Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ресоциализация: тотальные институты





Последний тип социализации, оказывающийся опытом для более чем 2 млн амери­канцев, подразумевает помещение — зачастую, принудительное — в тюрьмы и пси­хиатрические заведения. Это особый мир тотального института — условия, в кото­рых люди изолированы от общества и ими управляет персонал администрации.

Согласно Ирвингу Гоффману (Goffman, 1961), тотальные институты отличают­ся тремя особенностями. Во-первых, персонал надзирает за всеми сферами повсед­невной жизни, включая места питания, сна и работы постояльцев (которые обыч­но называются «заключенными»). Во-вторых, среда тотального института абсо­лютно стандартизирована, отличаясь единообразными питанием, формой одежды и занятиями для всех. В-третьих, официальные правила и повседневные режимы диктуют, когда, где и как заниматься заключенным своими обыденными делами.

Такие режимные особенности тотальные институты преследуют ради одной цели — ресоциализации {радикального изменения личности заключенного путем тщательного контроля над окружающей средой). В тюрьмах и психиатрических заведениях заключенные физически изолированы за решетками и запорами, там тщательно следят за их доступом к телефону, почте и за контактами с посетителя­ми. Для заключенного такой институт превращается в целый мир, и персоналу проще добиваться долговременного изменения подопечного — или, по крайней мере, кратковременного повиновения.

Ресоциализация —двоякий процесс. Во-первых, персонал разрушает существу­ющую идентичность нового заключенного, используя то, что Гоффман называет «унижениями, деградацией, оскорблением и профанациями "Я"» (Goffman, 1961; р. 14). Заключенный, к примеру, должен отказаться от всякой собственности, вклю­чая одежду и средства личной гигиены, необходимые для сохранения неповтори­мого внешнего вида. Взамен персонал выдает людям единообразную одежду, кото­рая всех делает одинаковыми. Персонал подвергает вновь прибывших «умерщвле­нию "Я"», включая обыски, пострижение наголо, медосмотры и снятие отпечатков пальцев, а в дальнейшем — присвоение заключенному номера. Оказавшись в за­крытых стенах, люди отказываются и от права на личную жизнь, так как за ними постоянно следят надзиратели.

На второй стадии процесса ресоциализации персонал пытается образовать но­вое «Я» благодаря системе поощрений и наказаний. Обладание книгой, просмотр телепередач или право на телефонный звонок могут казаться чем-то совершенно естественным для людей, которые в этом не участвуют, но в жестких условиях


■J 94 Часть II. Основы общества


Глава 5. Социализация -| 95


 


тотального института эти элементарные права становятся сильнейшим поводом к тому, чтобы соответствовать общепринятым правилам. В конечном счете продол­жительность заключения обычно зависит от того, насколько хорошо заключенный уживается с персоналом.

Ресоциализация способна произвести глубочайшие изменения, но тотальные институты по-разному влияют на людей. Если некоторых заключенных считают «реабилитированными» или «исправившимися», то другие, бывает, изменяются мало, а третьи вообще озлобляются и напитываются враждой ко всем окружающим. Наконец, если принять во внимание длительный срок заключения, некоторые так и остаются вечными заключенными, не способными к самостоятельной жизни.

Но как же быть с нами, не относящимися к их числу? Что делает с нами социа­лизация — сокрушает ли она наши личности или обогащает нас?

Резюме

1. Социализация — это способ, благодаря которому индивиды развивают в себе человечность и обретают свою идентичность.

2. 100 лет назад люди считали, что поведение человека направляется в основ­ном, биологическим инстинктом. Сегодня мы признаем, что оно формиру­ется по большей части воздействием внешней среды, нежели наследствен­ности.

3. Неизменно пагубные эффекты изоляции от общества показывают, что опыт социального общения имеет решающее значение для человека.

4. Согласно модели 3. Фрейда, человеческая личность делится на три состав­ляющие: Ид воплощает в себе врожденные человеческие влечения (инстин­кты жизни и смерти); Суперэго представляет усвоенные культурные ценно­сти и нормы, а Эго являет собой образование, в котором борются требова­ния Ид и запреты Суперэго.

5. Жан Пиаже считал, что в развитии человека отражается как культурное со­зревание, так и растущий социальный опыт. Он выделил четыре стадии ког­нитивного развития: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкрет­ных операций и стадию формальных операций.

6. Лоренс Колберг применил подход Пиаже к моральному развитию. Сначала индивиды ценят правоту с доконвенциональной точки зрения, в согласии со своими индивидуальными потребностями. Далее, нормы традиционной мора­ли объясняют родительские установки и культурные нормы. Наконец, пост­конвенциональное мышление помогает людям критиковать само общество.

7. В качестве реакции на работу Колберга, опиравшегося на наблюдение толь­ко субъектов мужского пола, Кэрол Гиллиган открыла, что если мужчины полагаются на абстрактные стандарты правоты, то женщины черпают реше­ние своих проблем из взаимоотношений.

8. Согласно Джорджу Герберту Миду, социальный опыт порождает «Я», кото­рое он описывал как частично автономное образование (Г) и частично — на-


правляемое обществом (те). Хотя младенцы имитируют, «Я» развивается в простых и сложных играх, в итоге вбирая в себя «обобщенного другого». 9. Чарльз Хортон Кули употреблял термин «зеркальное Я», объясняя, что мы видим себя так, как, по нашему мнению, нас видят другие.

10. Эрик X. Эриксон выделил характерные вызовы, с которыми индивиды стал­киваются на каждом этапе жизни, начиная с младенчества и заканчивая ста­ростью.

11. Наибольшее влияние на установки и поведение ребенка обычно оказывает семья (самая первая среда социализации).

12. В школах дети знакомятся с социальной неоднородностью, там проявляет­ся обезличенная оценка их учебной деятельности.

13. Группы равных освобождают детей из-под надзора взрослых и в подростко­вом возрасте приобретают огромное значение.

14. Немалое влияние на процесс социализации оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. В США среднестатистический ребенок проводит у телевизора столько же времени, сколько расходует на посещение школы и общение с родителями. По результатам исследований установле­но, что агрессивное поведение маленьких детей связано с телевидением и ви­деоиграми.

15. Каждый этап жизненного пути — детство, юность, зрелость и старость — со­циально сконструированы так, что зависят от специфики общества.

16. Люди, живущие в странах с высоким уровнем доходов, до наступления ста­рости обычно стараются не задумываться о смерти. Для пожилых принятие смерти является частью процесса социализации.

17. Тотальные институты — тюрьмы и психиатрические больницы — пытаются ресоциализировать заключенных (радикально изменить их личности).

18. Социализация демонстрирует власть общества над формированием наших мыслей, чувств и поступков. Однако, будучи людьми, мы способны отвечать на это, формируя как себя, так и наш социальный мир.

Основные понятия

Группа равных — социальная группа, члены которой имеют общие интересы, со­циальное положение и возраст.

Дооперациональная стадия — термин Пиаже, обозначающий уровень развития человека, когда индивиды впервые начинают использовать языковые и другие символы.

Зеркальное «Я» — термин Кули для обозначения образа «Я», основанного на на­ших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других.

Ид — выдвинутое Фрейдом обозначение основных драйвов человеческого су­щества.

Когорта — группа людей, выделенная по какому-то общему признаку, обычно — по возрастному.


1 96 Часть II. Основы общества


Личность — отчетливые постоянные образцы действия, мышления и чувствования индивида.

Обобщенный другой — термин Джорджа Герберта Мида, обозначающий широко распространенные культурные нормы и ценности, которые мы используем в качестве системы координат для оценки самих себя.

Опережающая социализация — научение, помогающее индивиду достичь желае­мого положения.

Ресоциализация — радикальное изменение личности заключенного путем тща­тельного контроля над окружающей средой.

Сенсомоторная стадия — термин Пиаже, обозначающий уровень человеческого развития, когда индивиды воспринимают мир только чувственно.

Социализация — социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которо­му индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру.

Средства массовой информации — обезличенные средства коммуникации, адре­сованные огромной аудитории.

Стадия конкретных операций — термин Пиаже, обозначающий уровень челове­ческого развития, когда индивиды впервые воспринимают причинные связи в своем окружении.

Стадия формальных операций — термин Пиаже, обозначающий уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически.

Суперэго — термин Фрейда, обозначающий культурные ценности и нормы, интер-нализированные индивидом.

Тотальный институт — условия, в которых люди изолированы от общества и управ­ляются административным персоналом.

Эго — предложенное Фрейдом обозначение сознательных усилий индивида, на­правленных на уравновешивание врожденных позывов к поиску наслаждения с требованиями общества.

«Я» — термин Джорджа Герберта Мида, обозначающий ту часть личности инди­вида, которая состоит из самоосознания и образа «Я».

Вопросы для размышления

1. Чему учат нас случаи изоляции от общества относительно важности для че­ловека социального опыта?

2. Сформулируйте два аспекта спора о роли наследственности и окружающей среды. В каком смысле человеческая природа и влияние среды не противо­речат друг другу?

3. Всем нам случалось видеть, как маленькие дети закрывают лицо руками и восклицают: «Меня не видно!» Они думают, что если они вас не видят, то и вы их тоже. Как такое поведение связано со способностью малышей «при­нимать роль другого»? Может ли родитель рассчитывать, что маленький ребенок «увидит вещи с его, родительской, точки зрения»?

4. Какие темы являются общими для воззрений Фрейда, Пиаже, Колберга, Гил-лиган. Мила и Эпикг.оня? В чем отличаются ну тсопии?


ГЛАВА 6

Date: 2015-12-13; view: 1270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию