Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальное конструирование реальности
Более 60 лет назад нобелевский лауреат, итальянский драматург Луиджи Пиран-делло, написал пьесу «Похвала честности». Главным персонажем ее является Ан-джело Бальдовнно, блистательный мужчина с богатым прошлым. Он приходит в респектабельный дом семьи Ренни и представляется особенным образом: Мы неизбежно творим себя. Позвольте мне объяснить. Я вхожу в этот дом и немедленно делаюсь тем, кем я должен стать, кем я могу стать: я создаю себя. Я имею в виду, что подаю себя вам в форме, подходящей для отношений, которые я хочу с вами установить. И вы, конечно, делаете то же самое по отношению ко мне (Pirandello, 1962; р. 157-158). Из представления героя следует, что, хотя наше поведение направляется статусом и ролью, мы способны также формировать нечто, происходящее от случая к случаю. Другими словами, «реальность» дана вовсе не безоговорочно, как может показаться. Под выражением социальное конструирование реальности понимается процесс, посредством которого люди творчески формируют реальность в результате социального взаимодействия. Эта идея лежит в основе знакомой нам парадигмы символического интеракционизма, описанной в предыдущих главах (Berger & Luckmann, 1966; Maines, 2000). Как следует из замечания Анджело Бальдовнно, в сознании любого человека, особенно оказавшегося в незнакомой среде, добрая часть «реальности» остается смутной. Поэтому мы подаем себя в такой манере, которая соответствует среде и нашим целям, а когда то же самое делают окружающие, и выковывается реальность. Следовательно, социальное взаимодействие предполагает «сложные переговоры». Большинство обыденных ситуаций подразумевает как минимум некоторое согласие относительно происходящего — отчасти потому, что люди распознают разнообразные статусы тех, с кем взаимодействуют. Но даже при этом они вынуждены поступать ожидаемым образом, чтобы сделать свой статус правдоподобным для других: профессор, которого, по общему разумению, полагается воспринимать серьезным человеком, должен и вести себя соответствующе (Ridgeway & Erickson, 2000). Конечно, участники событий спримут их по-разному — в меру своих интересов и намерений. Иными словами, в ходе любой интеракции каждый участник обладает чуть отличными представлениями о том, чем является «реальность». Даже самые слова, которые мы выбираем, отражают наше видение «поворота» событий. Материал, приведенный ниже в рубрике «Практическая социология», увязывает эту идею с языком, при помощи которого военные создают (или утаивают?) реальность. «Бывалые» То, что люди обычно называют «бывалым», показательно в отношении конструирования реальности. В своей автобиографии «Эти опасные улицы» Пири Томас вспоминает свой переезд в испанский Гарлем. Однажды, возвращаясь домой, юный Пири обнаружил, что ему преградил путь Ванеко, главарь местной уличной баи- 204 Часть II. Основы общества Глава 6. Социальное взаимодействие в повседневной жизни 205
— Послушай-ка сюда, мистер Джонни Гринго, — сказал Ванеко, растягивая слова. —Думай, парень, — велел я себе, — придумай, как сделать, чтобы тебя не запинали. —Я слышал, что у всех кули со 104-й улицы есть мужество, — сказал я. — Я в этом не уверен. Ты же знаешь, что полно улиц, где «команды» сплошь состоят из панков, которые и подраться-то не умеют один на один, а топчут тебя всем кагалом. Я надеялся, что это подвигнет Ванеко вести себя честно. Выражение его лица не изменилось. —Мы, может быть, считаем иначе. —Черт побери, парень, — мне надо было себя подбодрить, — я попал в переплет... —Я не с тобой говорю, — сказал я. — Там, откуда я прибыл, вожак есть вожак, потому что у него есть мужество, когда доходит до дела. Казалось, что Ванеко стало неловко. Он осознал мой упрек и чувствовал себя не в своей тарелке. Его парни таращились на меня. Теперь им было интересно не столько затоптать меня, сколько посмотреть, чем закончится наша беседа с Ванеко. «Ну», — таким был его ответ. Я знал, что победил. Конечно, мне предстояло драться, но я могу сражаться с одним человеком, а не с десятью или пятнадцатью. Если я проиграю, меня побьют, и если выиграю, меня тоже могут побить. Я позаботился об этом, сказав: «Я не знаю ни тебя, ни твоих парней, но они, по-моему, настроены мирно. Они не похожи на панков». Я намеренно вывел его из игры, сказав «они». Теперь его ребята были отдельно от него. Я подрезал его. Теперь ему придется драться со мной один на один, чтобы доказать свою крутизну мне, своим парням и, что самое важное, своей улице. Он вышел из унизительного положения и предложил: «На равных, Гринго?» (Thomas, 1967; р. 56-57). Эта ситуация обнажает драму — иногда деликатную, иногда жестокую, когда люди креативно выстраивают реальность. Но, разумеется, не каждый оказывается в такой ситуации на равных. Окажись поблизости полицейский, когда Пири и Ванеко намеревались драться, — и оба юноши могли угодить в участок. ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Играем в прятки: тщательно подбираем слова Военные организации тщательно выбирают слова, чтобы «спрятать» ужасы войны и выставить военные действия нужными и полезными. Вильям Лутц, профессор английского языка в Рутгерском университете, собрал образчики выражений офицеров США в период войны в Персидском заливе. Сравните представленную ниже военную терминологию с ее переводом. Передают ли эти военные обороты реальность или, по-вашему, изменяют ее?
Date: 2015-12-13; view: 438; Нарушение авторских прав |