Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные группы
Каждый человек стремится обрести чувство принадлежности к целому, выражающееся в опыте групповой жизни. Социальная группа образуется двумя или большим числом людей, которые идентифицируют себя друг с другом и взаимодействуют.
Будучи людьми, мы являемся членами групп, которые могут быть большими и малыми, временными или длительно существующими. США считаются страной, где люди в особенности склонны образовывать группы, связанные родством, наследством или каком-либо интересом Люди объединяются в пары, семьи, становятся друзьями, собираются в церкви, образуют клубы, деловые предприятия, являются соседями и составляют крупные организации. Вне зависимости от формы группа возникает из людей с общими опытом, объектами симпатий и интересами. Иными словами, участники социальных групп, сохраняя свою индивидуальность, также видят в себе особое «мы». Не каждое собрание индивидов можно назвать группой. Люди с одинаковым статусом — женщины, домовладельцы, гомосексуалисты, солдаты, миллионеры и католики - вовсе не группы, это категории. Они, хотя и знают других людей с таким же статусом, все-таки с большинством из них незнакомы. А как насчет студентов, собравшихся в лекционном зале, или купальщиков, жарким днем заполнивших пляж? В таких условиях отдельные люди могут общаться, но лишь с немногими. Эти временные собрания людей лучше назвать толпой. В целом толпы отличаются анонимностью и недолговечностью, чтобы считаться группами. Однако надлежащие обстоятельства способны преобразовать толпу в группу. Если люди застревают в лифте, они обычно признают беду общей и обращаются друг к другу за помощью. Иногда устойчивые связи возникают после несчастий и катастроф. Первичные и вторичные группы Знакомые обычно приветствуют друг друга улыбкой и словами: «Привет! Как дела?» Ответ на это, как правило, таков: «Прекрасно, спасибо. А у тебя?» Подобные слова чаще предписаны сценарием, нежели оказываются правдой. В большинстве случаев детальный рассказ об истинном положении своих дел заставит людей 226 Часть II, Основы общества Глава 7. Группы и организации 227
Социологи выделяют два типа социальных групп — в зависимости от степени искренней личной заинтересованности участников друг в друге. Согласно Чарльзу Хортону Кули (1864-1929), первичной является малая социальная группа, члены которой связаны личными и длительными отношениями. Сближаясь благодаря первичным отношениям, люди обычно проводят много времени вместе, занимаются множеством дел и чувствуют, что хорошо знают друг друга. Невзирая на периодические конфликты, члены первичных групп проявляют подлинную заботу о взаимном благополучии. Самой важной первичной группой общества выступает семья. Кули назвал эти личные и тесно сплоченные группы именно так, потому что они принадлежат к числу первых групп, с которыми мы встречаемся в жизни. Кроме того, семья и начальные игровые группы имеют первостепенную важность для процесса социализации, формируя установки, поведение и социальную идентичность. Первичные отношения дарят людям ощущение безопасности. В привычном социальном кругу семьи или друзей человек знает, что может быть «самим собой», не заботясь о впечатлении, которое он производит. Члены первичных групп помогают друг другу во многих отношениях, но взаимоотношения воспринимают как самоцель, не считая их средством для достижения какой-либо иной цели. Иными словами, мы предпочитаем считать, что родство и дружба связывают людей. Кроме того, члены первичной группы склонны считать друг друга уникальными и незаменимыми. В семье мы особенно преданы и эмоционально привязаны к родственникам. Бывает, что братья и сестры не ладят между собой, но они всегда остаются близкими людьми. Вторичная группа - это крупная и обезличенная социальная группа, члены которой преследуют определенную цель или занимаются определенной деятельностью. Она, в общем, совершенно отличается от первичной. Вторичные отношения сопровождаются слабыми эмоциональными связями и незначительным личным знакомством. Большинство вторичных групп недолговечно, а их возникновение и исчезновение не представляют особой важности. Образчиками таковых выступают, к примеру, студенты, изучающие курс социологии, которые, наверное, никогда больше не увидят многих из своей компании по окончании семестра. Вторичные группы включают намного больше людей, чем первичные. Так, десятки и даже сотни человек работают вместе в одном офисе, но большинство из них почти не обращают внимания на окружающих. В некоторых случаях вторичная группа со временем может превратиться в первичную, как это происходит, когда сослуживцы на протяжении многих лет работают в одном офисе. Но в целом члены вторичной группы не воспринимают себя как «мы». Если члены первичных групп ориентированы на личность, то вторичных — на цель. Безусловно, это не означает, будто последний вариант предполагает враждебность или холодность. Взаимодействие студентов, сослуживцев и деловых партнеров зачастую оказывается замечательным, даже если оно обезличенное. Однако если люди, составляющие первичную группу, определяют себя соответственно тому, кто они в родственном отношении или по личным качествам, то во вторичных группах главное, что из себя представляет другой или что он способен сделать. Иными словами, в последнем случае люди «ведут счет», памятуя о том, что особое поведение: члены вторичной группы обычно держатся официально и вежливо. Поэтому в подобной ситуации мы спрашиваем: «Как дела?» — не ожидая услышать правдивый ответ. В табл. 7.1 суммированы особенности первичных и вторичных групп. Таблица 7.1 Первичные и вторичные группы: резюме Первичная группа Вторичная группа Качество отношении Ориентация наличность Ориентация нацель Длительность отношений Обычно продолжительные Разная; отношения часто непродолжительны связаны со многими делами связаны с немногими делами восприятие отношений достижения цели Типичные примеры Семья, круг друзей Сослуживцы, политические организации Не забывайте, что эти черты определяют группы в идеале; реальные же группы включают и те и другие элементы. Но расположение таких понятий на разных полюсах континуума помогает нам описывать и анализировать жизнь групп. Многие люди считают, что в маленьких городах и сельской местности царят преимущественно первичные отношения, а для больших городов более характерны вторичные связи. Это представление во многом верное, но некоторые городские районы — особенно населенные людьми из одной этнической или религиозной категории — отличаются тесной сплоченностью проживающих там. Лидерство в группе Как функционируют группы? Важным элементом групповой динамики оказывается лидерство. Во многих маленьких дружеских группах лидера нет вовсе, но в большинстве крупных вторичных групп существует официальный ряд начальников. Две роли лидеров. Существуют две разновидности лидерства. Инструментальное лидерство представляет собой руководство группой, которое сосредоточивается на выполнении задач. Члены группы рассчитывают на таких лидеров, надеясь, что дела окажутся выполнены. Экспрессивное лидерство — руководство группой, фокусирующееся на коллективном благополучии. Этих лидеров интересует не столько достижение целей, сколько укрепление групповой морали и сведение к минимуму напряжения и конфликтов между членами группы. Инструментальные лидеры, поскольку они сосредоточены на успешном выполнении деятельности, обычно поддерживают с другими членами официальные (вторичные) отношения. Отдают приказы и поощряют или наказывают подчиненных в соответствии с их вкладом в групповую деятельность. Экспрессивные лидеры устанавливают более теплые личные (первичные) связи. Они готовы поддержать того, кто переживает тяжелые времена, способствуют сплочению группы и снима- 228 Часть II. Основы общества Глава 7. Группы и организации 229
уважение в глазах членов группы, то экспрессивному, как правило, удается снискать больше личной симпатии. В традиционной американской семье два типа лидерства связаны с тендерной принадлежностью. Исторически сложилось так, что культурные нормы возлагали инструментальное лидерство на мужчин, которые как отцы и мужья принимали на себя основную ответственность за финансовое обеспечение семьи и принятие важных семейных решений. Экспрессивное лидерство традиционно выпадало на долю женщин: матери и жены стремились установить между членами семьи взаимоотношения согласия и взаимной поддержки. В результате дети больше уважали отцов, но теснее привязывались к матерям (Parsons & Bales, 1955; Macionis, 1978a). Равенство мужчин и женщин сглаживает разграничение между инструментальным и экспрессивным лидерством, основанном на тендере. В большинстве современных групп мужчины и женщины берут на себя обе роли лидеров. Три стиля лидерства. Социологи характеризуют лидерство и с точки зрения стиля, в котором принимаются решения. Авторитарное лидерство фокусируется на инструментальных соображениях, предполагает личную ответственность за принятие решений и требует строгого подчинения от нижестоящих. Хотя оно может и не нравиться группе, авторитарный лидер, способный действовать быстро, высоко ценится в периоды кризиса. Демократическое лидерство более экспрессивно и ставит целью вовлечь в процесс принятия решений всех. Несмотря на менее успешные действия в кризисные периоды, которые оставляют мало времени для дискуссий, демократические лидеры обычно опираются на идеи всех членов группы, чтобы выработать творческое решение проблем. Лидерство типа laissez-faire {попустительского, отстраненного типа) (в переводе с французского приблизительно означает «оставить в одиночестве») позволяет группе функционировать в целом самостоятельно. Для достижения групповых целей этот стиль обычно бывает наименее эффективным (White & Lippitt, 1953; Ridgeway, 1983). Групповая конформность Группы влияют на поведение своих членов и способствуют конформности. «Вписанность» дает надежное ощущение принадлежности к коллективу, однако в своих крайних проявлениях групповой прессинг может быть неприятным и порой опасным. Более того: даже незнакомые друг с другом люди способны усилить конформность, как это показали эксперименты Соломона Аша и Стенли Милгрэма. Исследование Аша. Соломон Аш (Asch, 1952) выполнил классический эксперимент, продемонстрировавший могущество групп в создании конформности. Автор набирал студентов якобы для изучения зрительного восприятия. Перед началом эксперимента он объяснил всем членам малой группы, кроме одного, что их подлинная задача заключена в том, чтобы оказывать давление на остающегося в неведении индивида. Рассаживая по 6-8 студентов вокруг стола, исследователь показывал им «стандартную» линию (карточка 1 на рис. 7.1) и предлагал ответить,
Рис. 7.1. Карточки, использованные в эксперименте Аша при изучении групповой конформности. Источник. Asch, 1952 Карточка 1 Карточка 2 Любому человеку с нормальным зрением легко было сразу увидеть, что правильным ответом является линия «А» на карточке 2. Поначалу, как и задумывалось, все отвечали верно. Однако потом тайные сообщники Аша начинали отвечать неправильно, повергая наивного субъекта (посаженного за стол так, чтобы его ответ был предпоследним) в изумление и неловкость. Что же происходило? Аш обнаружил, что одна треть всех субъектов подлаживалась к другим, давая неправильные ответы. Из этого недвусмысленно следует, что многие из нас готовы отказаться от собственного мнения — лишь бы не отличаться от остальных, даже незнакомых, людей. Исследование Милгрэма. Стенли Милгрэм, бывший студент Соломона Аша, предпринял свои собственные эксперименты по изучению конформности. В его спорном исследовании (Milgram, 1963, 1965; Miller, 1986) автор объяснял мужчинам, что они примут участие в опыте по изучению влияния наказания на научение. Одному субъекту за другим он поручал исполнять роль «учителя», а еще одного человека — на самом деле помощника ученого — помещал в соседнюю комнату в качестве «ученика». Учитель смотрел, как ученика усаживают в хитроумное устройство, похожее на электрический стул. Исследователь смазывал запястье ученика гелем для электродов, объясняя, что это «защитит его от ожогов». Затем исследователь прикреплял к запястью электрод и затягивал кожаные ремни, говоря, что они «воспрепятствуют излишним движениям, когда ученика подвергнут электрошоку». Хотя процедура ожидалась болезненная, исследователь заверял учителя в том, что она не вызовет «необратимого поражения тканей». Затем исследователь отводил учителя обратно в соседнюю комнату, объясняя, что «электрический стул» соединен с «шоковым генератором» — фиктивным, но правдоподобного вида прибором, на котором значилась надпись: «Электрошоковый генератор, тип "ZLB", приборостроительная компания Dyson Instmment Company, Waltham, Mass». Сверху был диск, который якобы регулировал напряжение в диапазоне от 15 В («легкий шок») до 300 («сильный шок») и 450 В («опасно: предельно допустимый шок») Посаженному перед «шоковым генератором» учителю велели зачитывать вслух 230 Часть II. Основы общества Глава 7. Группы и организации 231
пока ученик вспомнит второе. При каждом неправильном ответе учитель был обязан применить электрошок. Исследователь велел учителю начинать с самого слабого шока (15 В) и с каждой ошибкой увеличивать напряжение еще на 15 единиц. Именно так и поступал учитель. На 75,90 и 105 В он слышал, как ученик стонет; при 120 раздавались крики боли; при 270 — дикий вопль; при 315 — битье о стену; после этого — мертвая тишина. Никто из 40 субъектов, выступивших в роли учителя, даже не усомнился в процедуре, пока напряжение не достигало 300 В, а 26 — почти 2/3 — проходили весь путь до конца, заканчивая дело 450 В. Готовностью, с которой люди повиновались властным фигурам, был поражен даже сам Милгрэм. В дальнейшем автор (Milgram, 1964) модифицировал свой опыт, чтобы проверить, не потому ли Соломон Аш зафиксировал столь высокую групповую конформность, что задание, использованное для измерения последней, было тривиальным? Сумели бы принудить людей к применению электрошоков еще и группы, состоящие из обычных лиц, — персон, не облеченных властью? На сей раз Милгрэм собрал группу из трех учителей, двое из которых были его помощниками. При ошибке ученика каждый из трех должен был предложить уровень напряжения; после чего группе следовало применить самое низкое напряжение из предложенных. Такая организация процесса вооружала наивного субъекта властью применять шок меньшего напряжения, независимо от предложений других. С каждой ошибкой «подсадные утки» предлагали применять все большее напряжение, оказывая давление на третьего участника, чтобы он поступил так же. И, по сути, они преуспели. Субъекты прибегали к напряжению втрое и вчетверо выше того, что применяли те, кто действовал в одиночку, в контрольных условиях. Таким образом, следует, что люди склонны действовать по указке не только «фигур, облеченных законной властью», но и групп, состоящих из обычных индивидов, — даже в случаях, когда это связано с причинением вреда другому человеку. Исследование Джениса. Ирвин Л. Дженис (Janis, 1972, 1989) утверждает, что групповому давлению уступают и специалисты. Дженис настаивает, что ряд ошибок внешнеполитического ведомства США, включая неспособность предвидеть нападение японцев на Перл-Харбор в годы Второй мировой войны и неудачную войну во Вьетнаме, стал результатом групповой конформности в высших политических кругах. Здравый смысл подсказывает нам, что групповая дискуссия способствует принятию решений. Дженис возражает; согласно этому автору, члены группы часто стремятся к консенсусу, который исключает иные точки зрения. Исследователь назвал этот процесс групповым мышлением, понимая под ним тенденцию к согласованности между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос. В 1961 г. классическим образчиком группового мышления оказалось решение о вторжении на Кубу. Вспоминая этот факт, Артур Шлезингер-младший, советник президента Кеннеди, признался, что испытывает чувство вины, поскольку «вел себя столь сдержанно в процессе тех роковых кабинетных дискуссий». И добавляет: группа одергивала любого, кто пытался оспорить то, что Шлезингер назвал «бес- Референтные группы Как мы оцениваем свои установки и поведение? В этом нам помогает референтная группа — социальная группа, которая служит эталоном при оценках и решениях. Юноша, воображающий реакцию своей семьи на женщину, с которой он встречается, задействуют семью в качестве референтной группы. Аналогичным образом начальник, который пытается выявить реакцию своих подчиненных на новую отпускную политику, принимает их в качестве стандарта, на который он опирается. Как следует из этих примеров, референтные группы бывают первичными и вторичными. В любом случае наша потребность в конформности означает, что мы находимся под сильнейшим влиянием чужих установок. В качестве референтных люди используют и те группы, к которым не принадлежат. Хорошо подготовиться к интервью при приеме на работу — значит, одеться так же, как и сотрудники намеченной компании. Приведение себя в соответствие группам, в которые мы не входим, как стратегию, направленную на принятие, иллюстрирует процесс опережающей социализации, описанный в главе 5 («Социализация»). Исследование Стоиффера. В годы Второй мировой войны Сэмюел А. Стоиф-фер (Stouffer, 1949) выполнил классическое исследование динамики референтной группы. Исследователи просили солдат оценить свои шансы или же любого другого солдата получить повышение в подразделении. Предполагалось, что наибольший оптимизм по поводу продвижения по службе обнаружится у солдат, занятых на хозяйственных должностях и относящихся ко вспомогательным командам, где повышения не редкость. Однако исследование Стоиффера выявило прямо противоположное: оказалось, что наиболее позитивно на свои шансы выдвинуться смотрели солдаты из воинских подразделений с низким процентом повышений. Ключом к пониманию таких результатов оказываются группы, на которые равнялись военные, оценивая себя. Те, что были приписаны к подразделениям, где повышения происходили нечасто, оглядывались вокруг и видели людей, которые также не продвинулись. Следовательно, хотя они не получили повышения сами, его не добились и другие, а потому первые не чувствовали себя обделенными. Перед глазами же солдат из подразделений, в которых отмечался высокий процент повышений, стояли те, кто поднимался по карьерной лестнице быстрее, чем они. В таком случае даже военные, получившие повышение в звании, наверняка считали, что их обошли. Урок, который следует вынести из сказанного, состоит в том, что суждения о себе самих мы выносим не в изоляции; не сравниваем мы себя и с первыми попавшимися людьми. Будучи независимыми от ситуации в абсолютном смысле, у нас формируется субъективное ощущение своего благополучия, когда мы сопоставляем себя с конкретными референтными группами (Merton, 1968; Mirowsky, 1987). Ин-группы и аут-группы Все мы предпочитаем какие-то одни группы другим — либо в силу политических взглядов, либо из соображений социальной престижности, а то и просто с оглядкой на манеру одеваться. Так, в кампусе колледжа возможна ситуация, когда студенты, придерживающиеся левых взглядов, презирают тех своих сверстников, ко- 232 Часть II, Основы общес тва Глава 7. Группы и организации 233
относятся к компьютерным «занудам» и «зубрилам», которые работают слишком усердно. Без сравнительной смеси позитивных и негативных оценок не обходится почти ни один социальный ландшафт. Подобными суждениями иллюстрируется еще один элемент групповой динамики: противопоставленность ин- и аут-групп. Ин-группой называется социальная группа, сообщающая своим членам чувство достоинства и преданности. Она увязана с аут-группой, под которой понимается социальная группа, выступающая объектом соперничества или оппозиции. Ин- и аут-группы базируются на той идее, что «мы» обладаем ценимыми чертами, которых нет у «них». Напряжение, царящее между группами, яснее очерчивает их границы и дарует людям более точную социальную идентичность. В то же время данная групповая динамика формирует стереотипы и искажает реальность. Точнее говоря, члены ин-групп придерживаются, как правило, позитивных взглядов на себя и неоправданно негативных взглядов — на разнообразные аут-группы. Свою роль играет и власть. Могущественные ин-группы способны определять других как аут-группу с низшим статусом. Так, белые люди исторически взирали на цветных именно так и подчиняли их себе в социальном, политическом и экономическом отношениях. Интернализуя эти установки, меньшинства вынуждены бороться за преодоление негативных образов «Я». Иными словами, ин-и аут-группы воспитывают лояльность, но порождают конфликт (Tajfel, 1982; Bobo & Hutchings, 1996). Размеры группы Если вы приходите на вечеринку первым, то оказываетесь в положении, позволяющем наблюдать кое-какую любопытную групповую динамику. До тех пор пока в комнате не соберется 6 человек, все присутствующие обычно поддерживают одну общую беседу. Но когда прибывают новые люди, группа вскоре разделяется на две или более ячейки. Размеры группы играют важную роль в характере взаимодействия ее членов. Чтобы уяснить влияние таковых, рассмотрим количество связей между людьми — от 2 до 7. Как видно из рис. 7.2, два человека образуют одну связь; появление третьего создает три связи, а четвертого — шесть. Увеличение количества участников на одного умножает число взаимосвязей намного быстрее, так как каждый новый человек может общаться уже со всеми присутствующими. Поэтому в момент, когда вокруг одной темы объединяются семь человек, они соединены 21 «каналом». На этом этапе при наличии такого количества открытых каналов группа, как правило, разделяется. Диада. Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918) изучал социальную динамику в предельно малых группах. Чтобы обозначить социальную группу из двух членов, он (Simmel, 1950; 1-е изд. — 1902) воспользовался термином диада. Зиммель объяснил, что в диаде социальное взаимодействие обычно бывает интенсивнее, чем в больших группах, поскольку ни одному из членов не приходится делить внимание другого с кем-то еще. В американском обществе примеры диа- 5 человек (10 связей) 6 человек (15 связей) 7 человек (21 связь) Рис. 7.2. Размеры группы и взаимосвязи ее членов Но, подобно стулу о двух ножках, диады неустойчивы. Обоим членам диады приходится потрудиться над сохранением взаимосвязи; если один выпадает, группа прекращает существование. Поскольку устойчивость брака важна для общества, диада супружеская поддерживается правовыми, экономическими и часто религиозными узами. Триада. Помимо диады Зиммель изучал и триаду — социальную группу из трех членов. Она предполагает три связи, каждая из которых объединяет двух человек из трех. Триада устойчивее диады, так как один участник может выступать в качестве посредника при напряжении отношений между двумя другими. Такая групповая динамика позволяет понять, почему члены диады (скажем, супружеская пара) нередко обращаются к третьему (консультанту), чтобы снять возникшее между ними напряжение. Вместе с тем два человека из троих могут объединиться, чтобы навязать свои взгляды третьему, или же двое могут интенсифицировать свои отношения, заставляя третьего чувствовать себя вне игры. Когда, например, у двоих из тройки развивается романтический интерес друг к другу, они начинают понимать смысл старой пословицы: «Двое — компания, трое — толпа». Когда численность групп превышает трех человек, они становятся устойчивее и способны выживать, даже если лишаются нескольких своих членов. В то же время процесс разрастания ведет к тому, что сокращается интенсивное личное общение, возможное лишь в самых малых группах. Поэтому большие группы основываются не на личной привязанности, а скорее на формальных правилах и установлениях. В конце концов, их многочисленные участники позволяют активнее контактировать с внешним миром, открывая дверь новым установкам и поведению (Carlev, 1991). 234 Часть II. Основы общества Глава 7. Группы и организации 235
Социальная разнородность: раса, класс и тендер Помимо сказанного на групповую динамику влияет расовая, этническая, классовая и тендерная принадлежность. Питер Блау (Blau, 1977; Blau, Blum & Schwartz, 1982; South & Messner, 1986) указывает на четыре отношения, в которых социальная разнородность воздействует на межгрупповой контакт: 1. Крупные группы обращены к себе. Блау объясняет, что чем больше группа, тем скорее ее члены будут поддерживать связи только между собой. Допустим, в колледже пытаются повысить социальную разнородность, приглашая многих учащихся из-за рубежа. Эти студенты привнесут различия, но по мере увеличения числа приехавших они, скорее всего, сформируют свою собственную социальную группу. Поэтому попытки повысить социальную разнородность вызовут непреднамеренный эффект и усугубят сепаратизм. 2. Гетерогенные группы обращены вовне. Чем больше внутренняя разнородность группы, тем выше вероятность того, что ее члены станут общаться с чужаками. Студенческие группы, в которые набирают людей обоих полов и разного социального происхождения, обычно устанавливают более широкие социальные контакты, чем те, чьи члены относятся к одному и тому же социальному типу. 3. Социальное равенство облегчает контакты. Если группы имеют одинаковое социальное положение, их члены охотнее вступают во взаимодействие друг с другом. Таким образом, замкнутость группы обусловлена числом групп, которые образуют социальную иерархию. 4. Физические границы порождают социальные. Склонность членов группы взаимодействовать с другими людьми уменьшается в той степени, в какой социальная группа физически обособляется от остальных (имеет, например, отдельную спальню и столовую). Сети Сеть — паутина слабых социальных связей. Представьте себе сеть в виде «расплывчатой» группы, состоящей из людей, которые вступают друг с другом в случайный контакт, но у которых нет чувства границ и принадлежности. Если группу возможно сравнить с «кругом друзей», то сеть — с «социальной паутиной», расширяющейся вовне и зачастую простирающейся на огромные расстояния, включающей массы людей. Некоторые сети близки к тому, чтобы стать группами, — так, например, можно сказать об институтских друзьях, которые поддерживают связь и после окончания обучения, пользуясь услугами электронной почты и телефонной связи. Чаще, однако, сеть включает людей, о которых мы знаем или которые знают о нас, но с кем мы общаемся редко, если вообще общаемся. Одна женщина с устоявшейся репутацией общественного организатора говорит об этом так: «Мне звонят домой, кто-то спрашивает: "Это Розинн Наварро? Кое-кто посоветовал мне обратиться к вам. У меня есть проблема"» (цит. по: Kaminer, 1984; р. 94). Сетевые связи заставляют ощутить, что мы живем в маленьком мире. Еще в одном своем классическом эксперименте Стенли Милгрэм (Milgram, 1967; Watts, 1999) вручал людям в Канзасе и Небраске письма, предназначенные для нескольких человек в Бостоне, которых первые не знали. Адресов не было, и участникам поручали направить письма другим людям, их личным знакомым, которые могли бы найти адресатов. Милгрэм выяснил, что письма доходили до нужного человека по цепочке, состоявшей в среднем из 6 субъектов. Этот результат привел исследователя к мысли, что все люди отстоят друг от друга «на шесть ступеней разделения». Сетевые связи бывают слабыми, но они могут быть могущественным ресурсом. Для иммигрантов, которые стараются обжиться в новой общине; деловых людей, стремящихся расширить свою деятельность, или для человека, ищущего работу, те, кого они знают, зачастую оказываются не менее важными, чем то, что они знают (ср.: Luo, 1997; Hagan, 1998; Petersen, Sapotra & Seidel, 2000). Сети опираются на колледжи, клубы, соседей, политические партии и интересы индивида. Очевидно, что в некоторых сетях присутствуют люди, которые богаче других и наделены большими властью и престижем, — говорят «надежные связи». Сети, состоящие из более привилегированных категорий людей, включая белых, по сравнению с афро- и латиноамериканцами, представляют собой более ценную форму «социального капитала», который, например, скорее позволит людям из этих категорий занимать высокооплачиваемые должности (Kasinitz & Rosenberg, 1996; Green, Tigges & Diaz, 1999). Кроме того, у некоторых людей сети обширнее, чем у других; они, таким образом, контактируют с большим числом лиц. Как правило, самые широкие социальные сети включают молодых людей с хорошим образованием, проживающих в больших городах (Markovsky et al., 1993; Kadushin, 1995; O'Brien, Hassinger & Dershem, 1996; Fernandez & Weinberg, 1997; Podolny & Baron, 1997). Сети формируются и по тендерному признаку. Хотя обычно мужские и женские одинаковы по величине, женщины подключают большее число родственников (и других женщин), а мужчины — сослуживцев (и других мужчин). По данным исследования, для женских связей характерен другой оттенок, чем для типичных гртрй «лгшзрй-ппиятрттрй» Однако псе павно с поиближением к тендерному равен- 236 Часть II, Основы общества ству в США мужские и женские сети становятся более похожими между собой (Moore, 1991,1992; Wright, 1995; Mencken & Winfield, 1999; Reskin & McBrier, 2000). Наконец, новая информационная технология породила всемирную сеть беспрецедентных размеров, — Интернет. Эта форма коммуникации XXI в. подробнее рассматривается в разделе «Интернет: Всемирная сеть», а на карте мира 7.1 можно увидеть доступность услуг интернета в мировом масштабе1. ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Интернет: Всемирная сеть Его зарождение напоминает сюжет фильма «Dr. Strangelove», популярного в 1960-х гг., в годы «холодной войны». 30 лет назад правительственные чиновники и ученые пытались вычислить, как управлять страной после атомного нападения, которое, по их мнению, должно было вывести из строя телевидение и телефонную связь. Блестящим решением было создать систему коммуникации без центрального пункта управления, без ответственных лиц и без единого распределительного щита- короче говоря, электронную паутину, которая объединила бы страну в одну огромную сеть. К1985 г. паутина, состоящая из линий высокоскоростной передачи данных, была создана и интернет смог появиться на свет. Сегодня он соединяет тысячи колледжей и университетов и десятки тысяч государственных учреждений, которые участвуют в оплате его работы. Десятки миллионов деловых предприятий и людей у себя дома также подсоединяются к этой «информационной магистрали» при помощи модемов и договоров с провайдерами. Сколько людей являются пользователями Интернета? Установлено, что в 2002 г. он свяжет более 400 млн человек в 180 (из 192) странах. Что предлагает Сеть людям? Популярные поисковые устройства вроде «YAHOO!» открывают сайт, где вы вольны искать практически все, что только придет вам в голову. При помощи электронной почты можно завязать кибер-роман, написать автору своего учебника или даже послать письмо президенту США. Благодаря интернету вы можете присоединяться к дискуссионным группам, «виртуально» посещать музеи, получать данные из государственных учреждений, знакомиться с вебстраницами, представляющими социологический интерес, или повторять материал при подготовке к экзамену поданному предмету. Не обремененный никакими формальными правилами пользования, Интернет содержит в себе потенциал, который ограничен лишь нашим воображением. Наверное, по иронии судьбы оказывается, что именно эта свобода раздражает некоторых людей. Критики заявляют, что «электронная демократия» угрожает нашей политической системе; родители боятся, что их дети доберутся до общедоступных сайтов сексуальной направленности, а пуристы выходят из себя, когда интернет наводняет реклама. Эта «вольница» напоминает реальный мир. Поэтому понятно, что сегодня все больше и больше людей пользуются паролями, логинами и другими «воротами» для создания замкнутых субсетей, ограниченных единомышленниками. Из одной огромной сети, следовательно, рождается несметное количество социальных групп. Источники: Elmer-DeWitt,1993,1994b; Hafner, 1994; O'Connor, 1997 ' На этой карте показана мировая статистика доступа в Интернет исходя из числа пользователей на каждые 10 тыс. человек. Высокий уровень характерен для стран, где и уровень доходов высок, а также многих стран со средним уровнем доходов. В отличие от них, почти в половине государств (в основном с низким уровнем доходов) доступ в Интернет незначительный. Какое влияние оказывает это на возможности людей получать информацию? Каковы вероятные последствия такого расслоения с точки зрения глобального неравенства в будущем? 238 Часть II. Основы общества Глава 7. Группы и организации 239
Date: 2015-12-13; view: 924; Нарушение авторских прав |