, миллионеры и католики - вовсе не группы, это категории. Они, хотя и знают других людей с та­ким же статусом, все-таки с большинством из них незнакомы.

А как насчет студентов, собравшихся в лекционном зале, или купальщиков, жарким днем заполнивших пляж? В таких условиях отдельные люди могут об­щаться, но лишь с немногими. Эти временные собрания людей лучше назвать тол­пой. В целом толпы отличаются анонимностью и недолговечностью, чтобы считать­ся группами.

Однако надлежащие обстоятельства способны преобразовать толпу в группу. Если люди застревают в лифте, они обычно признают беду общей и обращаются друг к другу за помощью. Иногда устойчивые связи возникают после несчастий и катастроф.

Первичные и вторичные группы

Знакомые обычно приветствуют друг друга улыбкой и словами: «Привет! Как дела?» Ответ на это, как правило, таков: «Прекрасно, спасибо. А у тебя?» Подоб­ные слова чаще предписаны сценарием, нежели оказываются правдой. В большин­стве случаев детальный рассказ об истинном положении своих дел заставит людей


226 Часть II, Основы общества


Глава 7. Группы и организации 227


 


Социологи выделяют два типа социальных групп — в зависимости от степени искренней личной заинтересованности участников друг в друге. Согласно Чарльзу Хортону Кули (1864-1929), первичной является малая социальная группа, члены которой связаны личными и длительными отношениями. Сближаясь благодаря первичным отношениям, люди обычно проводят много времени вместе, занимают­ся множеством дел и чувствуют, что хорошо знают друг друга. Невзирая на перио­дические конфликты, члены первичных групп проявляют подлинную заботу о вза­имном благополучии. Самой важной первичной группой общества выступает семья.

Кули назвал эти личные и тесно сплоченные группы именно так, потому что они принадлежат к числу первых групп, с которыми мы встречаемся в жизни. Кроме того, семья и начальные игровые группы имеют первостепенную важность для процесса социализации, формируя установки, поведение и социальную идентичность.

Первичные отношения дарят людям ощущение безопасности. В привычном социальном кругу семьи или друзей человек знает, что может быть «самим собой», не заботясь о впечатлении, которое он производит.

Члены первичных групп помогают друг другу во многих отношениях, но взаи­моотношения воспринимают как самоцель, не считая их средством для достиже­ния какой-либо иной цели. Иными словами, мы предпочитаем считать, что родство и дружба связывают людей. Кроме того, члены первичной группы склонны считать друг друга уникальными и незаменимыми. В семье мы особенно преданы и эмоцио­нально привязаны к родственникам. Бывает, что братья и сестры не ладят между собой, но они всегда остаются близкими людьми.

Вторичная группа - это крупная и обезличенная социальная группа, члены ко­торой преследуют определенную цель или занимаются определенной деятельно­стью. Она, в общем, совершенно отличается от первичной. Вторичные отношения сопровождаются слабыми эмоциональными связями и незначительным личным знакомством. Большинство вторичных групп недолговечно, а их возникновение и исчезновение не представляют особой важности. Образчиками таковых выступа­ют, к примеру, студенты, изучающие курс социологии, которые, наверное, никогда больше не увидят многих из своей компании по окончании семестра.

Вторичные группы включают намного больше людей, чем первичные. Так, де­сятки и даже сотни человек работают вместе в одном офисе, но большинство из них почти не обращают внимания на окружающих. В некоторых случаях вторичная группа со временем может превратиться в первичную, как это происходит, когда сослуживцы на протяжении многих лет работают в одном офисе. Но в целом чле­ны вторичной группы не воспринимают себя как «мы».


Если члены первичных групп ориентированы на личность, то вторичных — на цель. Безусловно, это не означает, будто последний вариант предполагает враждеб­ность или холодность. Взаимодействие студентов, сослуживцев и деловых партне­ров зачастую оказывается замечательным, даже если оно обезличенное. Однако если люди, составляющие первичную группу, определяют себя соответственно тому, кто они в родственном отношении или по личным качествам, то во вторич­ных группах главное, что из себя представляет другой или что он способен сде­лать. Иными словами, в последнем случае люди «ведут счет», памятуя о том, что


особое поведение: члены вторичной группы обычно держатся официально и веж­ливо. Поэтому в подобной ситуации мы спрашиваем: «Как дела?» — не ожидая услы­шать правдивый ответ.

В табл. 7.1 суммированы особенности первичных и вторичных групп.

Таблица 7.1 Первичные и вторичные группы: резюме

Первичная группа Вторичная группа

Качество отношении Ориентация наличность Ориентация нацель

Длительность отношений Обычно продолжительные Разная; отношения часто

непродолжительны
Диапазон отношений Широкий; отношения обычно Узкий; отношения обычно

связаны со многими делами связаны с немногими делами
Субъективное Являются целью сами по себе Являются средством для

восприятие отношений достижения цели

Типичные примеры Семья, круг друзей Сослуживцы, политические

организации

Не забывайте, что эти черты определяют группы в идеале; реальные же группы включают и те и другие элементы. Но расположение таких понятий на разных полюсах континуума помогает нам описывать и анализировать жизнь групп.

Многие люди считают, что в маленьких городах и сельской местности царят преимущественно первичные отношения, а для больших городов более характер­ны вторичные связи. Это представление во многом верное, но некоторые городские районы — особенно населенные людьми из одной этнической или религиозной категории — отличаются тесной сплоченностью проживающих там.

Лидерство в группе

Как функционируют группы? Важным элементом групповой динамики оказывает­ся лидерство. Во многих маленьких дружеских группах лидера нет вовсе, но в боль­шинстве крупных вторичных групп существует официальный ряд начальников.

Две роли лидеров. Существуют две разновидности лидерства. Инструменталь­ное лидерство представляет собой руководство группой, которое сосредоточива­ется на выполнении задач. Члены группы рассчитывают на таких лидеров, надеясь, что дела окажутся выполнены. Экспрессивное лидерство — руководство группой, фокусирующееся на коллективном благополучии. Этих лидеров интересует не столько достижение целей, сколько укрепление групповой морали и сведение к минимуму напряжения и конфликтов между членами группы.

Инструментальные лидеры, поскольку они сосредоточены на успешном выпол­нении деятельности, обычно поддерживают с другими членами официальные (вто­ричные) отношения. Отдают приказы и поощряют или наказывают подчиненных в соответствии с их вкладом в групповую деятельность. Экспрессивные лидеры устанавливают более теплые личные (первичные) связи. Они готовы поддержать того, кто переживает тяжелые времена, способствуют сплочению группы и снима-



228 Часть II. Основы общества


Глава 7. Группы и организации 229


 


уважение в глазах членов группы, то экспрессивному, как правило, удается сни­скать больше личной симпатии.

В традиционной американской семье два типа лидерства связаны с тендерной принадлежностью. Исторически сложилось так, что культурные нормы возлагали инструментальное лидерство на мужчин, которые как отцы и мужья принимали на себя основную ответственность за финансовое обеспечение семьи и принятие важ­ных семейных решений. Экспрессивное лидерство традиционно выпадало на долю женщин: матери и жены стремились установить между членами семьи взаимоот­ношения согласия и взаимной поддержки. В результате дети больше уважали от­цов, но теснее привязывались к матерям (Parsons & Bales, 1955; Macionis, 1978a).

Равенство мужчин и женщин сглаживает разграничение между инструменталь­ным и экспрессивным лидерством, основанном на тендере. В большинстве совре­менных групп мужчины и женщины берут на себя обе роли лидеров.

Три стиля лидерства. Социологи характеризуют лидерство и с точки зрения стиля, в котором принимаются решения. Авторитарное лидерство фокусируется на инструментальных соображениях, предполагает личную ответственность за принятие решений и требует строгого подчинения от нижестоящих. Хотя оно мо­жет и не нравиться группе, авторитарный лидер, способный действовать быстро, высоко ценится в периоды кризиса.

Демократическое лидерство более экспрессивно и ставит целью вовлечь в про­цесс принятия решений всех. Несмотря на менее успешные действия в кризисные периоды, которые оставляют мало времени для дискуссий, демократические лиде­ры обычно опираются на идеи всех членов группы, чтобы выработать творческое решение проблем.

Лидерство типа laissez-faire {попустительского, отстраненного типа) (в пере­воде с французского приблизительно означает «оставить в одиночестве») позво­ляет группе функционировать в целом самостоятельно. Для достижения группо­вых целей этот стиль обычно бывает наименее эффективным (White & Lippitt, 1953; Ridgeway, 1983).

Групповая конформность

Группы влияют на поведение своих членов и способствуют конформности. «Впи­санность» дает надежное ощущение принадлежности к коллективу, однако в сво­их крайних проявлениях групповой прессинг может быть неприятным и порой опасным. Более того: даже незнакомые друг с другом люди способны усилить кон­формность, как это показали эксперименты Соломона Аша и Стенли Милгрэма.

Исследование Аша. Соломон Аш (Asch, 1952) выполнил классический экспе­римент, продемонстрировавший могущество групп в создании конформности. Автор набирал студентов якобы для изучения зрительного восприятия. Перед на­чалом эксперимента он объяснил всем членам малой группы, кроме одного, что их подлинная задача заключена в том, чтобы оказывать давление на остающегося в неведении индивида. Рассаживая по 6-8 студентов вокруг стола, исследователь показывал им «стандартную» линию (карточка 1 на рис. 7.1) и предлагал ответить,



 

Рис. 7.1. Карточки, использованные

в эксперименте Аша при изучении групповой

конформности. Источник. Asch, 1952

Карточка 1 Карточка 2

Любому человеку с нормальным зрением легко было сразу увидеть, что пра­вильным ответом является линия «А» на карточке 2. Поначалу, как и задумыва­лось, все отвечали верно. Однако потом тайные сообщники Аша начинали отвечать неправильно, повергая наивного субъекта (посаженного за стол так, чтобы его от­вет был предпоследним) в изумление и неловкость.

Что же происходило? Аш обнаружил, что одна треть всех субъектов подлажи­валась к другим, давая неправильные ответы. Из этого недвусмысленно следует, что многие из нас готовы отказаться от собственного мнения — лишь бы не отли­чаться от остальных, даже незнакомых, людей.

Исследование Милгрэма. Стенли Милгрэм, бывший студент Соломона Аша, предпринял свои собственные эксперименты по изучению конформности. В его спорном исследовании (Milgram, 1963, 1965; Miller, 1986) автор объяснял мужчи­нам, что они примут участие в опыте по изучению влияния наказания на научение. Одному субъекту за другим он поручал исполнять роль «учителя», а еще одного человека — на самом деле помощника ученого — помещал в соседнюю комнату в качестве «ученика».

Учитель смотрел, как ученика усаживают в хитроумное устройство, похожее на электрический стул. Исследователь смазывал запястье ученика гелем для элект­родов, объясняя, что это «защитит его от ожогов». Затем исследователь прикреп­лял к запястью электрод и затягивал кожаные ремни, говоря, что они «воспрепят­ствуют излишним движениям, когда ученика подвергнут электрошоку». Хотя про­цедура ожидалась болезненная, исследователь заверял учителя в том, что она не вызовет «необратимого поражения тканей».

Затем исследователь отводил учителя обратно в соседнюю комнату, объясняя, что «электрический стул» соединен с «шоковым генератором» — фиктивным, но правдоподобного вида прибором, на котором значилась надпись: «Электрошоко­вый генератор, тип "ZLB", приборостроительная компания Dyson Instmment Company, Waltham, Mass». Сверху был диск, который якобы регулировал напряжение в диа­пазоне от 15 В («легкий шок») до 300 («сильный шок») и 450 В («опасно: предель­но допустимый шок»)

Посаженному перед «шоковым генератором» учителю велели зачитывать вслух


230 Часть II. Основы общества


Глава 7. Группы и организации 231


 


пока ученик вспомнит второе. При каждом неправильном ответе учитель был обя­зан применить электрошок.

Исследователь велел учителю начинать с самого слабого шока (15 В) и с каж­дой ошибкой увеличивать напряжение еще на 15 единиц. Именно так и поступал учитель. На 75,90 и 105 В он слышал, как ученик стонет; при 120 раздавались кри­ки боли; при 270 — дикий вопль; при 315 — битье о стену; после этого — мертвая тишина. Никто из 40 субъектов, выступивших в роли учителя, даже не усомнился в процедуре, пока напряжение не достигало 300 В, а 26 — почти 2/3 — проходили весь путь до конца, заканчивая дело 450 В. Готовностью, с которой люди повиновались властным фигурам, был поражен даже сам Милгрэм.

В дальнейшем автор (Milgram, 1964) модифицировал свой опыт, чтобы прове­рить, не потому ли Соломон Аш зафиксировал столь высокую групповую конформ­ность, что задание, использованное для измерения последней, было тривиальным? Сумели бы принудить людей к применению электрошоков еще и группы, состоя­щие из обычных лиц, — персон, не облеченных властью?

На сей раз Милгрэм собрал группу из трех учителей, двое из которых были его помощниками. При ошибке ученика каждый из трех должен был предло­жить уровень напряжения; после чего группе следовало применить самое низ­кое напряжение из предложенных. Такая организация процесса вооружала наив­ного субъекта властью применять шок меньшего напряжения, независимо от предложений других.

С каждой ошибкой «подсадные утки» предлагали применять все большее на­пряжение, оказывая давление на третьего участника, чтобы он поступил так же. И, по сути, они преуспели. Субъекты прибегали к напряжению втрое и вчетверо выше того, что применяли те, кто действовал в одиночку, в контрольных условиях. Таким образом, следует, что люди склонны действовать по указке не только «фи­гур, облеченных законной властью», но и групп, состоящих из обычных индиви­дов, — даже в случаях, когда это связано с причинением вреда другому человеку.

Исследование Джениса. Ирвин Л. Дженис (Janis, 1972, 1989) утверждает, что групповому давлению уступают и специалисты. Дженис настаивает, что ряд оши­бок внешнеполитического ведомства США, включая неспособность предвидеть нападение японцев на Перл-Харбор в годы Второй мировой войны и неудачную войну во Вьетнаме, стал результатом групповой конформности в высших полити­ческих кругах.

Здравый смысл подсказывает нам, что групповая дискуссия способствует приня­тию решений. Дженис возражает; согласно этому автору, члены группы часто стре­мятся к консенсусу, который исключает иные точки зрения. Исследователь назвал этот процесс групповым мышлением, понимая под ним тенденцию к согласованно­сти между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос. В 1961 г. классическим образчиком группового мышления оказалось решение о вторжении на Кубу. Вспоминая этот факт, Артур Шлезингер-младший, советник президента Кеннеди, признался, что испытывает чувство вины, поскольку «вел себя столь сдержанно в процессе тех роковых кабинетных дискуссий». И добавля­ет: группа одергивала любого, кто пытался оспорить то, что Шлезингер назвал «бес-


Референтные группы

Как мы оцениваем свои установки и поведение? В этом нам помогает референтная группасоциальная группа, которая служит эталоном при оценках и решениях.

Юноша, воображающий реакцию своей семьи на женщину, с которой он встре­чается, задействуют семью в качестве референтной группы. Аналогичным образом начальник, который пытается выявить реакцию своих подчиненных на новую от­пускную политику, принимает их в качестве стандарта, на который он опирается. Как следует из этих примеров, референтные группы бывают первичными и вторич­ными. В любом случае наша потребность в конформности означает, что мы нахо­димся под сильнейшим влиянием чужих установок.

В качестве референтных люди используют и те группы, к которым не принадле­жат. Хорошо подготовиться к интервью при приеме на работу — значит, одеться так же, как и сотрудники намеченной компании. Приведение себя в соответствие груп­пам, в которые мы не входим, как стратегию, направленную на принятие, иллюстри­рует процесс опережающей социализации, описанный в главе 5 («Социализация»).

Исследование Стоиффера. В годы Второй мировой войны Сэмюел А. Стоиф-фер (Stouffer, 1949) выполнил классическое исследование динамики референтной группы. Исследователи просили солдат оценить свои шансы или же любого друго­го солдата получить повышение в подразделении. Предполагалось, что наиболь­ший оптимизм по поводу продвижения по службе обнаружится у солдат, занятых на хозяйственных должностях и относящихся ко вспомогательным командам, где повышения не редкость. Однако исследование Стоиффера выявило прямо проти­воположное: оказалось, что наиболее позитивно на свои шансы выдвинуться смот­рели солдаты из воинских подразделений с низким процентом повышений.

Ключом к пониманию таких результатов оказываются группы, на которые рав­нялись военные, оценивая себя. Те, что были приписаны к подразделениям, где повышения происходили нечасто, оглядывались вокруг и видели людей, которые также не продвинулись. Следовательно, хотя они не получили повышения сами, его не добились и другие, а потому первые не чувствовали себя обделенными. Пе­ред глазами же солдат из подразделений, в которых отмечался высокий процент повышений, стояли те, кто поднимался по карьерной лестнице быстрее, чем они. В таком случае даже военные, получившие повышение в звании, наверняка счита­ли, что их обошли.

Урок, который следует вынести из сказанного, состоит в том, что суждения о себе самих мы выносим не в изоляции; не сравниваем мы себя и с первыми попав­шимися людьми. Будучи независимыми от ситуации в абсолютном смысле, у нас формируется субъективное ощущение своего благополучия, когда мы сопоставля­ем себя с конкретными референтными группами (Merton, 1968; Mirowsky, 1987).

Ин-группы и аут-группы

Все мы предпочитаем какие-то одни группы другим — либо в силу политических взглядов, либо из соображений социальной престижности, а то и просто с огляд­кой на манеру одеваться. Так, в кампусе колледжа возможна ситуация, когда сту­денты, придерживающиеся левых взглядов, презирают тех своих сверстников, ко-


232 Часть II, Основы общес тва


Глава 7. Группы и организации 233


 



©---- ©

2 человека (1 связь) 3 человека (3 связи) 4 человека (6 связей)

относятся к компьютерным «занудам» и «зубрилам», которые работают слишком усердно. Без сравнительной смеси позитивных и негативных оценок не обходится почти ни один социальный ландшафт.

Подобными суждениями иллюстрируется еще один элемент групповой дина­мики: противопоставленность ин- и аут-групп. Ин-группой называется социальная группа, сообщающая своим членам чувство достоинства и преданности. Она увяза­на с аут-группой, под которой понимается социальная группа, выступающая объектом соперничества или оппозиции. Ин- и аут-группы базируются на той идее, что «мы» обладаем ценимыми чертами, которых нет у «них».

Напряжение, царящее между группами, яснее очерчивает их границы и дарует людям более точную социальную идентичность. В то же время данная групповая динамика формирует стереотипы и искажает реальность. Точнее говоря, члены ин-групп придерживаются, как правило, позитивных взглядов на себя и неоправдан­но негативных взглядов — на разнообразные аут-группы.

Свою роль играет и власть. Могущественные ин-группы способны определять других как аут-группу с низшим статусом. Так, белые люди исторически взира­ли на цветных именно так и подчиняли их себе в социальном, политическом и экономическом отношениях. Интернализуя эти установки, меньшинства вынуж­дены бороться за преодоление негативных образов «Я». Иными словами, ин-и аут-группы воспитывают лояльность, но порождают конфликт (Tajfel, 1982; Bobo & Hutchings, 1996).

Размеры группы

Если вы приходите на вечеринку первым, то оказываетесь в положении, позволя­ющем наблюдать кое-какую любопытную групповую динамику. До тех пор пока в комнате не соберется 6 человек, все присутствующие обычно поддерживают одну общую беседу. Но когда прибывают новые люди, группа вскоре разделяется на две или более ячейки. Размеры группы играют важную роль в характере взаимодей­ствия ее членов.

Чтобы уяснить влияние таковых, рассмотрим количество связей между людь­ми — от 2 до 7. Как видно из рис. 7.2, два человека образуют одну связь; появление третьего создает три связи, а четвертого — шесть.

Увеличение количества участников на одного умножает число взаимосвязей намного быстрее, так как каждый новый человек может общаться уже со всеми присутствующими. Поэтому в момент, когда вокруг одной темы объединяются семь человек, они соединены 21 «каналом». На этом этапе при наличии такого ко­личества открытых каналов группа, как правило, разделяется.

Диада. Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918) изучал социальную динамику в предельно малых группах. Чтобы обозначить социальную группу из двух членов, он (Simmel, 1950; 1-е изд. — 1902) воспользовался термином диада.

Зиммель объяснил, что в диаде социальное взаимодействие обычно бывает ин­тенсивнее, чем в больших группах, поскольку ни одному из членов не приходится делить внимание другого с кем-то еще. В американском обществе примеры диа-


5 человек (10 связей) 6 человек (15 связей) 7 человек (21 связь) Рис. 7.2. Размеры группы и взаимосвязи ее членов

Но, подобно стулу о двух ножках, диады неустойчивы. Обоим членам диады приходится потрудиться над сохранением взаимосвязи; если один выпадает, груп­па прекращает существование. Поскольку устойчивость брака важна для общества, диада супружеская поддерживается правовыми, экономическими и часто религи­озными узами.

Триада. Помимо диады Зиммель изучал и триаду — социальную группу из трех членов. Она предполагает три связи, каждая из которых объединяет двух человек из трех. Триада устойчивее диады, так как один участник может выступать в качестве посредника при напряжении отношений между двумя другими. Такая групповая динамика позволяет понять, почему члены диады (скажем, супружеская пара) не­редко обращаются к третьему (консультанту), чтобы снять возникшее между ними напряжение.

Вместе с тем два человека из троих могут объединиться, чтобы навязать свои взгляды третьему, или же двое могут интенсифицировать свои отношения, застав­ляя третьего чувствовать себя вне игры. Когда, например, у двоих из тройки разви­вается романтический интерес друг к другу, они начинают понимать смысл старой пословицы: «Двое — компания, трое — толпа».

Когда численность групп превышает трех человек, они становятся устойчи­вее и способны выживать, даже если лишаются нескольких своих членов. В то же время процесс разрастания ведет к тому, что сокращается интенсивное личное об­щение, возможное лишь в самых малых группах. Поэтому большие группы осно­вываются не на личной привязанности, а скорее на формальных правилах и уста­новлениях. В конце концов, их многочисленные участники позволяют активнее контактировать с внешним миром, открывая дверь новым установкам и поведе­нию (Carlev, 1991).


234 Часть II. Основы общества


Глава 7. Группы и организации 235


 


Социальная разнородность: раса, класс и тендер

Помимо сказанного на групповую динамику влияет расовая, этническая, классо­вая и тендерная принадлежность. Питер Блау (Blau, 1977; Blau, Blum & Schwartz, 1982; South & Messner, 1986) указывает на четыре отношения, в которых соци­альная разнородность воздействует на межгрупповой контакт:

1. Крупные группы обращены к себе. Блау объясняет, что чем больше группа, тем скорее ее члены будут поддерживать связи только между собой. Допу­стим, в колледже пытаются повысить социальную разнородность, приглашая многих учащихся из-за рубежа. Эти студенты привнесут различия, но по мере увеличения числа приехавших они, скорее всего, сформируют свою собственную социальную группу. Поэтому попытки повысить социальную разнородность вызовут непреднамеренный эффект и усугубят сепаратизм.

2. Гетерогенные группы обращены вовне. Чем больше внутренняя разнородность группы, тем выше вероятность того, что ее члены станут общаться с чужаками. Студенческие группы, в которые набирают людей обоих полов и разного со­циального происхождения, обычно устанавливают более широкие социальные контакты, чем те, чьи члены относятся к одному и тому же социальному типу.

3. Социальное равенство облегчает контакты. Если группы имеют одинаковое социальное положение, их члены охотнее вступают во взаимодействие друг с другом. Таким образом, замкнутость группы обусловлена числом групп, ко­торые образуют социальную иерархию.

4. Физические границы порождают социальные. Склонность членов груп­пы взаимодействовать с другими людьми уменьшается в той степени, в ка­кой социальная группа физически обособляется от остальных (имеет, на­пример, отдельную спальню и столовую).


Сети

Сетьпаутина слабых социальных связей. Представьте себе сеть в виде «расплывча­той» группы, состоящей из людей, которые вступают друг с другом в случайный кон­такт, но у которых нет чувства границ и принадлежности. Если группу возможно срав­нить с «кругом друзей», то сеть — с «социальной паутиной», расширяющейся вовне и зачастую простирающейся на огромные расстояния, включающей массы людей.

Некоторые сети близки к тому, чтобы стать группами, — так, например, можно сказать об институтских друзьях, которые поддерживают связь и после окончания обучения, пользуясь услугами электронной почты и телефонной связи. Чаще, од­нако, сеть включает людей, о которых мы знаем или которые знают о нас, но с кем мы общаемся редко, если вообще общаемся. Одна женщина с устоявшейся репута­цией общественного организатора говорит об этом так: «Мне звонят домой, кто-то спрашивает: "Это Розинн Наварро? Кое-кто посоветовал мне обратиться к вам. У меня есть проблема"» (цит. по: Kaminer, 1984; р. 94).

Сетевые связи заставляют ощутить, что мы живем в маленьком мире. Еще в од­ном своем классическом эксперименте Стенли Милгрэм (Milgram, 1967; Watts, 1999) вручал людям в Канзасе и Небраске письма, предназначенные для нескольких чело­век в Бостоне, которых первые не знали. Адресов не было, и участникам поручали направить письма другим людям, их личным знакомым, которые могли бы найти адресатов. Милгрэм выяснил, что письма доходили до нужного человека по цепоч­ке, состоявшей в среднем из 6 субъектов. Этот результат привел исследователя к мысли, что все люди отстоят друг от друга «на шесть ступеней разделения».

Сетевые связи бывают слабыми, но они могут быть могущественным ресурсом. Для иммигрантов, которые стараются обжиться в новой общине; деловых людей, стремящихся расширить свою деятельность, или для человека, ищущего работу, те, кого они знают, зачастую оказываются не менее важными, чем то, что они знают (ср.: Luo, 1997; Hagan, 1998; Petersen, Sapotra & Seidel, 2000).

Сети опираются на колледжи, клубы, соседей, политические партии и интере­сы индивида. Очевидно, что в некоторых сетях присутствуют люди, которые бога­че других и наделены большими властью и престижем, — говорят «надежные свя­зи». Сети, состоящие из более привилегированных категорий людей, включая бе­лых, по сравнению с афро- и латиноамериканцами, представляют собой более ценную форму «социального капитала», который, например, скорее позволит лю­дям из этих категорий занимать высокооплачиваемые должности (Kasinitz & Rosenberg, 1996; Green, Tigges & Diaz, 1999).

Кроме того, у некоторых людей сети обширнее, чем у других; они, таким обра­зом, контактируют с большим числом лиц. Как правило, самые широкие соци­альные сети включают молодых людей с хорошим образованием, проживающих в больших городах (Markovsky et al., 1993; Kadushin, 1995; O'Brien, Hassinger & Dershem, 1996; Fernandez & Weinberg, 1997; Podolny & Baron, 1997).

Сети формируются и по тендерному признаку. Хотя обычно мужские и жен­ские одинаковы по величине, женщины подключают большее число родственни­ков (и других женщин), а мужчины — сослуживцев (и других мужчин). По данным исследования, для женских связей характерен другой оттенок, чем для типичных гртрй «лгшзрй-ппиятрттрй» Однако псе павно с поиближением к тендерному равен-


236 Часть II, Основы общества

ству в США мужские и женские сети становятся более похожими между собой (Moore, 1991,1992; Wright, 1995; Mencken & Winfield, 1999; Reskin & McBrier, 2000). Наконец, новая информационная технология породила всемирную сеть беспре­цедентных размеров, — Интернет. Эта форма коммуникации XXI в. подробнее рас­сматривается в разделе «Интернет: Всемирная сеть», а на карте мира 7.1 можно увидеть доступность услуг интернета в мировом масштабе1.

ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Интернет: Всемирная сеть

Его зарождение напоминает сюжет фильма «Dr. Strangelove», популярного в 1960-х гг., в годы «холодной войны». 30 лет назад правительственные чиновники и ученые пытались вычислить, как управлять страной после атомного нападения, которое, по их мнению, должно было вы­вести из строя телевидение и телефонную связь. Блестящим решением было создать систе­му коммуникации без центрального пункта управления, без ответственных лиц и без единого распределительного щита- короче говоря, электронную паутину, которая объединила бы страну в одну огромную сеть.

К1985 г. паутина, состоящая из линий высокоскоростной передачи данных, была создана и ин­тернет смог появиться на свет. Сегодня он соединяет тысячи колледжей и университетов и десятки тысяч государственных учреждений, которые участвуют в оплате его работы. Де­сятки миллионов деловых предприятий и людей у себя дома также подсоединяются к этой «информационной магистрали» при помощи модемов и договоров с провайдерами. Сколько людей являются пользователями Интернета? Установлено, что в 2002 г. он свяжет более 400 млн человек в 180 (из 192) странах.

Что предлагает Сеть людям? Популярные поисковые устройства вроде «YAHOO!» открывают сайт, где вы вольны искать практически все, что только придет вам в голову. При помощи электронной почты можно завязать кибер-роман, написать автору своего учебника или даже послать письмо президенту США. Благодаря интернету вы можете присоединяться к дискуссионным группам, «вир­туально» посещать музеи, получать данные из государственных учреждений, знакомиться с веб­страницами, представляющими социологический интерес, или повторять материал при подготовке к экзамену поданному предмету. Не обремененный никакими формальными правилами пользо­вания, Интернет содержит в себе потенциал, который ограничен лишь нашим воображением. Наверное, по иронии судьбы оказывается, что именно эта свобода раздражает некоторых людей. Критики заявляют, что «электронная демократия» угрожает нашей политической си­стеме; родители боятся, что их дети доберутся до общедоступных сайтов сексуальной на­правленности, а пуристы выходят из себя, когда интернет наводняет реклама. Эта «вольница» напоминает реальный мир. Поэтому понятно, что сегодня все больше и боль­ше людей пользуются паролями, логинами и другими «воротами» для создания замкнутых субсетей, ограниченных единомышленниками. Из одной огромной сети, следовательно, рож­дается несметное количество социальных групп.

Источники: Elmer-DeWitt,1993,1994b; Hafner, 1994; O'Connor, 1997

' На этой карте показана мировая статистика доступа в Интернет исходя из числа пользователей на каждые 10 тыс. человек. Высокий уровень характерен для стран, где и уровень доходов высок, а также многих стран со средним уровнем доходов. В отличие от них, почти в половине государств (в основ­ном с низким уровнем доходов) доступ в Интернет незначительный. Какое влияние оказывает это на возможности людей получать информацию? Каковы вероятные последствия такого расслоения с точки зрения глобального неравенства в будущем?


238 Часть II. Основы общества


Глава 7. Группы и организации 239


 








Date: 2015-12-13; view: 924; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию