Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная структура: руководство в повседневной жизни





21 октября, сХ.ошимин, 'Вьетнам. Этим утром мы покидаем корабль, минуем доки и направляемся в центр сХошимина, ранее известного как Сайгон. Пра­вительственные сотрудники службы безопасности лшшцт нам. из проема тя-,.,~.,..„,.™™^,, m^o^^itv P,ry*-,r,ivi k' п?падр. пппта поижиллаются десятки муж-


чин на особых, велосипедах, с ллаленькилли коляскалли, приделаннылли спереди, — вьетналлский эквивалент таксоллоторов. /Лье отллахиваеллся от них., но сле­дующие 20 ллинут уходят на то, что ллы ллотаелл головалли в ответ, на при­ставания, нескольких водителей, которые едут рядолл и уллоляют воспользо­ваться их услугалли. АА.ы решаелл пересечь улицу, но вдруг осознаелл, что вокруг нет ни запрещающих сигналов, ни светофоров, а улии,а представляет собой непрерывный поток велосипедов, ллотоциклов и ллаленьких грузовиков. Нто делать? /Лестные не выказывают никакого заллеилательства; они просто идут куда надо, ухитряясь не попасть под транспорт, который нелледленно заполняет пространство позади них. Оллешаться с движениелл? С ллалень-килли детьлли, сидящилли на закорках? Х>а, ллы поступаелл илленно так; илленно это срабатывает во ^ьетналле.

В любом обществе люди, когда они осмысливают обыденные ситуации, опирают­ся на социальные структуры. Как следует из описанного знакомства некой семьи с вьетнамским городом, мир может дезориентировать и даже испугать, когда его культурные нормы не соответствуют нашим ожиданиям. Итак, из чего же строит­ся наша повседневная жизнь?

Статус

Один из кирпичиков социальной структуры — статус (социальное положение, за­нимаемое индивидом). Социологи не употребляют слово «статус» в его обыденном значении «престижа», когда у президента колледжа «статус выше», чем у только что нанятого ассистента. Скорее, в организации колледжа статусами выступают и «пост президента», и «должность профессора».

В любой жестко ранжированной среде никакое взаимодействие невозможно без взаимной предварительной оценки социального положения участников. Поэтому у военных форма снабжена четкими знаками отличия, обозначающими их уровень полномочий. Не оцениваем ли мы друг друга во многом так же по ходу обыденных интеракций, отмечая приблизительный возраст человека, качество его одежды и манеры, из чего

м пмплпмм ргп гпммяпкипр ппппжрммр'?


Любой статус является частью нашей социальной идентичности и помогает определить отношение к другим людям. Как заметил один из основоположников социологии Георг Зиммель, «первым условием общения с кем бы то ни было... яв­ляется знание, с кем именно вы имеете дело» (Simmel, 1950; р. 307).

Набор статусов

У каждого человека есть несколько статусов одновременно. Набор таковых скла­дывается из всех статусов, которыми индивид обладает в данное время. Девоч­ка-подросток — дочь для своих родителей, сестра для своего брата, подруга для представителей ее социального круга и вратарь для членов ее футбольной коман­ды. Такие наборы статусов, точно так же как они ветвятся по многим направле­ниям, изменяются с течением жизни. Ребенок вырастает в родителя, студент ста­новится юристом; люди вступают в брак, чтобы стать мужьями и женами, иногда вновь оказываясь в одиночестве из-за кончины супруга или развода. Присоеди­нение к организации или нахождение работы увеличивают наш статусный набор; уход от дел уменьшает его. За свою жизнь индивиды приобретают и теряют де­сятки статусов.

Предписанный и достигнутый статус

Социологи классифицируют статусы с точки зрения того, как люди их получают. Предписанный статус есть социальное положение, которое индивид приобретает при рождении или потом — невольнов жизни. Образчиками таковых служат статусы дочери, кубинца, тинейджера или вдовца. Предписанные статусы — дело, в котором людям предоставляется небольшой выбор или его не дается вовсе.

Достигнутый статус, напротив, представляет собой социальное положение, ко­торое индивид занимает по своему выбору и которое отражает его личные способ­ности и успехи. В СШАтаковыми выступают статус студента-отличника, олимпий­ского чемпиона, супруга, компьютерного программиста или вора.

На практике большинство статусов предполагает некое сочетание предписан­ное™ и достижений. Это означает, что первые влияют на вторые. Людей, достига­ющих, к примеру, статуса юриста, наверняка объединяет предписанное преимуще­ство рождения в благополучных семьях. Лишним доказательством здесь выступа­ет и то, что многие менее желательные статусы — например, преступника или безработного — легче достигаются людьми, рожденными в бедных семьях.


Доминирующий статус

Некоторые статусы важнее других. Доминирующий статус тот, который, имеет особое значение для социальной идентичности и часто выстраивает всю жизнь ин­дивида. Для большинства людей им оказывается род их занятий, так как он многое сообщает о социальном происхождении, образовании и доходах. В отдельных слу­чаях быть «Бушем» или «Кеннеди» уже достаточно, чтобы оказаться в центре все­общего внимания.

В негативном смысле доминирующим статусом выступает и серьезная болезнь. Бывает, что лаже закадычные друзья избегают людей, больных раком или синдро-


200 Часть II. Основы общества


Глава 6. Социальное взаимодействие в повседневной жизни 201


 


Ролевые модели учат нас тому, что в нашем мире поистине любой человек может восприниматься

каким-то особым образом. В декабре 1955 г. водитель городского автобуса в Монтгомери, штат Алабама,

потребовал в согласии с требованиями закона от пассажирки Розы Парке встать и уступить место белому

человеку. Она отказалась и была арестована, с нее сняли отпечатки пальцев и затем оштрафовали на $14 за

правонарушение. Этот храбрый поступок побудил афроамериканское население Бирмингема бойкотировать

городские автобусы, что привело к отмене закона, дискриминирующего автобусных пассажиров

мом приобретенного иммунодефицита (СПИД), просто из-за самой болезни. В боль­шинстве обществ также ограничиваются возможности для женщин независимо от их способностей, в результате чего доминирующим статусом становится тендерная принадлежность (ср.: Webster & Hysom, 1998).

Иногда инвалидность выступает настолько доминирующим статусом, что такие люди воспринимаются окружающими лишь как страдающие недугом, в результа­те чего к ним не относятся как к полноценным личностям.

Роль

Второй составляющей социального взаимодействия является роль (поведение, ожидаемое от некого лица с определенным статусом'). Люди обладают статусом и исполняют роль (Linton, 1937b). Например, обладание статусом студента означа­ет, что такой человек будет посещать занятия, выполнять задания и в целом станет стремиться обогатить свою личность в процессе учебы.

Статусы и роли также зависят от культуры. В США «дядя» — это брат либо матери, либо отца. Однако во Вьетнаме братья по материнской и отцовской линии называются по-разному и имеют различные обязанности. Конечно, в каждом об­ществе фактическое исполнение роли различается в зависимости от личности че­ловека, хотя в некоторых обществах дозволяется большее индивидуальное выра­жение роли, чем в других.


Рис. 6.1. Статусный набор и ролевой набор

Набор ролей

Поскольку мы обладаем несколькими статусами сразу, повседневная жизнь ока­зывается смешением многочисленных ролей. Чтобы обозначитьряЭ ролей, закреп­ленных за отдельным статусом, Роберт Мертон (Merton, 1968) ввел термин роле­вой набор.

На рис. 6.1 показаны четыре статуса одного индивида, и каждый привязан к от­дельному ролевому набору.

Во-первых, как профессор женщина общается со студентами (роль учителя) и с другими учеными (роль коллеги). Во-вторых, будучи исследователем, она со­бирает данные (роль лабораторного ученого), которые использует в публикуемых трудах (роль автора). В-третьих, женщина обладает статусом «жены», выступая в роли супруги (наперсницы и сексуальной партнерши) по отношению к своему мужу, с которым разделяет хозяйственную роль. В-четвертых, она обладает стату­сом «матери», выполняя обычные обязанности по отношению к детям (материн­ская роль) и по отношению к школе и прочим организациям (гражданская роль).


Ролевой конфликт и ролевое напряжение

В индустриальных обществах большинство людей оперирует массой обязанностей, продиктованных их разнообразными статусами и ролями. Как могут подтвердить многие матери, родительские функции, равно как и работа вне дома, могут изма­тывать как физически, так и эмоционально. Социологи, таким образом, признают существование ролевого конфликта, т. е. конфликта между ролями, соответству-


202 Часть II. Основы общества


Глава 6. Социальное взаимодействие в повседневной жизни



 


Мы переживаем ролевой конфликт, когда нас «разрывает» между нескольки­ми направлениями, но мы стараемся отреагировать на многочисленные статусы, которыми обладаем. Иногда решаем «чем-нибудь поступиться». Например, хоро­шо известный человек может принять решение не участвовать в избирательной кампании, поскольку ее требования помешают семейной жизни. В других случаях некоторые люди не спешат обзаводиться детьми, чтобы выстроить карьеру.

Даже те роли, которые связаны с каким-то отдельным, единичным, статусом, способны налагать на нас взаимоисключающие требования. Ролевым напряже­нием называется напряжение между ролями, закрепленными за отдельным ста­тусом. Начальнику на заводе, быть может, нравится поддерживать дружеские отношения с рабочими. Но в то же время у него есть производственные задачи и ему приходится сохранять дистанцию, необходимую для оценки подчиненных. Иными словами, хотя серьезные проблемы возникают не во всех случаях роле­вого напряжения, бывает, что балансировать приходится при выполнении раз­личных ролей, закрепленных даже за одним-единственным статусом (Gigliotti & Huff, 1995).

Одна из стратегий сведения ролевого конфликта к минимуму состоит в том, чтобы «разложить свою жизнь по полочкам» так, чтобы исполнять роли, связан­ные с одним статусом, в определенное время и в определенном месте, а роли, соот­ветствующие другому статусу, — в совершенно иной обстановке. Знакомым при­мером этой схемы является решение «оставить проблемы на работе» перед тем, как отправиться домой, к семье.

Выход из роли

После того как Элен Роуз Фукс Ибо (Ebaugh, 1988) оставила жизнь католической монахини ради карьеры социолога в университете, она вышла из роли. Это процесс, когда люди расстаются со значимыми социальными ролями. Изучив ряд «быв­ших», включая экс-монахинь, экс-врачей, экс-мужей и экс-алкоголиков, Ибо вы­делила элементы, обычные для превращения в «экс-».


Процесс начинается, когда люди начинают сомневаться в своей способности и впредь выполнять определенную роль. Едва в их воображении возникают аль­тернативные роли, они рано или поздно приходят к поворотному моменту в сво­ей биографии и принимают решение начать новую жизнь. Однако даже на этом этапе прошлая роль, случается, продолжает оказывать влияние на наши жизни. «Экс-» не расстается с образом «Я», сформированным предыдущей ролью, ко­торый способен помешать построению нового «Я». Бывшая монахиня, напри­мер, может колебаться в решении, быть ли ей стильно одетой и делать ли мод­ные прически.

Кроме того, приходится перестраивать отношения с людьми, знавшими тех по прошлой жизни. Еще одной проблемой является научение новым социальным на­выкам. По признанию Ибо, например, монахини, которые начинают встречаться с мужчинами после десятилетий, проведенных в монастыре, часто бывают потрясе­ны, узнав, что сексуальные нормы весьма отличаются от тех, которые они знали,








Date: 2015-12-13; view: 532; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию